|
Хочу поделиться впечатлениями о поездке из Хакасии к южному берегу Телецкого озера, как планировалось в 1 100 км в одну сторону. На автомобилях: Mitsubishi Pajero — пяти дверей отроду (друзья с дочерью и их племянница), Kia Sorrento (я с женой), и Mitsubishi Pajero о трех входах в него (сослуживец пятидверного по работе, его племянница и её кот-пилот, который всё время орёт).
Долгие сборы, переживания и предвкушения необычного и незнакомого. И вот настал тот день!
14.07.10г., время 09:00, ключ на старт!
Обнулил одометр, альтиметр.
Выехали из села Новоенисейка (Бейского района), заезжали к родителям друзей набрать зелени для салата. По пути встретили ждавшего нас на АЗС возле д. Сабинки «Паджеро-3», немного пофотографировались на путь грядущий и двинули через с. Бея и с. Табат в сторону с. Таштып.
В Таштып приехали в 11:15 т.к. останавливались для фото в разных местах, показания одометра 140 км, купили хлеб в местной пекарне, свежий и очень приятно пахнувший.
Далее приехали в Абазу 12:00 времени, заправились до полного, поели в местной заежке до приятного и продолжили путь.
По всей дороге частые остановки для запечатления на фото окружающей природы.
Доехали до сотого перевала (сотый, потому, что 100 км от Ак-Довурака).
Сотый отметился одной неприятностью «Паджеро-3» закипел, через расширительный бачок, по-моему, проблема в крышке радиатора. Остыли, отметили своё пребывание на сей высоте игрой в снежки. Далее была даже рыбалка (без рыбы) чуть ниже границы, уже в Тыве, но зато поели арбуз на р. Кангалык.
Название реки прикольное, если наоборот прочитать.
И вот заехали в местный мегаполис Тывы, Ак-Довурак. Показания спидометра 400 км.
Заправили опять до полного, водитель «третьего» вместе с водителем «пятого» погнали за пропусками где-то недалеко, они нужны были для погранцов на всем протяжении Тывы, примерно 30 минут их не было. В итоге пропуска не понадобились на всем протяжении нашего пути. Девчата тем временем устроили местный салон красоты, наводили на голове прическу.
По дороге в с. Чадан, окружение природы примерно как в Хакасии, те же степи, маленькие горки, а еще какие-то белые построения, типа захоронений или молебны (не знаю), единственно, увидели на горе справа что-то похожее на волейбольную сетку небывалых размеров, похожую на радар, не удивлюсь, что под горой секретная база :).
В 21:00 перед с.Чадан заправились до полного, т.к. это была последняя заправка дизельным топливом по маршруту, и мы двинули в сторону с. Хандагайты. Всё еще асфальт, примерно 25-30 км норма, я потом буду вспоминать его горькой слезой, после его как будто своровали, и местами давили в землю большими катками. Машина громыхала, словленные случайно неровности долбили по подвеске, а в багажнике то и дело укладывался разного вида тетрис из вещей.
Перед деревней (у поста ДПС) поворот с асфальта направо, на гравийку, и, как потом казалось, в вечность… Съехав с трассы в 22:00, показания спидометра 537 км, стали искать убежище, недоступное для тувинцев (говорят, у них вместо сотовых большие ножи (шутка :)). Нашли небольшой отворот после горки налево, 150 м, расположились и наконец, в 23:15 выпили по первой горячительной и расслабляющей!
Ну а самое интересное для нас и автомобильной подвески ещё ждало впереди.
02:50 после продолжительного дня легли спать.
15.07.10 г., время 08:10
Утро следующего дня! Проснулись, вроде всё нормально, перекусили на скорую,10:10 времени.
Тронулись дальше по гравийке, показания спидометра 543 км.
Вот тут-то и началось полное испытание машины и человеческой психики! Дорога, конечно, иногда петляет из стороны в сторону, иногда уходит для объезда вообще далеко, но не всегда это можно предугадать, выходило так, что мы в три машины растягивались примерно на пару километров, благо, помогали радиостанции, которые взяли с собой.
