|
Планы написать на Drom.ru о своей поездке возникли еще в процессе путешествия, и, т.к. данная мысль меня не покинула, я все же сделала это. Хоть и с большим опозданием… Может быть, кто-то воспользуется этой информацией, как воспользовалась и я, прочитав отзывы накануне своего отъезда.
Решение уехать поработать на Сахалин было принято, вопроса: ехать на машине или без — даже не возникало. Конечно, на машине! Что там делать без средства передвижения? Тем более, что ехала я туда не просто денег заработать, а сменить обстановку суеты большого города на сурово-прекрасные сахалинские ландшафты, покататься на горном воздухе и своими глазами посмотреть, что это такое, сахалинская зима…
Сроки поджимали, я спешила уехать до того, как обледенеют ванинские перевалы — незнакомые для меня и достаточно опасные ( со слов моих друзей, бывших когда-то ванинцами, а теперь переехавших в Хабаровск)
Подготовка автомобиля заняла несколько дней и заключалась в проверке ходовой части, замене масла-фильтра, поиска и покупке зимней резины. Вначале собиралась ехать на старой всесезонке, но по настоятельной рекомендации своих друзей-ванинцев, все же купила пару зимних колес, сзади оставила стертую всесезонку, с собой в салон взяла два колеса на дисках и ремкомплект на случай прокола колеса на участке Лидога—Ванино.
Еще собиралась поменять тяги сзади, они через четыре года эксплуатации подразбились и зад авто заносило на большой скорости, как будто едешь по скользкой дороге. Но умельцы в автосервисе не смогли снять старые тяги, пришлось новые кинуть в багажник (поменяю на Сахалине, чего уж там, не в авторалли ведь еду участвовать…), сход-развал поэтому тоже делать не стала.
Домкрат, запаска, двадцатилитровая канистра бензина в багажник, топор, сухое горючее, охотничьи спички, термос с кипятком, сухпаек на трое суток, коньяк и теплая одежда и обувь с собой в салон.
Вещи, как обычно, собирала накануне дня отъезда, к 12 часам ночи забила багажник и салон по самую крышу вещами (уезжала ведь минимум на полгода, а там, как говорится, ни кола, ни двора…).
Больше всего напрягало то, что от Лидоги до Ванино, на 350 км не будет ни одного шиномонтажа, а по рассказам тех, кому не повезло, — были случаи, когда все четыре колеса приходили в негодность… Поэтому во всей этой куче очень нужных вещей, что я везла с собой на Сахалин, домкрат и балонник с двумя запасками (третья в багажнике) заняли почетное место на заднем сиденье в пределах «Зоны досягаемости без лишних усилий»… Туда же отправился и ремкомплект.
Хорошо выспаться не получилось. Сон не сон, когда уезжаешь так далеко и надолго, до 6 утра проворочалась с боку на бок, потом подъем, завтрак, прощание с близкими, фото на память и в путь-дорогу. С утра мелкий дождик, туман, темно и жители большого города только просыпаются: «До свидания, Хабаровск!».
На протяжении всего пути заплутала всего один раз — на выезде из Хабаровска по объездной, в темноте проскочила поворот на Мирный и, понимая, что еду куда-то не туда, все же проехала через п. Горького и доехала почти до Выборгской, на заправке спросила, как проехать на комсомольскую трассу — объяснили, вернулась, нашла и выехала из города не в 7 утра, как планировала, а почти в 8. Наступал рассвет…
На серпантинах комсомольской трассы прочувствовала, что уже октябрь — первый хрупкий гололед и температура по датчику -3 градуса (хорошо все-таки, что не стала экономить на резине — взяла хорошую и в первый раз в жизни — новую, а не новую б/у).
В салоне начинает попахивать бензином из канистры, той, что в багажнике… Этот запах будет преследовать меня до самого Ванино и никуда от него не деться (вспоминаю историю про сыр из «Трое в лодке, не считая собаки»). Эту капроновую канистру отдал мне брат, троюродный, и, хотя на пробку поставили прокладку и бензин не выплескивался явно наружу, однако его ядовитые пары всю дорогу настойчиво проникали в салон, и, конечно, пропитали собою все вещи в багажнике. Еще один большой минус этого замечательного подарка — его габариты: сложно представить, как хрупкая девушка будет заливать бензин из 20-литровой канистры в бензобак… В общем, спасибо тебе, братец…
На Лидогу прибыла часам к 11, пристроилась рядом с гаишниками — кукса, чай, полчаса отдыха. Замечаю, что в сторону моего следования прошла пара фур за полчаса и все… Окружающие, включая гаишников, поглядывают на меня с интересом, понимая, что еду одна, но в активные беседы не вступают…
В 12 часов выезжаю на Ванино — дорога старый асфальт, навстречу радостно мчится солнечная тайга, настроение прекрасное, прикидываю, что 350 км можно спокойно проехать часов за 4-5 и засветло успеть доехать до места... Замечаю в зеркало заднего вида, сзади вдруг пристраиваются гаишники, исчезнувшие незадолго до моего выезда с Лидоги… Что им от меня нужно? На всякий случай скорость не превышаю, эти идут следом — не обгоняют, но и не отстают… Километров через 5 отстали, еду одна, совсем одна…
Изредка попадаются встречные машины, в попутном направлении пока никого нет, трассу не назовешь оживленной, километров через 50 начинается грунтовка, иду по небольшим перевалам, кое-где уже лежит снег, дорога в некоторых местах напоминает лесные просеки.
