|
Северодвинск М8—Вологда—Ярославль—Сергиев Посад—А108 Орехово-Зуево—М-4—Краснодар—Джубга—Бетта —Гомель (Беларусь)—Брянск—Железнодорожный (Московской обл.)—М-8 —Северодвинск.
Так случилось, что в этом году двое наших взрослых детей, начали жить отдельно, выйдя из под родительской опеки. И в связи с этим появилась идея съездить в отпуск без детей, а куда лучше без детей? Конечно же на море. Это было в нашей жизни второе путешествие вдвоём — первое было свадебное в 1985 году.
Когда мы планировали ещё зимой отпуск в августе, в нашей семье была машина Ford S-Max, но ближе к лету нам захотелось более комфортной машины для путешествий. Поскольку я (водитель), приверженец марки «Ford», был приобретён семиместный Ford S-MAX 2009 г.в. (в перспективе возить на дачу, и не только, всю нашу семью). За неделю до отпуска мы не знал,и поедем ли к морю, так как старой уже не было, а новой ещё не было. И вот мы на колёсах, 1 августа получены номера, на пятое назначен отъезд.
Подготовка:
И вот 5 августа 12 часов дня, выспавшись, мы отъехали от дома. Ура! В отпуск на «новой» машине. Залит полный бак — 70 литров, которого хватило почти до Ярославля. Впервые ехал в дальнюю дорогу и никуда не торопился, ощущение было непривычное. Забегая вперёд, скажу, как удачно мы выехали в воскресенье, почти пустая дорога, очень мало машин, и полное отсутствие стражей порядка, да и радар молчал (жена сказала, что деньги на ветер, что после Москвы не подтвердилось).
Вот такая у нас федеральная трасса М8 до Вельска.
15:00 час. первая остановка на обед у поворота на Холмогоры. Большая площадка для машин с двумя придорожными кафе. Ели за столом прямо на улице у дальнего кафе.
Перед этой остановкой пару километров нет асфальта, старый сняли, делают насыпь из песка, проезд в один ряд. Стоят регулировщики. В этом году, думаю, не успеют, очень большой объём работ и осень дождливая да и зима длинная и холодная намечается.
Церковь на 255 километре от Архангельска, много лет мимо езжу, а она всё строится и строится, наверное, на народные деньги.
После Березника решили немного отдохнyть — повернули на Котласскую дорогу, доехали до моста через р. Вага (300 метров от трассы). Вид на реку слева и справа от моста. Внизу, у самой воды, песчаные пляжи, красивые и удобные места для пикника. С правой стороны есть съезд для машин к реке, но мы не спускались, а просто полюбовались красотой с моста.
До поворота на Няндому ремонтируют два моста, проезд по светофору в один ряд. Вельск проехали в 20:20 час, за бортом солнце и +24, погода радует.
Перед Вельском также идёт ремонт, спрямляют трассу в объезд Вельска. Возможно, к концу осени откроют. Экономия времени будет существенная, уж очень неудобно (дорога по городу петляет) и медленно (много мест ограничение 40), проезжать через Вельск.
Для тех, кто захочет заехать в Вельск, белое двухэтажное здание с куполом под церковь — торговый центр, в котором можно купить продукты и запчасти для всех типов машин, павильон в целый 1 этаж, дорога поворачивает направо на Москву прямо перед ним. Если здесь не купить, чего-либо, то дальше не будет никаких приличных магазинов до самой Сямжи, Вельск быстро заканчивается. Правда, на границе с Вологдой маленькая торговля, мужчина восточного типа у вагончика жарил шашлыки, мы не останавливались.
Въехали в Вологодскую область и были удивлены, бетонку покрывают новым асфальтом и во многих местах идет полномасштабный ремонт, особенно перед и в самой Сямже, это приятно видеть. Бетонка осталась только на участке от границы Архангельской области до Сямжи, и то небольшие участки в пару десятков километров. В 22:00 окончательно стемнело. Сильно не гнал, больше 110 км/час не шёл, а в темноте максимум 90. В 23:45 проехали Вологду по объездной и через 30 минут встали на ночёвку у кафе вместе с дальнобойными фурами. Что примечательно, когда ехали обратно домой, встали тут же. Прошли за день — 950 км.
