|
Заглавная песня путешествия — Игорь Растеряев — Русская дорога.
Бесперерывную езду обеспечивали: Hyundai i40, резина Nokian R2, два водителя, гора еды с новогоднего стола и ведёрко кофе.
Вечером 31декабря 2014 года, часа за 4 до наступления 2015-го сил на само празднование уже было немного. Салаты, горячее, сервировка стола, ожидание гостей, подарки — что греха таить, хотелось дождаться последнего удара курантов, махнуть фужер шампанского и удалиться на боковую. Тем более что мной и моей любимой уже был запланирован старт в 18:00 первого января. Итак, пока наша многочисленная омская диаспора гремела вилками, да щебетала по разным уголкам квартиры, я всё перебирал в памяти перечень необходимых вещей, да потихоньку успокаивался — вроде всё было готово. Душа рвалась в дорогу.
Заперев в 7 утра за последними гостями дверь, да наскоро разгребя постновогодний кавардак в доме, я принялся за столь желанный сон. Следующий сеанс полноценного сна меня ждал 11-го января, но это — издержки производства.
Подготовка.
Самый важный элемент путешествия — карты. В качестве навигатора был выбран Навител, за автономность да относительную актуальность карт. Гугловские карты были отлучены от церкви за привязанность к интернету и неугасаемое желание срезать путь «вон через ту, вроде бы проходимую дорожку», что один раз меня даже без колеса оставило. Плюсом — Навител хорошо прогнозирует время прибытия.
После, как только навигатор прочертил маршрут (СПб — Череповец — Буй — Киров — Пермь — Екатеринбург — Тюмень — Омск), был составлен план дозаправок. Я родом из Омска, где стоит огромнейших размеров НПЗ Газпромнефти и уйма заправок, соответственно — с малых лет приучен к горючему, разливаемому под бело-синими стелами с факелком. Увы, покрытия по всей длине пути не было — перегон от Рыбинского водохранилища под Череповцом до Ачита Свердловской области (больше тысячи километров) — вотчина Лукойла. Также — наткнулся на неактуальность инфы по некоторым заправкам в Навителе — так и не нашёл Газпромнефти в городе Буй, хотя Навител упорно меня пару раз подводил к пустырям без намёка на желанный и знакомый бензиновый оазис. Так что — советую: как только составили маршрут и прикинули, где нужны дозаправки — проверьте информацию из Навитела инфой с офф-сайтов сетей АЗС, дабы не прикатить насухо к пустырьку.
Не буду разглагольствовать о необходимости оценки тех. состояния авто перед стартом — сами понимаете, на трассе может произойти что угодно, а вы перед такой дорогой должны быть уверены в своём коне. Единственное — заострю внимание на тормозных колодках — на Урале можно неплохо их подточить, коли нет навыка торможения двигателем.
Советую внимательно отнестись к горячему питью и питанию. Разделите еду на небольшие порции, дабы перекусывать каждые 2-3 часа. Иначе, неосторожно объевшись, можно нажать на сонную кнопку — тогда о движении на расчётной скорости не будет и речи. А мы с женой, напомню, планировали ехать без остановок. Идеальный набор: 3 термоса. Первый со сладким чаем, второй — с кофе, третий, «сонный», с куриным бульоном — после передачи руля второму ездоку, дабы на следующие несколько часов сон пришёл покрепче, наваристый горячий бульон придётся к месту.
Перед самым стартом я также поставил на авто рацию — переговариваться с дальнобойщиками. Правда, оказались они в разы менее общительны, нежели на более загруженной южной дороге. Также — натёр фары, лобовое и зеркала антидождём-антигрязью, дабы меньше пачкались. Эффект, правда, был скорее плацебо — в Тихвине всё равно протёр фары после слякотной трассы.
Итого — 2 выспавшихся водителя, заправленная всеми жидкостями машина, забитый вещами, да автомобильным скарбом багажник. Мы готовы к путешествию. Старт — в 18:30 по московскому времени.
