|
Часть 1
Маршрут: Санкт-Петербург—Гатчина—Луга—Псков—Псковская область.
Приветствую всех, уважаемые форумчане! Поздравляю вас и ваших близких с наступившим Новым 2013 г. и Рождеством Христовым! Удачи и безаварийных поездок всем в новом году.
Идея этой поездки родилась абсолютно случайно. На одной из воскресных Божественный литургий в декабре 2012 г. настоятель нашего храма протоирей отец Роман (Гуцу) предложил всем желающим прихожанам в первые дни 2013 г. совершить паломническую поездку «своим ходом», т.е., на имеющихся собственных автомобилях в Православные монастыри Псковской области. Ну, а мы, «основательно заболевшие» к этому времени «страстью» к автопутешествиям (см. мой первый отчет на Drom.ru «Из Санкт-Петербурга в Крым (через «Рим») на «Поло» седане» не могли отказаться от такой прекрасной возможности вновь оказаться в пути к благодатным местам и с благородной целью. Все-таки, это гораздо лучше, чем «проваляться» десять дней на диване «тупо уставившись в «ящик».
Немного смущал зимний сезон поездки (состояние трассы, ранние сумерки и т.д.), но успокаивало то, что все-таки определенный опыт «зимних дальнобойных пробегов» у нас был — наша первая поездка зимой 2010 г. по «перегону» Поло седана из Москвы в Санкт-Петербург (опять же отсылаю желающих подробнее узнать о той поездке к названной выше моей статье).
Экипаж тот же, что и в прошлых поездках: верная жена и штурман Наталья, дочери Ксюша и Катюша. «Железный конь» — «Фольксваген-Поло седан» в комплектации «Трендлайн», пробежавший к этому времени 33 000 км и прошедший два плановых ТО (15 000 и 30 000 км). Резина — зимняя «Yokohama» 14-го размера, используемая уже третий зимний сезон. Как и к летней дальнобойной поездке в Крым машину я специальным образом не готовил — проверил уровень масла, антифриза, давление в шинах и все! Не брал с собой и никаких запчастей.
Выезжать решили 1-го января с утра, чтобы засветло быть на месте и плюс все-таки не попасть, хоть и в небольшие, но все же пробки на Пулковском шоссе Санкт-Петербурга. У меня, откровенно говоря, был «зуд» выехать в ночь, т.е., после первого боя курантов и «встречи» Нового года. Но на сей раз (в отличие от летней поездки в Крым) жена меня не поддержала и пришлось «подчиниться».
Как и, в случае упоминаемой выше крымской поездки, опишу хронологию развития событий по дням.
1 января 2013 г., 1-й день
После Новогодней ночи (только, упаси Господь, не подумайте, что она у нас прошла «бурно» — с обильным застольем и «неумеренными» возлияниями — просто посидели за праздничным новогодним столом, посмотрели новогоднюю концертную программу, поочередно по Первому каналу и каналу «Россия 1», а я так и вообще в эту ночь не употребил ни грамма спиртного — т.к. предстояла «работа за рулем») и «длительных» сборов выехали примерно в 15:30. Погода стояла, как в известной песне про дальнобойщиков: «Погода дура, дождик льет с небес». В общем, шел сильный мокрый снег с дождем, видимость «очень, не очень». Частично это видно на фотографиях с Питерской кольцевой. Слава Богу на шоссе асфальт был свободен от наледей, но осложняло обстановку то, что у обочины шоссе стояли громадные лужи. Пару раз я «влетал» в них на «полном ходу» и машину «накрывало с головой» сильнейшим потоком воды. Ну, все, думаю, «заглохну» и «прощай поездка». Но двигатель «упрямо работал» и Поло летел вперед.
На Питерской кольцевой:
После съезда с кольцевой на Киевское шоссе дождик чуть прекратился, но мокрый асфальт не давал «расслабиться» и держал в напряжении практически до конца поездки. Уже в сумерках (напомню, это все-таки зима и темнеет рано) проехали Гатчину, поэтому фотографии получились не очень качественные.