Слышу, подъезжаю к реке, и вдруг из-за поворота передо мной почти отвесная горная круча, дорога идет по ней — это первое препятствие на моем пути. Выскакиваю наверх, и — о, чудо! — передо мной большая открытая площадка у подножия горы, светит солнце, внизу бежит широкая река, на ней, конечно же, стоят рыбаки — рыбачат… Отдыхаю, любуюсь красотами, через 15 минут продолжаю свой путь.
Дорога идет вдоль реки. Слева горы, кое-где каменистые осыпи — куча каменистых глыб прямо на дороге: Внимание! — это все может осыпаться прямо на ваш автомобиль. Опять же, на скальнике этих дорог многие зачастую и рвут свои покрышки. Еду аккуратно: «тише едешь дальше будешь» — поговорка как раз про это.
На некоторых участках дороги идет строительство этой самой дороги, и иногда тебя ожидают приятные сюрпризы в виде участка с новеньким асфальтом км этак 10-15. А потом опять колея, тайга, дореволюционного вида деревянные мостики… Заезжаешь на такой мостик и думаешь: «проскочишь — не проскочишь?»… А ведь они обеспечивают проходимость не просто легковушек, но и большегрузных фур.
Один из водителей вышеупомянутой фуры, кажется, заметил меня, когда я в очередной раз делала фото на память. Останавливается, предлагает ехать вместе — я, конечно же, соглашаюсь. Глупо отказываться… Едем вместе.
Через какое-то время — стоянка у горной речки, знакомимся, пьем чай. Парень — ассимилированный армянин по имени Саша, уже несколько лет гоняет фуры с грузом на Ванино. Поговорили о том, о сем… На мой вопрос, когда приблизительно будем на месте, плавно съехал с темы (впоследствии я поняла почему: дорога, во всяком случае для меня, оказалась просто бесконечной. К примеру, едешь целый час, и, кажется, с неплохой скоростью, думаешь, что проехала километров 50, как минимум. Смотришь на спидометр — только десятка! ) Т.е. в этой местности, на мой взгляд, существуют какие-то пространственно-временные перекосы… Особенно это проявлялось на подъезде к Ванино, но об этом позже.
Едем дальше, попадаются участки дороги, где идет активное строительство, дорога никакая — это или огромные булыжники, или глиняная жижа, по которой буквально плывешь.
Часам к пяти вечера проходим половину пути, т.е. 150 км. Как подарок судьбы, из ниоткуда возникает долгожданный и единственный оплот цивилизации на участке Лидога—Ванино: кафе, в простонародье именуемое «Париж». Здесь нас ждет вкусная еда, свежая выпечка, рукомойник, туалет — все тебе блага за умеренную цену. Спасибо, хозяину заведения и поварам. Ужинаем и продолжаем свой путь.
Смеркается и заметно холодает. Перевалы все выше, там уже лежит снег. Выезжаем на перевал под названием Сохатый — самый высокий, внизу виден серпантин дороги: где-то я уже видела нечто подобное… Пейзажи напоминают фильм «Аватар».
Особо полюбоваться красотой знаменитых ванинских перевалов не пришлось, сумерки сменились кромешной тьмой, и я, обогнав своего спутника, мчусь по серпантину дорог (покрытие на этом участке отличное). Кое-где гололед, но после шести часов бездорожья трасса кажется просто пределом мечтаний… Изредка где-то в стороне или даже навстречу светят фары тех, кто идет следом, периодически закладывает уши: жаль, что не видно, на какой высоте находишься… Где-то слышала, что такие красивые места лучше проезжать ночью, чтобы не отвлекаться и не свалиться в пропасть.
Ночь, в небе висит полная луна, асфальт приятно гудит и убаюкивает — тянет в сон, то ли от усталости, то ли от всю дорогу сопровождающего меня аромата бензина из злосчастной канистры. Приоткрываю окно, включаю погромче «Сектор газа», подпеваю изо всех сил — последние километры кажутся нереально долгими…
Время к 9 вечера, по моим расчетам и по показаниям приборов, я уже должна быть в Ванино, а вокруг кромешная тьма и никаких намеков на скорую близость населенных пунктов. Начинаю сомневаться: вдруг проскочила какой-нибудь указатель и еду на Совгавань? Останавливаюсь, выхожу — темно, кусты на обочине, стараюсь не думать о медведях и прочих страхах — голосую. Первый микрогрузовик проносится мимо, дяди на джипе останавливаются, их там четверо — фейс как раз по радиусу окна: им бояться нечего… Спрашиваю про Ванино, отвечают, что совсем рядом. Не обманули — через несколько минут выбираюсь наверх и вижу долгожданные огни «большого города» — я почти у цели.
