|
Здравствуйте! Всегда с большим удовольствием читаю отзывы о путешествиях. Решила поделиться своими впечатлениями о летнем отпуске… :)
Предыстория: права я получила в ноябре прошлого года, постоянно за рулем с марта этого, когда появилась своя личная машина :). Но песня не о том…
Так вышло, что в этом году у нас с мужем не совпали отпуска. Я с детьми собиралась навестить моих маму и бабушку, которые живут в Бишкеке (я родом оттуда). Авиабилеты ценами просто убивали (110 тыс. на троих), трястись по казахстанским степям в +40 в поезде — сомнительное удовольствие, и я начала подумывать о том, как было бы здорово съездить на машине. Когда я первый раз робко озвучила свое желание мужу, он усомнился в моих умственных способностях. Время шло, и встал выбор: или мы с детьми вообще никуда не едем, или едем на машине. Я обещала, клялась-божилась, что буду осторожной, внимательной, не буду гнать, ехать в темноте и т.д и т.п… Как бы там ни было, я получила его согласие на эту поездку :).
Машина: «Шкода-Фабия», 2011 г., 1,6 автомат.
Экипаж: я, сын 16 лет (был за штурмана) и дочка 9 лет (не считая плюшевых медведя, зайца и лося:))
К поездке были куплены: навигатор (о нем несколько «теплых» слов позднее) с картами России и стран Содружества, литр масла, бутылка антифриза, так же муж снабдил меня насосом и атласом автомобильных дорог. Еще я запаслась подушками, парой одеял, едой, музыкой, двд-проигрывателем (незаменимая вещь, когда нужно отвлечь ребенка от постоянных « А нам далеко еще?»; «А сколько?»; « А когда мы будем кушать?» и т.д. и т.п. :), и конечно, уверенностью, что все будет хорошо!
Маршрут туда: Сургут—Тобольск—Голышманово—Ишим—Ильинка—Петропавловск—Кокчетав—Караганда—Балхаш—Чу—Кордай—Бишкек.
Обратно — то же самое, но только с Кордая поехали по дороге на Алма-Ату.
Итак, день 1-й
Выехали мы в 23 июля в 7 утра из Сургута. Солнышко светило ярко. Настроение отличное. Дорога хорошая, машин в меру, кое-где ремонтные работы, но не критично. А теперь о навигаторе… Наверное, я сама виновата, что повелась на слово продавца о том, что карты на нем новые, и обновлять их не надо. Погонял он (навигатор) меня по какой-то деревне славно, раза по 2-3 на одну и ту же дорогу выходила, пока не спросила у местных, как проехать. Ну, и, конечно, останавливались мы несколько раз: покушать, заправится и т.д. В общем, въезжали в Ишим около 10 вечера. Сказалось напряжение и почти бессонная ночь накануне. В навигатор забили: «Гостиница» и…
Он нас повел за город, я почувствовала подвох, — в результате он нас привел то ли в пионерлагерь, то ли в санаторий… В общем, звоню мужу — он находит по интернету гостиницу «Ишим», называет улицу, где она находится. В общем, не смотря на то, что эта гостиница находилась в центре, в навигаторе такой улицы не было, совсем. Пришлось почти гнаться за машиной ДПС, и спрашивать у них дорогу :).
Гостиница. Ее строили, вероятно, еще в 60-70 гг., и денег сейчас хватило только на то, чтобы сделать приличный ремонт в фойе. А мебель, постельное белье, сантехника и запах остались с далеких 70-х (вот для чего я всегда вожу с собой свои постельные принадлежности). А нет, окна пластиковые. И все это за 3400 руб.! За двухместный номер. У меня не было уже ни сил, ни желания искать хоть что-нибудь, и мы остановились там.
Пройдено 950 км.
День 2-ой
Проснувшись в 5 утра, мы поспешили уехать с этой так называемой «гостиницы», рассуждая о том, что лучше ночевать в машине, чем так… (кто бы знал, что мы еще и на обратном пути будем останавливаться в ней :)). Где-то часа через полтора подъехали к пропускному пункту.