На Пулковском (Киевском) шоссе.
«Поднимаемся» на Пулковские высоты и въезд в Гатчину.
После Гатчины совсем стемнело, поэтому фотографии дороги этого дня поездки далее не привожу (частично «реабилитируюсь другими днями»), а кратко словесно опишу дальнейший ход событий.
Киевское шоссе (шоссе Санкт-Петербург—Псков, М-20, Е-95) в отличие от «напряженнейшего» летнего сезона и выходных дней, когда поток дачников практически блокирует его, было относительно свободно, что позволяло легко держать магистральную скорость 100-110 км/час. Но в населенных пунктах старался сбрасывать скорость до 60-70 км/час, так как «боялся гаишных» засад (и правильно делал!, т.к., в одном из населенных пунктов они действительно стояли).
Перед Лугой (140 км от Питера и примерно 170 км до Пскова) наступила полная темнота. Слава Богу, что встречных машин было немного и можно было без опаски пользоваться дальним светом фар. Повторюсь, осталось впечатление (еще от летней поездки), что ближний свет фар «Поло седана», увы, слабоват. Пару раз с разбегу «влетал» в ямы на шоссе — вроде бы обошлось. На шоссе так же попались камни и без «потерь» не обошлось — появился небольшой скол краски на кромке капота.
Через 4,5 часа от выезда из дома прибыли в празднично украшенный к Новому году и Рождеству Христову Псков.
Вечерний Псков:
Псковский Кремль и «Дом правительства» — здание областной администрации.
Дабы не остаться на ночь глядя «с пустым желудком» (знали бы, что нас ждет дальше!) зашли в хорошо знакомое по прошлым поездкам (и празднично украшенное!) кафе «Мельница» рядом с Псковским Кремлем и зданием областной администрации.
Кафе «Мельница»:
И затем, узнав дорогу на Гдов, отправились к конечной (на этот день) цели нашего путешествия — село Елизарово Псковской области, Спасо-Елеазаровский женский монастырь. Это оказалось недалеко — 28 километров от Пскова по Гдовской дороге.
Прибыли к стенам монастыря. Жена с дочерью пошли «узнавать обстановку». Через какое-то время звонят по мобильному телефону — приходите в трапезную. И вот, представляете, несмотря на поздний час (а было уже около 22-00 часов) матушки абсолютно бесплатно нас накормили — на выбор было первое, второе блюда, чай. Затем проводили до дверей гостиницы для паломников и помогли устроиться в очень неплохие номера (нам с женой достался один, дочерям — другой номер). Не часто «в миру» встретишь такое отношение к людям.
Территория монастыря ночью и ночная трапеза:
Один из «наших» номеров гостницы для паломников.
2 января 2013 г., 2-й день
Этот день оказался насыщенным как-никогда. Но обо всем по порядку. С утра (часиков в 10, еще были утренние сумерки) отправились на территорию монастыря (гостиница располагается вне монастырской ограды) и Трехсвятительский Собор Спасо-Елеазаровского монастыря (построенный в 1447 году и названный так в честь трех святых — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста), где Бог дал попали на Божественную литургию (а она начинается в монастыре рано, в 8 утра). А уже в 11:00 часов приехал наш Настоятель — отец Роман. Он отслужил Благодарственный молебен с Акафистом Господу нашему Иисусу Христу перед Чудотворной иконой «Спас Елеазаровский».
Трехсвятительский Собор Спасо-Елеазаровского монастыря.
