|
Челябинск—Минск—Радом—Прага—Мюнхен—Венеция—Вена—Радом—Минск—Челябинск. 23 дня, 15 — в Европе.
Машина: Opel Astra family sedan 1,6, пробег на момент старта — 29 000 км, пройденный путь 10 000 км.
Семья из трех человек, за рулем один водитель — 42 года, супруга и ребенок 13 лет.
Отчет состоит больше из цифр, нежели описании достопримечательностей. При подготовке мне крайне не хватало именно этой информации. Много перерыл отчетов в интернете — много эмоций и мало цифр. А этого не хватает больше всего при подготовке в первый раз. Впечатления от достопримечательностей у каждого свои, кому-то нравится, кому-то нет, а вот как проехать, где остановиться и что почем — вот такой информации действительно мало. Буду рад, если это кому-нибудь поможет.
Подготовка
Получение МВУ в ГАИ: два дня с медкомиссией и 2 000 руб. (не понадобилось нигде).
Навигация: закачал в навигатор карты России, Беларуси, Украины и Польши (Навител отлично водил по Беларуси, Минску и Польше — до Радома) + установил Навигон Европа — супер отлично провел по всей Германии, Италии, Австрии, Чехия — так себе, Польшу знал плохо. Но немудрено — очень много новых дорог, ремонтов и объездов) — 3 000 руб. вышло за программы.
Распечатал очень подробно карты из mapsGoogle и переплел на пластиковую пружинку, получилось несколько компактных подробных книжечек, каждая на свой перегон с нужным и понятным для меня масштабом, вплоть до 200 м в 1 см (на сложных участках), старался делать не более 35 листов с двух сторон — очень удобно.
Поставил на ноут IGO MayWay для XP нелицензионную (прога слетела прямо за день до выезда), не стала видеть выносной GPS-приемник.
Также закачал на планшет карты offline Mapdroid Europa (не пригодились).
Купили светоотражающие жилеты, набор лампочек (пригодились), портативные рации Motorola (1 500 руб.) — нужная вещь, позволяла нам гулять по супермаркетам и городу — каждый по своим интересам, а потом встречаться, при удалении в районе 2 км по городу связь была стабильно). Также взял преобразователь напряжения 12/220v (не пригодился совсем) и специальную батарею USB — очень компактная батарея, позволяет подзаряжать USB-устройства — очень пригодилась. В дороге вышел из строя автомобильный зарядник навигатора на 12V, эта батарея очень выручала, позволяла работать навигатору от нее вплоть до 5 часов. Ноутбук, планшет, два фотоаппарата (простой и понавороченней), кучу батареек и аккумуляторов, зарядники, фонарики и т.п. наклейка RUS на заднее стекло — помогала по Польше, где много ограничений по скорости 50 км/ч в населенном пункте, а водители местных фур пытаются тебя разогнать, чуть-ли не въезжая тебе в багажник (они-то знают, где радары, но нарушать самому не хочется, видят наклейку, понимают, что иностранец и ведут себя более адекватно, как мне кажется).
Аварийную канистру бензина на 5 л, не использовал, но брать нужно, в Европе заправки расположены намного реже, чем у нас.
Ну и также стандартный набор: термос на три литра, термосумка с двумя генераторами холода (позволяли 12 часов держать продукты холодными, очень полезная вещь) , туристический министолик, стульчики, плитку-горелку газовую (не пригодилась), Пластиковые большие контейнеры с удобными ручками для переноски (очень удобно — по дороге туда сложили продукты — сразу видно, где что лежит,не копаться, по дороге обратно сложили сувениры, ничто не измялось и не разбилось), одноразовая посуда и т.п. Также берем всегда электрочайник и свою воду в дорогу, кипятим вечером в гостинице, 3 л хватает на троих на дневной пробег (чай и пюре или лапшу заварить). Почему берем свою воду — был случай отравления чужой водой в дороге, понос и рвота целый день). Питание в дороге все путешественники планируют по-своему, но мы стараемся брать свою пищу — багажник позволяет, да и здоровее будешь. Сумки брали мягкие, на каждого по две, в одной общие вещи, в другой вещи для того, чтобы взять и пройти в гостиницу (т.е. спальные и одежда на след. день и т.п.), дабы не таскать много сумок и не искать что где положил. Важно, чтобы сумки были мягкие, это позволяет им принимать разный объем в багажнике, что немаловажно, т.к. за время продолжительного пути в багажнике все переворошишь. Не раз видел, как некоторые автопутешественники берут большие пластиковые чемоданы на колесиках, грузят их багажник, обкладывают их другими сумками, без конца достают кучу всего, чтобы добраться до этого чемодана.
Страховки
Медицинская на тпех человек в «Альфастраховании» — 1 580 руб.
Грин-карта на авто на два месяца (Европа плюс Беларусь) в альфастраховании — 5 480 руб.
Оформление виз — 105 евро на троих, плюс услуги визового центра — 5 480 руб., плюс сборы банка Интеза — 600 руб. Документы на визу собирал согласно сайту ВЦ Италии, там все доходчиво описано. Справку с места работы нарисовал сам. Открыл 3 (три) рублевые пластиковые карточки от двух разных банков VisaGold («Абсолют банк»), VisaClassic («Абсолют банк»), MasterCard («Сбербанк»). Положил на каждую по 1 500 евро. Также взял наличными 1 500 евро и чешскими кронами эквивалент на наши рубли в районе 10 000 руб, 50 000 руб для расходов по России и Белоруссии.Финансовые гарантии визовый центр устроили.
Брони отелей произвел заранее, через Booking, сложностей никаких. Отели подбирал следующим способом:
Не меньше 3 звезд.
Бесплатная стоянка, удобный подъезд и выезд на трассу, недалеко от метро или общественного транспорта, ну и цена соответственно.
Отели бронируйте заранее, за месяца-полтора, потом мест не остается. Так произошло с отелем в Вене. В выбранном нами отеле мест не осталось, поселиться там уж очень хотелось, почти центр, свой парк, стоянка, напротив дворец Шёнбрун, мы написали письмо прямо на ресепшен в отель, нам выделили хороший номер. Редко, где в отеле в центре есть свой парк в несколько Га, в котором прыгают белки, поют птицы и можно просто бродить по парку или сидеть в шезлонге в любом месте парка. Оказывается, это место давно было выкуплено бароном Шпрингером и принадлежит Политической Академии, которая иногда проводит там свои съезды и семинары, ну и параллельно сдает номера между партийной работой.
Связь: купил симку «Гудлайн» и положил на нее 13 долларов. Связь из Европы с Россией была просто отличная, звонки обходились примерно по 40 центов.
Был составлен план передвижения, который полностью удалось выполнить
маршрут | расстояние | ночевки | выезд, местн | приезд, местное | обеды,отдых | пробки, запр | дата | день недели |
Челябинск-Печерское (за Жигулевском) | 1000 | 1 | 04-00 | 20-00 | 3 часа | 1 | 01.июн | суббота |
Печерское-Можайск | 1000 | 1 | 06-00 | 22-00 | 2 часа | 1 | 02.июн | воскресенье |
Можайск-Минск | 600 |
| 07-00 | 16-00 | 1,5 часа | 0,5 | 03.июн | понедельник |
Минск |
| 2 | ночь с 3 на 4 и с 4 на 5 |
|
|
| 04.июн | вторник |
Колодищи-Радом, arbiterhotel | 630 | 1 | 08-00 | 19-00 | 1 час | граница 3 часа | 05.июн | среда |
Радом-Прага | 700 |
| 08-00 | 18-00 | 1 час | 1 | 06.июн | четверг |
ПРАГА, hotelmonica |
| 3 | ночь с 6-7, 7-8, 8-9 |
|
|
| 07.июн | пятница |
прага |
|
|
|
|
|
| 08.июн | суббота |
Прага-Мюнхен | 400 |
| 08-00 | 16-00 | 1 час | 0,5 | 09.июн | воскресенье |
hotelwasserburg |
| 2 | ночь с 9-10, 10-11 |
|
|
| 10.июн | понедельник |
Мюнхен-Венеция | 600 |
| 08-00 | 18-00 | 2 часа | 0,5 | 11.июн | вторник |
КемпингCavallinoTreporti |
| 4 | 11-12,12-13,13-14,14-15 |
|
|
| 12.июн | среда |
кемпинг |
|
|
|
|
|
| 13.июн | четверг |
|
|
|
|
|
|
| 14.июн | пятница |
Венеция-Вена | 603 |
| 08-00 | 18-00 |
|
| 15.июн | суббота |
Вена, SeminarhotelSpringerSchlößl |
| 2 | ночи с 15-16, 16-17 |
|
|
| 16.июн | воскресенье |
Вена-Радом, arbiterhotel | 630 | 1 | 08-00 | 20-00 | 1,5 | 1 | 17.июн | понедельник |
Радом-Минск | 600 |
| 08-00 | 20-00 |
| граница 3 часа | 18.июн | вторник |
Минск |
| 3 | ночи с 18-19,19-20,20-21 |
|
|
| 19.июн | среда |
Минск |
|
|
|
|
|
| 20.июн | четверг |
Минск-Рязань | 850 | 1 | 07-00 | 21-00 | 1,5 | 1 | 21.июн | пятница |
Рязань-Печерское | 950 | 1 | 07-00 | 22-00 | 2 | 1 | 22.июн | суббота |
Печерское-Челябинск | 900 |
| 07-00 | 24-00 | 2 | 2 | 23.июн | воскресенье |
Отели:
Польша Arbiter Hotel. Адрес: ul. PiotraMichałowskiego 1 Radom, 26-600, Польша.
