|
Все знающие люди, которых я спрашивал, можно ли проехать на обычной легковушке из Владивостока в Николаевск-на-Амуре, пожимали плечами и ничего конкретного не говорили. В общем-то, можно, грузовички ездят, но… Дальше шли ссылки на погоду, на время года, на везение. А на большинстве карт этой дороги нет. На тех же, где она есть, участок от Ягодного до Богородского обозначен по-разному и, как показала поездка, не совсем верно.
И вот, первого сентября, в 6 часов утра, то есть еще затемно, мы на своей полноприводной «Висте» выехали из Владивостока. Впереди была длинная дорога, которая располагала к спокойной езде, поэтому двигались почти все время со скоростью 90-100 км/час. Дорога до Хабаровского края, в общем, вполне приличная. Раздражали только не заасфальтированные участки метров по 800. Но это уж в традициях приморских дорожников: несмотря на власть в стране и дорожные программы края, игнорировать участки дорог на границах районов. Еще из замечаний по качеству дороги, вернее, дорожного сервиса: было бы неплохо возле каждой заправочной станции установить таблички, показывающие километраж до следующей автозаправки. Не сложно, но ведь было бы удобно... Въехали в Хабаровский край и сразу слегка расстроились. Километров 100 асфальт требует ремонта. Правда, везде стоят знаки «Неровная дорога» и кое-какие работы ведутся – два асфальтоукладчика мы встретили. Машин на дороге тут раза в три меньше, чем на участке дороги, например, Спасск – Лесозаводск, что в свою очередь позволяло поддерживать приличную скорость. Кстати, карта, которой мы пользовались (Атлас автодорог, Хабаровский край, 2003 г.), содержит, как выше уже упоминалось, много ошибок. Правда, не фатальных, что позволило примерно через 12 часов достичь въезда в столицу Приамурья. Тут движение, наверное, раз в 10 слабее, чем на въезде во Владивосток, что слегка обескуражило. Впрочем, позднее пришло понимание этого феномена: у Хабаровска ведь три въезда в город. Но что мы никак увидеть не ожидали, это мусор. Памятный знак на въезде в город Хабаровск буквально завален бутылками, пакетами, пластиковыми стаканами…И среди этих признаков цивилизации – свадебный кортеж. У них, оказывается, свадьбы проводятся в любой день недели, а не только в пятницу и субботу, как у нас. Зато ездить по Хабаровску гораздо приятней, чем по Владивостоку. Правила движения почти все водители соблюдают и того беспредела, что творится на улицах Владивостока, нет. Заблудиться трудно – купите схему города, и проблем не будет. По крайне мере мы легко по названиям улиц и остановок (очень полезные таблички, стоят буквально у каждого перекрестка, а название остановок автобусов и трамваев крупно написаны на каждом навесе) нашли требуемый дом, знакомых и, поставив машину на стоянку, сели ужинать. Кстати, о стоянке. Угадайте с трех раз, сколько стоит поставить в центре Хабаровска на ночь «Висту» 1990 года? Всего-навсего 100 (СТО!!!) рублей (правда, чек выдали, что редкость на владивостокских стоянках). Да я бы, живя там, застраховал бы машину на 10 тысяч и бросал ее где угодно. Все дешевле будет.
Еще что удивило в Хабаровске - это «тусовки» молодежи. На площадях, возле фонтанов, везде в конце дня полно молодых людей. На центральной площади так буквально толпа. В то же время избытка пива, сигаретного дыма и ругани не заметно. Особенно же удивил вид этой площади в семь часов утра. Нет, дворники что-то метут, но я же видел, что делается утром на той же Светланской после гуляний на центральной площади. Небо и земля! Браво Хабаровск! Вот только бы мусор на въезде убрать.
Итак, через 12 часов езды (как все нам и обещали), со всеми остановками, мы преодолели первые 790 км.
