|
Пользуясь случаем, хотелось бы поделиться впечатлениями об одной из наших поездок этим летом на машине на Алтай.
Идея посетить Горный Алтай, столь чудесно описанный в отчетах о путешествиях в интернете, появилась несколько лет назад, но реализоваться она смогла только в 2012 году, когда малышу исполнилось три года и лето было обозначено тем самым временем Х для исполнения намеченного. Много времени было уделено подготовке нашей машины, ее усовершенствованию, модернизации прицепа, в котором планировалось перевозить все необходимые вещи, в т.ч. палатки, спальники и конечно же грязевую резину для авто для самых экстремальных мест, которые были упомянуты в интернете, а также лодку и мотор.
Вот что получилось:
И еще:
Дорогу от Читы до Алтая особого смысла описывать нет, практически вся дорога асфальтовая, ехали мы не торопясь, средняя скорость составила 80 км/ч.
27.06.12. Четыре дня в пути и около 3 500 км остались за плечами. Горный Алтай встретил нас ― четырех отважных путешественников, радужным солнцем и 38 градусами жары. Едем по знаменитому Чуйскому тракту ― главнейшей и красивейшей трассе, прорезающей Алтай с северо-запада на юго-восток, до Монголии. Шоссе идет то на подъем, то закручивается серпантином, то огибает неожиданно подступающие скалы, то идет по речным долинам с виднеющимися вдали снежными вершинами гор.
Дороги на Алтае оказались самые разные. Встречаются и асфальтовые, и хорошие грунтовые дороги, по которым вполне можно мчаться, как по шоссе, а есть и просто протертые в определенных направлениях участки каменистых плато ― тоже дороги, вроде бы.
Первым нашим пунктом назначения должен был быть юг Телецкого озера ― долина реки Чулышман. Север Телецкого озера уже сплошь «перегружен» туристами, а на юге находится всего несколько турбаз, и добраться до них можно только либо по воде (до базы на мысе Кырсай), либо на авто, но не все могут на это отважиться. Так что отдыхающих здесь намного меньше.
По пути в сказочную страну ветра, водопадов и озер ― долину Чулышман, освежившись купанием в озере Ая, мы преодолели три горных перевала ― Семинский, Чике-Таман и Улаганский перевал. Проехали через Красные Ворота ― искусственно созданный памятник природы ― взорванный проход в скалах при строительстве дороги. Розово-красный оттенок скалам придают соединения ртути. В солнечную погоду выглядит впечатляюще. За ними, дальше по трассе, мы оказались в высокогорной долине озер, одно из которых называется Чейбеккель ― русские назвали его Мертвым, т.к. вода в нем богата зоопланктоном и низшими организмами, однако здесь не водится ни рыбы, ни каких-либо растений и, говорят, даже птицы стараются держаться подальше от этого места. И далее еще несколько озер, названия которых остались нам неизвестны.
По пути виды просто сказочные ― нереально красиво, кругом скалы, горы, свобода. Дорога, конечно, убитая, но к нашему удивлению, сюда забираются даже на «пузатерых» машинках. Отчаянный у нас народ, однако!
Настоящий Горный Алтай начинается именно там, за перевалами.
Несколько часов трясучки, ворочая головами по сторонам и фотографируясь, ― и вот, наконец, впереди показался он, самый «Главный» перевал с видом на долину Чулышман… это надо видеть вживую… В общем ни словом, ни «фотом» не передать…
«Кату-Ярык (южноалт. Кату Jарык) — перевал в Алтайских горах, крутой спуск в долину реки Чулышман. Спуск длиной 3,5 км, перепад высот 800 м. Уклон горы градусов 70, 9 поворотов, покрытие — грунт, камни. Это единственный автомобильный спуск в долину Чулышмана. По этой дороге можно доехать до южной оконечности Телецкого озера. До 1989 года автомобильной дороги, спускающейся в долину реки Чулышман, не было — жители окрестных деревень пользовались крутой конной тропой, или же водным путём через Телецкое озеро. В 1987 году по инициативе директора совхоза «Советский Алтай» началось строительство автомобильного спуска в долину Чулышмана. Открытие перевала Кату-Ярык состоялось в октябре 1989 года».