Телефон: +48 48 332 08 60; E-mail: radom@arbgrupa.pl. Местонахождение: Широта 51.37278, Долгота 21.07625 (N 051° 22.367, E 21° 4.575). Трехместный номер — 260 злотых.
Прага. Hotel Monica: Vlnita 31/a, Прага 04, 14700. Трехместный на три ночи — 300 евро.
Отель Monica расположен в зеленом холмистом жилом районе Праги, в 20 минутах езды на общественном транспорте от центра города. В отеле есть открытый бассейн, бесплатная парковка и бесплатный доступ в Интернет. Вы сможете насладиться панорамным видом на город с террасы ресторана. Все номера отеля Monica оснащены ванными комнатами, спутниковым телевидением и мини-баром.
Дороги Прага—Брно (E55) и Прага—Пльзень—Нюрнберг (E-50) находятся всего 2 км от отеля Monica. Остановка автобуса Zemanka расположена всего в 400 метрах. До трамвая идти 15 мин., там шесть остановок (примерно 10 мин.) и вы в центре. Трамвай — самый удобный вид передвижения в Праге. Билет на 30 мин. на взрослого стоит 24 кроны (В отеле было еще две машины с соотечественниками из России).
Мюнхен. Hotel Wasserburg. WasserburgerLandstr, 145, Трудеринг-Рим, 81827, Мюнхен. Номер на троих — 210 евро за 2 ночи. Пожалуй, самый аккуратный и практичный отель, с отличным интерьером и новой мебелью. Очень качественная ежедневная уборка и конфетки на кровати. В отеле есть даже лифт. Хотя всего три этажа. Очень вежливый персонал. Удобный подъезд. До центра шесть остановок на S-ban (электричка, плавно переходящая в метро), примерно 15 мин. до Карлплац, до электрички 15 мин. пешком.
Стоянки отеля, еще одна машина с соотечественниками из России — 77 регион).
Италия, Camping Village Cavallino **** Via DelleBatterie, 164, 30013, Cavallino-Trporti; www.baiaaholiday.com.
Четыре ночи на троих — 295 евро. Отдельный домик (две комнаты, кухня, телевизор, холодильник, санузел, душ, кондиционер) стоянка, пляж, веранда и прочие удобства одного из лучших кемпингов.
На заднем плане белый «Шевроле» — еще соотечественники на авто из России и не откуда-либо, а аж из 89 региона, им только до Челябинска 1 400 км ехать! Также стояла на соседней улице машина из Самары.
Вена. www.Springer-schloessl.at, 1120. Wien. Tivoligasse 73 tel: +43 1 814 20-49, fax-30.
Трехместный на две ночи — 295 евро.
Дорога по России туда…
День первый
М-5, от Челябинска до Бронниц (Подмосковье), там на А-107 и с нее на М-1.
Выезд 01.06.13, в 04:15, в субботу. Через 40 мин. выехал из города. Уральские горы прошли спокойно, машин было немного. Дорога, конечно, не очень, но ехать можно. Главное правило — не нарушать правил. Про башкирскую полицию написано много, добавлю следующее: в прошлом году они много курсировали по участкам, где сплошная, выедут на полкорпуса и смотрят, кто не выдержит и начнет обгон множества фур через сплошную, включают сирену и догонять. В этот раз их много стояло на участках ремонта дорог, причем чуть ли не через 1 км друг от друга. Ремонт дороги сделан, разметка не нанесена, знак ремонта стоит (соответственно обгон запрещен), многих ловят. Выбирайте сами, что вам важнее: или 10 мин выигрыша во времени или пара тысяч рублей.
За Тольятти начался ремонт дороги, потеряли в пробках более часа, поэтому было принято решение не ехать до Кузнецка, хотя еще оставалось пара часов светлого времени суток, а остановиться в проверенном уже неоднократно отеле с.Печерское, трехместный с удобствами — 1800 руб, стоянка -100 руб. Пробег за день — 965 км
День второй
В шесть местного — подъем, завтрак, в 7:15 — выезд.
Шел небольшой дождь, при включении зажигания перегорела лампа ближнего света, о чем сообщил бортовой компьютер. Решил заменить позже, т.к. кто знает как менять в «Opel-Astra family» ближний свет, тот поймет. Через 200 км, на остановке, после заправки, при хорошей погоде уже, потратил полчаса (через арку переднего колеса, под машиной, крайне неудобно отгибать зажимы — спасибо конструкторам). Далее без приключений. На объездной Москвы (А-107) несколько переездов и на них постоянный ремонт, потерял в пробках более часа. Стало темнеть, начал искать гостиницу. По всей А-107 и после поворота на М-1, на протяжении более 150 км не встретил ни одного подходящего мотеля. Был один, недалеко от поворота на «Минку», но он явно рассчитан не на путешественников, по 2 500 руб. с носа, люди туда приезжают из Москвы, видимо, отдохнуть, о чем говорили недешевые машины во дворе, фонтаны и молодожены, полный ресторан людей, одетых в костюмы.
Наблюдал очень интересную картину: двигаюсь в сторону Минска, воскресенье, вечер, навстречу просто поток машин, слепящих фарами, едва двигающихся в Москву, просто огненная река, вплоть на удалении до 100 км от Москвы. В моем направлении движения — пусто. Останавливался на заправках спросить ближайший мотель — разводили руками, предлагали уходить с трассы и ехать по близлежащим городкам искать. Время было уже половина первого по местному, особого смысла в этом не было и приняли решение остановиться на стоянке при заправке BP. Поужинали в кафе на заправке, качнули бензина и улеглись спать в машине, т.к. силы иссякли окончательно.
День третий
Проснулись в шесть. Привели себя в порядок (благо на BP все необходимое для этого имеется) легкий завтрак и двинулись в путь. Границу с Белоруссией пересекли без каких-либо проблем. Остановились, пограничники просто подняли шлагбаум и изучили взглядом нас в машине (стекла у меня не тонированные), что-то рассуждая про регион 174 (может, не часто у них такие ездят?).
Далее дороги порадовали своей абсолютной незагруженностью, можно даже сказать пустынностью, хорошим покрытием и знаками 120 км/ч. Сначала как-то побаивался ехать 120 и шел 100, потом осмелел и двинул 125, вполне комфортно. Пару раз видел полицейских с радарами.Чистота на обочинах, стоянки вынесены в сторону, беседки, туалеты, мусорные баки. Все поля засеяны. Молодцы однако, нам еще учится и учится у них.
Через примерно 100 км встретился отель, там мы остановились: приняли душ, привели себя в порядок, пообедали. На троих за все примерно 600 руб. вышло, вместе с душем (для сравнения — на BP только за три супа, разогретого из пакета и чай с булочками я отдал 850 руб.). Российские рубли принимают. Самочувствие резко улучшилось. Силы вернулись. Через четыре часа уже были в Минске, у родственников. Навител Минск знает хорошо, без навигатора совсем нельзя по нынешним временам путешествовать.
Вот такая пустая трасса М-1в Белоруссии.