СПб — Череповец (540 километров)
Лучший трек — AC-DC Thunderstruck
Этот участок пролетели на хорошей скорости — разбитый ранее участок Новая Ладога — Тихвин был отремонтирован как раз летом 2014-го. Из Питера до Тихвина долетели под небольшой снегопад и заехали на первую нашу заправку (Газпромнефть) в пути, где добрали мелочей, кофе и долили несколько литров бензина. Далее — до Череповца трасса отличная — ровная, прямая, на опасных участках стоят знаки. Единственное, почуяли под колёсами гололёд. Опасения подтвердились километров за 200 до Череповца — на обочине мужчина и судорожно курил. Рядом с мужчиной стоял его джип, за которым чётко виднелась сотня метров петляющих по дороге следов. Я подсбавил скорость и теперь катился под 80-90, очень аккуратно проходя повороты — внатяг, без газа либо торможения. Джип через некоторое время нас нагнал, но уже не несся, а держался на отдалении и на мои подтормаживания реагировал торможением вдвое более активным. Так, по пустой дороге, в ночь с 1-го на 2-е января мы и прикатили в Череповец вдвоём с крайне осторожным полноприводным товарищем на хвосте. В городе шёл хороший снег.
Череповец — Пошехонье — Буй — Шарья — Киров (840 километров)
Лучший трек — Песня про *опу
Не знаю, что там с дорогой на Киров через Вологду — Навител упорно вёл через Буй.
Первую сотню километров до Пошехонья, вдоль Рыбинского водохранилища прошёл по хорошей, но заснеженной дороге. Здесь научился читать позёмку на дороге — приметил, что на хорошей дороге, если транспортный поток хороший и трасса равномерно прогрета — позёмка будет по всей ширине полотна, и под ней будет хорошо видно асфальт. На такой дороге скорость можно держать хорошую. Если в позёмке видно асфальтовую колею, но очень чёткую — значит, трасса прогрета была не шибко — ходило мало транспорта, да на скорости поменьше. Но качество дороги достаточно для равномерного движения. А вот если чёткая видимость асфальтовой колеи в позёмке уходит — значит, надо сбрасывать скорость — качество дороги ухудшается, будут неровности. Эта примета помогла мне сохранить колёса.
Перед Пошехоньем, у поворота на Буй сдуру проехал заправку Газпромнефть, так как навигатор видел аж 2 заправки в городе Буй. Но вместо них — нашёл там только Славнефть, где и долил бак до предела. Также, на этом участке приметил ещё одно своё нарекание к Навителу — google maps намного лучше чертит дорогу — вероятно, топографию вяжет к спутниковым снимкам. В связи с этим по гуглу удобно ехать в ночь — при недостаточной видимости можно ориентироваться на изгибы дороги в навигаторе. Но, как я уже говорил, озорной гугл был отлучён от церкви, да и инета, в случае чего, на таком маршруте для него не сыщешь. Так вот, Навител показывает изгибы дороги весьма рублено — вероятно, авторы вдохновлены римскими дорогами, которые были протянуты по Европе во времена расцвета империи под строгими углами.
Вообще , участок Пошехонье — Пречистое — Буй — Нея — трасса Р-157 под Шарьей был самым тяжелым в дороге. Это были 420 километров равномерно подразбитой дороги, где проснулись все сверчки в машине. Но, в принципе, ям не было — только поперечные разрывы полотна, так что можно было держать скорость под 80. А вот от местечка Нея, перед самым выездом на Р-157 под Шарьей, скорее не дороги, а направления. Это — сто километров с участками нечищенной снежной колеи, где автомобили с низким клиренсом по неопытности могут сесть на пузо в паре мест. Двигался в режиме 70 километров в час, потом 20, так как раскатанную дорогу сменяли участки по 5-10 километров колеи. Хотя бояться нечего — ехали мы что ночью с 1-го на 2-е января, что обратно в ночь — с 10-го на 11-е января, машины попадались, так что в одиночестве не останетесь. Кстати, именно здесь моя супруга (только год как за рулём) прошла своеобразное посвящение — мастерски, в ночь, пройдя данный участок при спящем мне на соседнем сидении.
Как только выскочили на Р-157 и повернули на развязке у Шарьи на Киров, пошло равномерное движение по хорошей дороге. Вообще, участок СПб — Киров, при движении в зиму, выгодно отличается от дороги в Сибирь через Москву — транспорта в разы меньше, обгоны проще, скорость равномерней, так как очень мало населенных пунктов непосредственно на трассе.
