Путешествие из Белгорода на Северный Кавказ. Ингушетия, Чечня, Дагестан

28.02.2024 | 9330 просмотров

Имею смелость нарушить традиции сайта и разбавить повествование об автомобильном путешествии на Северный Кавказ рассказом о пешем походе по Ингушетии. Имея стойкое убеждение, что многим автомобилистам будет интересно заглянуть за ширму классического пешего туризма и увидеть то, что не всегда может открыться в лобовое стекло железного товарища. Так же должен с первых строк предупредить особо чувствительных читателей, с обостренным чувством истинности своего жизненного кредо, что повествование изобилует категоричностью, резкими суждениями и нелицеприятными выводами, а потому подойдет не каждому, и гневные комментарии вы можете оставить даже не читая этот отчет. В общем, начинаем.

Полевой автообед на трассе М4.

События последних четырех лет жизни нашей многострадальной цивилизации не один раз заставляли все человечество менять свои планы на вечер, на день, на месяц и даже на год, а больничные койки, ивл, карантины и прочие социальные дистанции, кажется, навсегда похоронили возможность перемещаться в пространстве нашей атмосферы. Но всему этому бесчинству пришел конец благодаря СВО, и совсем неожиданно, около 5 утра 24 февраля, мой город стал именоваться фронтовым, заняв примерно одно положение с Донецком и Луганском, вызывающим чувство тревоги при одном лишь упоминании за последние 8 лет. Если быть совсем честным, события, случившиеся 24 февраля, были ожидаемы, но вот последующие изменения в жизни страны становились все более непредсказуемыми.

Все это отложилось кардинальным образом на привычном укладе жизни. Мобилизация, волонтерство, обстрелы нашего города, пошатнувшееся материальное положение, маленькие дети на руках и прочие факторы окончательно похоронили любые мысли о путешествиях куда-либо. Жизнь превратилась в рутину и ожидание чего-то судьбоносно ужасного, все события в нашей стране в геометрической прогрессии накатывали и накатывали, и все больше посещала мысль, что о привычном образе жизни можно забыть навсегда и ближайшее путешествие, которое может произойти, это поездка на передовую. А вместе с похоронами перспектив на ближайшее будущее и отсутствие планирования увлекательного странствия как-то незаметно стала уходить жизненная энергия, одним словом, все становилось черно-белым. И вот, когда это выгорание стало причинять дискомфорт не только мне, но и окружающим меня людям, я решил кардинально менять положение вещей и в начале апреля составил план на лето, в котором 28 апреля было обозначено как начало увлекательного сезона путешествий, ну а так как в это время года практически весь Кавказ мало пригоден для туризма, я решил ехать в Ингушетию, где погода была по-весеннему жизнеутверждающей.

Земля, у которой есть хозяин, должна выглядеть именно так. Трасса М4.

Начались долгожданные сборы, рюкзак, спальник, палатка, еда, всякая мелочевка. Тренировки и подготовка своего тельца к изнуряющим ежедневным пешим подъёмам потихоньку наполняли меня приятными переживаниями и предвкушениями. К слову, в горы я не ходил три года, и такие предвкушения не просто стимулировали выработку эндорфинчиков, но и заставляли выключиться из бесконечного новостного потока, захлестнувшего неокрепшие и неподготовленные умы населения России.

Альтернативная энергетика есть не только в Европе. Южные регионы не отстают в этом направлении.

По классике жанра накануне долгожданной моей поездки в Ингушетии вводят режим КТО и начинают с полным экшеном и перестрелками гонять по всей республике каких-то бармалеев, нападавших на полицейских, но такими пустяками белгородцев уже не удивить, и без доли сомнений я еду на АЗС за полным баком 95 бензина, к слову, на 92 мотор стучит всеми клапанами и ехать может только с горы. Признаюсь честно, до последнего момента, пока я не сел в машину и не доехал до Богучара, меня не покидало чувство тревоги. Тревоги от того, что оставил дома семью и детей и ушел в горы, для кого-то это переживание покажется фобическим и параноидальным, но в момент, когда город регулярно обстреливают и не бывает таких дней, когда не сработает ПВО, поездка куда-либо за черту города воспринимается сознанием как предательство, будто покинул осажденную крепость и оставил всех на произвол. Как жена ни пыталась отогнать эти переживания, но ничего у нее не вышло, и, сказать по-честному, главным мотивом поездки стала задача вернуть себя в нормальное жизненное русло, зарядиться энергией и научиться, как и прежде, погружаться в информационный вакуум. Поэтому я пересилил свои тревоги и оставил все сомнения на выезде из Богучара.