Останавливаюсь на развязке на Совгавань — жду своего попутчика, все-таки нужно попрощаться. Через некоторое время вижу знакомые очертания — радостный подъезжает Саша. По восточному эмоционально описывает свои переживания по поводу моего неожиданного исчезновения и возникновения — живой и невредимой. Благодарю его за поддержку, оставляю телефон, как же без этого, обнимаемся, прощай, Саша.
На «Трансбункере» (это заправка так называется) уже появляется сотовая связь — звоню координатору в порт, узнать про паром. Говорят, паром ушел и надо ждать до завтра. Звоню друзьям, что в Хабаровске, радостно сообщаю, что со мной все в порядке, жива-здорова и паром только завтра. Они пристраивают меня к своим ванинским родственникам на ночлег. Созваниваемся, мне говорят, куда ехать, встречают, машину на стоянку, меня домой. Абсолютно незнакомые люди Валера и его жена Галя встречают меня, как самую родную и близкую. Душ, накрытый стол и все, что полагается, недолгая беседа и спать.
Проспала до обеда следующего дня, паром обещают только в ночь. Ну что же, хорошо, что так — некоторые ждут парома по нескольку дней. А пока есть свободное время — гуляю по Ванино, объезжаю при свете дня окрестности, наслаждаюсь отдыхом, солнечной погодой. Жизнь прекрасна!
Кстати, оформить заявку на паром лучше всего заранее в Хабаровске, на ул. Пушкина, 21 в офисе «Дальтранссервис». Оплачиваете перевозку, вам выдают квитанцию, объясняют, каким образом связаться с пароходством в Ванино и т.д. По прибытии в Ванино вы по зеленой должны загрузиться на ближайший паром (это не реклама).
Я провела в Ванино в общей сложности 1,5 суток. Вечером следующего дня созвонились с портом — там сказали, что к пяти утра нужно прибыть на погрузку. В 5 утра еду в порт, получаю пропуск, оформляю документ на перевозку с интересным названием КОНОСАМЕНТ. Жду погрузки, пью утренний кофе, делюсь бутербродами с портовыми собаками разных мастей, которые толкутся неподалеку. Одна за другой подъезжают фуры и выстраиваются рядами, в седьмом часу начинается всеми долгожданная погрузка. Все отлажено, динамично, без лишней суеты и сутолоки, несмотря на то, что всем хочется поскорее загрузиться.
Первыми идут фуры, последними заезжаем я и ребята, что перегоняют джип из Владивостока, тоже в первый раз едут, как и я. Рассказывают, как на дороге на Ванино заметили, что спускает колесо, решили поставить запаску, но она оказалась намертво прикручена к днищу купленного недавно автомобиля — пришлось возвращаться на шиномонтаж в Лидогу, благо, недалеко отъехали, и там уже все откручивать и менять.
Наконец погрузка закончена, и с рассветом мы отходим от причала Ванинского порта. Каюта, что я заказала в Хабаровске, оказалась не совсем комфортна. Мягко говоря. Поэтому, после
соответствующей доплаты, переселяюсь на верхнюю палубу в двухместную каюту.
Ожидаемое время в пути — 16-18 часов, при наличии ноутбука или веселой компании время пролетает незаметно. Отметив у себя через некоторое время признаки начинающейся морской болезни, принимаю антидот — и спать.
Часам к 2 ночи подходим к Холмску, начинается обычная суета со сдачей постельного белья и выносом вещей, очень напоминающая плацкартный вагон поезда дальнего следования. К тому моменту, когда самые нерасторопные освободили свои каюты, выясняется, что в связи со штормовой погодой Холмск закрылся… Еще часов десять болтаемся под таким близким и желанным берегом и молимся о том, чтобы нас не завернули обратно на Ванино. Опять получаю белье и сплю до обеда. К двум часам дня подходим к Холмску. Боги смилостивились над нами — море успокоилось. Выгрузка проходит намного быстрее, чем погрузка, тем более, что сейчас первыми выезжают те, кто последними заезжал, т.е. легковые автомобили.
Остров Сахалин встретил нас теплом, небольшим дождиком и роскошными красками осени на выезде из Холмска. Необычно видеть после промозглости серого октября золото деревьев на по-весеннему зеленой траве холмских сопок. Еду на Южно-Сахалинск, под колесами радостно поет асфальт, а в машине звучит музыка победы — еще одной в моей жизни.
ИТОГИ:
30.03.2013 г