|
Возникший уже в зрелом возрасте, мой непрофессиональный интерес к краеведению вполне себе объясним. Все дело в том, что большую часть жизни я провел вдали от мест, где родился и вырос. Ничего не могу сказать — места те мне нравились и продолжают нравиться, там прожиты хорошие годы, съеден с друзьями обязательный в таких случаях пуд соли, с ними связано много приятных воспоминаний. Это так, да. При этом, однако же, любовь и интерес к малой родине в душе тоже не угасли — душа безразмерная, места всему там хватает.
Говоря об интересе, с позволенья читающих, отвлекусь немного. В жизни встречались и встречаются люди, для которых планета скукожилась до размеров школьного глобуса. У них есть свой участок реальности, в котором хорошо, и больше они ничего и знать не желают, и слышать не хотят об окружающем мире. Констатирую это просто как медицинский факт, без осуждения — все разные, не хотят знать — пусть не знают, имеют полное право. Сам же, хоть и уважаю озвученную точку зрения, придерживаюсь диаметрально противоположных подходов. А именно считаю, что хороших людей и красивых мест так много, что надо торопиться их узнать.
Недостаток знаний о родных мне Чечне и Кавказу я решил восполнять, пока что, поездками выходного дня.
Совершаемые спонтанно, без подготовки, такие вылазки позволяют увидеть новые места, насладится красотами природы, но и только! Знаний они дают мало. Если хочешь не только увидеть, но и узнать побольше — то даже и такие короткие поездки надо готовить загодя: задать цель, спланировать маршрут, ознакомится с доступными сведениями.
Для автомобильных наскоков в горы используется автомобиль «Ситроен-Айркросс» 2012 года. Это паркетник с клиренсом 20 см, передним приводом, очень экономичным двигателем. Машина активно используется 1 год, пока ничего не ломалось.
Интересующиеся Чечней в общественно-политическом плане, мало что найдут для себя ценного в этом отчете — ничего подобного я касаться не намерен.
Автопутешественнику, собирающемуся в Чечню, возможно пригодятся имеющиеся у меня данные о дорогах и специфике езды.
Основная дорога республика, становой хребет, так сказать, ее транспортной инфраструктуры — это часть федеральной трассы М29 «Кавказ». По Чечне (по ее равнинной части), участок этой дороги примерно в 120 км, проходит, хоть и несколько извиваясь, но все же в направлении с запада на восток. Начинается чеченский участок трассы с КПП «Кавказ», несколько не доезжая до ст. Ассиновская; а заканчивается границей с Республикой Дагестан, на окраине с. Герзель.
Дорога эта условно делит Чечню на горную и равнинную части. Горы остаются справа, Терек и равнины за ней — слева по движению.
Трасса огибает города Грозный, Аргун, Гудермес (по окраине) и на всем участке его дорожному покрытию можно поставить твердую четверку — ям нет ни одной. Возле станицы Ассиновской дорога реконструирована, разделены направления движения, в каждую сторону несколько полос. Это длится километров 15-20, далее снова по одной полосе в каждую сторону. В планах (и это делается) расширить дорогу на всем чеченском участке. Загружена дорога очень, особенно между Аргуном и Гудермесом, а также и дальше на восток, до границы с братским Дагестаном.
Везде на ней есть заправки, везде имеется бензин, дизельное топливо и газ. Если газ в Чечне такой же, как везде; бензин еще туда-сюда; то дизтопливо — отвратительного качества.
Гостиниц, где можно переночевать, вдоль дорог немного, что и понятно: республика маленькая, редко кто спит в придорожных мотелях. Туристов, кстати говоря, тоже не тьма-тьмущая. Недавнее неспокойное прошлое республики довлеет также и над транзитными грузоперевозками — дальнобойщики, в основной своей массе, предпочитают объезжать ее.
Зато на дорогах республики встречается огромное прямо число грузовых КамАЗов (с щебнем, песком) — следствие масштабных местных строек. Опасайтесь их немного — груз редко накрывается брезентом и мелкие камушки осыпаются во время движения.