Минск — очень красивый город, много строится, чисто. Передвигаться по городу проблем не составляет. Пробки — есть, но небольшие. Погуляли и проехались по городу, поднялись на смотровую площадку Национальной библиотеки, съездили в два парка, покатались на аттракционах, прошли по магазинам. Стоит отметить, что продукты питания — качественные и в большинстве местного производства. Очень порадовали везде щиты: «Я люблю Белоруссию!» и в магазинах: «Купляйте белорусское!». Нет такого засилья иностранной рекламы на улицах. Что бы ни говорили, но Лукашенко поднимает свое производство, заботится о своей стране, за что ему в общем-то большое спасибо. А как еще руководить без строгой руки? Никто ничего толком делать не будет, а патриоты просто растворятся в массе тех, кому нужна минутная выгода. Обидно за Россию, где заводы проданы под торговые центры, где думают о том, как бы взять здесь и сейчас, а потом хоть трава не расти. Что будет, когда у нас кончатся нефть, газ и лес?
Немного сбивает курс местной валюты, где один российский рубль равен примерно 280 белорусским, сильно путаешься в нулях. Когда поменял 9 000 российских рублей, то получил больше 2 миллионов белорусских. Такое обесценивание рубля приводит к прохладному отношению к деньгам, как к бумажкам. Для примера: бутылка газировки — 8 000 руб., заправить 26 л бензина — 200 000 руб. В парке сходили в туалет: 2 500 руб. с человека (так дорого мы еще не пи….! (шутка). Многие белорусы меряют все на доллары, видимо, так легче.
Два интересных наблюдения: впервые на улице города увидел прячущегося за столбом милиционера с радаром, смешно. Гуляли по ул. Ленина и вдруг вся улица просто опустела — ни одной машины в обоих направлениях, и это в центре! Через пять минут пронеслись три огромных крайслера-универсала, раскрашенных в полицейскую расцветку и за ними два огромных джипа. Вот так передвигается кто-то, не будем говорить кто. Через 5 мин. движение возобновилось. Н-да, у нас уже такое редко увидишь.
Полупустые улицы Минска, может, просто так повезло?
Польша
Границу решено было проходить в Домачево, это 40 км южнее Бреста. Предположил, что очередь там будет меньше, предположения оправдались. В Бресте заправился под завязку. Навител провел до границы безукоризненно. Волновались, т.к. проходили границу на авто в первый раз. С белорусской стороны нас было всего две машины (до отстойника) и в нем четыре машины. Белорусы пропустили быстро, загранпаспорта, грин-карту, техпаспорт на машину. Отдал это, через 5 мин. мне выдали их назад с какой-то бумажкой и предложили следовать дальше. Далее две очереди, встал туда, где машин больше, раздумывая, где же этот зеленый коридор и стоит ли мне туда вставать, если там никого нет. Поляк на машине сзади на своем языке подсказал: «У вас ничего же нет, вставайте туда», — что-то в этом духе, это уж можно было примерно догадаться — указывая на проезд с маленьким зеленым значком для тех, у кого ничего нет к декларированию. Спасибо ему, перестроился. Стандартные вопросы: кто, куда, откройте-закройте багажник, счастливого пути. С белорусской стороны вся процедура заняла не более 15 мин. и вот паспорта с отметкой о выезде получены.
Поляки всех ставили в одну очередь, запускали по четыре машины. Взяли паспорта, техпаспорт, грин-карту и удалились. Работали неспешно. Через 15 мин. вышел пограничник, попросил открыть-закрыть багажник. Говорил на страшной смеси польского и русского, а тут еще пошел сильный ливень и так тарабанил по крыше из профнастила, что вообще ничего слышно не было, я переспрашивал его пару раз, чем явно раздражал и он начинал почти кричать, отчего я еще больше его не понимал. Но, в общем-то, вопросы стандартные: документы, куда едете, зачем. Потом через 5 мин. вышла таможенник, женщина, попросила открыть багажник, тыкнула в первую попавшуюся сумку, открыл, показал, закрыл сумку и багажник. Опять ожидание. Через 10 мин стали выпускать, протягивая из окна паспорта. Далее на выезд: открыли шлагбаум, шипы ушли под землю и все, Евросоюз. На обе границы ушло 50 мин.
Далее вот по таким проселочным дорогам в сторону Радома, на Е-77 дорога, конечно, улучшилась
Много читал ранее, что ехать в Польше одно мучение. Не знаю, я этого не ощутил. Да, дороги узкие, много ремонта, средняя скорость 60 км/ч, но нет ни пробок, ни заторов. Все, абсолютно все движутся. Много колец, причем кольца очень маленькие, иногда думаешь: а как же здесь фуры-то крутятся?
Разметка везде, разметка грамотная. Справа за полосой есть еще метр свободного пространства, кто особо торопится, тому просто уступаешь дорогу, уходя на полкорпуса вправо. Явных ям и колдобин нет. Не знаю, но я не ощутил никакого дискомфорта. Строится много новых дорог, навигатор сходит с ума. Больше ехал по бумажным картам, распечатанным с Mapsgoogle. Периодически выезжаешь на автобаны и скорость движения резко увеличивается. Поэтому никак не могу назвать дороги Польши некомфортными.
В отеле Arbiter Hotel (см.выше) очень понравилось, чистый номер, новая мебель, очень красивый и хороший ресторан, хороший WiFi. Очень уютный дворик, пруд и уточки, детская площадка. Очень красиво. В ресторане на троих хорошо поесть с пивом вышло 140 злотых. Расплачивался за все карточкой mastercard от «Сбербанка». Злотых с собой не было, да и в Челябинске их, в принципе, не продают ни в одном банке.
Отель стоит на трассе, поэтому выезжать утром было удобно.
В Польше не заправлялся, белорусского бензина хватило на проезд всей Польши. Обратил внимание, что на новых автобанах пока еще нет никакой инфраструктуры, в т.ч. и заправок (ехал по А1 в сторону Праги), был участок, где на протяжении что-то около 150 км нигде не заправиться. Мотелей на дороге много, если не рассчитаете по времени, без ночлега не останетесь.
Чехия
В Чехию въехал и дорога сразу перешла в автобан, километров через 5 после въезда заехал на заправку. Удивило множество предлагаемого топлива, шесть пистолетов, три из них дизель разных сортов. Сначала заправляешься, потом идешь расплачиваться. Все спокойно, никто сзади не торопит, свободные колонки есть, несмотря, на в общем-то, множество машин. Бензин по 35,40 крон за литр (в рублях примерно 64 руб.). Расплатился опять же карточкой, сразу купил виньетку. Купил на месяц, за 440 крон, на 10 дней стоила 350 крон. Продавец за кассой удивилась, что я прошу на месяц. Решил не рисковать, т.к. у меня выходило 12 дней, и назад тоже надо было возвращаться через Чехию. Отъехал на стоянку и стал разбираться, как ее наклеить. Прошел и посмотрел на другие машины, почитал, что написано на виньетке. Начал ручкой писать дату и тут окончательно убедился, что можно было брать и на десять дней. Ручка совсем не пишет по мелованной и ламинированной наклейке и какую я там дату нацарапал, толком и не разобрать. Приклеил в правый нижний угол, вторую часть в козырек положил. Перед выездом я раздумывал на сколько брать, но решил не нарушать и взял на месяц. На практике никто не проверял, на сколько виньетка, смотрят только наличие и все. Но может просто я не попал. До Брно магистраль была хорошего качества, ехал быстро, но ремонты тоже есть, в одном из них простояли час. После Брно дорога пошла вроде бетонки и ехать выше 110 было некомфортно. В отель приехали уже в 18 местного, это был наш самый длинный перегон, 700 км. Перед въездом в Прагу очень много указателей, расположены один за другим над трассой (очень удобно и правильно, что над трассой, видно всем, а не как у нас сбоку на обочине, за грузовиком можешь и не разглядеть). Но некоторый переизбыток этих указателей при трехполосном плотном движении, достаточной скорости и множество съездов слегка сбивают с толку, но навигатор не дал заблудиться.
Поужинали в ресторане, привели себя в порядок и пошли гулять по ночному городу. Еще дома я составил подробный план, что посмотреть в каждом городе, что попробовать, куда сходить, распечатал карты и маршруты. Сейчас это несложно сделать, наберите в интернете: «Что посмотреть в Праге? Маршрут на один (два, три) дня в …».
