|
В прошлом году прокатился с дочкой на Урал. Было так много впечатлений, что целый рассказ наваял: Из Петербурга в Орск, через Париж. 6 300 км по стране. Здорово было. А в этом году что-то и ехать некуда было. Как-то засосала рутина. Поэтому долго тянул с отпуском, первый раз в жизни пошел в сентябре. Сестра позвала приехать к ней в Москву. День рождения отметить. Ехать не хотелось, но и дома скучно было. Тут сестра предложила отметить её день рождения в Суздале. Вот тут уже стало интереснее.
Я когда-то был там с сыном. Катались с ним по Золотому кольцу. Из Питера в Мышкин, очень интересный городок, потом Ярославль, Кострома, ночевал в Плесе. Тоже хотел там побывать, но он меня разочаровал полностью. Потом через Иваново в Суздаль. Вот там мне понравилось, мы даже ещё на сутки там застряли. Очень понравилось. Потом докатили до Нижнего и обратно. Но это давно было. Теперь надо было в Москву ехать. Но по прямой через Тверь ехать скучно было. Много раз ездил, даже в этом году уже успел смотаться.
Было ещё два пути: северный — через Вологду, но там я до Грязовца по работе доезжал, и южный — через Псков. И решил, что поеду через Псков—Пушгоры. Там я, правда, тоже был, но дальше все было внове.
И тут вспомнил, что много слышал про Изборск и Печоры, вот там я точно ни разу не был.
Итак, маршрут был выбран. Теперь экипаж. Сын по Европе ездил, жена устроилась на работу и осталась одна дочь. Вот с ней мы и поехали. Опыта у нее уже стало больше, все-таки до Парижа доехала, в прошлом году, да и летом часто за руль держалась. Машина у меня осталась та же. ВАЗ-2110. Когда я покупал машинку, это была «десятка»-люкс, для 2003 года неплохо упакованная, и с компом. На момент старта в эту поездку она уже пробежала 210 000 км. Покоцанная, местами ржавенькая, но непобедимая.
Я много на ней проехал, объехал все питерские пригороды, по Золотому кольцу ездил, по Тверской области, в Белоруссию, на север, до Кеми поднимались, это, когда на Соловки ездили, по Уралу. Боевая машинка. И вполне по цене-качеству она свое отработала!
Хоть и бил я её нещадно, и детей на ней научил ездить. Нормальная машина мне попалась, чего ругают «Жигули»? Она честно мне служила и служит до сих пор. Хотя, пора с ней расставаться. Да вот все никак не выберу, на чем ехать дальше? Помыл машину, долил тосол, куда- то он у меня убегает (уже второй год найти никто не может, куда он девается) — и вперед.
14 сентября в 7:20 стартовали из дома. Сразу же отстали от графика на двадцать минут. День был хороший, утро раннее и через полчаса уже свернули с КАДа на Киевское шоссе. До Луги доехали спокойно, ровно. Надо заметить, что вся поездка была ровной и спокойной. Видно, все-таки сказывался наш опыт. Да и места тут жилые, ничего не случилось с нами. Два часа понадобилось второму пилоту, чтобы докатить до Луги. У въезда в город стоит мемориал защитникам Луги. Тяжелые бои тут были. В сорок первом году почти два месяца держали тут фашистов. В очередной раз пытался его сфотографировать, никак не получается. Уж больно он высокий, и на фоне яркого неба не видно ничего.
Объехали по новой кольцевой дороге. Хорошо, когда дорога новая. В 10:05 на первой же заправке в Псковской области остановились, позавтракали, что матушка дала. 216 километров отъехали от дома. Ещё через час второй пилот попросил сменить его. С удовольствием сел сам за руль. Все-таки мне спокойнее, когда дочь сидит рядом, а не за рулем. В 11:35 подъехали к Пскову, пока спрашивал дорогу, туда-сюда прокатились через город…
…и в Изборск поехали. Оказывается, поехали по дороге на границу. В 12:20 были в Изборске. Но решили ехать до Печоры, а Изборск оставили на потом. Сворачиваем направо и видим огромный плакат, что впереди платная дорога. Вот это да!
