|
Третья поездка в Горный Алтай случилась достаточно спонтанно. Как упоминал в предыдущем рассказе, предыдущие два года летали в Турцию откармливать и отпаивать свои тела на All. В начале июня 2012 года, во время традиционного ремонта в садике, скатались семьей на Крит, на столь долгожданное (для дочери) море (рассказ можно почитать здесь). Отпуск у супруги этим летом уже не планировался. Но подспудное желание покататься в Горном нарастало с каждым годом. Постоянно читал новые рассказы на Drom.ru про Алтай.
Все началось с визита друга, который собирался на Крит и пришел пообщаться на эту тему. Слово за слово, договорились после его приезда смотаться куда-нибудь на выходные с палаткой. После его отъезда стали думать, куда бы можно было съездить. В итоге, идея выезда на пару дней плавно трансформировалась в чуть более чем недельную поездку в Горный Алтай.
Началась скоротечная подготовка к поездке. Самое сложное было супруге на работе решить с отпуском, но все благополучно разрешилось и здесь. Дети в этот раз были отправлены в деревню, где проводили свой отпуск тесть с тещей. Закуплены продукты. Машина традиционно никак не готовилась.
Экипаж составил две супружеские пары: автор Владимир, жена Галина, наши друзья Андрей и Ирина. Автомобиль, в этот раз, Opel Zafira, 1,8, робот. Продолжительность поездки — 9 дней. Особо маршрут не продумывался. Хотелось показать друзьям, которые до этого в Горном Алтае никогда не были, разные районы этого прекрасного места. В итоге, с небольшими нюансами, был повторен первый маршрут 2007 года.
Владимир, Галина, Ирина, Андрей (слева направо).
28 июля, в субботу (как-то трафик вроде поменьше в выходные или так кажется) выехали из Кемерова. Маршрут тот же, через трассу Кузбасс—Алтай, до развязки у Барнаула, Бийск и далее. Наконец-то отремонтировали участок дороги перед Барнаулом (со стороны Новосибирска), там практически 30 км идеальной трассы. В этот раз проскочили сверток на Бийск, поэтому получился небольшой крюк с заездом в Барнаул. Добрались быстро и хорошо, с традиционным перекусом в кафе в Бийске.
За три года, что не были в ГА, здесь произошли большие изменения, особенно на участке от въезда в республику до Усть-Семы. Слева от трассы, когда едешь ТУДА, примерно напротив аэропорта, идет подготовка к какой-то грандиозной стройке. Да и в сам аэропорт, по информации из СМИ, планируется ввалить большие деньги. Далее существующая дорога реконструируется, будет четырехполосной с разделительной полосой. Построен новый бесплатный мост между старыми мостами на Аю и Бирюзовую Катунь. Теперь можно добраться туда без очередей. Построен новый мост на М-52 перед Усть-Семой (по нему проехаться не удалось, пользовались старым). Появилось много новых заправок (самое дешевое топливо на «Роснефти», 95 по 26 рублей был). Но самое большое удивление вызвало кратное уменьшение количества народа и машин в ГА (по сравнению с 2007-2009 гг.). Виной ли тому открытие новых мостов, разгрузивших М-52, или народу действительно стало меньше?
Вначале планировал проскочить «гламурную» часть и промежуточно встать где-нибудь вроде Ботанического сада в Камлаке. Но по приезду как-то спонтанно решили доехать до Чемала и поискать что-нибудь там.
И вот, не спеша следуя к Чемалу, наслаждаясь новой встречей с ГА и предвкушая скорую стоянку с отмечанием начала поездки, были остановлены экипажем ГИБДД. Всю дорогу до ГА с ГИБДД не встречались, даже в традиционно ими насыщенном Алтайском крае. А здесь «попались» ВОСЬМОМУ по счету экипажу. Оказалось, что немного превысили установленное на протяжении 1 км ограничение в 40 км. Экипаж попался веселый, пообщались, пришли к соглашению о замене денежного штрафа на официальное предупреждение (видимо, для отчетности?).
Но при оформлении предупреждения выяснилось отсутствие наличия (или наличие отсутствия?) водительского удостоверения. Лихорадочные поиски во всех возможных местах не привели к результату. Титанические усилия памяти позволили прийти к логическому выводу — ВУ было оставлено в международном водительском удостоверении, выложенном дома по приезду с Крита почти полтора месяца назад. Благостное настроение инспекторов ГИБДД после этого не изменилось, строже они тоже не стали. А предупреждение выписали на водительское удостоверение жены и, пожелав счастливого пути и быть внимательнее, отпустили нас с миром.