На следующий день мы двинулись в сторону Комсомольска-на-Амуре. И первое, что нас поразило в этот день, еще в городе, книжные магазины в Хабаровске открываются в 8 утра. Узнали это случайно, когда остановились у аптеки купить средство от комаров, а рядом был книжный магазин. Это как же надо любить литературу, чтобы такое придумать! В то же время, купить свежие газеты – проблема. Во Владивостоке газетные киоски – чуть ли не по три штуки на каждой остановке автобуса, а тут нет. Удивительно это как-то.
Дорога до Комсомольска-на-Амуре хорошая. Высказывать полный восторг по ее качеству, как это делали наши знакомые хабаровчане, я бы не стал, но все-таки. По крайне мере мне стали понятны просьбы моего клиента из Комсомольска-на-Амуре, имеющего дизельный «Круизер». Он просил сделать так, чтобы его машина ехала 180, а не 170 км/час, а то все на трассе его обижают. Я еще тогда подумал, где же он нашел такую дорогу, по которой можно двигаться со скоростью 180 км/час. Оказывается, в Хабаровском крае есть такие дороги.
Движение по трассе небольшое, можно проехать километр и никого не встретить. Во всех населенных пунктах, как и на трассе М60, есть закусочные и продуктовые магазины. Кроме того, тут же есть еще и киоски с разной автомобильной мелочью: свечи, ключи, различные клеи, масло и так далее. На трассе Владивосток – Находка, например, я таких киосков у дороги не замечал. Я много раз слышал о том, что прямые участки автострад в случае войны могут использоваться как аэродромы. Но как-то не верилось. Ну, как многотонный военный самолет может сесть, вернее «бухнуться», они ведь нынче все так садятся, на узенькую дорогу? А тут на 54 км (от перекрестка в Князе-Волконском) наша дорога превратилась в самую настоящую взлетную полосу. Ширина метров 40, вначале и в конце асфальтированные «карманы», длина под 2 км. Ни дать, ни взять взлетная полоса. Через 58 км от перекрестка есть заброшенное село Сарапульское. Если в него свернуть (налево с трассы, если ехать из Хабаровска), то буквально через 200 метров будет видовая площадка с великолепным видом на Амур. Площадка никак не оборудована, вся замусорена и увешана дурацкими тряпочками на деревьях, но открывающаяся панорама стоит того, чтобы на нее взглянуть. Если проехать дальше, то метров через 800 выедешь на песчаный берег Амура. Здесь мы в очередной раз удивились. Оказывается, что речной песок отлично держит машину. И даже местные рыбаки на «Москвичах» могут себе позволить разъезжать по песчаному берегу возле самой воды, не боясь зарыться.
Пейзаж вокруг трассы довольно скучный. Видно, что лесные пожары регулярно посещают эти края. Масса съездов вправо от дороги никуда не ведут – это технологические подъезды к газопроводу, который проложен рядом с дорогой. После Лидоги появляются продавцы ягоды (маленькое ведерко брусники – 150 рублей) и рыбы (свежая кета, самка, 200 рублей, в то время, как у рыбаков на берегу, прямо с лодки, ее предлагают за 100, правда, это было уже в Ягодном). Таким образом, постоянно держа 100 – 120 км/час, мы добрались до поселка Селихино. Здесь мы полностью заправились, еще 20 литров бензина А92 залили в канистру и свернули на грунтовку. На повороте дежурили гаишники, но они, озабоченные поиском браконьеров, не обратили на нас никакого внимания. Грунтовка очень ухоженная и позволяет держать скорость под 100 км/час. Однако, после прохода поворота на Нижнетамбовское, качество дороги снижается, и уже 60 км/час для нашей легковушки является пределом. После Ягодного дорога стала еще хуже. Переполненные недавним тайфуном ручьи вышли из берегов, и местами вода текла прямо через дорогу. Дорога свернула в сторону от Амура, и начались перевалы. Тут уж и наше 4WD пригодилось. Размокшая глина, гольные камни на подъемах… Если на обычной переднеприводной легковушке и можно проехать, то с большим риском порвать резину или застрять на каком-нибудь полуразрушенном мостике. Но природа вокруг – сказка! Мы