|
Это была старая мечта, которая увлекла меня ещё в далеком 2007 году. И вот, спустя 5 лет, я собрался в это притягательное место. Что манило меня — не знаю, может, красивая природа, нетронутая человеком, может, отсутствие большого количества туристов и незначительное количество местного населения, может, рыбалка — не знаю, вероятно, все в совокупности.
И вот мечта сбылась — 04.07.2012 в 6:40 два человека: я и моя супруга на автомобиле Nissan X-Trail в 30-том кузове (отзыв тут) отправились из Иркутска в Монголию на озеро Хубсугул.
Цель была добраться до единственного на севере озера населенного пункта — деревня Ханх, и оттуда отправиться южнее, по дороге в сторону деревни Хатгал, на удаление 50-60 км. Предварительно было выбрано место для стоянки в устье реки Ноён-Гол.
Карта дороги Иркутск — Кырен — Монды — Ханх.
Необходимо заранее отметить, что каких-то специальных подготовок автомобиль не проходил, за исключением того, что была поставлена защита двигателя (металл 2,5 мм) и были обработаны все контакты и предохранители в двигателе спецсредством (NANOPROTECH Auto Electric) — для прохождения бродов. В Ханхе нет 92 бензина, и ближайшая АЗС находиться в Мондах, а цена на бензин там высокая, насчет качества топлива не знаю. В связи с этим в Иркутске был сделан дополнительный запас бензина в размере 20 литров (на всякий случай).
К 9:00 часам мы добрались до центра Тункинской долины — Кырен, где заправили полный бак на АЗС «Иркутскнефтепродукта», и немного перекусили, к этому времени начинается дождь. Дорога до Монд достаточно хорошая, на ней ведутся работы по ремонту трассы, на одном таком ремонтном участке нам на перерез выскочил маленький черный соболек, к сожалению, фотоаппарат был далеко. Не доезжая около 10-15 км. до Монд, дорога начинает подниматься вверх, она проходит вдоль русла Иркута. Горный Иркут очень живописен, но идет дождь, мы спешим — и поэтому фоток не много.
Практически у самых Монд видим ледник прямо у Иркута, знающие люди говорят, что он не тает даже летом.
После Монд, минуя отворот на Орлик, уходим прямо на перевал к границе, до которой около 5-10 км. Дорога от Монд очень плохая и напоминает американские горки.
10:40 — мы на границе. Прохождение российского КПП происходит 40 минут, смотрят визы, загранки, техпаспорт на авто и досматривают сам автомобиль, проверяют все ниши, а вещи особо не смотрят. Выпускают на нейтральную территорию, ждем. Заезжаем на монгольский КПП, заполняем пару бумажек, платим 50 руб. за дезинфекцию авто, беглый осмотр нашего авто монгольским пограничником, и граница пройдена, время 12:10.
Монголия (вид с границы, немного виден Хубсугул).
Здравствуй, Монголия! Проехав всего 1,5 км. от КПП видим летящего черного лебедя! Через 3-5 км. пропадает связь «БВК», и международная симка тоже, к сожалению, не ловит.
На лугах Монголии пасется очень много скота — и обычные коровы, и монгольские яки (которых большинство).
Через некоторое время мы останавливаемся у шлагбаума для оплаты по 100 руб. с человека за въезд в национальный парк, нам выдают красивые билетики.
Дорога до Ханха заняла 30 мин. или 22 км достаточно хорошей гравийной дороги.
Въезжаем в Ханх, обычная деревня с сельскими магазинами и обычными домиками. Находим кафе, которое расположено справа перед спуском в нижнюю часть деревни, здесь и продуктовый магазин, и сувениры, и очень красивый вид на Хубсугул:
Вид на Хубсугул с верхней точки д. Ханх.
Вид на Хубсугул с верхней точки д. Ханх.
Запасаемся монгольской водкой и пивом, в продаже еще есть и корейское пиво — все достаточно качественное. Заказываем позы (20 руб.) и чебуреки (15 руб.) — все очень вкусное, хотя чебуреки маленькие.