Приятно утром вставать, а рядом кафе, горячий чай или кофе, лёгкий завтрак, приличный туалет. Встали в 6:00, удивительно, но выспались. На улице туман, видимость была меньше 100 метров, но вышло солнце, и он исчез. В 9:30 проехали Ярославль.
Дорога после Ярославля, горки и много сплошных полос.
В 12:05 въехали на А-108. Дорога по полосе в каждую сторону, относительно хорошая 90-100 км/час можно спокойно идти, на этой дороге у меня по компьютеру был самый низкий средний расход бензина 6,8 л/100 км. Очень не хотелось проезжать МКАД днём, и мы искали объездные пути Москвы. Прочитали все рекомендации на различных форумах и остановились на А-108. Всю трассу проехали за четыре часа, спокойно без волнений. После М-7 до Орехово-Зуева четыре полосы, в городе из-за светофоров ехали медленно, в Короткове так же ехали медленно. Перед М-5 постояли минут 15 перед светофором. В Малино тоже немного постояли, опять перед светофором.
Это моя жена Светлана. Обед на А-108 через час, как въехали на неё. Кафе-восточная кухня, пос. Филиповск слева от дороги, очень понравился суп харчо, удивительно, в нём были два больших куска мяса.
16:15 час. ура мы на М-4 — дорога к морю!!! Четыре полосы. О трассе уже много написано, конструктивного добавить нечего. Шли 100-110 км/час. В 19:30 остановились на ужин, 277 км. недорогая хорошая столовая. В 20:50 въехали на платный участок дороги, заплатив 60 рублей. Встретил две камеры. Расскажу случай: иду 110 км/час по левой полосе, догоняет белый «фольцваген»-универсал, сигналит фарами, «пропусти» и тут срабатывает радар. Я перехожу в правую полосу и скидываю скорость, он проносится наверное под 150. Через пять минут проезжаю мимо полиции, а он уже стоит, ощущение приятной защиты, спасибо радару и не один раз. На выезде с платного участка чек отдаёшь в кассу, после отметки его возвращают (414-465 км — участок платной дороги).
В 22:50 за 1,5 км до объездной Воронежа встали в пробку, оказалось, нет дороги, идёт отсыпка и все машины за 400 метров до объездной, идут в один ряд по песку. В 24:00 проехали объездную и сразу на заправке встали на ночлег, заплатив охраннику 50 рублей. Прошли за день — 1075 км.
День третий начался с приключений. Встали в 7:30, не завтракали, да и негде, заправка ещё не достроена. Включил зажигание и тишина, приборы не горят. В голове пронеслось «приехали», 2 000 км. от дома. Жена отошла подальше, чтобы не мешать мне паниковать, у меня очень мудрая жена. Хотел уже завести с толкача, охрана уже собралась помогать, но вспомнил, насос электрический — ничего не выйдет. Помог проезжающий на «опеле» москвич, 199 регион. Замерил ток — оказалось 8, кинул провода и завёл мой «Ford», замерил ток зарядки на работающем двигателе, при включённых потребителях (дальний свет, климат-контроль, обогрев сидений) — 13,98 значит, дело в аккумуляторе, не держит ток. Спасибо доброму человеку. Чуть подзарядив аккумулятор на холостых оборотах, тронулись. На всё потратил 1 час и кучу нервов, в автосалоне сказали, не требует вложений, вот гады. В ближайшем посёлке жена купила варёную кукурузу (она её обожает, ведь она белоруска) — и сказала, всё я в отпуске.
