|
Маршрут: Новосибирск—Ташанта—Улаган—Коо—Чемал—Новосибирск.
Протяженность маршрута: ~2 700 км.
Транспортное средство: Nissan AD, QG15, 1999 г. Привод передний. Описывать машину не вижу смысла. Характеристика «Spartan style» в полной мере отражает интерьер, экстерьер и ходовые качества. Функцию транспортёра из пункта А в пункт Б автомобиль выполняет.
Состав экипажа: Я и жена, обое-два родных человека.
Формат путешествия: палатка, ежедневные перемещения.
По времени ~10 дней с возможным увеличением до 15-16 дней.
Это удобно. Помещение себя в жёсткие рамки раздражает.
Предыстория: Желание посетить долину реки Чулышман и ледники Актру (Актуру) появилось два года назад, после первой обзорной поездки.
Прочитал все рассказы в разделе автопутешествий на сайте Drom.ru, где описываются путешествия за Чике-Таманом. Куски текста, которые могут пригодиться в дороге, копировал в текстовый файл. В основном это детали по радиалкам и дороге.
Помогайки:
Итак, план (пункты плана — дни):
Забегая вперёд, план осуществлён не в полном объёме, обстоятельства.
В тексте постарался уделить внимание мелочам, которые иногда забываются по возвращении домой, но важны при планировании путешествия.
Итак, план есть. Топливо «под горло», две канистры с бензином в багажнике.
Файл таблица с вещами. Скачал форму из одного из рассказов на Drom.ru. Сильно дополнил. Помогает при планировании и сборах. Из лекарств пригодился только Ацикловир. Но бережёного Бог бережёт. Тут лучше перебдеть. Ну и домашнюю аптечку обновил, оказалось, что половина лекарств в ней уже просрочены.
День первый. В путь
7 июля 2012 года. Выехали из новосибирского Академгородка часов в 8 утра в субботу. Скорость по знакам + 7-9км/ч.
Небольшая таблица с АЗС на М-52. Делал для себя, чтобы по дороге назад планировать остановки для дозаправаки. АЗС только крупных сетей и Ники (после Шебалино выбора нет).
Расстояние от границы Новосибирска в км или населённый пункт/АЗС/Цена 92 бензина в рублях:
Сейчас смотришь на цены. Вай! Ведь не дорого! Спасибо, Владимир Владимирович, что на Алтай мы ехали по дешёвке. Низкий поклон.
В дороге предполагалось сделать две остановки длительностью до 60 минут.
В Бийске снова поели в столовой «Репка». 250 рублей на двоих и мы снова в пути.
В Горноалтайске подключился к сети «МТС», т.к. в долине реки Чулышман связь дают только они, да и то в некоторых местах. И вообще, два года назад «Мегафон» закончился на Чике-Тамане. Сейчас он есть в Акташе, Кош-Агаче, Улагане, Балыктуюле.
По пути до Усть-Семы видел три засады ИДПС с Аренами. Прячут приборы хорошо. Лопухами прикрывают. Подъехали к Усть-Семе. Очень много людей. Представляю, что там, в окрестностях Чемала. Мой организм отказался принимать такую действительность. Нога прилипла к педали газа. Руки рулят дальше по М52. Поехали сразу за перевалы Семинский и Чике-Таман. На Чике-Тамане впервые достал фотоаппарат.
Всё укоряю себя, что поленился походить ногами. Уверен, наверняка на перевале есть, что посмотреть. В следующий раз уделю этому больше времени и внимания.
Сразу после перевала спустились к поляне у реки Большой Ильгумень. Место нам знакомо, уже останавливались здесь в прошлую поездку. Тут и заночуем.
Палатка, шашлык, крепкий сон под шелест реки.
День второй
8 июля 2012 года. План: 120 км до Акташа. Ночёвка на базе «Мёны».
Проснулся в шестом часу. Выпил горячего чая и пошёл прогуляться по окрестностям.
Чуйский тракт. Низкая облачность.
На самом деле, не такой уж и большой. В резиновых сапогах по колено переходится легко.
Водрузил на машину флаг России.
К 10:30 тучи поднялись вверх, оголив склоны гор.
На обратном пути снова остановились в этом месте пообедать. За 7 дней кто-то установил беседки и туалет.
За Купчегенью остановились осмотреться.