Настроение было немного испорчено, супруга тоже не горела желанием рулить. С этого момента к соблюдению ПДД стал относиться строже. Так и проездил оставшееся время без ВУ, но уже со знанием этого факта, что положительным образом сказалось на расходе топлива.
В Чемале остановились на том же месте, где и в первую поездку. За ГЭС, на берегу Чемала, есть организованная турстоянка (вернее, их две). Цена вопроса 150 рублей с палатки + 150 рублей с машины. Дрова — 50 рублей 10 поленьев (нам хватило на три костра, полешки не малые были). Баня, экскурсии, сплавы, лошади за доп. плату. Питьевая вода входит в стоимость. Сейчас они отсыпали свою дорогу, попасть на нее можно проехав Чемал, в конце по главной, мимо поворота на ГЭС, в сторону Еланды. Через несколько сотен метров на дереве будет указатель направо «Турстоянка». Поставили палатки, искупались в Катуни, пожарили шашлык и запили его водкой. Так закончился первый день.
На следующий день покатались по окрестностям с ознакомительной (для друзей) целью. В предыдущие визиты обращали внимание на поворот из Узнези в горы, на Бешпельтир, но никак не удавалось туда доехать. В самом Бешпельтире делать нечего, обычная алтайская деревня. Но по дороге к нему, километрах в восьми от Узнези, расположена живописная база «Каратурук». Очень нам там понравилось, хотели на обратном пути на ночевку остановиться, но, к сожалению, на выходные мест у них не было. Рекомендую, в том числе и с детьми.
Фото на базе Каратурук (не сочтите за рекламу, понравилось).
По этой же дороге, не доезжая базы Каратурук, направо сверток в мараловодческое хозяйство. Заехали туда, на конях скатались на гору посмотреть на маралов. Для наших друзей эта поездка оказалась первым конным маршрутом. Есть гостевой домик, баня, пантовые ванны. Довольно живописное место. Прогулка на конях стоила 300 рублей с человека (по времени минут 40). Интересно довольно. Только спуск на конях с горы вниз после дождя, когда кони иногда подскальзываются, несколько опасное мероприятие без опыта.
Конная прогулка по маральнику.
Далее проехали за Чемал по дороге на Еланду, добрались до живописных порогов, запечатлели на память и вернулись в лагерь.
Так как время еще позволяло, после легкого перекуса, сбегали от ГЭС до Патмоса по берегу (и обратно). А вечером, после такого насыщенного дня, вновь приготовили прекрасный шашлык из приобретенной в Чемале молодой баранины. И употребили его. С водкой. Посидели часиков до трех ночи.
Пешеходный (недавно сооруженный) платный мост через Катунь за Чемальской ГЭС.
Слияние Чемала (слева снизу) с Катунью.
На следующий день (понедельник 30 июля), позавтракав и немного оправившись от легкого похмелья, продолжили наше путешествие в сторону Акташа. Следующей стоянкой планировали Улаганские озера. По пути заехали в Ботанический сад в Камлаке, пару часов поболтались, прикоснулись к прекрасному.
Андрей позирует с тачкой. На голове кепка из бересты. По заверению продавцов — помогает от головной боли.
Остановка на Семинском перевале с покупкой шляпы.
Как всегда, прохладно и облачно.
И на Чике-Тамане. С погодой получше.
По приближении к Акташу погода начала портиться. Температура опустилась с 21-23 градусов до 13-15, пошел мелкий дождичек, быстро стал образовываться туман.
В районе Чибита некоторое время нас сопровождала радуга.
Знаменитые Красные ворота.
Вид на озеро от въезда на базу.
На базу «Узункель» (орфография с вывески) прибыли, как видно на фото, уже в сумерках. Похолодало уже до 7-8 градусов. Поэтому домику с печью были очень рады. Условия на базе, как и пять лет назад, спартанские, хотя все необходимое есть. Электричество от генератора от «как стемнеет» до 24 часов. Проживание: 700 рублей за двухместный номер. Вода привозная, туалет. При желании — баня. Быстро приготовили ужин, употребили его с водкой и полегли спать в теплые домики.
Под утро произошло довольно сильное землетрясение (много информации есть в интернете). В 5 часов 30 минут утра тряхнуло с магнитудой 5,3 балла. Эпицентр находился в 28 км. от Акташа. Сам толчок был сильный, в течение нескольких минут после толчка был грохот от падающих камней. Впечатление такое, как будто по камням катают тяжелую тачку на металлических колесах. Спустившись позднее на базу «Мены», спавшие в ту ночь люди рассказывали, что было реально страшно, камнепад продолжался долго и было это очень близко. Но на нашей стоянке это все было терпимо.
