|
Земля — живой организм, горы — это шрамы на ее лице, полученные за долгие годы, столетия, тысячелетия жизни, а шрамы, как известно, украшают…
Этот рассказ, как и предыдущий, написан моей супругой. И если вы помните, то в прошлый раз все закончилось обещанием вернуться на плато Укок.
Итак, 10 июля, снова в путь, на этот раз мы не одни, к нам присоединились друзья из Омска на Пыжике, к тому же, возможно, к непониманию многих, наша зоокомпания неожиданно удвоилась.
Планы таковы: сначала на Укок. Андрей и Марина уже делали самостоятельную попытку прорыва в зачарованное царство, но не все у них сложилось, затем Софийский и, на закуску, Талдуринский ледники. Надо сказать, что впервые планы почти не подверглись корректировке ни погодой, ни обстоятельствами.
Встретившись утром 11 июля (думаю, дальше обойдусь без дат) с омичами на базе возле Барангола уговорились заночевать в Акташе и разъехались в разные стороны: ребята, традиционно, по Чуйскому, ну а мы штурмовать Ороктойский перевал.
Ну, скажу вам, грязи предостаточно в подьем! Прошедшие ливневые дожди так развезли дорогу, что она перестала быть таковой. Были удивлены едущим на встречу «Кайроном», который попался нам среди подъема, возвращавшимся назад с оборванными подкрылками и оторванными порогами (потерю порога в горячке парень и не заметил). Водитель был переполнен адреналином и мог выражаться только на великом и могучем, с трудом поняли, что он поднялся наверх, а спуск его просто ужаснул настолько, что он рванул назад тем, прямо скажем, непростым путем, что и поднимался. Мы задумались, вроде по отзывам та часть, что должна привести нас в Нижнюю Талду, описывалась как легкий и почти приятный спуск, чего же он испугался-то настолько? Напряглись, едем, вернее активно грязь месим, все думаем, как же бедный «Кайрон» здесь поднялся-то, герой просто?!
На одном из участков подъема столкнулись с неожиданным явлением: стоим вроде бы под уклон вниз, а ручеек в колее течет нам навстречу вверх. Вот такой вот обман ощущений.
Здесь же обнаружился оторванный порог.
Не засекли время подъема, по ощущениям, очень долго шли в перевал, и вот, наконец, мы вверху, в небольшой просвет между деревьями открывается очень красивый вид с перевала, здесь же привал у парней на квадриках, они нам навстречу, у них еще все впереди, вид серьезный и сосредоточенный, видимо, тут не впервые. Дальше говорят все просто, почти «шоссе».
Спуск действительно спокойный и ровный, мы так и не поняли, чего же так испугался водитель «Кайрона». Однако уже вечереет, шестой час, и уже в самом низу навстречу в подъем идут сначала две машины, явно не готовые к этому перевалу туристы, через пару километров группа подготовленных джипов. Удачи им, нам показалось, что поздновато они направились в этот путь, первой паре скорее всего придется ночевать в дороге.
Уже к ночи остановились на базе «Чуйская долина», очень понравились хозяева, да и сама база.
Утром, выясняется, что погода идеальная, на небе ни облачка, принимаем решение подняться на акташский рудник и полюбоваться Северо-Чуйским хребтом, после обозреть традиционные водопады в Чибите и сходить вечерком на голубое Гейзеровое озеро возле базы.
Ожидания нас не обманули, ясное небо позволило увидеть нам Северо-чуйский во всей красе, да еще и показало нам Белуху, раньше нам не удавалось ее разглядеть!
Удивительной красоты зрелище открывается, сложно оторваться и возвращаться вниз, в голову сами собой приходят разные возвышенные мысли, и уходить определенно не собираются. Это горы, это Алтай, у меня тут всегда так, накатит и разбирайся потом со смыслом жизни и прочими материями :-).
Ну, вниз все равно надо, закончим медитацию на Укоке.
Водопады, не знаю их названий, вполне пристойны для такой близости к трассе, мы здесь уже были несколько лет назад, дети захотели обновить впечатления.
Ну и к концу дня добрались до Гейзерового голубого озера. Необычное зрелище, действительно, как живое, будто дышит, слушает, вздыхает...
