|
Добрый день, уважаемый читатель. Я (Степан), Оля и Subaru Tribeca снова уехали в божественное место на земле — Горный Алтай. Желаю приятного прочтения отчета :).
День 1. Дорога Красноярск—Горно-Алтайск—Ая
Выехали из Красноярска 19.07.2012 в 19:31 местного. За всю дорогу рассказать особенно нечего. Пожалуй, разве что про седан на жесткой сцепке с микроавтобусом, который до Кемерово постоянно обгонял колонны грузовиков через сплошную линию разметки. Да еще велосипедист под Мариинском на полметра от обочины без «катафот» и опознавательных знаков, дошло до резкого сброса скорости и виляния рулем. Все остальное прошло в порядке вещей.
Доехав до Бийска где-то к 8-ми утра, поняли, что сегодня мы едем только до первой базы отдыха и спим до тех пор, пока не вернется радость предстоящей неделе отпуска.
Решив реабилитироваться после провала с озером Ая в прошлом году, наивно рискнули начать с него. На само озеро сил уже не хватило, остановиться в комплексе — не хватило мест. Пятница, раннее утро — нет мест (вообще). Как выяснилось далее — тут почти нигде нет мест, все забронировано. Если и есть номера, то только трехместные, и сразу на трое суток, не иначе.
Кое-как к 11-ти утра нашли базу. Случайно набрали номер со щита — ура, есть два места. Цена 300 с чел. и 100 с машины. Туалет на улице, душ только летний, за эти деньги глупо ожидать большего. Быстро приняли горизонтальное положение и пришли в себя к вечеру. Оля поехала за шашлыком и ритуальным осмотром сувенирки, а я начал отчет.
Шесть звезд тоже очень торопились :).
База в стадии возрождения новыми хозяевами.
И вот примерно так реагируют все животные :).
Вечером ужин шашлыком, и крепкий сон.
По негласному правилу все, кто останавливаются в домиках, а не цивилизованных отелях, имеют полное право крутить «бум-бум «и ездить в Магадан» хоть до утра, пить, кричать, и ругаться матом. Эта ночь не была исключением.
Немного информации. Путь — 1 181 км. 13 часов ходу и час остановок.
День 2. Ая—Куюс—Чемал
С утра Оля поехала на рафтинг, я собрал машину и выдвинулся за ней. В час дня забрал мокренькую Олю со сплава, перекусили, и отправились в путь.
Заправка возле Усть-Семы — «РосНефть», с очередями по пять-шесть машин до каждой колонки.
В плане было проехать до конца направление Усть-Сема—Куюс. В прошлой поездке не успели захватить этот отросток дороги. Особенных мест тут, в принципе, нет, кроме, наверно, Каракольских озер, на которые в эту поездку так и не попали.
П. Ченош — Десятиручка, Комплекс русской культуры — ничего особенного. Походить без гида — 50 руб. с человека , с гидом 170 , от четырех человек и занимает это все полтора часа. Одно фото и дальше.
с. Аскат. По некоторым данным есть голубые озера. Ни на одной карте (включая google) я их не видел. Как выяснилось из описания с travel.ngs.ru — озера есть только в период сентябрь — апрель. Пропускаем.
Урочище Кара-турук, 6 км от поселка Узнезя. Информации в интернете не нашли, на картах нет. По картам google — ничего особенного, просто просторы и заборы. Пропускаем
Чемал — храм на острове Патмос.
Как правильно было замечено ранее, — тупо проходное место (не хочу обидеть ничьих религиозных взглядов). Толпы народа. Чтобы пересечь мост, нужно стоять в огромной очереди. Сначала шесть человек идут с одного конца, потом с другого, и так далее. В моем понимании это условное ограничение введено для большей части посетителей, не знающих, что такое резонанс. Мосту, по факту, не грозит даже 40 человек единовременно.
Пока стояли в очереди, пошла монашка, параллельно попытавшаяся отчитать парней «без верха». Завязался примитивный диалог, когда дело дошло до вопроса: «А кто решил, что в таком виде нельзя ?», она начала запинаться, а убийственный довод одного из парней: «А Адам и Ева, по-вашему, в чем были одеты?» демотивировал ее окончательно. Она зашла на мост и за ней еще 30-ть человек туристов «платников», представленных как «персонал». Вся эта толпа особоверующих разом зашла на мост. Наглости нет предела, деньги решают все и порабощают всех, подумал я. Как вы уже догадались — мост не упал.
Перешли мост. В сам храм я не пошел, а больше там ничего и нет.