Еще:
И вот, сильно не задерживаясь, начали спуск по чудо-дороге. Раз остановились на повороте перевести дух, поофигевать от масштабов. Вниз смотреть не рекомендовалось, но взгляд так и тянулся вниз. Сердце периодически останавливалось, когда машина, не слушаясь тормозов, предательски катилась по спуску. Что здесь бывает после дождя, думать не хотелось.
Тормозами практически не пользовались, поэтому их остужать не пришлось, хотя многие машинки стояли на спецотведенных карманах именно поэтому. В нашей технике есть продуманная добрыми японцами для внедорожников пониженная скорость, которая оказалась просто незаменимой для нашей поездки.
Спустились. Дорога грунтовка, узкая, идет вдоль реки и скал, до самого озера. 70 км показались нам самыми долгими за все время поездки ― скорость можно было развить не более 20 км/ч, на обратном пути мы спустили колеса, и скорость немного увеличилась. Ровная, покрытая яркой травой долина шириной несколько километров, посередине которой бежит река Чулышман, а вокруг вздымаются на высоту двух километров суровые скалистые горы...
Попадаешь совершенно в «другой» мир. Огромное количество ручьев, падающих со сказочных высот водопадами. Виды, такие ― что можно было снимать каждый километр.
И еще:
Немного о самом озере, несмотря на наши ожидания, на южном берегу в начале июля вода холодная, и к купанию не располагала (один раз окунулись во впадающую в озеро речку Чулышман). Берег усыпан ветками и старыми деревьями. Почти на всем протяжении озера — отвесные скалы, где сразу у берега начинается глубоководье. Условно озеро можно разделить на две части: южную, вытянутую по меридиану, длиной более 50 км и северную. Эти части Телецкого озера различны по строению дна, берегов, по климатическим, и, самое главное, ветро-волновым особенностям. В течение дня можно наблюдать смену погоды до 3-6 раз, так же и волны, то озеро как стеклышко блестит, то волны за 10 минут поднимаются до 2 баллов.
Большая часть восточного берега озера входит в территорию Алтайского государственного заповедника, так что там даже приставать к берегу на ночевку запрещено. Останавливались на одной из немногочисленных турбаз ― Кырсай с летними домиками ― аилами. Что очень порадовало в этой части озера ― не было досаждающих в жару паутов и слепней, только немногочисленные комарики.
В эти места цивилизация только добирается, нет такого скопления народа, дискотек и прочих пороков города. Только ты, озеро, горы и ощущение полной свободы.
Телецкое «остановка на водопаде»:
Попытка порыбачить:
Чулышман:
Утром 1-го июля мы свернули лагерь и не спеша двинулись в сторону Акташа, с последующими намерениями посетить ледники Актру.
Свернув с основной трассы, выяснилось, что дорогу на популярный маршрут найти не так просто. Навигатор настаивал на том, что нам нужно ехать по прорисованной в программе дороге, на местности же такого пути просто не было. Миллион развилок в поле и все не туда. Два раза по ошибке вброд пересекали бурную горную реку, переночевали где-то в полях и единственно верная дорога на стоянку утром все-таки нашлась. Помогло наличие сотовой связи, воспользовавшись интернетом, нашли нужное направление.
Все нормальные люди кидают свои машины на стоянке, а потом идут дальше лесной дорогой до альплагеря, далее на ледник и к озеру. Это километров восемь.
Местные жители организуют своего рода бизнес ― доставку туристов к подножию горы, правда, стоит это удовольствие около 2,5 тыс. руб. в одну сторону или 4 тыс. руб. в обе с человека. Доставку осуществляют при помощи УАЗ или грузовиками.
