|
Давно мечтали съездить в Крым. Но все как-то не получалось и откладывалось на следующий год. На поезде получалось слишком дорого, а на машине опыт поездок был слишком мал, и мы никак не решались выехать за пределы России.
После первой нашей поездки в Геленджик, описанной здесь, мы на следующий год съездили в Архипо-Осиповку, в прошлом году отдохнули в Лазаревском с посещением большой Олимпийской стройки под названием Сочи.
И вот, наконец, мы решились! Планы начал строить еще зимой. Было прочитано много отзывов и рассказов, в том числе на дромовском сайте. Строил потихоньку для себя дорогу, отмечал важные моменты и перенимал опыт других туристов. С Украиной и пересечением ее границ много помог сайт А. Дыбова. Очень много полезной информации. Еще, читая отзывы туристов о поездке на Украину, часто встречал рассказы о Киеве. Никогда не интересовался этим городом и даже не думал, что когда-нибудь туда поеду. Но красивые фото и положительные отзывы отдыхающих сделали свое дело. Поговорил с женой о данном ответвлении от первоначального маршрута, с заездом в Киев. Она была не против. Стал строить новый маршрут. Крюк получался не очень большой, но заехать в Киев уже стало обязательной задачей. Большинство туристов по дороге от Казани до Киева прокладывали путь через Москву, либо сворачивали неподалеку от нее. Данный маршрут меня вообще не устраивал. Других внятных путей и описаний дорог я больше толком не нашел. Пришлось прокладывать маршрут самостоятельно и ехать на ощупь. На мои вопросы на форумах о поездках по данному маршруту я ответа так и не получил. В общем, обо всем по порядку.
Итак… Нас трое. Я водитель и идейный вдохновитель, моя жена штурман, которой мы значительно облегчили задачу, купив-таки за неделю до отъезда навигатор, и наш семилетний сын. Наш железный друг «Опель-Астра» 2012 года, который уже был удачно испытан нами в прошлом году при поездке в Лазаревское. Из оборудования также был антирадар, видеорегистратор. Из вещей, все только самое необходимое. Вещи, деньги, карточки, лекарства первой необходимости, карты по маршруту, распечатанные из интернета. Также были сделаны легкие заготовки для перекуса в дороге, бутылок 5-6 полторашек минеральной воды и кофе в термосе. Также купили жвачек, леденцов, карамелек. Авто накануне прошло очередное ТО. Так что все готово к поездке.
Жизнь опять внесла свои коррективы. Планировали мы отпуск в июле (как раз на время проведения Универсиады), а отпуск дали в июне. Боялся, что море в июне еще будет холодным. Но выбора нет, в июне, так в июне. Все, что ни делается, все к лучшему.
Маршрут был проложен следующим образом: Казань—Нижний Новгород—Муром—Рязань—Тула—Орел—Железногорск —Киев.
Выезд состоялся в воскресенье 9 июня в 3:50 утра. Вот в чем первое преимущество июня, в это время уже вовсю светло. Бензина в баке чуть больше половины. Заправлять до полной не стал. Стартуем!
Это мы на старте путешествия.
Первая часть пути: Казань—Нижний Новгород
По М-7 от Казани до границы Чувашской республики дорога хорошая, в основном по две полосы в обе стороны. Настолько хорошая, что именно здесь, в утренний час, уверенный в отсутствии гибддшников и их камер я поймал свой первый и единственный штраф на 300 рублей. Пришла мне эта дорогая фотка уже по приезду домой. Опять взнос в татарстанскую казну. Казну других областей и районов я в этой поездке не пополнял и тем более отдельных представителей властей.
Как только началась Чувашия, начались ремонтируемые участки дорог. Кругом ограничения скорости и обгона. В некоторых местах организовано реверсивное движение в объезд ремонта. Повезло, что проезжали этот участок дороги ранним утром, и машин было мало. Проехали достаточно быстро. Но днем здесь наверняка собираются большие пробки.
В начале Нижегородской области тоже ремонтные работы и новый красивый мост через реку Сура, о котором навигатор не знал и истошно орал, что мы едем не туда и находимся где-то в поле. А в конце от депрессии и вовсе завис. Пришлось приводить его в чувство перезагрузкой.
Дорога до Кстово ничем особенно не запомнилась. Качество асфальта на «4-» из 5. Трафик свободный. По пути долил 30 литров бензина по 27,90. В Казани, кстати, заправлялся за 25,50 руб.
Ближе к Кстово стали просыпаться блюстители дорог и караулить обгоны через сплошные. Таких постов достаточно много, так что будьте осторожнее. А ближе к Нижнему Новгороду дорога вообще исчезла и появилось нечто подобия. Десятки километров ужасной дороги и мы сворачиваем с федеральной трассы на Муром.
Объезжая город огородами выехали на более менее нормальную дорогу. Но местами встречались плохие участки дорог и обилие гайцев, особенно в районе Ворсмы. Ближе к Мурому дорога стала хорошей.
Время 11 часов. Въезжаем в Муром и делаем планируемую остановку возле Троицкого и Благовещенского монастырей. Город старинный и красивый. Очень много достопримечательностей. Проводим небольшую самостоятельную экскурсию.
Там же делаем легкий перекус из того, что взяли из дома, прямо на берегу Оки. Ходят люди, некоторые поглядывая на нас с интересом, но нам все равно. Ехать никуда не хочется. Нам и здесь хорошо.