Далее очень подробно и детально рассказал и показал (не хуже любого экскурсовода!) об истории монастыря, о его святых и святынях, об основных иконах. Всех интересующихся этим монастырем отсылаю к его официальному сайту http://www.elisarovo.ru/, где можно почерпнуть интересующие сведения и посмотреть фотографии великолепного убранства собора (фотографии внутри собора я не делал — «постеснялся» попросить благословения у Настоятельницы монастыря). От себя добавлю, что из рассказа следовало, что монастырь имеет древнюю и богатую историю, является источником Православия на Псковской земле и хранит великолепные святыни — Цареградскую икону Божией Матери, икону Спаса-Елеазаровского — Покровителя псковского края, мощи Святых. И, в целом, «чувствуется» большая благодать, исходящая из данного места.
Территория монастыря в утренних сумерках и Крест на могиле первой Настоятельницы монастыря.
Территория Спасо-Елеазаровского монастыря.
Далее, после небольшой трапезы, мы малой колонной — впереди Настоятель на «Фольксвагене-Каравелле», далее один из наших прихожан Геннадий с супругой Татьяной на 14-ой «Ладе» и в «техзамыкании» покорный Ваш слуга со всем семейством на «Поло седане» — отправились в Иоанно-Богословский Крыпецкий мужской монастырь (это 51 км от Елизарово).
До Пскова дорога была чистый, но мокрый асфальт и скорость, в принципе, можно было держать «магистральную» — 100-110 км/час (благо «VW» это позволяет «без проблем»).
После Пскова, поменявшись местами и, поставив Ладу в «хвост» колонны, свернули на дорогу к Крыпецкому монастырю. Поначалу (километров 7-8) вроде-бы было «нормально» — асфальт хоть и в выбоинах и ямах, но «проезжий».
Дорога к Крыпецкому монастырю.
Но далее, далее «что-то с чем-то». Узкая лесная дорога, хоть и наезженная, но по центру «с горбом» из слежавшегося снега и колеей слева и справа от этого «горба». Влево-вправо не свернешь — некуда. Плюс, то и дело в этой колее попадались комья слежавшегося снега или наоборот небольшие ямки. Машины то и дело подбрасывало. «Каравелле», да и «Ладе» можно было ехать по этой колее — у них клиренс повыше. У «VW Поло седана» тоже вроде бы клиренс не маленький (все-таки сделан в России и для России), но у меня еще с автосалона стоит прочная стальная защита двигателя (не один раз выручавшая меня на проселочной дороге) и хоть немного, но снижающая высоту машины от дороги. Так вот, Поло часто задевал этой защитой за горб снега и «скрежетал» нещадно. Но как ни в чем не бывало «полз и полз» вперед. Мощный и тяговитый двигатель позволял нисколько не отставать от флагманской «Каравеллы». «Лада» же оставалась далеко позади.
На лесной дороге к Крыпецкому монастырю.
И только на небольших остановках нагоняла нас. Следует отметить и качество подвески «Поло седана» (хотя ее многие ругают за излишнюю «жесткость» — но мы с семьей это ощущаем только на сильно неровных дорогах, см. мой предыдущий отчет). Так вот, «Поло» не «растрясал» пассажиров, как бедная «Лада» (об этом мне рассказал сам ее водитель Геннадий), а по «иномарочному» оберегал их покой.
Долго ли коротко, но минут через 40 подобной езды лес расступился и мы выскочили на лесную поляну и «остолбенели» от открывшейся красоты. На широком просторе открылись взору белокаменные стены ограды и над ними такие же белокаменные соборы и постройки монастыря. Прямо как в сказке про Китеж-град. К сожалению, фотографии не могут передать всех этих чувств.
Панорама Крыпецкого монастыря.
Панорама Крыпецкого монастыря.
Вместе с нашим Настоятелем отцом Романом проехали внутрь за ограду и остановились у входа в Храм.
Оставив машины на улице и, через проходившего мимо монаха вызвав заместителя Настоятеля монастыря отца Назария (сам Настоятель монастыря был в этот день в отъезде), прошли в Храм. Отец Назарий оказался очень интересным человеком — с большой любовью рассказал о монастыре, провел «экскурсию» по различным приделам Храма и другим помещениям монастыря. Опять же мне приходится извиняться, что не удалось сфотографировать великолепно восстановленные интерьеры практически полностью разрушенного и теперь восстановленного Храма, передать атмосферу той благодати и умиротворения, которые наступают после посещения святыни.