Оля пишет:
Храм в прошлом веке был разрушен и его заново построили в 2000 году, так что сам дом, стены и все внутри достаточно новое. В нем ведутся различные службы, в храм может зайти любой желающий, поэтому там очень много народа, платочки на голову для девочек есть. Слева перед спуском на мост есть церковная лавка, в самом храме она также есть и тоже слева (на входе). Вообще хочу сказать, сам храм по площади очень маленький, не больше обычного деревенского дома. С самого мостика виден образ Богородицы, высеченный в скале — вот это зрелище интересное, обойти дом, чтобы сфотать нормально образ, никого не пускают (там на замочек проход закрыт). Сразу ступив на остров, слева от тропы можно увидеть икону с библейским сюжетом поклонения людей младенцу-Христу, она внизу как бы в яме находится, легко заметить. По большому счету впечатлило само место расположения храма, на скале посреди реки, красивый глубокий разлив реки и каменный образ богородицы.
Каракольские озера — очень красивое место, как рассказала нам прекрасная девушка, которую мы встретили возле моста на Ороктой (спасибо за арбуз :)). Чтобы попасть туда, нужно оставить машину в Чемале, прыгнуть на ГАЗ-66, до перевалки, потом на лошадей и еще 12-ть км го-го-го-го. За день можно осилить.
Ущелье Дьявола (51.262472° 86.081367°), оно же Долина духов, оно же Водопад долины духов. Водопад из того, что изображен на магнитиках, превратился в ручеек. Люди, которым удалось забраться на гору — говорят, что того не стоит. Есть возможность попасть туда на лошадях. Штурмовать гору в лоб, как и спускаться по этому лбу вниз без берцев, очень не советую.
За Еландой хороший асфальт кончается и начинается гравийка. Ехать можно 60-80 вполне. Проблемные участки с камнями появляются только за Куюсом. По дороге зияют дыры штолен, т.к снарягу с собой не брал, заходить внутрь не стал. Две дыры, одна затоплена и засрана, вторая только засрана.
Водопад — 8 км от Каянчи. Четыре из них — без проблем. Другие четыре на пузотерке пройти сложно, Есть два места очень неприятных.
Так и добрались до конечной точки маршрута. Водопада. Несколько фотографий и обратно.
Изначально думал, попробовать вернуться через Ороктойский перевал, но ни на форуме, ни в деревне у местных шоферов не получив ни одного одобрения риска на «трибеке», расстался с этой мыслью. Да и во время возврата с водопада были уже сильные сумерки. Там же рядом я увидел вот такую вот штуку, есть идеи, что это ? Думается мне, что бурили скалу, но вот зачем?
Пещера (51.166327° 86.162622°). Тропа хорошо протоптана. Водят туристов. На обратном пути было уже темно. Возвращаясь назад, увидели лесной пожар.
В Еланду заезжали уже в темноте. Все базы заняты. Удалось поселиться только в Чемале, в доме на мансардном этаже. Стоимость — 350 с человека. Машина, дрова, туалеты, души — все как полагается и бесплатно. Рядом два магазина. Оля захотела пожарить шашлык, а я отправился прямиком спать.
Несколько фотографий этого дня:
День 3. Чемал—Белый Бом
Завтрак, человеческий душ и выезд.
Вот несколько фотографий дома:
Контакты хозяина дома: 8 960 968 09 64, Юрий.
Маральник. Пришлось подождать полчаса. К маралам добираются только на лошадях, стоимость лошади — 300 руб. с чел. Группа до шести человек. Вся поездка занимает до 50 минут, в зависимости от местонахождения маралов. В сезон там же можно принять курс из 10 ванн, каждая ванная стоит 1 000 рублей. Делается отвар из пантов и с добавлением крови. Хорошо лечит проблемы позвоночника.
Ожидание не было долгим и томительным :).
Оле достался самый гордый конь, иногда старался кусать других коней, но Оля с ним подружилась, он с удовольствием ее потом покатал.
Заправка на Роснефти около Усть-Семы, там же простенький перекус и в путь. Все по текущему направлению мы уже видели и старались двигаться без задержек, просто любоваться красотой окружающего мира. Пересекли Чике-Таман, наверху посмотрели изделия из шерсти. Спустились и в Купчегень и купили у проверенных людей (прошлый отчет) шаль.
Посетили воина и петроглифы за ним.
Тактических подход к ловле суслика :).
Хотели переночевать на кордоне (как в прошлый раз). Приехали, все занято каким-то фестивалем. Двинулись дальше.
До Акташа не доехали, т.к нашли отличное место на берегу Чуи в поселке Белый Бом.
Ночью вдалеке от нас была гроза. Вспышки молний сверкали примерно раз в 10-15 секунд на протяжении нескольких часов. Мы раньше никогда такого не видели.
