|
Часть 1. Вводная и дорога туда
Доброго времени суток, уважаемые форумчане.
Мы заядлые автопутешественники, ездим постоянно, куда только можно и не можно. И при подготовке обязательно пользуемся данным сайтом, конкретно — этим самым разделом «Автопутешествия и приключения» Решила все-таки свою лепту внести — возможно, кому-то окажутся полезными и мои заметки.
Итак, вводная:
Время путешествия: 30.06.2012-20.07.2012
Маршрут: Барнаул—Омск—Исилькуль—Петропавловск—Курган—Челябинск—Усть-Катав—Уфа—Самара—Сызрань—Пенза—Каменка—Тамбов—Воронеж—Белгород—Харьков—Красноград—Запорожье—Джанкой—Песочное—Керчь. Дальше по Крыму туда-сюда (Феодосия, Орджоникидзе, Коктебель, Алушта, Ялта, Севастополь, Симферополь), и дорога обратно: Песочное—Джанкой—Мариуполь—Ростов-на-Дону—Волгоград—Саратов—Самара—Уфа—Усть-Катав—Челябинск—Курган—Ишим—Омск—Барнаул.
Машина:
Subaru Impreza 2002 г.в., объем двиг. 2,0 л., вагон, белая. Очень быстрая, очень маневренная (ею управлять — как тонкой кисточкой выписывать иероглифы)) и очень ОЧЕНЬ прожорливая. Литр масла на 2000 км — лехко. Но пилот говорил — нормально (недавно сменил точку зрения и отдал мотор перебрать, сейчас обкатывает). Средний расход по трассе примерно 10 литров. Когда масло кончилось и шли в экономичном режиме (никаких резких разгонов, средняя скорость 70-80, не более 100, обороты 2-2,5) расход опускался до 6-7 л. Еще к концу путешествия явно засорился салонный фильтр, климат-контроль не справлялся с омской жарой. С крымской справлялся, а вот омскую не выдержал. Больше нареканий нет, машинке зачет. Хотя стойки застучали, но постукивать они стали раньше, их два года использовали на всю катушку. Тормозные диски тоже менять надо, просто по пробегу. Ну и масло в моторе и коробке ). Еще к оборудованию, радар-детектор — это вещь!
Ниже я еще опишу единственный случай, когда нас таки поймали, пензенские гаишники стреляют навскидку, из встречной машины :). Навигационные программы были в наших этих, как их, коммуникаторах? Смартфонах? В одном «Навител», в другом (он попроще и памяти мало) яндекс-карты включали. Видеорегистратор тоже есть, куда ж без него :). Но мой совет — сразу покупайте к нему нормальную карточку, чтоб на весь день. С нашей беляночки намедни сняли эмблему, в месте, где и не ждали такой подлянки — и не помог видеорегистратор, памяти на тот момент было маловато, усе затерлось :(. Причем, как оказалось, эмблема-то была эксклюзивная! Продают синенькие с серебряными звездами, а надо с черным фоном! Украденная была аутентичной, у нас таких нету в продаже…
Еще бы рацию, но с пензенскими гаишниками она бы не помогла, а так и без нее обошлись, тем более, у нас дети, а дальнобои матом не ругаются, они на нем разговаривают :).
Потребителей электричества было много (помимо видеорегистратора, радардетектора и смартов еще два бука у детей плюс их телефоны), поэтому конвертера сделали два, один впереди, один протянули в багажник, в него втыкался пилот для нужд задних пассажиров.
Еще нужны, думаю:
Экипаж:
Пилот — Александр, стаж 11 лет, бронзовый призер Фигурного пилотажа 2012 ), фанат автопутешествий, мечта — ехать и ехать, чем дальше и дольше, тем лучше :)
Штурман — Анна, стаж 4 года, пока без прав до 6 сентября 2013 г. (а нефиг ездить мимо поста утром 1 января, даже если вы пьете только шампанское и ложитесь спать в полпервого ночи, да и подписывать все подряд тоже нефиг).
Пассажиры — Людмила, 17 лет, Ксения и Виктор по 9 лет. Виктор наш, Людмила и Ксения моей младшей сестры.
30 июня. День 1
Выезд в 8:00, заехали в Алтайку за Люсей и Ксюшей, утрамбовали багаж. Следующая остановка — Тальменка, без нее никак, традиция такая. Новосибирск проехали в 11 часов. Трассу Барнаул—Новосибирск можно назвать одним из самых лучших участков всего путешествия, даже фуры появляются только ближе к Бердску. Новосибирск проехали через город, потому что на дамбу огромная пробка. Объезд не помог, на М-51 встали в хвост колонны и плелись 80 максимум без просвета. Сашина тактика «заправляться при полбака» привела к постоянным поискам заправок с 95 и регулярным остановкам каждые 200 км, это напрягает. За г. Обь первая такая — «Мираж». За «Миражом» ДПС ловят за старые знаки (временные). Потом огромная пробка (началась за 591 км до Омска, в районе поворота на Коченево). Кстати, М-51 сразу за Обью в приличном состоянии. А примерно за 584 км до Омска видели очень красивое кафе «У озера».
Первые 100 км по М-51 прошли весело, в постоянных обгонах, благо встречка позволяла. Потом я пойму, что вся М-51 такая в обе стороны. Только в направлении на восток встречка похуже.
Наблюдали старую шутку: ремонт дороги уже окончен, а знаки «40», «50», «обгон» еще остались. И «доблестные» сотрудники ГИБДД стоят, службу исполняют исправно. Тут кто-то из пострадавших писал, что они, типа, таким образом воспитывают в водителях дисциплину и уважение к знакам. Бред, ИМХО.
366 км до Омска видели аварию. Вот тут «доблестных сотрудников» не заметили. Легковушка слетела с трассы, сделала уши. Помогающих было много, не остановились (полная машина детей), но совесть грызла, мы обычно в таких случаях всегда останавливаемся. Мало ли, иногда лишний бинт, бутылка воды или просто холодная голова, помнящая про 112 многого стоят. Для себя решила — в следующий раз обязательно остановимся, как обычно. К счастью, случая не представилось. Следующая авария за 356 км до Омска, ремонт дороги, объезды, два «камаза» пожевали «жигуленка» и выплюнули, вот тут гаишники были, скорой не было, надеюсь, люди все целы. Пробка.
На развязке перед Омском выбрали Исилькульский тракт, т.е. — через Казахстан. Трасса М-51 после Омска просто рай, за исключением ремонта за 50 км до Исилькуля. НИКОГО! Фотки забыла сделать :(.
За день прошли 1 010 км. (по одометру) за 13 часов, останавливались весьма часто (заправки-туалеты).
Ночевали в памятнике соцреализма под названием «Дружба» в центре Исилькуля. Город живет активной ночной жизнью, а вот горячей воды в «Дружбе» нет ( Прошлый раз ночевали в гостинице напротив милиции — там все есть, но в этот раз не было мест. Зато «Дружба» дешевле (1220 за всех) :).
1 июля. День 2
Штурман встала в 5:45 в надежде согреть воду в чайнике и хоть голову помыть. Фиг, не было и холодной воды. Она появилась, когда уже смысла в ней не было, надо было успеть до пересменки на границе. Правда, наши погранцы сказали, что у них пересменку отменили, осталась только у казахов. Правда или нет — не знаю, границу прошли до 8:45 (в инете нашла инфу, что пересменка с 8:45 до 9:45). На переход потратили 1 час примерно. Никаких особых досмотров, только потом уже, в Петухово, сказали, выключить регистратор. В Исилькуле его никто не заметил :). Иммиграционные карты заполняли как придется, никаких придирок. Кстати, 17-летнюю Люсю из России я вывозила как ребенка, по нотариально заверенному разрешению, с допросом «Ты с кем едешь?» (недоуменный ответ — «с тетей Аней…»), остальных детей тоже допрашивали — единственный раз на всех границах. Витя опозорился, забыл наши отчества :). Это ладно, в 2007 г., помнится, он вообще отказался на границе с Абхазией разговаривать с пограничниками :)). «Как маму зовут? — Мама!». Это все, чего они смогли от него добиться… Отвлеклась :). Так вот, 17-летняя Люся из России выехала ребенком, а в Казахстан въехала уже совершеннолетней, эмиграционную карту заполняла сама, паспортный контроль проходила самостоятельно. Как сказали казахи, паспорт есть — значит, взрослая :).
В общем, посмеялись и дальше поехали. В перерывах между аттракционами поболтала с товарищем, только что вернувшимся с Крыма (на самолете). Немножко огорчил рассказом о начавшихся дождях.
Страховка на 5 дней — 80 руб., оформляется за 5 мин. в вагончике перед нашим первым шлагбаумом. Дорога дальше отличная и пустая.
Это наше фото 2010 г., но за два года ничего не изменилось.
Перед Петропавловском Саша закусился с местным гонщиком ненадолго — 180 легко и без напряга (ровный асфальт и кроме нас никого). Позволила пару минут показать, как «импреза» повороты проходит на скорости ). А потом все, дети в машине.
В Петропавловсе полная разруха :(. Еще и набережная ремонтируется, проезд на нее закрыт, ехали окольными путями через весь город.
Зато все дешево и пиво вкусное. И в парке хорошие инсталляции с техникой и оружием времен Великой Отечественной, причем все надписи дублируются на русском. За это местной власти респект. В числе целей поездки было в том числе патриотическое воспитание и просвещение детей, в Петропавловске об этом не забывают. И о том, что он, по сути, русский город — тоже.
