|
Начало пути. Таможня даёт добро!
Итак, дело сделано, машина приобретена.
Краткая информация об авто: ВАЗ 21214 «Нива», 2005 г. выпуска, инжектор, шины «Таганка» шипованные. Я получил её для служебного пользования и практически один ездил на ней. т.е. по рукам не ходила. Условия эксплуатации на проекте «Сахалин 2»: далеко не асфальт. Разбитая (убитая) щебёнка. В основном Макаровский и Поронайский район. Вдобавок трасса строительства трубопроводов — это вообще бездорожье. Один раз отрывало амортизатор с «мясом», ну и текущее ТО. Пройдя за три года 90 000 км, я приобретаю машину в личное пользование. Вот и вся преамбула.
Оплачиваю паром Холмск — Ванино (довольно сильно за два года поднялись цены).Два года назад за шесть тысяч можно было туда и обратно. Я оплачиваю 11 тыс. с каютой, заказываю на 12 апреля. Начал собираться. Узнаю, что ещё одна машина на 11 число идёт на Хабаровск (УАЗ санитарка). Пытаюсь сменить дату на 11, звоню в фирму «Дальтранссервис», отправляют.. в Холмск в порт. Звоню в порт Холмск, они говорят, что у вас вообще без даты и когда место будет, тогда и поставим… Во как! Но уговариваю женщину, и та сдается: приезжайте 11-го к 22:00, может поставим. Приезжаем, пошли отмечаться, говорят, три дня шторм был, техники много скопилось, а паромов мало (для справки, при Советах было десять, сейчас живых, кажется, четыре). Ваш прибудет к четырем утра, ждите. На наш вопрос: а этот, что стоит под погрузкой? — Этот вообще грузовой, только составы ж/д.
Пошли ждать…
Только приготовились перекусить, мне звонок на мобилу: «Срочно на оформление, есть место».
— А УАЗик? — Будете много говорить, вообще…
Бегу к диспетчеру, получаю посадочные, далее на таможню. Захожу.
— Что у Вас? — «Нива». — Та, что там за забором стоит? (за забором в темноте, 23 часа ночи, вдали один фонарь...) — Да. — Давайте.
Штампует бумаги, и вперёд. Таможня дала добро!
Паром
Заезжают на свободное от ж/д составов две фуры, и меня пристраивают на самом краю.
Паром грузовой «Сахалин-10», пассажирские каюты не предусмотрены. Для сопровождающих на нижней палубе несколько кают, двухместных. Иллюминаторы задраены наглухо и закрашены. Ровный гул дизеля, для экономии соляры идём на одном из четырех движков. К полуночи жара в каюте невыносимая, открываю дверь в коридор. Засыпаю… Ни столовой, ни буфета, питаюсь бутербродами. Качка небольшая, перенёс легко. Вот и Ванино. Хотел идти до Хабаровска в паре с УАЗиком, но не судьба.
Чалимся, «Нива» на самом краешке примостилась.
День первый. Ванино — Хабаровск
Ванино — небольшой посёлочек, довольно приличный по здешним меркам, даже светофоры есть. Указатели выводят на федеральную трассу. Начало обнадёживающее, до перевала асфальт, дорога приличная, небольшие выбоины встречаются редко. 78 км до перевала.
На перевале только заправка контейнерного типа. Больше ни-че-го. Заливаю полный бак и вперёд!
Оптимизм быстро улетучивается с появлением строительной техники. Несмотря на кризис, трассу строят.
Скорость резко падает и временами проезд по одной колее. Дорога или разбита, или в ремонте, что одно и то же. Мосточки доперестроечных времён кое-как держатся. Как по ним проходят фуры, остаётся загадкой.
На прижимах камни сыплются прямо под машину. Остановился сфотографировать, но шелест осыпи заставляет побыстрее двинуться в путь.
Дорога с острыми гранитными камнями почти на всём протяжении. Стараюсь на камни не наезжать, повстречалась «Королла» с тремя пробитыми колёсами! Причём не проколы, а покрышки разорваны о камни. Озабоченный паренёк спрашивает, далеко ли до шиномонтажки? Советую дождаться, типа, «воровайки» ... или вызывать эвакуатор.
Кстати, одна шиномонтажка попалась между Ванино и Лидогой.
Вечереет. Фотографировать это унылое бездорожье уже нельзя — темно.
Вот последний снимок на выемке! Сплошная скала! Титанический труд. Самое интересное, что машин очень и очень мало встречалось. Для каких потоков строят?! Наверное, в планах — громадье.
Общее впечатление — снег ещё не таял, реки одеты льдом.
Наверное в распутицу будет ещё хуже.
Ура, начинается асфальт! Километров за 60 до пересечения с трассой Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре (Лидога) выезжаю на нормальную трассу (Лидога): заправка, пост ГИБДД. Останавливают, проверяют, пытаются докопаться до договора купли-продажи, составленного на двух языках! (Rus/ Eng). Не получилось… Махнул рукой, сказал — ехай. (Так и сказал — не «езжайте», а «ехай»).