Вдоль самой крупной реки Чечни — Терека, названной, как мне говорили, по имени грозненского футбольного клуба, проходит вторая дорога, имеющая широтное направление — Р 262. Состояние этой трассы несколько хуже, хотя ехать можно на всех её участках. Она менее загружена транспортом и ГАИ, но более — дерзкими коровами и домашними буйволами. Ремонтируется. С заправками также проблем нет, есть проблема к качеству топлива.
Про буйволов же имею сообщить такие сведения: молоко у них очень жирное, мясо жесткое, а шкура очень крепкая: бытует байка о том, что брошенная на рельсы буйволовая шкура не рвется, даже если по ней проедет поезд. Проверять это, как понятно, не надо — это просто байка.
От двух дорог, описанных выше, к югу (в горы) и северу (в степную часть) отходят дороги республиканского значения.
Не зная конкретного интереса читателей к этим дорогам, сложно так уж в подробностях про них рассказать, но отмечу следующее. Все дороги общего пользования Чечни проходимы на любых автомобилях. Многие горные дороги имеют асфальт, там же, где его нет — гравий и постоянный ремонт. Заправок поменьше числом, но есть везде.
Питание вдоль основных дорог имеется во множестве. Если поедете в горы, кафе будет поменьше или даже откровенно мало. Меню — всегда в продаже своеобразные и не очень вкусные местные манты, часто шашлык (точно из свежего мяса, говядина или баранина), котлета. Местные блюда — чепалгаш (схож с хачапури), традиционная начинка — домашний творог или что еще; жижиг-галнаш (отварное мясо с галушками и острым чесночным соусом), парочка других блюд. Замороженное мясо в республике не используется, оно во всех блюдах свежее. Еда в придорожных кафе 400-500 рублей на двоих человек с хорошим аппетитом.
Если кто особенно требователен к сервису — на объездной Грозного есть кафе «Оазис», имеются там приличные кабинки и неплохой шашлык довольно-таки очень больших порций. Втроем от пуза поели за 1 600 рублей.
Также, между Аргуном и Гудермесом, по ходу движения справа, есть «Шовда» — место, приятное во всех отношениях — всегда малолюдное, чистое, совершенно безопасное. И не очень дорого. И медвежонок в клетке (чего я лично не одобряю). И речка рядом.
Там же вроде и гостиница (но это не точно). Пока писал — узнал: точно гостиница есть.
СПИРТНОГО ОФИЦИАЛЬНО НЕТ НИГДЕ! Неофициально не знаю, бо не выпиваю. Сигареты есть, но не в каждом магазине — социальная ответственность бизнеса властями приветствуется.
ДПС и её сотрудники. Эти имеются во множестве. Скорее всего, увидев неместные номера, иногда будут проверять документы, спрашивать за тонировку (с неправильной тонировкой не советую сюда ехать). Если виноваты — договоритесь, поймут, простят и возьмут. А если начнут вымогать — спокойно и твердо: буду звонить начальству (телефоны есть на их же машинах). Ответственно заявляю — обязательно сработает, в республике очень дорожат местом службы.
Не надо (в Чечне и во всех других местах также) при общении с работниками ДПС хамить — они, конечно, берут, чего уж тут, но все же и они люди тоже.
СТО и шиномонтажек вдоль дорог вполне много.
Местное наше население особенно уравновешенным стилем езды и поведением на дороге не отличается, но все это не клинически, в пределах нормального. Раньше было хуже, но гаишники взялись воспитывать дураков через ущерб личному имуществу последних, научили немного соблюдать правила. Ездят, во всяком случае, совершенно точно, не хуже чем в Москве.
После общих сведений, прямо к поездкам не относящимся, позвольте-таки, перейти к маршруту.
Про равнинную часть Чечни планирую рассказать отдельно, в другом месте, здесь — про горы.
Горная Чечня
Для знакомства с этой частью республики, мною было спланировано две поездки. вдоль ущелья двух главных притоков р. Аргун по маршрутам
Грозный —Шатой (по трассе Р305)—Шарой (116 км, долина реки Шаро-Аргун);
Грозный — Шатой по трассе Р305 — Итум-Кале (76 км, долина реки Чанти-Аргун).
Первая часть пути (Грозный-Шатой) проходится проезжать при любом из маршрутов поездки.