Отличная идея — разрешить детям лазить по всем этим пушкам-машинам. Наши ни одной такой возможности не упустили :).
Ишим обмелел, но не критичнее Оби.
За Петропавловском первый гаишник. Спросил доки + мой паспорт (машина на мне), долго изучал мое фото в паспорте, гад. Еще и шутил с Сашей: «Это не она». Ну конечно, на фото в паспорте у меня голова помыта :(. И вообще, я там блондинка с короткой стрижкой :). Потом «счастливого пути» и все.
В 11:05 покинули КЗ.
Вывод: никаких проблем с переходом границы нет. Дорога отличная, хоть и платная (80 руб. страховки за пять дней). Как показал обратный путь — на Ишимском направлении эти 80 руб. и максимум два часа на две границы вообще ни о чем. Сколько раз на обратном пути Саша сказал «это казахи проплатили», «это все нарочно советуют через Ишим ехать, чтобы через КЗ меньше народу ехало» «Давай свернем» — и не сосчитаешь :).
За переходом Петухово неплохое кафе, довольно вкусно и недорого (тут Витя внезапно полюбил гуляш, но после 2-3 других придорожных общепитов так же внезапно его разлюбил, ремарка от Вити — «я просто его не хочу больше»). Кстати, самый дешевый наш ланч — 400 с копейками за всех и все сыты! Так дешево больше нигде не получалось, до сих пор не пойму, как там-то вышло. Официантка обсчиталась? Или правда так дешево?
От Петухово дорога хужеет. Курган — фуры-знаки, знаки-фуры. В Кургане все время срабатывал детектор на лазер, на обратном пути уже разглядели — вертятся штуковины, следят за эфиром.
Челябинск обошли по объездной, город вообще не видели. Ничего, прошлый раз на его пробки налюбовались.
Южный Урал — очень красиво, но мы устали, хотим спать, ищем ночевалку (авторство термина принадлежит Вите, © 2010 :)). Сумели найти только в Усть-Катаве, родине советских трамваев. Милый городок, только вот попали мы на его День :(. А так ничего — вечер, магазин на главной площади, я полчаса пыталась заплатить за пиво, взятое из открытого холодильника. «У вас холодильник открыт — как открыт, кто-то забыл закрыть? Да нет же, закрыт он». Никаких там пультов и т.д. — коммунизм! И стоянка 35 руб., и ночевка недорого.
За день прошли 1 020 км. примерно по одометру.
2 июля. День 3
Утром увидели, что Усть-Катав еще красивее, чем кажется на первый взгляд. Одно водохранилище на р. Катав чего стоит! Да еще таким свежим утром. Устроили фотосессию :)).
День начался очень приятно, но потом резко ухудшился. Долго ждали объездную Уфы — ремонты, стройки, потом «демо-версия» на 1 км. Потом пробка, товарищи рабочие ставят фонарный столб. В итоге пробка в обе стороны ой-ёй. Но им пофиг, они столб ставят (судя по величине пробки — часа 2-3 уже, не меньше, движение по одной полосе по очереди). Башкирия очень НЕ понравилась. Готовят отвратительно, дороги ужасные. С гаишниками еще в прошлый раз познакомились. Кстати, попадаловский участок остался — знак есть (обгон запрещен), а разметки нет (и конечно, стоят они там по-прежнему, кормятся). Причем знак только на одной обочине, и поворот такой конфигурации, что очень легко не заметить знак за обгоняемой фурой. Так мы прошлый раз и попали. Но по факту получается, если водитель не замечает знака за обгоняемой фурой — это значит, что обгон он начинает ДО знака. Видимо, именно это нам прошлый раз и помогло остаться с правами и без штрафа даже. И никаких взяток мы принципиально не даем нигде и никому.
Потом еще была демо-версия хорошей дороги в шесть полос с отбойником, прилипли на хвост местному «спонсору», 60 км, по крайней левой пролетели незаметно... Кстати, обратная дорога показала, что по этой самой крайней левой и гаишники летают безо всяких спецсигналов под 200. Ну, 150 точно :). А что, для тихоходов есть еще две полосы, каждый может себе выбрать скоростной режим по вкусу и возможностям.
Потом сказка кончилась. Хмарь, дождь, грязь, ужасная дорога и жуткая дорогая еда. Что касается качества дороги, Самарская, Оренбургская области, республики Башкирия и Татарстан прямо соревнуются — у кого дороги хуже :(. Ставлю ничью, у всех отвратительны: ямы, колея, фуры, ремонт.
Волгу за пробками и дождем так и не разглядели толком. В Сызрани—Жигулевске по-прежнему продают кукурузные палочки в огромных мешках — что за фишка?
Когда в Пензенской области все ужасы кончились и началась приемлемая дорога, нас поймали гаишники и мы получили первый и единственный за все путешествие штраф (прошел уже месяц, и не пришло ни одного письма счастья, так что и правда единственный). Можно сказать пензенские гаишники:мы — 1:0 :)). Детектор не спас — они стреляют навскидку из встречной машины, поэтому оттормозиться мы не успели. Влепили нам по полной строгости за 112 км 300 руб. Я попыталась качать права, типа, где фото с номером нашей машины и т.д., но Саша отмахнулся — попали, так попали. Отрицать факт превышения, если таковое было, и вообще косить от наказания, если мы действительно нарушили (и нас поймали :)) — не в наших правилах. Кстати, вот в каком виде были абсолютное большинство встреченных гаишников.
Мы им не интересны ни с какой стороны, похоже :). И это правильно! С другой стороны, именно такая расслабленность и привела к моему новому нику… Я ж не нарушаю ничего, кроме скорости, меня и не трогают, если сильно не наглею. Может, выверты ангела-хранителя? Типа, опасно мне ближайшие 1,5 года за рулем, надо убрать меня из-за руля на этот срок… Год еще остался.
Ночевали в Каменке, в одноименной гостинице. Еще один памятник соцреализма, кстати, в 2008 г. по пути на Байкал ночевали в точно такой же в Нижнеудинске. Эта хоть дешевле, за два двухместных номера отдали 1 600 (а там за один такой же 1 200). Каменка оставила самые приятные впечатления — очень радушные и внимательные и отзывчивые жители! Все, буквально все, к кому бы я ни обращалась, были готовы все подсказать и рассказать! Каменки нет в дубльгисе, мы просто по первому съезду проехали в город, по интуиции нашли ЖД-вокзал, а там тетенька в газетном киоске дала мне подробные и понятные инструкции, как найти гостиницу. Правда, потом оказалось, что напротив вокзала гостиница тоже есть :). Мы ее в темноте не заметили, а тетенька про нее не знала. Возможно, та вывеска, которую мы потом утром увидели, и не означает, что там, правда, есть работающая гостиница. Проверять было некогда. Тем более, что интернет указал на ту же гостиницу, что и тетенька из киоска. В конце маршрута мы немножко засомневались, но там тусовались местные «стритрейсеры»! Наша «импреза»-двушка, да еще и с наклейками участника всяких соревнований для них — лучшая визитка :)). Все подсказали и показали :). Вообще периодически подходили в разных городах всякие местные гонщики типа «ты где гоняешь?» :) Саше было приятно :).
В целом Каменка оставила тоже очень приятное впечатление о себе. Хороший городок. Но фоток нет.
За день прошли 1132 по одометру.
3 июля. День 4
На удивление хорошо выспались, успели все посетить вполне приемлемый душ, а потом еще и нашли прекрасное кафе для завтрака — «У тещи», кажется (хозяин некая Дасаева, инициалы не помню). Придорожное, но очень все вкусно, особенно шашлык — такой сочный! И порции огромные, половину шашлыка забрали с собой и позже съели, он и в холодном виде оказался очень вкусным.
Дороги в Пензенской и Тамбовской областях или отличные, или ремонтируются. Природа такая типа среднерусская — леса, поля. Проехали весь Тамбов насквозь, искали банкоматы. Хорошая идея у отцов города: на зданиях таблички с их краткой историей (конечно, только на тех, у которых эта история есть). Не отказалась бы погулять неспешно по Тамбову.
В Воронеже на окраине нашли карту для навитела (у нас была только для СФО полная, по России вообще без подробностей, примерная). Тут же единственный раз за Уралом встретили машину из 22 региона, но подходить не стали.
А потом сменившая ВВП на озвучке навитела милая девушка Ира устроила нам обзорную экскурсию по городу.
Вот это кольцо мы проехали раза три, не меньше.
Позже выяснилось, что это любимое занятие Иры Навителовой, ни одного шанса не упустила :). Банкоматы кое-как нашли, денежки сняли. Масло, увы, не нашли. Даже в результате еще одной обзорной экскурсии, по Белгороду. Как же трудно, оказывается, в европах найти visco… Хотели искать ночевалку, но и ее не нашли ) Поехали на границу. Вымыли машину, купили гринкарту (за 800 руб. перед границей).
Таможня оставила чрезвычайно неприятное впечатление. Не шутите с таможенниками (и пограничниками)! Они этого не понимают. Наши сразу отправили нас на полный досмотр. Напоминаю: поздний вечер, машина, полная детей. Пришлось немножко поскандалить, передумали. А вот про украинских цензурно написать не получается. Мой первоначальный вариант муж вычеркнул — «за разжигание межнациональной розни и публичное оскорбление другой нации». В общем, те, кто проходил украинскую таможню, они все знают сами. Нас послали в красный коридор, потому что я не дала им 100 руб. «за помощь в заполнении иммиграционных карт». Причем аргумент был убийственный, мне в глаза сказали, что я очень жадная, мучаю детей из-за 100 руб.