Я слышал, что есть такие дороги в Псковской области, но как-то не ожидал на нее нарваться. Чуть притормозил, выглядывая, где стоят будки поперек дороги, какие я видел в Испании, или шлагбаум поперек дороги. Но ничто и никто не нарушал девственную чистоту. Так и поехали, ожидая, что на том конце дороги нас будут штрафовать злобные контролеры. Никого не было, ни с той, ни с этой стороны. Только два плаката — предупреждения.
До Печоры проехали 385 километров, со средней скоростью 80 км/ч и расходом бензина 5,4 литра на сотню. Эти данные взяты с бортового компьютера. Печоры — это обыкновенный, провинциальный городок. Единственное, что туда привлекает народ — это монастырь. Уж очень яркий, прямо с лубочной картинки.
Когда мы туда попали, светило солнце, что ещё добавило красок. Прям праздник какой-то! Но что-то в нем не то. Вспомнился репортаж Невзорова, кажется, о том, что питерская братва замаливала тут свои грехи и денег давала. Судя по яркости красок, много давала. Про историю рассказывать не буду, кому интересно, найдет все материалы в инете. Мы немного побродили, потом поговорив с местными жителями, пошли через дырку в заборе, через заброшенный яблоневый сад на смотровую площадку. Пофотографировали вид на монастырь и назад. В саду набрали яблок.
Хороший урожай в этом году в Скобаристане. Петр 1, когда строил флот, повелел каждой губернии делать что-то для кораблей. Псковской губернии досталось делать железные скобы. Отсюда и название возникло — Скобаристан. И покатили в Изборск. Опять по платной дороге, :). В Изборске стоит старая русская крепость. И в довольно приличном состоянии. Там ведутся археологические раскопки. Нам показали ядра каменные, окаменевшие кости козла. Никольский собор закрыт был.
Крепость стоит на высоком месте, вид открывается со стен на миллион.
Спустились вниз к Словенским ключам. Откуда-то бьют ключи там просто из земли, много ручьев течет прямо в озеро. Дошедшие до нас устные предания говорят, что они имеют целебные и очистительные свойства. Все вместе они сливаются в «реку жизни».
Тут у тетеньки купили четыре пирожка с картошкой, пятый, последний, она отдала нам просто так. И он нам пригодился. На озере живет семейство лебедей. Мы и скормили последний пирожок им. А они хищные птицы, оказывается, прямо с рук вырывали еду, ещё и шипят хищно. Дочка даже испугалась.
Накормив лебедей, напившись родниковой воды, мы пошли назад в крепость. Труворово городище решили не искать, чтобы ещё раз сюда приехать. Труворово городище — самое древнее укрепленное поселение Изборска. Вернулись в крепость, дочь поднялась на башню Луковка. Интересно, вход в крепость стоит 20 руб., а вход на башню — 40 руб. Интересное ценообразование. Луковка — самая древняя башня крепости. И вот, надышавшись исконно русским воздухом, поехали в Пушгоры. В 15:20 на спидометре — 418 километров. Поехали по местным, относительно неплохим дорогам: через Палкино, Костино, Остров.
Красивые названия там. В Пушкинские горы доехали в 17:10, проехав 528 километров со средней скоростью 71,6 км/час. Тут нас настиг первый дождь. Приехали на старую, ещё советскую турбазу. Номер абсолютно советский, начиная от кривой двери, отсутствия люстры под потолком и отвалившейся сливной трубы в умывальнике. Но мы без претензий. Нам надо было просто переночевать, мы даже номер без телика взяли, и правильно сделали. Как только легли, так сразу и уснули. Но это было потом. Встречу с Пушкиным оставили на утро. Сначала мы пошли искать что-нибудь покушать. На базе был только буфет, и мы пошли по полям, по лесам искать кафе «У мельницы», в Бугрово. По пути прошли русскую деревню, водяную мельницу.
Все, конечно, уже закрыто, но кое-что мы смогли увидеть. Кафе приятное, в русском стиле, цены приемлемые для путешественников. Рядом автостанция, столб верстовой.
Покушали, согрелись, и домой на турбазу. По пути ещё яблоками угостились, пока хозяев не видно было. Ночь прошла спокойно, была полная луна, я её видел за верхушками сосен, ветер сильно шумел, темно было! Страшно! Это я курить выходил. Пришлось на улицу идти. Утром проснулся в 7 часов. Второй пилот спал сном младенца.