14:00. Отправляемся на юг, дорога на Хатгал начинается в самом начале деревни на юг, дорог достаточно много, но если держать правее, то выезжаешь на достаточно хороший мост через реку Ханх. С преодолением устья реки Ханх и прилегающих рек у нас не было проблем, дорога первые 12 км. до пер. Ширдэгийн-Даба достаточно хорошая.
Обычное монгольское жилье (рядом УАЗ-469).
В последние годы на дороге Ханх-Хатгал настроили вот такие достаточно хорошие и простые мосты. Проблема преодоления бродов почти отпала.
Далее дорога через небольшой перевал идет вдоль озера до реки Танын-Гол.
Распадок устья реки Танын-Гол, очень живописное место:
Далее дорога идет вверх по распадку вдоль болотистой местности, дорога достаточно хорошая, но на обычном седане туда лучше не соваться.
А слева болотина, хотя и на горе.
Затем начинается подъем и перевал Туругийн—Хундийн—Даба, сложностей этот перевал не вызывает, хотя начинают попадаться острые камни на подъемах.
Спускаемся вниз до реки Тураг-Гол, делаем привал, фотографируем.
На обратном пути речка была глубже на 10-15 см. Преодолеваем брод и следуем далее. Начинается очень сложный подъем на очередной перевал (пер. Тураг-Шогиулын-Даба). Сложность заключается в острых камнях, торчащих на дороге, все это усложняется крутым подъемом, груженой машиной и очень низко висящим глушителем.
Густой лиственничный лес. Сверху зеленые цвета, — снизу рыжие (от хвои).
Хорошо, что у нас очень дубовая резина — Белшина, такую сложно разрезать камнями. Тем не менее, еду с осевой блокировкой (на Lock), чтобы случаем не буксануть на камнях. Перевал пройден.
Спускаемся к руслу реки Шогнул-Гол, где тоже достаточно глубокий брод и далее небольшой грязевой участок. Останавливаемся сфотографировать эту реку.
Фотографирую, и я слышу звук, который появляется когда что-то большое рассекает воздух (наподобие планера), оборачиваюсь и вижу огромного орла с размахом крыльев под 3 метра, он летит низко. Звук как от планера или дельтаплана.
Через некоторое время, на косогоре мы видим — болото!?
Натуральная болотина, как в лесотундре, со стоячей водой, — эта вода вытекает дорогу, делая ее сложной для проезда, вот такая картина:
Благо, нет дождя, и мы минуем это место. Судя по доскам и бревнам, тут кто очень хорошо «сидел». Впереди нас ждет очередной сложный подъем на пер. Улдзийн-Хашийн-Даба, после которого мы спускаемся в живописную долину реки Ноён-Гол, устье которой и является конечной целью нашего маршрута.
На реке встречаем два выводка уток с утятами, селезень, крякая и маша крыльями пытается отогнать нас.
Проезжаем до озера вдоль реки, с правой её части. Песка так много, что автомобиль скребет днищем о песок. Место нам не понравилось — открытое, мало растительности и ветер, решаем ехать дальше искать место для стоянки.
Вот некоторые места, которые находятся чуть далее Ноен-Гола.
Доезжаем до реки Сэвсулийн-Гол. Очень даже неплохая бухта для стоянки:
Находим уютное место в правой части этой бухты. Место очень красивое, на пляже нет ни одного следа человека.
Место это расположено на 60-м км от Ханха, вдоль дороги даже установлены указатели километража:
Вот точные координаты:
Высота по навигатору была 1 671 метр, это на 1 100 метров выше, чем Иркутск, а на перевалах поднимались максимум на 1 900 метров над уровнем моря. Карту пройденного маршрута выкладывать не буду, так как дорога там одна, и развилок практически нет, а если и есть, то ехать надо просто по более укатанной дороге.
Наши потери в дороге до места, это весьма подмятый глушитель и исцарапанные бензобаки.
Глушитель я решил снять и обратно ехать с прямотоком. Шумновато, но зато едешь гораздо смелее.
Начинаю рыбачить на песчаном пляже взабродку, так как лодки нет, опробовал все блесны — тишина, ни одной поклевки. Вот наш первый закат, красиво.