Вот тут я оторвалась по-полной. Давно так не орала на людей в форме. Зато подействовало. Но какие же они отморозки — вот так в открытую вымогать деньги, в открытую! Ничем не камуфлируя свои требования! В расчете на то, что я «не буду мучить детей из-за 100 рублей». Он прямо так, прямым текстом и сказал! И только после скандала на весь их пост — я действительно орала так, что сбежалось еще человека три в форме, уж не знаю, погранцов или таможенников, выяснить, что происходит. И только тогда этот гм, коррумпированный представитель власти со словами — «только ради детей», «не мы такие, жизнь такая», «у вас в России все так же» поставил все свои штампы и отпустил нас. Считаю себя абсолютно правой.
Тут один из предыдущих ораторов отстаивает противоположную точку зрения, что проще заплатить и не париться. Но вы поймите, таким образом вы их развращаете! Из-за вас, которым проще заплатить и не париться, он с меня внаглую на пустом месте деньги и тряс. Чем больше будет таких как я, а еще лучше, таких, как те, которые подобные эпизоды снимают на видео, еще как-то фиксируют и подают уже официальные жалобы — тем меньше будет «не мы такие, жизнь такая». Придется еще раз проходить — орать буду еще громче и нецензурнее (в этот раз орала очень интеллигентно, дети рядом), а цензурные участки снимать на видео и прилагать к официальной жалобе. Обязательно. Этих гм, коррумпированных представителей власти надо учить, и очень жестко. Лучше розгами.
Вся взвинченная из-за этого гм, коррумпированного представителя власти допустила огромную тупость: поменяла деньги в первом же обменнике. Никогда так не делайте! Курс — 207 гривен за 1 000 руб! Хорошо хоть поменяла только 5 000. Через три метра стоял другой обменник, уже 223 гривны. А еще через 5 метров — 243 гривны. Лучший курс мы нашли потом только в Симферополе, в банке «ВТБ-24 Украина» — 245 гривен. Ничего, в следующий раз буду знать. Ну и нервы держать под контролем, тем более, я же все-равно победила :).
Дороги в этой части Украины весьма неплохи. Харьков обошли по прекрасной объездной: две полосы в каждом направлении, разделены отбойником, прям Европа. Но очень хотелось спать, свернули с автобана в Красноград, отличный «семейный» двухкомнатный номер — 485 гривен.
Кстати, предупреждаю — они там гривны называют рублями. Им пофиг на курс :). Мне сутки на адаптацию потребовались :).
Заехали в ночной магазин, глаза разбежались от обилия незнакомого пива :). Цены не то, чтобы сильно ниже наших, но все-таки ниже :). За день пройдено 949 км по одометру. Спалось прекрасно, проснулись в прекрасном настроении, дети утром бои на подушках устроили :).
4 июля. День 5
Ира из навигатора вывела нас вместо вчерашнего автобана на старую дорогу (параллельно автобану идет). Значительно хуже.
Кафе на ней тоже ужасные: дорого, невкусно и долго. Кстати, это свойственно почти всем украинским едальным заведениям, которые мы посещали. Украинцы не умеют делать шашлык. И борщ. И вообще ничего — окрошка тоже отвратительна. Дорого, невкусно и долго. Вообще в эту поездку нам с едой как-то не везло, за исключением кафе за Орджоникидзе, о котором я отдельно расскажу. Я не спорю, возможно, нам просто не повезло, и где-то там на ЮБК и далее есть прекрасные повара. Но они нам не встретились. Наверное, Александр с Орджоникидзе нам достался в качестве компенсации, потому что его кефаль на гриле просто гениальна!
В Запорожье нашли вожделенное масло (1 л. visco — 100 гривен), поменяли гривны в обменнике в супермаркете Амстор (курс 243 гр. за 1 000 руб.) и купили симки life :) — типа, самые дешевые и покрытие по всему Крыму. Скорость так себе, стоят по 15 гривен, и первую карточку в 25 гривен Люся выговорила за два дня. Отдала ей свой acer и наказала общаться с домом по скайпу — как же он тормозил :((. Кстати, когда рассказала продавцу, что в России симки раздают бесплатно, а безлимит стоит 8 руб./день, у него глаза на лоб полезли, он аж коллегу позвал поделиться :)). Впрочем, нам хватило этих 25 гривен и на звонки, и на инет (сколько-то там копеек за мегабайт, там туго с безлимитом, дорого и медленно).
Вообще, первое впечатление от украинцев не очень приятное. Свое желание вытянуть из нас деньги любыми, в том числе обманными, способами они даже не маскируют. На светофоре подбежал мужик, обрызгал лобовое (только что бесплатно вымытое на заправке «Шелл») какой-то суперфигней от насекомых, протер и давая канючить «тетенька, дай соточку». Дала «племянничку» (он даже на вид раза в два меня старше, что это у них за манера такая?) две гривны и послала.
Дальше ехали без приключений. Крым встретил солнцем, грифонами…
…почти пересохшим Сивашем («благоухает» же он).
…и бесконечными рядами всякой рыбы и фруктов. Саша в своем репертуаре — упрашивала об остановке часа два, на распоследнем базаре купили арбуз за бешеные деньги (5 гривен за 1 кг., говорю же, любой ценой ободрать туриста для украинца — дело чести. Больше я так не попадала). Навигатор по-прежнему чудил, повел нас такими дорогами, что и не все местные про них знают. Они вообще много чего не знают о своем полуострове (и Крыме в целом, и Керченском в частности), даже ближайших окрестностях.
К вечеру добрались до Песочного, созвонились с хозяином, нашли дом. В этом небольшом курортном поселке всего одна улица, заблудиться сложно.
Короткая справка — село Песочное находится точно посередине побережья Казантипского залива. Между селом и берегом — сосновый лес искусственного происхождения, немного смешанного леса (этот похоже сам вырос, но полной уверенности нет) и плавни, в которых вроде как при перелетах останавливаются на отдых всякие перелетные птицы. Раньше был заповедник, причем закрытый, на дороге сохранились остатки шлагбаума и будочки охранника. Два или три пансионата, плюс местные жители начали строительство гостевых домиков в своих усадьбах. Два магазина (цены высокие, зато есть кондишн, это в одном, про второй магазин слышали, но не видели, где он там), местные продают молочку, овощи-фрукты (немножко), все дорого, цены на молочку, например, каждый день росли на 1 гривну, я терпела до 7 гривен за литр молока, потом послала, всеравно дети не особо на эту молочку налегали, зато хозяйские собачки и прочие свинюшки-курочки и т.д. меня со второго дня за кормилицу считали ))) Мяса нет, рынок в Останнем (километров 5-10 от Песочного). Есть кафе (так и не собрались зайти, что там, не скажу, но иллюминация есть), в выходные дискотека. Много брошенных домов. Коровки там всякие, лошадки бродят, запах соответствующий. Экотуризм в полной красе.
Первое впечатление о Песочном и нашем жилье — мы скорее переплатили, оно не стоит и этих денег.
Кухня с крохотной терраской, где мы завтракали, через стенку с крольчатником, чуть дальше свинарник и курицы-утки.
В комнатах только кровати и по 1 тумбочке, по одному стулу. Насекомые (Витя в душ не ходил из-за мокрицы долго, зато наш «зеленый» папа каждое утро с ней здоровался :)). Из плюсов — комнаты довольно большие. И абрикосовое дерево во дворе (как раз поспели, ели, сколько хотелось). И ласточки гнездо в одном сараев устроили, летают красиво, щебечут. Ну и хозяева приятные, ненавязчивые люди. Правда, у них маленький ребенок, и он орет. А нашим детям орать громко играть было нельзя, потому что тогда их ребенок проснется и будет опять орать :). Поэтому днем мы там практически никогда не были, только ночевали.
Еще из плюсов — ватерклозет и душ с горячей водой, но совместный, а нас 5 человек, маловато будет, по утрам очередь ). Стиральная машинка моя ровесница, полоскать в баке, посуду мыть в тазике, вода желтоватая, солоноватая и пованивает, пить ее точно не смогла бы, после нескольких попыток и готовить стала только на покупной (а она дорогая там, даже в супермаркетах 5-литровая бутыль 8-10 гривен минимум, в местном магазине — 30-40 гривен, минералка от 8-10 гривен за 1,5 литра, сок 10-14 за литр, зато пиво 4-5 гривен за 0,5). За каждую комнату 150 гривен в день. До моря полтора километра, первый раз поехали на машине, за что получили выговор от местного эколога Романа. Причем местные все как раз ездят, а не ходят на море. Но им, по мнению Романа, можно, они дикие люди, не понимают про экологию, охрану окружающей среды и т.д.
Море оказалось мутноватым, грязноватым, прохладным,…
…да еще и с блохами. А они кусаются. Выяснить, кто же они такие, интернет не помог. Вот наиболее похожие фотографии:
Эти плавают.
Эти сидят на плавающих везде водорослях.