Зловещие мертвецы. 50°34'55.99" 86°31'34.37"
Катунь и Чуйский тракт снова бок о бок.
50°30'35.99" 86°33'50.28" Если обратить внимание на тормозной путь, оставленный автомобилями на асфальте, становится понятно, как тут ездят.
В Ине спустились к старому мосту. Шли по правому берегу от нового моста. Там помойка, лучше спускаться по левому берегу.
Пришлось попросить аборигенов отойти в сторону.
Посмотрели каменные стелы на выезде с Ини.
Говорят, что в землю стелы уходят на глубину, равную наземной части.
50°23'41.36" 86°40'25.80" Доехали до слияния Катуни и Чуи.
50°24'28.79" 86°44'34.25" Потом порог Турбинный.
Поели в беседке у водопада Ширлак («жидкий» такой водопад). Координата водопада: 50°20'38.64" 87°13'16.65"
Во второй половине дня прибыли в место назначения, базу «Мёны» в 6 километрах от Акташа.
Базу эту знают все, т.к. по большому счёту альтернатив в округе нет. Или не было. Чуть не доезжая озвученной базы, справа от дороги, внизу на опушке построили новую базу. В похожем стиле.
Несколько фото в ракурсах, которых не встречал в сети.
50°17'23.30" 87°40'22.08" На заднем плане баня. Вполне пристойна. Помыться с дороги и попариться было очень приятно. Веник нарвал сам. Отмечу, что листы у берёзы в этих краях вполовину меньше, чем в Новосибирске.
Малая беседка (есть побольше). Слева и вдаль от неё поляна для мест с палатками.
Мы предпочитаем там не вставать. Там пониже и близко к реке. Вдруг там будет сыро?
В беседке есть электрическая розетка. Генератор включают в 20:00 и выключают в 24:00. Этого вполне хватает, чтобы подзарядить телефон, аккумуляторы для фотоаппарата и ноутбук.
Вид в сторону трассы и дома управляющего.
Слева ряд из четырёх домиков для гостей, а в центре большая беседка. В ней стол, скамьи, розетки и газовая плита для приготовления пищи. В общем, все условия.
Здесь видно начатое строительство трёхэтажного гостевого дома на 8(12?) номеров. На третьем этаже будет мансарда с видом на горы. Со слов управляющего (Сергея).
Ну, а это классический ракурс.
День третий
9 июля 2012 года. План: Мёны, Кош-Агач, Ташанта, Мёны.
150 Километров в один конец. Перепад высот — 750 метров.
Утром поехали до Ташанты. Просто так, чтобы было.
50°15'10.27" 87°39'46.47" Заехали посмотреть на плотину Чуйской ГЭС.
За Кураем нас ждало разочарование. Хребта не видно. Низкая облачность.
10 Километров прямой как струна дороги с превосходным асфальтом. Тапок непроизвольно падает на пол.
На спидометре 150 км/ч. Неужели это предел?
Полный салон скарба, 1 500 метров над уровнем моря. Наверное в этих условиях это действительно максимум возможностей.
49°59'26.40" 88°40'41.91" В Кош-Агаче первым делом поехали в комендатуру (местнонахождение знают все местные).
Сдали документы в 12:00, получили пропуск в погранзону в четвёртом часу.
Пока суд да дело, поехали кататься по окрестностям.
Сфотографировался с пацанами, на выезде из Кош-Агача, в сторону Монголии. Просим у монголов чё пожрать.
Съездили в соседнее село Теленгит-Сортогой (50° 0'42.32" 88°45'28.35").
При постройке дома местные теленгиты не заморачиваются с крышами. Нафиг они на высоте 1 700 метров? Небо и так лежит на верхних бревнах срубов.
На въезде в Кош-Агач (со стороны Новосибирска) прикольные фигуры животных. Говорят (общался пару лет назад на этом самом месте с пожилой парой, они уехали отсюда в 70-е, приехали поностальгировать), что раньше тут было много верблюдов и сарлыков из Монголии. Сейчас их нет. Вернее, мы их не видели. А жаль.
Ох и набегался я от фотика до статУи.
Итак, пропуск получен. Чуть за Кош-Агачом КПП. Проверили пропуска, предупредили, что сворачивать с трассы нам нельзя (пропуск выписывали только до Ташанты). 40 Километров отличного асфальта. Встречных и попутных машин почти нет. Вполне реальна ситуация, когда едешь 15 минут и ни одной машины навстречу. Приятно.