Таможни прошли легко и быстро. Перед казахской границей наклеили «RUS» на заднее стекло. После пересечения купила страховку на три дня (посоветовала девушка, которая занималась оформлением), т.к. у меня не было тенге, российскими рублями я заплатила смешную сумму в 70 руб.
Дети начали намекать, что пора бы хорошенько подкрепиться (утренний кофе с бутербродами был не в счет). Я пообещала, что сходим в кафе в Петропавловске.
До Петропавловска добрались довольно быстро. Наш навигатор, как ни странно, начал вразумительно вести себя в городе. Остановившись у ближайшего банка, поменяли рубли на тенге и решительно направились к ближайшему на вид приличному кафе. Но оказалось, что оно открывается только в 12 часов. Т.к. еще не было и 11, мы пошли искать, что бы хоть где-то перекусить. И оказалось, что практически все кафе, коих было большое множество, открываются в 12 или в 13 часов.… В результате, дождавшись 12, в какой-то кофейне мы съели более-менее приличный омлет и выпили ужасный кофе. Пока заправились, пока выехали из города – время было 14:00. Я была расстроена, что столько времени потратили впустую.
Кстати, кто-то писал про то, что в Казахстане ездят плохо (покатайтесь по Киргизии для сравнения.) Мне наоборот показалось, что это самые дисциплинированные водители. Все ездят довольно аккуратно.
И так, мы выдвинулись дальше. Дорога — оставляла желать лучшего. Ремонт, объезд, щебенка… Я начала сожалеть, что не поставила защиту на мою малышку.
Но когда выехали на автомагистраль, ведущую к Астане. Три шикарных полосы в одну и три в другую сторону, с бетонным разделителем — и почти никого на трассе! Это было счастье! Я ехала и наслаждалась :). В Астану мы не заезжали, ушли на Караганду. Ночевали в каком-то селе, не доезжая Караганды где-то 90 км, т.к. уже начало смеркаться. Ночь в придорожной гостинице, в двухкомнатном номере с кондиционером обошлась в 1000 руб. (т.к. тенге у меня уже кончились). За стоянку с меня отдельно взяли 100 руб. (видимо, надбавка за регион :)).
За второй день прошли еще меньше, чем за первый, где-то 800 км.
День 3-ий
Встали мы очень рано, где-то в 4, т.к. я планировала уже следующую ночь быть дома (в Бишкеке). Пока умылись-собрались, выехали в 5. Несмотря на раннее утро, машин было много. Проезжая через Караганду, решили снять деньги, вбили в навигатор «банкомат». И (почему-то я не удивилась) он нас привел, наверное, к единственному в городе разбитому (!) банкомату. Я «от души» поблагодарила навигатор, выключив его.
К Балхашу приехали без приключений, но после.
При въезде в населенный пункт Гюльчатай стоят, практически, на расстоянии 100-150 м друг от друга знаки ограничения скорости «70», «50», «20». Встречные машины моргают фарами, я притормозила но, видимо, недостаточно, и через некоторое расстояние меня ждали Жолполициясы. Приглашают к себе в машину. Показывают на фото, что я проехала на знак «50» со скоростью 63 км/ч. Один из них начинает выписывать протокол. Говорит, чтобы я возвращалась на Балхаш (50 км), оплатила в банке штраф и вернулась к ним за правами… Сижу, грущу, понимаю, что нужно как-то сказать насчет «штрафа на месте», но противно, думаю о том, что не ночевать мне сегодня дома… Тут подъезжает джип, номерами с 86 регионом, подходит к нам улыбающийся парень, протягивает полицейским квитанцию об оплате штрафа, те со вздохом возвращают ему права.
Парень подмигивает мне, и говорит, что, 86, нарушаем ? Я говорю, «угу» Он мне: «Дяденьки добрые, поговори с ними» и уходит. Я начинаю говорить про «штраф на месте». И они, помявшись, типа, вы женщина, нам как-то неудобно. Ну да ладно, давайте 1000 руб. Я говорю, ребята, у меня рублей нет, все на карточке, вот, есть 4 тыс. тенге, они просили пять :), но пришлось брать то, что дают.