Морскими блохами обычно называют гамарус (корм для аквариумных рыб), но он выглядит вот так:
…и живет вроде как в песке, а не в воде. И не кусает. Другая версия — Talitridae, морские вши. Местные, не мудрствуя лукаво, называют своих тварей блошками и очень удивляются нашей реакции — типа, ну что за мелочь-то, подумаешь, блошки, подумаешь, кусают. Но дети после нескольких попыток вообще перестали в море заходить. Так что вряд ли мы еще когда-нибудь поедем на Азовское море. Тем более, что нашла я в Крыму место, где народу нету, а море (Черное) чистое, теплое, безлюдное! Товарисчь Роман, я вам точно рекламу подпорчу, за блох и выговор вы этого более, чем заслуживаете ;). Я в вас полностью разочарована..
Но издалека море выглядит красиво, пляж ракушечный и почти безлюдный. По крайней мере, рано утром и поздно вечером.
В лесу живет много ушастых ежиков, по ночам они постоянно приходят в деревню, и Саша их периодически фотал.
Крымские ежики. Часть 2, в Крыму
5 июля весь день ездили по ближайшим окрестностям и искали пляж без блох и чтоб людей поменьше. Не нашли. Нашли с волнами — при волнах блохи не успевают вцепиться, даже если стоишь неподвижно. К сожалению, в последующие дни волн больше не было…
6 июля
К обеду собрались на первую вылазку, в Керчь.
Сначала искали Митридат, так называется холм в центре старой части города, где в древности находился акрополь Пантикапея, столицы античного Боспорского царства, а сейчас его развалины и мемориал в честь освобождения Крыма. Ира Навителова не изменила себе — сначала завела нас в противоположный конец города, потом долго кружила по улочкам, предлагая проехать даже не козьими тропами, а кошачьими ходами какими-то :). Но в итоге вывела куда положено.
Гора Митридат — символ Керчи.
На нее ведет длинная-длинная крутая лестница с грифонами, называется Митридатской, автор — архитектор-классицист Александр Дигби…
…но мы, благодаря Ире Навителовой, заехали «с тылу» ). Вид, открывающийся с Митридата, действительно впечатляет, немножко видно даже Россию. Ну и, спасибо Люсе, с этого путешествия у нас есть фото семьи в полном составе, обычно-то кто-то должен держать фотоаппарат и в кадр не попадает :).
А тут видно внизу какое-то сооружение, почему-то подумала, — открытый дельфинарий. Но интернет показал, что в Керчи нет дельфинариев. Я согласна с теми, кто называет закрытые дельфинарии хлорированными тюрьмами и не хожу туда принципиально. Открытый — другое дело, это ведь то же море, но огороженное. Ближе так и не подошли, не выяснили…
Очень торжественно смотрится Обелиск Славы в память освобождения Керчи в 1943 г. и всего Крыма в 1944 г. Лазающие по пушкам (это зенитные орудия) дети не дают торжественности перерасти в пафос. Ну и внушают оптимизм, что ли — ради этих детей теперь уже почти 70 лет назад советская армия сражалась и за Крым в том числе.
Развалины Пантикапея в отвратительном состоянии. Везде мусор, пивные бутылки, окурки, некоторые остатки зданий явно используют как туалет. Здесь мы впервые наглядно видим, как относится Украина к историческому наследию. Отвратительно относится. Но традиционный ритуал объятий с колоннами я всеравно выполнила.
А вот что нам говорит википедия со ссылкой на другой сайт о том, чего мы не увидели:
«В недрах северных склонов горы Митридат прямо под жилой застройкой расположен гигантский подземный некрополь — сложная система позднеантичных склепов Пантикапея, соединённых между собой грабительскими лазами. Исследования склепов горы началось ещё в п.п. XIX века. К 1895 г. было исследовано более 200 склепов, а также оконтурились общие размеры некрополя — его длина более 1 км, а ширина до 250 м (площадь свыше 15 га). В конце XX в. к исследованиям привлечены спелеологи. В настоящее время известно и описано лишь несколько сотен склепов III—V в. н. э., однако по расчётам некрополь насчитывает свыше 3,5 тыс. камер».
Местные жители используют эти склепы как выгребные ямы…
Потом поехали к османской крепости Ени-Кале 17 в.
Была основана турками на берегу Керченского пролива в 1699-1706 годах. Строительством руководил Голоппо — итальянец, принявший ислам, участие также принимали несколько инженеров из Франции. А я думала, что это крепость Керчь, построенная в 1857 г. после Крымской войны, в Великую Отечественную почти разрушенная. Мне очень стыдно :((. Но в Крыму столько этих всяких крепостей, в итоге я в них запуталась и так и не посетила самую сохранную, в Судаке!
Несмотря на уверения местных музейщиков — никаких следов заботы о Ени-Кале мы не заметили. И снова следы использования в неприличных целях и мусор :(.
Потом искали пляж с песочком.
Нашли, хоть и грязненький.
И нашли там несколько целых больших ракушек рапанов! Таких больших, зеленых и целых мы больше нигде не находили. Потом поехали к Аджимушкайским каменоломням и царской могиле, но они уже были закрыты.
Вечером, когда все, кроме Саши, ушли спать, нас посетил очередной ежик.
7 июля
Было решено устроить первый «дальняк» :).
После обязательной утренней прогулки по лесу, купания и завтрака выдвинулись в сторону Феодосии. Там нашли дикий пляж (сразу после всех платных и пансионатов — там вроде как проход, с одной стороны забор, с другой стороны деревья и дальше тоже забор, рядом пешеходный переход, за полем — видимо, местная первая линия эконом-класса (хрущевки, и пр.), но вход в воду каменистый и вода холодновата. К тому же начал накрапывать дождик.
Немного искупались и поехали дальше.
Первой целью была Генуэзская крепость в Феодосии. Она построена в XIV в. Генуэзской республикой для обороны своего крупнейшего владения в Крыму — Кафы. Генуя и Флоренция в это время заняли чуть не все острова Средиземного моря, и сюда тоже добрались.
Состояние крепости обычное для Украины. Грязь, мусор, разруха, уцелевшие стены расписаны граффити.
Башня Климента, в ней живут ласточки. Названа в честь Римского папы. Эта крепостная стена была намного больше, ведь внутри помещались дворцы, госслужбы, церкви, склады. Но в XIX почти все разобрали. Вообще при виде некоторых построек местных жителей возникают серьезные подозрения об источнике строительного материала. Собственно, многие книги и интернет-сайты содержат информацию о том, что местные жители действительно разбирали древние стены для своих хозяйственных нужд.
Рядом с крепостной стеной небольшая церковь очень греческого вида, сложенная из дикого камня. Нынешнее строение датируется XIV в., но есть данные, что первоначальное здание было сооружено в VIII в. Церковь действующая, мы как раз попали на крещение.
Знаменита тем, что в 1472 г. в ней отслужил благодарственный молебен о своем возвращении Афанасий Никитин. Кстати, он остался в Кафе на три года и именно здесь написал свое «Хождение за три моря».
Памятник Афанасию Никитину, бесстрашному русскому купцу-путешественнику. Респект соотечественнику! Люблю и уважаю таких людей, которые умудряются хобби с бизнесом совместить. Заниматься тем, что тебе нравится больше всего, да еще и зарабатывать на этом неплохие деньги!
Уже перед церковью нас застал ливень, дальше он только усиливался.
Под дождиком погуляли по набережной в Орджоникидзе и проехали чуть дальше — решили подняться на гору, которая, как позже выяснилось, называется Васюковка.
Но дождь усилился, близилось время обеда, а тут кафе. Оно оказалось лучшим едальным заведением Крыма — кафе «Живое пиво» у горы Васюковка за Орджоникидзе в сторону базы киевского Динамо. Какую обалденную кефаль на гриле готовит его хозяин Александр! И шашлык — лучший в Украине. Он нас визиткой своей снабдил, мы с дороги звонили и заказывали, чтоб к нашему приезду готово было, очень удобно. Внизу галечный дикий пляж со скалами и крабами.
И место, и виды — просто замечательные.
Чудесно пообедав (даже Витя поел шашлыка!), поехали дальше — Коктебель, Судак, Алушта и еще что-то, заехали в Солнечную долину на мыс Меганом.
Ни на какие памятники истории и культуры не ходили — дождь доходил до ливня периодически (Крымск в России в этот день вообще затопило, нам все названивали родственники-друзья, думали, нас тоже зацепило). Обратно ехали через горы поверху, Саше хотелось серпантинов, но дождь все испортил, в такую погоду гонять нельзя.
Где-то в районе Насыпного (недалеко от Старого Крыма) нашли оптово-розничный рынок сельхозпродукции. Купила арбуз по 2,5 гривны/кг, яблок, огурцов-помидоров, еще много всякого, вернулась к машине еле-еле, груженая, как ослик :). Но меня надули, имхо. В том же Коктебеле на Центральном рынке цены если и выше, то совсем чуть. Любят украинцы обдирать туристов, даже в Крыму, где к русским относятся лучше, чем в остальной Украине.
Вернулись поздно.
Ночью опять приходил ежик :)
8 июля
Аквапарк в Коктебеле. Конвоировать детей пришлось мне, как сказал Саша — «твоя очередь, ты мне два аквапарка задолжала». Цены дикие, и за вход и внутри за все, пиво теплое, брр. Ненавижу аквапарки. И еще, пока Саша гулял по набережной, машину вскрыли и сперли нетбук тошиба. Вот тут это и произошло.