Нужно ехать дальше. В планах доехать до Орла, а это еще больше 600 км и проезд через два крупных города насквозь.
В час дня выехали из города по направлению к Рязани. Но в душе этот город остался. Обязательно постараемся сюда вернутся еще раз и осмотреть его тщательней.
Следующая часть пути: Муром—Рязань
Дорожное покрытие на этом участке на 4, где-то со знаком «+», где-то со знаком «-». Гаишники встречались при выезде из Мурома, но потом исчезли. Машин очень мало, а фуры вообще отсутствовали. Дорога 1х1, большой лесной серпантин и много деревень, в большинстве которых основной достопримечательностью являются дорожные знаки об их наименовании. Стоят 5-6 полуразрушенных домов по обе стороны дороги и на этом деревня заканчивается. Увязался на этой трассе за местным. Ехал с удобной для меня скоростью 90-120 км/ч, при проезде данных деревень снижал скорость на 10-20 км/ч. А были и такие деревни, в которых красовались храмы и церкви.
В пути нас встретил проливной дождь. Слава Богу, он нас так и не смог догнать, только немного намочив ветровое стекло и объектив фотокамеры.
Так за три часа доехали до Рязани преодолев 250 км, наслаждаясь музыкой, обществом и дорогой. Навигатор нас верно ведет по заранее скаченным и распечатанным картам из Яндекса. Начинаем все реже с ними сверяться, доверяя дорогу ему. Но все же наученные опытом других туристов, всем советую ставить точки маршрута не больше 300-400 км, ну или по основным большим городам. Мы все же на этом попались, полностью доверившись навигатору. Но об этом позже.
В 16 часов въехали в Рязань. Планировали заехать по пути в местный Кремль, но дождик продолжал временами лить, стало холоднее, да и время уже поджимало. Не хотелось ехать поздней ночью по неизвестной нам дороге.
Еще дома, планируя дорогу, примерно рассчитал, какую дистанцию мы сможем преодолеть. В планах было доехать до Орла. Это чуть меньше 1 200 км от Казани. В среднем столько мы проезжали в предыдущих трех поездках. Я в инете нашел отели в разной удаленности друг от друга примерно в 200 км и их телефоны. Ну и, проехав Рязань, поняли, что Орел мы должны сегодня проехать, и, подобрав соответствующую гостиницу, позвонили, чтобы забронировать номер. Девушка записала нашу фамилию и примерное время приезда, пообещала, что номер будет за нами.
На выезде из Рязани долили еще 30 литров и поехали в сторону города пряников и самоваров. Дорога стала чуть тяжелее, и машин стало больше. Да и навигатор нас повел немного не той дорогой.
Трасса: Рязань—Тула
Дорога, которой планировали ехать.
Участок дороги от Рязани до Михайлова ремонтируют, но мы, по крайней мере, попали в момент, когда ее полностью сломали. Т.е. асфальта нет, едем по неизвестно чему. В Михайлове, как мне показалось, был перекресток на Венев и Москву, но мы покорно послушались навигатор, сосредоточенные на обгоне появившихся откуда не возьмись многочисленных фур. Только потом я понял, что мы поехали немного не туда. Но я был подготовлен и знал, что с федералки потом будет съезд на Венев.
Федеральная трасса говорит сама за себя. М5 «Каспий» очень загружена. Фуры колоннами едут в обе стороны. Дорога 1х1, временами появляются дополнительные полосы для обгона, где легковушки устремляются обогнать грузовики и друг друга. Но в конце обгона, в начале сплошной, вновь упираются в колонну грузовиков.
Вскоре навигатор увел нас с федералки на Венев. Сама дорога нормальная, немножко узковата, машин очень мало. Перед самим городом Венев дорога разбита в хлам. Некоторые ямы, мне казалось, были больше моей машины. На этих участках дорог мы потеряли очень много времени и промежуток чуть больше ста километров ехали почти два часа.
Тулу проехали спокойно, вечерним воскресеньем машин мало. Глядели по сторонам и только женский голос из навигатора, напоминал нам, что скоро или прямо сейчас нужно повернуть. Город действительно самоваров и пряников. Повсюду реклама и магазины продающие данные товары. Останавливаться не стали — движемся на Орел.
Трасса: Тула — Орел
От Тулы до Орла идет федеральная трасса М2. Движение вновь стало плотным. Дорога также 1х1, но очень широкие асфальтированные обочины. И тут меня заинтересовали обычаи езды по местным дорогам. Водителем я стараюсь быть законопослушным. Еду по своей полосе за газелью 80-90 км/ч. Сплошная. Да и обогнать нет возможности, беспрерывно идет встречка. Сзади догоняет машина и активно моргает фарами: «уступи». Я невозмутимо еду дальше. Еще с женой обсудили, что там за придурки. Наконец они нас обгоняют. Чуть уезжает вперед и начинает сбавлять скорость, так чтобы я их догнал. Догоняю и она уходит на обочину давая мне дорогу. В общем, я все понял. Здесь обычаи так ездить. Едешь спокойно по полосе, тебя догоняют, моргают дальняком, по возможности съезжаешь на обочину, уступаешь, возвращаешься. Потом я стал и сам так ехать. Как говорится «с волками жить…»
Все это расписано на целый абзац, но произошло все это буквально за несколько минут. И дальше мы двигались в таком же темпе. Конечно, нужно быть очень аккуратным двигаясь по данной дороге. Во-первых, уступая дорогу, нужно прозревать обочину на несколько сотен метров, потому что могут появиться препятствия в виде отбойника, либо припаркованного авто. Во-вторых, очень беспорядочное движение в неизвестном количестве полос. Несколько раз приходилось ехать по обочине, уступая встречным машинам, идущим спокойно по встречке на обгон. Ничего экстремального тут нет, если быть очень внимательным.