Но всё равно дорогу нужно было преодолеть. И мы терпели, и машины скрипели, забегая немного вперёд, дорога предстояла ещё намного хуже, похожая на доску для стирания! Я начал подумывать о возвращении по пути асфальтовому, протяженностью примерно в 1 800 км, через Алтай.
Едем дальше, проезжаем такой нормальненький перевал, как потом оказалось, что там был пост ДПС (но мы его не заметили), на горе встретили погранцов, они там, видимо, перекуривали на грузовиках, «Паджеро-5» с ними поболтал, девоньки пошли прыгать для фото на фоне долины, они у нас сильно прыгучие.
А я, недовольный поведением «Соренты» во время подъема, начал выбивать воздушный фильтр (может то, что разряжен воздух на перевале) что-то ей не хватало, тапку нужно было давить в пол, но только тахометр достигал 2000 оборотов, начинала пробуксовывать колесами. Да, на асфальте знакомо, газ в пол, немного тупим, потом подрыв после 2 000 турбина делает своё дело, тут в гору отказывалась ехать.
Далее после перевала красивые ручейки, опять долина, и слева проезжаешь д. Саглы (это через 59км гравийки, после нашего ночлега).
Едем к очередному перевалу. Далее серия фото по пути к границе.
14:52 — проехали край границы с Монголией. На одометре 670 км, И начались огромные перевалы с красивыми реками, высота 1 800. Здесь реки как будто начинают свой путь!
И опять горы, горы, Сарлыки (корово-муло-коняче-мамонтовые (шутка)).
Существа с длинной шерстью.
Крутой змеевидный спуск, и вот потрогали столбики монгольские!
Скоро развилка на Мугур-Аксы и Кызыл-Хая. Развилка нас, конечно, удивила, висит знак «Налево — в Хая», «Направо — в Мугур», а дороги расходятся в три. Наверно, по средней ехать к Соловью-разбойнику! Поехали направо, хотя прямо дорога лучше!
15:40 — показания одометра 691км.
Наконец после этой супертряски и долгожданного населённого пункта Мугур-Аксы, нас встретили муляжи доброжелательных зверьков, зверьки нам неизведанные, называемые тарбаганами, чей жир приветствуется при лечении больных туберкулезом, поэтому их и истребляют в массовых размерах (кстати, они переносчики чумы).
Эти в цветной шёрстке не тарбаганы, это жёны наши, не путайте!
Деревушка небольшого размера, электричество происходит от дизельного генератора, зато есть сотовая связь! Люди, кстати, в ней общительные и приветливые.
Деревню почти смаху проехали, увязались за «УАЗ-иком», натыканным тувинцами, бедные, им окон не хватало. Проехав за ними на запад от деревни, через реку, спросив маршрут, стартанули к озеру Хиндиктиг-Холь. И примерно 35-40 км (конечно, мы выбрали наиболее сложный маршрут, о чём сами не знали, не надо было переезжать мостик налево(вот он)), правее держаться вдоль гор надо было.
Ну, в итоге, прибрели через горки, снег и деревья до плаката «Лестница в небо». По-моему, его повесили красноярские ребята (путешественники).
18:20 — доехали до вида на оз. Хиндиктиг-Холь, показания одометра 738 км, высота 2 400 над уровнем моря, не знаю, как остальные, но если двигаешься на своих двоих какие-то расстояния, воздуха не хватает, начинаешь часто дышать. Спустились до ручья, впадающего в озеро, перекусили, и…. вроде как поехали дальше… «Дальше», нам было обречено, упёрлись в болото (вроде как нам нужно было тут проехать). Решили верхом обойти, но вопреки всем законам физики болото держалось в курумах и карликовых берёзах по всему пути нашего следования наверх.
Вперёд, пустили трехдверного. Затем пятидверный, с уверенными тапками.
Потом я, на хлипковатой для той местности шоссейке, 245*70*16,(с клиренсом 21 см, по данным завода изготовителя), и, как предполагалось, я в их колее и пригрустил на самое пуза. Пятидверый попытался на скорую меня достать, но… его уверенные тапки посчитали, что им и здесь не плохо, закопались.
Ну что, время темнеет, после всех пробуксов, топливо, которое посчитали до Алтая, успешно близилось к нулю. А заправка дизелем только через 100 км такой же трассы.