Идти пешком 8 км в такой тяжелый подъем с ребенком нам не захотелось, поэтому мы поползли на своей машинке очень аккуратно, дабы не задеть жизненно важные органы сего агрегата под днищем (ведь до дома на эвакуаторе не доехать :).
Весной река Ак-Тру (берущая начало с одноименного Большого и Малого ледника Актру), как и положено, становится полноводной, ну а к середине лета долина несколько обмелела и в некоторых местах ее вполне можно брать штурмом на внедорожнике.
Альпинистская база ― довольно цивильное место. Деревянные домики, есть даже магазин.
Множество туристов разбивают палатки попросту вокруг базы. Видели интересные плакаты: «Носки в ручье не стирать! только для питья!».
Вокруг довольно много печальных табличек, обычно укрепленных на камнях и скалах ― в память о погибших альпинистах. Есть и настоящие памятники.
Было очень интересно забраться туда, где довольно быстро кончается всякая растительность, где даже летом падает снег.
Для неподготовленных путешественников лазанье по острому скальнику ― это довольно большая нагрузка. Идти ведь не по лестнице с перилами приходится. А карабкаться по осыпающемуся склону...
Навстречу попадались группы серьезных альпинистов. Забавно их видеть ― с огромными рюкзаками, в тяжелых ботинках, с двумя палками в руках... А навстречу ― мы, чайники, в легких кроссовках и с фотоаппаратами.
Понятно, что они и идут в места посерьезнее. Вершина хребта Актру ― 4 075 метров. Да и ледник Большой Актуру только в сопровождении инструктора можно посещать. Но мы ограничились Малым, поскольку ночевать в данном месте не планировали.
Кстати, вода в Ак-Тру оказалась совершенно непрозрачная ― белая, как молоко. Хотя совсем недавно была чистейшей, стекала с ледника. Видимо, по пути размывает какие-то меловые отложения. Но с биологической точки зрения, говорят, вода вполне чистая, и пить ее можно. Хотя жутковато.
Мост через Чую:
Перед мостом стоит какая-то статуя:
Актуру меняем резину:
Актуру:
На таких машинка осуществляется заброска туристов:
Выехали с Акутуру мы без особых приключений и на обратном пути решили посетить интересные места Чуйского тракта, которые мы пропустили.
Оказалось, что большую часть достопримечательностей можно осмотреть не съезжая с трассы. Сакральное место ― слияние рек Чуя и Катунь. Видно, что вода в реках разного цвета, плотности и состава, поэтому потоки так и текут рядом, не смешиваясь.
Слияние рек Катуни и Чуи:
Останавливаемся посмотреть на петроглифы ― наскальные художества древних алтайцев. Каменного воина Кезер-Таш.
Заезжаем в Тавдинские пещеры.
После выезда с р. Алтай решили посетить соленные озера Алтайского края. Одно из них ― озеро Бурлинское, расположенное около поселения Бурсоль. На данном озере промышленным способом добывают соль. Соленость озера такая, что за несколько минут можно насобирать ведро соли. Узнали мы об этом озере случайно, от молодой пары, с которыми познакомились в г. Яровом, ребята были на новом Volkswagen-Amarok.
Озеро Бурлинское:
После чего отдохнули на озере Яровом, которое по содержанию полезных солей является практически Российским Мертвым морем.
Весь Алтай за одну поездку, конечно, же невозможно узнать и посмотреть. Остались неизведанными такие места как плато Укок, Белокуриха, гора Синюха, множество водопадов и пещер, которые открываются и по сей день. От Алтая получаешь такой заряд энергии, и, чем больше находишься в горах, тем труднее возвращаться в затворы города. Возможно, через несколько лет мы вернемся туда снова.
Парочка фотографий с посещения Красноярского моря и Байкала:
Ник на дроме vlad1m2r и MARKovna