В таком темпе мы проехали 200 км за два часа. Фуры встречались, но они беспрепятственно пропускали дорогу. Сама дорога хорошего качества, на твердую «4».
Сразу за объездной Орла мы сворачиваем с трассы и подъезжаем к гостинице. Время, почти 10 вечера, на улице еще достаточно светло. Вот и второй плюс поездки в июне.
Номер, как и обещали, нас ждал. Диван, раскладывающееся кресло для сына, кондиционер, ТВ, удобства и душ в номере. Нет чайника и соответственно кипятка для чая. Но внизу есть нечто подобия кафе, где даже можно перекусить. Есть мы не стали, но горячий чай взяли в номер. А утром попили кофе. Спали крепко, никто не мешал, не галдел. Гостиница понравилась.
Решили долго не спать. В четыре утра мы уже выехали в сторону границы с Украиной. В Орле в это время еще было темно.
Трасса Орел—Троебортное (граница с Украиной)
Дорога от Орла до поворота на Железногорск хорошая. Как только съезжаешь с М-2, вновь вспоминаешь дураков, которые обеспечивают нашей стране эти дороги. Хорошо, что начало светать и было очень мало машин, можно было спокойно маневрировать между ямами и кочками и, естественно, ремонтируемых участков дорог. Интересное наблюдение мы сделали, пока ехали по дорогам России и чего не встретили на Украине. По дорогам стоят знаки «Ремонт дороги», соответственно ограничение скорости и запрещение обгона. Но, наверное, в одном случае из пяти действительно идет ремонт. В остальных случаях это оставленные знаки (ну и, соответственно, блюдущие их беспрекословное выполнение гибддшники) после ремонта, либо ремонт предвидится в ближайшие годы, но знаки-то поставить надо.
После Железногорска дорога стала лучше. Т.к. авто уже проголодалось, здесь же залили полный бак и рванули в сторону границы, где в 6:20 мы встали в очередь из 5-7 машин в каждом из двух рядов на российской стороне границы. Здесь мы долго торчали в очереди. Очень медленно проходил досмотр впередистоящей пассажирской газели. Прошел час, когда дошла наша очередь. Посмотрели багажник, проверили документы. Пограничник за окошком забивая данные в ПК (либо проверяя их, я не знаю, что они там делают) вдруг весело обратился к нашему сыну:
— Привет, Леха! Куда едешь?
Лешка засмущался и выдал:
— Не знаю.
Пограничник засмеялся и мы тоже. Вот так весело закончилось прохождение русской границы, поехали к украинской. Конечно, первый раз границу проходить диковато. Не знаешь, куда идти, что делать, у кого спросить. Нигде толком ничего не написано. Все делаешь по наитию. Подъехали к шлагбауму, стоит будка. Взял документы, пошел выяснять, что к чему. Выдали эмиграционные карточки для заполнения. Ничего сложного в их заполнении нет. Опять же в этом нам помог сайт Дыбова. Взамен заполненных, нам дали от них корешки и талон в зеленый коридор.
Кстати говоря, гринкарту мы оформили еще дома. 540 руб. на 15 дней. Везде писали, что на границе она будет стоить дороже. Но в результате стоимость оказалась такой же. Но все равно хорошо, что мы оформили ее раньше и не заморачивались с этим на границе.
Подъехали к украинской таможне. Подошел мужчина в форме, заглянул в салон, попросил открыть бардачок, багажник. Спросил про оружие, наркотики. Я, естественно, все это оставил дома и мне с ним поделиться было нечем :). Опять забили наши данные в компьютер и отпустили. На все ушло чуть меньше получаса. Никто ничего не просил. Все достаточно быстро, сотрудники вежливые.
И вот мы на Украине!
Трасса: Троебортное (конкретнее от границы)—Киев
Трасса на этом участке до поворота на М-01 двухполосная, хорошего качества, почти пустая.
Изредка встречались посты ДАИ, но нами никто не интересовался. Но мы, в общем-то, и не нарушали. На Украине за превышение допустимой скорости меньше чем на 20 км/ч законом не карается. Вот и старались ехать не больше 110. Конечно, ехать столь длинный участок (больше 200 км) с постоянно одинаковой скоростью при отсутствии других участников движения немного муторно и скучновато. Жена начала клевать носом, да и я от однообразия начал откровенно скучать. Включил погромче музыку, начал подпевать с певцами из MP3 всем известные песни из 90-х. Ко мне присоединилась проснувшаяся жена, и так, распевая разные песенки, докатили до поворота на финальную часть трассы до Киева.
Трасса М-01 четырехполосная, по две в каждом направлении, разделенная отбойником, но качество асфальта хуже. ПДД Украины разрешает по данной трассе ехать 110 км/ч, соответственно, ехать 129 км/ч никто не запретит. Движение стало интенсивнее, стало больше деревень и городков, чаще появлялись дайцы с камерами. Ну, и, конечно, одна из отличительных черт данной трассы — аисты, живущие на столбах.
