|
Вместо предисловия
Мой мотостаж небольшой, в юности, когда исполнилось 17, весну откатал на «Минске», осень на «Восходе». Потом армия, купил машину и как-то стало не до мотоцикла. Хотя периодически возникали желания сесть на два колеса. К сорока годам это желание стало нестерпимым. Уже стал планировать покупку японца, в виде «Кавасаки-Эльминатор». Но жена обрадовала вестью о предстоящем рождении ребёнка.
Покупку пришлось отложить, но желание не пропало. И тут подвернулся его величество случай. Прокатился на «Иж-Планете». Думаю, чем не мот, для начала. Дёшево и сердито. Стал искать варианты, но в итоге наткнулся на объявление о продаже «Явы-638». И тут всколыхнуло, это же мечта всей моей юности, почти как первая любовь. Не задумываясь купил. Всю зиму провозился с переборкой движка, но не вышло, цапфа коленвала, куда садиться ротор генератора, оказалась погнутой. Не задумываясь стал искать альтернативу. Опять взял «Яву», другого уже не мыслил. Украдкой откатал на ней лето 2009, категории у меня не было и доки полулегальные. Весной разговорился с жестянщиком с моей работы, и оказалось, у его брата есть «Ява» с нормальными доками, правда, советского образца. Поехал посмотреть, сердце защемило. «Ява» простояла во дворе с середины восьмидесятых, и представлял жалкое зрелище.
Но имено такая, как я запомнил в с юности. 634-01, знаменитая вишнёвка. 1975 года. Не раздумывая забрал. Оформил генералку и приступил к восстановлению. Мотор ожил сразу и бодро затарахтел, это порадовало. Скинул с неё бак, крылья, всё, что потеряло былой блеск, и отдал в покраску. Когда собрал, получилось неплохо.
Скептики, считающие мою покупку напрасной тратой, прикусили языки и посыпались предложения о продаже, но мечты юности не продаются. При первой возможности я ездил на моей Явушке, но дальше границы города носа не высовывал, категории нет.
2011 встретил во всеоружии. Весной открыл категорию «А», оформил ОСАГО, вот только с техосмотром протянул до августа, но это не мешало мне до поры ездить на дачу и после работы по пригородам. Добрые инспекторы ДПС напомнили мне что ГТО надо проходить и скрутили номера в начале августа. Пришлось проходить и платить штраф.
В этом году всё сделал как надо, переоформил на себя, получил новые номера, ОСАГО, ТО, все как положено.
Сама поездка
Итак, пролетели первые два месяца лета, незаметно подкрался август и мой отпуск. К сожалению с отпуском супруги он не совпал. И тут пришло решение провести его в седле моей Явы. Хотелось скататься по Саянскому кольцу. Красноярск—Абакан—Абаза—Кызыл—Минусинск—Красноярск. Но супруга воспротивилась. В такую дальнюю поездку меня отпускать она побоялась, договорились, что еду только в Абакан. Дорога знакомая, я уже по ней не раз ездил. Тем более там у меня брат двоюродный живет, Владимир. Звоню брату, предупреждаю о своём приезде и начинаю готовить мотоцикл. Поменял резину, а то на моих покрышках ещё знаки качества стоят. Проверил цепь, хотел масло в КПП поменять, но передумал, взял в запас, поменял передние колодки, всё просмотрел, протянул что нужно.
31.07 вышел в отпуск, отъезд запланировал на 2.08. Два дня пролетели незаметно.
2.08 поднялся в 6:00 и стал собираться, жена тоже стала собирать дочку в детсад. Позавтракали семьёй, затем забросил в «Волгу» рюкзак, сумку, пенку и палатку. Наташа завезла дочку в садик а потом довезла меня до работы. Именно там базируется моя Явушка. Начался процесс погрузки, народ не верил, что столько влезет на мой маленький мот. На багажнике у меня располагался инструментальный ящик, вместо кофра. туда я положил запы, камеры, инструмент и масло. Сверху притянул автомобильный насос, палатку и пенку. На заднее сиденье уместил сумку с одеждой и рюкзак со спальником и запасом воды, под клапан рюкзака запихал дождевик, что бы не копаться в вещах. Притянул всё стропой со стяжкой и багажными жгутами. И вот волнительный миг отъезда, мот гпрогревается, с мобильника звучит «Прощание Славянки». Стартую.