Настало чувство безысходности и желания звать на помощь, только кого? Тарбаганов? Мы ведь за 50 км от людей. Немного грел душу спутниковый телефон, но это крайний вариант. Хорошо остался «Паджеро-3» не засаженный, выбрали участочек и он с разгона сдернул 5-го, естественно после подкопа. А далее тем же путём вытащили меня.
Стемнело. Мы расположились на ночлег.
16.07.10 г., время 08:30
Проснулись опять рано.
После пережитого решили не рисковать и любыми путями добраться до того ручейка, где вчера кончилась дорога, чтобы поехать через Кызыл-Хая. Мне пришлось примерно километр идти перед машиной, показывать дорогу супруге, мимо камней и болот.
В процессе обнаружил спущенное заднее правое колесо (как потом оказалось, прокол),
Хорошо 3-й с собой взял электронасос, накачали. Вроде выбрались на накатанную, едем опять в Мугур-Аксы, но уже нормальной полевой дорогой.
Тут после «Паджеры» я рискнул на «Сорике».
Уффф! Перебрался! Едем дальше.
Добравшись до деревни, купили на дизельной станции 100 л соляры, (повезло, что нам продали), по 19 руб. за литр.
Подъехал микроавтобус, и тувинец предложил купить барана за 3 тыр, но мы отказались и поспешили скорее дальше (приелась уже эта Мугур-Аксы). Показания спидометра 790 км, время 14:00. Спустившись вниз к развилке, обнаружил проколотое, теперь уже заднее левое колесо (804 км).
Опять спас «Паджеро-3», он припас с собой шнур для ремонта проколов шин в полевых условиях.
Шнур запихивали отверткой, поэтому левое колесо вроде получилось починить с первого раза, а с правым пришлось изрядно повозиться.
После того, как в шнур вкрутил саморез, воздух травить перестал, и мы попылили к Кызыл-Хая (время 15:45). А колесо до самой Хакасии не спустило.
Мы с 5-м уехали немного вперед, и на очередном перевале остановились (время 16:20),…
…чтобы подождать 3-го, но его всё не было. Вроде по радиостанции сказал, что опять нагрелся, и у него села батарейка в рации. Подождав минут пятнадцать, услышали гул приближающейся машины, ну вот едет…, но это был УАЗик, опять весь утыканный тувинцами. Водитель на ломаном русском сказал, что там наша сломался, и мы с неохотой стали спускаться с перевала. Подъехав, оказалось, что от перегрева отошла верхняя банка радиатора, и что нам теперь нужно всем вместе возвращаться домой. Перспектива не радовала, у девчонок наворачивались слёзы, да и нам как-то было не по себе, ведь такой маршрут был уже проделан. Обратно ехали, молча, в голове крутились разные мысли про выход из этого положения, ведь и путь обратно с 3-м на галстуке сулил быть не одним днём. Вдруг по рации 5-й передал, что когда мы выезжали из Мугур-Аксы, навстречу нам пропылило два МАЗа, нашего региона, с металлоконструкцией антенн сотовой связи. Приняли тут же решение гнать туда. Я поехал первый, а «Паджеры» потихоньку ехали то сами, то на связке, уныло громыхая карабинами.
Приехав в деревню, я без труда отыскал тех ребят, (спасибо им отдельное за то, что появились в нужное время в нужном месте), быстренько договорился с ними, что назавтра они увезут и машину и хозяина с племянницей, и кота-туриста, который то и дело орал всю дорогу (кстати, его стирали, наверно, в половине рек, которые мы пересекли). Попрощавшись с 3-м и этой заколдованной деревней, и почувствовав, что в нас как будто влили по ведру отличного настроения, мы пустились по маршруту догонять утраченное за весь день время (время 20:30). Проехали еще часа два, потом начало смеркаться, и мы остановились на ночлег прямо у дороги в ста метрах от границы с Монголией.
Расположились между небольшими горками по бокам, чтобы нас с трассы видно не было, для безопасности (мы ведь ещё в Тыве). Пока раскладывались, небо затянуло чернотой и пошел дождь, но он, к счастью, быстро кончился. Мы выпили немного под закуску, обсудив прошедший день, и легли спать.