Перед Ростовом купили арбуз, а это уже полный отпуск, кстати, был очень вкусный, да ещё и первый арбуз в этом году. После Ростова в 17:00 час, до этого машину надолго не выключали, проезжали мимо аккумуляторного цеха и магазина при нём. Купили новый, выбрали по каталогу аналогичного размера. Заменили бесплатно и за старый аккумулятор, который забрали, сделали скидку в 300 рублей. Работы на полчаса, цена вопроса — 2 450 рублей. Забегая вперёд — больше приключений с машиной не было.
В 19:05 час. проехали Цукерову балку без остановки, слава богу, уж очень много о ней начитались в инете. Температура за бортом +21, солнце. В 20:00 час. ужин в здании напоминающем больше цирк, чем дорожное кафе, под названием «Артур». Справа от него достраивается гостиница и перед ней фонтан с барельефами, в будущем будет живописное место для отдыха.
Мы сели на улице, хотя можно было и внутри, места очень много. Поужинали и доели арбуз, всё было вкусно и дорого. Хорошо отдохнули, почти час.
22:40 — повернули на Джубгу, уже темно. В 00:30 проехали посёлок Горячий ключ и встали на стоянке, как и планировали, почти напротив отеля «Старый замок», среди других машин. Выпили чаю, у нас был куплен авто чайник, включили его заранее на ходу (время кипения почти 30 минут), правда, больше он нам не пригодился, и легли спать. За третий день пройдено — 880 км.
День четвёртый. Проснулись в 6:30, солнца нет, тучи — пасмурно. Юг встречает нас не слишком дружелюбно. Но ура, последний рывок, сразу поехали. До Джубги небольшой серпантин, одна полоса сменяется двумя, для обгона тихоходов. Много строительных машин, наверное движущихся в Сочи.
До Джубги не доехали, повернули направо на Архипо-Осиповку и были в ней в 8:00 час. Остановились у столовой, слева от дороги, напротив церкви, и слева от Дома культуры. Позавтракали, народ уже собирается в столовой в очередь. Оставили машину и пошли вниз к пляжу, осмотрели пляж, помочили ноги, вот теперь мы на море. Но не очень понравилось, слишком людно и шумно. В 10:00 поехали дальше в Криницу — около 30 км. Ходили, смотрели, цены примерно везде одинаковы — 400-500 рублей с человека (мы смотрели эконом вариант, все деньги ушли на машину, она оказалась чуть дороже, чем мы планировали), полу-люксы от 750 рублей . Автокемпинги: 100-110 рублей за машину в сутки, душ 50 рублей, холодная вода в раковинах и туалеты бесплатно, но к кемпингам мы оказались морально не готовы, хотелось элементарных удобств. Ничего подходящего не найдя поехали в Бетту, ещё 6 км вдоль моря. В самом начале посёлка поднялись по улице Садовой наверх и нашли то, что нам нужно. Всё мы на море — конец пути. Пройдено за четыре дня — 3 020 км.
Машины во дворе — бесплатно. Вместимость двора — семь машин, мы стояли пятые. Готовить самим, общая кухня, полный набор посуды. Два туалета, даже очень приличные, две душевые кабины, одна с подогревом воды. Вход для отдыхающих отдельно, это очень удобно, свой ключ. До моря примерно 200 метров, если вниз со скалы как птица, а по дороге к пляжу около 500, сначала думали, далеко, а оказалось тихо, не слышно дороги и шумного ночного пляжа, с кафе и ресторанами с музыкой. До продуктового магазина менее 100 метров, там же рядом и выпечка. Далее отдых!!!
По этой улице мы ходили 10 дней вдоль таких котеджей. Почти все места заняты, и нам показалось, чем дороже, тем меньше свободных мест.