Поэтому не буду описывать все прелести Праги, я еще не видел такого человека, которому этот город бы не понравился. Посмотрели много, очень. Каждый наш день пребывания был расписан и все удалось выполнить. Уходили в 9:00, возвращались в 20:00. Пражский град, Карлов мост, Староместкая, собор С.Вита, Вышеград, Танцующий дом, национальный театр, фуникулер и Петршинская башня и многое другое. Прага — это город, по которому надо ходить ногами, т.к. за каждым углом, за каждым поворотом ты открываешь всегда что-то новое. Ну и обязательно ресторанчики, пиво и кнедлики. Чешское пиво мне понравилось больше всего, особенно темный «Kozel». Но тут на вкус и цвет, как говорится. Насыщенный вкус, идеальная плотность и крепость и запах! Да, у каждого пива есть запах и это одно из наших ощущений при дегустации пива, в т.ч. на основе которого мы создаем свое мнение о нем. Пьешь и не пьянеешь, ну и 0,5 как обычно мало. Пробовал много сортов, может, недостаточно много. Но, честно говоря, на мой вкус в Мюнхене пиво было хуже, даже в известной пивной Weisses Brauhaus.
Что надо попробовать: пиво, как можно больше, кнедлики, сладкие кнедлики, «хлебальный суп» (суп, подаваемый в запеченной булке хлеба в виде горшочка) и т.д. Порции в ресторанах подают большие. Мы не раз обжигались на том, что назакажем, а, когда принесут, просто съесть не можем. Поэтому лучше дозакажите, чем сразу брать все. В одном из ресторанов у нас даже стола не хватило, но это не из жадности, а из-за незнания. Порции просто громадные бывают, тарелки большие и хоть на подоконник ставь. Средний чек на троих, как правило, составлял не более 50 евро.
Что привезти из Праги: Бехеровка (только в фирменной бутылке!), пиво, чешские вафли, игрушку Крота (ну кто в курсе конечно, у нас так это один из мультиков детства, но только кроты у них дорогие непропорционально).
Один нюанс, может кому полезно будет. Основной вид транспорта в Праге — это, конечно, трамвай. Билеты продаются или в автоматах (освоить который можно, но не с наскока и стоят они далеко не везде) или в табачных магазинчиках, тоже далеко не везде есть. Билеты продаются на определенное количество времени. Например, мы брали минимальный на 30 мин (24 кроны на одного человека, т.к. разовый — такого понятия не существует). Войдя в трамвай, его надо прокомпостировать, вставить в автомат стрелкой вперед и на нем отпечатается время. Делая бронь отеля, я прочитал, что билеты можно купить на ресепшн, но это не так. Поэтому в первый день мы не смогли найти в 9:00 ни одного открытого магазинчика по продаже билетов и автоматов тоже не было. Поэтому в первый день мы поехали в центр на такси. Просто совет: купите сразу несколько билетов, это избавит вас потом от траты времени на поиск покупки билета. Что такое пражский трамвай, можно посмотреть в интернете, очень удобный, бесшумный и очень комфортабельный. Мы пользовались им довольно часто за несколько дней, но у меня сложилось впечатление, что билеты пробивают только одни туристы, а у местных давно коммунизм. Заходят, выходят, но не пробивают. Один раз утром мы даже вызвали удивленные взгляды, когда подряд пробили три билета, один дядя даже газету перестал читать и вперился в нас. Мы тогда ехали семь остановок, люди выходили и заходили постоянно, но пробили билеты только мы одни. А может у всех проездные какие-то особые? Или проскользные, не знаю.
Чешский паркомат для парковки вашего авто.
При внешнем отсутствии полицейских, за парковку в неположенном месте штрафуют быстро. Соседей из отеля, питерцев, сразу оштрафовали, в момент, что-то на наши деньги около 1 000 руб. Будьте внимательны.
Из Праги наш путь лежал в Мюнхен. Дорога незагруженная, перед границей с Германией заправился до полного, т.к. читал, что чем дальше, тем дороже бензин. Но не совсем так получилось, в Германии и Австрии на заправках он был по1,40 евро.
Уже на территории Германии в сторону Мюнхена попал на ремонт автобана. Знак показывал, что надо уходить на какой-то город и через него ехать на Мюнхен. Свернул и запутался в сети дорожных развязок и мостов, крутился на кольцах и куда-то уехал. Навигатор ругался, что я ушел с маршрута и настойчиво советовал слушаться его. Решил довериться навигатору, т.к. он меня не подводил (кроме Польши, конечно). Он быстро перепроложил маршрут. В результате после нескольких развязок, мостов и пр., я опять выехал на этот же участок дороги с ремонтом автобана. Дежавю. Любопытно, что все эти же махинации проделывал за мной еще какой-то немец на своей машине. Действительно, после высокой скорости движения по автобану, упершись в неожиданный ремонт, тяжело быстро соориентироваться в знаках на немецком языке. Теперь уже внимательно все вместе смотрели на знаки и все оказалось довольно просто, выключили навигатор, т.к. он просто не давал ехать в объезд, страшно ругался. Вдоль объездной дороги стояли тележки с моргающими знаками и надписями, среди которых было слово munich и стрелка. В результате объезда участка ремонта дороги потеряли более часа, т.к. собралась очень изрядная пробка. Все-таки, количество передвигающихся машин на автобане очень велико и закрытие даже небольшого участка приводит к существенному затору. Пара немецких авто закипела, и добросовестные немцы, открыв капот, надели зеленые жилеты, выставили знак аварийной остановки и начали звонить в техпомощь. Вырвавшись наконец-то опять на дорогу, решили остановиться передохнуть на ближайшей заправке. Остановились и увидели, что таких, как мы много, даже припарковаться места нет, и, не желая толкаться, двинули дальше.
Отель нашли быстро. В 14:00 уже заселились. Отель очень современный внутри, прекрасная мебель и очень чисто. Стоянка удобная. Расположились. Переоделись — и в город. На ресепшен все очень подробно объяснили. Где сесть, куда поехать и как купить билет. Супруга хорошо говорит на английском. Но если у кого трудности с языком, (у меня, например), всю информацию можно посмотреть там же, в googlemaps и виртуально пройти любой маршрут. До S-bun15 мин. На станции билетных касс нет, только автомат. Нам посоветовали взять семейный билет, действительный на все виды транспорта до 24:00 местного времени, он стоит 10 евро 60 центов. Как покупать билет, вроде разобрались, автомат принимает купюры только по 5 и 10 евро (если у вас 20 и больше, то билет вам не купить, запасайтесь мелкими). Но как я ни давал ему купюры, он выплевывал их обратно. Попросили помощи у местных. Впервые увидел такое искреннее желание помочь: трое человек всячески тыкали в автомат, периодически отталкивая друг друга от него, в общем-то, повторяя наши операции, но безрезультатно. Мы перешли к другому автомату и все оказалось банально просто — автомат был неисправен.
Дальше не раз видел искреннее участие немцев в какой-либо помощи. Электричка, плавно переходящая в метро, очень удобная и бесшумная, совсем не как у нас. Сиденья мягкие, информация объявляется по громкоговорителю и дублируется в вагоне на электронном табло бегущей строкой. Сами станции метро мне показались несколько неухоженными и даже неопрятными, расписанные во многих местах граффити. На станциях стоят табло, где отображается время до прибытия следующих нескольких поездов в минутах, график выдерживается. На стенах висят большие телевизоры, на которых транслируется телевидение и реклама, вещание прекращается во время прибытия состава. Народ очень разный, но никто друг друга в упор не разглядывает. Вышли на Мариенплац, гуляли до Карлплац и далее по кругу. Заходили в кафе, магазины. В шесть магазины резко позакрывались и мы просто ходили смотрели город, уличных артистов, дома, фонтаны, скульптуры, витрины. Успели зайти на продуктовый рынок, где увидели, что до кризиса Европе еще далеко.
Машины обычных бюргеров во времена европейского кризиса («Мерседес», «Порше», «БМВ»: «всепогодные и практичные» двухдверные кабриолеты-купе).
Вернувшись в отель, решили поужинать в ресторане, но он, к удивлению, был закрыт (ресторан не относится к гостинице, хотя расположен в одном здании), объяснили это воскресеньем. Воскресенье, семь часов вечера — все близлежащие магазины закрыты, продуктовые в том числе, даже LIDL. На ресепшен нам посоветовали пройти остановку пешком, но там оказалось нечто вроде бара, рестораном это трудно было назвать, маленькая забегаловка со странными лицами в алькогольном угаре, настроение испортилось. Перспектива голодного вечера не улыбалась, мы сели на машину и поехали искать что-либо стоящее.