Для всех желающих опять же привожу адрес официального сайта данного монастыря и фотографию того, в каком состоянии был великолепный собор в середине прошлого (ХХ века).
Собор Крыпецкого монастыря в середине ХХ века.
Крыпецкий мужской монастырь был основан во второй половине XV века. Изначально это был скит святого Саввы Крыпецкого. Житие святого, написанное иеромонахом Варлаамом в XVI веке. Савва питался овощами и травами, возделывал землю. Он построил первый деревянный храм в честь святого апостола Иоанна Богослова с приделом в честь святого Саввы — архиепископа Сербии. В 1487 году был официально основан мужской монастырь «на вече». Ему была дана крепостная грамота на землю с уставом монастырского строения… Описание чудес Саввы Крыпецкого представляет собой простую запись исцелений, происходивших от мощей старца.
Здесь я прерву запись с официального сайта монастыря и расскажу о маленьком чуде, произошедшем на наших глазах. Старшая дочь Ксения, то ли стесняясь, то ли по какой-то другой причине, но первоначально отказалась приложиться к мощам святого Саввы Крыпецкого. После прочтения молитвы отцом Романом, обращенной к святому, она вдруг сама подошла к мощам святого, долго стояла перед ними на коленях и затем сама приложилась к мощам Саввы Крыпецкого.
…Крыпецкий мужской монастырь тесно связан и с государственными деятелями, учеными. Например, видный государственный деятель и реформатор XVII века, советник царя Алексея Михайловича, боярин Афанасий Ордын-Нащокин закончил свою жизнь в Крыпецкой обители как монах Антоний.
Как обычно, отец Роман отслужил молебен у мощей святых — Саввы Сербского и Саввы Крыпецкого — основателей монастыря. Далее отец Назарий провел мужчин в восстанавливаемый алтарь одного из приделов Храма и под конец «самое-самое» — разрешил, и вместе с нами сам поднялся по очень узкой винтовой лестнице на самый верх высокой колокольни, откуда открылся замечательный вид на окрестности монастыря. Все с большим удовольствием полюбовались великолепными видами, даже зимой, Псковской земли.
На колокольне. Отец Назарий (справа) рассказывает…
Панорамы Крыпецкого монастыря с колокольни:
Выйдя на улицу, сфотографировались и попрощались с отцом Назарием.
Но на этом события дня далеко не закончились. Отец Роман благословил окунуться в ледяную купель у монастыря. Прихожане Геннадий и Татьяна уже имели некоторый опыт такого зимнего «омоновения». Я же этот «экстрим» испытал первый раз в жизни. И если Геннадий с Настоятелем окунулись три раза, как положено, я же всего один. Скажу откровенно — слегка «струсил». Потом всю дорогу очень жалел об этом. Ощущения непередаваемые. Если в момент первого вхождения в ледяную воду ощущения мягко скажем «не из приятных», то потом после окунания организм ощущает необычайную легкость, физический (да и душевный) подъем сил и настроения. Скажу больше. После купания в ледяной проруби у меня моментально прошел неделю мучивший меня сильный насморк и постоянный «чох». В общем, вылечился в физическом и духовном отношении. И даже обратная дорога показалась не такой тяжелой и напряженной.
Та самая ледяная купель. Вид с колокольни.
На обратном пути, дабы избежать поездки в колее и надоевшего «скрежетания», попытался ехать, оставляя колею между колесами. Но нет, ничего не получилось. К вечеру подморозило и если ехать, минуя колею, машину моментально сносило к краю дороги. А оказаться в придорожном кювете, вечером, на пустынной дороге — в наши планы это ну никак не входило.
После Крыпецкого монастыря и обратной дороги, уже в сумерках, заехали в Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский женский монастырь в самом Пскове. И опять, Господь дал, попали на вечернюю торжественную Божественную литургию с прекрасным хоровым пением.