Ближе к Броварам движение стало совсем плотное, и появилось даже что-то наподобие пробок. И вот мы в Киеве. Основные трассы города широкие по 4-5 полос в обе стороны. Движение плотное. Рабочий день, все куда-то едут по делам. Еще раз благодарим навигатор, за то, что он нас ведет по центральным дорогам к месту назначения, не заморачивая нас на знаки направления, давая возможность любоваться открывающимися видами на город. Увидев магазины и банки, остановились. Поменяли немного наших денег на их (примерно 1/4), купили местную симку Киевстар. 69 копеек (в гривнах) за минуту на мобильные звонки в Россию. Тут же позвонили близким домой, которые не знали ничего о нашей судьбе, с тех пор как мы покинули родину. Ну и позвонили хозяину снимаемой квартиры, что бы ждал нас с минуты на минуту.
Квартиру, в которой мы остановились, я нашел дома в инете, написал им по е-маил, забронировал. Предоплаты не просили. Обычная однокомнатная квартира, ухоженная, с хорошей мебелью, с работающей бытовой техникой, кабельное ТВ и wi-fi. Вместо кондиционера, конечно, стоял вентилятор, но и он нам не понадобился. В квартире мы только ночевали, а ночью было свежо. До Крещатика 15-20 минут пешком. За нее взяли 1 500 в рублях за сутки.
Приведя себя в порядок, пошли на экскурсию. Ну, а так как время было обеденное, а мы с дороги, первой задачей было найти доступное по цене, и вкусное по качеству еды, кафе. И оно было найдено в виде сети ресторанов (я бы их назвал столовых) «Пузата хата». Сначала мы долго смеялись над названием, но на деле все оказалось очень серьезно. Очень большое количество обеденных залов. Сколько людей вмещает ресторан одномоментно сложно себе представить. Ну и народу, соответственно, полно. Принцип самообслуживания. Берешь поднос и идешь по рядам с блюдами. Ассортимент очень большой, разной, но приоритетно украинской кухни. Выбираешь на одной витрине первое, на другой — второе и т.д. Единственное, что пока дошли до свободного столика (а его еще надо найти!) через все эти витрины, простаивая в очереди по 10 в среднем минут, борщ у нас основательно остыл. Но все равно все было очень вкусно.
Объелись действительно «от пуза». Уже позже с женой обсуждали, почему у нас в России нет ничего подобного. Мне кажется, будет популярна не меньше Макдональдса.
Дальше пошли гулять по городу.
Дом с химерами.
Вот такой раритет встретился на пути.
Европейская площадь и площадь Независимости.
Теперь наоборот. На дальнем плане площадь Независимости.
«Ну и собачка!» — сказал Леха и захотел с ней сфоткаться.
Софийский собор.
Золотые ворота.
Ходить по городу можно бесконечно. Очень красивый город, все достопримечательности рядом друг с другом. Только ходишь, раскрыв рот от красоты. В какой-то мере этот город можно сравнить с Питером в плане сосредоточенности памятников архитектуры в одном месте. Ног уже не чувствовали, когда вечером вернулись домой. Казалось, завтра не сможем ни куда идти. Но мы этот этап уже проходили в Питере. И утром, как ни в чем не бывало, встали и продолжили экскурсию.
В планах было посетить станцию метро и площадь «Арсенальная», парк Славы, Киево-Печерскую лавру, парк Победы.
Согласно Википедии, станция метро «Арсенальная» — самая глубокая в мире. Действительно, ехать на эскалаторе (они там в два этапа) пришлось довольно долго. Но сравнить практически мне пока не с чем (в Казани метро, наверное, чуть глубже моего погреба). Вообще все станции метро в Киеве достаточно глубокие. И, что интересно, почти на всех станциях (по крайней мере, на тех, что мы были) обустроены целые торговые центры. Кафешки, прилавки, бутики… И торговые центры, как у нас в Казани, 2-3 этажные, но здесь эти этажи вниз. Ходят лифты, стоят фонтаны. Стоимость поездки в метро, кстати, стоит всего 2 гривны, т.е. почти 8 руб. Наверное, оно и самое дешевое в Европе.
С Арсенальной площади (ничего особенного) вышли к парку Славы и ахнули от непередаваемой красоты панорамы города, которая открылась нашему взору. Здесь мы провели очень много времени, просто любуясь пейзажами.
Дальше пошли непосредственно в Киево-Печерскую Лавру. По пути зашли в «музей памяти жертв голодомора» и мемориалу над ним.
Впечатляющие и в тоже время неоднозначные ощущения вызывает данный культурный объект, особенно внутри музея.
Идем дальше.
Вдоволь нагулявшись по святым местам с посещением пещер, от которых нам немного было жутковато, и накупив разнообразных икон и сувениров мы вышли к парку Победы.
На всей территории парка установлены динамики из которых доносятся песни военных лет, о войне и о Победе. На русском языке!
В парке стоит военная техника. На один из самолетов за отдельную очень символичную плату можно было залезть. Алёша был в восторге.
Ну а мы были в восторге от величия памятника «Родина-мать». Она, конечно, намного меньше Волгоградской, но все равно впечатляет.
После выполненного плана время у нас еще оставалось и мы решили вернуться в центр.
Пока ехали в метро, над Киевом прошел дождь, но зато включили фонтаны.