Утром двигаем в сторону плато с четкой целью — только не остаться на ночевку на Теплых ключах. Надо сказать, на этих источниках мы уже застревали пару раз, и опять тут ночевать в намерения никак не входит. Информацией еще с Акташа нас снабжают разной, но все сходятся на том, что на перевале лежит уже давно большой камень и его еще не убрали, так что по нему хода пока нет. Так как в наши планы входит не Теплый ключ, а верхний перевал, то наши надежды не угасают. По дороге заезжаем на стоянки в поисках Бараша на всё компанию. Однако, с этим сложности, в этом году на Укоке было прилично снега и наст и погибло много скотины на зимовьях, на двух стоянках просто отказались продавать, с трудом, с четвертой попытки удача нам улыбнулась и мы едем с мясом.
Но времени потеряно много, ночевки не удается избежать никак. Тут же выясняется, что верхний перевал полностью в снегу и подъем по нему отпадает, однако камень с Теплого только убрали и туда поднялись погранцы на Уралах и три Уазика. И все, назад пока никого не было и наверху тоже лежит снег. Пройдем — нет, непонятно.
В прошлогоднем отчете мы описали подробно путешествие на Укок, т.к. оно было главной целью, поэтому здесь кратко опишу дорогу, и не буду утомлять повторами.
Ночуем, тщательно пакуемся и идем в подъем, навстречу спускаются «Уралы» с пограничниками и утопленным «уазиком» на сцепке, получается, из туристов мы вроде первые в этом году (14 июля). Судя по следам на дороге, похоже, что так.
Наверху лежит снег, объезд выглядит круто: грязевой курумник, адреналиновый впрыск обеспечен. Пробуем пробиться ходом через снег, его толщина не позволяет этого сделать, весь день копать тоннель тоже неохота.
Приходится лезть через месиво, созданное «Уралами». Я без оптимизма, тем более, что Пыжик пониже, мужики постояли, репу почесали выбирая траекторию, и прошли зрелищно и без потерь.
После спуска Барбос заявил, что если не будут приняты меры, дальше поедем без кардана. Два болта утеряно. Ремонт — срезало резьбу на болтах крепления кардана к флянцу раздатки. За неимением болтов с нужной резьбой, были подобранны и насильно внедрены аналогичные по размеру.
В 2012 году после многодневных дождей мы имели достаточно высокие броды и прилично воды в болотах, больше сложностей не было.
В этом году картина совершенно другая: броды мелкие, болота неглубокие, однако много грязевых мест и главная засада возле Гусиного озера. «Уралы» поспособствовали, скучать не пришлось, однако не сели нигде ни разу.
Ночевали там же, на слиянии Ак-Алахи и Калгуты, следов пребывания кого-либо ранее не найдены. Погода по-прежнему отличная, балуем себя шашлычками, ночью любуемся звездным великолепием.
Думали добраться до озера Белое и озера Кальджин-коль, бензином запаслись вроде, однако, дорога сожрала много, средний расход зашкалил за 30. Белое, таким образом отпало, покатались денек по окрестностям, озерам.
Здесь ничего не изменилось, ощущения почти как в прошлом году, но уже конечно нет новизны, но есть узнавание теперь уже любимого места. Ну, хватит лирики, тем более что под утро пошел дождь.
Приняли решение сниматься, пока не развезло, у нас в планах возвращение через перевал Жумалы. Дождь весь день. Возле Гусиного озера все же залип Барбос, пришлось дергать взад и пробовать вновь — прошли.
Возле брода у Аргамджи встретили местных рыбаков, которые настойчиво рекомендовали пока не соваться через Жумалы, почти час нас уговаривали и уговорили, возвращаемся тем же путем.
Кстати, снег на перевале за эти три дня уменьшился значительно, настолько, что водители Красноярского патриота и лендровера прорыли дорогу, по которой все и пошли. Спасибо им!
Отдыхать поехали уже на базу перед п.Джазатор.
Два дня жары, шашлыков, бараньего супчика, чистоты и блаженства. Хотя это для нас и детей, мужики занимались ремонтом (традиционно лопнули крепления багажника на Барбосе).
