Вдохновлённые Горным

13.09.2012 | 24162 просмотра

Мы снова с Алтая. Когда я писала о прошлогодней поездке в Горный Алтай, в комментариях кто-то написал, что, мол, «всё, теперь никуда не денетесь, будет каждый год тянуть». Сущая правда оказалась, мало того, вернулись несколько недель назад, а уже тянет, вот напасть :). Попыталась рассказать, что удалось увидеть на этот раз. Старалась не повторять прошлогодних видов и обойтись без соплей и нравоучений (хотя, пару раз могла и сорваться, уж простите авансом).

В эту поездку получилось всё немного наоборот. Если в прошлый раз мы начали с популярных мест в начале республики и постепенно углублялись всё дальше по М-52, с каждым километром получая всё более яркие впечатления, пока в конец не обалдели от алтайских красот, посетив знаменитый перевал Кату-Ярык и прогулявшись до высоты 2 700 метров на Озеро Горных Духов, то сейчас всё было иначе. Мы сразу навострили лыжи в конец Чуйского тракта, чтобы глотнуть настоящего горного воздуха, ослепнуть от белоснежных пиков, получить долгожданные новые впечатления, а затем неспеша вернуться в цивилизацию и несколько дней лениво поваляться на солнышке.

Итак, выезд 22.07.12. Авто: Nissan Avenir, к сожалению (а, может, к счастью) не поменяли. Состав: муж Иван (водитель, навигатор), Ирина, это я (водитель, фотограф), сын Илья 7 лет (полезных функций — ноль). Первый день как обычно ушёл на дорогу. Томск и Алтай хоть и рядом, но без малого 800 км за рулём (ехали через Новосиб). Часам к 17-ти начали присматривать место для ночёвки, в результате остановились на стоянке у Катуни в районе Манжерка. Домики на базах хоть и были заказаны заранее, но мы специально оставили пару ночей для палаточной жизни. Выдохнули, поставили палатку, и сразу к реке ножки помочить.

Погода стояла чудо, развели костёр, нажарили купатов и блаженно растянулись в креслах на бережку. Ребёнок же в гробу наши купаты видал, у него последний хит — жареный хлеб:

Так и существует на подножном корму. А это он совершил вечерний моцион — помыл лицо от души (вся морда в разводах, но кто ж там следит, на природе-то):

Начало отдыха удалось — ребёнок дотемна скакал по берегу Катуни, муж, как обычно, пошёл по соседям, то топор наш кому-то навялил за неимением, то дыру какую-то народу в авто герметиком заделал, а мне так после томского задолбавшего уже смога было просто — хо-ро-шо. В общем, вечер прошёл отлично, а с утра рванули до Акташа и нашего первого места дислокации, базы Мёны, ещё километров триста. После Усть-Сёмы весь дорожный поток ушёл в сторону Чемала, а мы с победным кличем «счастливо, лузеры!» прибавили газу и попилили по совершенно опустевшему Чуйскому тракту (господа лузеры, не в обиду, мы к вам позже тоже присоединимся). Первый перевал Семинский, традиционно остановились на перекус чебуреками. Чебуреков не обнаружилось. Оказывается, в понедельник часть торговцев не пришла, решили, что наплыва туристов не будет, и напрасно — мужик, который жарил шашлыки, неплохо наварился в отсутствии выпечки. Ну, ладно, авось на обратном пути пожарят, а мы едем дальше.

На фотосессии решили особо не останавливаться, в прошлый год видов с трассы заснято выше крыши. Второй перевал — Чике-Таман, и рука сама к фотику потянулась:

У слияния Чуи с Катунью опять не утерпела, выскочила и побегала по берегу:

А это просто из окна авто (а горы всё выше, а горы всё круче!):

Так потихоньку добрались до Акташа, на въезде посетили продуктовый магазин. Рядом мужчина продавал свежую пелядь с машины — взяли, тем более, что ни разу её не пробовали. Ещё с десяток километров, и вот они, мои любимые Мёны, база моей мечты :)/ Нас уже ждал Сергей, управляющий. Мы бронировали, говорим, а он: «Да в курсе, я вас и встречаю». Оказалось, рыбак с Акташа уже отзвонился и сказал, что гости на подходе. Оперативно. На этот раз нам достался домик у сосны со столиком:

Чудненько, мы с ним прямо сроднились за время пребывания, утренний чай, вечерний... эээ... чай — всё около него :). Я по-быстрому замалосолила рыбку...

...а часть пожарила. Вкусная оказалась.

А потом мы просто гуляли и наслаждались видами окружающих гор. Я ускакала к ручью с вкусной водицей:

Прошлась по лесочку рядом с базой, он такой же сказочный как и в прошлом году:

Пошли поздороваться со сторожем. Знакомьтесь, грозный Рэй, кроссавчег:

На базе нас, оказывается, хорошо помнят. Читали мой рассказ о прошлогодней поездке в интернете, и даже имеются в наличии несколько моих фото (фотоподборку мы им, кстати, пополнили, а то, говорят, картинки постоянно редеют :). Мало того, история о том, как Илья зашёл в кроссовках в горное озеро, куда его предположительно зазывали горные духи, уже почти числится в местных легендах :), а половина приезжающих по словам Сергея едут сюда после прочтения рассказа (нам за такую рекламу даже нехилую скидку сделали на проживание, мы и не ожидали, приятно, чёрт подери). Вообще, надо сказать, что контент в этом году на базе просто зашкаливает, и что заметно — много томичей, при нас четыре или пять машин было, это радует. В книжечке с отзывами нашла записи от вартовчан, даже от санктпетербуржцев, а при нас отдыхала пара из Подмосковья. Мёны приобрели своих поклонников. Думаю, когда ребята отстроят двухэтажный тёплый дом на несколько номеров (дай Бог, чтобы у них всё срослось к зиме), их станет ещё больше.

А на следующее утро начался настоящий отдых, да ещё какой! Игорь, владелец базы, водитель и экскурсовод по совместительству, свозил нас на Мажойский каскад, и это, скажу я вам, было одно из самых незабываемых зрелищ во всей нашей поездке. Вообще, что есть Мажойский каскад? Это 20-километровое огромное ущелье, такой каньон со скальными берегами в 100-150 метров высотой, внизу которого течёт Чуя. Это участок Чуи от впадения в неё реки Мажой (Маашей) до впадения Чибитки, поэтому он и называется Мажойский каскад, или в просторечии Мажой. Мажой известен всем водникам-экстремалам, здесь нередко проводятся профессиональные соревнования, с порогами различной сложности вплоть до самой высшей здесь всё в полном порядке. Когда я читала о нём в интернете, наткнулась на такую фразу: «Для желающих недорого и фотогенично свести счёты с жизнью на Чуе есть Мажой». О, да, ребята, это точное описание :). Кстати, поехали мы туда как раз после наводнения в районе Северо-Чуйского хребта, которое произошло буквально за неделю до нашего приезда, вот тут можно почитать хронологию событий, довольно печальных. Мажойский каскад оно тоже не обошло, тем более любопытной представлялась наша экскурсия.