Время собираться в дорогу. О Киеве можно сказать, что город очень красивый, европейского уровня. Причем чувствовали мы себя там как заграницей. Все знаки, реклама, указатели на украинском языке. Продавцы, официанты и др. обслуживающий персонал разговаривают на украинском, только некоторые из них отвечали нам на ломаном русском. И если читать на украинском, то хоть что-то можно понять и перевести, то разговаривать с местным населением фактически невозможно. Вроде говорит на близком к русскому языке, но что он говорит, непонятно. Интересно, что кабельное ТВ говорит на русском (реклама на украинском) и они понимают. И нас они скорее всего понимали. Становится от этого немного смешно. Ну да ладно, это их право разговаривать на родном для них языке. Тем более, что в Казани мы тоже иногда сталкиваемся с тем, что местные не хотят разговаривать на русском, в особенности старшее поколение.
Полтора дня для Киева очень мало. Еще много чего не видели, но значит, будет повод сюда вернуться.
В 6 утра по московскому времени (в 5 по местному) выехали из Киева в сторону моря, в Крым.
Трасса Киев — Николаев
Вот тут как раз навигатор нас и подвел, мы не проверили, как он нам проложил маршрут. По планам, мы должны были ехать так:
Но навигатор повел нас другой дорогой. Причем дорога была только по М-05. Как только мы с нее свернули, дорога кончилась.
Предположительно с трассы мы свернули, где то здесь. Кроме поселка Николаевка, мы толком никаких других деревень по дороге не запомнили, сосредоточенные на объезде ям. Причем, те ямы, о которых я писал раньше, по сравнению с этими, были просто «немного неровным покрытием». Дорог действительно нет. Ощущение, что как бомбили немцы в годы войны дорогу, так все и осталось с тех пор. Хотел было развернуться и поехать обратно, потому что понимал, что мы едем не там. Но решили, что не может же такая дорога быть постоянно. Оказалось — может. Более-менее нормальная дорога стала только ближе к Николаеву. Где-то км 100 пути мы ехали не больше 40 км/ч и чудом не оставили колеса, бампер, и подвесы на этой дороге. Потом уже шутили, что посмотрели такую глубинку Украины, какую не видели в России. Но ребята, уверяю, ничего интересного там нет. Так, что те, кто будет ехать от Киева в сторону Крыма, не забудьте перед поселком Ульяновка повернуть налево на Первомайск. Можете сразу забивать в навигатор этот поселок, а потом уже Николаев. И если вы все же проскочили этот поворот, езжайте через Одессу.
Сама дорога по М-05 хорошая четырехполоска по две на каждую с отбойником посередине. Даишники встречаются достаточно часто, стреляют на скорость. Чаще стали встречатся машины с российскими номерами, в основном московскими и питерскими. За одной такой машиной из Питера, насколько помню, «Ауди», мы увязались в погоне к морю. Ехали 140-150 км/ч. Но в один момент даишник делавший замер скорости останавливает их, а я успеваю сбросить скорость. Потом они нас вновь обогнали, но я уже за ними гнаться не стал. На этой же трассе мы впервые заправились на украинской заправке за 10,59 гривен, что чуть больше 42 руб. за литр. Терминал у них не работал, хорошо, что с собой была украинская наличка. В час дня по Москве мы были в Николаеве.
Финальная часть маршрута: Николаев—Кореиз
В целом неплохой участок дороги. Ближе к Крыму стали чаще появляться дайцы, но нами никто не интересовался. Очень часто встречаются заправки Татнефти. У Херсона и Симферополя есть объездные. Серпантин вдоль моря в Крыму мягкий, в Краснодарском крае с этим всё намного сложнее. Единственное, что заметили, что местные, особенно на дорогих иномарках, ездят по дороге не различая полос. Обгоняют и через сплошные, и через две. В Крыму все указатели и реклама на русском языке и уже ничего не говорит, о том, что мы на Украине.
Место жительства на время отдыха нашли очень быстро. Фактически в первый дом, в который мы зашли, стал нашим. Удобный номер с кухней, со всеми удобствами, кондиционером и ТВ за 1400 руб. в сутки. Машина пряталась от солнца в гараже. В прошлом году за немного худшие условия в Лазаревском мы отдавали по 2000 руб. и машина стояла во дворе.
В общем, обустроились и пошли на пляж. В первый вечер искупаться не удалось, был небольшой шторм. Но мы не особо расстроились. Купив крымского вина, сидели на берегу под звуки прибоя и пьянящего запаха моря. Вот оно, настоящее счастье!
С пляжем, как мы поняли потом, нам очень повезло. Мы жили недалеко от городского, бесплатного. Рядом был пляж Мисхорского санатория. Вход 20 гривен со взрослого. В 7 вечера вход на пляж становился общедоступным, и через день организаторы проводили небольшую ретро-дискотеку. На ней мы тоже пару раз потусовались. Еще по дороге на пляж обнаружили хорошую столовую. Цены приемлемые, кормили очень вкусно. Средний чек за обед был от 300 до 500 руб. в зависимости от того, насколько мы были голодны. Картошка только там дороговато выходила.
В первый день, провалявшись до обеда на пляже, и теперь уже вдоволь накупавшись, пошли на прогулку к Ласточкиному гнезду. Кстати, море теплое. В прошлом году, отдыхая в августе в Лазаревском, море было не теплее. И народу на пляже было мало, что, кстати, является очередным плюсом поездки в июне. Самым теплым и чистым морем по итогам сравнения было для нас в Гаграх в сентябре.