Едь себе, да любуйся зимней Россией. А уж леса под снежными шапками, да ровные высадки хвойных (вдоль трассы много лесозаготовительных предприятий) переносят наблюдателя в настоящую сказку. Проехавшись по подобному маршруту зимой, поистине начинаешь чувствовать истинную Россию, с неизменными дорогами, вьюгами-метелями, небольшими деревнями и их жителями без всяких городских излишеств и простой, но тяжелой жизнью со своим хозяйством, ватником, валенками и бескрайними и неосвоенными просторами за оконцем. Мне как коренному горожанину сразу захотелось бежать из удобного, развитого, круглосуточно потребляющего и предлагающего, но перенаселенного, душного и тёмного мегаполиса. Чуть позже виды зимнего Урала совсем покорили меня, накрепко поселив в голове мысли о переезде из Города в Россию.
Но вернемся к обзору маршрута. Итак, за 100 километров до Кирова — дозаправка в Котельниче (Лукойл). И эту сотню до города проскочили на одном дыхании.
Киров — Омутнинск — Пермь (500 километров)
Вместо трека — читали Дж. Даррелла «Моя семья и другие животные». Кстати, советую аудиокнигу в дорогу.
Про этот участок особо ничего не расскажу — хорошая дорога, на всех опасных участках знаки. Единственное — Навител повёл на Пермь по северу, через Омутнинск. В этом с ним были несогласны ни гугл карты, ни яндекс, которые упорно вели по дороге через юг (Глазов). Что ж — проявляем волю, системность и лень — раз уж поехали на навителу — едем до конца. В пределах Перми идёт супер-стройка — что до, что после города, активно ремонтируются и переделываются дороги. Так что — следим за знаками и едем на Урал.
Пермь — Екатеринбург (360 километров)
Лучший трек — Pretty Reckless — My medicine
В пределах Перми достаточно заправок Лукойл, как никак — именно здесь стоит достаточно мощный Пермь нефтеоргсинтез. Горючее хорошее, заправки полнофункциональны — и туалет, и кофе, и горячая пища. Например, под Кировым, лукойловские заправки предоставляли лишь бензин, а из прочих благ — только технические жидкости. Перед Пермью добрали бензина, да разнообразили сухомятку… горячей сухомяткой. Не продают пока супы на заправках. А в придорожных кафе останавливаться не шибко охота — был у нас случай пищевого отравления на трассе, так что доверимся заправочным хот-догам и прочему, надеясь на присущий сетям всеобъемлящий контроль качества.
В город заезжать не стали — уж очень тянуло на родину, так что проскочили Пермь по объездной. Направление на Екатеринбург, как я уже говорил о припермских дорогах, реконструируется. Местные дорожники выдумывают мосты, да многополосную трассу. В связи с этим, первые километров 20-30 от Перми много объездов по обочине, транспорта накапливается неплохо. Также — многие объезды на подветренных местах. Особенно на обратном пути было волнительно — автомобили только разгоняются — и новый объезд, да с ледком. Вся колонна в тормоза и сразу видно, у кого резина не особо. В общем, как только ремонтируемый участок кончился — дорога пошла отличная, можно держать хорошую скорость.
Кроме качества, трасса здесь очень живописная. За окном — Уральские горы, дорога виляет между перевалами, часто открываются неземной красоты виды. Единственное — будьте бдительны на перевалах. В отличие от Свердловской области, под Пермью они более крутые и петляющие. Часто поток катился достаточно медленно за фурами, спускающимися на пониженных передачах.
Кстати, на полпути до Екатеринбурга, в Ачите — первая на дороге заправка Газпромнефти. Под самой Пермью вроде была одна, но не то строилась, не то ремонтировалась — да и мы, заправленные к тому моменту, спокойно проехали мимо.