Выехали с базы утром на УАЗе-«таблетке», за рулём Игорь, состав: наша семья, ещё одна семья томичей с мальчиком и семья с Барнаула (удивительное дело, с этими же ребятами в прошлом году ходили к озеру Горных Духов, а в этот раз в Мёны они приехали буквально за час до нас!). Сначала до Чибита, затем по мостику, через село, и собственно нормальная дорога закончилась, и начался подъём в гору. По большим и маленьким, круглым и острым камням УАЗ медленно, но верно брал высоту за высотой. Иногда ехали по самому краю обрыва, страшновато, знаете ли. В какой-то момент машина вообще стала напоминать карусель «Сюрприз», это в которой всех мутит, меня тоже малость замутило. Через некоторое время выезжаем на большую открытую площадку, и первая остановка. И вот они, долгожданные каскады:

Внизу узкого горного ущелья между обрывистых скал несётся Чуя:

Берега невероятной причудливой формы:

А если смотреть вертикально, то кажется, будто это мощный широкий водопад:

Налюбовавшись на грандиозное зрелище, едем дальше вверх по течению. Ещё остановка. Скалы становятся ниже:

Долго думала, верхнюю фотку поставить или вот эту:

Глядела-глядела, пока не углядела... мост! Ха, ну, конечно, вот же он (сорри за качество, увеличила как могла):

Дело в том, что после наводнения в интернете встречается противоречивая информация насчёт мостов на Мажое, какие смыло, а какие остались. Я просто не сильна, где какой мост находится, но вдруг кому знающему пригодится фото — пожалуйста. Ну, один-то точно смыло, позже я его покажу, это будет, как я поняла, Мажойский мост. А вот этот вроде жив, и к нему даже вроде едет лошадка с всадником, если очень приглядеться к фото. Мы-то дальше ехали по верху, поэтому мост даже и не видели толком.

Ещё на фотографиях с этого места можно увидеть следы наводнения в виде практически ошкуренных брёвен вдоль берегов, которые раньше были деревьями. Их вырвало с корнем, а камни и бурлящий поток доделали своё дело:

А это Илюхин трофей (там их повсюду, но этот хоть маленький):

Ещё немного покружив, добрались до почти самого начала Мажойского каскада, подъехали к реке...

...и вблизи увидели, что тут стало после наводнения. Кругом куча поваленных деревьев:

Повернули голову налево и увидели печальную картину:

Разрушенный Мажойский мост, стихия его не пожалела:

Если я правильно поняла, то с этого моста шла тропа к красивейшему озеру Маашей, которое в результате дождей и размывания морены вытекло и исчезло с лица земли. Очень грустно.

Исследуем окрестности дальше. Преодолеваем небольшую затоку по природному мостику...

...и выходим на берег, который скорее всего представляет собой пересохшее русло (и скорее всего раньше это и было местом впадения Мажоя в Чую, хотя, могу и ошибаться):

Вид на Чую и разрушенный мостик с другого ракурса:

Попыталась сфотать панорамку Чуи в этом месте после наводнения, судя по всему, она поменяла русло:

А это вид вверх по течению:

Чуя. Дикая!

После такой прогулки с трудом верится, что человек покорил природу. Вроде бы да. Но не до конца, далеко не до конца. И слава Богу, с одной стороны, а с другой страшновато...

Загрузились в УАЗ и поехали назад. Нас ждала вторая часть поездки — водопады. На обратном пути Игорь нам ещё кое-что показал. Срулил с колеи к огромному камню, и вот что мы на нём увидели:

Древние петроглифы с изображениями животных. Любопытно.

Вернувшись в Чибит, мы пересекли мостик через Чую и поехали уже по другой дороге параллельно Чуйскому тракту. Дорога, кстати, уже более-менее нормальная, не асфальт, конечно, но вполне проезжабельна для обычных пузотёрок, если не считать моста — он был полуразрушен в самом начале. Правда, это что-то непредвиденное было, видимо, позже его починят, там делов-то. Но УАЗу что — переехал за милую душу.

Ехали минут 15, добрались до поляны и высадились. Водопада пока не видно, но уже слышен шум воды. Игорь показал нам направление, по тропинке через лесок немного вверх — и вот он!

Водопад оказался узким, высоким и очень мощным. Кстати, это мы увидели нижний его ярус, а потом возвращаясь, с дороги был виден ещё верхний, тоже очень высокий. Как около него было хорошо! Жарища стояла просто жуткая, а тут свежесть и прохлада...

Илья на водопое:

Потом были экстремальные поскакушки через речку, которая стекает от водопада вниз, потому что обратная тропа пролегала по другой её стороне (можно было, конечно, и по тому же пути вернуться, но с поскакушками зело интереснее):

Когда вернулись к машине, заметили компанию на пузотёрках (всё-таки проехали), расположившуюся на пикник. Там и правда чудесное место для отдыха, водичка шумит, прохлада, тень от деревьев... красота. Уходить не хотелось, но Игорь сказал не расслабляться и повёз показать нам ещё один водопадик.

Ехали совсем недолго, опять полянка, опять тропинка, и нам открылось совершенно шикарное зрелище:

Вот это мощь! Второй водопадик, водопадище, я бы сказала, был покороче и пошире первого, но гораздо мощнее. Шум стоял такой, что друг друга не слышали совсем. Фотать было довольно сложно из-за брызг:

Ну, тут уж мы устроили настоящую фотосессию во всех позах. Вот на этом камушке было так приятно стоять — вся в облаке мелкой водяной пыли:

Вид сбоку (там хоть брызг поменьше):

Полазали по камням, нафотографировались от души, насладились прохладой и поехали назад до базы. Устали, конечно, страшно. Зато сколько эмоций! После таких прогулок и отдых вдвойне приятнее :). Вечером была обязательная баня (Сергей в этом спец) и прочие прохладительные и горячительные напитки.

Следующий день тоже принёс немало приятных впечатлений. С утра было решено прогуляться до голубого озера. Озеро расположено совсем недалеко от домиков, минутах в 15-ти ходьбы через лесок, все посетители базы обязательно до него гуляют. В прошлом году мы как-то не удосужились, и как же зря. Озеро просто нереально красивое! Судите сами:

Оно абсолютно прозрачное, круги на дне из голубой глины кажутся вообще чем-то невероятным. Кстати, они шевелятся, медленно, но довольно заметно:

Вокруг тишина, никаких пикников, слава Богу, пройти туда, я так понимаю, можно только через базу, а в Мёны не ездят люди, для которых природа является всеобщей помойкой. Озеро небольшое, и его можно вполне обойти вокруг. Мы так и сделали. И с каждого ракурса оно очень красиво:

А это уже с другого края:

Чудо какое-то. Очень остались довольны прогулкой. Решили с ребёнком, что в этом озере непременно должен жить водяной, или уж какая завалящая кикиморка.

А после обеда съездили посмотреть на Чуйскую ГЭС. Она недостроена и заброшена, находится совсем недалеко от Мён, километрах в трёх, её хорошо видно с Чуйского тракта, надо только внимательно смотреть. Вот она:

Следы современности, куда без них (хотя, граффити мне понравилось):

Строительство ГЭС началось в 60-е годы, но быстро и закончилось, т.к. впоследствии выяснилось, что плотину поставили на зыбкой морене.

Исследуем окрестности:

Рядом с ГЭС отличная поляна, там нередко останавливаются палаточники или просто отдыхающие:

Место вообще очень красивое, кто будет рядом, рекомендую съездить. Если смотреть со стороны Чуйского тракта, там очень хорошо видны ледники между гор, у меня, правда, ни одно фото с ними не получилось, т.к. солнце било чётко в объектив. Но если развернуться в другую сторону, то и там пейзаж не менее красив:

Вот так вполне неплохо скатались.