Приехали в Ташанту. На трассе знак «кирпич». Дальше только с загранпаспортом и монгольской визой.
По прямой до Монголии 8 километров. 49°42'50.01" 89°11'47.20" — крайняя точка нашего маршрута. 947 Километров от Новосибирска.
Делать в Ташанте совершенно нечего. Поехали назад.
Камни за световой день нагреваются на солнце. Тёпленькие.
Вернулись в Мёны. Поужинали, посмотрели фото и спать.
День четвёртый
10 июля 2012 года. План: Мёны. Улаган. Река Чулышман.
Утром бродил вдоль реки около б/о.
Проявление местного обряда. Насколько понимаю, связано с жертвоприношением.
Чтобы увидеть подобное, нужно отклониться от исхоженных приезжими троп.
После завтрака пошли посмотреть местную достопримечательность — небольшое озеро в лесу.
Озеро обошли по кругу. Вода прозрачная, хорошо видно дно. В воде, на дне, поваленные деревья и что-то зелёное. На дне бьют ключи. От этого зелень на дне постоянно в движении. То расходится кругами, то снова сходится. В принципе, зрелище интересное. Упускать возможность поглазеть не нужно.
Для верующих: если повезёт, узор может открыть лик Божьей Матери. Со слов.
Прогноз погоды обещает два дня ясной погоды. Настоящая дилемма. Либо озеро Горных духов, либо Чулышман. Куда потратить эти два дня?
С одной стороны, на Чулышман хотелось уже 2 года, план передвижения по долине чётко продуман ещё в начале зимы. С другой стороны, озеро Горных духов — само по себе красивое место, да ещё и отличный вид на Северо-Чуйский хребет и в пасмурную погоду ехать туда нет смысла.
Было решено начать с главного.
Собрав вещи и прихватив несколько чурок сухой ели, в полдень поехали в сторону Чулышмана. В Акташе наполнили все имеющиеся ёмкости (пластиковые бутылки) водой из колонки. Это можно сделать и в Улагане (съехав с центральной улицы, найти колонку не составит труда).
Во время подъёма на Улаганский перевал остановились посмотреть реку Чибитку.
У Красных ворот было людно. Более 5 машин. Решили ехать мимо. Дальше всем известные озёра и вершина перевала. Нам не повезло. Курайского хребта не видно. Облачность.
В Улагане купили замороженную курицу. Вообще в пути старались максимально снизить потребление консервированной пищи. За две недели съели всего 2 банки тушёнки и 2 банки рыбы в масле. Остальное — мясо, рыба, котлеты, пельмени, картофель... В общем, нормальная пища, приготовленная на костре или на газу.
За Улаганом асфальт кончился. Грунтовка. Стиральная доска. Ехать можно. Скорость 10-50 км/ч. Ям и иных проблем на дороге нет. Балыктуюль. На въезде начинается асфальт. Приятно. Есть шиномонтажка, говорят, что ценник на ремонт «конский». Сам не спрашивал. Встретили группу красноярцев. Они ждали отставшие машины. Дали им позвонить (тут «Мегафон» теперь есть, насколько помню, и «МТС»).
Мы сами родом из Красноярска, поэтому землякам были рады. Тем более что их тут не так много, как кемеровчан и новосибирцев.
На единственном перекрёстке направо, через мост. И дальше по грунтовке до Кату-Ярыка. Ныне нет там проблем с поиском направления (некоторые пишут, что уезжали в Паспарту). Всё время по грунтовке. Качество приемлемое. Туда ехал со скоростью 10-20км/ч, обратно 40-50км/ч (после дороги вдоль Чулышмана такая грунтовка кажется вполне пригодной для достаточно быстрой езды).
Виды впечатляют. Красиво. Местные вдоль дороги собирают ягоду (наверное, клубнику).
В машине видно дрова. Кто ж знал, что в долине Чулышмана они есть и их достаточно?
По пути увидели журавлей. Для жителей большого города это событие. Нашлёпнул телевик и на полусогнутых к ним.
В это время красноярцы проехали вперёд.
В центре панорамы можно увидеть автомобили. Масштаб впечатляет.
Стандартный ракурс. Но как без него?
Скажу честно — сидеть, свесив ноги, было страшно.