Утром выспались, пофотались, не спеша позавтракали. И пошли на ближайшую горку, на горы смотреть. Если кто заинтересуется такой прогулкой, то немного расскажу как дойти (хотя на базе подскажут). Нужно выйти с базы, повернуть налево, пройти несколько сотен метров в сторону Улагана до поворота дороги направо. А налево, в лес, будет тракторная дорога, которая, постоянно петляя, приведет вас на вершину близлежащей горы.
Всю дорогу на гору нас сопровождала местная собака, наматывая круги по лесу и за кем-то охотясь. Дорога довольно накатанная, подъем не крутой. В прогулочном темпе часа на полтора. Сверху открываются виды на десятки километров во все стороны. Советую.
Озеро Узункель утром.
Любуемся красотой горного озера.
Наш постоянный спутник в этой прогулке.
Погода постоянно менялась: выходит солнце и стихает ветер — жарко; набегают облака, моросит дождь, усиливается ветер — не жарко…
Море грибов, дикой ягоды. Набрали голубики (на фото), наелись дикой жимолости. Набрали можжевельника (настаивали на водке).
Вид на Улаганские озера. Вдали, за облаками, вершины Северо-Чуйского хребта.
На самой вершине горы — озеро. И местами сильно заболочено.
Вернувшись с прогулки, перекусили и расслаблялись на озере. Вода в этом году теплая, можно было купаться, но как-то никто не решился.
Женщины наши в кафе у рыбаков приобрели пелядь (за четыре рыбки по 400 грамммов отдали 400 рублей). На ужин приготовили ее в фольге на углях, было очень вкусно. Ну и водочки, куда ж без нее, уже немного настоянной на можжевельнике (джин практически, только тоника не было).
После ужина, за посиделками у костра, разговорились с новосибирцами, которые возвращались с Чулышмана, где несколько дней стояли с палатками и рыбачили. Пораспрашивали про спуск с Кату-Ярыка (хотя им на Прадо и Лексусе это было, наверное, все равно). Они же рассказали, что поднимались на ледник Актру на машине и подсказали координаты человека, который этим занимается в Кызыл-Таше. Приняли себе на заметку.
На завтра решено было собираться, доехать до Кату-Ярыка, пофотаться и спускаться на М-52 с поиском ночевки в районе Акташа. Спускаться с Кату-Ярыка не планировалось — машину жалко. Слишком много выезжает без бамперов и порогов. Наверное, был бы востребован подобного рода бизнес: в Акташе на автосервисе снимаешь бампера и пороги, оставляешь на хранение, берешь на прокат внедорожную резину, едешь кататься в долину Чулышмана, по дороге домой все возвращаешь в исходное состояние.
Дорога интересная, до Улагана местами просто отличная для этих мест. Между Улаганом и Балыктуюлем гребенка. После Балыктуюля (в нем нужно повернуть направо через мост), по сравнению с поездкой 2007 года, просто хайвей: отсыпанная щебенкой, грейдированная дорога практически до самого перевала. В 2007 на ВАЗе, после дождя, некоторые участки с лужами и грязью приходилось либо проскакивать с хода, либо искали объезд в траве и камнях, либо толкали пару раз. Сейчас добраться до Кату-Ярыка (впрочем, как пишут другие пользователи, и спуститься с него) можно на любой машине. Ну и машин, соответственно, прибавилось в разы.
Кстати, про мост в Балыктуюле. Местная детвора собирает «дань» за проезд. Туда проехали без них, при возвращении налетела толпа, требовали 100 рублей. Сговорились за десять…
На снимке представитель местного бизнеса по подъему из долины Чулышмана на Кату-Ярык. Настойчиво предлагал нам спуститься с целью последующей помощи при подъеме за 1000 рублей. Имя (ввиду мягко говоря слегка нетрезвого состояния) похоже на «Арсений». После фото с Галей вскоре уехал на своем Isuzu.
Существующие и строящиеся базы в долине Чулышмана.
Дорога хоть и хорошая, но, с учетом остановки на Кату-Ярыке и фоток, путь от озер до Кату-Ярыка и обратно до М-52 занял чуть более 7 часов (порядка 180 км.). Несколько контактных телефонов с координатами баз с собой было. Настраивались (по отзывам) на базу «Мены», и, — о, ЧУДО, — там как раз оставался один (из четырех) свободный домик, который мы и заняли. Цена вопроса 1500 рублей/сутки за домик. В домике печка (жарко так и не стало), четыре односпальные кровати. Внутри очень прилично, кровати удобные, постельное белье практически новое. Ухоженная территория, есть возможность встать с палаткой (что многие и делают). Отдельно стоящая крытая (под навесом) кухня с газовой плитой и посудой. Баня, места для костра. Место очень приличное, рекомендую. Насколько понял я — это последняя приличная стоянка по М-52. Если ошибаюсь — поправьте в комментах, учтем на будущее.