До хозяйственного магазина. Мне показалось, что стяжек маловато. Закупил ещё, закрепил ими багаж. Вот теперь в путь. Быстро проскочил город и вышел на трассу.
И тут вспомнил, что забыл засунуть в рюкзак берцы и из обуви у меня только текстильные кроссовки. Экип я себе так и не приобрёл. В Красноярске покупать, жаба задавила, а через инет не решился. Ну да ладно. Долетел до Дивногорска, а там горы, со всеми вытекающими последствиями. Перевалы, серпантины, «Тёщины языки». Ява несмотря на приличную поклажу летела, как на крыльях. В дороге очень помогал навигатор, по нему заранее можно определить где какие повороты.
И вот последний подъём и я вышел в Балахтинский район. Там плоскогорье, ехать стало легче.
Заправиться решил в Новосёлово, где-то 250 км от Красноярска. Но после 180 км перешёл на резерв. 6 л/100 км многовато, однако, видно горы поспособствовали. Проехал недолго по времени, закончился и резерв. Не беда, я в запас 5 л смеси взял, долил. Проехал три км и вот оно, Новосёлово. 14 литров на 250 км, в принципе, нормально. Подрулил к АЗС и стал себя ругать. Масло то я в кофр запихал и нагрузил сверху. Пришлось разгружать и загружать мот. Достал обе банки и запихал под резинки. Рядом мне на удачу нашлась пустая, пластиковая бутылка 0,5. Её я в качестве мерки использовал. Четверть на 10 л бензина. Заправил бак, канистру и покатил дальше, в Хакасию.
Покрытие стало лучше, бензин дороже. Еду а душа ликует. Урааа! Я в Хакасии, как я люблю её просторы бескрайние.
Лечу по дороге ровной, как стрела, стрелка за сто переваливает, навигатор тоже подтверждает, небольшую погрешность моего спидометра. Где стрелка за 110 заходит, спутники 101-104 показывает. Вскоре показались могильники. Остановился, попросить благословления у духов-предков хакасских к одному всю мелочь высыпал.
Хакасские «Стоунхенджи», древние захоронения.
Оседлал железного коника и пошёл наматывать километры на ось, благо, чуть больше ста осталось. Вскоре отказала зарядка навигатора, видно, гнездо от тряски отказало. Ну и ладно, язык он до Киева доведёт. Ближе к Абакану машин стало больше, дорога стала розового цвета. Наверно, щебень такого цвета. Вот и последние десятки. Дорога стала двухполосной с отбойником. Но недолго резко перешла в однополосную. Я про это знал и вовремя притормозил. Вот и Абакан. На въезде меня встретила женщина.
Впрочем, она всех встречает. Тут батарея моего навигатора села. Позвонил брату, он подсказал дорогу. И вскоре подкатил к его дому.
Брат встретил меня широкой улыбкой, крепкими объятиями и бутылкой «Аяна», (сорт пива местного производства).
Загнали «Яву» во двор. Разгрузил, хлебнул пивка. А там уже стол накрывали.
Я достал свой подарок. Который мы и начали употреблять.
Посидели до темна, поговорили. Брат приготовил мне программу на ближайшие два дня. Едем с ночевой на рыбалку. Ура, здорово. Рыбалка — моя вторая страсть, после «Явы», иногда и претендующая на первое место. Пора спать, пошёл в дом, а там картина.
Монголия! Место, куда я очень хотел бы попасть на моте. Посчитал добрым знаком, значит, буду. Лёг в кровать закрыл глаза и перед взором встала дорога. Ещё бы я отмахал 400 км. На машине это не расстояние, но на моте ехал в первый раз. Но как ни странно ж... особо не возмущалась, спина тоже, ей рюкзак служил хорошей подпоркой. под эти мысли и заснул.
В пятницу 3.08. я с утра занялся осмотром Явы, первым делом проверил уровень масла в КПП. У меня декстрон (масло для АКПП). Его выгоняло из сапуна в полость под карбом. Но, как выяснилось, выгоняло излишки. Уровень был в норм. Проверил натяжку цепи, норма, замок тоже в порядке. Отлично! Хотя ехал по горам, гружёный по самое немогу. Потом пообедали. Часа в четыре вечера за окном раздался сигнал. Всё, едем на рыбалку.
Быстро загрузились.
И в путь. За окном мелькала степь.
Вскоре прибыли к месту лова.