До Хабаровска 245 км, 21:00 на часах, еду пару часов. Не доезжая до Хабаровска, решаю переночевать в придорожной лесополосе. Нахожу съезд, устраиваюсь после лёгкого ужина. Мощусь на двух сиденьях, жутко неудобно, что седушки в «Ниве» не откидываются горизонтально.
Сон наступает мгновенно. После двух часов замёрз, прогрел салон, поспал ещё пару часов на другом боку. Кайфовать некогда, еду дальше.
День второй (Хабаровск — Сковородино)
Хабаровск прохожу ночью по объездной. На мосту через Амур пост ГИБДД, сотрудник внимательно смотрит на меня (других машин нет) и провожает недоумевающим взглядом. Это обычно «японки» гонят на Запад, а тут «Нива» с Сахалина, 65 регион! Пока соображает, удаляюсь. Дорога хорошая, спокойно иду 100-110. Светает. Снега нет, но и половодья не видно.
Доезжаю до моста через Зею, дальше объезд через Свободный. Этот участок три года назад Путин открывал для движения, так участок и стоит образцовым, ни перед ним, ни после такого качества нет.
«Путинский» участок.
Встретил там же указатель на «Космодром "Свободный"»! Хотел заехать, глянуть…
Обедать останавливаюсь в кафушках, неплохо готовят и довольно дёшево. Первое, второе и кофе обходится 150-160 р.
Следует отметить, что поток машин очень маленький. Скорее не поток, а одиночные фуры и две стайки перегонщиков по три-четыре машины. Я с ними иду вровень: на асфальте они меня, а на грунтовке я их обгоняю. На этом участке в основном асфальт, так примерно 80%! Остальное — подготовленное полотно для его укладки. Тоже в хорошем состоянии, спокойно иду 90-100 в час. Ужинаю, еду до сумерек и по отработанной схеме ложусь спать. Но уже на заднем диване, разобрав вещи.
Сплю также четыре часа и опять еду.
День третий. Сковородино — Чита
Здесь больше попадается грунтовка в таком же соотношении, примерно 80% грунтовка и 20% асфальт. Но ехать можно. Дорога строится, только такое впечатление, что скорее строилась, так как строительной техники не видно. Одни коллеги (геодезисты) встречаются, разбивают поперечники, исполнительную делают.
Я предварительно договорился с младшим сыном встретиться в Чите. Он с Новосибирска выехал поездом. Парню 18 лет, неделю как получил права, пусть, думаю, прокатится, да и мне не так одиноко будет.
Бог создал Сочи, а чёрт — Могочи!
Перевал на Могочи покрыт снегом, небольшая метель. Сильный гололёд. У меня резина «Таганка» шипованная, ещё с Сахалина. Мне ехать спокойно и уверенно, а вот перегонщики остановились и с завистью провожают меня взглядом.
Огромные срезки выполнены на трассе! Дело за малым — уложить асфальт.
Но вот попался участок, где срезка ещё не закончена. Как видим — техники нет! Может и сюда мировой кризис добрался?!
Встретилась речушка с интересным названием — Дуралей!
Едем дальше. Как видим, дорога вполне приличная, правда, в степях бурятских её не отсыпают.
Бескрайние бурятские степи.
Местами дорога даже не профилирована.
Своё гордое название оправдывает — федеральная трасса «Амур»!
Итак, пройдено до Читы тоже около тысячи километров. С двух часов ночи до четрых проехал хорошо, но утренний сон начал донимать. Становлюсь в сторонку и пару часов до рассвета опять сплю, не тратя время на «засыпание», как Штирлиц, — лёг и уснул. Зато потом весь день бодренько себя чувствуешь.
Читу прохожу опять в сумерках по объездной. Соображаю, что поезд с сыном прибывает в обед, а я уже в Чите. Сидеть ждать не в моих планах. Смотрю карту, перед Читой удобная станция Хилок. 275 км всего. Отправляю СМС-ку, чтобы выходил на ней. По отработанной схеме останавливаюсь на ночлег.
День четвёртый. Чита — Иркутск. Трасса «Байкал»
В четыре часа утра поехал встречать сына. На станцию Хилок прибываю в семь утра, поезд в девять. Два часа бездействия, захожу на сайт «Автоликбез», отправляю весточку. Народ беспокоится. Завидует. Подсчитываю расход топлива. В среднем 8,3 литра на сотню получается. Неплохо. В конце приведу страничку-отчёт по расходу топлива.
Поезд прибывает минута в минуту. Мой Шурик весь в радостном ожидании драйва, вождения.
Выезжаю за городишко и передаю руль. Если кто думает, что теперь можно расслабиться и поспать, тот ошибается! На пассажирском месте при начинающем водителе не заснёшь. Хотя и ненапряжённая трасса.
Впереди Байкал, озеро Байкал! Кстати, трасса Чита — Иркутск тоже «Байкал» называется.
Надо сказать, что асфальт старый, весь в заплатках. Местами ведётся строительство и дорога гораздо хуже, чем Хабаровск — Сковородино. Много объездов, но машин тоже мало встречается. Особого напряга нет.