Наверху ветрено. Время 18 часов. Поехали вниз.
Читал, что у кого-то перегревались тормоза и кипела тормозная жидкость.
Мой совет: меняйте жидкость раз в два года (со временем она хватает воду) и при спуске втыкайте первую передачу (L). Тогда никаких остановок между полками не потребуется.
Трепета во время спуска не испытал (бывает люди пишут о жутком страхе и боязни посмотреть вниз, ха-ха).
Внизу подъехали к базе отдыха «Кату-Ярык». Решили ночевать тут. Как понимаю — там конвейер. Не увидел заинтересованности в нас, как в клиентах, бывает. Попросил сотрудницу позвать человека, с которым можно говорить о постое. Ответила: «Ждите». И продолжает дальше заниматься своими делами.
Подождал минут 5-10, взглянул в сторону стоящей группы красноярцев, уже знакомых нам. Узнал, куда путь держат. Оказалось, что пока недалеко. Договорились, что мы переночуем рядом. Так спокойней.
Съезд с дороги к стоянке 50°56'39.31" 88° 9'46.88".
Вечером был сильный ветер (видимо по вечерам ветер с Телецкого не редкость), потом дождь. Пожарили в этих условиях птицу, поели и спать.
День пятый
11 июля 2012 года. План: Долина реки Чулышман. Каменные грибы.
Утром дождь ещё шёл. Противный такой, мелкий и затяжной. Приоделись по погоде.
Слава российской Армии! Отличные плащ-палатки. 50°56'48.77" 88° 9'30.75"
Красноярцы оставили пожитки, палатки, часть машин и поехали до Телецкого.
У нас в планах были Каменные грибы. Это около 25-30 километров. Надумали уподобиться красноярцам. Собрали из палатки все вещи, загрузили в машину. Её оставили сохнуть на ветру и солнце.
Отъехав 3 700 метров (25 минут), решили вернуться за палаткой. Обратно на дорогу затрачено 15 минут (по данным трека с навигатора). Так всегда, обратно дорога «короче».
Как оказалось, поступили верно. Выехали вновь около 12:15, в точке назначения были в 14:50. По пути делали небольшие остановки.
50°59'47.69" 88° 3'51.79" Визуально высота падения воды около 20 метров.
Доехали до места впадения Чульчи в Чулышман. На левом берегу Чулышмана база отдыха. Нам дальше. Через пару километров показалась турбаза «Каменные грибы». При ней организована переправа на другой берег. 500 рублей и всю группу доставят на другой берег, а после заберут обратно.
Хороший бизнес. Особенно если учесть, что за три часа, что мы бродили на «том» берегу, нами было встречено шесть групп туристов.
Место, где мы поставили палатку.
Из-за стола вид на Каменные грибы.
Забегая вперёд, турбаза понравилась. Людей мало. Отдыхающие рассредоточены по большой площади. Никто не мешает. Ну и дёшево. 150 Рублей в сутки за палатку.
Поставили палатку, развесили на верёвки и ветки спальники и одеяла, чтобы они просохли на ветру и солнце (всегда после дождя становятся чуть влажными). К 16:00 уже переправились на правый берег реки Чулышман.
В нескольких метрах от переправы по мосту перешли на другой берег реки Карасу.
Чем выше, тем лучше вид на долину.
В сторону устья р.Чульча.
Ну и цель подъёма — Каменные грибы.
Забрался к самому высокому грибу. Склон там становится особенно крутым, грунт легко осыпается из под ног.
Субъективное мнение. Поход на Каменные грибы имеет наилучшее соотношение впечатлений, делённых на энергозатраты. К посещению категорически обязательно.
На обратном пути прогулялись вдоль русла р. Карасу.
Вечером разговаривал с мужчиной преклонного возраста, родившемся и выросшем в долине реки Чулышман (отец хозяина т/б «Каменные грибы»).
В молодости он посещал школу-интернат в Улагане. Домой ходил так: до перевала на лыжах, с перевала пешком, по старой конной тропе. Обратно тяжелее. Говорит, что за световой день можно успеть. Сурово.
Рассказал, что в юности за клубникой поднимались выше Каменных грибов. Там, наверху, её было столько, что если наступить можно подскользнуться. Потом в долину завезли коз, вроде как они клубнику и извели. Вообще, из общения стало понятно, что дед коз недолюбливает. Чо уж.