Поймали первого карпа.
Вот тут со мной и приключилась беда. На закусь мы варили бычьи хвосты, я решил снять пробу. Конструкция, котелок-плитка, оказалась неустойчивой… В общем, вылил часть кипящего бульона на ногу. В горячке не почувствовал особой боли, снял кроссовок с носком и продолжил веселье. Утром обнаружил что кожа слезла. Пришлось рыбачить босиком.
И так до обеда Ловилось вяло, но всё же ловилось.
Вот весь улов. Кот местный, братов, не водоплавающий. ;D
Состояние ноги ухудшилось, по возвращению с рыбалки занялся лечение. Купил бинтов, перекись и спецпену.
В воскресенье ездили в Черногорск к двоюродной сестре. Там рядом полчаса езды от Абакана. Посидели, вспомнили былое.
В понедельник, 6.08., зализал раны и стал собираться в путь. Увязать багаж стоило труда, Добавилась новая поклажа. Подарки родственников и улов. С горем пополам увязал.
Затем наступил миг прощания.
И я потихоньку покатил. Брат советовал ехать через центр, но я поехал по объездной. Там светофоров нет, что для моей «отварной» ноги благо.
Потихоньку выбрался из Абакана и выехал на М-54. Ещё по дороге в Абакан я приметил шаманский столб. Тогда проскочил, на этот раз остановился. Вместо ленточки повязал багажную стяжку.
Поблагодарил Хакасию за приют и тронулся дальше, погода тем временем ухудшалась. Тучи хмурились и темнели на глазах.
Через 50 км пошёл дождь. Пришлось остановиться на остановке и надеть дождевик, На «варёную» намотал пакет, берцы так и остались в Красноярске.
Дождь тем временем усилился. Решил ехать. Чай не раскисну. Через 50 км выскочил весь мокрый, дождевик со своей задачей не справился.
Потом выглянуло солнышко, дорога стала подсыхать с каждым километром. Я поддал, еду, песни горланю, благодать. Кругом степь хакасская. В общем, Хакасия выпустила меня с солнышком. Переехал границу и опять под тучу. Дорога петляет, я то под дождём то под солнцем. За сто км до Красноярска пошли самые крутые горы. Пришлось сконцентрироваться, ехать согласно знаков. Дорога мокрая, повороты крутые, ещё разложиться не хватало.
Так и ехал соблюдая осторожность, потеряв счёт километрам. Вдруг между соснами блеснул Енисей и показалась плотина ГЭС. На дуще потеплело, подъезжаю к Дивногорску. До Красноярска осталось меньше сорока км. Проехал Дивногорск Ява задёргалась, на ходу переключился на резерв. В посёлке Усть-Мана долил пять литров из канистры, Дорога сильно гористая с серпантинами, не дай бог на крутом подьёме заглохнуть. Одолел последние десятки километров и въехал в Красноярск.
Первым делом заехал к маме, по пути. Скинул часть багажа. Мама перевязала ногу, накормила и тут опять дождь. Видно, судьба мне под дождями было ехать. Осложняло то, что пришлось ехать по лужам. Не особенно приятно. Завёз остаток вещей домой и на работу. Позвонил жене, чтобы заскочила, она как раз работать заканчивала. Пока дожидался, попил чаю с коллегами. Потом приехала Наташа и вот я и дома.
Подытоживаю, обратный путь дался труднее из-за особенности местности и дождей. Туда я ехал сначала по горам, полный сил, потом на Хакасской равнине расслабился. Обратно, хоть и ехал по равнине, но это было в начале, напряжение всё равно дало знать, да и усталость накопилась, потом в горах полная концентрация. Ещё заметил, гружёная Ява неохотно крениться, приходилось усилия прикладывать в поворотах, это тоже дало знать. Ж..., как ни парадоксально, меньше устала по дороге назад. Видно привыкла уже к седлу.
Что же сама Ява, то дорога на ней особенно сказалась. ДВС работал без перебоев, даже в самый сильный дождь катушки работали исправно, масло из КПП не выгнало, цепь и замок тоже всё выдержали. Единственно, разболтало рулевой подшипник, видно, пора менять, не выдержал разбитых дорог Красноярского края. Хотя я недавно его регулировал. В общем, на «Яве» можно и нужно ездить в дальние путешествия! Только следите за ней надо и устранять все неисправности заранее.