Вторым, не менее значимым, моментом этого путешествия стала попытка отключиться от информационной среды, а может быть, даже это было и первостепенной потребностью моего организма, когда он уже не выдерживал и просил увезти его подальше в горы, где нет 4G,3G,2G и просто G, где нет новостей и сплетен. Совсем незаметно для себя, за свои собственные с потом и кровью заработанные, а иногда даже и кредитные средства, мы приобрели себе в карман ядовитую змею, которая ежедневно жалит, впускает яд под кожу, отравляет весь организм, заполняет все пространство сознания, этот гаджет не зря назвали гаджетом, потому что людей, умеющих пользоваться смартфоном, я еще не встречал. В большинстве случаев все мы шаблонно выполняем алгоритм, заложенный разработчиками в суть этого устройства. Дофаминовые игры с новостными каналами превратили нашу жизнь в сплошной круглосуточный невроз навязчивых состояний, смартфон — это новая религия, новый идол, нательный крестик можно потерять и не заметить, но смартфон потерять уже не получится. На примере последних событий, с уверенностью могу сказать, что сплетни и городские легенды разлетаются из новостных каналов со скоростью вибрации языка о неба. Накануне моей поездки весь наш город обсуждал предстоящее возможное наступление со дня на день на нашу границу, версии гуляли разные от безумных до прагматичных, все родственники и ближние, и дальние, все братья, сестры, зятья и кумовья министра обороны в эту осень собрались по всей линии фронта, оставили свои кафедры вирусологии и бактериологии и принялись разрабатывать сценарии отражения атаки по захвату моего города. Сопротивление бесполезно и крайне болезненно, любого здравого рассудка хватает ненадолго, и городские сплетни вновь поражают сознание и крадут внимание. Вот именно это фактор и создал первый импульс уехать в горы, подальше от вышек сотовой связи и телеграм каналов.

Пикник на обочине.

Теперь коротко о технической части. Так сложилось, что владел я много и часто различным автопромом со всех уголков нашей несчастной планеты, был и Фиат дореволюционный, хонды, ситроены, киа, фольцваген, рено, хендэ и, конечно, жигуль. Были седаны, минивэны, паркетники. В общем, машины я знаю достаточно хорошо и с легкостью в любом разговоре могу обозначить сильные и слабые стороны любой из моделей. Но вот отдельное место в моем фаворе занимают жигули, а именно лада ларгус, в общей сложности я проехал на этих машинах около 180 тыс. км и на данный момент лучше машины для себя не нахожу. Лучшей не в плане комфорта или любви к звуку мотора, управляемости или отделки салона, а в том плане, что это машина, которая служит мне, а не я ей, это та машина, которую мне не жалко, в которую я могу загрузить конский навоз для цветочных грядок, цемент на стройку, велосипед и коляски с самокатом и не бояться, что машина потеряет товарный вид. Возможно, это не я выбрал себе ларгус, а ларгус выбирает меня. Как бы я ни пытался пересесть на немецкий дастиш фантастиш, но потом обязательно возвращался к ларгусу, проходил месяц, и вот я на 4 тыс. оборотов лечу по М4 навстречу приключениям.

Ларгус у меня новенький, 2022 года, с русским мотором,16 клапанов, комплектация лакшери виладж, со всякими там контролями дождя и света, вмещающий 5 человек полноценных и еще 2 подроста пубертатного возраста болезненной худобы, на третьем ряду. Третьим рядом сидений я не пользуюсь и поэтому предпочитаю разложить все в пол, постелить себе надувную кровать, уютный спальник и колесить в одиночестве по бескрайним просторам трассы М4. О ларгусе стоит сказать лишь одно, мотор этот не едет совсем, хотя я по традиции сразу сменил прошивку, но разницы никакой нет, сочетание русского мотора и французской кпп совсем не сочетаемо, машина просто не едет, не обгоняет, постоянно злит, не дает никого обгонять и заставляет ездить не больше 100 км/ч, и от этого, как ни странно, приходит еще больше штрафов. Не знаю, почему так происходит, но ларгус рекордсмен по штрафам. Вот и вся техническая часть, одним словом, машина никакая, но спать в ней приятно, и в моменты сна согревает душу своей теплой печкой.

Заброска в горы. Супер сервис.

27 апреля, под вечер около 18 часов я тронулся в сторону Владикавказа. Весь путь до конечной точки должен был составить 17 часов со всеми передыхами, что примерно так и вышло. Условно весь путь можно разделить на четыре участка, первый это дорога от Белгорода до Россоши привычная всем, кто живет в тупиковом городе и любит ездить на морской берег на поезде. Тут, как правило, все оставляют машину на стоянке и пересаживаются в поезд, который везет людей до черноморского побережья.