Поехали было дальше по трассе, нашли горку, с которой открывался отличный вид на извилистую Чую, но солнце просто нещадно било в глаза, поэтому решили вернуться сюда завтра по утру. К тому же муж как-то странно себя чувствовал.

Остаток дня был посвящён еде на природе. Привычка — вторая натура, извините, но я и тут скакала с фотиком вокруг стола. Угощайтесь! Пелядь со специями и лимоном на решётке:

Шашлык из свиной шейки, маринованный в луке, лимоне и специях (мясо везли ледяным куском из Томска в сумке-холодильнике, ещё и размораживали через 3 дня):

Следующие два дня у нас получились не самыми приятными в плане здоровья. После поездки на ГЭС мужу сначала стало как-то нехорошо, а позже оно превратилось совсем в плохо и продолжалось весь остаток вечера и половину следующего дня, а со второй половины передалось и мне. Так и не поняли, что это было, наверное, что-то типа энтеровируса, т.е. вроде ничего конкретно не болит, но в целом жутко хреново, общая слабость такая. Слава Богу, что больше на базе никто за таким состоянием замечен не был, а главное ребёнок продолжал скакать в духе горных козлов, и то хорошо. Но про планируемую ранее поездку на ледники Актру пришлось забыть, по времени мы не поспевали. Конечно, жаль, но тут я считаю, что это нас Алтай-хан отвёл — значится рано нам туда.

Но совсем влёжку мы, конечно, не лежали, мало-мало совершали небольшие вылазки. Помните, я писала, что мы нашли горку с отличным видом? Таки в 7 утра я поехала её покорять! Нууу, как покорять, она небольшая вообще-то, главное было застать хороший утренний свет. Уже с дороги открылся чудесный вид на ледники Северо-Чуйского хребта:

А уж когда я залезла на горку... Едрит-мадрид! Горы и змейка Чуи были великолепны:

Всё-таки с Чуйского надо снимать утром, самый приятный свет. Я было решила подняться ещё повыше, чтобы получше запечатлеть изгибы Чуи, но меня вдруг на середине пути одолел страх. Знаете, идёшь это одна, кругом тихо, кости разные попадаются, под ногами иногда что-то шуршит (змеи???)... В общем, ну его в баню, подумала я и повернула домой, тем более, что как раз в этот момент мне тоже начало плохеть как и Ивану.

Почти полдня провалялась в постели, но потом меня что-то торкнуло искупаться в ручье около базы, ледяном, аж зубы сводит. И так это мне после него похорошело! Мы даже успели в этот день немного поиграть в геокэшинг. А знаете — забавно, почувствовали себя настоящими кладоискателями. Иван заготовил дома распечатки трёх тайников в окрестностях , удалось найти два. Ну, т.е. мы и искали два, на третий не ездили. Первый был перед Красными воротами, это за Акташом по дороге на Улаган. Он совсем лёгким оказался, мне не очень понравился, только пыли с дороги наглотались :). Правда, еле залезли до главного кедра, там довольно крутой подъём:

Я специально не стала в подробностях фотать окрестности, чтобы другим не мешать играть.

А второй тайник был поинтереснее. Надо было ехать за Курай, в Курайскую степь, найти там мостик через речку Тыдтугем, которая впадает в Чую, и где-то на ней найти Тыдтугемский водопад. В степи было хорошо, из жары приехали в приятную прохладу, где-то вдалеке шли дожди:

Мостик и речку нашли быстро, правда, сначала подъехали не там, надо после мостика, а мы свернули перед ним. Потом заехали правильно, самые огромные камни (по описанию тайник был в них) там были только одни. А вот место в самом камне обнаружили не сразу, но обнаружили. Если вдруг кто ещё там будет искать, осторожнее — рядом осиное гнездо:

Спустились к Чуе и увидели сам Тыдтугемский водопад:

Поскольку с нами был Илья, то из тайников взяты были фигурка динозавра и пират (пират, кстати, судя по описанию тайника, лежал там с 2010 года), а мы оставили наклейку RusNavi.org на авто и USB-зарядку для прикуривателя. В общем, поиграли :).

К вечеру я опять слегла, напилась всяких таблеток и спала, а мои тусовались с соседями у костра. Я к ним один раз только выползла чайку попить трясущимися ручонками. Папарацци на стрёме:

На следующий день к обеду я вроде совсем оклемалась, и мы решили съездить подальше в Курайскую степь до Красной горки. Красная горка находится за селом Чаган-Узун, примерно на 869-м километре Чуйского тракта. С дороги её отлично видно, т.к. она действительно красная:

Про Красную горку даже есть легенда: «... И сказал Змей: «Уходи, Дзерен, это моя гора». И ответил Дзерен: «Я первый взошел на вершину и не уйду». Тогда бросился Змей на Дзерена: «Пусть владеет горой тот, кто сильней». День и ночь, и еще день бился Дзерен со Змеем. На исходе другого дня оба упали без сил. По склонам горы от вершины к подошвам ручейками катилась кровь, застывая на камнях. И сказал Змей: «Пусть будет так: по одну сторону мое царство, по другую — твое». С тех пор по южному склону развелось много змей, на северном живут дзерены. А гора в народе Красной называется, потому что оба склоны ее окраплены красными пятнами и на закате вся она отливает темным багрянцем» (с):

Красивые виды там, горы совсем другие, пологие и разноцветные:

Что-то мы совсем до самой горки решили не ездить, а повернули назад прогуляться в степи за Чаган-Узуном. Так что в этом году нашей последней точкой Чуйского тракта стал 869-й километр. 90 км до Монголии, что ж, мы к ней медленно, но верно приближаемся :).

Село Чаган-Узун находится на 864 километре, надо проехать автомобильный мост через Чую, и мы в нём. Я, честно говоря, прибалдела от этого села. Оно как будто совсем не вписывается в Алтай! Представьте себе, едем-едем по Чуйскому, слева и справа степь и пологие горки, и тут бах — огромная тополиная роща, прямо долина тополей. А между ними в зелени утопают домики. Это и есть село :). Смотрится необычно и красиво. Это мы уже заехали за село и остановились перед воротами. Речка — Чаган-Узун, приток Чуи:

В Алтае часто у населённых пунктов встречаются ворота и ограждения, чтобы животные не уходили. Так что мы их благополучно открыли-закрыли и поехали дальше. Дорога в общем ничего, но встречаются неприятные камушки, надо быть внимательнее. В идеале, конечно, хотелось бы доехать до так называемого Марса, там сопки и горы окрашены в совершенно невероятные разные цвета в плоть до розового и синего. Но вскоре нам на пути встретилось небольшое пересохшее русло, на которое муж посмотрел-посмотрел... да и решил не рисковать. Не очень хотелось нечаянно пробить картер или оставить зад. Марс не увидели, жаль. Но и без него виды вокруг были просто глаз не оторвать:

Сафари:

Разноцветные горы:

Очень понравилось это место, оно какое-то необычное, мы в Горном такой местности ещё не встречали.

Нафотались и поехали назад. По пути не утерпели и опять забрались на одну интересную горку, довольно высокую, а там опять виляла Чуя:

Змея, а не река!