Дальше же, если ехать в Шарой, нужно на развилке-рогатине с указателем повернуть направо. В Итум-Кале, соответственно, налево.
До райцентра Шатой хороший асфальт, при въезде в него КПП с выборочной проверкой неместных автомобилей. Дальше дорога состоит из гравийки, без особых ям. Дорога Шатой-Шарой по состоянию хуже, чем отрезок Шатой-Итум-Кале.
Путь в Шарой для туриста будет ценен своей живописностью — очень отвесные скалы, бурлящий глубоко внизу быстрый водный поток, панорама далеких гор Водораздельного хребта — вполне достойная награда натуралиста-любителя.
Эти дороги, для тех водителей, что ездят неуверенно по горной местности, не рекомендую. Особенно та, что ведет в Шарой, — ущелье реки глубокое, иногда дорога узкая, отвесно нависают горы, может быть страшно.
Вообще, с учетом специальной обстановки в республике без местных сопровождающих в горы ехать не советую.
Перед фотографиями горных пейзажей хочу намного рассказать о горах Чечни в общем плане и издалека, обращаясь больше к воображению и фантазии читателя.
Много лет тому назад (4,5 миллиардов, если точнее), Земля, бывшая тогда еще безводной и пустой, стала остывать. Внешний, остывающий слой, образовал земную кору и первые геологические породы.
С тех самых пор и до сего дня типов горных пород образовалось всего три:
Те, что образовались из магмы (раскаленного внутреннего вещества земли) путем его остывания. Эти породы в Чечне и вообще Северном Кавказе, встречаются редко, ближе к Главному хребту.
Те, что образовались из осадков (животных и растительных останков, оседающих миллиарды лет, а также из обломков разрушающихся гор).
Метаморфические (образовавшиеся из двух вышеуказанных, в результате действия большого давления или высоких температур).
Понятно, что в современном мире, те, самые первые слои, лежат глубже всего — как в слоеном торте первый корж в самом низу. В более поздние эпохи древние породы перекрывались новыми слоями, теми, что образовались позже.
Важно заметить, что земная кора, кажущаяся нам единой и неделимой, на самом деле такой не является. Это видимость такая, тонкая простыня поверхности, накинутая на земной шар. Под этой простыней кора разбита на гигантские куски — литосферные плиты. На глубине, невидимая человеческому глазу, миллиарды лет непрерывно идет битва этих каменных глыбин: они надвигаются друг на друга, подминают друг друга, сталкиваются друг с другом. Скорость, с которой они движутся, как я понимаю, меньше даже скорости самой захудалой третьесортной черепахи, но масса и порождаемая массой сила инерции имеет поистине планетарный масштаб!
В следующий период времени, о котором буду говорить, 600 миллионов лет тому назад, на месте Кавказа плескалось море. Это море, часть древнего океана Тетис, по современным меркам было огромно — оно занимало место Средиземного, Черного, Азовского и Каспийского морей. Глубина того моря была небольшой, вода хорошо прогревалась до самого дна, перемешивалась и была богата кислородом. Неглубокое дно моря была густо заселено разноцветными водорослями и кораллами. Морская живность была безмерно счастлива жить в таком месте, она быстро размножалась и тысячи тысяч лет, на заре каждого дня, пела осанну Господу, благодаря его за такой чудо-мир.
Примерно 500 миллионов лет назад, две плиты, Скифская и Аравийская, медленно, как гигантские корабли, двигаясь по расплавленному веществу мантии, остановились друг перед другом в месте современного Кавказа. Дальше между этими плитами состоялся, как мне учитель в школе объяснял, примерно такой диалог на языке горных минералов:
Скифская плита: Куда прешь, глаз нету?
Аравийская плита: Свои открой и смотри с кем говоришь! Сдай назад, мне пройти надо!
Скифская плита: Пройдешь после меня, я помеха справа!
Аравийская плита: Ты помеха и справа, и слева, и вообще по жизни! Сдай, говорю, назад, я поехал!
Скифская плита: Сам сдай, я тоже поехал!
И обе плиты медленно, по 1 сантиметру в год, но поехали, двинулись друг на друга.