Причем рядом лежал куда более дорогой планшет (?) «самсунг» — не тронули. Наверное, решили, что из-за такой мелочи, как «тошиба», мы в полицию не пойдем, а за «самсунг» можем и заявить. Плохо только, что «тошиба», хоть и мелочь, но чужая :(. Машину вскрыли чисто — Саша сказал, сигналка повякала и успокоилась, он вернулся — машина заперта, отсутствие «тошибы» позже мы обнаружили. А там мультики… К тому же Саша забыл намазаться кремом и сгорел.
Дети аквапарком были счастливы, я — нет. Из вредности забыла взять в аквапарк камеру, на «асере» моем сдохла карточка и фотать он отказался. Из аквапарка фоток нет. Со всех позиций аквапарк средненький. Я, конечно, не эксперт (поскольку терпеть не могу аквапарки), но, ИМХО — горки так себе, народу много, часть лежаков вообще поломанные стоят…
Немного утешила в этот день только великолепная форель от Александра.
9 июля
Начать решили с поисков нормального пляжа. Проект Яндекса «Народная карта» помог обнаружить некую Песчанку (Пещанку) (не доезжая чуть до Приморского свернуть в сторону моря и ехать все прямо, пока не уткнетесь в шлагбаум военного объекта, там направо и до проема в другом заборе, проем перетянут веревочкой, рядом сидят в теньке 2 остапа бендера и берут по 15 гривен с машины «за вывоз мусора». Баки на территории есть, но мусор все равно везде валяется, нет кабинок, нет душа, биотуалет закрытый стоит. Но сам пляж неплох — песочек, более-менее чистое море (ну, пригнал шторм немножко водорослей, так блох-то нет и ладно! И вода ГОРАЗДО прозрачнее и чище азовской.
Накупались :). К тому же Витя сразу нашел себе друга, еще и наигрались.
И поехали посмотреть на недостроенную Крымскую АЭС (ее перестали строить после Чернобыля).
Витя восторженно орал: «Зона! Сталкер! А вот сейчас кто-то (не помню я эти термины из его игрушки) выскочат!», но внутрь его Саша с нами не пустил, и сам не пошел, поскольку физически не может зайти за табличку «Частная собственность. Объект охраняется». Охрана нас с Люсей видела, когда мы в здании шарились, через проломы в стенах, но не среагировала никак. Далеко не полезли — экипировка не та и фонариков нет.
Действительно готовая декорация для всяких антиутопий, Бондарчук тут «Обитаемый Остров» снимал.
Я люблю полазить по таким местам, с детства еще любила, на ногах до сих пор шрамы кое-где остались :)). Но в данном конкретном месте все же свербила мысль «Государство потратило на строительство Крымской АЭС миллионы, по некоторым источникам, даже миллиарды, советских твердых рублей».
Потом посмотрели на ветроэлектростанцию. Два ветряка даже работают.
Два работающих ветряка стоят на месте когда-то действующей гелиостанции. Весь этот район — энергетический полигон еще с 50-х гг. прошлого века. Старые низкие ветряки стоят на дамбе пруда-охладителя АЭС. Но ни разу мы не видели, чтобы они крутились. А большие крутятся, когда ветер есть. Проект с гелиостанцией провалился почти сразу — практически все вырабатываемое электричество уходило на работу системы ориентации зеркал.
Проездом были в Щёлкино, бывший город атомщиков, основан в 80-х гг. прошлого века, назван в честь учёного-ядерщика К. И. Щёлкина (Киракос Метаксян), о котором академик Курчатов в 1949 году сказал: «Что ж, у бомбы (атомной) имя уже есть, пусть же будет и крестный отец — Щёлкин». Ныне это шумный, пыльный и грязноватый курортный город. Я бы в нем отдыхать однозначно не стала.
Чуть-чуть погуляли по Казантипу, но ближайшую бухту оккупировали рыбаки, искупаться не удалось. Очень хотела бы здесь пошляться в одиночестве подольше. Что-то есть в нем, в этом Казантипе. Тянет просто погулять, идти и идти, сворачивать к бухтам, слушать тишину и птиц и море…
В дополнение к экскурсии по АЭС: а собаки там правда есть, ротвейлер на цепи. Но мы подъехали не с той стороны, где он сидит. Да и сидит ли он там еще? В общем, собак мы там не видели и не слышали, хотя облазили все, что можно было облазить безопасно. Увы, диск с видео сдох :(. Жалко.
Но в целом — хороший день.
10 июля
ЮБК. Так долго ехали и так капризничали дети (в основном Витя), что все впечатление смазалось. Купались только раз, на этом грязноватом пляжике (в Крыму все пляжи и пляжики грязноваты, хоть платные, хоть дикие…).
Из объектов одно Ласточкино гнездо.
Но в целом ЮБК, конечно, очень красив — так все пышно и ярко.
От Ялты запомнились пробки :(.
Еще закупились массандровским вином на заводе.
Увидев дикие очереди на дегустацию, решила обойтись… Вообще природа на ЮБК намного пышнее, конечно, и горы безумно красивы, но сколько же там народу! Лично для меня — неприлично, неприемлемо много. За такие деньги лучше на Крит или Кипр и там рентакарить. Цены — ниже, народу — меньше, климат — средиземноморский, море — не сравнить! Крым ценен только всякими безлюдными Опуками и Киммерийскими валами. Ну и дешевле местами, так и качество даже этой цене не соответствует. Собственно, одна из наиглавнейших ценностей Крыма для нас на самом деле — туда можно доехать на своей машине, а Саша хотел белую «Импрезу» к морю выгулять через пол-России :). Предыдущую красную выгуливал в Абхазию в 2010, а эта, типа, чем хуже? :) Ох, не избежать нам выгула белой и к Байкалу :) Да я и не против, хоть к Японскому морю :).
Ночью пришел очередной ежик :).
11 июля
Снова Керчь, вторая попытка посмотреть Аджимушкайские каменоломни и Царский курган. И грязевые вулканы до кучи.
Каменоломни производят гнетущее впечатление. Инсталляции и речь экскурсовода несколько нарочиты и искусственны. Если отвлечься от нарочитости и искусственности сами факты поражают — 13-метровый колодец, выдолбленный вручную, высасывание воды из камня, ампутация ноги без анестезии… Тяжело даже представить себе, как люди могли такое вынести. Собственно, они и не вынесли. Но не сдались. Атмосфера мрачного, абсолютно безнадежного упорства — они понимали, что шансов нет, но не сдались. Экскурсовода — менять, инсталляциям — убавить театральности. Очень хотелось сказать тетеньке ведущей, что они боролись не просто за советскую власть, как она думает, они боролись за свою родину и свободу. За всех нас, за нашу родину и свободу. И в конечном итоге всеравно победили. Блин, их газами травили, а советское командование это так и не признало… Типа, их там не забыли, их просто не было. Но какие ЛЮДИ! Минута молчания в полной темноте — зачет организаторам экскурсии. Ее соблюдали даже 5-летние дети…
Так, по технике: или берите свои куртки/свитера/пледы, или арендуйте у находчивых организаторов куртки (5 гривен). Внизу реально холодно (+10) и спертый сырой воздух, Витя астматик, через час начал кашлять. Саша не астматик, но ему тоже как-то плоховато стало. Как они полгода жили и сражались?! Там есть детское кладбище, я не смогла сдержаться, расплакалась… Туда приносят игрушки. Это страшновато выглядит — пещера, полная мягких игрушек, на переднем плане игрушки образца 40-х годов (кроватка и еще что-то, типа швейной машинки) и небольшой стенд с объяснением, что здесь нашли несколько детских могил. Местные жители, которые сначала сюда все спрятались, они потом вернулись в свои дома, и в оккупации можно выжить. Но вот семьям коммунистов деваться было некуда. Ибо, как рассказали мне потомки свидетелей (бабушка тещи моего брата воевала в Крыму! Как тесен мир..), эти самые местные жители за копейку сдавали всех коммунистов на раз.
Фотографировать внизу нельзя, сняли только портал входа
Тут же, в здании комплекса два музея, один про поисковые работы в каменоломнях. Каждый год сюда приезжали поисковые экспедиции: школьники, студенты, курсанты, журналисты (несколько раз экспедиции организовывал журнал «Вокруг света») под руководством энтузиастов-краеведов и исследовали каменоломни. В Керченском историко-краеведческом музее есть отдел обороны Аджимушкая, они тоже ежегодно организуют поисковые экспедиции. В музее находки из каменоломен, копии и оригиналы документов, фотографии участников экспедиций.
Второй музей — оружия. Автоматы, пулеметы — советские, английские, немецкие, все можно потрогать, подержать, сфотографироваться, еще всякие каски и прочая атрибутика. Витя конечно перехватал все.
А Саша не только перехватал, а еще и поразбирал, подергал затворы и т.д.
Даже Люся не удержалась.
И Ксюша.
В общем, дети были счастливы :).
Дальше Царский курган. Грандиозное сооружение. Как сказал ее открыватель, директор Керченского музея Антон Ашик: «Самая замечательная гробница есть бесспорно та, которая была названа мною Царской. Мало есть памятников, которые могут соперничать в изяществе с этой гробницей. Огромные стены составляли вход в гробницу; он в самом начале своем был заложен огромными плитами, скрепленными по концам свинцом. Хотя расходы, употребленные на раскопку Царского кургана, не покрылись открытием сокровищ, однако, труды наши вознаградились находкою гробницы, которая по величине и устройству своему принадлежит к самым замечательным памятникам этого рода на Керченской земле». Подобных сооружений нет ни в самой Греции, ни на всем Причерноморье. Ученые предполагают, что она была построена для Левкона I (389-349 гг. до н.э.), при котором Боспор достиг могущества и экономического расцвета.