Дорога эта примечательно лишь контрастом между Воронежской и Белгородской областями. Тут даже не нужны указатели и границы областей, различимы по благоустройству дорог и поселков. В общем, ничего нового, Белгородская область, как обычно, выделяется на фоне остальных по уровню благоустройства и ухоженности. По классике, на лукойловской заправке в Россоши пью кофе, отдыхаю, делаю зарядку и в путь на второй этап дороги, трасса М4. Вообще, эта трасса каждый раз открывается с новой стороны и причем в разное время по-разному, были времена, когда она парадоксально на злобу всем путникам становилась в глухие многочасовые пробки на ровном месте, превращая путешествие на юг в сущий ад. Особая манера вождения по этому отрезку пути поражает и ближе к Ростову-на-Дону разочаровывает в принципе во всех людях, будто это и не дорога совсем, а какой-то проявитель людских пороков, начиная от хитрости и жадности полицейских и заканчивая жигулями, восходящими на сверхзвуковую скорость в суицидальном порыве. Одним словом, на этой магистрали я совсем не новичок, но с уверенностью могу сказать, что не люблю эту дорогу, и единственное, что могу еще посоветовать, это не останавливаться лишний раз в темное время суток, чтобы не дополнять списки пропавших без вести в окрестностях Ростова.

Этот монотонный участок я проезжаю ночью и только под утро, как только накрывает первая волна сна, заезжаю на обустроенную заправку, чтобы отключиться в уютном спальнике на пару часов. В целом, дорога М4 это очень важная транспортная артерия, а потому она не может быть скудна на события.

М4 Дон. Летом эта дорога будет главной героиней самых горячих новостей.

Россияне по какому-то неведомому наваждению превратились в постоянных ропотников на любые события. Хорошие дороги — значит кто-то наворовал на строительстве, плохие дороги — значит кто-то наворовал на строительстве, олимпиада в тропиках — лучше бы построили больницы и раздали каждому по рублю, ухоженный мирный Кавказ — дотационный регион за налоги простых работяг москвичей, и этот список можно продолжать до бесконечности. Но, если отбросить все предвзятости и попытаться посмотреть на нашу страну другими глазами, можно только порадоваться, как здорово видеть мир на Кавказе, зеленые ухоженные поля, земля, у которой есть хозяин, а самое главное наше достоинство — это умение жить дружно, несмотря на все разногласия. Дорога до Владикавказа очень живописная, и ее проезжать лучше днем, есть на что посмотреть.

Во Владикавказе оставляю машину на платной парковке, встречаюсь с коллегами по походам в горы и ближе к обеду выдвигаемся в сторону Ингушетии, в которой на тот момент введен режим КТО и на севере региона активно идут поиски беглых преступников. На въезде проходим полицейский досмотр, и вот я в новом для себя регионе. С невиданной до этого культурой, Ингушетия в народе называется страна «гор и башен», что и предстоит проверить.

Горная деревня в Ингушетии.

Первая ночевка проходила у поселка Фуртог, в начале Джейрахского ущелья. По старой привычке, первая ночевка в горах проходит всегда очень беспокойно, независимо от степени усталости, накопившейся за всю сопутствующую дорогу. Первые эмоции всегда сильнее усталости и ночью обязательно дадут о себе знать, поэтому важно перед сном в тихом месте привести мысли в покой, восстановить дыхание и настроиться на гармоничную волну предстоящих дней.

Первая ночевка на окраине села Фуртог.

Весь поход по республике занял 7 дней и прошел по основным маршрутам, которые я покажу на фото. Много лишнего писать не стану, а просто покажу горы так, как видел их я.

На второй день у нас был запланирован радиальный подъем на гору Мят-Лоам (3003 м). Ранний подъем, завтрак, сбор необходимых вещей на грядущий день и выход на маршрут. Нужно сказать, что во все походы раньше я носил с собой фотоаппарат с комплектом объективов, что выходило в среднем +3 кг к рюкзаку, потом избавился от этого груза и перешел на мобильное фото. Но, как только в рюкзаке освобождается пространство, его тут же занимает новая игрушка. И вот теперь на место фотоаппарата пришел квадрокоптер.

Квадрик в походе — это жуткий дискомфорт, куча батареек с собой, хрупкость конструкции и долгая подготовка к съемке не дают наслаждаться природой и окружающим пространством в те короткие моменты привалов, когда есть возможность посмотреть по сторонам не через экран телефона. После Ингушетии окончательно принял решение начать путешествовать в режиме аскетизма, без лишних «игрушек» и лишнего снаряжения, кажется, наконец-таки наигрался.

Второй день оказался одним из самых трудных физически, из-за резкого и продолжительного набора высоты и постоянных перепадов температур, когда приходится в течение дня менять одежду по нескольку раз, от футболки до пуховика.

Древние разрушенные башни.

Весна в горах — это самое лучшее средство от хандры и уныния. Равнодушно наблюдать, как просыпается природа после лютой зимы, как пробивается из ледяного плена непобежденная трава, не сможет даже самый закостенелый циник материалист. Горный воздух, местами прогретый солнцем, как морская вода на черноморском курорте, невольно заставляет задержаться и насладиться ласкающим лицо потоком воздуха, наполненного ароматами цветущих растений. Вся прелесть весны в ее контрасте, и в горах этот контраст особенно красив.

По пути на вершину горы Столовая.