Идти решили пешком, как говорится, подышать крымским воздухом. Прогулка получилась не особо качественной. Вдоль дороги тротуара нет, идти приходится и без того по неширокой проезжей части. Дорога ограждена от моря высоченными заборами бесконечных санаториев и выхода к морю, чтобы по пути просвежится в морской воде, мы так и не нашли.
Сам замок, конечно, впечатляет красотой. Небольшое красивое архитектурное сооружение прямо над обрывом. Посетить это место стоит обязательно.
На балкон над обрывом людей не пускают. Появилась угроза обрушения. Да и на площадь перед замком пускают по 20 человек. Время неограниченно.
Обратно домой мы поехали на маршрутке. Стоимость поездки от 3 до 7 гривен в зависимости от расстояния.
На следующий день также после пляжа и обеда направились в Алупку, и конкретно в Воронцовский дворец.
Дворец впечатляет своим стилем средневековья времен рыцарства. Хотя построен он был в середине 19 века, когда рыцари уже ушли в прошлое. Открываются красивые виды на море.
Парк большой и зеленый, где растет очень много редких видов деревьев и растений, некоторые из них даже занесены в Красную книгу.
По парку вовсю разгуливают белки, которые почти не боятся людей. Данную белку мне даже удалось покормить с руки орешками из М&M’s, которые без сожаления отдал мне Лешка, съев предварительно с них шоколад. Также в парке можно покормить лебедей, но наш хлеб они есть отказались, предпочтя ему траву, которую кидали дети и огурцы, принесенные какой-то, похоже, местной тетей.
На третий день с утра прошел дождь, сменив жаркую погоду на легкую летнюю прохладу. И утренний поход на пляж был отменен, как только небо стало проясняться, мы отправились в Ялту для посещения Поляны Сказок и зоопарка.
Очень много экспонатов, сделанных из разных материалов, соединились в парке из абсолютно разных сказок. Ребенку, да и нам понравилось. А копию этой русалки мы каждый день видели в море, выходя на наш городской пляж.
Зверей в зоопарке можно кормить, а некоторых даже трогать. Все очень интересно.
На следующий день с утра зарядил дождь. Полдня просидели в номере. Мне стало совсем скучно, и я отправился в Массандру. На экскурсию попасть не удалось, новая 10 минут как уже началась, а следующая только через 1,5 часа. Ну да ладно. Помотался, время провел не зря.
Вечером дождь закончился и мы, уже все вместе, спустились к морю. Немного пофоткались и я даже рискнул искупаться.
В очередной день мы, как обычно, в районе 10 утра, после легкого завтрака пошли на пляж. …И были очень удивлены увиденным. Пляж был забит до отказа. Мы еле нашли место, чтобы постелить покрывало, хотя бы для того, чтобы сесть. На календаре 17 июня, понедельник. Видимо, так резко с понедельника в Крыму наступил курортный сезон. Не представляю, что здесь творится в августе…
Этот день мы провели на пляже, днем, погуляв по Мисхорскому парку, а на следующий день вновь отправились в Ялту. Прошлись по набережной, заглянули в узкие ялтинские дворики и поднялись к храму Иоанна Златоуста.
Пока шли по набережной, пару раз спускались к морю искупаться. Народу в Ялте на пляже еще больше чем в Кореизе. Как заметила одна женщина, которую мы там встретили: «На пляже даже плюнуть некуда, не то, что сесть».
Хочу заметить, что самый выгодный обмен валют именно в Ялте.
А еще в Ялте дешевле алкогольная продукция и выбор больше, возможна оплата безналичкой. Взяли домой в качестве сувениров, но вывоз алкоголя из Украины ограничен (3 л на совершеннолетнего человека).
Обратно домой решили прокатиться на теплоходе, посмотреть на Крым с моря и в надежде увидеть дельфинов. Дельфинов мы не увидели, но вид на Крымское побережье очень красивый.
Вид на Ялту.
Приехав в Кореиз, мы оплатили только пять дней проживания, планируя либо переехать в другую часть Крыма, ну или, если все понравится, остаться здесь еще. В результате продлили еще на 4 дня. Это, кстати, преимущество поездки на авто. Когда сам можешь планировать место и время отдыха, естественно, в пределах отпуска.
Это кстати двор дома, где мы жили.
Ну а оставшиеся 2 дня мы решили поваляться на пляже, и покупаться, погода как раз для этого соответствовала. На пляж стали выбираться пораньше, чтобы успеть занять место под солнцем. Кстати, после обеда народ на пляже резко убавлялся, и становилось достаточно свободно.
Ну, вот и подошел наш отпуск к концу. Пора домой. В Крым мы, конечно же, еще вернемся. Еще столько всего не видели: так и не поднялись на скалу Ай-Петри, не посетили Севастополь, ну и много еще чего. Эта наша первая поездка в Крым, все еще впереди. Но для себя мы Крым открыли, со всеми его плюсами и минусами. Теперь с удовольствием его будем познавать, даст Бог в следующих наших поездках к морю.
Ну, и вот вновь в дорогу. Поездку решили разделить на две ночи. Один этап до Таганрога с прохождением границы. Второй до Сызрани (условные 1 200 км от Таганрога), либо в ближайших поселках, когда наступит ночь. Накануне вечером перед отъездом, залез в интернет и стал штудировать гостиницы, частный сектор и квартиры Таганрога. Гостиницы оказались дороговаты для одной ночи, а частный сектор и квартиры заняты. Ну да, пятница вечер. Но я не думал, что этот город пользуется такой популярностью среди туристов. Наконец, я нашел свободную квартиру. Девушка по телефону сказала, что сама квартира у нее все-таки занята, но у нее есть дом со всеми удобствами. Согласился, т.к. выбора уже не оставалось. На вторую ночь я просто переписал телефоны гостиниц в районе планируемого отдыха. Кстати, их оказалось, очень мало. И о большинстве из них были отрицательные отзывы.