Все закаты были очень красивые, вообще каждый закат на озере — это произведение искусства, для фотографа тут настоящее раздолье.
Утром встаю пораньше, меняю место рыбалки, нахожу чуть в стороне каменистое дно с россыпью крупных камней, которая уходит на 15-20 метров от берега, далее идет песок. Вот мое основное место рыбалки:
Цепляю на спиннинг «Daiwa Silver Creek Spinner R-C Цвет: akakin», и на первой проводке (через 2 метра проводки!) — удар. От неожиданности первого хариуса я не подсек достаточно хорошо, пару кульбитов в воздухе у моих ног, и хариус свободен! Кидаю дальше. 40 минут пробую разные виды проводок и блесен. Итого 4 хариуса на 300-400 грамм есть на уху, вся мелочь, конечно, отпускается.
ОТВЛЕКУСЬ НА РЫБОЛОВНУЮ ТЕМУ: Ловился в основном белый хариус, черный брал реже и всегда отпускался из-за меньшего размера. Иногда рыба хватала у самых ног, вода прозрачная, как на Байкале, так что все это хорошо видно: проводка блесны, следом идет рыба, удар, плеск, готово. Ловил на вращающиеся блесны 2 и 3-го размера по шкале Mepps, на 2-ой в основном хватала мелочь, поэтому перешел на 3-ку, в основном работала «MEPPS AGLIA DECOREES SILVER/RED 6.5гр. №3» — 50% улова, и «Mepps Aglia TW AG 6.5гр. №3» — 30%, вот они на фото:
Рабочие блесны на Хубсугульского белого хариуса.
Пробовал разные блесны и разную проводку, в основном работала медленная равномерная проводка. Пробовал ступенчатую — много зацепов о большие камни, так как глубина маленькая, несколько раз для спасения блесны приходилось купаться на глубине 1,5 метра в холоднющей воде.
Пробовал кидать мух с водоналивным поплавком. Видимо, мухи у меня «не той системы», опыта маловато, ни одной поклевки.
У вспоротого хариуса в брюхе было большое количество икры среднего размера (чуть меньше чем лососевая в банках), вероятно, он питался икрой меченой между камнями, поэтому клев был в этом месте хороший, особенно в период 7-10 и 19-21 час. В 95% случаев клев был, когда блесна проходила каменистый участок берега, на песке поклевок практически не клевало.
Хариус плавился очень хорошо утром: всплеск, сразу заброс в это место, и в большинстве случаев — поклевка.
Надо отметить, что вся рыба, которая попалась, была с мелкими червями в брюхе, поэтому рыбу не солили, а ели после термообработки. Ленка поймать на спиннинг так и не удалось, а вот хариуса было предостаточно. Самый большой экземпляр под 450 грамм длинной 35 см. Ловил обычно по 5-7 хариусов утром и столько же вечером, больше съедать у нас не получалось.
Обычный утренний улов (5-7 харюсков), наибольший 29 см в длину.
Погода была разная, иногда был дождик:
А иногда ярко светило солнце:
Первые два дня постоянно то тут, то там, грохотал гром и ходили темные тучи. Погода очень часто менялась: утром дождик, к обеду дождь, а к четырем часам дня уже солнышко. Утром было около +5, при постоянном наличии ветра было достаточно холодно. Днем в хорошую погоду было до +25, мы смело загорали и даже купались в холодном Хубсугуле.
На второй день с утра к нам приехала монгольская парочка Ватр и Отхон:
Их юрта была недалеко — около 5 км, русский язык практически не знают, приходилось изъясняться языком жестов. А приехали они вот на таком железном коне:
Мотоцикл это основный вид транспорта в данной местности, всадника мы видели единожды на обратном пути.
Место, где мы разбили лагерь, было близко к дороге, но скрыто за сопкой. И всю проезжающую технику мы хорошо слышали, её было мало: грузовик «ЗИЛ-131» попался нам только дважды за четыре дня (он, вероятно, вез товар из Хатгала), УАЗ проезжал примерно раз в день, а мотоциклисты ездили, как правило, утром и вечером примерно 1 мотоциклист в 1 час. Кстати «УАЗ-санитарка» любимый монгольский автомобиль, их там очень много.