были в Красноармейском, в Тернейском районах, но такого не видели. Серые камни во мху, елки с лишайниками на ветвях, тут же красная рябина и грибы – ну все как на сказочных картинках про северную тайгу. Грибов столько… Буквально через каждый метр на обочине или подосиновик или масленок. И никто их там не собирает. Машин вообще очень мало и практически все едут по делу – везут «снедь» в северные селения. А километровые столбы односторонние. Обычно на километровых столбах у наших дорог табличка двухсторонняя: отсюда столько-то километров, а туда-то столько. А тут – от Селихина 120 км, например, а с другой стороны – пусто. Куда едем – неизвестно. Но тут из-за поворота показался мостик, на котором застрял полноприводной «Хайс» (!). Мы остановились, я сказал, что в паре километров за нами идет «Урал», он их и вытащит. В ответ на это ребята сообщили нам, что до Де-Кастри мы не доедем. Там уже три дня возле разрушенного тайфуном моста ждет своей участи колонна машин, направляющихся в Богородское, Николаевск и т.д. И отремонтируют этот мост дорожники не ранее, чем через неделю. Как говорил водитель этого «Хайса»: «Я сам живу на третьем этаже, так там промоина поболее будет. И все это внизу заполнено несущейся водой, которая пока и не думает спадать». Правда в месте катаклизма стоит «Тадано» и легковушки , за умеренную плату, переставляет. Услышав такой приговор нашим планам проехаться до Николаевска-на-Амуре, мы решили доехать до Циммермановки и уже там решить что, делать.
В Циммермановке нас ждала нерадостная картина. Куча машин стояла возле придорожной столовой, и вокруг ходили хмурые водители и бегали дети, уже никогда не попадающие на «Праздник Знаний» в этом году. В самой же столовой была очередь к телефону, по которому можно было связаться с внешним миром. Сотовые телефоны (а они у нас были двух разных операторов) тут, как, впрочем, и по всей трассе, не работали. Самое любопытное состояло в том, что по радио вещали, что, дескать, тайфун прошел мимо, все хорошо, и только в Сахалинской области ликвидируют его последствия. А что весь север Хабаровского края эти тайфуном оказался отрезанным – никому не было дела. В итоге, поскольку уже темнело, мы выехали на берег Амура, разложили палатку, переночевали и утром решили отправиться обратно. Еще одно наблюдение. Если днем на реке никого не было видно, редко какая моторка пройдет, то ночью движение как по Светланской. Сразу видно: путина. По пути заехали в Комсомольск-на-Амуре, где подивились тамошним нравам (езда на красный свет, ожидание трамвая посередине улицы, почти полное отсутствие газетных киосков – купить фотопленку – великая проблема). Хотя задумывался этот город с размахом. Ширина улиц впечатляет. И очень они гордятся тем, что делают самый лучший самолет в мире. Правда, перед проходной завода, делающего эти самолеты (Су-30 и т.п.), строят церковь. На всякий случай.
В общем, обратно вернулись мы тем же путем. Вот только, поскольку была масса сэкономленного времени (мы же не доехали до Николаевска-на-Амуре), заехали в несколько деревень, посмотрели, как живут люди. Тут отметили, что очень мало в деревнях дворняг. Если и встречаются, то только лайки и хаски. Серьезные собачки. Ночевали опять в двухместной палатке на берегу Амура возле поселка Верхняя Эконь (сворот на лево за 7 км до Комсомольска-на-Амуре). Всего за поездку было пройдено 2950 км, из них примерно 450 км по грунтовым дорогам, и потрачено на бензин 3978 рублей. Два раза застревали, но оба раз по собственной самонадеянности, значительных поломок (на считать же за поломки, например, оторванные брызговики) не было. Бензин (А-92) везде по Хабаровскому краю стоит чуть меньше 16 рублей, но его качество, и по запаху, и по цвету, выше, чем во Владивостоке. Самый дешевый бензин был на заправке «Восток- Нефть» около Хабаровска – 13.80 за литр А-92. В общем, на следующий год, мы собираемся еще раз попытаться пройти этот маршрут.
Корниенко С.В.