|
Идея поездки на озеро возникла довольно спонтанно. Поскольку мы часто путешествуем по стране на машинах, то расстоянием в полторы тысячи нас не напугаешь. Одно лишь существенное ограничение — нужно уложиться в выходные дни. Выезжаем вечером в пятницу и вернуться нужно до вечера воскресенья. Ну что ж? Непродолжительная подготовка и вот вечер пятницы. Машины загружены, заправлены, вымыты. Пассажиры накормлены, одеты. Вперёд.
В силу различных обстоятельств выехали из Твери только в десять вечера. Дорога до Москвы до боли знакома и ничем особенным не отличилась и в этот раз. Объезжаем столицу по МКАД и сворачиваем на трассу М-04 «Дон». Сразу отмечу, порадовало качество асфальта (не только на платном участке). Но понимаешь это только после поворота на М-6 «Каспий». Там качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего. Погода не слишком приветствовала дальних путешественников — от Москвы на протяжении пяти сотен километров моросил мелкий дождь, низко нависали тяжёлые тучи, под колёсами влажный асфальт. Всё это не слишком добавляло настроения, но бодрость духа мы не теряли.
Двухполосный «Каспий» медленно двигался на юг. Многие-многие километры легковых машин катились со скоростью 30-40 км/ч непрерывной колонной. Навстречу машин почти не было. Поэтому мой ритм движения получился чрезвычайно рваным. Несколько минут ползу со всеми вместе, пока пройдёт встречная машина. Потом выскакиваю на встречку, полный газ. И вот уже несусь 120 км/ч, пока не покажутся фары встречной машины. Быстро выравниваю скорость с колонной и прошусь обратно. Кто-нибудь, да и пустит. Опасно, конечно, но позволить себе тащиться медленно не могу. График не позволяет. В первый вечер удалось проехать 400 км. Заночевали прямо в машина на стоянке возле придорожного кафе, где-то в Тамбовской области. Засыпали часа в три ночи, проснулись в восемь. Позавтракали и в путь. Вот такой вот памятник тамбовскому волку стоит прямо на трассе.
Погода с утра была ничуть не лучше вчерашней.
Дальнейшая дорога ничем особенно не примечательна. Никаких населённых пунктов, накаких ГАИшников, никаких придорожных достопримечательностей. То и дело встречаются вдоль дороги высокие тополя.
Где-то в Воронежской области останавливаемся пообедать. Выхожу из машины и, просто физически, каждой клеточкой своего тела ощущаю тепло. Небо всё ещё затянуто тучами и даже слегка накрапывает дождь, воздух сырой, но — ТЕПЛО. Когда выезжали из Твери, там днём температура была около 20 градусов. Здесь же определённо ближе к 30. Плотно перекусив (такое определение точно подходит к питанию в дороге) продолжаем свой путь на юг.
Довольно скоро небо светлеет, тучи расходятся, температура растёт. И вот уже за бортом 34 градуса и палящее южное солнце, хотя до Волгограда ещё километров 200. Чтобы детишкам на заднем сиденье не мешало солнышко, в правую заднюю дверь вставил детское одеялко. Получилась тень. И гораздо комфортнее путешествие.
Вокруг уже почти степь, впереди Волгоград, на улице 36.
Через Волгу переезжали по плотине в посёлке Волжский. Несколько фоток оттуда.
Следующий пункт в нашем путешествии — Ахтубинск. Но сначала о главном впечатлении этой поездки. Расскажу по порядку. После Волгограда обратил внимание, что местные жители движутся очень медленно. Вроде бы и дорога неплохая, машин мало, ограничений нет. Однако все как один держат скорость 60-80 км/ч. Я мчу 110-120. По стеклу барабанит привычный уже мелкий дождь. Стоп! Какой дождь? Небо ясное, ни облачка. Что же тогда барабанит по стеклу? Включаю дворники…. Никакого результата. Только размазанные по стеклу полосы. Ясно, это просто мошкара. И тут я делаю роковую ошибку. Увидев справа зелёную, залитую водой пойму реки Ахтубы, решаю остановиться, чтобы сделать несколько красивых снимков и заодно очистить лобовое стекло от мошкары. Беру фотоаппарат и скребок и выхожу из машины. Как же это было неосмотрительно с моей стороны! Тысячи мошек мгновенно нападают на меня со всех сторон. Не сообразив сразу, насколько их много, я ещё пытаюсь сделать снимки, но они получаются размытыми из-за невозможности замереть на месте. Несколько судорожных попыток очистить стекло и я сдаюсь. Всё! В машину. Но это ещё полбеды. За ту секунду пока в машине открыта дверь полсотни мошек (скорее всего ещё больше) попадают в салон. Не могу сказать, что они очень уж мешали управлять машиной, но 12-летний младший брат, сидевший рядом, додумался давить их пальцем на потолке. Отчего на обивке салона оставались отчётливые чёрные и красные пятна. Когда я обратил внимание на его деятельность, с десяток таких пятен уже красовались над нами.
После этого инцидента я обратил внимание на ещё одну особенность. По дороге встречалось много деревушек, но на улицах практически не было людей. А те редкие индивиды, которые отважились выйти из дома, были одеты в специальные шляпы с противомоскитной сеткой. Но теперь-то мне было понятно отчего.