Только через пару километров, во дворе нашли итальянский ресторан. Народу там было предостаточно, но свободный столик был. Посетители — только немцы. Кухня очень достойная. Хозяин — итальянец, бегал и шумел, всем улыбался, со всеми успевал пошутить. Тут я действительно увидел, что надо ходить именно туда, куда ходят местные. Вероятно, очень многие немцы не готовят сами по вечерам, а идут в ресторан, так проще и быстрее и вкуснее, может быть. Когда у нас будет кризис и все магазины, даже продуктовые супермаркеты будут закрываться на воскресенье, потому что выходной и работать нельзя, вероятно, мы тоже будем ходить по ресторанам и барам, купить продуктов-то негде. А деньги? Видимо, они всегда есть во время кризиса или, может, немцы не знают что у них кризис в еврозоне, российское телевидение-то они не смотрят. Шутка, просто наш уровень жизни (у большинства населения) несколько ниже, чем в Европе.
На второй день мы взяли HOPONHOPOFF, по самому большому маршруту, очень удобно, 20 евро с человека на весь день. С его помощью много узнали и посмотрели: съездили в БМВ Welt Showroom (музей был закрыт), поднялись на олимпийскую башню на высоту 180 м (5 евро с человека). В общем, останавливались где было интересно, а потом дальше садились в автобус.
Садиться и фотографироваться можно во всех автомобилях, кроме концептов и Ролс-ройс Фантома, множество людей так и делают и мы не исключение. Очень много места выделено под Mini, их там более десятка разных моделей, много людей ходит именно около них. Есть и маленький магазинчик с аксессуарами для mini и одеждой с символикой этой модели, но цены — соответствующие… На втором этаже — мотоциклы, так же посидеть можно на любом.
Ну и обязательным пунктом у нас всегда было посещение ресторана с местной кухней. В Мюнхене мы выбрали вторую по значимости пивную: Weisses Bräuhaus Tal 7 80331 München. Она в центре и найти ее не составит труда.
Обязательно попробовали несколько сортов пива и знаменитый набор колбасок с жареной кислой капустой. Также взяли три разных супа. К подобным заведениям надо все же привыкнуть, почувствовать их дух. Для меня было несколько необычно: несколько больших залов с длинными столами и большое количество людей, пьющих пиво. Чтобы разговаривать там даже между собой, нужно довольно сильно напрягать голос, т.к. все посетители создают стабильный гул, который усиливается от количества выпитого пива. Впору так отмечать какие-нибудь национальные праздники и петь (или орать) песни, самое-то. Официантов иногда не докричаться, можно смело вставать и махать рукой, чтобы их подозвать. Почувствовали, так сказать национальный колорит совместного распивания пива. Этот ресторан оказался единственным местом, где нас (видимо, случайно) обсчитали на 12 евро, пробили не три, а четыре супа, но это мы заметили по чеку уже дома.
Ну, а далее культурная программа завершилась шопингом супруги по магазинам и нашим с сыном походом за сувенирами. Если немного удалиться от центра, то всегда найдешь сувенирный магазинчик с большим ассортиментом и приемлемыми ценами. Портативная рация очень пригодилась, находясь на удалении пары километров, в центре города, при множестве помех, мы могли переговариваться. Похоже, не мы одни были такие умные, так как зачастую слышали на нашем канале других людей с точно такой же целью использующих рацию. На рации всегда можно поменять канал и найти более свободную частоту (если эфир уж совсем забит).
На следующий день, после завтрака в отеле не спеша выехали в Италию. Сначала в сторону Зальцбурга, далее через Филлах и Удине в Венецию. Первоначально план был проехать через Гроссглокнерштрассе по самой известной платной горной дороге в Европе, но дождик, облачность и низкая температура (при выезде +14 градусов) отменили эту дорогу. Накануне посмотрел интернет, веб-камеры с Гроссглокнер, там вообще еще лежал снег (и это июнь!). Ограничений скорости по дороге Германии не было, я ехал как обычно 130, примерно смотрел, как едут немцы. Не более 160, правил не нарушают, где есть ограничения — строго их соблюдают. Да и дорога не сказать, чтобы уж идеальная, в Италии автобаны мне показались намного лучше по качеству дорожного полотна. Въехав на территорию Австрии, через пару километров встретили большую стоянку, где предлагалось купить виньетки. Отдельная будочка с тетенькой. Купил на 10 дней за 10 евро. Дальше заехал на заправку, залил 20 литров, расплачивался наличкой, мне автоматом опять дали виньетку, мое корявое английское «No!» не возымело действия, виньетку явно пробивали по кассе, пришлось громко сказать «Nein!», тогда кассир поднял глаза и забрал виньетку назад.
Альпы очень красивы и величественны, уходят высоко в облака, на вершинах гор лежит снег, в общем, дорога очень красивая, словами не описать, а фото не сможет передать всей красоты. Поэтому просто езжайте и смотрите. Начались многочисленные туннели, ограничение скорости в них 100 км, движение одностороннее, две полосы, поэтому нет никакого дискомфорта при движении, так же обгоняешь фуры, как и на обычной дороге.
Перед одним из туннелей стоял шлагбаум, заплатил 8 евро в автомат за проезд по этому туннелю, довольно дорого. Но был готов к этому, т.к. читал в интернете, что есть такой платный туннель. Единственный раз за всю дорогу видел полицейских только в Австрии — мерили скорость, также, стоя за машиной, только рука с радаром наружу, вспомнил нашу Россию, ностальгия.
Как перевалили в Альпы, температура воздуха значительно повысилась, На одной из стоянок остановились немного подкрепиться. Сходил в туалет, вернулся и вслух стал восхищаться, какие у них стоянки, действительно красиво, беседки, туалет и пр., громко рассказал про автоматику в туалете, где не надо ни к чему прикасаться, везде фотодатчики — на свет, на писсуар, на умывальник и напольную супермощную сушилку для рук, т.е. нигде не контактируешь ни с краном, ни с ручками. Рядом стояла машина с чешскими номерами. Не придал этому значения, думал — не поймут. Но соседи из этой машины подошли, поздоровались, оказались москвичи, взяли машину на прокат в Праге и держат путь на юга. Осваивают русские Европу активно!
И вот Италия! Солнечная Италия! С волнением ждал начало платных дорог, т.к. читал, как проезжать, но фото, что это из себя в интернете, довольно мало, боялся не затупить. В общем-то, все довольно просто, важно только подъехать к правильному шлагбауму, т.к. за тобой мгновенно подъезжает много машин и выехать назад в случае ошибки будет проблематично.
Руку в окно, берешь билетик, наполовину высунувшийся из автомата, шлагбаум открывается, нажимаешь красную кнопку для следующего, чтобы ему тоже высунулся билетик. Дороги отменного качества, во многих местах параллельно идет бесплатная дорога, но на ней постоянные ограничения по скорости и она более узкая.
Далее туннели пошли одним за одним, сначала мы их считали, но после двадцати интерес уже пропал.
В Италии, за несколько десятков километров до кемпинга остановились на заправке, соориентироваться и перевести дух. Сходили в магазинчик, зашли в туалет в минимаркете на заправке — это оказалось единственным местом за всю дорогу, где перед входом сидела тетенька и брала деньги — по 50 центов, больше мы такого нигде не видели. Солнце жарило нещадно, + 28, после Альп было несколько непривычно. Открыли распечатанные бумажные карты и изучали, где нам свернуть с платной дороги в Лидо Де Езоло, в кемпинг Каваллино, т.к. карты и навигатор предлагали разные варианты, как доехать до места назначения. Попробовал навигатору поставить промежуточную точку, но он не хотел сдаваться и предлагал свой путь. Не хотелось бы съехать с платной трассы и, заблудившись, опять въезжать на платную трассу, кормя автоматы деньгами за свою неразумность. В результате некоторых мучений решил довериться навигатору. Он провел нас четко и безукоризненно, что ж, спасибо ему!
И вот наконец съезд — волнующий момент, когда надо кормить автомат деньгами. Надо сказать, автомат несколько перегружен информацией и множеством различных щелей. Боялся затормозить очередь, но как-то само собой быстро разобрался, куда всунуть талончик, стрелка на талончике есть, автомат подумал пару секунд и высветил сумму «12,80 евро». Дал ему бумажки по 10 и 5 евро, он их с удовольствием проглотил. Довольный, он зажужжал и отрыгнув чек, открыл мне шлагбаум. Езжай, мол. Я все-таки решил дождаться сдачи, через пять секунд, видя такой расклад, автомат насыпал мелочь, она падала, звеня в специальный отсек. Пришлось выйти из машины, чтобы ее взять. Ух! Вроде все получилось, поехали.