На этом, уважаемые форумчане, дабы не утомлять Вашего внимания позвольте закончить первую часть своего повествования о «Паломнической поездке по монастырям Псковской области». Если кому-то будет интересно, то ознакомьтесь и со второй частью повествования, где подробно будет описаны поездки (со всеми опять же «приключениями» — ну как без этого в автопутешествии) в Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь и обратная дорога до Санкт-Петербурга.
Колея ты моя колея … и семейное фото у Крыпецкого монастыря (спасибо Геннадию!):
Панорамы Спасо-Елеазаровского монастыря:
Панорамы Елизарово:
Православная поездка во Псков или зимние каникулы «на колесах». Часть 2
Маршрут: Псковская область—Псков—Луга—Гатчина—Санкт-Петербург.
3 января 2013 г., 3-й день
На этот день у нас были намечены г. Печоры — посещение Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Ранее мы в нем бывали самостоятельно и нам там очень понравилось. Но побывать в нем с Настоятелем — отцом Романом, услышать его живой и интересный рассказ, наконец, побывать в Пещерах (в которые мы прошлый раз не попали, т.к. туда пропускали только организованные группы со священнослужителями) — это ли не мечта паломника?!
Накануне договорились, что встреча с Настоятелем у нас состоится в Печорах в 13:00 у входа в монастырь. Но как обычно с утра долго прособирались + супруга захотела заехать во Псков «перекусить». В общем, для того чтобы доехать от центра Пскова до Печор (а это немного-немало 52 км) у меня оставалось 20 минут. Всего 20 минут (!), чтобы проехать из центра города по оживленному Рижскому проспекту со светофорами и пробками, шоссе Псков—Рига и автодороге Изборск—Печоры. В общем, вновь невольно пришлось «опробовать» (теперь уже и в зимних условиях — о летних «гонках» читайте на https://travel.drom.ru/Украина/page3.html) скоростные возможности «Поло седана». Где, возможно, я держал скорость 140 км/час. На остальных «напряженных» (по плотности потока) — 100-120 км/час. И вновь, как и летом, Поло сдал экзамен на скорость, управляемость, торможение на «отлично». Где надо легко разгонялся, где надо, быстро тормозил. Конечно, к 13:00 ровно я не успел, но все же удалось сократить опоздание до минимума (т. е., приехали в 13:10 — 13:15) и Настоятель «не шибко мне выговаривал».
Когда все собрались, отец Роман провел нас на территорию Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и очень подробно рассказал его историю, показал и рассказал историю различных храмов монастыря. Чтобы не утомлять читателей, я отсылаю всех интересующихся к официальному сайту монастыря. Скажу только, что Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Что этот монастырь ни разу не закрывался — ни в советское время, ни во время Великой Отечественной войны — когда монастырь подвергся частичному разрушению. На его территории расположены великолепные святыни — Михайловский собор, Успенский пещерный храм, Сретенский храм и другие. Рассказ отца Романа был настолько интересным и познавательным, что к нашей группе присоединялись и другие паломники, которые с большим вниманием слушали «экскурсию».
Панорама Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и отец Роман рассказывает…:
Святые врата и у входа в пещеры.
Далее с одним из священнослужителей монастыря (на фото он рассказывает о монастыре и пещерах) группа прошла в пещеры. И опять случилось «чудо». Старшая дочь боясь темноты (или по каким-то другим причинам) «уперлась» и никак не хотела идти в пещеры. И вновь выручил отец Роман. Прочитав молитву он провел дочь в пещеры и приложил ее к мощам святых. Зато из пещер она вышла улыбающаяся и долго повторяла: «Хорошо, что я сходила в пещеры».
На этом «официальная часть» паломнической поездки завершилась. Отец Роман уехал к родственникам во Псков. Ну а мы, еще немного походили по монастырю и по вечернему Пскову вернулись в Елизарово.