17.07.10 г., время 08:00
Встали опять рано, все потому что с нами был маленький будильничек по имени Анечка.
Если бы не она, то до дому добрались бы на сутки позже. Опять трапеза, и опять весь день предстоит дорога. Выехали в 10:30 (915 км).
Подъезжая к деревне Кызыл-Хая, на «Паджеро» внезапно отказало рулевое управление (и всё это на скорости 80 км/ч, если бы камень, ямка, неизвестно что могло произойти). Оказалось, что промежуточный кардан на рулевом съехал в одну сторону и отцепился от руля. Может, тряска повлияла, может нерадивый СТОшник сделал как попало. Ремонт занял час (больше аккумулятор с корытом снимали).
Едем дальше.
И вот в 12:55 въезжаем в Кызыл-Хая. Всё такая же маленькая деревушка между гор, люди, УАЗики и речушка Моген-Бурен, вверх по течению которой нам надо было ехать.
Но это же мы! Люди, которые, как обычно, лёгкие пути обходят стороной, или нам просто не везёт. Спросили, куда нам двигаться, нам показали, мы и поехали. Сначала дорога взяла круто вверх, ну это полбеды, на пониженной плелись нормально, потом это вверх стало сопровождаться огромными курумами. В итоге, «Паджеро» чувствовал себя как рыба в океане, ну а я по дну этого океана и бороздил рамой «Соренто».
Через километра полтора мы успешно выехали к юрте и пастбищу.
Там-то нам и сказали, что дальше дороги НЕТ! (ехали примерно полтора часа). Мы просто истерично хихикали, после этого. Едем назад.
Не знаю, расстроился я тогда, или, наоборот, обрадовался, скорее, обрадовался, потому что если бы вся дорога до перевала (Бугузун) была такая (примерно 100 км), поседел бы напрочь. Тем более, что кусок от новой резины с переднего правого уже оторвал. А запаска-то одна.
Время 15:10. Ну ладно, хорошо выехали на нормальную накатанную, встретили… Как вы думаете, что? Да, да УАЗик, но там было всего двое, в пятнистой хаки. Я им моргнул фарами, чтобы остановились, а они то ли испугались, то ли наоборот, ну, короче, выскочили и корки красные суют (лесники, наверное, степняки или горцы у них зовутся). Мы то по-вежливому спросили дорогу, смотрим, успокоились, и они (четвёртые по счёту) тычут на «Соренто» и говорят, что до Алтая она не проедет. Я подумал, как это не проедет, только что поднялись по ломаным хребтинам до юрты, дорогу спросить, просто спросить (!), а они говорят, не проедет! Ну, короче, разозлили они меня, и я решил твёрдо. Проехать! Обратно путь закрыт!
Далее, ехали вдоль речки Моген-Бурен. Много хлипких мостиков, которые сначала мы тщательно осматривали, страшновато было.
Остановились промочить ноги.
Закинули по паре раз уды, племянница друзей тем временем где-то нашла скелет черепа коровы и начала камнем выбивать с него зубы (наверно, на шею амулет хотела сделать, потом спрошу). Едем дальше, в основном равнина (типа, плато) среди гор.
Опять часа три поплутали, настроение приблизилось к тому, которое было на Хиндикте. В итоге сопоставив рисунок с Google (наложенным на него чьим-то треком) и GPS (без загруженных карт, который просто показывал границы регионов). В итоге выехали.
У меня жена даже в бортовом журнале написала: «Ура!!! Ура!!! Перевал Бугузун!, высота 2 500 км». Кстати, хуже дороги чем до той юрты, возле К. Хая, не было! Перевал сложноват, но не то.
Далее начинается Алтай (горный), на спидометре 1 038 км. Спустились с перевала и въехали прямо в реку (Бугузун), проехали метров 100. А потом… выехали на дорогу, идущую вдоль неё. Она как асфальт, 80-90 км/ч, после перевалов это что-то!
Ну вот, снова дотянули дотемна, остановились на ночлег. Вроде на равнине у реки, короче, нормально. На завтра опять предстоял далёкий путь.
18.07.10 г., время 08:30
Река Бугузун.