Кстати, Бараш оказался настолько хорош, что не написать про него просто невозможно, оказывается, баранина может просто таять во рту!
Мы с Мариной омолодились в пантовых ваннах, мужчины решили оставить свой возраст при себе. Поднимались в хозяйство, все идеально, ванну готовят индивидуально, прямо при тебе, стоимость 400 рэ. Запаслись пантогематогеном. Поскольку здесь очень небольшая туристическая нагрузка, есть надежда на то, что кровь действительно маралья, а не баранья, и панты настоящие.
Отдохнули и в путь!
Путь в Кош-Агач оказался непрост — на 63 км от поселка в сторону Джазатора слетела с трассы легковушка с двумя местными из Чемала.
Водитель серьезно пострадал, травма черепа и, возможно, что-то еще, ни встать, ни перевернуться не может, хоть в сознании. «Тойота» в хлам. Машины наши забиты битком, связи нет, раненого надо тем не менее везти как-то. Уложили на заднее сиденье, как он бедный дотерпел при такой тряске, не знаю, мы боялись всю дорогу его потерять, он несколько раз отключался. Пограничники вызвали нам навстречу скорую, уже около поселка она нас перехватила, ДОВЕЗЛИ!
Такие события хорошего настроения не придают....
Однако, отдыхать надо дальше. Впереди Софийский ледник. Дорога очень красивая, виды шикарные, фотоостановок без счета.
Проехать можно аккуратно и на машине типа Toyota Sprinter Carib, паркетникам вообще спокойно (прошу не воспринимать это как руководство к действию, ситуация постоянно меняется, тем более что это рассуждения людей, передвигающихся на автомобиле типа УАЗ).
Главный сюрприз поджидал нас именно здесь, из-за этого, собственно, и писался этот отчет. Сбылась многолетняя мечта мужа, мы повстречали стадо верблюдов!
Может, это кому и обычно, но для нас это было неожиданно и удивительно. Мы знали, что они есть, что есть где-то на Укоке, но не привелось, а вот здесь, когда и не ждали, вот они, необычные и странные, целое стадо, настороженные, сбились в кучу, в центре верблюжата. Вот вроде, ну что, верблюдов что ли не видели раньше, от чего такой восторг, но эта встреча в столь необычном месте между двумя грядами гор на высоте почти 2 200 оказалось очень радостной. Не для них, конечно. Фотосессия заняла не меньше часа.
Доезжаем до поляны с юртой и баней, проезжаем еще метров 200, все, дальше только пешком, но это завтра. Встали под холмом у р. Верхний Тураоюк, как можно правее, там костровище.
Как выяснилось позже, встали на покосах, и вообще нарушили все, что только можно, видимо, уже одним своим присутствием. Претензии на следующий день пришел предъявлять, как он выразился, «собственник» всего здесь аж до самых ледников. И сами ледники, видимо, тоже его собственность. На самом деле он инспектор, как мы поняли, несколько раз просили его представиться, он так и не сделал этого, тыкал в нос книжечкой, в которой по его словам все наши нарушения перечислены, а это инструкция для инспекторов, смешно, ей Богу. Вел себя некрасиво, лазил везде. Если бы в лагере никого не было, несомненно, шарил бы и в палатках, и в багажнике наверху, а так как Андрей с полдороги вернулся, то только фотал все, причем подкладывал спиленные кем-то деревья к костру, нудел больше часа, что много нарушений, грозил судом, и т.д. 800 рублей в корне изменили ситуацию, сразу уехал инфицировать кого-то еще, а нарушения, видимо, перестали таковыми быть. Собственно, в чем они, мы так и не поняли, дрова у нас свои с собой, мусора никакого не оставили. Настроение попортил.
О тропе на ледник и о леднике: мы пошли по левому берегу реки, сначала тропа очень хорошая, мы с детьми и собаками, кошки лагерь караулить остались.
Километра 4 идти легко и приятно, потом начинаются курумники, идти можно, потом курумники с камнями покрупнее, и они не очень устойчивы, собакам идти тяжело стало, а еще столько же назад.