Курорт Бетта, расположен в 40 км от Геленджика в живописной горной долине и, как нам рассказали местные, был превращён в военный посёлок, даже при въезде стоял шлагбаум. Сейчас въезд свободный, но удобнее туда приезжать на машине. По номерам регионов, которые мы видели, в основном местные и ближайшие области. И все наши соседи по отдыху, видя наш 29 регион на машине, удивлялись, сколько мы проехали, тем более, тоже с моря, и не веря в то, что даже за тёплое лето Белое море не прогревается, видимо, для них любое море тёплое. В конце посёлка на скале стоит военный дом отдыха «Бетта» с красивым парком советских времён, спортивными площадками, теннисным кортом, фонтанчиком. Говорят, что в особенно ясные дни оттуда можно увидеть снежные вершины Кавказа.
Фонтанчик в парке военного дома отдыха «Бетта».
Вид на пляж курорта Бетты, со смотровой беседки военного дома отдыха на скале (галечный пляж протяжённостью около 300 метров).
Беседка на скале, с видом на бухту.
Дорога к пляжу около 200 метров идёт через продуктовые лавки, маленький базарчик, магазинчики, кафешки и ресторанчики, которые у самого моря на набережной. Море чистое и через 4-5 метра дно не достать.
Справа и слева от бухты дикие пляжи, вода чистая и прозрачная. Можно занимать подводной охотой, хотя мы не много видели охотников. Дно в этих местах всё усеяно крупными камнями и валунами, покрытых водорослями, стоять на них не очень комфортно и скользко, но наверное из-за водорослей и чистая вода. Нырял на глубину два метра, всё хорошо видно, камни на дне, рыбки, а в маске, наверное, как в аквариуме.
Сначала планировали отдых по нескольку дней по всему побережью до Новороссийска, но потом пришли к выводу, что удобнее и дешевле выезжать из одного места, так как всё, что хотели посмотреть рядом, в пределах 100 км.
Посетили Абрау-Дюрсо — завод шампанских вин. Выбрали экскурсию, конечно, без дегустации и не пожалели. Цена намного дешевле, чем с дегустацией вин, а посмотрели почти всё тоже самое. Львиная доля экскурсии (обязательно с дегустацией) — оплата проезда на автобусе. Очень понравилось. Сфотографировались у самого большого озера северо-западного Кавказа — Абрау, длина 2 600, ширина 600, а глубина до 10 метров. Погуляли по арт-парку, купили сувениры. На базаре купили арбуз, по самой низкой цене, которую мы видели в период отдыха — 7 рублей за кг. Стоянка машины обошлась в 100 рублей, хотя можно было найти и бесплатное место, но мы не стали тратить время. Расстояние от Бетты до Абрау-Дюрсо — 103 км. Доехали за 2 часа 15 минут. Больше 60 км/час никто не гоняет, на серпантине около 40, опасно. В Новороссийске на кольце перед универмагом надо повернуть направо на Анапу, налево к морю, прямо частный сектор. Везде есть указатели, надо быть внимательным и не торопиться.
Французский тоннель с шампанским выдержкой более 3 лет, на глубине 45 метров, с температурой даже летом не выше +14.
Разлив выдержанного шампанского.
Соседка по отдыху оказалась технологом вин, приехала с дочкой на три дня из Краснодара, и посоветовала не покупать шампанское дешевле 500 рублей, оно производится по ускоренной технологии без выдержки. Мы и купили за 550 рублей с выдержкой 5 лет себе и друзьям, надеемся, что на Новый год вкус его будет потрясающим.
Думали, красивый пансионат, а оказалось Академия полиции, нам так сказали, правда ли это, не знаем. На обратной дороге заехали в Кабардинку, погуляли по набережной, сходили в сад парковой культуры «Старый парк», очень понравилось, как в сказку попали, все работы по строительству закончены.
Так же сходили в океанариум, но были разочарованы, очень мало рыб, в основном аквариумные, и маленькое помещение, для курортного города очень скромно. В первой половине дня погода была пасмурной, даже накрапывал дождик, и как мы удачно спланировали этот день на экскурсии.
