|
Сейчас в межсезонье, когда свежих отчетов немного и в основном публикуются отчеты о явной экзотике или делах давно минувших дней, я в преддверии лета напомню о Киргизии.
Есть на востоке такой праздник Наурыз (он навруз, могут встречаться другие варианты написания в разных республиках: «Википедия» в помощь). Суть праздника: весны, юрты, кумыс, качели, народные гуляния и концерты местных исполнителей. Меня лично этот праздник интересует с чисто практической стороны, а именно, премия и выходные. В этом году было пять выходных, отличная погода (20 градусов) и возникло непреодолимое желание куда-нибудь поехать. Те места, где знаем, что хорошо, удобно и привычно, уже забронированы заранее, поэтому придумываем новый маршрут. Съездим с женой и сыном к родственникам в Киргизию (Токмак), а потом подумаем, не доехать ли до Иссык-Куля. Информация по осеннее-зимне-весеннему отдыху в Интернете отсутствовала, только горнолыжные курорты, а до отелей, где якобы есть крытый бассейн, дозвониться просто не удалось. Решили действовать по ситуации.
Отдыхать, так отдыхать, выспались хорошо и уже после обеда, за компанию прихватив с собой тестя, 21 марта выехали из Алма-Аты. Дорога до Георгиевки, последнего населенного пункта на границе с Киргизией, хорошо известна, никаких сложностей не содержит и, на мой взгляд, особыми достопримечательностями не обладает. Первые 50 км дорога в четыре полосы, по две в каждую сторону, переходящая в традиционную двухполоску. Асфальт еще хороший, хотя и начинает разрушаться, образуя ямы, главным образом, на правой полосе. Едем на запад вдоль гор, по холмистой местности, поднимаемся на Кордайский перевал.
Гаишников немного, они стоят за знаком «Ограничение скорости 90» на протяжении 10 км в обе стороны примерно посередине. Останавливают нас со скоростью 103 км/ч. После непродолжительной экскурсии в обратную сторону, дабы убедиться, что знак вообще есть, и согласия на заполнение протокола уезжаем с устным предупреждением. Далее встречаем экипажи уже на самом кордайском перевале, установившие треноги в зоне действия знака «50». Радардетектор (Wistler 78 se) почему-то опять толком не реагирует на эти радары, но мы никуда не спешим и спокойно минуем засады. Ближе к вечеру прибываем в Георгиевку. Здесь традиционно возле второго светофора меняем тенге на сомы по курсу 1 к 3,26 и заправляем машину на заправке «Гелиос» нормальным бензином под завязку.
По опыту прошлых лет мы знаем, что просто так пройти таможню в самой Георгиевке нереально, обязательно будет очередь, минимум пять машин плюс автобусы и маршрутки, максимум бесконечность, все это движется медленно и шумно. Самые экономные постоянно заводят и глушат машины, самые наглые то и дело пытаются вклиниться в очередь справа и слева. У нас ожидание в этой очереди было и три часа, и больше, спасал только кондиционер. Доходило до того, что выходил из машины и вставал перед Камазом, пытающимся влезть без очереди, пока жена садилась за руль. Шоркались зеркалами и бамперами. А в предпоследний раз, пользуясь размером и массой машины, просто нажал сигнал и тронулся с прокруткой между лезущими с двух сторон, пролетел буквально в миллиметрах, сзади слышу сильный удар, лезущие таки столкнулись между собой.
Однако у Георгиевки есть альтернатива — «Черная речка» и еще один пост, название которого я не помню. Это на последнем светофоре налево и пока не упрешься в пост. Но упорные слухи о том, что там не пропускают россиян, мешали нам поехать туда на разведку. В этот раз решили попробовать и не прогадали, дорога до поста сносная, очередь — одна машина впереди. Прошли меньше чем за полчаса обе таможни. Казахи, как обычно, без проблем, единственное, что обсуждали, был ли включен ли у меня видеорегистратор, я, откровенно говоря, так и не смог им показать последнюю запись (регистратор новый и навыка ковыряться в нем в полевых условиях у мня пока нет). Киргизы выпросили 500 тг. (100 руб.) за заполнение обязательства на временный ввоз машины. Честно говоря, никогда его не заполнял, а здесь не хотелось тратить на них время. Просили 1000 тг, напомнил, что праздник у нас тоже и что 1 000 будет жирновато, а 500 тоже деньги.
До Токмака идеальная дорога, построенная китайцами, говорят, и в сторону Иссык-Куля она хорошая. В Токмак приехали затемно. Сориентировались с помощью таксистов и по самолету. «Навител» улиц и домов не знает. Киргизия, как обычно, производит впечатление страны навсегда оставшейся в 90-х. В микрорайоне, что возле Токмака, отопление отключили 1-го марта, горячую воду тоже, на газонах пасутся лошади…, вокруг какие-то руины или заброшенные производства. Дороги на некоторых улицах состоят из асфальтных латок. Да, складывается ощущение, что какие-то положительные сдвиги все же есть, но скорее не благодаря, а вопреки, например, электроэнергию им отключать вроде бы перестали.