Далее навигатор безошибочно провел нас до самого кемпинга через пару-тройку небольших поселков. Кемпинг оказался выше всяких похвал, очень чисто, сосны, бассейн, ресторан, отличный широкий пляж, магазин, детские площадки, хорошие домики (мы брали Baya Blu, на троих 78 евро в сутки: две комнаты, кухня, вся посуда, санузел, телевизор, кондиционер, стоянка под домиком, веранда, в общем все есть, только постельное белье свое надо брать или можно взять его на прокат на ресепшен за 10 евро за комплект, мы брали из дома свое, запаковав его в вакуумный пакет, поэтому два комплекта белья заняли минимум места). В кемпинге очень много отдыхающих, особенно немцев, думаю, примерно 80 процентов — немцы, 10 — итальянцы, 10 — все остальные. В основном немцы приезжают на своих автодомах, кемперах — по-моему, они берут с собой максимум всего: разворачивают спутниковые антенны, раскладывают мебель, ставят барбекю, берут свои велосипеды. Некоторые даже развешивают цветочницы, ставят мини-заборчики, гирлянды. Возможно, мне показалось, но немцы народ практичный, они платят минимум из того, что возможно, т.е. реально только за то, что необходимо. Утром они выезжают на своих велосипедах с корзинками в супермаркет за территорию кемпинга, там подешевле, затариваются продуктами, вечером готовят, используют общественные санузлы и не особо-то набирают в ресторанах. Возможно, у них нет такого понятия как у нас: «ну раз пошла такая пьянка, то давай… все!». Нельзя сказать, что народ они бедный, есть такие автодома, на которые мне работать надо не один год. На территории кемпинга есть три больших санблока, очень цивильных и чистых. Также можно постирать белье. Мы стирали за 5 евро — одна стирка, за эти деньги на ресепшен дают особый жетон для стиральной машинки и порцию стирального порошка, в общем-то, очень удобно, т.к. за дорогу скопилось немало грязного белья.
Ресторан на территории кемпинга предлагает не очень большой выбор блюд, но очень много видов пиццы, отдельное меню на пиццу. Все, что не Pasta, в меню содержится в разделе Antipasta. В среднем пицца начинается от 5, но нормальная стоит не менее 8-10. Лазанья, салаты тоже примерно в районе 8-10 евро. Средний чек на троих — 50 евро. Минералка дорогая, от 3-х евро за литр. Для сравнения: хорошее Ламбруско в траттории за кемпингом — от 2,5 евро за литр. Конечно, мы попробовали несколько ресторанчиков и пиццерий за территорией кемпинга, выбор больше и цены ненамного, но ниже.
Рядом с кемпингом можно взять напрокат велосипеды, по 9 евро в сутки за один, что мы и сделали на следующий день. Правда, еще берут залог 10 евро, непонятно за что, может, за возможные поломки? Также дали карту велосипедных маршрутов. Первым делом мы поехали в сторону пристани, откуда отчаливают катерки на Венецию, это километра четыре от кемпинга. Так сказать, разведать дорогу, т.к. завтра туда собирались на машине. Заодно и местный уклад жизни посмотреть. Вообще мы выезжали не один раз на велосипедах и проехали очень много, посмотрели, как живут местные, заходили в разные траттории, где не ходят туристы, магазинчики маленькие. Прикупили винца, сувениров, отведали «панини» и прочее…
На велосипедах чувствуешь себя намного более комфортно, чем у нас, много велосипедных дорожек и нет такого страха, что тебя могут сбить в любой момент.
Ну и конечно, загорали на пляже кемпинга. Пляж очень широкий, дно песчаное и довольно мелко, бывает, заплывешь и страшно, как далеко уплыл, а на самом деле только метров пятьдесят пройдешь и глубина только по шею. Песок на пляже каждое утро «причесывает» трактор, про мусор я не говорю, его нет на пляже. Много рыбешек разных и очень много крабов. Зонтики и шезлонги платные, по сколько — не знаю, не брали.
На следующий день поехали на пристань, чтобы отправится в Венецию. Вчерашняя разведка на велосипедах помогла: машину поставили на крытую парковку (7 евро) вместо открытой перед въездом за ту же цену и билеты на теплоход взяли чуть подальше и подешевле (9 евро на человека туда-обратно), совсем без очереди, когда перед входом на пристань стояла очередь за 11 евро с человека. Места на теплоходе лучше занимать на носу судна, обзор лучше, так и сделали.
Что сказать про Венецию? Красиво, да, где-то даже очень. Туристов — много. Весь город — по существу одна большая сувенирная лавка, магазинчик на магазинчике. Улочки узкие, очень интересно. Заблудиться, в принципе, невозможно, все равно выйдешь к Гранд-каналу, но бродить можно долго и интересно, много тупиков и много улиц просто выводят к воде и все, возвращайся назад. Многие говорят про ужасный запах, не почувствовали, хотя было жарко, +28, да, где-то местами пахнет, но не сказать, чтобы ужасно, что поделать, весь город на воде. Цены высокие, но сувениры купить надо, особенно из муранского стекла и лучше не один. Гондолу не брали, т.к. накладно показалось, 80-100 евро за 40 мин, прокатились на Трагетто, по 2 евро с носа за 3 мин. нас переправили через Гранд-канал, та же гондола. Вапоретто не пользовались, просто гуляли по городу, от одной сувенирной лавки к другой. Гондольеры явно скучают, зазывают туристов, нельзя сказать, что у них нет работы, но переизбыток гондольеров явно налицо.
Гостиница, выход прямо в воду.
Следующий день посвятили пляжному отдыху и итальянскому вину. Вечерами в кемпинге до 11 вечера идет анимация для детей, в какие-то дни для взрослых, но надо сказать, что после 11 все шумы прекращаются и все расходятся, ночью никто не шумит и можно спокойно отдыхать.
На следующий день наш путь лежал в Вену, через Грац. Из кемпинга выписались без проблем, думали, что будут проверять уборку кемпинга, так как читали об этом (штраф за неубранное помещение 80 евро), убрались хорошо, но никто ничего не проверял. Да, еще: заплатили 4,80 евро — туристический сбор за троих. Навигатор повел меня новой дорогой, она пролегала километров на 15 дальше точки въезда, через несколько населенных пунктов. Надо сказать, что дорога порой была настолько узкая при полном отсутствии обочины, что несколько раз, когда шли встречные машины типа LandCruiser, приходилось переходить на вторую передачу и разъезжаться со встречкой на скорости 20-30 км/ч, так как на более высокой скорости казалось, что мы неизбежно поцарапаем друг другу бока. Я решил проверить, будет ли дешевле плата за проезд, т.к. я позже въехал на платный автобан, но этого не произошло, на выезде взяли те же 12,80 евро.
Дорога по Италии опять состояла из множества туннелей и очень хорошего качества дорожного покрытия автобана. Пару раз нас с бешеным шумом обгоняли спорткары Ferrari и Lamborgini, двигаясь со скоростью около 140, я даже не успевал толком сообразить, что это было, только сильный рев с левой стороны и корма удаляющейся машины. Цены на бензин в Италии совсем не обрадовали, поэтому заправил только 10 литров на 20 евро, чтобы доехать до Австрии, где бензин дешевле. Подошел работник автоколонки, как только я подъехал, я даже не понял, работник ли это, без униформы, небритый, я даже немного смутился: а не развод ли это и как я отъеду от колонки, не бросятся ли меня догонять. В общем, самообслуживания не получилось, я только успел выйти из машины, а мне уже вставили пистолет в бак. Он искусно закачал бензина на 1,50 евро меньше, их взял на чаевые. Ну что же, сервис без запроса, так сказать.
На выезде из Италии на пункте оплаты уже везде сидели люди и я расплачивался наличкой. Очередь на выезд есть, но работают быстро и даже с очередью вся процедура не заняла больше 5 мин.
Что привезти из Италии: макароны, вино, «коварную» лимончеллу, оливковое масло, сувениры из муранского стекла (действительно ювелирные вещи: даже сейчас, рассматривая их, я с трудом представляю, что это можно сделать руками).