В нескольких десятках метрах от базы, в лесу, есть озеро с необычным цветом дна, который меняется в течение дня. До озера идти через заболоченную местность, поэтому нужны либо сапоги, либо обувь для моря (защита от ежей). Посетить обязательно. Около базы организованы конные прогулки.
По заселению «смотрящий» за базой Сергей принес дрова и подробно ответил на наши вопросы о возможных маршрутах, по которым отсюда можно полазить/походить/поездить. Есть сплавы (не пользовались), есть поездка на озеро Горных духов (об этом позже), есть заброска до перевалки Актру (это на будущее). Заказали баню, тоже приличная.
На следующее утро случилась поездка на озеро Горных духов. Стоимость подъема/спуска составляет 5 тыс. руб. с УАЗика «буханки». Входит восемь человек + «экскурсовод». С другими «постояльцами» базы нас как раз набралось восемь. И, несмотря на не совсем удачную в плане фото погоду, решили подниматься. М-52 в этом месте, по-моему, не превышает 200 м над уровнем моря. Озеро находится на высоте 2 400 м. УАЗ поднимается примерно до 2 200 м., далее пешком до озера через каменную реку, на вершину близлежащей горы (2 700 м.) и обратно к машине немного другой дорогой. Спускается и поднимается УАЗ по часу и без малого три часа лазили по горам.
Первые минут 15-20 по выходу из машины, пока происходит адаптация к высоте, идти очень тяжко (не физически, а как бы не хватает воздуха). Затем вполне ничего себе. В целом все осилили очень хорошо.
К сожалению, из-за облачности не получилось хороших перспективных фоток, но есть повод вернуться еще раз. К концу «прогулки» небольшой моросящий дождик усилился до настоящего дождя. И печка в домике опять пригодилась для сушки одежды.
Тем же составом, что «восходили» к озеру Горных духов, решили подняться до ледника Актру. Как писал выше, на базе можно заказать заброску до перевалки. Но в Кызыл-Таше есть некто Олег, который «забрасывает» еще выше, пешком остается идти пару километров. Но телефон Олега (координаты которого нам оставили еще новосибирцы на Улаганских озерах) упорно не отвечал. Съездили до дома Олега в Кызыл-Таше (ул. Центральная, 39, после моста второй квартал, налево и до конца). Там таких желающих, как мы, бродили целые толпы. По слухам, Олег ушел с группой на Укок и когда вернется — неизвестно. Вернулись на базу, где Сергей сообщил нам, что на выходные все домики заранее заказаны и завтра нужно съезжать. Так что Актру остался на следующую поездку.
Фото выше — вид на базу и от базы «Мены».
Вид на Северо-Чуйский хребет из Кызыл-Таша.
В пятницу третьего августа выдвинулись в обратный путь, искать промежуточную стоянку. В итоге остановились в месте под названием «За мостом» в поселке Усть-Муны (сразу за мостом налево если ехать в сторону Усть-Семы). Место удобно для промежуточной остановки. Цена вопроса — 1 200 руб. за двухместный номер + 500 руб. — баня. Баня не очень (сильно не попаришься, только погреться), но можно спуститься к речке и после баньки окунуться. У Андрея в этот день был день рождения, который отметили шашлыком из свежей баранины и припасенным для этого случая коньяком.
На следующий день смотались до озера Манжерок (пляж производит просто удручающее впечатление), заехали на Бирюзовую Катунь (когда достроят — вполне так ничего должно быть; народа мало), доехали до Аи (там стало понятно, почему мало людей в Горном — они все на Ае отдыхают). Не знаю, как нашим друзьям, но нам с женой после ТОГО Алтая здесь сильно грустно. Даже фоток почему-то не осталось с этих мест.
Ну и в воскресенье 5 августа выдвинулись обратно.
Краткие итоги:
Кстати, катаясь в июне по Криту на арендованном «Пежо-207», не груженом, на «палке», с объемом двигателя 1,4 и мощностью около 80 «лошадок», расход был такой же в примерно в таких же условиях. Ну и где тут, спрашивается, экономия ? Еще интересный факт. На Крите на топливо ушло 120 евро (4 800 руб. где-то), проехал 900 км. В Горном Алтае на бензин ушло 4 800 руб., проехал 2 700 км.
Продолжение следует…