|
Привет всем, кто неравнодушен к дальней дороге, привет домоседам, мечтающим «выбраться бы как-нибудь», привет скептикам, смотрящим на нас как на ненормальных, привет просто занятым людям, не имеющим времени заниматься любимым делом. Боевой наш экипаж в «Ниссане Лаурель»: я, жена, и мальчик лет шести, сын мой. Цель моего рассказа будет постараться максимально приблизить Вас, дорогие читатели, ко всему тому, что нам пришлось пережить в автопутешествии Северск (Томск) – Иссык-Куль – Северск, и развеять миф о том, что «туда лучше не ездить».
Почему именно на автомобиле и так далеко?
1. В Кара-Балта живет мой 81-летний дедушка, с которым я, по воле судьбы, ни разу не виделся.
Сразу скажу, что описывать как там красиво, свежо, приятно – не буду, это и так понятно. Буду обрисовывать проблемные моменты путешествия, на которые Вам, уважаемый читатель, будет полезно обратить внимание в случае поездки в сторону второго священного озера (после Байкала, конечно).
Киргизия – нищая и величавая, гостеприимная и лживая, напоминает Россию начала 90-х, даже хуже. Коррупция, взяточничество, обман, бардак на дорогах, короче, беспредел. Еще не сформировавшаяся как государство, она пытается выходить на мировой уровень. ШОС и все такое, а Россия, как обычно, «дружит» со всеми отсталыми…(да и сами мы…).
Увидев автомобиль с русскими номерами, он, бедолага, аж свисток выплевывает, палкой трясет, и на глазах реально счастливый глянец, вот свезло-то! Далее идет обычный «развод», с приемами, которые даже находчивый человек сразу не сможет парировать. Сначала отбрехиваешься, потом постепенно понимаешь, что из тебя как бы идиота делают. Стоит перед тобой блюститель порядка на дорогах и несет такую чушь, что становится обидно за Россию, что мы, как всегда, «дружим» со всякими лохами, а не с серьезными государствами, они – не наш уровень. В Евросоюз не влезли, так хоть ШОС организовали (кто не знает – Шанхайское объединение сотрудничества: Россия, Китай, Киргизия, Казахстан и т. п.).
На гаишные разводы типа тонировки задних стекол, негодного техосмотра, быстрой скорости (без фиксации радара), не пристегнутых ремней (с пристегнутыми ремнями), принудительной остановки указанием жезла под «кирпич», а потом претензиями о нарушении... Психовал я только раза два, потом стал относиться к этому более спокойно и даже с иронией, вводя киргизов в смятение при выходе из машины похлопыванием по плечу со словами: «Ты, дорогой, у меня уже сегодня восьмой». В ход идут всевозможные отговорки, начиная с того, что ты сын турецкоподданного до того, что твой дедушка уважаемый в Кара-Балта человек. Главное – не молчать и не вести себя предсказуемо.
Очень помогает ассистирование человека, сидящего в машине и фотографирующего данный беспредел или при беседе с гаишником включение фотоаппарата в режиме видео, повешенного на шею, знание фамилий чиновников мэрии Бишкека и другие, типа «Саламат цыс сы баэйке» (говорят при встрече с уважаемым человеком). Надо отметить, что в Киргизии я ни разу не давал взятку или штраф. Никому.
Все вполне объяснимо. Здесь проходил Великий Шелковый путь, и местные привыкли жить поборами, набегами и воровством. Что ж тут поделать, национальная черта характера ― взять за то, что прошел мимо. Даже, я бы сказал, это сложившийся обычай. И не нам менять эти обычаи, а подстраиваться под них. Что ж, и у русских найдутся негативные черты, ведь нас не просто так не любят в развитых странах. А между собой называть уродами киргизов на форумах – вот это тема, тут мы недалеко от них ушли…
Если едешь без превышения, по правилам, при остановке, дав таксу (на наши 15 руб.), едешь далее. Пусть ты даже на угнанном мерине превышаешь скорость, пересекаешь хоть «тройные полосы», остановившись у гаишника и сунув ему 200 сомов (140 руб.), поедешь дальше, права даже не спросит. Мне даже гаишники предлагали за… (на наши 500 руб.) сопроводить с мигалками из Рыбалово в Чолпон-Ата по осевой со скоростью 120 км/ч. Вот это аттракцион.
Итак, все по порядку.
Выехали из Северска 30.07.07. Томск – Юрга – Белово – Барнаул. Дорога Белово – Барнаул – просто кайф, скорость до 160-ти. Ночуем у родственников, далее на Поспелиху, Змеиногорск. Все это проехали на газе (у меня Digitronik, Италия), расход на газе по трассе – около11-ти (при скорости 130-140). До Шемонаихи встречаемся с родней, едущей с Бухтармы. На границе повезло, 3 часа. Застраховали сразу машину. В Устькамане есть газ, дешевле, чем в России, дорога до Аягуза – просто хлам. Даже думал, лучше крюк дать через Караганду и Астану. Ночуем в мотеле, номер люкс, на наши – 300 руб. Днем в Талдыкоргане, тоже дешевый газ (есть в Казахстане везде, и дешевый).
