|
Путешествие по восточному Казахстану: Алматы—Зайсан—оз. Маркаколь—Катон-Карагай—Усть-Каменогорск—Талдыкурган—Алматы
Летом 2011 года у нашей честной компании была запланировала поездка на Байкал. Мы целый год к этому шли — готовились, копили деньги и вожделели..., и вот, когда ряд обстоятельств сыграл против нас, — поездку пришлось отменить..., у меня, если честно, опустились руки — было абсолютно все равно — брать отпуск, не брать отпуск. Дома перед теликом валяться — вот выход, и тут родилась идея поехать в Восточный Казахстан. По нашим планам, там ооочень много того, на что стоит посмотреть. ВКО, так ВКО — поехали!
Ознакомьтесь с картой путешествия, с каким-то отрезком я накосячила, а переделывать было лень, а сейчас уже и не помню, где).
Теперь знакомство с экипажами.
Бордовый «Патфайндер» — Пат (я его ласково называю «Вишенка»).
Золотистый «Патфайндер» — Патафон (так и я зову).
Оба 1997 г.в., 3,3 — бензин, механика.
Экипаж №1 — Пат: мои мамуля и папуля :).
Экипаж №2: мои карандаши и я! Георгий, Дмитрий и Алина. Штурман, водители и тот, кто вечно спит на заднем сидении.
Итак, суббота, 5 утра, 23 июля. Отпуск начался, мы выдвигаемся!!!
По намеченному маршруту: первый перегон, самый длинный и тяжелый, Алматы — Зайсан, и вот практически без остановок мы едем по трассе, ничего особенного, но глаза, изголодавшиеся по природе, — жадно пожирают километры впечатлений. Проехали мимо знаменитого Кызылагаша, смытого селем, забавно, как будто в казахской степи проезжаешь мимо американской деревни с типовыми домами...
Едем-едем-едем. И вот мы уже недалеко от цели, все, конечно, подустали... машины тоже). И в районе поселка Аксуат у нас происходит потеря колеса (оно, конечно, не отвалилось, но было уничтожено совершенно). Шиномонтаж «у обочины».
Пока мальчики трудятся, девочки фотографируют и фотографируются:
И тут впервые нас удивили местные жители, и продолжали это делать до конца путешествия. Совершенно пустая трасса, ни души — и тут одна машина остановилась! Дядечка поинтересовался, не нужна ли нам помощь!!! Мы поблагодарили и сказали, что нет, и он уехал, а мы так и стояли удивленные.
Колесо удачно заменено — можно ехать дальше.
На подъезде к Зайсану трасса пошла забавными волнами, не позволяющими никому в машине спать, что для водителя очень полезно :)) (как потом нам объяснил папа сейсмолог, это последствия зайсанского землетрясения, асфальт принял форму волны). Мы на это стиральной доске дружно орали песни и вообще просто орали..., так и не заметили, как ночью въехали в Зайсан), ура, 15 часов пути позади — мы на станции, нас кормят от души, моют в бане и укладывают в постель — вот кааааайф!!!
Проснувшись утром — нам что? — нам, конечно, обязательно надо на озеро, а папе что? А папе надо, чтобы мы искали запаску, потому что совершить такое длительное путешествие и без запаски невозможно.
Но нам-то, молодым и бестолковым, это не аргумент, но мы честно объездили все шиномонтажи — коих два — там в починке отказали все точки продажи запчастей — там колеса не нашлось.
Папа уже подумывал свернуть экспедицию и двинуть домой, мы, конечно, подкисли, но поехали к озеру, кстати, в ходе поисков колеса у нас перегорел предохранитель стеклодоводчика — все стекла были закрыты.... и такими же и оставались до конца поездки... вообще :).
Озеро! Оно большое.
Ехать прямо по трассе — выбирать съезд и до самого озера по песку. Что интересно — метрах в 50 от берега линия камыша...
Вода довольно теплая..., народу на пляже довольно много... Также было много «Жигулей», которые надо было дернуть из песка, чем мальчишки и занимались...
Потом мы вернулись на трассу, разогнались, как следует, ииии... запахло жареным... маслом и машина стала гудеть, как самолет... Мы перегрели редуктор моста, поскольку забыли отключить передний привод и произошел выброс масла... в машине, где не открываются окна, это очень неприятно :).
Еле катясь, мы приехали на станцию, а папа тем временем нашел колесо — у одного знакомого валялось в огороде, оно, конечно, не совсем, но годилось.