Выезд с моста через р. Селенгу, красота-то какая!
Великая Россия-матушка!
Это тоже федералка «Байкал», прямо по деревне!
Каково местным жителям! Хорошо, что асфальт, так бы пылью захлебнулись.
Кстати, подобная картина (жаль, не сфотографировал, темно было) на трассе «Амур». Но там заборы, палисадники, при выезде со двора стоит знак «Уступи дорогу», на федералке знак «Главная дорога» и так через каждые 50-60 метров. Целый частокол из знаков!
Едем дальше. Обедаем в кафе. Кафушка попалась уникальная, её стены обклеены дензнаками различных номиналов и государств. На каждом автограф.
Разговорился с официанткой. Она говорит: раньше (до путинского таможенного указа) на трассе бойко было, масса народу перемещалась. А сейчас в десятки раз меньше, впору закрываться, и только что-то удерживает. И то право, пока мы обедали, никто больше не зашёл (обеденное время ), да и, как видно, машин-то нет!
В кафе.
Это не я оставил, просто обедая, повернул голову и ба — родные города!
Ну про Байкал ничего писать не буду, слов нет! Хотя и покрыт толстым слоем льда.
Естественно, не проехал мимо омуля! Царская рыбка.
Дорога хорошая, всё время вдоль берега.
Открываются чудные виды на горы, покрытые снегом. Реки ещё не вскрылись.
Поднимаемся на перевал к Иркутску, уже темнеет. Едем по темноте и, не доезжая до Шелехова, ночуем. Уже вдвоём. Надо сказать, что в мотелях со всеми удобствами и дурак поспит. А вот в походных условиях попробовать! Ну, сынок поболе меня ростиком выдался. И спать ему тоже не совсем удобно в три погибели. Тем не менее, не ворчит.
День пятый. Иркутск — Красноярск
В четыре утра выехали и прошли Иркутск ночью. Надо сказать, информации в городе минимум. Объездной дороги нет, таблички мелкие, пока носом не ткнёшься — не прочитаешь.
В городе сбиваемся с трассы. Сын достаёт мобилу, запускает GPS и ищет М-54. Разворачиваемся и выходим на нужный маршрут. Хорошая штука — GPS-навигаторы! Только в России ещё мало применяются (я по профессии работаю с GPS-приборами миллиметровой точности геодезического назначения).
Здесь уже много населённых пунктов. Мой помощник держится хорошо, хотя и не выспался. Даю ему проехать по 300-400 км в день.
Красноярск проходим под вечер по объездной.
Мост через Енисей.
Объездная в Красноярске вообще отличная! Европейского класса. Молодцы строители и проектировщики.
Объездная Красноярска.
В Тайшете при прохождении города, на выезде опять останавливают гайцы:
— Ваши документы. — Начнём с прав, — достаю права, подаю.
Инспектор посмотрел на меня…
— Езжайте.
Ну и ну, думаю.
Сын умотался и второй ночи в машине не выдержит. Принимаю решение — в мотель. Недалеко за городом кемпинг «Медвежья берлога». Уютный номер на четверых с большой гостиной, подогреваемым полом, сауной и душевой в номере стоит три тысячи всего! В Южно-Сахалинске номер в гостинице на одного три тысячи, и это ещё очень дёшево!
Решено, ночуем. Глянул на себя в зеркало большое и вспомнил инспектора ГИБДД в Тайшете. Ну и рожа! Уже не щетина, но и не борода! Теперь я его понял. Срочно привожу себя в порядок. В пять утра подъём. Выспавшиеся, готовы к последнему дню — какие-то 700 км!
За плечами пять тысяч! Вперёд!
День шестой. Красноярск— Новосибирск
С утра пораньше по темноте пропускаю грузовичок (спонсор) вперёд и по его габаритам «на хвосте» прохожу на скорости 110 всё тёмное время. Очень удобный способ на незнакомой трассе. Он местный, за продуктами мотается, видимо, каждый день. Я сильно не наглею, иду на «хвосте», но стараюсь не слепить, на ближнем, и чтобы характер дороги всё-таки отслеживать. Так и едем до Ачинска, рассвело. Спасибо «спонсору», ухожу вперёд. Далее дорога средняя, ничего примечательного, дорога как дорога.
Только перед Кемерово начинается снег, небольшая метель.
Трасса хорошая.
Ну, вот и Кемерово.
Объезда нет, но информация по городу вполне приличная.
До Новосибирска доехали без приключений и в 16:00 местного прибыли в родной Искитим усталые, но довольные.
Теперь о заправках в Хабаровском крае, Амурской обл., да и Иркутской. Между населёнными пунктами ближний свет не включают большинство водителей, процентов 70! Видимо, у них это не принято!
Вот точный расход топлива на маршруте. Как видим, самый дешёвый бензин в Кемеровской обл. самый дорогой на Сахалине — 25,50! И это при реализации проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
Ну вот, вроде, и всё.
Изначально рассказ был опубликован здесь: http://avtolikbez.narod.ru/ssddphotoalbum.html