Отлично прогулялись и довольные поехали в Мёны, где нас ждал последний вечер. Илья вечерком порадовал шаманскими танцами:

Последняя прогулка по лесочку, последние посиделки у костра, уезжать совсем не хотелось... Так не хотелось, что решили назавтра встать очень рано и до отъезда ещё раз сгонять к Кураю и встретить рассвет в степи. Сказано — сделано, встретили:

Я пожалуй оставлю некоторые фото с этой прогулки на конец, пусть это будет небольшой завершающий штрих. А пока покажу ещё немного утренних видов, снятых с горок, такого нежного света и не видела ещё ни разу:

Уже возвращаясь к базе, решила напоследок расчехлить длинный объектив и запечатлеть пики Северо-Чуйского хребта, с утра их видимость идеальна:

Вот так, попрощались с ледниками и с Мёнами. Замечательная была неделя, шикарные погоды, незабываемые впечатления. Ребята с базы — Сергей, Игорь, Лена — огромное вам спасибо за всё, мы обязательно вернёмся! Томичи Юля с мужем и Марк, барнаульцы Ира и Саша, новосибирцы Алексей с семьёй и Сибиряк с Дрома — всем большой привет!!!

Последние дни поездки мы решили пожить, так сказать, среди людей и цивилизации. Был заказан домик в селе Узнезя Чемальского района, на турбазе «Простоквашино». Я уже писала о ней и показывала фото в прошлогоднем отчёте, замечательное местечко, красивое, аккуратное, без дискотек, всё для тихого семейного отдыха, чего нам и было надо. Правда, между двумя базами у нас был бездомный день, поэтому мы решили доехать где-нибудь до Онгудая, чтобы оказаться примерно по середине пути, и встать с палаткой на Урсуле.

Из Мён выехали в 11-м часу утра. Пообедали в Чуй-Оозы на слиянии Чуи и Катуни, проехали Большой Яломан, подъехали к Чике-Таману... И тут встрепенулось моё шило в заднице. А что, говорю, муж, не проехаться ли нам по старому Чуйскому тракту? Дело в том, что современная дорога через перевал Чике-Таман начала действовать в начале 80-х годов прошлого века, не так уж и давно. До этого времени пользовались другой дорогой, которую сейчас называют старым Чуйским трактом, он очень хорошо виден со смотровой площадки на верхней точке перевала, хотя, и она не самая старая, есть и древнее, но там уже осталась только заросшая тропа. А по старому Чуйскому ездят и сегодня, правда, далеко не все, это скорее такая ознакомительная поездка, а ещё скорее — авантюра чистой воды, ибо дорога довольно убитая.

Ну, и мы поехали :). Сначала дорога идёт по открытому месту. Обычные две колеи со щебёночным покрытием:

Камушки, правда, иногда нехорошие попадаются, поэтому глаз от дороги не отрывали. То зигзаг, то петля — старый Чуйский кружил по склонам, а мы украдкой любовались окрестностями:

Видимо, из-за этой зигзагообразности подъемы получались незаметными:

Постепенно дорога стала идти среди деревьев, ветки практически хлестали машину по бокам, а неба почти не было видно. Очень красиво, но выйти и сфотать — проблематично. Кроме того, колеи в некоторых местах были жутко глубокими и полуразрушенными. Мы ехали молча, с большими глазами, и молились, чтобы наша пузотёрка куда-нибудь не села, что-нибудь не пробила или не оставила зад на очередном камушке. Развернуться там, естественно, вообще никак :). Хорошо, что иногда деревья расступались, и мы выезжали на открытое место. Сразу останавливались пофотать и перевести дух. Вот дорога сверху:

А вот она идёт по обрыву (хорошо там ограждения есть, правда, не везде):

Отсюда вид на старую дорогу, она правее, и новую — она левее в горах:

Жарища была жуткая, чем выше, тем хуже. Кондиционер не справлялся, поэтому мы просто открыли окна. А запах!!! Боже, цветы и мёд! Просто голова кружится... Вот так ахая-охая, то от страха, то от восхищения, добрались до самого верху. Довольные до чёртиков (честно говоря, сами не верили, что мы это сделали) поехали на спуск. Где-то по середине спуска открылся отличный вид на современную дорогу:

После спуска решила взять у мужа интервью, мол, как вам экскурсия? Как ощущения за рулем? Ответ был краток и цензуру не прошёл :)). И всё равно мы были рады, что таки поддались на эту затею. Но больше сюда ни ногой, не на этой машине.

Миновав Чике-Таман, доехали до Урсула и начали присматривать место для стоянки, но что-то так и не присмотрели. Во-первых, в воздухе жутко пахло гарью — по склонам гор горели леса. Ещё бы, такая жарища. Но главное, я была, честно говоря, просто ошарашена тем срачем, который увидела на берегах речки. Нет, гадят много и везде, но ТАКОЕ я на Алтае видела впервые. Страшно расстроилась, и просто от сего факта, и за Урсул обидно — такая речка красивая, и так её... Что ж вы, люди, делаете :(.

В результате решили вернуться за Чикет, по дороге присмотрели там неплохое местечко. И действительно, место было приятное (платная стоянка), всё в соснах, рядом звонкая речушка, пара палаток недалеко. Мы тоже быстро развернулись, покушали, и я было решила пофографировать окрестности, как вдруг начал накрапывать мелкий дождик. Быстренько покидали всё в палатку, залезли сами, и тут дождь зарядил по полной программе. И как же это было хорошо! После недели пекла, да в тёплой палатке, лежать и слушать шум капель... И смотреть сказку на ноуте :). Осовремененная туристическая романтика :).

С утра дождь кончился, но было пасмурно. Мы по-быстрому собрались, попили чаю и рванули до Простоквашино. По пути таки поели на Семинском перевале чебуреков, нельзя отступать от традиций, а к обеду уже были на месте:

С этого момента начался наш ленивый, балдупинательный, пузонагревательный отдых. Погоды были прелестны — с утра пасмурно, а к обеду разъяснивало, и наступала жара. По такой жаре мы приспособились не то что ноги мочить, а нормально так да по нескольку раз на дню купаться в ледяной Катуни — отлично освежало:

Илья проходил курс начинающего пловца в местном бассейне:

А дальше просто немного отдыхательных картинок:

Когда мы уже окончательно устали от ничегонеделания, решили всё-таки доехать до Чемальской ГЭС. Поскольку ознакомительную экскурсию по станции мы совершили в прошлый год, то на этот раз решили просто прогуляться типа как в горсад — карусели, мороженое и прочие атрибуты. Чемальское водохранилище малость пообмелело:

Сама ГЭС не работала, но шлюзы были открыты:

Погуляли, поели мягкого мороженого, некоторые штатские словили адреналина на тарзанке:

А ещё покатались по Катуни на моторке. Ууу, ребёнок был в полнейшем восторге! Снимать с лодки было не очень удобно, но кое-что получилось:

Остров Патмос:

Илья, доволен как сто слонов:

Да и нам тоже понравилось. Иван потом ещё раз скатался без нас, с экстримом, приехал весь мокрый с ног до головы. В общем развлеклись.

А на обратном пути в конце Чемала свернули на дорогу в село Уожан, решили посмотреть, чего в той стороне интересного. Довольно любопытная поездка получилась. До Уожана там всего около 15-ти километров, сначала дорога идёт по Чемалу, и я заметила, что дома в этой части села лучше, а участки больше, видимо, это что-то типа местной Рублёвки. Трасса вся тенистая, по краям растут сосны, рядом искрится речка Чемал. По берегу много палаток и просто отдыхающих, но нет такой толкотни, как в самом Чемале. Вообще, место крайне приятное, я бы там с удовольствием встала с палаткой. Километров через 6-7 асфальт заканчивается, и начинается грейдерованная щебёнка, вполне нормальная. Природа вокруг совершенно чудесная, вот примерно такая:

В одном месте увидели мостик через Чемал, добротный такой красивый мост, а на другом берегу прямо шикарные домики вроде шале. Видимо, какая-то новая крутая база. Не отказалась бы там пожить :).