Екатеринбург — Тюмень (350 километров)
Лучший трек — Ой, то не вечер
В Екатеринбург заезжать тоже не стали — проскочили по окружной. На подъезде к городу любовались свидетельствами огромной человеческой воли и целеустремленности. От Первоуральска до Екатеринбурга то тут, то там, в долинах вдоль трассы дымили заводы. В потёмках, хорошо освещенные, были похожи на гудящие ульи, преобразовывающие природу вокруг себя во имя и во благо человека. Кстати, за бортом было минус 35 градусов, что навело на мысль, что необитаемых земель не бывает — хватало бы желания.
Трасса на Тюмень отличная, единственное — аккуратно с развязкой от Екатеринбурга. Перед ней я очень неудачно чихнул и проскочил нужное направление, а их здесь достаточно. Благо разворот был относительно недалеко. Также, несмотря на качество дороги, гнать не стоит, так как направление на Тюмень имеет очень интересный участок — четырехполосная дорога заканчивается Т-образным перекрестком, после которого следуют километра два петляния по небольшому селу. Этот участок — дублёр трассы Р-351 от Малобрусянского до Белоярского. Можно пойти и по самой трассе, ничего не объезжая, но здесь, вероятно, быстрее — Навител ведь рассчитывает дорогу по средней скорости на различных отрезках.
В целом, дорога на Тюмень была пройдена на одном дыхании.
Тюмень — Омск (630 километров)
Лучший трек — Sweet home Alabama.
Скажу сразу — Тюмень меня несказанно удивила. Последний раз я проезжал мимо неё 3 года назад и, можно сказать, города-то и не увидел в отдалении. В этот раз — был поражен. Широкая объездная, везде освещение, указатели, слева и справа — новостройки. Город, словом, растёт, как на дрожжах! Такое бурное развитие я видел лишь в Питере и то — лишь несколько микрорайонов вдоль появившихся магистралей. Кстати, только в Тюмени, что в одном, что в обратном направлении меня остановили на проверку документов. Что ж, активно развивающийся город, всё чётко.
После Тюмени — дозаправка на Газпромнефти и финальный рывок. Ещё три года назад участок Тюмень — Ишим нагонял страх на автомобилистов. Уезженная, безальтернативная дорога безо всякой возможности объехать, проскочить, как Волочек на трассе Питер-Москва. В этот раз всё было не так страшно. Местами дорогу подремонтировали, страшный мост с асфальтовой колеей, на которой можно было сесть пузом на низкой машине — закатали новым асфальтом. Плюс — зима — снежок набился в выбоины в полотне, конечно, не сплошной заплатой, но стало явно мягче. В общем, где тихо крались за фурами, где выходили на расчётные скорости. И эти 630 километров пути можно разделить на 3 части по 210. Хорошая — не очень — хорошая. Как бы то ни было, всё утро после рассвета катили по родным степям и после обеда были дома.
Итог путешествия в Омск— 43 часа в пути. Выехали 01.01.15 в 18:30 по Москве, были в Омске в 13:30. Средняя скорость — 73,25 кмч. 92-го бензина было потрачено где-то 260 литров.
Дорога домой.
Уезжать в Питер очень не хотелось. Но прошла прекрасная неделя с родными в любимом городе и надо было вставать на крыло. В обратную дорогу мы заготовили «сонный» термос с куриным бульоном, пару бутылок водки в качестве твёрдой валюты на всякий случай и полный багажник посылок и солений.
Омск — Тюмень (630 километров)
Лучший трек — Chelentano
Заправившись на выезде из города на Газпромнефти, мы легли на обратный курс. Часы показывали 20:30 по омскому времени. Здесь же была докуплена лопата на случай, если на участке Пошехонье — Шарья нашу любимую снежную колею забросало снегом.
До Тюмени добрались на одном дыхании, разбавляя разговорами и музыкой тоску по родному дому, который только что покинули, прямо как несколько лет назад. Ночью, по пустой трассе проскочили Ишим и перед самой Тюменью заскочили на заправку. Километров за 100 до Тюмени видели фуру в кювете, причём, судя по снежному наносу, уже давненько там обосновавшуюся.
При следовании через Тюмень снова пообщались с местными представителями правопорядка. Никаких вопросов, только рассматривание номеров да заводского кода под стеклом.