Еще фото этого дня:
День 4. Белый Бом—Акташ
Лето, жара, красота, Алтай, красивая девушка и хорошая машина :).
Проспали до обеда, завтрак под шум реки. Конкретного маршрута дальше не было, только варианты:
Добрались до Акташа, остановились, чтобы утрясти маршрут, да и пожить в цивилизации, заправиться адекватным бензином, подкачать колесо.
В Акташе так же остановились в гостинице «Расул», там, кстати, нынче поставили унитазы :). Встретил Сан Саныча. Шашлык и планирование маршрута на свежем воздухе.
Плато Укок было отсеяно сразу. На нашей машине проехать туда шансов нет, а если и проедешь, то зависеть от погоды + не было четкой карты плато + наслышан историй, как мужики бросают джипы и спускаются за гусеничной техникой в помощь + как я знаю, на перевале либо вперед либо задом назад, а эта перспектива меня совсем не радует :). Местные берут 25 тыс. рублей за заброс с машины. Т.к нас было двое, ценник был неподъемен. Были еще варианты турагентств, но там цена была 19-ть, что, в принципе, мало что меняло. Перебрал все, что нашел в Интернете — заброс на три дня нашел только в одном агентстве. Кому интересно — в личку. В основном все туры на Укок от 7-ми до 12-ти дней. В другой раз.
Выбор пал на ЮБТО.
В Акташе есть вполне такая цивилизация. Две заправки — «Расул» и «Ника». По мнению многих тамошних, «Ника» лучше. Как минимум, два сервиса. Один по пути на Кош-Агач слева, второй в пожарной части по пути на Усть-Улаган. Кстати, в пожарке даже есть диагностический комп с разъемом для свежего «Субару-Аутбек» :). Сергей, Новосибирск — привет ! Шиномонтажка, и магазины. Полиция, в ней же можно заморочиться на пропуск в пограничную зону. В этот раз паспорт Оля не забыла :).
День 5. Акташ—ЮБТО
С утра подъем, завтрак, и в путь. Заправка на «Нике». Дорога до перевала Кату-Ярык (100 км) заняла порядка трех часов. Асфальт заканчивается за Усть-Улаганом. Этот отрезок ехали уже второй раз. В Усть-Улагане, кстати, есть заправка. Топливо вроде ничего, только пистолет «выскакивает» из бака, не отсекая. Так было у наших будущих товарищей из Омска.
Кату-Ярык. Как все знают, адекватно разъехаться можно только в карманах. Когда оказываешься там (в кармане), даже зная это правило, толку мало. Находясь в кармане, не видно — есть ли движение на предстоящем тебе участке пути. Спуск был очень мил. Особенно понравились участки, где при спуске ты едешь не в сторону кармана а именно перпендикулярно маршруту, так что перед капотом у тебя метр насыпи и все :). Спуск проходил просто на тормозе, вариации с 1-ой передачей ничего не дали, двигатель начинает тормозить, когда уже ну очень быстро для этого места. У подножия шли работы. Перевал был перегорожен и на спуске собралась приличная «пробка». Разговорились с соседями по спуску Костей, Сашей и Олей из Омска. Планы примерно совпадали, поэтому решили ехать вместе.
Колеса в сторону горы, ручник (он же ножник), парковка.
За перевалом цивилизация заканчивается окончательно. Первые 15 км дорога шириной в одну машину, потом еще 20-ть уже проще, и остальной участок пути до ЮБТО уже можно ехать до 40 км/ч временами закладывая чуть боком повороты. Учитывая размер колес и все-таки относительно комфортную подвеску, ехать в целом можно. На пузотерке так, наверное, не стоит.
Вот так выглядят последствия схода воды с гор.
ЮБТО — 80 км от перевала. На берегу есть две базы. Корсай (кажется) и Золотой Ключ (вроде). На первой были места только на одну ночь и толпа немцев. На другой не было вообще никого (!), да и база как-то так себе, несмотря на низкую цену. Решили хоть одну ночь переночевать в машине. Остановились на берегу вместе с омичами. Перекусили, пообщались, и я отчалил в царство Морфея.
Необходимо заметить, что это первое место, где природа была «настоящая». Могу смело сказать, что видел 90% проезжаемого Горного Алтая. И только тут ты понимаешь, куда приехал, какая должна быть природа и насколько все грязно, грустно, обыденно все, что ты видел до перевала, все что ты видишь в городе и пригороде. Становиться осязаемой эпичность городского рабства иллюзий, ложных ценностей, завышенная мера проблем, мусор мыслей, относительность течения времени. Глядя на тысячи камней, рассыпанных по долине, невольно начинаешь задумываться о нулевой значимости всех нас для природы, для долины, для планеты в целом.