Австрия нас встретила красивыми пейзажами, хорошей дорогой и ограничением скорости в 110 км/ч. Надо сказать, это было ужасно, ехать по таким хорошим дорогам с такой низкой скоростью. Дорога стала испытанием, многие говорили раньше, что за границей на трассах главное не заснуть, теперь я почувствовал это на себе. Дорога идеально ровная, даже не тряхнет нигде, двигатель звучит однотонно, т.к. скорость постоянная, неумолимо клонит в сон. Стал бороться со сном, то включая-выключая музыку, то открывая-закрывая окна, то включая кондиционер на максимальный холод и т.п. Остальные члены семьи просто заснули, причем сын, сидящий на переднем сиденье, выполняющий роль штурмана, умудрялся во сне держать перед собой подробную покилометровую карту пути и изредка, выходя из сна, перелистывать ее на нужную страницу. Постепенно я заметил, что 110 км\ч как-то держу я один, остальные идут где-то 130. Я тоже начал участками разгоняться до 130, аккуратно идя за «спонсорами» на расстоянии, потом опять снижать скорость до 110, это вкупе с остальными мерами, как-то прогнало сон.
Въехав в Вену, отель нашли быстро, но и подбирал я отели специально так, чтобы был удобный въезд-выезд. Территория отеля выше всяких похвал, хотя за сам отель этого не скажешь, но все необходимое есть. Надо сказать, что Вена — наиболее дорогой город из посещенных нами ранее. Ресепшен расположен в старинном замке, отель рядом. Большинство документов и рекламу отель печатает сам на Konica Bizhub C220. Впервые видел такой интересный момент: стоянка возле отеля разделена на две зоны: большая для всех и маленькая, с наиболее простым въездом при входе подписана — для женщин. Не могу понять, что это значит: дискриминация мужчин или наоборот, чтобы женщины не парковались среди множества других машин впритирку, а то, неровен час, поцарапают кого. Взяли карту города на ресепшен, привели себя в порядок и поехали на метро в город.
Билеты на метро продаются также в автомате на станции, покупка и компостирование времени отдано на вашу совесть. Первый раз мы купили по 2 евро на одну поездку на человека, потом, разобравшись, брали по 2,5 евро в оба конца. Читайте, там много разных вариантов покупки билетов предлагается. В центре есть автоматы с наличием русского языка.
Вена — это город, помешанный на Моцарте. Все, от магазинов и витрин, до туалетов, «связано» с Моцартом. И от этого, наверное, резко поднимается в цене. Вот, например, фотография общественного туалета в подземном переходе под музыку Моцарта, где внутри не кабинки, а ложи.
Как назовешь корабль, так и плавать будет. Такси в Вене, вот так оно нае… пассажиров.
В первый вечер я как-то немного ошалел от цен в ресторанах в центре Вены, даже после Венеции они мне показались высоковатыми. Рассказы про то, «что в этом кафе любил пить кофе, читать газету великий композитор такой-то или известный деятель такой-то», казались мне не очень убедительными для таких цен. Почему кофе пил он, а переплачивать теперь должен я? Поэтому, пока супруга совершала шопинг, мы с сыном «забурились» в Макдональдс, благо цены там интернациональные и везде примерно одинаковые. Но Макдональдс радости желудку не принес, только одно расстройство. Поэтому, воссоединившись, было принято решение найти что-то среднее по цене. Выход был найден быстро: ресторан быстрого питания с самообслуживанием NORDSEA, все блюда из морепродуктов. Очень вкусно, кстати. Уложились в 68 евро на троих. После еще долго гуляли по центру, зашли в «Дом Штефана» — грандиозный собор в центре и просто гуляли, смотрели на конные экипажи и архитектуру.
На следующий день было намечено взять HOP ON HOP OFF. Поехали в центр, взяли сразу на все маршруты, обошлось так же, как и в Германии, по 20 евро на человека. Три разных маршрута, закончив один, пересаживаешься на второй и далее. Нас хватило на два маршрута, так как надолго, после осмотра достопримечательностей, задержались в Праттере (городском парке развлечений), где и хорошо покричали на аттракционах, хорошо пообедали в итальянском ресторане и купили сувениров (они там дешевле, чем в центре). Аттракционы там есть довольно неслабые для нервов и вестибулярного аппарата, я бы на такие никогда не пошел (ну, видимо, в молодом возрасте, конечно, по-другому все оцениваешь), но, кушая в ресторане, мы с интересом смотрели, как неослабевающий поток молодых людей орет и визжит от ужасных крутилок во всех направлениях, явно не понимая, в какой точке пространства они сейчас находятся, но перегрузки и ужас на лицах читался отчетливо.
Очень понравилась карусель, которая поднимается на 117 метров и там крутится над городом, прокатились несколько раз. В среднем билет стоит 4-5 евро, столько же стоит твоя фотография, сделанная на самом крутом вираже. Фото взяли конечно, и не одно. Нам даже дали купоны на скидку на другие «тошниловки», но сил уже просто не было, и мы их оставили на стойке, вдруг кому пригодятся.
Вот в такие подвесные капсулы нас запаковали на одной из горок.
Ужинать мы пошли в известный ресторан «Сантиметр», хоть и для этого пришлось вооружиться картой и пройти пару кварталов. Уж больно хотелось попробовать двухметровую колбасу, метровое пиво и т.д. Интересно было заказать еду по цене не за блюдо, а за сантиметры. Но, к сожалению, из метрового ассортимента там осталась только колбаса и крепкая выпивка. Меню тоже, кстати, метровое — узкая такая лента, длиной в метр. Но поскольку выпить метровый набор алкоголя мне было не под силу, хоть и в пробирках, но все же, метровый в длину, состоящий из разных напитков (бренди, виски, водка и т.п.), а жена отказалась в этом участвовать, поэтому взяли разного пива, да не по разу, салаты и блюдо «топор дровосека» размера L, т.к. предположили, что размер XL будет чересчур. В итоге и размера L было более чем… Большая доска с жареным картофелем и сверху два длинных больших куска ребрышек, с воткнутыми в них ножами. Не съели, конечно, от обжорства такого стало смешно и плохо одновременно, но официант, увидев, что мы одолели 80% блюда, почтительно сказал «Гууд». Понравилось лимонное пиво Radler, хотя пивом это можно назвать с натяжкой, напиток скорее.
После был план поехать на HOP ON по дворцам, но по пути назад сильно загрузились сувенирами, желания ездить с сумками на экскурсию не было, и поэтому добрались на метро до гостиницы, привели себя в порядок и пошли пешком в дворцовый комплекс Шернбрун, благо, он был через дорогу.
Красиво. Поднялись на самый высокий холм, с которого хорошо видно всю Вену.
На следующий день было намечено добраться до отеля в в Польше, в Радоме, где мы останавливались по дороге туда. Навигатор настойчиво предлагал ехать через центр города, я его не послушался и поехал по картам Google с целью максимально быстро выйти на скоростную трассу. План себя оправдал, из города выбрались быстро. Заметил в Вене много машин с системой выключения двигателя при остановке. Иногда, на некоторых перекрестках, только моя машина и оставалась работающей, у других движки гасились. Это было особенно заметно, т.к. очень много машин там работают на дизеле, и, когда они не шумят, становится особенно тихо. На выезде из города очень много развязок на автобане в разные стороны, поэтому особенно внимательно смотрел на знаки. Очень красивы небольшие австрийские городки, очень ухоженные и аккуратные.
До Чехии добрались быстро, дорога стала несколько хуже. Остановились на заправке, решили потратить последние кроны, дальше они нам были не нужны. За бензин заплатил карточкой а на остатки наличности закупили шоколад и сувениры. Это была первая заправка, где расплачиваясь, мы, как обычно, заговорили по-английски, а нас попросили: «Говорите по-русски, пожалуйста». Мелочь, а приятно. Вообще приятно видеть за границей наши заправки «Лукойл», отделения «Сбербанка», магазины с надписью «мы говорим по-русски».
Уже на территории Польши навигатор опять заблудился, т.к. очень много строится новых дорог, несколько раз он пытался перепроложить маршрут, но потом просто устал и показывал наше местонахождение одинокой точкой в поле. Распечатанные карты тоже не соответствовали действительности, т.к. к большому удивлению, за те две недели, что мы проезжали «туда» по этому участку, дорожники уже закрыли его и пустили поток по новой дороге. Было принято решение двигаться за фурами, примерно держась направления и смотря знаки. На одном из колец все фуры начали уходить куда-то в сторону, на объезд, хотя было видно, что, видимо, только что открыли участок автобана в нужном нам направлении на Варшаву, я крутнулся пару раз на кольце и пошел на открытый автобан. Почему-то так больше никто не сделал. Это было первый раз, когда я ехал по полностью пустынному автобану в полном одиночестве, три полосы туда, три обратно и одинокая машина из России, через километров десять стало как-то не по себе, я потихоньку стал снижать скорость, думая, уж не развернуться ли, но вскоре увидел обгоняющую меня местную машину и пошел за ней. Оказалось, что только что открыли новый небольшой участок в 20 км и то только в одном направлении, многие по привычке так и объезжали его по-прежнему.