Окрестности горы Столовая. Привал время для фотосъемки.

Не могу молвить за все население нашей необъятной страны, но, сугубо с моей колокольни, крайние три года выдались очень сложными и плотными на события. Локдауны, ограничения, болезни, боевые действия очень сильно нарушили привычный уклад жизни, в Белгороде большинство населения живет в формате кочевников и чаще всего сидит на сумках в ожидании эвакуации из города, если к этому добавить постоянное информационное воздействие, выходит гремучая смесь, побуждающая нервную систему уйти в отрыв от этой реальности. Без преувеличения, современная информационная эпоха способна довести до кризиса любого человека, не столько события разрушают гармонию в душе, сколько информационный шум вокруг них. Поэтому поездка в горы назрела, прежде всего, как побег от информационного шума, интернета, а также беспрерывного чувства беспокойства за грядущий день.

Вдали виднеется поселок, из которого мы пришли утром.

Пейзажи на любой вкус. Патагония или Ингушетия, сразу и не разберешь.

Вершина горы Мят-Лоам (3003 м).

На третий день мы отправились через лес к башенному комплекс Эрзи. Крупный комплекс Мецхал был виден с вершины горы Мят-Лоам и казался недосягаемым, но сегодня мы добрались до очередной кажущейся недосягаемой цели. Не перестаю удивляться мудрости нашего народа, пословица «глаза боятся руки делают» — это лозунг жизни любого активного человека. В башенном комплексе находится много древних погребальных склепов, где сохранились останки предков ингушского народа. В эпоху тотального глумления над всем и всеми и даже над смертью подобные сооружения заставляют задуматься, в каком нравственном тупике оказалось современное материалистичное человечество, возводящее по всему миру новые «склепы» для живых, с акциями и распродажами.

Боевые башни.

Склепы и древние захоронения.

Вид из сторожевой башни.

Комплекс Эрзи, с. Гули.

Овцы — дикость для городских дикарей.

Тропа, весна и солнце — коктейль из удовольствий.

Суммарная протяженность маршрута за два дня составила 38 км. Как я ни готовился к походу, но ходить под рюкзаком первые два дня всегда трудно.

Лагерь на плато.

В данном отчете по сути отчета и не будет, это скорее не отчет, а короткий дневник с мыслями и заметками, которые отложились не сразу, а спустя практически год после поездки. Сухие цифры, названия поселков и факты из истории республики я приводить не стану, для всех желающих получить эти данные есть профессиональные интернет источники. Образование не позволяют авторитетно повествовать о географических и исторических аспектах этого похода, поэтому просто прилагаю свой фотоматериал и свои эмоции, выраженные словами, эмоции эти сугубо мои и не претендуют на истину. Как говорится, я художник, я так вижу.

В любом походе неизбежно наступает день, после которого наступает спутанность во времени и пространстве. День, когда нужно просто идти из точки А в точку Б, не знаю, какой это был день, третий или четвертый, но по полям и лугам мы вышли на живописное плато, где и стали на ночевку.

Будни походной жизни.

Лагерь в долине горы Гиряг.

Чай из дикой мяты, для невротиков.

В любом восхождении, вечером у костра, неизбежно наступает деликатный момент между участниками похода с расспросами, кто, как и для чего оказался в горах. Зачастую содержание таких бесед состоит из классического набора клише рекламного буклета провинциального турагентства. Дифирамбы о любви к природе и приключениям заканчиваются строго на вторые сутки, когда начинается грызня по любому поводу, а иногда и без него. Особую опасность в дикой местности представляют хищники прекрасной половины человечества, помещенные в одно замкнутое пространство палатки на срок более восьми часов. Если быть честным и не рекламировать свою любовь к завораживающим пейзажам под ногами, редко кто может признаться окружающим, да и самому себе, зачем он совершает сложные манипуляции со своим изнывающим духом и рыхлым телом. Век великих географических открытий уже давно сменился эпохой пожирателей впечатлений, и теперь на Эльбрусе можно комфортно погибнуть всей семьей в сопровождении опытного гида за шапку сухарей. Но, как и в былые времена романтизма, великие открытия дремлют до времени внутри человека и с разной степенью интенсивности проявляются под воздействием внешних экстремальных факторов. Главным открытием любого путешествия всегда остаются люди и взаимоотношения с ними. В ежедневном обыденном поверхностном общении, стерильной и комфортной среде обитания взаимоотношения обретают формальные и поверхностные свойства, даже искусство дискуссии и полемики выносится в разряд «токсичных». Доморощенные психологи, адепты секты «токсичности» незаметно сформировали «дивный новый мир» с токсичными темами для разговоров, токсичными родственниками и коллегами, токсичными детьми, токсичной погодой, токсичной работой, токсичным обществом, от которого лучше держаться подальше, желательно поближе к морю и коктейльной карте, все строго по Хаксли: «"Сому ам! — и нету драм"... Лучше полграмма, чем ругань и драма…»