Музей при гробнице мал и скучен. Забавно смотрится разве что инсталляция на тему «черных археологов» 19 в., которых в Керчи называли «счастливчиками».
Потом поехали на грязевые вулканы, посмотрели, как они булькают. Говорят, тут однажды танк утонул. Называются они Вулганакскими и находятся недалеко от села Бондаренково. В интернете сказано «Все они постоянно бурлят, извергают грязь и газ» — брехня, так, побулькивают слегка.
Лето сухое, даже грязь высохла. Подносить спичку, чтобы выяснить, где метановые, а где сероводородные вулканы, не рискнули.
Потом поехали купаться в Керчь — пляж маленький и загаженный, в воде мусор и ряска какая-то и при этом толпы людей…
Зато рядом античное городище Мирмекий! На северной оконечности Керченской бухты, на так называемом Карантинном мысу (ул. Московская). Это городище ежегодно копает экспедиция Эрмитажа! Но тогда их не было, а жаль.
Ночью вместо ежика пришел кот :).
12 июля
Морская прогулка в Коктебеле вокруг Кара-Дага. Прогулка и прогулка, искупаться в открытом море мне не дали…. А какая же там наибирюзовейшая вода! Потом купались на пляже, показался грязной лужей.
Экскурсия дурацкая, тут уже писали как-то «вот эта скала похожа на зайчика, а эта на слоника», только у нас еще «вот профиль Пушкина, а вот Волошина». Но брызги морские в лицо хоть раз надо.
Потом типа шопинг на базарчике в Коктебеле — традиционное полотенце с картой (ПОЛУ)острова, моллюски на шпажках, фрукты-овощи на рынке…
13 июля
Севастополь через Симферополь.
В Симферополе посетили Неаполь Скифский. Ира Навителова сегодня просто звездила, да и яндекс от нее не отставал. Если мы случайно с козьей тропы сворачивали на нормальную дорогу, которая тоже вела к нужному объекту, Ира начинала верещать и требовать развернуться обратно на козью тропу!
К Неаполю Скифскому подъехали в итоге с «черного хода».
Думали, закрыто, пофотаем через забор и все. Но тут прибежал мальчик, сказал, что все открыто, все работает и для нас даже за небольшие деньги проведут экскурсию.
Местные археологи подрабатывают и экскурсоводами — двое копали,…
…один нам рассказывал.
Маловато эрудиции, хромает стиль изложения, но зато видна искренняя заинтересованность предметом и честный энтузиазм. Рассказала ему про наших алтайских скифов, про свои экспедиции. Если бы Саша меня все время за юбку не дергал, задержалась бы там на пару часов, а лучше — недель :). Респект вам, мои симферопольские бывшие коллеги! Всем любителям древностей рекомендую к обязательному посещению.
Уникальный памятник истории: Столица Крымской (Таврической) Скифии, реконструкции, интересный рассказ, можно сказать, «из первых рук», от экскурсовода-археолога, который сам тут всякие вещи раскапывает и интерпретирует. Кстати, Неаполь Скифский оставляет куда менее гнетущее впечатление, чем Пантикапей: никакого мусора, разрухи. Следят мои бывшие коллеги за порядком и ликвидируют следы многих лет постсоветского забвения. Граффити на реконструкции привратной башни (ее соорудили для защиты настоящих остатков мавзолея Скилура) еще остаются, но мусор весь убран, все расчищено. Но государством охраняется только центральная часть городища :((( В этой центральной части откопали:
могилу Скилура…
(это копия герасимовской реконструкции, действительно очень похоже на сохранившиеся изображения Скилура)
…зернохранилище (зерновые ямы),…
…винодельня (а раньше думали, что скифы вино делать не умели, только покупали)…
…бассейны для запасов дождевой воды…
(скифы торговали зерном и лошадьми, то заключали династические браки, то воевали с соседними греческими колониями. В Неаполе обнаружено захоронение с надписью на греческом с упоминанием о скифском царе Арготе)
…ритуальный бассейн непонятного назначения.
А вот общий вид с башни, на нее можно подняться по лестнице:
В Севастополе толпы народа.
Набережная красивая, но я не выношу людских скоплений! Увы, ничего не поделаешь, чек-пойнт у памятника погибшим кораблям Саше поставить надо было — там фотался его дед, его отец, теперь он с нами :).
Аквариум — м-да, в Энском зоопарке примерно такой же, ИМХО. Лучший экспонат в Севастополе — огромная черепаха, но у нее такой маленький бассейн..
Херсонисос — жаль, что музеи уже закрыты были. Приятно, что можно и побродить по античным развалинам, и тут же искупаться: или в спокойной Карантинной бухте с песочком, или на мысу в скалах. Безумно красиво на закате, но камера села, как обычно. Впрочем, колонны, озаренные закатным солнцем, все равно было не разглядеть за толпами туристов. Да и неинтересно мне было фотать остатки раннехристианской базилики, это ж не древнегреческий храм.
Прекрасная идея — театральные постановки на древних развалинах. Там особенная акустика и в целом атмосфера. Я не люблю театр, а вот Вите понравилось.
Домой добрались уже в первом часу ночи. Ночью пришел совсем маленький ежик :)). И очень ласковый, уходить не хотел, на руках сидел спокойно, только сопел и носом тыкался.
Ежики там вообще какие-то одомашненные. Не боятся, не кусаются, очень доверчивые. Что их и губит :(. Если мы потемну возвращались, то ехали очень медленно и внимательно. Кстати, это сохранило жизнь минимум 3, вовремя замеченным ежикам! И ни одного мы не задавили. Но судя по многочисленным останкам менее удачливых их сородичей, другие водители или не так внимательны, или им пофиг :(.
14 июля — 15 июля
Спасибо яндекс-проекту «народная карта», с его помощью мы нашли лучший по моим критериям пляж на Черном море — пляж у мыса Опук. Если его еще и очистить от водорослей и мусора (есть немного, часть не от туристов, а морем принесло), пару пальм посадить… Но зато сейчас: нашими ближайшими соседями были чайки (жирные и наглые, Саша их гусями называл)…
…и дельфины (проплыли разок вдалеке). Нет, другие люди тоже были, но на границе видимости. Ближе 200 метров только один раз парень прошел, искал что-то.
Подробно рассказывать, как найти этот пляж, не стану Навигаторы и спутниковые карты вам в помощь — этого пляжа достоин лишь тот, кто сможет его найти! Что не так и сложно, надо просто захотеть.
В свое время в Абхазии мы хотели найти подобный пляж недостаточно хорошо ( Надо было просто продолжать ехать от Пицунды по берегу вдоль моря, и тогда мы имели неплохой шанс добраться до безлюдного песчаного пляжа.
Два дня мы просто купались. И купались, и купались, и купались — даже Саша!!! Он купается только на самых лучших пляжах, с самой чистой и теплой водой :).
Вот какой там песочек на макросьемке. Там на берегу грязь в основном — водоросли, антропогенная подальше за кустами.
Еще очень хотелось полазить по самому Опуку, там заповедник, и древний киммерийский город Кимерик, и где-то там Киммерийский вал. Но на дороге знак «кирпич» и вывеска «на территории заповедника автомобильное движение запрещено». Как я уже писала, Саша за такие знаки физиологически заехать не способен Идти же туда пешком с детьми не получится. Далеко, и тропы не самые комфортные, и змеи, и тарантулы и прочие радости… В следующий раз!
Когда-нибудь я обязательно попаду туда снова.
Последний вечер на море — и снова прощай на год.
В наших краях, правда, есть не самая плохая замена Азову (все-таки это недоморе, ИМХО) — Яровое и Обское море рядом в Новосибирской области. Яровое вполне себе вариант выходного дня, от Барнаула 450 км, вода чистая достаточно (примерно как в Азовском, только не так сильно рыбой воняет, и намного более соленая, и местные блошки НЕ КУСАЮТСЯ! А наоборот, чем-то там страшно полезны организму :). Честно говоря, не понимаю отдельных товарищей, которые там ни разу не были, но изо всех сил с пеной у рта и матами его всяко хают. Больные люди, ИМХО…
Учитывая, что до Азова — 4 500, а до Ярового — 450 км., Яровое совсем неплохой выбор :) Только народу много, не буду я его больше рекламировать :).
Часть 3. Дорога обратно
16 июля
Утром традиционная прогулка на море — ни ветерка, море тишайшее, блохи спокойно сидят на водорослях и даже не укусили ни разу. Но сидят, гады (зеленые такие, прозрачные). Вода температурой за 30, по ощущениям. Заплыла подальше, легла на спину и чуть не уснула :) Девочки решили, что точно уснула, кричали, будили.
И поехали мы в обход Азовского моря — почитали отчеты, посмотрели всякие сайты, решили, что как-то страшновато, вероятность нарваться на многочасовую очередь, штурмы таможни и т.д., и недешево это все. Поехали мы на отложенные гривны в обход, на Мариуполь. Хватило несколько раз заправиться, пообедать, купить напитков-мороженого. Но за 15 км до границы все как-то кончилось — и гривны, и бензин. И терминала нет. И обменника нет. Спасибо тебе, мил человек, казак из деревни Безымянная! Узнав, что терминала нет, попытались выехать с заправки: и фсе, машина встала. Так растерялись, что даже не воспользовались возможностью откалибровать бортовой компьютер на пустой бак. Вручную затолкали машину обратно и добрый казак заправил нам 10 л. за 550 руб. (нормальная, в общем, цена).