В гостях у родственников хорошо, свой дом, живность, свои продукты. Встретили очень душевно, спасибо им большое. Сын в очередной раз посмотрел на домашнюю живность.
На следующее утро наметилась культурная программа. Я уже и раньше слышал, что в окрестностях есть некая башня Бурана, очень древняя. Загрузились всем семейством в машину, впервые опробовав третий ряд сидений, и поехали смотреть.
Ехать недалеко — 38 км. По хорошей дороге. Башня большая, по рассказу экскурсовода построена как часть мечети в XI веке. С её же слов, здесь же располагался город Баласагун. Башня, правда, впечатляет, высота 24 метра, окрестности сверху как на ладони, но подъем по темной узкой винтовой лестнице в темноте — занятие тоже интересное.
Здесь же, возле башни, на территории музея расположены могильники, вернее, оставшиеся от них кирпичные основания и привезенные с разных частей страны балбалы — каменные изваяния, которые ставились на могилах в VI-XX вв.
Судя по фотографиям, в начале 20-го века башня была в крайне плачевном состоянии и была отреставрирована. Насколько точно восстановлен исторический облик, понять сложно. В общем, памятник посмотрели, впечатлились. На фото вид с самой башни.
Выяснилось, что и другие родственники жены уже из Омска, тоже сейчас в Киргизии и отдыхают на местном курорте Иссык-Ата. Это местные горячие источники. Ну и мы, избалованные нашими источниками, разумеется, решили туда съездить и повидаться (кое-кто впервые) с родней и поплавать в бассейне. Проехали еще 30 км, по убитой горной дороге. Родственники нашлись, были нам рады, тесть их давно не видел и вволю пообщался. Мы же изучили сам курорт Иссык-Ата. Ну что вам сказать, дорогие читатели... Я всегда говорю, что Киргизские горы по сравнению с теми же горами, но с казахской стороны тупо лысые, и на форумах жители Киргизии со мной всегда спорят. Ладно, будем считать, что я ничего не понимаю в горах. Санаторий представляет собой ряд корпусов разной этажности, построенных в промежутке от 40-х до 60-х годов прошлого века, а также нескольких четырехэтажных домов, по всей видимости, построенных для персонала санатория. Все это находится в горном ущелье с приличным уклоном. Сама по себе территория озеленена, стоят лавочки, фонари, а горы вокруг просто нависают своими стенами с обеих сторон. Мрачновато, на мой взгляд, ну да ладно. Для пенсионеров дорожки крутоваты, для молодежи, пожалуй, будет без развлечений скучновато. Как говорят, процедуры и местная вода, несмотря на свой специфический сероводородный запах, очень полезные. Ну да ладно. Не за тем приехали.
Ищем тот самый знаменитый бассейн с горячей водой, оказывается, он по принципу «баня — через дорогу раздевалка» расположен за территорий пансионата, 50 м. по склону, ступенькам, колдобинам и без дороги и мы на месте. Большой бассейн, оформленный местным живописцем (русалки, осьминоги) пуст. Заполнен только маленький лягушатник 3-5 м, глубиной 1,2 м. Такого облома я не испытывал давно. Ладно, поплескались в чем есть.
С ситуацией, когда на курорте тебя не могут покормить, притом в дневное время и за деньги, я тоже столкнулся впервые. Про то, что в номерах все хорошо, относительно свежий ремонт советского вида и черная плесень на стенах, я сильно распространяться не буду. Посмотрев на все эти прелести киргизского сервиса, желание ехать куда либо дальше к Иссык-Кулю еще 180 км и с большой вероятностью найти там нечто похожее, у нас пропало мгновенно. Вернулись к родственникам, переночевали, были опять таки до отвала накормлены, напоены, снабжены в дорогу домашними яйцами и благополучно вернулись домой в Алма-Ату.
Та же таможня без проблем. На вопрос казахского таможенника: «Не везете ли что-либо запрещенное?» я искренне поинтересовался: «А что оттуда вообще можно везти?».
По трассе те же гаишники, но уже ближе к городу прячущиеся за знаком «70» с бесконечным расстоянием действия, но мы плелись на своем «бегемоте» вполне по-пенсионерски и даже необходимости тормозить не возникало.
Диковатое местное население с номерами алматинской области:
(еще жду ответа от УДП по моему заявлению касательно этого эпизода.)
Как все же приятно зайти в ближайшую забегаловку и просто поесть шашлыка :-).
Зачем написал отчет? Просто сейчас еще не сезон и «сервис» в Киргизии не во всей красе, туристов не хватает. :-)
Тем, кто будет в Киргизии, все же советую отклониться от привычных маршрутов на озеро, сделать этот небольшой крюк и посмотреть «Бурану», дорога до нее хорошая, а заплатив небольшое вознаграждение экскурсоводу и посмотрев маленький музей, вы возможно узнаете для себя что-нибудь новое.
Спасибо за внимание и приятных путешествий.
Ваш прокуратор.