День шестой
12 Июля 2012 года. План: водопад Учар.
Утром увидел журавлей. Я «ползком» к ним. Метрах в ста они меня заметили. Насторожились. Сделал глупость. Остановился и жду. Они сообразили, что я по их душу и полетели. Чёрт! Как я хотел вас сфотать!
Видать охотник из меня получился бы совсем никудышный.
Ну, раз я уже вышел «в поле», полез на ближайшую горку.
Долина реки Чулышман, наверное, самое лучшее место из виденных мной, в плане пейзажей. Я получал огромное удовольствие, прогуливаясь рано утром по окрестностям. Когда солнце ещё низко и отчётливо виден рельеф долины, а небо открыто взору. Вечером картина аналогична с подсветкой с другой стороны, но цвета не те, да и небо затянуто, а ветер не располагает к прогулке.
К половине одиннадцатого, после завтрака, удалось увидеть достаточно большую группу журавлей. И совсем недалеко.
Отец хозяина т/б (тот, что не любит коз) сказал, что утром (5-6 часов) журавли подходят к т/б совсем близко, и тогда некоторым гостям удаётся их рассмотреть.
В 10:40 переправились на другой берег и взяли курс на Учар.
Пошли от переправы «на Грибы». Убедил нас паромщик, что лучше пройти 3,5 километра по земле, чем 2 по куруму (если переправляться в районе устья Чульчи).
Насколько это верно, я не знаю, т.к. второй путь не опробовал.
Прошли мимо известной таблички, предписывающей маршрут передвижений по долине.
Вид назад, в сторону Телецкого озера.
Наконец дошли до Чульчи. Вода грязная. В горах прошли обильные дожди.
Сначала тропа была вполне сносной. Кое-где проходила совсем близко к отвесному краю, но в целом идти можно.
Иногда дорогу разрезали осыпи.
На протяжении всего пути встречаются мелкие реки и ручьи. Хоть я и не сторонник естественной непосредственности и предпочитаю пить воду из источников централизованного водоснабжения, но тут пришлось пить «сырую» воду, без хлора.
За время пути мы вдвоём выпили 6 литров воды.
Встретили на тропе первых людей. Они шли обратно. Сказали, что вышли в 6:50. Мда-а, что-то мы припозднились.
Ещё немного и навстречу нам вышел мужчина преклонных лет. Поинтересовались возрастом, сказал, что за 70. Молодец.
Дошли до отрезка пути, которым все пугают.
Ничего особенного. Трещины в камне позволяют легко обойтись без натянутой верёвки.
Проходится легко в обе стороны. Я сбегал несколько раз. Сначала налегке, для разведки. Потом с рюкзаком, потом за женой.
Иллюзий не строили, читал в сети, что как увидишь водопад — идти ещё не менее часа.
На часах 20 минут второго (в пути мы чуть больше 2,5 часов).
И тут понеслась. Уже на обратном пути увидели, где мы ошиблись в маршруте и повернули не туда, куда нужно. Вдоль тропы периодически развешаны красные ленты. Они указывают путь, если он не очевиден (например, при пересечении протяжённого курумника, где тропы не видно в принципе). В общем, шли по одной из альтернативных троп. Тропа широкая, натоптанная. Выходим к курумнику. Напротив дороги нет. Лент нет.
В общем, либо вверх, либо вниз. Пошли вниз. Спустились к Чульче. Там хорошая, широкая тропа, очевидно, она протоптана такими как мы, заблудившимися гостями. Прошли немного вдоль Чульчи. Дальше тропа пошла вверх, снова по куруму. Наверху упираемся в скалу.
Оставил жену с вещами. Спустился вниз, прошёл дальше вверх по течению реки (там тоже тропа, хоть и не такая широкая, как раньше). Снова вверх и скала. Пошли обратно. Забрались по тому, первому курумнику выше тропы, с которой вышли, и нашли тропу дальше, к Учару. Сил на этот крюк ушло много, но ещё больше упало настроение, которое улучшилось только после того, как пришли в место назаначения. По времени точно не знаю, но субъективно плутали не меньше часа.
Обсуждали эту ситуацию с хозяином т/б, он говорит, что такое периодически случается и туристы спускаются к Чульче. Чего делать нельзя. Всегда нужно идти по самому верху, а спуститься к реке можно только в непосредственной близости от Учара, когда до него останется метров 200-300.