Вообще, место там достаточно глухое, вокруг нас не было никого примерно на удалении 2-3 км., в связи с этим ощущение единения с природой чувствовались достаточно остро. Туристов мы встретили только дважды: одни плыли на байдарке от Ханха, и два джипа (которые обогнали нас на пути сюда) возвращались с юга озера.
Но вернемся к нашим друзьям монголам. Угостив их конфетами, которые были специально для этого куплены, и горячительным, у нас состоялся неспешный разговор о том о сем. В разговоре я спросил про ленка, есть ли он в озере, на что получил утвердительный ответ, и пожаловался на то, что не могу поймать ленка.
Надо сказать, что монголы очень отзывчивые люди и всегда придут на помощь при необходимости, по крайне мере у меня сложилось именно такое впечатление.
После моей жалобы относительно ленка, через пару часов к нам приехал Ватр со свои другом Отто:
Показывая на болотные сапоги, монголы позвали меня на берег. Подойдя, я увидел, как Отто достает из пакета сеть. Мои пояснения относительно вреда браконьерства и большого количества уже пойманной мной рыбы ни к чему не привели, сказывался языковой барьер, и вероятно непонимание самого смысла заложенного в слово «браконьерство». Монголы твердили «лен’к есть» показывая на озеро и разматывая старую рваную китайскую сеть длиной около 20 метров.
Кстати последние гласные в словах монголы проглатывают и получается довольно смешно. Как мне показалось, монголы все делают не торопясь, здесь другое отношение ко времени, здесь никто не спешит и не торопиться.
Сеть была поставлена всего в 15 метрах от берега, на глубине чуть выше колена, посредине нашего песчаного пляжа. После, с монголами, пришлось немного «жахнуть по маленькой», и они уехали. Вернулись вечером снимать сеть, в сети было куча черного мелкого хариуса и два ленка, один на 1,1 кг. (на фото), второй на грамм 700.
Часть хариуса, что мог плыть, я отпустил сразу из сетей, остальной хариус отдал монголам, хоть они отказывались очень долго, уповая на то, что, мол, объелись мы его (показывали большое пузо), а ленков мы взяли себе.
Пробовал рыбачить на реке Сэвсулийн-Гол, вот она с горы:
Но поклевок не было. В устье река болотистая и течение очень медленное. Опять вдалеке плавает выводок уток.
На берегу очень много причудливых деревьев и коряг:
А сам залив достаточно мелкий, чтобы зайти по пояс надо пройти не менее 30 метров:
Очень мелко, даже хорошо видны полоски темного и светлого песка, уходящие далеко в озеро:
Дни пролетели незаметно — рыбалка, приготовление рыбы, общение с местными, загорание на солнце, опять рыбалка, и опять приготовление рыбы. Если не считать около 30 ржавых консервных банок которые я собрал на склоне горы у побережья, то мусора почти не было, а банки мы привезли в Иркутск и выкинули на мусорку с другим мусором, который довезли в коробке на крыше автомобиля. Кстати, в поездке очень удобно перевозить вещи и продукты в картонных коробках, при ненадобности и можно сжечь.
И опять рыбалка:
Это незабываемо. Невозможно в полной мере описать свои чувства, когда ты наедине с природой, рыбачишь в таком красивом месте, и вокруг никого… когда на закате ты закидываешь блесну в ослепительно блестящий Хубсугул, леска устремленная за тяжелой приманкой ложиться яркой ровной дугой в свете солнечных лучей, а у твоих ног рыскают стайки крупных хариусов. Это действительно незабываемо.
Вот еще один красочный Хубсугульский закат:
Одним ясным утром было хорошо видна противоположную сторона озера, она более гористая, и дорог там нет:
Вот еще несколько интересных фотографий Хубсугула:
А вечером, у костра можно сидеть и угадывать, на что похожа та или иная тучка: рыбка, динозавр, лодка, самолет, или что-нибудь еще. Кстати самолетов мы ни разу ни видели, это очень удивительно, так как, живя в Иркутске, мы постоянно их слышим и видим их в небе.