До Уожана доехали довольно быстро. Село небольшое, и вид, честно сказать, удручающий, домишки все старые и страшные. Тем удивительнее было увидеть среди них пару-тройку просто шикарнейших построек с гаражами, летними домиками, ландшафтным дизайном и пр. Что сие было, уж не знаю. Я их не фотала, но вот тут на заднем плане один из домов, ещё недостроенный:

Это мы уже приехали в самый конец села. Традиционные ворота для/от животных:

Дорога за ними вроде как не заканчивается...

...но мы туда уже не пошли, а поехали назад в Простоквашино.

Отлично съездили, после ленивых возлежаний снова почувствовали себя в своей тарелке и решили напоследок отпуска закрыть весь Чемальский тракт, тем более что где-то в конце него обещался встретиться водопад с труднопроизносимым названием Бельтертуюк.

Чемальский тракт недлинный, он начинается с Усть-Сёмы от моста через Катунь, откуда вправо уходит М-52, а влево дорога на Чемал, и проходит через весь Чемальский район вплоть до села Куюс. Протяжённость трассы всего около 90 километров.

За Чемалом машин становится меньше, но всё же движение есть, встречаются и конные экскурсии, и даже пешеходы с рюкзаками. Пейзажи — чудо! Много зелени, горы не очень высокие, но как всегда не похожие одна на другую, склоны все в сочных зелёных красках, много маленьких пляжиков, где можно искупаться:

Спустя некоторое время, выехали на площадку, с которой видны остатки Катунской ГЭС, тоже недостроенной и заброшенной:

На берегу есть памятник: «От изыскателей экспедиции 31, Ульянов В.Н., 1956-1976, трагически погиб»:

Едем дальше. В горах часто можно заметить входы в пещеры и гроты. Любопытно было бы по ним полазить, а мы что-то и фонарик с собой не взяли. Вскоре доезжаем до Еланды, «деревни со змеями», асфальт тут заканчивается, начинается щебёнка. Сразу за селом около дороги в скалах замечаем заброшенные штольни, раньше здесь добывали руду. Периодически останавливаемся пофотографировать:

Немного не доезжая своротка на Эдиган, справа от дороги выплывают белые опоры Ороктойского моста. Об этом мосте я много читала-смотрела и очень хотела побывать. Место действительно преинтереснейшее. Мост называется Ороктойским, потому что, переехав по нему на другой берег Катуни, можно попасть на дорогу к селу Ороктой и к Ороктойским пещерам:

Это самое узкое место на Катуни, Гугл говорит, что от 20 до 30 метров в ширину, и одновременно самое глубокое, примерно 70 метров, а по берегам реки расположены уникальные чёрные скалы, коренная порода:

Узкое место:

А справа от моста, вниз по течению, отлично видны Тельдекпеньские пороги (Тельдыкпень — «поднявшаяся гора»), на которых часто устраивают сплавы:

Очень красиво! Естественно, с мостика я тоже пофотала:

Вид вверх по течению (жалко, что против солнца):

А это в другую сторону:

Когда повернули обратно к трассе, подъехали ребята с Новосибирска на Mark II, спросили, где тут водопад. Ну, водопад тут вроде бы один, за Куюсом, до него ещё километров 30. Мы сказали, что тоже направляемся к нему, и поехали дальше, а они остались на мосту.

Дорога стала уже довольно муторной, стиральная доска. Кстати, если кого вдруг туда занесёт, рекомендую выезжать на параллельно идущую полевую дорогу, она как раз где-то за мостом начинается и объезжает село Куюс, обратно мы ехали по ней — гораздо комфортнее.

Проехали через Куюс, довольно большой посёлок. Дальше до водопада около 7 км по каменистой горной дороге. Примерно через километр встретилась Приора, поздоровались с водителем. «На водопад?» — «Да» Мужик, как оказалось, не доехал, сказал, что недалеко наткнулся на опасный камень, где уткнулся бампером. Мы кивнули, поблагодарили за предостережение и... едем дальше :). А как же, надо самим посмотреть! Вскоре действительно нашли это место, спасибо мужику, что предупредил, мы там остановились, и муж сбегал на разведку. Оказалось, что камень можно немного объехать, тоже по не очень хорошему, но вполне проходимому участку. Мы так и сделали, всё получилось! Пока Иван разведывал, я немного пофотала. Каменная долина за Куюсом:

Вот на этом своротке то самое место:

На фото видно, что тут нас догнали знакомые новосибирцы с Ороктойского моста :). Мы так друг за другом и ехали до самого водопада. Дорога, конечно, не фонтан, очень каменистая. Сначала идёт по степи, а затем подступает вплотную к Катуни и идёт вдоль отвесных скал, разъехаться проблематично. По дороге встретился археологический музей и Куюсский грот. Медленно, но верно доехали до деревянного мостика. Рядом стоял какой-то джип и УАЗик, за мостиком гуляла группа людей, видимо, их привезли на экскурсию. Вот в этом месте развернули машины:

И пошли изучать. Мостик этот как раз через речку Бельтертуюк, она вытекает из горного ущелья и водопадом вливается в Катунь. Получается два каскада — нижний после мостика, высотой 11 метров:

А верхний узкий и высокий — 29 метров:

По тропинке забрались до самого верха водопада. Виды с тропинки:

А это самое начало Бельтертуюка:

Естественно, мы там умылись и помочили ножки, было очень жарко:

Конечно, после водопадов на Чуе этот нас особо не впечатлил, но он довольно красив, а главное — дорога до него, преодолеть такую на пузотёрке... мы гордимсо! :) Наш крокодильчик в очередной раз не подвёл.

Чемальский тракт закрыт, двинули в обратный путь:

За Еландой полюбовались на Еландинские пороги...

...и прогулялись напоследок по пешеходному мостику через Катунь:

Ещё с прошлого года мечтала по какому-нибудь подвесному мостику погулять, адреналину словить. Ни-фи-га, вообще не страшно, хоть он и нехило шатался.

Ну, вот это собственно и конец путешествия. В последний вечер в Простоквашино мы наконец продегустировали местную медовуху, а с утра попилили в Томск. Как и в прошлый раз ехали в дождь — Алтай по нам плакал :). А мы уезжали всё дальше и начинали потихоньку по нему скучать...