Тюмень — Екатеринбург (350 километров)
Тоже ничего нового. Разве что заправляться на этом отрезке не стали, да стали свидетелями удивительного неадеквата на дороге. При подъеме в горку что-то случилось с фурой — она встала метрах в 30 от пика, причём — на полосе. На обочине, нам навстречу рядом с фурой стояла легковушка без видимых повреждений. Всё прояснилось на подъезде — мужики ковырялись в тягаче, вероятно, что-то на подъеме с техникой стряслось. Ну, да ладно. Но ведь это безобразие нужно объезжать, а тут — подъем, да проблемы с видимостью. Ладно, потихоньку начал разгоняться, но за подъемом увидел легковушку, что едет навстречу. Всё бы ничего — я уже был в своем ряду, но за мной стоячего взялась опползать фура, что катилась за мной на отдалении. Я включил аварийку и начал моргать дальним встречной легковушке, но её водитель решил никак не реагировать на подаваемые мной знаки. В зеркало заднего вида я наблюдал, как легковая разошлась с фурой впритык. Что ж, дураков на Руси на сто лет вперед заготовлено. Продолжаем движение.
Екатеринбург — Пермь (360 километров)
Данный участок прошли штатно, у Екатеринбурга не заправлялись, поехали до Ачита — это была наша вторая заправка на трассе по пути в Питер. Участок проезжали днём, так что любовались красотами Урала. Незадолго до нашего движения в этих местах прошёл снегопад — дорога была прочищена, на невысокой скорости можно было даже двигаться по обочине в случае необходимости. Но, тем не менее, снег на трассе остался. Километров 30 мы прокатили за фурой, которая поднимала за собой клубы снега. Ехали будто в метель. Как только обогнали — чистая дорога, солнце светит, в общем — посмеялись над собой, что свято верили в метель. Зря смеялись, следующий перегон нас познакомил с русской зимой.
Пермь — Омутнинск — Киров (500 километров)
И снова Навител повёл нас по северу, через Омутнинск. Километров за 100 до Кирова пошла настоящая метель. Скорость упала, все двигались цепочкой. На обгон шли только местные и то, как мне кажется, самые безбашенные, потому что встречку было совсем не видно в метели. Метрах в 15 от попутного транспорта было уже сложно увидеть габариты — катились, аки амёбы — есть красный свет — притормаживаем. Исчез — понемногу набираем скорость. Основной поток растворился по мере подъезда к Кирову, а как свернули на северную объездную — и вообще с нами на дороге осталась одна машина, на стопы которой в пурге мы и ориентировались.
Киров — Шарья — Буй — Пошехонье — Череповец (840 километров)
В дороге на Череповец мы сделали третью заправку в Котельничах. Там был небольшой аванпост Лукойла. Дальше, до самого Рыбинского водохранилища на трассе встречалась только Славнефть. На этом перегоне уже начали ощущать сильную усталость, что вкупе с метелью привело к падению скорости. Катились по принципу — не уснуть и не влететь. Сменились под Неей, как только проехали снежную колею от Шарьи. Здесь продолжилась закалка моей любимой на прочность — жена вела машину 300 километров по трассе, от которой машина то и дело громыхала и скрипела. К этому времени дорога вымотала так, что я эти 4 часа проспал как убитый.
Счастье нас посетило под Пошехоньем, где на Рыбинском водохранилище стоит АЗС Газпромнефти. Я знал, что дальше пойдет только хорошая дорога, затарился бензином (четвертая и последняя заправка) и, так как чёртов кофейный аппарат на заправке не работал, взял пару банок энергетика. 100 километров до Череповца пролетели незаметно — этот участок дороги недавно почистили, ехать было достаточно просто.
Последний рывок: Череповец — СПб (540 километров)
Лучший трек — J. Lee Hooker — Chill out
Здесь мы уже почувствовали себя близко к дому. Из позитивно выглядящего с дороги Череповца, похожего на маленькую Тюмень, к Питеру вела прекрасная трасса. На этот раз — почти безо льда. Мы уже спокойно останавливались на заправках выпить кофе и попудрить нос, катились размеренно по незагруженной дороге до Новой Ладоги, иногда обходя попутную снегоуборочную технику.