День 6. ЮБТО — База отдыха около дороги на Учар
Наступило утро. Солнце встало рано и начало медленно, но верно пробиваться сквозь европейскую тонировку задних стекол.
Оля пишет:
Оля с Сашей поехали на лошадях на Ачелманский водопад. С ними был проводник парень лет 16. Лошадь одна его, другая его друга. Тысяча рублей за поход на водопад на лошади с каждого человека. Оля с воскликом: «какая красивая коняшка» — запрыгнула на коня, и они поехали к водопадам. Туда дорога заняла примерно часа полтора. Расстояние от южного берега до водопадов 8 км. Проводник сообщил, что дорога туда и обратно займет не более трех часов.
Весь путь был или вдоль речки или по полянам. Лошади машин боятся, поэтому держались в стороне от дороги. Конь Саши не спешил, возможно, в силу отсутствия настроения или в силу «массивности» Саши. Оле достался очень резвый конь, она носилась по полянам и речке, по большому счету проводник, Саша и их конь продолжали путешествие без нашей славной парочки.
Они носились по полянам, горам, по речке. Периодически Оля давала коню отдыхать, кормила его травой и меняла маршрут к речке, чтобы напоить.
Спустя полтора часа счастья мы добрались до подножья водопада, привязали лошадей к деревьям и далее пешком полезли наверх. Проводник заботливо нас предупредил, что здесь есть змеи. Поднялись метров на 50, водопад состоит их трех сливов в одну чашу, из которой в итоге получается один водопад. Самое интересное на верху, где сливаются три напора в один. Спустившись обратно, взяли лошадей и двинулись в сторону нашего кемпинга.
Слив в одну чашу воды.
По факту поездка заняла четыре часа. Время прошло незаметно (для Оли).
ЮБТО:
К возвращению Оли я обратил внимание на прогулочный катер у причала. Как выяснилось, это был катер, на котором мы плавали в прошлом году. Были рады встретить капитана Тимофея. Пользуясь случаем, передаем ему привет :).
По приезду Оли выдвинулись в сторону баз, что возле грибов, а омский экипаж обещал догнать нас завтра утром.
Неописуемой красоты места, из кучи фоток еле-еле смог выбрать несколько:
Где то на расстоянии 50 км от ЮБТО находятся две базы напротив двух ущелий на другом берегу Чулышмана. С одной базы удобно ходить на Учар, с другой — на Грибы.
День 7. Каменные грибы—Акташ
Перспективы дойти до водопада у меня не было, «расстроился я совсем нет». Утром к нам подъехали омичи, и мы, переехав на другую базу, переправились и пошли до Грибов. Переправа стоит 500 рублей с лодки (4-5 человек, туда + обратно).
Грибы. Поход до грибов дался мне нелегко :). Под конец пришлось подключать силу воли до щелчка. Вернувшись назад, сели по машинам и выдвинулись в обратную сторону. Т.к мы едем порядком быстрее омичей — уехали вперед.
Вид на долину Чулышмана.
Возвращаемся к перевалу.
Перевал. Концепция подъема была проста. Выключить все системы стабилизации, первая фиксированная передача, отключение кондиционеров — и поехали. Снизу заметно хуже, чем сверху. Также ничего не видно. Наслышан был про самый сложный участок — первые 100 метров. В самом финальном моменте к неплохому уклону добавляются еще глубокие ямы на всю ширину. До них ехали в удовольствие. Полный привод периодически пошаркивал колесами, поднимая в воздух «ассиметричные» клубы пыли. На этих самых ямах нагрузка была полностью смещена назад, передние колеса стали терять сцепление. Не сильно напрягаясь, утопил педаль газа в пол — привычный «шорк» (от слова «шоркать») клубы пыли, и мы едем дальше. По сути, весь перевал поднимались на 1-ой — 2-ой. Пару раз стояли в карманах, чтобы дать системе охлаждения сделать свою работу.
Хочу выразить «респект и уважуху» водителям переднего привода, кто умудряется туда заехать (не задом наперед).
Далее Улаганский перевал сразу за его вершиной остановились в аиле, где были прошлый раз.