Настроение, конечно, было гадким. Я в первый раз оказалась в такой ситуации (но, как оказалось, не последний).
Ну да ладно. Дорога по Балхашу нормальная, правда, сильный ветер, и мою машинку слегка покачивало, а когда навстречу шли фуры — я боялась, что нас снесет на обочину.
При выезде с Балхаша пообедали в кафе. Причем остановились там потому, что перед ним стояло две полицейские машины. Мы рассудили, что полиция в плохом месте обедать не будет :). Расчет оказался верным — и лагман, и жареная рыба были свежими и очень вкусными. Правда, компания из пяти полицейских, сидевших за соседним столом, очень внимательно на нас смотрела, но я предпочла сделать вид, что ничего не замечаю :).
Да, еще при въезде на Балхаш, на заправке, парнишке, который открывал мне бензобак и вставлял пистолет (обычно я сама предпочитаю это делать, а тут не успела), дала какую-то мелочь тенге, что у меня оставалось, так он мне помыл лобовое стекло и пожелал счастливого пути :).
Но счастливого пути не случилось по причине отсутствия дороги, ведущей на Чу. А я удивлялась, почему машин практически нет?.. Вернее, дорога была, но была в таком ужасном состоянии, что я засомневалась, как вообще смогу пройти ее. Ямы, щебенка, и, самое ужасное — застывшие гребни асфальта, кое-где где-то до 30-40 см, накатанные фурами. Поворачивать, чтобы уйти на дорогу на А-ату было поздно (я все надеялась на чудо, что вот-вот и дорога станет хотя бы сносной, чуда не случилось). Мы ползли еле-еле, 10-14 км/ч, кое-где практически по краю обочины. Скажу честно, мне было жутковато (опять подумала, ну почему не поставила защиту!?).
Но все же добрались мы до Чу (недруг-навигатор все советовал нам резко повернуть направо и поехать по полям). Пару раз меня останавливали полицейские, но, видя, что я одна за рулем, отпускали, даже не проверив документы. Подъехали мы к Кордаю (Георгиевке) в 9 вечера. Машин было много, все стремились быть первыми, и от этого создавалась пробка. Проходили мы таможню уже в 10:30. В общем и целом все нормально, не считая того, что и казахские и киргизские таможенники усиленно интересовались моим семейным положением, и где мой муж и почему не поехал с нами. Формально проверив машину, нас пропустили на территорию Киргизии. И тут я конкретно стормозила, сказались дорога, волнение и усталость. В общем, пошла я за декларацией, чтобы оформить машину на временный ввоз. В этом здании никого (видимо, была пересменка) и на стойке лежало несколько бланков. Я взяла, сама заполнила, и проехала на пограничный контроль. Пограничник посмотрел документы, записал нас, и все. Я говорю — а декларация? Он махнул рукой, мол, проезжай быстрее…. Ну, я и уехала, без печати…
Кто проходил этот переход знает, какая там атмосфера, и как быстро хочется покинуть это место. В общем, не знаю, о чем я думала, видимо, о ванной и постели…
Дорога до Бишкека — сплошная темень. Все едут как сумасшедшие, какое-то броуновское движение. И пешеходы, пытающиеся перебежать дорогу в темноте. Но, въехав в Бишкек, я поняла, что, не смотря на то, что появилось освещение легче не стало. Насчет местного стиля езды. Как бы сказать помягче. Адекватных водителей я видела очень и очень мало. Пересечение сплошных, двойных сплошных, проезд на красный свет, поворот под запрещающий знак, выезд на встречку, езда ровно посередине разделительной полосы — это все такие мелочи. Почему-то нет желтого сигнала светофора (а раньше был, куда делся?). Т.е. горит красный и сразу зеленый!
В общем, на каком-то внутреннем автопилоте я добралась до дома. Порадовала охраняемая стоянка напротив дома — цена за сутки 30 сом (около 20 руб). Всего пройдено где- то 2800 км.
УРА! МЫ ДОМА!