Маршрут: Кореиз—Таганрог.
Выехали в шесть утра по Москве. На календаре 21 июня, пятница. Маршрут до Симферополя нам уже знаком. Пока ехали два раза остановили патрулирующие дайцы, проверить документы. Первые особо тщательные в Ялте, даже посмотрели страховку, и предупредили, что она скоро закончится, долго спрашивали, куда едем, внюхиваясь в пары выдыхаемого мною воздуха. Смысла в этом не было, я чист. Ближе к Симферополю остановили еще раз. Без спору показал документы в окно, сказав при этом, что он уже третий кто меня останавливает за последние полчаса. Он настолько расстроился, что, ни слова не сказав, просто ушел от моей машины.
От Симферополя до Таганрога дорога приличная, плохих участков не встречали. По Украине очень много постов. Будьте внимательны и соблюдайте скоростной режим, проезд перекрестков согласно знаков и дорожной разметки. Объезд Мариуполя не предусмотрен. Ехали через весь город по навигатору, причем на некоторых перекрестках не встречал указателей.
В 13:30 подъехали к границе, преодолев 610 км. за 7,5 часов. Украинскую часть опять прошли достаточно быстро, чуть более получаса. И опять встряли на русской. Огромную череду грузовиков на погранпереходе в Новоазовске можно обойти, но потом упираешься в очередь из легковушек. Впереди шлагбаум, никого не пускают. Но в результате проход российской части не потратил больше часа. Вновь посмотрели в салон, в багажник. На вопрос, «что везем?», ответил «личные вещи».
Уже в России заправил полный бак дешевого, по сравнению с украинским, бензином, и в четыре вечера были в назначенном месте. Правда, пришлось совершить проезд через центр города к салону МТС, так как оказалось, что симку с моего телефона, которая временно была заменена на украинскую, осталась в Крыму. Но в салоне нам помочь не смогли, ссылаясь на другой регион. Жаль, что одна сеть России не может решить таких вопросов внутри страны.
По месту назначения поняли, что частный дом, это лишь домик в глубине двора, но удобства, как обещали, были на месте, диван для нас, мини-диван для ребенка. Даже был кондиционер и телевизор. На одну ночь за тысячу рублей вполне нормально.
Целый вечер впереди и мы вышли на экскурсию очередного города нашего путешествия. Хозяйка дома, где мы поселились, подробно рассказала, где какие достопримечательности, а где пляжи. Правда сразу сказала, что мы после крымского моря в «это» не залезем. Так и получилось. Хотя мы и планировали искупаться в Азовском море (ну в данном случае частью моря, Таганрогском заливе) и даже надели купальники, перед выходом из дома, но залезть в воду не рискнули.
Но город посмотрели, сколько смогли.
Памятник Фаине Раневской.
На набережной. Набережную построили не очень давно, но за ней мало ухаживают. Сквозь брусчатку и асфальт растет трава.
Каменная лестница. Самая известная лестница на юге России. Другая такая лестница осталась за границей — на Украине, в Одессе.
На мосту любви Леша нашел свое имя. Самый большой замок, исполненный в виде сердца.
Во время прогулки прошел небольшой дождь, и над морем появилась радуга.
Известный памятник Петру 1 с 500-рублевой купюры. Правда, на самой купюре он с Екатеринбурга, но «один в один».
На обратном пути, закупив продукты на вечер и в дорогу, в местном, но известном по стране гипермаркете, поехали домой. Только успев поужинать, я вырубился спать.
В 3 утра я снова всех поднял в дорогу. Лешка, переместившись в машину, продолжил свой сон, ну а жена глядела в ночную даль и как штурман подсказывала мне о дорожных знаках, встречающихся нам на пути, и, вообще о ситуации на дороге. Спасибо ей большое, штурман она очень хороший. Старалась всю дорогу не спать, и за мной постоянно следила.
В 4 выехали из Таганрога в сторону Ростова, как потом оказалось Волгограда.
Маршрут: Таганрог—Ростов-на-Дону
До этого планируя дорогу, я много читал о строящейся северной объездной Ростова. Писали, что дороги там очень плохие. Поэтому планировали проезд через город. Но на всякий случай был готов.
Перестроив, как всегда, за 30-40 км навигатор на Волгоград, он посоветовал повернуть «направо, на развязку» я последовал его совету, и не пожалел. В результате маршрут можно сложить так: Таганрог—Волгоград.
Но хочу выделить объездную Ростова.
Дорога вполне сносная. Машин очень мало. Впереди три круговых движения. После третьей до М-4 самый плохой участок, но вполне сносный по сравнению с другими дорогами, которые мы преодолели в нашем путешествии, особенно частью дороги в Украине, и перед Венев и Железногорском.
В результате это оказалось самым быстрым участком пути. Дорога по М-4, шикарная четырехполоска, после поворота на Волгоград дорога 1х1, но абсолютно пустая. Временами встречался сильный туман. Настолько сильный, что не видно было дороги в пяти метрах от окна. В общем, за 5,5 часов мы проехали почти 600 км.
Один из мостов по пути в Волгоград.