А вот и мы:
Вот уже 9 июня, и нам пора отправляться домой. Подъем в 7 утра, сборы, и в 9 утра мы уже держим путь на север по направлению к Ханху. Нас сопровождает удивительно большое количество мотоциклистов, то мы их обгоняем, то они нас.
Очередной брод — через реку Тураг-Гол, которая поднялась на 10-15 см:
Nissan X-trail через реку вброд.
Кстати, больше всего я переживал не за грязь или камни, и не за качество дороги, — а за глубину бродов рек, даже освоил в теории методы прохождения особо глубоких водоемов (с закрытой полиэтиленом передом авто или задним ходом), но в это время вода была низкая, так что теория не была проверена практикой.
Делаем последние фотографии Хубсугула и отправляемся далее к Ханху, до которого осталось всего 14 км.:
Перед деревней Ханх, когда дорога уже приемлемая, делаем остановку для того чтобы установить глушитель на место.
Не доезжая до деревни 1 км., мы встречаем пешего орла, (сначала нам показалась, что это вышел из-за сопки ребенок в коричневом тулупе :)), очень большая птица.
Приезжаем в Ханх к 12:00, на дорогу ушло около трех часов, а туда ехали целых пять часов. В деревне запасаемся сувенирами и идем обедать в кафе. В кафе нам говорят, что поз нет, так как завтра праздник, и они готовятся к нему. 10 июля 1921 года Монголия была освобождена от китайского захвата. Из разговоров с местными выяснилось, что этот праздник отмечают все и очень грандиозно. Именно этим объясняется большое количество мотоциклистов, устремившихся в Ханх, вероятно для покупки продуктов, необходимых для празднования. Этот праздник монголы празднуют три дня, «даже границу закрывают!!» — сказал нам местный продавец! Как так! Мы тут же садимся в авто и летим к границе, еще жить в Монголии три дня? Нет!
На пути все же быстро фотографируем Мунку-Сардык и едем дальше.
На подъезде к границе нас останавливают на КП и требуют регистрацию. Тут я вспоминаю, что где-то в отзывах читал, что надо обязательно зарегистрироваться в администрации Ханха, мы этого не сделали. Они нам говорят, что надо и утверждают, что границу без этой бумажки не пройти. Делаем непонимающее лицо, через пару минут споров он выносит нам регистрацию других людей месяцем ранее, требует уплатить ему 700 руб. (500 руб. за авто и по 100 руб. с человека). Обратно возвращаться и нет никого желания (19 км пилить), платим и едем далее. Хоть и пограничник обещал, что на границе все будет «Ок», что смотреть фамилию и дату не будет, все равно тревожное чувство есть. Эх, надо было зарегистрироваться!
Приехав к 14:00 на границу мы стоим только 12-цатые. А те, кто приехал в 10:00 стоят четвертыми. Дело в том, что многие жители Ханха, утром устремились в Монды для покупки бензина и продуктов на праздник, и теперь просто российская сторона не справляется с потоком монголов из Монд, и каждый автомобиль забит кучей всякой всякоты (а это все надо проверять!). Один монгол успокоил нас, мол, завтра граница тоже будет работать, хоть и праздник, а вот потом со среды по воскресенье 5 дней будем отдыхать. Ура! Даже если мы задержимся тут, то не более чем на 1 день! А уже так хочется домой! В начале 6-го вечера нас и еще одно авто впереди нас все же запускают на монгольскую границу (граница работает до 18:00). Проходим очень быстро. Стоим минут 20 на нейтральной полосе. Российскую границу тоже проходим быстро, погранцам тоже охота домой, но машину на предмет наличия рыбы проверяют очень тщательно. А вот мусор, тот, что в коробке на крыше — даже не посмотрели. В 18:10 мы проходим российскую границу. В 22:30 мы в Иркутске.
Когда подъехали к подъезду дома, на одометре было 777 км. — именно столько мы проехали в этом замечательном путешествии.
Mongolia мы еще обязательно вернемся! Мечты сбываются!
Желаю, чтобы и ваши мечты сбывались! Удачи всем!!! Спасибо, что дочитали до конца. С уважением Alex144.
Иркутск 15.08.2012 г.