В отеле в Радоме нам дали уже другой номер и тут меня ждало первое небольшое разочарование: за те же деньги мы получили более маленькую комнату. Не было мини-бара и других мелочей. Конечно, многое не существенно, но привыкнув к более хорошему, начинаешь обращать внимание на мелочи.
На следующее утро двинулись к границе с Белоруссией. Заправился в Радоме на «Лукойле». Много не заливал, так чтобы хватило пересечь границу, т.к. там нас ждет более дешевый бензин. Mastercard от Сбербанка везде работал отлично. Пару раз видел в населенных пунктах полицейских, меряли скорость.
На границе в сторону Белоруссии в зеленый коридор было порядка 35 машин. Поляки запускали не более четырех машин за раз. Почти все машины были белорусские, в основном «VW Passat» старенькие, причем они абсолютно ничего не везли, даже ни одной сумки. Я где-то читал раньше, что у этих машин большой бензобак и так приграничные жители перевозят бензин из Белоруссии и продают его в Польше. Не могу утверждать. Россиян в этой очереди нас было только двое и после того, как меня запустили в отстойник, мне сразу предложили встать за москвичами на «Мерседесе ML350» в отдельную очередь. Через какое-то время москвичи двинули вперед к пограничникам и я за ними. За высоким джипом с тонированным задним стеклом я и не видел, что там впереди. Но примерно догадываясь, что раз пускают по четыре машины, то по-всякому я в это число вхожу.
Оказалось, что москвичей вовсе никто и не приглашал на прохождение границы и что они, а заодно и я вместе с ними, нарушил знак «Стоп, таможня», о чем нам и сообщил веселый поляк-пограничник, назначив нам штраф в 200 злотых за машину. На вопрос поляка-пограничника: «Кто дал разрешение ехать?», я только и мог сказать обычную глупую фразу, типа, «все поехали и я поехал», действительно, за тонированным стеклом высокого джипа я и не видел, что происходит впереди. Но с помощью шуток подоспевшей на помощь жены: «Из Италии едем, перегрелись» и т.п. ситуацию удалось свести только к угрозе штрафа. Но понервничать пришлось. Москвичи впереди твердо решили вступить в конфликт с пограничником, отстаивая свою точку зрения, предлагая вызвать начальника погранперехода, утверждая, что пограничник пригласил их с помощью взмаха руки, но это было все же не совсем верно, пограничник пригласил соседний ряд, а на нашем ряду полоса была загорожена для проезда красными столбиками. Получилось, что двинулись одновременно два ряда и создалась неразбериха. Никто нас не оштрафовал, но пограничнику все это не понравилось, он взял в руки рацию и (возможно. это совпадение), но…
На белорусской стороне москвичей ждал тщательный досмотр машины. Вызвали еще двух человек, москвичей заставили выложить все сумки из багажника, достать запаску, достать все ящички из салона и дать подробный отчет, что везут, откуда и куда, сколько и где были и т.д. Я стоял за ними и все это мне не очень нравилось, т.к. алкоголя мы везли из Италии и Праги больше дозволенного. Проходя мимо нас, пограничник крикнул таможеннику: ну и этих тоже заодно проверьте. Всех, кто стоял за нами пропустили беспрепятственно. А я стал дожидаться свой очереди. Москвичей проверяли минут пятнадцать, на нас ушло минут пять, но пришлось достать три сумки и открыть их, переворошив белье, показывая, что ничего запретного нет. Спиртное было глубоко, до него дело не дошло и видно было, что таможеннику мы не особенно интересны, но за компанию все же надо проверить. Ибо, как объяснить такой подробный «шмон» москвичей и полное невнимание к другим. В результате на прохождение границы назад у нас ушло в общей сложности два часа. С границы с москвичами мы выехали одновременно и сразу попали на участок отремонтированной дороги с ограничением 50 км/ч. Сначала москвичи впереди ехали соблюдая ограничение скорости, отремонтированный участок закончился и они стали резко набирать скорость и я повелся за ними, стараясь не отставать, но мой движок в 1.6 не движок мерса в 3,5 литра и я стал безнадежно отставать. ГАИшники с радаром за поворотом уже ждали москвичей, т.к. знака конца ремонта дороги не было, скорость была уже под 100, выходит, мне повезло, так уж получилось. Уже не первый раз опять напомнил себе, что ехать надо самому, а не за кем-то.
В Минске мы пробыли еще три дня, гуляли по городу, ходили в парки и магазины. Повторюсь, город очень красивый.
Дорога назад…
По Белоруссии назад проехали быстро, скорость 120, один раз остановились на заправке и на стоянке для перекуса. Границу с Россией прошли быстро, на нашей территории меня остановили полицейские для проверки документов — это был первый и единственный раз за всю дорогу, когда нас кто-то останавливал. За границей, если ты не нарушаешь правила, ты не интересуешь полицию нисколько.
И вот я опять печально окунулся в нашу дорожную действительность. Нет стоянок для отдыха, нет туалетов, если на дороге две полосы, то всегда найдется кто-нибудь, кто выедет в левый ряд и так и движется по нему. У них в левый ряд выезжают только для обгона, а потом встают обязательно в правый, потому что как крут ты бы ни был, всегда найдется другой, кто едет быстрее тебя.
Но хуже, чем под Москвой, движения не существует. По объездной А-107 стояли в общей сложности более четырех часов в пробках, много ремонтов дорог, реверсивное движение. Москвичи выезжают и двигаются по обочине справа или просто включают аварийку и через сплошную по встречке вперед. Впечатление такое, что им то надо, а вы как хотите. Поэтому, кто стоит в очереди, практически не двигается. Это вызывает злость у многих, наблюдал, как одна фура встала боком, перекрыв обочину, так злые водилы, едущие по правой обочине выскочили, матерились и пинали фуру, мешающую им нарушать правила. По времени проезжал еще в пятницу вечером, когда все ломились из Москвы на дачи, столько человеческой злости я раньше не видел. Один бедный мужик на 99 «Ладе» долго просился для поворота налево, никто его не пускал, с большим трудом он вклинивался в левый ряд, слегка затормозив едущую за ним машину, которая сигналя обошла его справа и подставила ему корму, резко затормозив, а в это время следующая машина также обошла «подставщика» и также резко затормозила, подставляя уже ему свою корму. Сигналят друг другу по делу и без дела, на заправках выбегают и ругаются на того, кто долго стоит или покупает на заправке попутно какую-то снедь, один заправился и не расплатившись уехал, другой учил персонал заправки, как надо работать. Многие начинают напиваться по пути на дачу, так на многих светофорах из открытых окон попутных авто слышится и звон бутылок с пивом и мат. Сигаретные пачки и мусор летят на улицу. Ну а движение по правой обочине и резкое вклинивание в ряд в порядке вещей. Дикари-с…
Чем дальше от Москвы, тем люди на дорогах становятся более терпимыми и вежливыми, осталось только стать аккуратными и уважать не только себя, но и других. Что ж, мы понемногу учимся и все у нас будет, вот только жаль, что может быть мы этого не увидим. Большая «печалька» состоит и в том, что там ты себя чувствуешь человеком, получая человеческое, равное отношение к себе везде. Вернувшись на родину, особенно заметно отсутствие этого у нас. Пока мы все еще меряемся, у кого больше денег, больше дом или у кого машина круче и кому можно больше, одним словом «меряемся, у кого пиписька больше». Там совершенно не важно, на чем ты ездишь, как ты одет и т.п., ты просто видишь равное к себе отношение.
Лирика в сторону, а теперь цифры
Общий бюджет на три человек — примерно 200 тыс. руб. Из них примерно:
Можно ли сократить бюджет? Да, можно. Но мы только раз в год ездим в отпуск и в общем-то ни в чем стараемся себе не отказывать, в пределах разумного, конечно, чтобы не сожалеть потом «за напрасно не потраченные деньги».
Вывод: ездить далеко можно и нужно, это не так страшно, как кажется, любой человек всегда может больше, чем думает. Сотни россиян на авто за границей ежегодно доказывают это. А на нелепые вопросы: «А вдруг сломается?» — хочется ответить: «А вдруг не сломается?», «А вдруг завтра, не дай бог, сердечный приступ и ты умер?». Все может быть, нельзя бояться того, что не произошло и возможно не произойдет, а если случится, — так будете решать проблему, неразрешимых ситуаций нет. Дерзайте!