В общем, с учётом этого крюка на дорогу ушло 4 часа 50 минут.
С правого берега водопад видно, но ракурс не тот.
Перешли по поваленному дереву на остров. Посмотрели водопад и сели есть.
Ближе к водопаду, если перепрыгнуть через реку по камням, можно забраться на правый берег (на всякий случай уточню, правый берег находится слева, если стоять лицом к водопаду).
Там узкая, но вполне уверенная тропинка. По ней можно подойти к водопаду вплотную.
Видел, что тропа уходит вверх, но идти туда не стал, хоть и интересно. В следующий раз.
Пошли обратно в 16:45. Идти стало заметно легче. В среднем всегда под гору и с чётким пониманием количества оставшегося пути.
По пути, на тропинке, впервые в жизни видели змею в естественных условиях обитания.
В 19:40 вышли в долину Чулышмана и неспешно пошли «домой».
Итого на обратный путь 3,5 часа.
Поели и спать.
Наверное, нужно было выходить в путь пораньше, т.к. мы попали в самое пекло по пути «туда».
День седьмой
13 июля 2012 года. Коо. Ул-Озы. Эзэн.
В полдень распрощались с хозяевами и поехали в сторону Коо.
На въезде в село новый мост. Несколько магазинов. В продаже, кроме прочего, продукция местного производства (рыба, пирожки, лепёшки...).
Позвонить не удалось. Генератор включают вечером, соответственно и связь только в конце дня.
Крайняя точка нашего маршрута в длине Чулышмана — выезд из села Коо, со стороны Телецкого озера.
51° 5'48.24" 87°53'23.42" Запланированная программа выполнена. Дальше поедем в следующий раз.
По пути пересекли пару мелких ручьёв, «вброд». В воде камни подвижны, интересные ощущения.
Едем обратно, к перевалу.
План на остаток дня:
Посетить водопад Ул-Озы (50°56'44.62" 88°10'45.99").
Посмотреть цирковое представление у подножья перевала (в роли артистов водители на переднеприводных «пузотёрках»).
Найти место для ночлега не далеко от перевала.
Итак, по плану.
Доехали до подвесного моста через Чулышман. Как понимаю, это единственный мост через реку.
50°55'55.23" 88°10'42.73" На другом берегу пошли налево, вниз по течению реки.
Ещё на мосту встретили группу молодых людей, спросили о времени пути и особенностях маршрута.
Их совет таков: метрах в 500 от моста будет дом с усадьбой, идти по дороге мимо него. Потом, ещё через ~один километр второй дом (+ постройки). Так после этого второго домовладения нужно перейти через реку, которую и образует вода с водопада. Иначе по левому берегу ручья к водопаду не пробраться.
Весь путь — ровно 1 час. Идти легко.
Подошли к водопаду. Впечатляет!
У водопада были минут 20.
После поехали к перевалу. Встали, сидим-смотрим. Никого. Открыли по банке пива (безалкогольного, я жеж за рулём), достали рыбку. Во, едет Toyota Corolla. Старенькая. В ней молодой парень, его супруга с малолетним дитём и парнишка лет 12 (брат драйвера). Поднимаются. Сразу после ящика с песком машина сдулась. Нийедитваще. Смотрю, повылазили они. В ямы кладут камни.
Что ж, Чип и Дейл спешат на помощь. Иду наверх. Кладём большие плоские камни в ямы. В это время подоспели предприимчивые господа на грузовике. Ждут заработка. Внизу показался «клоп» (Honda Fit). 1 000 рублей, трос, едут наверх. Мужики в «Фите» довольные такие. Кричат: «Руссо туристо облико морале!». К чему это они? Я не понял, но улыбнулся и помахал в ответ.
Итак, парень на «Королле» на исходной, мы с его братом у проблемного места. Старт.
Как подъехал к нам, мы его толкаем, помогаем. Проехал. Молодца. Дальше сам. Иду вниз, сидим в машине, ждём очередных заезжающих. Спустился «тягач». Остановился в 15 метрах от нас, наискосок. Двигатель не глушит, видимо, ждёт, когда я к нему побегу с «рублём» наперевес.
Я открываю вторую банку пива. Он глушит мотор. Сидим, ждём. Никого нет. Иду на разведку.