И вот угробленный редуктор — по идее все — ехать домой и никаких перспектив... расстрооооились,
Изучаем, что же там...
Уже решили, что снимем редуктор и поедем на заднеприводной машине домой..., но он оказался цел, не лопнул, просто масло из себя выбросил... Решено было искать мало — заливать и пробовать ехать далее — этому был посвящен следующий день, поиски масла, потом попытки его в редуктор без специального шприца. Мальчики работают, девочки гуляют.
Но вот вроде все ок, вот можно ехать...
И мы поехали — следующий пункт — оз. Маркаколь, где-то в пути.
Путь лежал очень близко от границы с Китаем — это приграничная зона, видите четкую границу песка и зелени, песок — это Китай
Это подъем на перевал, потом спустились и доехали до с. Урунхайка, от него свернули налево и в маркакольский заповедник.
Местная пацанва, удивившая открытостью и добротой, вызывались маме помочь закрыть дверь машины и немного рассказали про озеро!
Дождались егеря, нас пустили к озеру. Боже, какая красота. На Маркаколе стоит жить :). На берегу есть такой разрушенный домик...
Размещаемся..., но нас остановили соседи.
— Вы с ночевкой?
— Да!
— Подождите немного, мы сейчас уедем, и вы займёте наше место — там намного лучше. Это были единственные люди на озере. Чуть позже нас угостили шашлыком, и мы переехали. Вот такие люди-золото в ВКО!
Мальчишки, конечно, сразу попы мочить :).
А у меня медитация.
Закат.
Обратите внимание — там рыба вылезает из воды и ест комаров (которые, кстати, ЗЛЮЩИЕ УУУУХ).
НОЧЬ.
Утренняя идиллия, все еще спят!
Наутро мы встали, позавтракали, покупались... погуляли, дождались обеда, спорили: родители хотели задержаться, а мы хотели дальше в бой, чтобы успеть везде, мы и так в Зайсане задержались.
И нам на выручку пришел дождь... Собрались тучи, и мы за 20 минут собрали лагерь и выдвинулись в сторону Катон-Карагая... Путь от Маркаколя до Катон-карагая идет по Старо-Австрийской дороге...
Дорога через горы — подъем — перевал — спуск...
Природа меняется, становится веселая — как будто из русских сказок.
Удивительные мосты Старо-Австрийской дороги.
И тут нас догнал дождь.
Вид с перевала на долину Катон-Карагая.
На подъезде к Катон-Карагаю.
Туда мы приехали..., и нам выделили квартиру (спасибо родственным связям :))). Папа, мальчишки и Патафон на фоне нашего дома.
Машины, однако, еле живы... У нас при полном приводе страшно гудит мост (редуктор), т. е. полного привода нет...
У папы разбило тарелку амортизатора, а нам так хочется на Рахмановские ключи! Кто б знал!
И тут опять спасибо родственным связям — нам выделили машину, но сказали, что на ключах делать нечего — поедете в ту же сторону, но на озеро Язевое.
По дороге знаменитый там подвесной мост.
И по пути нас завезли на Берельские курганы!!!
Долина царей.
Самый большой курган.
Саркофаг.
Тот самый автомобиль, который нас возил, очень крутой :).
Далее по плану Язевый водопад, он такой..., каскадами, но очень впечатляет.
Тем не менее, дорога настолько плоха, что какие-то там 90 км мы ехали почти четыре часа. По дороге к озеру уже мелькает гора Белуха.
И вот озеро.
БЕЛУХА :). крутая..., мы б на нее взошли!
Нагулялись и поехали домой, вернулись к вечеру. Дядя Ерлык — водитель — интересный.
Вечером в Катон-Карагае.
Возле Катон-Карагайского нацпарка.
Ну, теперь можно и в путь... В Усть-Каман к моей тётке в гости... В дороге удивительные подсолнухи и ландшафты.
И вот мы в Усть-Камане...
Очень не хочется торчать в квартире... Уговорили родителей отпустить нас на Бухтарму, папа пока должен был поменять амортизатор...
И мы туда понеслись на всех парах :). Я, карандаши и моя сестренка нашли там очень милую заводь... с вагончиками (если надо, дам контакты).
Наш вагончик.
А вечером бааанькааа! Ух хорошо!
Сама заводь.