От Волгограда всем известный, тысячу раз проезженный маршрут до Саратова.
Сам Волгоград, как и дорога до Саратова очень загружена. Очень много ремонтов дорог, фур и вообще очень плотное движение. На многих ремонтируемых участках дорог реверсивное движение. На знаках «обгон запрещен» стоят гаишники. В результате в три часа дня мы уже были в Саратове. Прошли 340 км за 4,5 часа. Достаточно долго, но уже здесь мы, подсчитав оставшийся километраж и время, за которое мы можем его преодолеть, поняли — сегодня мы должны быть дома. Навигатор обещал нам приезд домой в час ночи, но мы, рассчитав среднюю скорость, пообещали родным к полуночи приехать. Получилось еще чуть раньше.
Маршрут: Саратов — Казань
От Саратова до Сызрани тоже встречаются ремонты дорог, но уже значительно меньше. Дорога более свободна. Уже настолько хотелось домой, что ехали, почти не останавливаясь. В 7 вечера выехали с объездной Сызрани, а в 8 — Ульяновска. При этом я не гнал, ехал предельно осторожно, ни разу не превысив скорость более чем на 30-40 км/ч допустимой нормы. И на обгон шел, 1 000 раз убедившись в безопасности маневра. И всем остальным советую, будьте предельно осторожны, не гоните и соблюдайте элементарные правила безопасности.
И именно на участке от Сызрани до Ульяновска мы повстречали аварию, практически произошедшую на наших глазах. Нас при моей скорости 130 км/ч(!) обогнала «десятка» вазовской модели. И, уже буквально через 20-30 минут пути, мы встретили эту «десятку» с разбитой мордой, на перекрестке, с вывернутой в спираль «девяткой».
Судя по картине происшедшего, местный чел на «девятке», хотел выехать, либо пересечь главную дорогу на перекрестке второстепенных дорог с главной. А «десятка», ехав по главной на такой скорости, просто не сумела оттормозиться перед неожиданно возникшим препятствиям и со всей дури влетела в нее. Картина очень удручающая…
В Ульяновской области также затеяли масштабный ремонт дорог. Причем здесь ремонт действительно идет полным ходом. И если от Сызрани до Ульяновска, где дороги в основном 2х2 в местах ремонта переходит на 1х1, то от Ульяновска в сторону Татарстана создаются серьезные пробки в местах ремонтируемых участков дорог.
За Буинском, в районе 10 вечера совсем стемнело, а дорожной разметкой и не пахло. Пришлось ехать практически наощупь, особо не разбирая где обочина, где встречка. Очень тяжелый и опасный участок ночной дороги почти до трассы М-7. Хоть участок дороги и принадлежит уже моему родному краю, но ночью здесь ездить, мне ни разу не приходилось. Для полноты картины начался ливень.
Ну вот, встречай родня, мы дома! Уставшие, но довольные.
Теперь остается подвести итоги поездки.
От Казани до Кореиза, через Киев, было пройдено 2 710 км. Средний расход согласно показаниям БК составил 6,6 л/100 км. Средняя скорость 77 км/ч.
От Кореиза до Казани, через Таганрог было пройдено 2 287 км. Средний расход топлива 6,7/100 км, но увеличилась и средняя скорость до 81 км/ч.
Всего проехали почти 5 000 км. На бензин потратили 11 300 руб. В среднем бензин 92-го по России стоит 28 руб., по Украине 42 руб. Общая стоимость проживания с учетом кемпинга в Орле и ночлега в Таганроге составила 18 100 рублей. По расходам на питание, сувениры и прочие потребности, могу сказать, что у каждого свои потребности. И у кого насколько хватает фантазии, тот столько и тратит. Но в среднем цены равны с ценами на курортах Краснодарского края.
Сами впечатления от поездки — очень положительные. Столько всего удалось увидеть! Если бы мы поехали в Крым на поезде, вряд ли мы стали бы брать билеты через Киев, а уж останавливаться в Муроме и Таганроге тем более не смогли. Да и в деньгах нам вышла бы эта поездка намного дороже. Один билет на плацкарт до Симферополя стоит почти 4 000 руб. + такси до места, время приезда не очень удобное для нас (поезд приходит в Симферополь в 10 вечера).
В самом Крыму, так получилось, что мы авто не использовали. Вдоль побережья от Алупки до Ялты постоянно курсируют маршрутки. Стоимость поездки, как я уже отметил, небольшая. Всего 7 гривен (28 рублей) за почти 20 км, согласитесь, недорого. С учетом ценника на их заправках и платными парковками у всех мест достопримечательностей, на машине такая же поездка, например, в Ялту, обошлась бы нам дороже.
На юг теперь будем ездить в июне. Море теплое, народу меньше, цены на жилье скромнее. А в сентябре на ближайшие несколько лет нам путь на юг заказан, Лешка идет в первый класс.
В дороге не очень устали. Уже день спустя нам снова хотелось в дорогу. Были, конечно, участки тяжелой дороги, но, в общем, это часть путешествия и приключений. А они должны быть разными, чтобы запомнились.
P.S. По приезду в Казань, не узнали свой город. Все заборы убрали и ремонты закончили. И город предстал нам удивительно красивым. Ну, и конечно, побывали на празднике спорта. Кому как, а нам Универсиада-2013 понравилась.
P.P.S. Всем желаю как можно чаще проживать позитивные эмоции и побольше оптимизма в жизни!