Была еще поездка на четыре дня на Иссык-Куль. Раньше там все было намного дешевле и проще. Мы останавливались в центре Чолпом-Ата в частном пансионате «У Татьяны». Номер на троих, чистенький, с новой душевой кабиной и с трехразовым питанием, в сутки — 4000 сом. (Где-то 2800 руб.) Пляж в 10 минутах от того места, где мы жили — на территории пансионата при резиденции президента Кыргызстана. Вход платный — 100 сом за всех (плату брали охранники, которые должны были охранять от посторонних :)). Территория пансионата просто сказка — сосны, голубые ели, яблоневые деревья, белочки и цветы. Пляж небольшой, чистенький, есть лежаки и зонтики.
Так же ходили с дочкой в культурный цент «Рух-Ордо» им. Чингиза Айтматова. Нам очень понравилось.
Дорога на Иссык-Куль «веселая» — так же все лихачат, так же подрезают, так же никого не уважают на дороге, как и в городе. Особенно страшно было смотреть на маршрутки и автобусы, которые неслись с неимоверной скоростью, обгоняя все, что можно и нельзя.
А теперь о самом интересном. Когда я немного отошла от дороги, конечно, поняла, что выехать обратно без печати на декларации спокойно не удастся. В общем, поехала я на Кордай. Поставила машину на стоянку, подошла к таможенникам. Объясняю ситуацию, так мол, и так… Нужно было видеть их лица. Сначала они меня три раза переспросили, с кем я приехала, куда, к кому… Потом один отозвал меня в сторонку и начал «объяснять», что я просто не смогу выехать.
Я говорю, хорошо, давайте я оплачу «пошлину». Он, вроде подумав, называет сумму что-то около 3 тысяч сомов. Я посмеялась, сказала, что максимум 500. Он сказал, очень мало. Я, ну ладно, буду искать другие пути. Он несколько раз меня переспросил, нет ли у меня с собой записывающего устройства :). Я его успокоила и на этом мы расстались. В общем, ездила я и в главное таможенное управление, которое занимается растаможкой (меня там повеселили, назвав мою машинку БМВ :). Они мне посоветовали ехать опять же на Кордай и договариваться напрямую. Через некоторое время я повторила попытку. Спросила старшего (была другая смена), он тоже немного напрягся от такой ситуации. Но пошел смотреть журнал, пролистал весь за день нашего перехода, за день до и после. Начал объяснять мне, чем это грозит. Я говорю: «Ну что вы мне предлагаете? Заплатить штраф? Я согласна, только скажите реальную сумму, а то ваши коллеги как-то загнули. Короче, он просто вписал меня в журнал, не попросив ничего. И отдал декларацию с печатью, с просьбой не делать так больше. Я его поблагодарила, оставила на стойке где-то 200 сом и вылетела оттуда, не веря своему счастью.
Я была такая счастливая, когда выезжала с Кордая, что не заметила знака «СТОП», перед которым стояла маршрутка и закрывала его. Хотя, когда ехала туда, я его видела и останавливалась!!! В общем, где-то боковым зрением вижу, что кто-то через дорогу машет мне двумя руками и свистит, как соловей-разбойник… Тут до меня доходит, что это милиционер:). Я остановилась… думаю, что мне делать, ждать его или разворачиваться и возвращаться, смотрю, а он поймал тачку и едет ко мне. Подъехал, говорит, проезд на знак «стоп» и неповиновение инспектору, возвращайтесь на пост. Подъезжаю. Захожу. Говорю, байке, так и так, простите, извините, виновата…. В общем, 500 сом помогли забыть мои злостные нарушения. Но в этот день эта была не последняя моя встреча с доблестными гаишниками. В городе, на знак «школа, дети» проезд 40 км/ч (а как же каникулы?), я проехала 50 км/ч и была радостно остановлена улыбающимся инспектором. Он мне начал объяснять, что я не права, и что 500 сом могут облегчить мою участь, но, увидев, по документам, что я родом из Фрунзе (ныне Бишкек), сказал, что как землячке — 200 сом. Ну, я тогда сказала, что у меня только 500 и чтобы он мне дал сдачу. И знаете, что? Он мне ее дал :). Потом еще поговорил со мной, кем я работаю в Сургуте, как мне нравится, начал рассказывать, что гонял машины из Прибалтики, и что для российских таможенников 1000 руб. — просто оскорбление… Я бы, наверное, еще долго с ним стояла, но спасибо следующему нарушителю, он меня спас. :)
Через некоторое время пора было возвращаться в Сургут, я надеялась, что проблем у меня при переходе границ не будет.