Поясню: с людьми схожусь легко. Бывало, жду кого-нибудь, скучно, могу и с бомжом на лавке за жизнь поболтать. А если мне что-то от людей нужно, становлюсь сверх тактичен и деликатен. Так и в этот раз.
Я: — Со скольки завтра работаете?
«Предприниматель»: — Незна-аю, — вот прям так, врастяг.
Я: А во сколько сегодня начали работать?
«П»: Незна-аю. И нагло так смотрит на меня из щёлочек, запрокинув голову. Будто я ему должен неприличную сумму.
Я: Чего, уже забыли, со скольки сегодня работаете?
«П»: Да-а.
Я: Ну пока.
В ответ молчание. Что ж, понятно. С вами завтра дел иметь не буду. Костьми лягу, а не буду. Сидим дальше. Смотрю, перелистывают пачку зелёных купюр. Улыбаются, разговаривают, кивают в нашу сторону.
Уважаю всех алтайцев. И этих судить не стану.
Любитель подзаработать (фото не моё, увидел в одном из рассказов о автопутешествиях на сайте drom.ru).
Ладно, посмотрели и хватит. Поехали ставить палатку и ужинать. Вечером расположились около базы «Эзен». 50°55'32.14" 88°11'43.99". Рядом с пожилой парой. Оказалось, что это тот самый 70-летний мужчина, которо мы видели по пути на Учар.
Путешествуют вдвоём с женой на своём «Логане». Милейшая пара. Немного пообщались. оказывается, они на Алтае частые гости. Мужчина 40 лет назад в компании 9 коллег пешком (!) шёл с Ини до Кош-Агача. Месяц. Было у них два мешка гречки, коробка тушёнки, две трёхлитровых стеклянных банки сгущёнки и какао. Все перечисленные продукты, кроме мяса, он не ест, по сей день.
Рассказали о своих планах доехать на «Логане» до Джазатора и дальше на перевал Тёплый ключ. Искупаться в родоновом источнике. На вопрос, как же он там проедет, ответил, что уже был там, на «Оде».
Уже после поездки узнал о погоде в тех краях. Жуть. Дай Бог, чтобы оно прошло мимо наших новых знакомых.
День восьмой
14 Июля 2012 года. План: Кату-Ярык. «Мёны».
Утром пораньше начали собираться в путь. Часам к восьми уже были у перевала. Там уже штурмовые группы вовсю делают попытки. Смотрю, откидывают наши вчерашние камни. Поднимаюсь, рассказываю о вчерашнем подъёме «Короллы». Кладём камни обратно. У ящика порядка 5-7 людей. Подталкиваем буксующих. Такой кучей получается.
Совет: если машина пробуксовывает, не давите тапок в пол, не жгите резину. А то дым коромыслом, камни летят во все стороны, а машина стоит на месте.
Ну, думаю, пора и мне. Ещё до поездки интересовался у людей, как они поднимались? Все в один голос говорили: задом. Хозяин базы «Каменные Грибы» сказал, что у него была Toyota Corona. Всегда поднимался задом.
Но я ведь не мог не попробовать заехать передом. Не получилось. С разбега брать рубеж в планы не входило. Мне на машине ещё ездить. Хотя ездюки находились. Летят, на кочках подпрыгивают, как в фильмах про Джеки Чана. И всё равно встают, буксуют и не едут. Поехал задом. Вообще без напряга. Просто в лёгкую. Развернулся посреди первой полки в кармане. Включил печку на полную. Ехали к вершине перевала на первой передаче без остановок.
Несколько фото с кармана первой полки.
Молодые предприниматели ещё спят.
Фото дорожного покрытия. Камни торчат, при движении нужно смотреть, что пропускаешь меж колёс.
Пожелали друг другу счастливого пути и разъехались. Немного постояли наверху перевала.
И снова сидеть страшно. А она всё не фотает и не фотает.
Свернули к Пазырыкским курганам. 50°44'43.23" 88° 4'16.81"
Дальше сутки без фото, не до того было.
В Улагане набрали воды, купили пельменей. На вершине Улаганского перевала устроили обед. К нам присоединились барнаульские ребята, с которыми мы познакомились на Кату-Ярыке (те, что сначала откидывали камни из ям).