Ну пора и честь знать... Поехали в Усть-Каман :). Ииии... на подъезде позвонил нам хозяин вагончиков и сообщил, что я, раззява, забыла документы, деньги и мобильник, золотой человек :)! Пришлось вернуться. На обратном пути.
И снова в Усть-Каман, переночевали, а утром..., пора в сторону Алматы уже ехать, прощаемся... и в путь.
По дороге видели пожары.
Кстати, путешествие свое мы совершали в период проблем с топливом — цены были просто атас!
Ну и самая неприятная часть всего путешествия…
Папа шел первым. Я мирно спала на заднем сидении, впереди сидели карандаши... И тут я услышала: «НУ НИФИГА СЕБЕ», — и события стали развиваться стремительно. Мы остановились, все выскочили из машин, я тоже, и глазам предстала ужасная картина... С левой стороны дороги — кювет, и там, на крыше валяется машина. Папа помчался с ребятами снимать аккумулятор и вытаскивать людей.
Маму оставили в машине, чтобы ей не стало плохо, а я еще минуты две наблюдала за происходящим сверху, пребывая просто в шоке.
Из машины выбрались два мужчины и вытащили девчонку лет пяти, мы ее посадили на заднее сиденье нашей машины... Метрах в 15 от перевернутой машины что-то зашевелилось — малыш, месяцев 10, Боже, какое счастье — живой и почти невредимый, на попе синяк. И только женщина, вылетевшая через лобовое стекло с заднего сидения, не подавала признаков жизни. Димку папа отправил на пост ГАИ, который находился в 15 км. Гоше поручил соорудить над женщиной навес из простыни. Она была жива, но явно вся переломалась, папа сказал, что зрачки не реагировали, значит, капец, но хочется верить, что она выжила.
Стояла жара и пекло солнце. Мужики все в крови, пока вытаскивали детей, тоже их перепачкали, очень страшно было на это смотреть, малыша я взяла на руки, он не переставая плакал, очень громко, надрывно.
В такие моменты можно просто сойти с ума, когда все срочное сделали и стали ждать скорую, малыша я отдала маме, начал истерично плакать отец семейства, с одной стороны — он, с другой — рев малыша и реально понимаешь — что вот это СТРАШНО, а все остальное ерунда.
Мама тоже заплакала, мне очень трудно пришлось, чтоб собрать мысли в кучу и ее успокоить, папа успокоил мужика, организовали поиск документов, достали мобильный телефон, кому-то звонили,
Через семь минут вернулся димка с ГАИ, и еще через четыре приехала скорая (для происшествия на трассе в каком-то захолустье — я считаю просто рекорды).
Теперь о самом неприятном
Пока мы вытаскивали людей, мимо проносились машины, за те 40 минут, что мы провели на месте аварии, проехало около 30 автомобилей и остановились всего три.
Один из них, чтобы дорогу спросить, один мужик спросил, чем может помочь и машина с россиянами, набитая до отказа, тоже вызвались помочь. Одна машина пролетела так, что камень отлетел в папу.
ЛЮДИ! Оставайтесь ЛЮДЬМИ!
Такое может произойти с каждым, и хочется верить, что будут находиться те, кто остановятся и помогут.
Теперь о самой аварии
Машина — «Хонда», кажется «С-РВ».
Она шла прямо перед нами, примерно на скорости 110, папа решил не обходить его и тоже идти 110, в какой-то момент его просто сбросило с дороги. Как выяснилось, лопнуло колесо и он не справился с управлением. Резина была новая, но какая-то дешевая, российская.
Ну и теперь собственно мораль:
В Талдыке нас тоже очень хорошо приняли... Дастархан, баня... чистая постель... сон без задних ног, а наутро... снова в путь! Домой в Алмату!
Если честно, то голова рвалась от впечатлений, но сердце начинало скучать от мысли, что мы едем домой... в привычный быт и суету. Именно тогда я чётко осознала для себя, что жизнь в путешествии — для меня счастье...
31 июля мы въехали в душный город...
Обещаю себе и вам, что это далеко не последнее путешествие..., а пока надо было ремонтировать машины, ходить на работу и вспоминать вечерами, как было замечательно... Дороги километрами заматываются в теплые цветастые клубки впечатлений, в самую пору вязать свитер, чтобы не скучать зимними вечерами! Спасибо за внимание!
*Кстати, совсем забыла сказать, что для этого отчета еще использовала несколько димкиных фотографий, потому что они вышли намного удачнее моих.