И вот тут приключилась удивительная история. Пока Оля заказывала еду, к нам обратилась молодая девушка, знакомая женщины, что на фото. К сожалению, имени ее я не знаю. Так вот. Обращение было такое: «А это не вы на «субару» отчет выкладывали на Drom.ru?». Скорость, с которой моя челюсть стала падать, сравнима, пожалуй со старом WRX, когда с отсечки бросаешь сцепление. Сказать, что я был в шоке — мало. Как выяснилось дальше, эта молодая девушка видела наш отчет и узнала в нем эту женщину, и когда увидела нас снова, вспомнила :). Я, конечно, не знаю, кто как, но это единственное место, где кто-то слышал про наш отчет, и то, простите меня, верхушка Улаганского перевала, за хренову тучу километров от последнего света и цивилизации вообще :). Пользуясь случаем, передаю привет :).
Купили мумие и золотой корень + вкусно пообедали.
До Акташа добрались уже в первых лучах заката. Посмотрели календарь, стало понятно, что на Ак-тру мы уже не успеваем. Компании нет. Ехать вдвоем в машине за 3 тыс. вверх и столько же вниз — не хотелось, да и галопом по горам уже не было ни сил, ни желания. Решили оставить это приключение на следующий раз. Заправились и поехали в Курайскую степь. Вечер провели там.
Маленькая точка справа от дерева это я :).
Вот такое облачко в форме буквы О, с розовыми ушками нас и проводило.
Сказать, что чувствуешь там сильную энергетику — не могу. Для городского жителя и офисного работника это своеобразный кайф. Когда можно идти по ровной, простой поверхности, куда глаза глядят, несколько километров и не видеть вокруг ни души. Закат встретили в степи. В одном просчитались. Поехали через мост через Чую. А я совсем забыл, что там куча дорог на ледник, и часто ездят машины. Это, конечно, было ошибкой. В прошлый раз мы видели гораздо более свободную степь.
Вернулись в Акташ уже в темноте. Ужин у Сан Саныча и крепкий сон.
День 8. Акташ — Красноярск на одном дыхании
Утром, пока Оля завтракала, я съездил на родник, набрал воды. По отзывам многих попробовавших — умывание водой из родника тут же снимает глазное давление.
Изначально было запланировано возвращаться два дня. День до Горно-Алтайска и день до Красноярска. У меня появилось желание поставить личный рекорд и ехать сразу домой. Выехали из Акташа.
Майма. Затарились медом у проверенного дилера :). Брали в прошлом году — всем очень понравилось. В этот раз набрали заказов у всех знакомых и по факту вывезли 100 кг свежего, два часа назад снятого с сот меда. Расфасовали все по пластиковым тарам. процедура заняла два часа. Впереди ожидали еще 1 200 км.
Вот так выглядит 100 кг меда, а в термопакете лежит кумыс :).
А это бонус за опт :) Фото сделано уже дома.
Выезжали на закате. Т.к за сегодня было уже покрыто порядка 350км + ночь + впереди был неблизкий путь = решил особо в отсечку не упираться. Дорога от Горно-Алтайска до Бийска — вообще сплошная пробка. Бийск—Барнаул чуть веселее. Барнаул до сворота на Алтай-Кузбасс вообще «няшно» (четыре полосы). По факту там ехали уже в полной темноте. Первые признаки утра появились в Кемерово. Вместе с первыми лучами света появились первые клубы тумана. От Кемерово до Мариинска примерно 120 км в полном молоке утомили больше, чем вся дорога.
Будучи молодым и глупым я решил вздремнуть. Думаю, час посплю, туман рассееться. Паркуюсь на первом попавшемся кемпинге, где-то 15 км до Мариинска. Полтора часа сна. Все так же, такой же туман, только теперь еще проснулись все дальнобои «и началось».
Возле дома где-то в 12:13 часов местного. Итого — общий пробег за сутки 1 550 км.
Так же традиционно выражаю благодарность шести звездам за мягкую подвеску, удобные сидения и отказоустойчивость :).
В заключение
К сожалению, вторая поездка не доставила столь ярких впечатлений, как первая, хотя, дописывая отчет сейчас, когда за окном -30, просматривая фотографии лета, уже кажется, что хочется туда еще и еще. Исходя из просмотренных отчетов и карт google, у меня осталось не так уж много мест, куда стоит собраться.
Вот список:
Навскидку из того , что осталось, все остальное мы уже посмотрели. Буду признателен идеям красивых мест :). За один заезд все пункты реализовать не получиться, поэтому как минимум еще на две поездки. Думается мне, что не в 2013 году.
Всех благодарю за внимание и терпение. Ровных дорог.
С собой брали
Топор, нож, лопата, трос, масло (1 л), фильтр воздушный, канистра, одежда теплая, одежда обычная (два комплекта), болотники, ноутбук, фотик, запасная SD-карта, регистратор, два шампура, спальник.
Как видите, очень скромно :).