Настоящие же дикари предпочитают горы, холод и голод, которые в считанные дни распакуют все коробочки с дерьмом, скрупулезно спрятанными в потайных уголках бездонной души, и научат переваривать любую токсичность. Даже несложный многодневный поход требует долгой изнурительной физической подготовки, а закаливание и голодания приучают организм без урона для психики переносить долгие лишения и нагрузки. Единственный навык, с трудом поддающийся тренировкам, это взаимоотношения в коллективе при высокой психологической напряженности, обостряющей все даже самые незначительные пороки во всех без исключения людях. Не замечать чужую немощь, терпеть чужое занудство и глупость, признавать без зависти лидерство более сильных, с уважением относиться к слабым, научиться принимать без осуждения чуждые мировоззрения, без агрессии принимать критику в свой адрес и не конфликтовать по пустякам — все это залог успешного классического похода в любую погоду и в любой местности. Человеку нужен человек, настоящий и живой, токсичный и неудобный, иначе из антиутопии не выбраться.

В горах любое утро всегда доброе, даже если идет дождь.

Завораживающая красота. Где-то в облаках кружит орел.

Как я уже писал ранее, ключевой целью данного путешествия была временная свобода от СМИ и в большей степени от интернета. За те три года, что я не был в горах, очень многое изменилось. Сегодня высокоскоростной интернет добрался даже до самых отдаленных сел и аулов глубоко в горах, и уже аксакалы пастухи в курсе всех новостей из телеграм-каналов. На всем протяжении маршрута и на всех перевалах нас преследовали новости и 4G покрытие заботливо окутывало палатку перед сном. Встретить человека, свободного от информации, с каждым днем становится все сложнее. Можно сколько угодно говорить о свободном выборе и о том, что никто не заставляет брать в руки смартфон, но это всего лишь позиция в защиту текущего положения вещей, люди, без исключения, всегда были зависимы и всегда легко манипулируемы, можно каждому дать в руки флаг, лопату или телефон, выбор, что сжать в кулаке, к сожалению, доступен небольшому количеству людей. Чем больше знаний, тем меньше мудрости, и интернет чаще всего исключает возможность встретить в отдаленных уголках земли людей с чистым разумом.

Перевал, после которого начались травмы на спуске.

На спуске после прохождения перевала несколько человек получили травмы и были вынуждены отправиться в больницу, ну а остальные участники похода продолжили движение каждый к своей цели.

На пути к башенному комплексу Вовнушки.

Спустившись из долины горы Гиряг, в этом месте я спонтанно решаю изменить свой маршрут и из ближайшего поселка добраться до Владикавказа, чтобы оттуда на машине заехать в Дагестан и Чечню. Посетить эти регионы я решил во время похода, на это решение повлияла Ингушетия и ее гостеприимность, аппетит проснулся во время еды, и уже вечером, закупившись осетинскими пирогами, я выдвинулся в сторону Дагестана. Покидать Кавказ, ограничившись одной только Ингушетией, по моему ощущению, было преступлением. Кавказский хребет — это магнит, оказавшись в поле, визуального воздействия которого сложно вырваться и вернуться домой.

Осетинский пирог из Владикавказа.

Ночью в полной кромешной тьме передвигаясь по приборам, я двигался в направлении Сулакского каньона. Об этом месте я практически ничего не знал и ничего не планировал, а просто выбрал самый ближайший населенный пункт на карте, расположенный в окрестностях смотровой площадки, и двинулся навстречу приключениям.

Ночевка прошла в машине, в частном секторе в кромешной тьме. Перебравшись на разложенное заднее сиденье и забравшись в уютный спальный мешок, я очень быстро уснул, не забыв поставить будильник на 5:30 утра, чтобы встретить рассвет. Рано утром, едва раскрыв глаза, я продвинулся в сторону каньона и просто одномоментно обомлел. Я много видел в своей жизни красивых пейзажей и разнообразных локаций, но, когда стоишь на рассвете на краю этого чуда природы, когда под ногами проносятся воздушные потоки такой силы будто стоишь на краю вселенной, все невольно заставляет улыбаться от счастья и радоваться как ребенок.

Сулакский каньон на рассвете.

Фото из Дагестана я показывать не стану, в основном это дороги, дороги и еще раз дороги. Никакого внятного представления об этом крае у меня не осталось, а то поверхностное, что я запечатлел, несомненно будет ошибочным.

Дагестанские пейзажи.

Ну, а мое путешествие завершается, и пора возвращаться в родной Белгород, там события неумолимо сменяют одно за другим и дофаминовый поток снова зовет погрузиться в мир новостей, прогнозов и ожиданий. Остаётся заехать в Грозный, и моя программа будет выполнена.

Река Терек.