Проезжая Геленджик, остановились у канатной дороги, той, что с сафари-парком, народу немного, стояли в очередь недолго, видимо дело шло к вечеру. Наверху оказалось прохладно, ветер, с собой тёплых вещей не было, а пригодились бы. Смотреть, в общем, нечего, только выставки в самом здании канатной дороги. Так же можно перекусить в кафе. Но главное сам процесс подъёма (около 20 минут) и потрясающий вид на Геленджик и Новороссийск.
Геленджик со смотровой площадки канатной дороги. Высота — 640 метров. Длинна канатки — 1600.
После двух дней отдыха на пляже поехали в Геленджик в аквапарк. Выбрали самый большой «Золотая бухта». Расстояние до аквапарка 45 км. Приехали в 10:00 утра, стоянка напротив обошлась в 200 руб. даже выдали квитанцию (цены в аквапарк: 9:00-19:00=1 200 руб., 12:00-19:00=1 000 руб., 15:00-19:00=800 руб.). Решили пойти с 12:00 час., а пока погуляли по набережной.
Когда зашли, народу было уже много, и на самых популярных аттракционах очереди до 20-30 минут, это утомительно. Прокатишься максимум два раза а дальше устаёшь от очередей. Пришли к выводу, что лучше сразу с утра на эти горки, а потом на все остальные.
Мы стойко выдержали 5,5 часов. Купили две фотографии, где нас подловили на горках. В кафе на территории аквапарка не ходили, мы видели два и ресторан, но народу в них много, большинство приезжают на целый день. Очень много детских аттракционов, на взрослые детей не пускают.
Дальше решили посмотреть посёлок Дивноморское и Джанхот. Пляжи маленькие, отдыхающих мало. К скале «Парус» не поехали, побоялись плохой (гравийной) дороги, правда потом пожалели, надо было съездить посмотреть, по фото в путеводителе, который купили в Геленджике, красивое место у самого моря.
Дорога в Дивноморское и Джанхот.
Оставшиеся дни мы только купались и загорали. В утреннее время до обеда вода чистая и прозрачная. На пляже играет музыка, прокат катамаранов и водных мотоциклов, поездки на банане вдоль побережья, наверное, как и везде. Надувная горка для детей — 10 рублей час. Батут тоже для детей. Можно сделать массаж, прямо на пляже под навесом.
Курорт Бетта нам очень понравился, тихий и уютный не шумный городок, пляж компактный чистый и почти как дикий, мы планируем сюда ещё раз приехать.
На отдых потратили без бензина и расходов на дорогу к морю — 18 000 рублей, за десять дней даже очень экономно, как и планировали. Из них два полностью посвятили экскурсиям. По побережью накатали 300 км, не так уж и много. Вывод: на машине на экскурсии ездить удобнее и выгоднее, больше можно посмотреть, не ограничен временем, и дешевле обходится.
18 августа — отъезд. Встали в 5:20 час. Утром каша и чай, как обычно, в 6:10 прощание с морем и в путь, теперь к тёще в Гомель. Утром туман, пробок ещё нет, выехали на трассу без проблем, жена спала сзади. В 11:45 проехали без остановки Цукерову балку. В 13:00 без проблем объехали Ростов и 15:45 встали в пробку перед посёлком Тарасовский, дорога старая, две полосы. В Тарасовском ехали медленно и проехали его только в 17:10. На 10 км потратили почти 1,5 часа. В 18:30 в Богучарах повернули налево, решили проехать вдоль границы с Украиной к Белоруссии на М-13. Проложили путь по посёлкам и деревням: Богучар—Кантемировка—Россошь—Ольховатка—Алексеевка—Новый Оскол—Короча—ЯковлевоИвня— Коренёво—Рыльск—Хомутовка—Севск—Трубчевск—Стародуб—Климово—трасса М-13 на Гомель. Вот такой партизанский маршрут нам посоветовал Иван, сосед по отдыху из Батайска, что рядом с Ростовом-на-Дону.
Без приключений не обошлось, ведь навигатора не было только карта. Два раза заблудились, пришлось спрашивать и даже ехать на свой страх и риск, но мы справились. Дороги, как не странно, оказались в приличном состоянии, шёл 90-100 км/час. Знаков по ограничению скорости почти не было. Перед Новым Осколом заночевали.