В Талдыкоргане на дороге встречаем горящую «Ауди 100», которую все проезжающие пытаются безуспешно тушить, вокруг огнетушители валяются, не помогают. Пытаемся открыть капот – с…, заклинил. С заправки неподалёку прикатили большой огнетушитель. Пока я разматывал засохший на жаре шланг, мужик рядом поторопился – рано рванул ручку огнетушителя и весь шланг разрывает нахрен именно в местах перегибов. Прислоняем тушитель ближе к огню, струя идет под капот, от этого всё пламя идет в салон. Расходимся по сторонам, обалдевшие от жары. Как догорала, смотреть и фотать не стал – из сочувствия.
Ближе к границе Казахстан – Киргизия встретил мужика на «Марке» с Краса, он не знал, как в Киргизию ехать – через Кеген (восточнее к озеру) или через центр (трасса Алма-Аты – Бишкек). Я ему говорю, что мой отец (путешествовал на «Платце» с матерью год назад) советовал через Кеген, по гораздо худшей дороге, и это не просто так. Он меня послушал, и «улетел» вперед. Позже, когда мы с ним случайно встретились в Челпон-Ата, он сказал, что сначала материл меня, потом, встретившись с другом, проехавшим через другую границу (Алма-Аты – Бишкек), и потратившим на поборах 5000 рублей, благодарил, прям как родной. До Кегена череда интереснейших каньонов, перевалы, красота реальная (есть с чем сравнить…).
На границе – сохранить чек в за въезд в заповедную зону оз. Иссык-Куль, заполнить без ошибок и сохранить декларации, и внимательно следим за руками таможенников. Ужасная дорога км 30, и мы на озере. Сразу пост и проверка квитанции вышеупомянутой. Не доезжая Чолпон-Ата, можно переночевать у горячего источника в деревенском доме и всё такое – ну что-то за копейки (на наши). Жена даже сказала, чтоб дал ещё немного – люди хорошие, молодая семья с 3-мя детьми. При проживании в каком-либо населенном пункте более 3 суток – обязательно регистрироваться в ближайшем пункте милиции.
И вот, через два полных дня хода и два по половине – Кыргызстан.
Потратили целый день на выбор гостиницы в Челпон-Ате. Место на побережье считается наилучшим (самая тёплая вода) с наименьшим количеством пасмурных дней в году. И не зря искали: нашли коттедж, номер на 2-м этаже с видом на озеро. В номере свежий евроремонт, душ, туалет, гор. и хол. oyotвода, ТВ со спутниковой антенной, общая кухня с холодильником, обещали в след. году своего повара. За номер 900 сомов в сутки (600 р.). Выходишь на лоджию – красота, справа президентский пляж и храм пяти религий, оч. гламурное место. Хозяин гостиницы – бывший мэр Чолпон-Аты. Дети его – в Штатах и в Гарварде. Совет на будущее – расчёт с хозяйкой его вести предельно чётко. Смысл жизни – надурить русского – здесь материализуется.
Пляж, банан, параплан за моторкой, катерные прогулки – всё достаточно банально. Понравились экскурсии, смотреть есть что (см. интернет). Ну, понятно, что овощи, фрукты – всё здесь вкусное. На базар лучше ходить рано утром, позже, когда отдыхающие просыпаются, цены В РАЗЫ больше. Очень понравился 7-зв. коньяк «Кыргызстан», на обратном пути набрали и даже провезли через границы – это и не запрещено.
После отдыха на Иссык-Куле рванули на Бишкек. По обочинам газозаправочные машины для бытовых баллонов. Лучше иметь с собой переходник (кто на газе – поймёт). В Киргизии 93-й – как у нас 76-й, не вздумайте заливать – машина теряет динамику, и могут поршни прогореть. Лейте 96-й, 98-й. Красиво в Бишкеке – можно погулять. Дардой – рынок как город, на котором цены на хорошие тряпки в 3-4 раза меньше, чем у нас, но мы ведь не для тряпок живем, хотя…
Цены на автомобили из Германии тоже смешные. Брат тут делает бизнес: привозит машины из Германии, оформляет их в Россию с местным, которому оформляется статус переселенца (каждый переселенец имеет право провоза 1 машины) – он сопровождает машину до России, где происходит постановка со снятием. Себестоимость, допустим, 230 «мерина» в ОТС – 9 000 не наших денег. Жене можно было взять «Фольксваген» за 140 тыс руб. Но это, как понимаете, риск.
Обратно ехали также через Кеген. Штраф получил только в Казахстане за пересечение сплошной линии с выездом на встречную. Линия окончилась, и я автоматически начал обгон, а ранее был знак запрета обгона 1,5 км…500 руб. по квитанции.
Отдыхайте в Киргизии.