Чечня, однозначно, самый обсуждаемый регион после Москвы. Сколько сплетен и зависти гуляет вокруг этих мест, от людей, которые никогда не приближались к Грозному. Ситуация со странами и городами, очень напоминает взаимоотношения между людьми, когда один сосед завидует другому за покупку нового дивана с телевизором, когда знаешь, сколько денег в кошельке у каждого друга, но не знаешь, сколько осталось в своем собственном. Когда ум помрачается и человек уже не может трезво смотреть на вещи, пелена зависти и ропота на собственную жизнь не дают заняться собственным огородом и посадить цветы перед домом. При въезде в Чечню, первое, что бросается в глаза, это ухоженные поля и работающие всех возрастов люди.

Грозный. Храм Архангела Михаила.

Обратный путь проходил под разбушевавшиеся солнечные лучи, впереди ждали майские праздники и долгожданные теплые деньки, с таким настроением путешествие подошло к концу. В очередной раз могу подтвердить, что ларгус идеальная машина для путешествий, доступность запчастей и простота ремонта, просторный салон позволяют разложить сиденье, постелить надувную кровать и спать как дома, что по сути превращает эту машину в домик на колесах для соло путешествий.

Ну и главный вывод об Ингушетии: В то время как пассионарный крещеный православный люд жадно поглощал отходы постхристианского западного мира и потихонечку самоликвидировался, Кавказ оберегал своих женщин, детей, традиции, веру и сегодня заслуженно вкушает изобилие всех благ. С момента возвращения на свои земли после депортации, с 1957 до наших дней население Ингушетии с 70 тыс. выросло до 520 тыс. Республика, в которой не убивают своих детей, не превращают своих женщин и дочерей в проституток. Республика, где нет разводов и старики беспрекословно являются авторитетами общественной жизни. Воистину, сложные времена рождают сильных людей. Остаётся только надеяться, что наши сложные времена возродят сильных людей, способных наполнить земли и возродиться как великие предки.

Приятное повествование, почитал с удовольствием, спасибо.
С уважением ко всем читающим)
вроде и интересно путешествия по России читать, но это всё одно и то-же. природа разная, но а такто всё одинаковое, теперь видно только такой и будем читать долгое время. По другим странам всё же на много интересней, там другая культура. другая. еда. жизнь. язык и т.д Видно одна Катя Кубасова осталась звёздочка в ночи на тёмном небосклоне.

Красота и история
T.me/chinamarka - ТГ канал про китайские автомобили

TURBOCAFE.RU - #ОКОЛОТУРБИН

гена крокодил
Честно говоря согласен с Вами.
Тогда к нам в телегу добро пожаловать.
T.me/chinamarka - ТГ канал про китайские автомобили

TURBOCAFE.RU - #ОКОЛОТУРБИН
30920551
Спасибо. Очень приятно читать. В Грозном -это не река Терек, а Сунжа.

Последователь Сотникова?
Продам уши от мертвого осла.
гена крокодил
Если детей часто кормить конфетами,они перестают есть суп.Видеть красоту нужно учиться у себя в огороде,я много ездил по Европе на машине тут на дроме есть пару отчетов и интересно абсолютно везде,даже в соседней деревне разные люди живут,другая еда и все другое..Православный Кавказ и мусульманский Кавказ очень разный и в культуре и в кухне и в людях.Посмотрите на избалованных детей,как они себя ведут и как они капризничают,ничего не напоминает?Пушкин за свою жизнь никуда из России не выезжал и был Пушкиным.
30920551
Спасибо. Очень приятно читать. В Грозном -это не река Терек, а Сунжа.
Спасибо,буду знать.
DimaFirs
я понимаю что есть много посмотреть и в России, но она остаётся Россией, это как ездить постоянно на Чёрное море купаться . только в разные места, всё будет по-другому. природа разная, вход в море разный , шашлык и шаурма по-разному приготовлена, но это останется Чёрным морем. А если летать на средиземное. красное. адриатическое. то совсем уже всё по-другому будет. а вроде то-же вода.
гена крокодил
Это разный взгляд на мир,есть взгляд исследователя,а есть взгляд потребителя.Потребителю нужен поток разных эмоций перекрывающих одну другой,исследователь может не выходить на пределы своего города и каждый раз видеть новой и делать открытия для себя.Посмотрите интервью Федора Конюхова и почитайте книги на эту тему,он хорошо раскрыл этот вопрос.
Вы читаете Сотникова?круто
Палыч
Последователь Сотникова?
Сотников где-то прищемил Ваше себялюбие?
Rusty_Springs
Тобольск
Обзор прекрасный. С заключением согласен полностью..
Николай
Последователь Сотникова?
Да уж в точку сказал. Судя по плюсикам и минусам в коментариях лагерь разделился снова надвое. Лично мне не зашло, все таки Дром автомобильный портал. Лазанье по горам где то надо в другом месте публиковать.Вот если бы на ларгусе в горы забрался, то да круто.
fizzeg
"Республика, где нет разводов и старики беспрекословно являются авторитетами общественной жизни. ". У нас вся страна - пример такой республики, ага...
DimaFirs
"Поедем, я готов. Куда бы вы, друзья..." Пушкин рад бы, да был невыездным по некоторым причинам.
DimaFirs
А еще если постоянно есть один суп, то однажды сладкого объешься сразу до диабета.
fizzeg
" Чем больше знаний, тем меньше мудрости" - Сотников, перелогинься уже, ей-богу ;)
DimaFirs
Ну да. Особенно Конюхов. Домосед еще тот ;)))