В месте их столкновения края литосферных плит смялись, как капот автомобиля в лобовом столкновении. На поверхности земли образовалась выгнувшаяся дугой складка и то, что еще вчера было дном океана Тетис, сегодня стало высокими островами. Так в первый раз образовался Кавказ.
В результате его возникновения пейзаж той первобытной местности стал разнообразнее и еще прекрасней. Если раньше было только море, то сейчас тут и там из воды высовывались покрытые тропической буйной растительностью, благоухающие цветами острова. Это были, ко всему прочему, еще и безопасные острова — динозавров еще не было на свете.
Населялись эти райские уголочки, помимо прочих, еще и предками современных чеченцев, бывших тогда в форме примитивных маленьких существ.
Чудесный мир!
Если бы спросить меня, то в этот момент можно было бы и остановиться с актами дальнейшего творения. Но нет. Меня никто не захотел спросить, а формирование рельефа — вечный процесс!
Те горы, что образовались и были островами в океане, нагревались днем, охлаждались ночью, трескались, выветривались. Отламывающиеся кусочки скатывались вниз, оседали в низинах. Горы, постепенно разрушались, становились ниже. Низины — наоборот — заполняясь обломками, становились выше. Все выравнивалось.
Выровнявшись, все опять ушло под воду. Кавказа не стало и пейзаж тогдашнего мира снова однообразился на 400 млн. лет.
Об этом времени нечего и говорить, раз Кавказа не было на свете.
Примерно 50 миллионов лет тому назад, осознав неполноту планеты без Кавказа, в вышних чертогах решили уже окончательно — Кавказу быть.
И Кавказ образовался, стал, таки, быть! Огромной дугой в 1100 км длиной земная твердь выгнулась, разделив бывшее единым древнее море на ряд небольших по тем меркам луж: Черное лужЕ, Каспийское лужЕ, Азовское, опять же, лужЕ.
В процессе горообразования обломочные породы прежде разрушенных гор, состоящие из глины и обломков камней, взметнулись к небу.
Накапливавшиеся миллионы лет на дне морей останки морских организмов тоже не захотели больше таиться в тине и рясе — да здравствует свет! И вознеслись раковины и моллюски, а также образованные из них меловые породы, ввысь. А скелеты моллюсков и всяких других рыб оказались на вершине этих гор, где любознательные граждане их до сих пор находят. Я находил.
И образовали обломочные и осадочные породы гор современной Чечни. И стало хорошо! Аминь!
И вновь на нем возродились предки современных чеченцев, т.е. нас! Аминь, аминь!!!
Вся вышеописанная геология не выдумки — выдумать можно было бы и лучше. Нет, это урок географии родного края, прочно вбитый в мою голову парой хороших затрещин доброго учителя. Со мной он был особенно добр после такого случая.
Однажды, во время первого снега, выпавшего в канун Нового года, мы с товарищем кидались снежками. Снежки были мокрые, тяжелые, увесистые. В пылу снежной битвы, в великом рвении победить врага, я метнул снежок особенно сильно и метко. И попал. Но, попал, как оказалось, не совсем туда, куда бы надо было — вместо своего кучерявого друга Магомеда я насмерть, как тогда показалось, победил учителя географии. Приходил он в себя минут 10. После этого случая географ сохранил особенную доброту ко мне до самого нашего выпуска их школы.
В этом месте хочу закончить прозу и перейти к фотографиям гор. Скажу только, что далекие горы, иногда виднеющиеся на фото, практически необитаемы. Альпийские луга, те, что ближе, используются для выпаса скота. Скот жителей летом собирается специальным пастухом и до самой осени отгоняется в горы. Хозяева иногда ездят к пастухам за взбитым маслом и домашним сыром.
Приезжать на альпийские луга с ночевкой просто прекрасное занятие. Поздний ужин под кристально чистым звездным небом гор, шашлык хозяина сакли, встречаемый на склоне горы рассвет! Если кто это видел — жизнь прожил не зря.
А спиртное в горах нет смысла пить — его заменяет обильно произрастающий здесь чебрец. Воздух так насыщен его запахом, что 20 минут его вдыхания сродни стакану водки. Также он и пьянит.