Недалеко от Тихвина я обогнал Чейзер, который катился уж больно размеренно и ещё пошутил, что будь у меня такой мощный агрегат, то летал бы по трассам со скоростью скорее не автомобильной, а истребительной авиации. Шутка была неуместна — через сотню километров, после остановки на АЗС за порцией кофе, я вновь увидел этот Чейзер — он на небольшой скорости уходил со встречки на свою обочину, моргая аварийкой. На встречной полосе, рядом с отбойником, красовался след шин, уж больно близко к отбойнику проходивший, да отстёгнутый бампер. Это послужило наставлением, и скорость я сбросил ещё больше прежнего.
Осторожность мою ещё более обострила сцена под Колчаново, где в городской черте проходит виадук через железнодорожные пути. На съезде с этого виадука, в десятке метров от обочины в снегу сидела Королла. Так как вокруг подбитых бортов более не оказалось, делаю вывод, что водитель не справился с управлением. На помощь летуну уже остановились Жигули, и люди мерно ходили вокруг затаившейся в сугробе машины.
Несмотря на все плюсы зимней дороги, как то сглаживание выбоин в дорогах, хорошая подсветка от снежного наста, большую информативность дорожного полотна, всё-таки зимняя трасса бывает крайне коварна, поэтому излишняя любовь давить на гашетку и плохая резина вмиг могут отправить автомобиль в кювет. Также — летом улетевшего в кювет хоть как-то можно вытащить машиной сходного класса, зимой номер не пройдёт — нужно ждать джип или тягач. Кстати, лежавший в кювете джип мы с супругой видели на участке с колеёй недалеко от Неи — он лежал там с 1-го января и отсвечивал кормой, вертикально направленной в небо. Самоуверенность ведет в кювет — хотя это абсолютно разумно что для зимней, что и для летней дороги.
Ладно, вернемся на дорогу. Как только у Новой Ладоги повернули на Р-21 на Питер, сразу зима закончилась — дорога слякотная, за 120 километров мы извели остатки стеклоомывайки и катились с колонной разномастных машин. На этом участке, после полноценной трассы, сразу в глаза бросались типичные горожане, поджимающиеся под бампер и вылетающие на опасные обгоны. Мы катились спокойно и размеренно и со многими джигитами встретились на светофоре недалего от Меги Дыбенко.
Въехали в Питер
Как я уже говорил, на обратном пути мы уже не торопились: дорога в Питер заняла 44 часа пути, а средняя скорость составила 71 километр в час. И бензина ушло — где то 205 литров при расходе в 6,4 литра на сотню, благодаря размеренной езде. Не говоря уже о том, что не торопясь не начинаешь метаться за фурами, ища возможности для обгона. Ну обойдешь ты пять-десять, заедешь на заправку и только поставишь пистолет в бак — увидишь, как знакомые тебе дальнобои мерно шествуют мимо тебя, торопыги.
И здесь кроется финт, о котором должны знать все автолюбители, обитающие в основном на городских дорогах: в Омск мы ехали местами очень быстро, где позволяла трасса. И то время, что мы наигрывали, неизбежно терялось в следовании за колоннами фур. Не говоря уже о расходе — средний расход по дороге в Омск — 8,4 литра на сотню.
43 часа торопясь против 44 часов спокойной и размеренной езды. Плюс — экономия в пару тысяч на бензине.
Итого — зимняя дорога имеет свои плюсы и минусы. В целом, северная трасса на Сибирь достаточно качественна — знаки стоят, где надо, предупреждая о нехороших участках, полотно по зиме позволяет ровно и уверенно двигаться, кроме участка Пошехонье — Шарья (450 километров). Думаю, прокачусь по этому направлению летом, на Урал — глянем, что с дорогами в теплое время года творится.
P.S. Огромное спасибо любимой супруге за неотступность перед тяготами и лишениями долгой дороги, любимым родителям за то, что они есть и ради которых хочется пуститься в такое путешествие, сестренке, которая не стала ломать нашу машину, чтобы мы не гнали зимой обратно в Питер, дальнобойщикам и автолюбителям, которые показывают на трассе возможность для обгона и, конечно, водителям снегоуборочной техники, благодаря труду которых городской седан может осилить дорогу по России.