И проехали мы из этих 15 не более 14, точно, и уткнулись в конец очереди… У кого-то пересменка. Украинцы кивали на наших, наши хамили. До сих пор не уверена, правильно ли мы поступили, поехав в обход Азовского моря — на границе потеряли довольно много, на обход потратили целый день, который вполне могли бы провести на Опуке, а потом тихонько двинуться к парому. Ну пришлось бы еще немножко денег на гривны поменять, да и ладно, Опук того стоит.
Учтем на будущее.
Но ладно — проехали границу, пошли на Ростов. Ростов проехали ночью по навигатору — ух, как вспомню, что там днем творится! А ночью ничего, тихонько и свободно.
Прошли за день примерно 700 км, заночевали в первом же отеле со свободными номерами (далеко не первом из проверяемых, трудно после 22:00 ночевку свободную найти, факт!). 1 800 — дороговато за трехместный с удобствами на этаже, но зато кондишн есть в номере.
Еще одно достоинство мотеля: там же кафе. Кормят так себе (хоть и «халяль») и не особенно дешево, но персонал душевный: долго ждали сашиного лагмана (катали домашнюю лапшу), зато его принесли нам на стол с извинениями. Накануне вечером, кстати, нам подавали манты с рубленой бараниной — весьма неплохо, Саше понравилось. Детям — нет….
Дальше кратенько по пунктам.
В целях патриотического воспитания планировалось заехать в Волгоград на Мамаев курган. Заехали…
В Волгограде большая беда с ЖД-переездами, на двух постояли.
Все было хорошо, кроме одного — масло кончилось. Которое было, «импреза» съела ниже нижнего уровня. Не имея возможности добыть нужного масла (только «виско»!, я замаялась эти зеленые бутылки высматривать), применили эконом-режим движения — никаких резких разгонов, обороты не выше 2,5, скорость не более 100, в среднем 60-80. Зато расход упал до 6-7 л. на сотню! Рекорд :).
Дороги Волгоградской области — такое впечатление, что их как разрушили, чтоб фашисты не прошли, да так и бросили с тех пор. Я считала их худшими, пока не дошли до участка Саратов—Пугачев. Про него уже писано-переписано, и каждый год все хуже.
Но дороги в Волгоградской области все-равно полный отстой.
За Дубовкой нашли приличное и недорогое кафе, пообедали и поехали дальше. Дорога отвратительная — фуры, грязь, везде сплошная (иногда со знаком, иногда без, проверять не стали). Ночевать остановились в отеле «Отель», утром выяснилось, что он стоит на берегу большого красивого озера. Ближайший населенный пункт Орловское. Отелю зачет по всем позициям. Кондишна нет, но вентилятора нам вполне хватило (под утро даже укрылись одеялами). Номер уютный, с душем и туалетом, кровати полутораспальные, так что нам на пятерых хватило трехместного номера (а других все равно не было). И хозяйка приятная. Минус один — мы там заслуженные экковские сандалики забыли (эти сандалики мочили и в Байкале, и в Ионическом море! И во всех почти знаковых водоемах между ними). Эххх, жалка..
Утром нашли недалеко по трассе приличное кафе, рекомендую. Хотя пиццы, заявленной в меню на улице, там нет. Что очень расстраивает подростков — и наша, и соседские кинулись к этому кафе с воплями «пицца!!!!», а кушать пришлось котлетки с картошкой (фри, это всех несколько утешило:)). Там даже не столько кухня, сколько персонал приятный, так по-домашнему, по-бабушкиному к нам отнесся :)) Из минусов туалет уличный. Но чистый и даже с зеркалом.
Традиционно унылая Башкирия с отвратной едой, потом Урал — все без изменений, что днем, что ночью.
Движение на восток съедало в день по часу, что не лучшим образом отразилось на нас — ночлег искали вечно потемну. И на Урале снова пришлось заезжать в Усть-Катав, на трассе все занято. Нас узнали, дали тот же номер :).
Завтракали в кафе «Европа-Азия». Так себе, не рекомендую. Тут, кстати, произошел прикольный момент — Саша встретил грузовик, который у себя в Барнауле перед отпуском растаможивал. А через 30 минут позвонил его владелец :))). Бывают же совпадения.
Прощай, Европа!
И надо ж так, мы по дороге встретили несколько раллийных боевых машинок, буксировали на прицепах — и точно, 20 июля как раз там началось ралли «Южный Урал»!! :(. Еще один мужик на прицепике вез Феррари — но мы его и за Уралом потом обгоняли, он не с ралли :).
Р. Биргильда перед Челябинском — ремонт, движение затруднено.
Обедали в прекрасном кафе на объездной Кургана. Ну почему в нашем барнаульском бору не могут такое устроить! Только представьте, земляки с Барнаула: вместо мусорных курганов такая красота. Чистенько, приятно и, кстати, недорого. Так обидно было за родной город, ну чем мы хуже? Почему у нас нельзя так сделать на той же объездной через бор? Почему мои земляки-барнаульцы гадят там же, где отдыхают? Трудно мусор собрать с собой в пакеты и вывезти до ближайшего бака?
Решили ехать через Ишим, о чем очень сильно пожалели.
За развязкой с Тюменской трассой дорога просто кончается. Саша: «это казахи проспонсировали бомбежку». Пылища, ямищи, два потока фур друг другу навстречу уныло плетутся…
Больше никогда! Пока дорогу не сделают.
Потом небольшой кусочек почти дороги (всего лишь с колеей)). Ралли Бердюжье—Ишим, «несемся» со скоростью 60 км, знак «70» выглядит издевкой. А нам что, все равно после этого лета планируется замена стоек.
Перед Ишимом появляется ДОРОГА! Но это ненадолго, перед Абатским — ремонт, весь поток по светофору по очереди пускают по одной полосе. И очередь на этот светофор в разы, если не в десятки раз превышает очереди на всех границах. Так что лично для нас вывод очевиден и окончателен — по всем параметрам путь через Казахию в разы лучше, быстрее и даже дешевле (мы бензина на этом крюке сожгли всяко больше, чем на 80 руб., которые за страховку отдали).
Ночевали за Абатским, в каком-то комплексе: внизу кафе, на втором этаже номера. Душно, оводы (но им тоже душно, которых не перебили, сами сдохли, весь пол усыпан был их трупами), туалет на этаже, душа нет, только баня в соседнем здании. Кормят омерзительно, так испортить рисовую кашу и яичницу с колбасой еще очень надо постараться… А бедные дети давились этой кашей, пока я ее сама не попробовала и разрешила не есть эту дрянь. Кстати, рядом была забитая дальнобоями парковка. Не работает больше этот признак! Или дальнобои настолько неприхотливы стали? Саша на свой харчо не жаловался, дальнобои просто знают, что тут умеют готовить, а что нет? Впрочем, в отличие от моря, к качеству еды Саша не столь пристрастен.
Народу в кафе утром было довольно много, почти все или 55 или 45 или 70, но вот провода для «прикуривания» нашлись только у нас, пришлось для помощи местному товарищу перетряхивать весь багажник :)). Но мы никогда не отказываем в помощи нуждающемуся, если можем ее оказать.
За Тюкалинском на совершенно прямой ровной дороге понатыканы знаки запрещения обгона, ограничения скорости и так до Омска. Зачем? Некоторые с натяжкой еще можно понять и оправдать — перед перекрестками там, или поворотами слепыми (лес вокруг, например), но таких меньшинство. Остальные выглядят просто кормушками для местных гайцев. Они и кормятся. Спасибо шомику-685, кроме пензенских ковбоев, стреляющих на полном скаку навскидку, мы никого не накормили. Да и те по-честному выписали протокол, мы вообще за всю нашу водительскую жизнь не дали ни одной взятки!
Кстати, во время всей поездки единственным пунктом ПДД, который мы нарушали, был тот, что про скорость. Но и его — в пределах 50 км., чтоб не до лишения. И только в условиях, действительно позволяющих это сделать безопасно — хорошая пустая дорога. Обгоны — с тройным запасом расстояния до встречного. Я, как штурман, давала «добро» на обгон, только на таких условиях, как ни ворчал пилот «да тут три раза можно обогнать и на свою полосу вернуться, даже не ускоряясь особенно». Нет уж, лучше перебдеть. Все знаки тоже обязательно голосом дублировала, показания бортового компа и навигатора — тоже, в общем, работала «голосом компьютера» из старого фантастического фильма про космические полеты :)). Еще в мои обязанности входило поение и кормление пилота, за пассажиров отвечала Люся, определяла очередность пользования компом и т.д. :))
Остаток пути прошел спокойно и скучновато. Все камеры и знаки отслеживали вовремя. Увы, не вынес омской жары кондишн. На 1 125 км. от Челябинска нашли приличное недорогое кафе на берегу озера, в озере люди пытались купаться (уныло бредущие по колено в грязноватой водичке фигуры виднелись даже на самой середине, так что мы от этой идеи отказались). Новосибирск и Бердск — здравствуйте, родные пробки! Из-за них Грани Алтая достигли уже в темноте и полюбовались на красивую подсветку. Цивилизация, прямо. Но предупреждаю гостей края — следующая гостиница вроде в Тальменке есть, а потом только в Бийске.