Утром в 8:30 проезжали Прохоровку, где во время войны на Курской дуге было самое крупное танковое сражение. Грандиозный музей из стеклобетона и мемориально-исторический комплекс «Прохоровское поле» — музей-заповедник, под открытым небом. Посетить музей не смогли, слишком рано да и воскресенье, только посмотрели снаружи и поехали дальше.
Колокольня, колокол звучит каждый час.
Что примечательно, на всём маршруте от М-4 до М-13 мы не встретили ни одного полицейского, а это 921 км, наверное, потому что воскресенье или глухие деревни и небольшие посёлки. В 16:30 проехали без остановки границу с Белоруссией и через час были у мамы. Расстояние напрямую оказалось равным расстоянию в объезд через Брянск, а по карте казалось короче.
Дом мамы, Гомель, частный сектор.
Вся наша гомельская семья. Две младшие сестры-близняшки жены с детьми и мама. В Белоруссии погостили четыре дня, отпуск заканчивался и надо ехать в обратную дорогу домой.
24 августа выехали из Гомеля в 9:00 по московскому времени (местное 8:00 час.). В 13:00 проехали Брянск по объездной, остановились, как обычно, у машин времён войны, там же и кафе, обед.
Проезжая это место, все сигналят, отдавая дань памяти военным шофёрам ВОВ. Здесь же недалеко от дороги в лесу находится мемориал партизанской славы, музей с сохранёнными партизанскими землянками со всей утварью времён войны. На мемориальных плитах выгравированы десятки тысяч фамилий всех погибших партизан на «брянщине», стоит военная техника и, конечно, горит вечный огонь.
Дальнейший путь наш лежал по М-3 через МКАД в г. Железнодорожный Московской области к друзьям, которые уехали из Северодвинска в 2009 году в Подмосковье на ПМЖ. И тут без приключений не обошлось. Решили сократить путь и время, не заезжая в Москву.
В 18:00 свернули на А-107 на Климовск и через 7 км встали в пробку около одного километра. 20 минут неподвижно стояли и ещё 15 минут медленно ехали. В 19:30 проехали М-2 светофор, далее перед железнодорожным переездом встали почти на два часа. Стояли в три ряда, а проезд через переезд в один ряд, и то постоянно закрывался для пропуска поездов и электричек. Хотели быть умнее москвичей, которые постоянно стоят в пробках. А приключения — на переезде.
Хотели проскочить под сигнал, но впереди идущая машина встала, в пробке, а мы задними колёсами на рельсах под шлагбаумом, женщина на переезде кричит, огни поезда уже показались вдалеке, хорошо впереди машина свернула на обочину к самому забору и я проехал вперёд на три метра. Дежурная по переезду ещё долго кричала нам вслед, и она, в принципе, была права, просто мы уже так устали стоять, что потеряли внимание и терпение.
В общем хотели сократить, а получилось… Далее не стали рисковать временем, свернули на М-5, на МКАД и по Носовихинскому шассе в Железнодорожный. В 22:30 были на месте, нас уже заждались. У друзей отдохнули два дня и в путь домой по М-8. Обратную дорогу не описываю, заночевали перед Вологдой, так как выехали в 14:00 и дома были 27 августа в 20:55.
Хорошо отдыхать, но дома лучше. Отпуск удался на все 100. Не взыщите за описание, это первый наш отчёт о путешествии к морю, да и сама поездка к морю тоже первая, когда ехали, не планировали писать отчёт.
За всё время отдыха ни одного штрафа, один раз остановили для проверки документов, пытались развести, но придраться было не к чему, радар окупил себя полностью.
В пути — 7 081 км. На весь путь потрачено 530 литров 95 бензина на 15 140 рублей.
Расход по компьютеру 7,5 л/100 км. Бюджет поездки: 45 000 рублей.