Но ледник уже, кажется совсем близко, дойти очень хочется. Андрей со своим коленом с полдороги вернулся и вовремя, и пережил описанную выше встречу с нудящим инспектором. После того как ребенок в очередной раз оступился на качающемся валуне, а Мульта застряла между каменюками, решили сдаться и доверить достижение цели одному папе, а самим подождать его возвращения. Как выяснилось, не зря, папа сообщил, что собаки в любом случае не дошли бы и дети вряд ли.
Сложилось впечатление, что идти лучше по правому берегу, там морены без курумника, перейти реку можно на середине пути и назад возле озера. В следующий раз, если он будет, так и сделаем.
После возвращения пропала Мультяша. Вот только была и исчезла.... все обошли, вернулись на пару километров назад в сторону ледника, на несколько километров вперед, побегали по моренам, ну нету. Пошел дождь, стемнело, местный перед отъездом успел сообщить, что по ту сторону реки волки, но пока вроде на эту не заходили. Настроения упаднические, дождь полил всерьез
Вернулась поздно, сильно хромает, грязная, где черти носили? Залезли все в палатку, пьем водку за возвращение блудной суки, отходим.
Отъезд, верблюдов уже нет, так что едем быстро.
Дорога на Талдуринский не так проста, скучать нифига не приходится, паркетник доедет только до брода через Джело.
Мы тоже с разбегу не рискнули, сильное течение забрасывает массу воды в борт + глубина. Патриоту под арку.
Мужики опять чешут репу, мозг щекочут и в итоге глушим пыжа и едем в сцепке. Удачно. Направо уходит перевал Карагем, оттуда видно Белуху, нам же прямо.
Дальнейшая дорога одновременно и живописна и непроста. Болота, не простые броды, грязь с камнями. И очень красивые виды с подъемов.
Последний брод не приглянулся, река разбивается на несколько рукавов, глубоко, и дорога уходит в резкий подъем с уклоном. Пробуем проехать справа, по болоту в надежде найти альтернативу и она есть, буквально через 200 метров выше по течению мелкий брод, позволяющий миновать дальнейший подъем. Болото проходимо вполне. Дальше все в том же духе, не расслабишься.
В поисках стоянки форсируем еще одно болото с грязью, здесь только что сидел «Хайлюкс» из Красноярска, выкопался и встал здесь же на ночевку, мы еще метров через триста, дальше мест подходящих нет. Дрова здесь в избытке, что кстати, а то свои закончились.
На реке лежит лед, местность выглядит сурово, ледник виден как на ладони, что чистый обман, до него еще очень далеко.
Из-за дождя, идущего всю ночь и утро, выход к леднику совсем припозднился и практически сразу закончился неудачей: идти надо по руслу, постоянно перебродить реку, вода высокая, еле болотников хватает, пришлось развернуться назад, ноги сильно промочили в ледяной воде.
Покорять ушел опять только папа, вернулся через пару часов, тоже не дошел до цели. Значит, мы здесь не последний раз.
После двух ночевок вода прилично упала, и путь назад чуть упростился, но грязи меньше не стало.
Вообще, конечно, хорошо, когда есть единомышленники, в две машины везде чувствуешь себя уверенней и, конечно, веселее. С Андреем и Мариной очень комфортно путешествовать, ребята веселые, терпеливые, компанейские, наш табор не каждый, думаю, вытерпит.
Пришло время расставаться, это всегда непросто, последняя совместная ночевка на базе в Акташе, последний завтрак в кафе мантами, и мы прощаемся и с омичами, и с Алтаем. Так мы думали, по крайней мере. Однако уже в пути опять возникли проблемы с карданом, и, чтобы он не пропорол нам пол на ходу, пришлось красться 50 км/час довольно долго. Искать ночлег в районе Барангола поздно вечером дело, скажу вам, тухлое, мест или нет, или решительно не подходят нашему зверинцу. В итоге сняли целый огромный многономерной дом с удобствами, но еще в процессе строительства и обустройства, благо, туалет работал, где-то у черта на куличках, даже не помню, как деревня называется. Зато чистые постели дали.
Утром ремонт в Майме (замена флянца раздатки и болтов), и уже окончательно прощай, Алтай, будем надеяться, до следующего года... К ночи будем дома...