Ночью добрались до дома — дети с воплями радости, взрослые с ощущением легкой горечи — маловато покатались. И пилот, и штурман сошлись на том, что вот так бы ехать и ехать, и еще ехать. Месяца так 2-3-4 (5-6-7-8 ))). Но без детей, они у нас ни разу не любители автопутешествий…. Сын мечтает об автодоме, чтоб совместить нашу тягу к путешествиям с его тягой к комфорту и компьютеру. Может быть, но на автодоме с фурами сильно не погоняешься, о его динамике и маневренности и говорить смешно :). Так что прости, Витя, может лет через -цать, на пенсии… Хотя девочки, на словах по крайней мере, остались очень довольны и готовы к новым путешествиям :)).
Кстати, мы настолько не накатались, что через неделю рванули «на пляж покупаться в теплой соленой водичке» за 450 км на Яровое :). В субботу приехали, покупались, переночевали, утром еще покупались до обеда и поехали домой :). Цель — ничто, дорога — все! Ну, или почти. В последнее время действительно замечаю, что в каждой поездке мне больше всего нравится поездка, процесс ее, а не конечный пункт, т.е., результат. Движение — жизнь? :) Это раньше только Саше было все равно куда ехать, лишь бы ехать — и он возил меня на Шерегеш кататься на лыжах каждый день из Новокузнецка (потому что в Шерегеше и Таштаголе квартиру/отель не нашли, все забито было, а в Новокузнецке у меня брат живет). Кататься на горных лыжах я так и не научилась, в Шерегеш мы теперь просто так ездим — дорога красивая, и там дальше можно через перевал на Турочак и дальше на Телецкое. Все-таки жаль, что наш сын не разделяет наше увлечение :(. На будущий год его очередь выбирать транспорт для поездки на море и я точно знаю — это будет поезд или самолет... Но в конечном пункте мы все равно арендуем машину и объездим все-все окрестности ;). И я не перестаю мечтать о стране турагов….
Ладно, хватит пока лирики, займемся математикой.
Все заправки я записывала, но только количество, без цены. О ней уже неоднократно писали — у нас за Уралом бензин дешевле, чем в их европах, причем значительно. Самый дешевый — наш, алтайский, самый дорогой — конечно, в Украине. Заправлялись только 95 и только на брендовых заправках. В Украине очень понравился «Шелл» — и по карте можно заправиться, и лобовое бесплатно моют-протирают. Но дорого, и в Крыму мы его не заметили. Обычно заправлялись на Тюменских нефтепродуктах — самая распространенная и недорогая. Качество нормальное, ничего не стучало, не бренчало. Иногда попадался не очень бензин — машина в горку туго разгонялась, что для нее совсем нехарактерно. Расход очень высокий — но тут все дело в манере езды пилота, выше я уже писала, что в экономичном режиме (скорость не выше 100, обороты не выше 2-2,5, все плавно, никаких резких разгонов-обгонов) расход по бортовому компу падал до 6-7 л. А так — около 10 +- по трассе стабильно. Да, это много, и сожранные за поездку 4 л. масла — это тоже очень много (кстати, в Яровое мы слетали тоже не особенно экономично, меньше 120 только вынужденно сбрасывали, 1 000 за 2 дня намотали — ни капли не подъела…). Поэтому сейчас машинка в капремонте. Но местный суперспец по субарам (к которому мы попали только по рекомендациям, абы как с улицы к нему не пробиться) кроме закоксованных колец ничего не нашел. Посмотрим, что будет после его золотых рук, как изменится расход… Причину пинка при переключении он тоже не нашел. Тем, кого технические вопросы интересуют глубже — велкам сюда, к пилоту, он все подробно тут расписал.
Всего было 47 заправок, залито в общей сложности 1 108 л. бензина, пройдено по грубому подсчету около 15 000 км., или меньше, скорее, меньше. Думаю, 15, это пилот загнул :). Ну забыли мы засечь одометр на старте-финише :). Лично я думаю — не более 13 000. Гм, а общий-то расход не настолько плох, как я опасалась :)).
По грубым прикидкам на бензин истрачено около 30 тыс. руб. Плюс масло докупали: две литровых канистрочки и одну четырехлитровую, это примерно 2 000 руб.
Ночевки в дороге :
Туда
1. Исилькуль, гостиница «Дружба» на центральной площади. 1 220 за четырехместный номер. Душа нет, туалет в коридоре, утром не было даже холодной воды (горячая не предусмотрена вообще), в номере душно и насекомые, четыре кровати, стол, стулья, шифоньер, минимальная посуда и электрочайник (1 на всю гостиницу). Под окнами полночи орала-веселилась местная пьяная молодежь. Охраняемой парковки нет. Не рекомендую категорически. Если уж занесет вас судьба в Исилькуль — ночуйте напротив полиции, там гостевой дом с сауной, цены чуть выше, но чистые 2-3-местные номера, горячий душ, буфет тут же есть, закрытый внутренний двор для машины. Одно плохо — в 21:00 там уже не было свободных мест.
2. Усть-Катав, гостиница «Спортивная», опять-таки рядом с центральной площадью :). 1 600 за пятиместный номер (с учетом 50% скидки на детей). Кондишна нет, но хороший душ, хоть и общий на весь 2 этаж, прямо рядышком с номером, как и туалет (тоже общий). Телевизор не работает, холодильник в холле, в номере кровати (пятое место — диван, раскладывается), тумбочка, стол, два стула, четыре стакана. В принципе, довольно чисто, белье-полотенца свежие. Парковка за гостиницей, 35 руб. за ночь. Но рекомендовать рискну только для безвыходной ситуации, каковая у нас и была. Горячая вода есть всегда, но утром нужно подождать, пока остывшая за ночь сольется.
3. Каменка (за Пензой в сторону Тамбова), гостиница «Каменка» на центральной площади :). Два двухместных номера, каждый по 800 руб., итого 1 600. Все старое, разрушающееся, грязноватое. Но душ функционирует, горячая вода есть, холодильник есть — и все индивидуальное, в номере. Охраняемой парковки нет. Не рекомендую. Мы просто не доехали до главного поворота с трассы в Каменку — там есть нормальный такой комплекс с двумя, кажется, мотелями, супермаркетом и кучей кафешек (еще раз спасибо кафе «У тещи» ИП Дасаева! Все было просто безупречно! Хоть и долго :). Надо вам еще повара и официантов, пользуетесь популярностью, вот и не успеваете :).
4. Украина, Красноград, ааа забыла название «готеля» :) Украинское какое-то. 485 гривен (около 2 000 руб.) за «семейный» номер. Лучшая ночевка получилась, кстати. Две комнаты, в одной большая двухспальная кровать, в другой большой диван-уголок, раскладывается. Телевизор плохо, но работает, водонагреватель тоже. Но не забудьте его с вечера включать, мы забыли :(.
Итого туда: 6 450 с парковками. Еду так точно не помню, кушали 2-3 раза в день, примерно на 500-800-1000 руб. за всех, плюс перекусы всякие печеньки-соки-орешки и т.д. Чтой-то не помню точно, в 10 000 вроде уложились.
Обратно:
1. Где-то за Ростовом в сторону Волгограда придорожный мотель с кафе с «халяльной» кухней. 1 800 за трехместный, душ и туалет на этаже. Единственное достоинство — кондиционер. Парковка рядом. Не рекомендую.
2. Орловское (300 км. до Самары) Отель у озера. 1 600 за трехместный — душ/туалет в номере, очень уютно, тапочки выдают, есть вентилятор. Парковали перед крылечком. Рекомендую!
3. Усть-Катав, «Спортивная» :) 1 600.
4. За Абатским где-то на трассе придорожный комплекс для дальнобоев. 1 200 за трехместный (нету больше). Душно, оводы, туалет на этаже, душа нет (баня в соседнем здании). Не рекомендую.
Итого обратно 6 200, на еду где-то тоже около 10 000.
Всего ночевки и еда в дороге около 32 650 +30 000 бенз +2 000 масло, получаем приблизительную стоимость дороги 64 650 за пятерых (по факту трое взр. + два реб., за Люсю везде платили, как за взрослую). Гм… Не сказать, чтобы дешево, но даже плацкартные билеты обошлись бы на такую толпу дороже, факт! Тем более, с учетом еды, такси до/от поезда и т.д. И без личного транспорта на отдыхе — это не наш вариант, т.е., пришлось бы еще арендовать на месте машину.
Расходы на самом отдыхе:
Жилье — две комнаты по 150 гривен в сутки каждая на 12 дней — около 15 000 руб. Остальное подсчитать сложнее. Ели когда дома, когда в кафе, фрукты-сладости-экскурсии-сувениры… Самая большая трата — аквапарк. Где-то тыс. 30-45 (рублей) за 12 дней на еду-питье и развлечения точно ушло. Так карманные расходы даже при олл-инклюзиве никуда не деваются. По факту мы тратили от 300 до 1 000 гривен в день (без учета жилья и бензина) — считаю, очень даже бюджетно на пять человек.
Общий вывод — если вы далеко не Рокфеллер, а нужно вывезти кучу детей из Сибири к морю, Крым вполне терпимый вариант. Если это восточный Крым. ЮБК обойдется минимум втрое дороже — за такие деньги можно и что-нибудь получше найти, типа Кипра или Крита.
Поедем ли мы еще раз? Скорее да, чем нет. Мы и половины Крыма не объехали, столько всего не посмотренного осталось…