Утро! Как вы думаете, почему мы опять рано встали? Хотя легли в 02:00. Правильно, ехать дальше надо! Итак, время 10:48, высота 2 040, спидометр 1 060. Дальше не сильно интересно, потому, что поля-реки-поля-реки, но среди этого приключилось, что «Паджеро» в одном из ручьёв промотал декоративку с передним номером.
Обнаружили это только через 10 км, когда остановились передохнуть. Оставили девчонок охранять «Соренто» и себя, покатили назад, искать вышеупомянутого. (время 12:20) Нашли, загорал собака прям там на берегу. Прикрутили, сфотографировались на память и погнали дальше.
Так выглядит начало трассы М-52.
Дальше асфальт!
Время — 12:50. Асфальт! Хотелось его расцеловать!
Время — 13:10. Проехали указатель «Горно-Алтайск».
Показания спидометра — 1 200 км, высота — 1 400 м, остановились у родника набрать воды (ливень, пока набирали, промокли полностью).
Доехали до поворота на Усть-Улаган, и дальше до него. 1 261 км, высота 1 260. Едем, полны эмоций. Скоро конец намеченного пути. Извилистые горки, приятный пейзаж, озёра, кедрач и много того, что словами не передашь, это надо видеть своими глазами, иначе не понять!
Но не всегда моменты приятны. Навстречу нам попался «Кариб» на «банане», челы с Барнаула, сообщили нам, что до Телецкого мы не проедем, потому что сель разрушила мосты (починят их через трое суток). Опять расстройства и сожаления, но мы решили спуститься с перевала Кату-Ярык и переночевать в кемпинге.
Расположившись, заглушив плохое настроение приятным пейзажем и кушаньем, потому что оголодали за последние несколько сотен километров, поймали несколько хариусов в Чулышмане, засолили.
Дальше сходили в баню, курили кальян, выпили по чуть-чуть (короче расслабились по полной) и пошли спать.
19.07.10 г., время 10:30
Сегодня решили поспать немного дольше, чем обычно. Хотели остаться еще на одну ночь, но всё взвесив, решили ехать и на пути к г. Горно-Алтайску заехать в аквапарк под названием «Бирюзовая Катунь».
Собрались, выехали. Перевал преодолевали на пониженной,
…без приключений, только на самом верху нас застиг очень сильный ливень, сфотались и успели убежать. (К цифрам на одометре нужно прибавить 1 000.)
Весь день дорога, короткие остановки, 21:00 времени остановились на Семинском перевале купить местные (среди них есть и китайские) амулеты, брелоки. По дороге, ближе к вечеру, остановились в деревушке Камлак, сняли комнаты и немного посидев, пошли спать.
20.07.10 г., время 12:30
Выехали дальше, писать вообще не о чём — дорога, дорога. Красивый пейзаж, навстречу проехал караван квадроциклов, мы им немного позавидовали, но пошел дождь, и нам их стало жалко. Приехали в Бирюзовую Катунь показания спидометра — 1 750 км, высота — 1 300.
Побродили немного, ознакомились и двинули в сторону как бы дома.
На ночлег остановились недалеко от Новокузнецка, засветло, чтобы посидеть нормально, устали от всей дороги.
Разожгли костер, покушали, немного выпили, обсудили пройденный маршрут, вспомнили кота и т.д. Легли спать.
21.07.10 г., время 09:30
Утром, как всегда, завтрак, сборы (жена шутит, что машину под ночлег оборудуем уже как в армии, пока спичка горит). Последний бросок, сегодня будем дома.
Время 11:20, въехали в Прокопьевский район, пройдено 2 170 км общего пути, проехали Мариинск, на спидометре 2 560 км, (осталось 550 км) далее через Тисуль, Шира, Абакан. И вот 22.07.10 г., время 02:00 ночи мы дома в Саяногорске!
Р.S. Понравилось путешествие? Да!
Поедем еще раз этим же маршрутом? Громкое НЕТ, все хором!
Если на Телецкое, то лучше длиньше, но по асфальту (наше мнение). Жалко машины.
Кстати 5-й через три дня волей судьбы, в командировку ездил, сначала в Кызыл и обратно, а потом в горный Алтай, почти тот же маршрут, только без бездорожья.
Спасибо, что уделили время на прочтение сего написанного.
С уважением, Александр!