Ах да, обещанный прощальный штрих. Выполняю обещание — розово-золотой Северо-Чуйский хребет в шесть часов утра, незабываемое зрелище, комментировать тут нечего, нужно просто смотреть:

Голые цифры:

Километраж — 3 050 км;
Расход топлива — 10 л/100 км;
Бюджет — около 40 тыс. руб. на троих (это бензин, проживание, питание, экскурсии и пр.);
Штрафы — 1 тыс. руб. (на трассе Алтай—Кузбасс на обратном пути выехала с заправки под знак, муж посоветовал);

Впечатления — не измерить никакими цифрами!

t.me/chinamarka - АВТО ИЗ КИТАЯ

TURBOCAFE.RU - #ОКОЛОТУРБИН

Какая красота !!!! Горы и реки как в Киргизии.И фотографии и рассказ замечательные! Молодцы ! 5+!
Мой отзыв: Skoda Fabia 2011

молодцы! фотки хорошие!
New Pajero Sport - танк для города, болид для бездорожья.(с)
Мой отзыв: Mitsubishi Pajero Sport 2011

Очень хорошо прокатились

а фотографии то какие, а то много на дроме стало отчётов с фотками сделанными на домофон :(

Здравствуйте Ирина! Именно ваш прошлогодний отчет сподвиг нашу семью на поездку в Горный Алтай в начале августа этого года. Ваш отчет использовал практически как путеводитель! Были на Чемале (база Кара-турук), потом в Онгудае (база речные домики) и в Менах. Большое Вам спасибо за подробное описание и красивые фото! Очень хорошо пишете, легко и приятно читать. Удачи Вам в новых путешествиях!
Мой отзыв: Ford Focus 2008

г. Выхлопдар
За зря люди на отдых не ездят! Насыщеный красивый отпуск и рассказ. Спасибо.
Mitsubishi Town Box Wide
ВАЗ-11113, Калина-хэ, Калина-кро
Я ничего не знал... www.borsin1.narod.ru

Красотища!

Хороший отдых, красивые фото. Что за фотоаппарат. оптика?

наверное и я когда-нибудь (лет в 60) съезжу в такой пенсионерский отпуск :). пожрать, поспать, пожечь бензин, пофотать мосты...

Красиво,много,интересно....

ГАВ-рик:
Хороший отдых, красивые фото. Что за фотоаппарат. оптика?
издеваетесь что ли? кенон 400д с китовым мылом.
Seb

Все!!!!!!!!!!!!! На следующий годе еду, афигеть, только 5! добавил в избранное - буду лениться на следующий год - прочитаю, возьму в охапку близких и поеду!
Конечно же 5!
котлы, печи, дымоходы, монтаж
и т.д.
57-30-11
www.domapogoda.ru
ул.Хлеборобная, 55А

vb2002:
издеваетесь что ли? кенон 400д с китовым мылом.
Никто не издевается, просто интересно )))

Отлично.
Если ваши факты противоречат моей теории, тем хуже для ваших фактов.

Классно

Ошибочка вышла, выехали не 22.08, а 22.07. Буквально вчера наткнулась на интересную ссылку - Гибель озера Маашей, грандиозно и очень печально: https://www.youtube.com/watch?v...
buhtarma:
Теперь к нам
Да мы как раз чуть и не доехали до вас, были планы, но решили всё-таки в ГА. Ничего, доберёмся :)
vebamaster:
Здравствуйте! Очень рада, что отчёт пригодился, нас ведь тоже в своё время Дромовские рассказы вдохновили, спасибо за это всем пишущим огромное!
ГАВ-рик:
Хороший отдых, красивые фото. Что за фотоаппарат. оптика?
Спасибо, брала старенький Canon 400D, фотала в основном Тамроном 17-50мм, редко длинным Кэноном 55-200мм. Спасибо за отзывы!

Один из лучших отчетов за последнее время. Обнаружил для себя новые места, хотя по чуйскому тоже много поездили.

больше года не был в горном. Раньше было рукой подать. Час и я в горно алтайске. а сейчас... 3500 до горно алтайска в один конец. Скучаю сильно по нашим алтайским горам

Бийск - Г. Алтай
Просто прекрасно, молодцы, спасибо Вам!
Мои рассказы о перегонах:/travel.drom.ru/18925//travel.drom.ru/19243//travel.drom.ru/19599/

красота -страшная сила .молодцы.

Поздравляю - у вас, по-моему, лучшие фото!

........................
зачет!
Купля-продажа жилья. Узаконение пристроев.Продажа-покупка жилья в Санкт-Петербурге. 690666...

На одном дыхании прочитал.
Как сам побывал.

odmin4eg:
Хорошо сказано.
Только просмотрел, уже впечатлен. Очень красиво. Автору почет и уважение.
Спасибо за отчет.
Буду завидовать по белому немного позже, работа есть работа.
Не бегайте от снайпера, умрете уставшим.

На Кит-Фин границе
Вы че творите то? Есть другие сравнения! Блин, тьфу, тьфу,тьфу!
Ребёнок же в гробу наши купаты видал,
хотел 5 воткнуть
Наслаждаюсь началом прорыва, десятилетия ярких побед, процветания и стабильности!

Ktth:
Вы че творите то? Есть другие сравнения! Блин, тьфу, тьфу,тьфу!
Ребёнок же в гробу наши купаты видал,
хотел 5 воткнуть
Поясните, Вы что хотели сказать?
Не бегайте от снайпера, умрете уставшим.

Украду цитату: «Воистину Алтай – середина мира. На Алтае сошлись великие народы, расы: индоиранцы, тюрки, славяне, монголы, китайцы. Алтай расположен в средоточии трех древних великих культур Евразии: ведической, буддийской, даоской. С Алтая сошли и разошлись по Евразии многие народы. И именно здесь мы находим тот единственный ствол, от которого ответвились тюрки и индоевропейцы, в том числе и предки славян».
Ведь правда любой рассказ об Алтае от хороших рассказчиков затрагивает какие-то струнки души. Тянет в эти места, хочется хоть немного побыть здесь, в окружении тишины Алтайских гор. И ощущения от посещения этих мест - как будто дома побывал. Спасибо автору очерка - прочел с удовольствием.

В августе тоже были на Чемале. Сынок еще маленький, 3,5 года, далеко не поехали, только Семинский посмотрели. Погода была не очень, да и одним ехать в незнакомые места не хотелось. Отчет надо тоже написать да выложить.
А вот за Семинский поехать хотим. Очень. Может на следующий год получится.
отчет классный. Фотки к месту, ничего лишнего.
Кстати, насчет пузотерки. Мы на Ланосе по таким камням катались, где 4х4 не все рисковали. На горы поднимались, пока машинка тянула. Интересно было смотреть на удивленные лица квадроциклистов, проезжающих мимо.

Rio где Janeiro
этапять!
"Leave me alone, I know what I'm doing" © Kimi Raikkonen
"No plan is the best plan!" © Bud Moseley

BARNAUL
Всё просто супер, молодцы!!!!!!!!!

Рассказ вызывающий зависть и восхищение-оба понятия в очччень хорошем смысле! Автор, Ваш слог приятно зовет в дорогу!!! Удачи! И может быть до встречи на Алтае!

Зачёт

Сообщений: 12025
Привет Ирина, нормально так написала, но все не осилил, красиво везде у вас на снимках, да и Илюша подрос, наш Тихон в школу пошел, уже успел подраться, Илюшку помнит -дружно играли и интересно)) хороший, добрый мальчик...завра-послезавтра дочитаю отчет.
Прадик 120 араб 4л ниедит, буду прошиваться...

Сергей_Соколов:
Спасибо, Сергей! Почему нет? Может, когда-нибудь и встретимся :)
базилевс:
Привет! Мы тоже нынче первоклашки, поздравляю/сочувствую :)). Илюшка передаёт Тихону привет, он его тоже помнит по фото.

Ребят, опять же, за комменты спасибо, буду рада, если кому пригодится.

Штольни за Еландой не рудные.