Отчёт для Золотого фонда.
Полностью согласен с автором.
Юрий
Отличные фотографии! Зачет!
Astronom19
немного не понял - стреляют и напряженка дома, а вы решили "перезагрузиться" и уехали отдохнуть, оставив жену и детей?!

"Чем больше знаний, тем меньше мудрости", ога, уже это было " Горе от ума".
Рассказ однозначно не о путешествии, но это не означает плохо. Съездил парень загрузился - перезагрузился, поупражнялся в написании текста, поделился мыслями, вот о чём. Со многими утверждениями автора согласен, начиная с того, что война она рядом, а может случится и так, что не желая этого будешь вовлечён в эти события. А уж у нас в так называемой "средней полосе России" далеко ходить не надо., каждый день сводка событий, то там, то там сбили беспилотники и никто не застрахован, что следующий беспилотник может упасть совершенно случайно рядом.
Понравилось, даже улыбнуло, про то, что нашему народу что не сделай, найдутся те кому всё плохо. Построят дорогу, скажут надо 4 полосы, как вон у них где - то там, построят четыре полосы, а надо 8 и т.д. Вместо того что бы понять, блин, пять лет тому назад тут болото было, а щаз посмотри дорога и т.д.
Утром вёз жену в школу и по радио услышал, сегодня ДР у Юрия Лотмана. Хто такой ни разу не слышал, но привели пример его высказывания, что "культура начинается с запретов", эх как правильно то. Правда в век смартфонов, запретов этих как бы и не осталось и прав тут и ещё как прав Энди Уорхол, цитирую "В будущем каждый будет знаменит в течение 15 минут". И сказано это было аж в 1968 году. Вот и приплыли, хочешь быть известным бери тлф. нassы в лифте, сними это и выложи в сеть. 15 минут, а может быть и больше твои. Для этого ничего не надо, просто ты и тлф., и запретов никаких. А примеров масса.
Автору респект, согласен каждый регион у нас прекрасен по - своему, есть что посмотреть, просто хочется напомнить "ну путай туризм с эмиграцией". Съездил, посмотрел, впечатлился, рассказал. Здорово! Уверен, в планах у вас нет туда переехать, лишь только туризм.
А вот ваше это радикальное утверждения про православный крещенский народ, который жадно поглощает отходы и самоликвидируется, спорное . Но, опять же и у вас есть надежда, про сложные времена, которые рожают сильных людей.) Вот тут я не смог сдержать улыбку. Сколько живу столько и слышу, с колен Россия то поднимается, то уже поднялась, то вот - вот уже чуть - чуть осталось, а теперь видимо поднялась и осталось дело за малым, родить. Удачи!
57ВалеRUS
"Чем больше знаний, тем меньше мудрости", ога, уже это было " Горе от ума". Рассказ однозначно не о путешествии, но это не означает плохо. Съездил парень загрузился - перезагрузился,...
Нас*цыт в лифте и выложит в сеть - и его привлекут за мелкое хулиганство (что категорически одобряю). Так что утверждение об отсутствии запретов в наше время крайне спорное. Тут наговорить-то на камеру на срок как два пальца стало.

отъездить на десятке (если не больше) европейских автомобилях (состоятельный товарищ?), а потом пересесть на Ларгус и 180 тыс наездить? Я бы так это объяснил: европейцы покупались убитые в хлам, из ремонтов не вылезали, новый Ларгус в таком случае лучшее решение.

Очень приятный хоть и пеший отчет. Автору спасибо за литературный слог, глубоко, многогранно, так писать нужно талант иметь.
Замечательно, что не настаивает на своей точке зрения, как единственно верной, это безусловно располагает к беседе, а на стоянках, даже "токсичный" спор будет скорее обменом мнениями.
Фото шикарные.
Мои отзывы: Skoda Rapid 2014, Ford Fiesta 2006
Franz42
А разве запуск дронов разрешен?

Franz42
А разве запуск дронов разрешен?
В момент съемки был разрешен,теперь уже нет,пришлось продать все.

Путешествовать в другие страны - значит поднимать экономику тех стран. У нас и в России просто невероятно много красивейших разнообразных мест!

До слез!))))

Wildone42rus
До слез!))))
Вы наверное комментарий писали на бересте сидя в лаптях и в одежде из конопли?!)))

Златоуст
DimaFirs
> Пушкин за свою жизнь никуда из России не выезжал и был Пушкиным.