От Ахтубинска до посёлка Нижний Баскунчак, который собственно и является конечной точкой нашего путешествия, около пятидесяти километров. Но и тут довелось наблюдать довольно непривычное для меня явление. Дело в том, что автомобильная дорога идёт вдоль железной. Прямая, как по луч. Поскольку степной рельеф тоже не балует путешественника вертикальными изломами дороги, получаем видимость километров на 30. Я проезжал этот участок часов в 11 вечера. Темно. Вдалеке показались фары встречной машины. Будучи дисциплинированным водителем, переключаю на ближний и жду. Когда же мы с ней разминёмся? Через несколько минут фары ничуть не ближе, чем сначала. Ещё минута. Ещё. Потом помаленьку фары начинают смещаться левее и вот, наконец, начинаю различать две отдельные фары. Вскоре встречная машина проходит мимо меня. Моя скорость была чуть за 100. Его тоже. То есть скорость сближения 3-4 км/мин. За 5-7 минут сближения мы проехали навстречу от 15 до 28 км. Непривычно как-то для меня видеть встречку с такого расстояния.
В половине 12 проезжаем Верхний Баскунчак, а ещё в паре километров дальше по дороге Нижний Баскунчак. Он, собственно, и расположен на берегу озера. В посёлке довольно чисто. Асфальт. Магазинчики. Даже база отдыха есть. Там мы и планировали ночевать. Но она оказалась закрыта. Всё-таки ночь уже. На улице очень тепло, но после жаркого дня и это кажется приятной прохладой. Очень хочется увидеть озеро, но абсолютно непроглядная темнота не позволяет этого сделать. Катаемся по посёлку, пытаясь выехать на берег. Навигатор показывает, что такой дороги нет. В конце концов выезжаем на северный край посёлка и останавливаемся на ночлег. Но сначала идём пешком в темноту в сторону озера. Воды или соли мы так и не нашли, заблудились. С горем пополам возвращаемся к машинам. Ориентировались на огни местного соледобывающего завода (Бассоль). Стоит он здесь уже очень давно. Соль на Баскунчаке добывали ещё в царские времена.
Ночлег получился ужасный. Очень тепло и душно. Окна не закроешь. Но и не откроешь. Конечно, очень порадовало, что мошкары здесь на порядок меньше, чем на Ахтубе, но всё же её очень много. А ещё среди мошкары встречаются и комары. От комаров ничего с собой не взял (в другой раз умнее буду). Их двух зол выбрал меньшую. Окна не закрывал. В семь утра солнце уже стало пригревать и спать совсем расхотелось. После завтрака отправились на экскурсию на гору Богдо. Эта гора высотой около 100 метров возвышается посреди степи прямо на берегу озера Баскунчак. Конечно же, своим ходом.
Проехав через весь посёлок, выехали на грунтовку, ведущую на юг. Вот такая картина предстала нашим глазам.
На горизонте слева виднеется гора Богдо. Но дорога уходит вправо в степь. Смотрю в навигатор. Не понятно, сумеем ли мы доехать до горы по этой дороге. Рассудив, что другой дороги всё равно нет, отправляюсь по этой. Сделав крюк в несколько километров, подъезжаем к Богдо с обратной стороны. И упираемся в шлагбаум…, секунд через 10 из вагончика лениво выходит молодой человек в военной форме и сообщает, что посещение заповедника платное. Расставшись некоторой суммой (не помню, сколько с человека, но не особо дорого) оказываемся на другой стороне КПП. Ещё километра полтора-два вокруг горы и мы на месте. Машина вся в красной пыли.
Сначала прогулялись по нижнему маршруту. Красиво, необыкновенно, жарко, мошки. Судите сами.
На последней фотке русло небольшого водопада. Видимо весной здесь течёт вода. Сейчас только жара и сухость.
А вот вид на посёлок с вершины горы.
Прямо по озеру проложена железная дорога, по которой вывозится соль с озера.
Возвращаемся в посёлок, чтобы искупаться в озере. Здесь местными жителями организовано несколько парковок, душ, холодный квас, доставка до берега озера на мотоциклах. Разумеется, всё платно.
Дно озера очень твёрдое. Острые кромки соляных кристаллов царапают пятки. Воды очень мало. Не более 30-40 см глубины. Да и по площади залитый водой участок размером с футбольное поле. Вода тёплая и солёная. Начинает пощипывать все ранки на коже. После купания всё тело быстро покрывается мелкими белыми кристалликами. Принимаем душ. Холодный квас на такой жаре — это необыкновенное блаженство. Набираю в местном магазинчике побольше жидкостей и отправляемся в обратный путь. Теперь наша цель — Мамаев курган в Волгограде.
Ещё одна фотка поймы реки Ахтубы. Теперь днём и без мошек. Точнее их просто несравнимо меньше.
Прямо на полях торгуют овощами, выращенными прямо здесь.
Огромный кузнечик застрял в щели под фарой.
Вот как выглядит моя машина после поездки ночью через мошкару.
Вот и Волгоград. Время четыре часа дня. Температура 38 градусов. Фото Мамаева кургана с моста через Волгу.
Грандиозно, величественно, торжественно. Очень впечатляет.
Ну и на десерт несколько фоток панорамы Волгограда с Мамаева кургана.
В шесть часов вечера выехали из Волгограда в сторону Москвы. Ночью делали несколько пару остановок по часу для сна и отдыха. К 11 часам следующего дня были в Твери.
Всего проехали 2 932 км за три дня. Средняя скорость получилась не очень высокой из-за напряжённого трафика на М-6. Хотя ночью на некоторых участках (примерно 100-150 км) средняя скорость составляла 103-105 км/ч. Всего заправлено бензина 170 литров. Средний расход составил 5,8 л/100 км. На некоторых участках двигались со скоростью 120-130 км/ч. Считаю такой расход вполне приемлемым для своей машины. Денег на бензин потрачено около 5 000 руб. «Сотрудники» не останавливали. Штрафы с камер не пришли. Пишите свои комментарии, вопросы и замечания. Буду рад ответить.
Придёт вдохновение и время, напишу о других своих поездках (Питер, Карелия, Смоленск, Брянск, Тула, Таганрог, Дубна).