Отличный рассказ! Из прошлого Вашего рассказа узнали про Мены, съездили туда в мае, а теперь уже смотрю Вы побывали в местах (каскады, водопады), которые я описал в своем рассказе. ) https://travel.drom.ru/19828/
Мой отзыв: Honda Accord 1997

омск
Автору респект!!! Сами были в это время с 15.07 по 5.08. Жара неимоверная стояла это точно!! Подтверждаю! Вторую неделю отдыхали на телецком, так местные коростой от жары покрылись. За 8лет поездок, что туда езжу, т.е. на горный, Ни разу не сталкивался с тем, Что при нас 2 недели с лишним жара стояла, и до нас неделю!! Как местные говорят. Одного белоснежку пришлось сметаной мазать, дозагорался!!! А это в нагрузку!!

Киров
Просто СУПЕР!!! И с каждым таким отзывом я всё больше убеждаюсь в том, что "не нужен нам берег турецкий". Такая красотища!!!!! Молодцы!!!
Estima Emina 2TZ 4WD MT.
Мой отзыв: Toyota Crown 1997

НикНикыч:
Штольни за Еландой не рудные. Они под горой, которую собирались взрывом рушить в реку для постройки катунской ГЭС.
Ааа, ясно, спасибо за инфо.
AlexeyL_NSK:
Здравствуйте, Алексей! Конечно, я читала ваш рассказ, оттуда и узнала про новые экскурсии. Было очень интересно сравнивать Ваши фото по приезду с тем, что там стало. Кстати, Игорь чуть не свозил нас ещё в одно интересное место, но не рискнул в последний момент, т.к. ездил туда только один, и дорога там... в общем, не решился за нас отвечать. Но надеюсь, что всё же свозит когда-нибудь, говорит, что там супер.
DMARK:
И правда, погоды стояли очень жаркие. А нам и в прошлом году повезло, из 10 дней только пара пасмурных.

Уж извините, прошлый рассказ был много лучше. В плане самого повествования, выбора маршрута и фото.
Ощущение, что эта поездка предваряла предыдущую.

cfyznsk:
Ощущение, что эта поездка предваряла предыдущую.
Ну, Вы где-то правы. Главной целью поездки было посещение ледников Актру, но из-за нелепой неприятности со здоровьем не срослось. Зато увидели многое другое, чего в прошлый раз не видели - не ездили до Курая, не видели Красную горку и Чаган-Узунскую степь, не видели Чуйскую ГЭС и голубое озеро, не искали тайники, не ездили на Мажой и водопады, не посещали старый Чуйский и не доезжали до конца Чемальского тракта. Маршрут определяли два фактора - наличие ребёнка-7-летки и наличие машины-пузотёрки, как с таким набором особо разбежаться, я не знаю.
А про фото и повествование, это Вы меня извините, раз фигня вышла :)

АЛТАЙ
Отличные фото, отличный рассказ. Красивейшие места!
T.Regius '01 4WD 1KZ - пассажироперевозки!
Mazda 6 II хэтчбек '08 Touring 2.0, 5АТ, Brilliant Black

Кемер. обл., Белово
Спасибо за интересный рассказ (хороший слог, приятный спокойный юмор), и красивые фотографии. Пометил для себя Ваш отчет в качестве путеводителя на следующий год (два года подряд езжу на Горный Алтай). З.ы. Попробуйте сплавиться по Катуни на рафтах, и посмотреть Пни один, два, Еландинский порог с воды, получите массу новых интересных ощущений. Малой, думаю, так же доволен, как сто слонов...)))
ВАЗ-2115,
Лада Калина универсал ВАЗ-11176,
Nissan Qashqai ХЕ, 4 wd, 2,0 л, 6 ст. МКПП

22 region
Отчёт классный, читать легко, завидую белой завистью... МОЛОДЦЫ!!!

Троицкосавскъ
отличный отчёт)) был там в конце августа)) супер!
Никогда ещё не встречал столько e-планов на одном форуме (с)

Добавил в закладки. Следующим летом тож туда смотаюсь.
Toyota Camry. 2000 г., американец.

Фотки супер!
Toyota Camry. 2000 г., американец.

молодцы!понравилось!+5
В России две беды:одну худо бедно делают!Другую не переделать!

Стрежевой-70 RUS
Посмотрел ролик про озеро- и на дуще осадок какой то остался.Оно (озеро) хоть и не одушевлённо но жаль его как живого.Хотя наверное в любом озере,речке есть своя душа.
Трудно представить-что может случится в масштабах планеты.А ведь мы -люди не мало прикладываем к этому своим свинскин отношением.
Люди убирайте ВЕЗДЕ и ВСЕГДА за собой срач.Вы не одни на планете.

Ну,вообщем как бы вот так.
За отчет спасибо.

Кр-ск
Хороший рассказ, Отличные фото, только +5 баллов. Ну и некоторые коменты по ходу повествования: - Старый Чуйский - это Старый Чекет, так его называют местные. - оз. Духов не существует, Ваш Сергей большой выдумщик. Местные его за это слегка недолюбливают. На самом деле речь идет о ртутном озере за рудником. Не духи, а оч. сильные испарения, дурманят голову. Не ездить! Категорически. - Воду из Менки не пить! Я ускакала к ручью с вкусной водицей - возможно это и было причиной легкого недомогания... Там же рядом родник есть. - фото утром и на закате супер - это же классика пейзажного жанра! )) В следующий раз, а он точно будет, уж поверьте )) - рекомендую сьездить на "вышку", это за Акташом направо. Там Белуху видно, но я не верю! )) Фотку чо-то не нашел, вот ссылка: http://www.panoramio.com/photo... 0562&order=date_desc&user=762356 Еще посетить Бельтир - центр землетрясения 2003г. и тамошние окрестности. Это из того, что рядом. На Актру обязательно (ботинки и пр. причиндалы не забудьте!). На Сачковом оз. растет сачковая смородина - нарвать и заварить чай. Обалдеть! )) Ну а дальше... эх дальше надо джип! Столько там еще всего... Конец Чуйского - это начало самой загадочной и манящей части Алтая. Вот фотка из Тывы, что за перевалом Бугузун. Желаю Удачи в ваших путешествиях.
トヨタ カルディナ ZZT241W 2006y.

MadBug:
Попробуем, может быть, в нашей семье никто не умеет плавать :)
Strezhi:
И мне, хоть и не видела его и уже никогда не увижу, очень жалко...
St.Hidden:
Хороший рассказ, Отличные фото, только +5 баллов.
оз. Духов не существует
Может, Вы думаете, что и духов не существует??? :) Эээ, так ну вообще неинтересно жить :)
St.Hidden:
Ваш Сергей большой выдумщик. Местные его за это слегка недолюбливают.
Зато неместные любят.
Слава Богу уже съездили, не пожалеем ни разу и красотищу эту никогда не забудем, и с головой всё в порядке было.
St.Hidden:
Недомогание было не лёгким, и только у нас с мужем, а пила вся база и наш ребёнок.
Фото утром и на закате супер - это же классика пейзажного жанра! ))
Спасибо :) А я ведь их испортила, если кто заметил, т.к. накануне вечером выкрутили ISO на 1200 и забыли, вспомнила, когда назад возвращались, уже в 7 утра, и плакала сидела.
St.Hidden:
В следующий раз, а он точно будет, уж поверьте )) - рекомендую сьездить на "вышку", это за Акташом направо. Там Белуху видно, но я не верю! )) Фотку чо-то не нашел, вот ссылка: http://www.panoramio.com/photo... ion=9&with_photo_id=3925 0562&order=date_desc&user=762356 Еще посетить Бельтир - центр землетрясения 2003г. и тамошние окрестности. Это из того, что рядом. На Актру обязательно (ботинки и пр. причиндалы не забудьте!). На Сачковом оз. растет сачковая смородина - нарвать и заварить чай. Обалдеть! )) Ну а дальше... эх дальше надо джип! Столько там еще всего... Конец Чуйского - это начало самой загадочной и манящей части Алтая. Вот фотка из Тывы, что за перевалом Бугузун. Желаю Удачи в ваших путешествиях.
Спасибо за советы, на Актру побываем всяко, с причиндалами, не волнуйтесь :), муж в своё время там всё поизлазил, так что поди соберёт нас как следует. Спасибо за отзыв!

vb2002:
А теперь,если не секрет,как проводите отпуск?