Еще несколько фото из Печор и обратной дороги.
Резиденция Настоятеля монастыря.
Панорама монастырских помещений и икона на входе в храм.
У монастырской стены и панорама Успенского пещерного храма.
Михайловский собор и Покровский Храм.
4 января 2013 г., 4-й день.
Это день обратной дороги домой. С утра (на сей раз не проспали) пораньше пришли на Божественную литургию в Трехсвятительский собор Спасо-Елеазаровского монастыря, где постояли на литургии, еще раз послушали замечательное пение монастырского хора (состоящего исключительно из женщин — монахинь монастыря). Далее прошлись по территории монастыря и очень вкусно пообедали в сестринском корпусе монастыря, ну и далее — сборы домой.
На территории Спасо-Елеазаровского монастыря.
Панорамы монастыря:
Сестринский корпус и монастырская ограда.
Верстовой столб у здания почтового отделения.
Выехали из Елизарово примерно в 14:00. Буквально на выезде из села остановились у Святого источника. По преданию он сам «забил» на том месте, где монахи Свято-Елеазаровского монастыря (в то время он был мужским) встретили Икону Богоматери «Цареградская», переносимую в монастырь из Константинополя.
Святой Источник на выезде из Елизарово.
Машин на Киевском шоссе по сравнению с первым днем (1 января) заметно прибавилось и надо было держать «ухо востро». Так, два раза, пришлось пережить «не самые лучшие моменты жизни», когда из достаточно плотного встречного потока машин, идущего к тому же с высокой скоростью, вдруг вылетали «шибко шустрые гвардейцы», идя на обгон потока. Дабы избежать лобового столкновения приходилось резко тормозить, уходить вправо и т.д. Выручали годами отработанная реакция, адекватные тормоза и управляемость «Фольксвагена» и, конечно же, «Божье Благословение», полученное накануне поездки у Настоятеля — Отца Романа. Кстати, это совсем не пустые слова. Буквально, на каждую «дальнобойную» поездку мы обязательно берем такое Благословение, и поездка протекает «как по маслу». Между тем, и из предыдущих поездок, и из недавней летней поездки в Крым, и даже из этой поездки во Псков приходится привозить «багаж» не только позитивных впечатлений, но и воспоминаний о жутких авариях с «вдребезги» разбитыми машинами, человеческими жертвами и страданиями. Даже не хочется об этом вспоминать.
Шоссе Псков—Гдов у Святого Источника в Елизарово.
Шоссе Псков — Гдов между Елизарово и Псковом и Киевское шоссе.
Киевское шоссе (автодорога СПб — Псков).
Киевское шоссе в Псковской области и граница Ленинградской области.
Часика через два — два с половиной от выезда из Елизарово подъехали к Луге. Решили проехать через город, т.к. практически все предыдущие поездки (так уж получалось) проезжали этот город в полной темноте, поэтому хотелось хотя-бы «на ходу присмотреться» к городу.
Луга. Восстанавливаемый Православный собор.
После Луги уже началось смеркаться (зима все-таки), но немного фотографий еще удалось сделать.
Село Рождественно, храм Рождества Пресвятой Богородицы.
К Гатчине подъехали в полной темноте (хотя время было еще не совсем позднее). Ну а там — «рукой подать» до Санкт-Петербурга. Последнее фото этого дня удалось сделать на въезде в город — понравилась празднично украшенная ель перед площадью Победы.
Итак, краткие итоги поездки. За 4 дня удалось проехать почти 1 000 км. — точнее 986 км., израсходовав 55 литров бензина А-95 (примерно на 1 700 рублей), получить массу положительных впечатлений и заряд бодрости на оставшиеся выходные, да и последующее время. Плюс еще больше закрепить опыт зимних поездок, в том числе на дальние расстояния. А старшая дочь, так и потом долго спрашивала, когда еще поедем в эти места.
И в заключение, еще несколько фото поездки.
Собор в Гатчине и фото елки на площади Победы в СПб.