Киргизскую прошла вообще без проблем, а вот на казахской меня заставили проехать на полный досмотр машины. Я была с дочерью, сына, т.к. у него есть паспорт, отправили проходить переход пешком. Перед таможенниками стояло несколько машин с российскими и киргизскими номерами. Я подъехала как раз туда, где сидела служебная собака. Мне предложили все выгрузить из машины, чем я и занялась. Думаю, ладно, я не тороплюсь, бояться мне тоже нечего. Выставили мы с дочкой все вещи как раз перед носом у овчарки :). У таможенников была пересменка. Стоим, ждем.
Сын звонит, уже прошел таможню. Я говорю, а мы еще и не начинали. В это время один из таможенников подходит ко мне и начинает расспрашивать про машину, про то, почему я одна, что здесь делала и т.д. и т.п. Я улыбаюсь, разговариваю с ним вполне дружелюбно. В это время подходит какой-то мужчина в штатском с рацией, спрашивает, заводской ли цвет у моей машины, какого года, и все в таком же духе… А после этого говорит остальным, что же вы девушку заставили все вытаскивать? Да еще и с ребенком? Вроде на контрабандистку она не похожа. Те говорят, что мол, это еще другая смена… Короче, мою машину через 10 минут осмотрели очень быстро. И я первая, хотя подъехала последней, уехала оттуда.
Обратная дорога была спокойней и быстрее. Мы поехали, как я уже писала, по дороге на А-Ату, а потом свернули на Балхаш. Ночевали на Балхаше, так же в Ишиме :), и на третий день в 17 часов въезжали в Сургут.
Общие выводы:
Машина. Моей благодарности к ней нет предела. Она ни разу не подвела. Даже когда была пара ситуаций, когда я переоценила себя, она меня выручила. Единственное, по прибытию в Бишкек я долила масла, грамм 200. Расход по трассе был 5-12 литров. С включенным на всю мощь климатом немного больше. Заправлялась в Казахстане на заправках «Гелиос», в Киргизии и России на «Газпроме», 95-ым. Честно скажу, сначала я что-то пыталась записывать, сколько потратила на бензин, а потом бросила :).
Дорога. Мне очень понравилось самой за рулем ехать по трассе. Это затягивает. Спасибо водителям длинномеров, которые показывали, когда можно обгонять. Никакого негатива я к себе не испытала. Только повышенное любопытство :). Была пара неприятных моментов на обратном пути с водителями внедорожников, ну да отнесем это к отсутствию у них элементарного уважения к людям.
Путешествие. Я бы не решилась ехать в Киргизию сама, без мужа, если бы не родилась и не жила там. Я знала, что еду на Родину. Я очень люблю Киргизию и скучаю по ней. Таких гор, такого воздуха, такой весны и таких фруктов нет больше нигде. Насчет людей — к ним нужно найти подход, нужно знать местный менталитет. Ну, хотя бы не лезть со своим уставом в чужой монастырь. Ведь, когда мы приходим в гости, мы не ждем, что у них все так же заведено, как и у нас дома, правда? В целом народ живет очень тяжело. Но, как бы там ни было, там нет такого количества озлобленных людей, как в России. Нет плохих наций, есть плохие люди.
Спасибо тем, кто дочитал. Всем удачи и приятных путешествий!
P.S. И спасибо моему мужу, за то, что поверил в меня и разрешил поехать :).
На территории санатория при резиденции. Иссык-Куль.
Центр «Рух-Ордо». Чолпон-ата.
Лучше гор могут быть только горы…(с)