Кр-ск
Irishа:
- да бывает такое дело. В следующем году переснимете. Не стоит так расстраиваться. )) Духи возможно и существуют, но не в этом озере точно! )) Еще про Чуйский. В районе Белого Бома построена шикарная смотровая площадка с автомобилем на постаменте... Там на щитах есть слова песни про Кольку Снегирева (можно здесь заценить: https://www.youtube.com/watch?v...) - вот бы надо выучить... Уж больно история душевная, хотя и вымышленная. Есть по Чуйскому тракту дорога, Много ездит по ней шоферов. Был один там отчаянный шофер, Звали Колька его Снегирев. ....
トヨタ カルディナ ZZT241W 2006y.

Как же прав был Фёдор Михайлович, сказавший, что красотою мир спасётся! Изумительно красивые фотографии и очень интересный рассказ. Честное слово - почти как сам побывал в тех местах! Большое - большое Вам спасибо! Мир Вашему дому и доброго всем здоровья!

Вам сударыня надо книги писать,очень интересно излагаете.Отличная поездка.Вы случайно не учительница?
Все проблемы от жадности

Саянский
Хорошо! И фото хороши!

black-73:
И я убежден, что легендарное Беловодье - это на Алтае.
Toyota Camry 1995 была 10 лет
Сейчас Sorento 2005

оккуенно!!!!))))) супер просто!!!

Иркутская область,
Молодцы, фото тоже класс!:)
Mitsubishi Pajero iO 1.8 ZR-S автомат 1999 H76W
Daihatsu Rocky 1.6 SX limited автомат 1993 LSD

Кузбасс.
С превеликим удовольствием прочел Ваш отчет!!! Молодцы! На следующий год имею желание проехать по этим же местам! Удачи!

Молодцы! Хорошо отдохнули!
Если ты рождён без крыльев, не мешай им расти.

Заринск
buhtarma:
Теперь к нам
Вы сначала своих жолов обуздайте.

Классно скатались!!!!

фотки отличные.потрясает

Самара-Алтай-Замкадье
vb2002:
Вроде и недалеко тебе до Горного Алтая,но как ты далёк....
Не жди пенсии,пропустишь самое интересное...
Горный Алтай-это.... это нужно увидеть....словами не передать...
Раскапываем Подмосковье (IHI 40Z)

Николай-1й:
А теперь,если не секрет,как проводите отпуск?
да как когда... честно говоря мне неловко отвечать на такие вопросы - завидовать будете :). а я боюсь завистливых - бабка говорила, что сглазят :))))

А.К.:
Вроде и недалеко тебе до Горного Алтая,но как ты далёк....
Не жди пенсии,пропустишь самое интересное... Горный Алтай-это.... это нужно увидеть....словами не передать...
а вы всегда по двум фразам определяете опыт и знания собеседника? наверное эйчар-менагер? :)))))))))))))))))

старый wolk:
Не-а, я экономист. А что, сильно тщательно разжёвываю? :)
Покос 08:
На следующий год имею желание проехать по этим же местам! Удачи!
Срочно облачайте его в действия! Удачи и вам :)
vb2002:
а вы всегда по двум фразам определяете опыт и знания собеседника?
Да ладно, у Вас и самого это неплохо выходит :)
Да когда как, знаете, бывает. До пенсии нам ещё ого-го, вот подрастёт малой (который к тому же очень сильно мелкий), отдохнём, наконец, и мы от авто, махнём куда-нибудь на Катунский хребет километров эдак 100-130, перезагрузимся, так сказать :) Тем более, что нам с мужем такой отдых знаком не понаслышке. Но это уже не для Дрома история будет, тут, если заметили, очень любят как раз бензин пожечь.

Сообщений: 2020
Мой отзыв: Kia Sorento 2005

Бердск
Отличный отчет и фотки!!!
Спасибо Вам за открытие новых мест - с удовольствием посетим!
Я слышала, что в Акташе находиться отходы токсичных веществ, в том числе и ртути - скорее всего это причина вашего недомогания.

Хочу поделиться тоже удачным фото ороктойского моста.
Что касается дороги до куюского водопада - сами в этом году туда ездили на одисее, и тоже "встряли" в том самом месте, хорошо не одни были - по дороге встретили ребят омичей - помогали друг другу там проехать. У нашего одисея заднее колесо поднялось на полметра.
А после, мы также ночевали в Простоквашино:) действительно уютное местечко!

42-78
Великолепный отчёт! Из известных здесь путешественников (drom) для меня ваши рассказы добавляются в топ лучших! Удачи вам! И новых путешествий!

Замечу, что село называется не Усть-Сёма, а Усть-Сема (с ударением на последний слог). А то ведь так и пойдет гулять неправильное название :)

Отличный отчет, Алтай даже несколько по другому открылся. Пора собираться на следующий год в дорогу....

Очень понравилось, предыдущее путешествие тоже, фото клас!

сын Илья 7 лет (полезных функций — ноль).

В таком случае - он начальник! Отчет и фото - очень хорошо. Коллеги зря вступаете в перепалки с ТРОЛЯМИ.
С уважением, Юрий
PROGRES NC250, 1JZ-FSE, 2003 г.в. - был.
Тойота Аурис, 2014 г.в.

Легко читается и фото хорошие.Летом собираемся семьёй в те места.
ТИШЕ ЕДЕШЬ-НИКОМУ НЕ ДОЛЖЕН.

Novosibirsk
Классные фотки, места и рассказ! Молодцы!!!
Человек, бросивший ругательство вместо камня стал творцом цивилизации.
Мой отзыв: Honda CR-V 1997

Подскажите, до какого поселка по Чуйскому тракту уложен нормальный асфальт, где начинается гравийка?
Мой отзыв: Kia Ceed 2012

Красотаааа!)))

Молодцы! я на Авенире на Марс ездил. Так что зря не поехали. Там очень здорово, это правда совсем другой Алтай...

V
Тест-драйв для Авенира, а про него ни хрена не пишите! Как вы там отдыхали, это ваше дело, тут не туристический альманах! Так что тест-драйф *****о, фотограф-хорошенькая, только худоватая, видно муж ни хрена не кормит(да это и по ребёнку заметно), зарабатывает мало, если вообще работает! Отдых в тех местах хреновый, особенно вечером, комары и мошка заживо съедает, как и утром тоже! Купаться не где, природа сама из себя сделала свинарник! Тупо ездить, делать фото и селфи, бухать и у какого ни будь лоха увести на ночь жёнушку, на раз-два, там таких слава Богу хватает! Пишите про автомобили, а не как вам было хорошо или хреново, тут про авто читать заходят, а вы им про горы и глину голубую!

V
Тарасyury
сын Илья 7 лет (полезных функций — ноль).

Коллеги, ))) тролль, это не тут, тормоз!