Но, по-моему, Эрзерум не в Тульской губернии ведь? Погуглите...
DimaFirs
При чем здесь Пушкин. А, вот, Александр Македонский, наоборот любил выезжать). Очень успешно. Он тоже Великий! Много примеров великих людей, кто выезжал и любил свою родину.
Вы мне про мягкое,я вам про теплое.В каком месте я сказал о любви к Родине?вам Пушкина привел в пример того,как человек может достигать пиков в познании мира и всей глубины жизни и при этом никогда не покидать пределы города.Вы можете 24 часа смотреть орел и решка и побывать в Турции и Эмиратах,но все что привезете от туда,это 2 кг жира и две новые футболки с распродажи. Человек который познает мир,а не потребляет видит красоту везде и не только за пределами паспортного контроля.
DimaFirs
Что за наезды, я не указываю вам, как вам жить и вы мне не указывайте пожалуйста! Что я привезу из Эмиратов, не ваше дело. Вы можете сидеть в пещере и созерцать, это ваше право. Я буду уважать вашу философию, пусть я её и не разделяю.
Вы как то странно воспринимаете текст.Я вам опять говорю о мягком,а вы о теплом.Вы можете везти из Турции что угодно,я вам это привел в пример противопоставления туризма и путешествий,если вы не понимаете разницу между исследованием и потреблением,могу вам рекомендовать книгу Эриха Фромма.Иметь или Быть.Других примеров больше привести не могу.
Ilnar Galiev
DimaFirs
У Конюхова много скелетов в шкафу!
DimaFirs
Эрих Фромм! Вон, оно, какие у вас маяки!!! Вы, в горах под камнепад не попадали часом?
sekvoja
С таким же успехом можно написать: "Путешествовать в другие красивейшие разнообразные места России - значит поднимать экономику этих мест. У нас и в Иркутске просто невероятно много красивейших разнообразных мест"! Лучше сидеть дома.

Копейск
Ну чтож...Каждый волен путешествовать как хочет,на чём хочет,куда хочет и с кем хочет...
Сколько людей,столько и мнений,подходов,концепций...
Спорить бессмысленно,но обсуждать можно...Только спокойно,без нервов и оскорблений...

ххх ххх
Так-то согласен: страна у нас большая, и мест интересных много. Просто, приезжая в другую страну, вы погружаетесь в другую культуру, другую языковую среду. И так ли вы поднимите их экономикой вашей потраченной (условно говоря) тысячей баксов за поездку?.. В то же время в России куда бы ты ни поехал (может Кавказ и ещё пара мест -исключение) будет та же Россия с хрущёвками, вывесками на русском и проч. Кстати в этом году собираюсь посетить Иркутск, он меня заинтересовал больше, чем собственно Байкал - морем меня не удивишь, а город ваш весьма красив.

Байкал, например? 😂😂😂

Сюда детей предлагается везти на отдых?????? 🏄‍♂️😂
Байкал, например? 😂😂😂

Сюда детей предлагается везти на отдых?????? 🏄‍♂️😂
Предлагаю привозить сюда…
Это Байкал.Детский яхт клуб.
Муха всегда знает места,где много навоза,а пчела,где много цветов.Мы живем в разной России и судя по комментариев жителей восточной ее части,люди просто не ценят жизнь и то,что имеют.Это очень грустно и тревожно от того,что обычно приходится потерять,чтобы начать ценить.Будем надеяться,до этого не дойдёт и люди вразумятся прежде бед,гонений и страданий.Лучше не испытывать это никому,любите свою землю,свою историю и свою страну,вместе с властью,потому что другой власти ропотники не заслуживают.Комментарии тут очень хорошо все раскрыли

Волгодонск
Да уж... Вообще-то "Южные регионы" - это не Антерктида и не Австралия - это самая что ни на есть Европа - ссылку на источники не даю, сами учебник географии найдете..
Ну да ладно... Дело даже не в терминологии.. Южные регионы- отстают, а эти ветряки финского концерна Fortum - просто присвоены были в 2022 году, что сейчас и становится предметом арбитражного разбирательства, но как бы там ни было с судом - они тоже в обслуживании и замене расходников нуждаются... А брать их негде... Со временем это все богатсво вслед за оборудованием автозаводов болгарками попилят и в приемку отвезут.. А платить за них полную стоимость придется...
DimaFirs
Человек который познает мир, это - ребёнок, для взрослого человека этот термин не уместен, а видеть красоту везде, это признак слабоумия и какая разница, что человек привозит из путешествия, все едут за эмоциями и если они положительные, значит все здорово...
Красиво сказал земляк, с юмором, я посмеялся от души. Есть такая категория людей, которые любят накидать на себя ""пуха и перьев,"" автор видать из этой категории.
Палыч
Острые комменты затёрты, оппоненты угомонились. Вышел очередной отчёт Кати Кубасовой. Все туда!