Поехали дальше. Проезжая мимо озёр, встретили грейдер. Скорость около 60-70 км/ч. Грейдер, выравнивая дорогу, по краю ковша оставляет небольшой холм из грунта вдоль дороги, который разделяет проезжую часть. Вот через этот холм я и переехал. Удар, ритмичный мелический лязг. Останавливаю авто, частота ритма снижается вслед за скоростью.
Переднее колесо на диске. Домкрат, балонник.
Круглый камень диаметром около 15 сантиметров, большая вмятина на внутренней кромке диска. Вмятина такая, что задевала стойку. На месте выправил диск молотком. Поставил запаску и снова в путь. В Акташе узнал, что услугу по прокатке дисков в Улаганском районе не оказывают. Ценник на камеры начинается от 450 руб.
Поехали на б/о «Мёны».
Моросил дождь. В общей беседке большая компания готовилась к ужину. Две семьи, во главе с двумя мужчинами, служившими в 90-е в Акташе. Они только приехали. На столе обычная в таком случае еда. Мясная нарезка, овощи, зелень, шашлык, водка... Все в красивой, свежей одежде. Ну и мы, сбоку. Уже неделю болтаемся по Алтаю, я в джинсах с отверстиями. Жарим на газовой плите картошку с котлетами. Ну и давай нас отставные военные кормить, как бедных родственников. Спасибо, конечно. Был рад русскому гостеприимству. Но чувства смешанные. Ставили палатку под моросящий дождь, который шёл всю ночь.
День девятый
14 июля 2012 года. План: «Мёны». Курай. Чемал. Утром я проснулся рано, пошёл греться в машину. Потом подтянулась и Ольга. Мысли об Актру пропали окончательно. Погода диктовала свои условия. Собрали вещи и предприняли последнюю попытку увидеть Северо-Чуйский и Курайский хребты. Доехали до Курая. Не судьба. Значит в следующий раз. После мокрой и холодной ночи, после рассказов о том, что в Бийске и на Чемале 30-градусная жара и солнечно, мы сдались и поехали на север. Греться на солнце.
Остановились у реки Боки. Не мог я упустить возможность прогуляться вверх по её руслу. Слишком мало времени я уделил ей два года назад.
Поехали вниз. Всё мысли о тепле и солнце. Чемал. Жара. Остановились, не доезжая до Еланды на берегу Катуни. Нашли безлюдное место. 51°14'54.66" 86° 3'53.31"
Катунь коричневая.
День десятый
15 июля 2012 года. План: Куюс.
Поехали до Куюса (в прошлый раз немного не доехали). Хорошее село. Улицы чистые, дома симпатичные, люди улыбчивые. Даже есть эстакада. Заехал, глянул днище, на всякий случай. Несколько мелких вмятин на поддоне АКПП. До свадьбы заживёт.
В силу малого возраста (1981 г.р.) РАЙПО на вывеске воочию видел впервые.
К водопаду решили не ездить. Чего размениваться по мелочам?
Позагорали на берегу р.Эдиган.
Ну и Ороктойский мост и Тельдекпенские пороги.
День одиннацатый.
16 июля 2012 года. С нас хватит. Пора домой. Наутро выехали в сторону Новосибирска и уже к 17:00 были дома. Сразу на шиномонтаж. Прокатал диск, вылечил три прокола в разных колёсах.
Всего потрачено 15 000 р.
200 руб.х2=400 руб. б/о «Мёны».
400 руб. — баня на б/о «Мёны».
150 руб..х2=300 руб. б/о «Каменные грибы».
500 руб.х2=1 000 руб. переправа через р.Чулышман.
На горючее ушло менее 5 тыс. руб. 190 литров 92-го бензина. Средний расход топлива — 7,0 литров на 100 км. 6,1-6,4 л по трассе, 8,4 л на отрезке Акташ—Коо—Чемал (в том числе: первоклассный асфальт, пять перевалов с разным покрытием и 250 километров грунтовки).
Одним из итогов поездки стало приобретение приемлемой палатки. Наша кособокая промокайка, наконец, обрела покой.
В целом поездка удалась. О том, что не попали на Актру, не жалею. Оставлю это на лето 2013 года. Как и озеро Горных Духов, а также повторное посещение долины реки Чулышман, но уже, видимо, без жены, с другом.
Просто к лету в нашей семье будет на одного человека больше.
Спасибо за потраченное на прочтение время. Всем ровных дорог.