Я встал и поехал на разведку. Первый раз я был в Михайловском в 80-х годах, будучи студентом, нас отправили на практику в Псков. Второй раз был там в 2005 году, мы возвращались из Белоруссии. И поэтому мы решили, что погуляем только по Михайловскому. Нашел дорогу туда, съездил на заправку. Залил 92 бензина «под завязку» — 34,73 литра по 25,2 руб.. Поехал на турбазу, разбудил дочь, и мы в девять утра остановились на стоянке на въезде в Михайловское. Ранние мы пташки. Охранник несколько удивленно на нас посмотрел. Но ничего не сказал. Мы поднялись на Савкино городище. Я там первый раз был. Виды оттуда потрясающие.
Но на другом берегу реки, уже стоят дачи красивые, современные, портящие панораму. А оттуда мы пошли по берегу затона (реки), по краю леса...
...не туристскими тропами. Кругом было мокро, грязно. Но зато интересно. Дошли до Михайловского. Там посмотрели на Сороть, прошли по аллее Керн,
…видели дом на курьих ножках, дубы, памятник Пушкину.
Но все это новодел, старого ничего там не осталось. А ещё раз я подумал, что если меня тут запереть на зиму, то я бы тоже написал бы что-нибудь глобальное. Худо-бедно полтора часа мы приобщались к прекрасному, но впереди нас ещё ждала дорога. И пол-одиннадцатого мы стартовали дальше. На спидометре 557 км, средняя скорость 66,6 км/час. Поехали через Бежаницы, Локню в Великие Луки. В Бежаницах на главной улице стоит памятник Екатерине Второй.
Новодел, ещё бронза вся чистая, не покрытая патиной, но интересно было встретить этот памятник среди глуши. А кругом — русские просторы.
Красота! На подъезде к Великим Лукам видел указатель на памятник Матросову. Оказалось, что второй пилот понятия не имеем о том, кто это. Пришлось провести экскурс в историю. В Луках все перекопано, пришлось немного поплутать, но местные люди не дали погибнуть и отправили нас в правильном направлении. Рабочий город Великие Луки. Видно оживленное движение, людей много.
На трассу «Балтия» выехали в 13:45, проехав 742 км. До Москвы по указателям осталось 466 км. Первые сто километров ехали и радовались, дорога сказка. Думали, вот она, Европа, вот она, федеральная трасса. А потом Европа кончилась. Началась обычная российская дорога. Хочу сказать, что местные псковские дороги, по которым мы ехали в прошлые сутки, гораздо лучше.
Даже в бортовом журнале сделали запись: «911 км — плохая дорога, 16:50, 994 км, Ржев — очень плохая дорога». Единственно, что порадовало — ни одного населенного пункта на дороге, это не московская трасса.
В 17:45 за Ржевом заправились. Проехали 1 056 км со средней скоростью 71,3 км/час. Залили 26,7 литра по цене 26,2 руб. за литр. Тут, пока не работали компы, есть такая беда в России, перекусили: четыре пирожка и два чая, рублей триста оставили. Зато заправка модная. Сверкающая вся.
Заехали за Волоколамск, и тут началась магистраль. Въехали в столицу с ветерком. В 19:30 со средней скоростью 72, 6 км/час, проехав 1 215 км.
Итого, дорога через Пушгоры длиннее оказалась на 465 км. Ну, ещё где-то по деревням накрутили километров 150. Итого, если ехать прямо, то получится 1 065, как и подсказывал Трансинфо, когда я маршрут прокладывал. Тут поставили машину на отдых. В пятницу с утра съездили на ВДНХ. Сплошной лабаз. Ничего не осталось от достижений. Только все продают всякое барахло. Но ракета ещё осталась, Як-42, стоит раскрашенный, фонтан «Дружба народов» работает,
Мировое турне «Ситроена», как раз представлял свою марку.
Это не машины, ракеты, но по Псковщине и по Балтии они не проедут. Не та дорога. Прокатились на самом большом в России «чертовом колесе».
И вечером нас повезли в Суздаль. Москва показала свои прелести. Час ехали по МКАДу, час проезжали Балашиху. 12 светофоров, стояли все. Потом заставили сестру, ещё один водитель, съехать на обочину. Долго мы выезжали из столицы. Потом по горьковской трассе, более-менее поехали. Во Владимир въехали в темноте. За этот кусок дороги видели три аварии. Тяжелые. И к счастью, это все аварии, которые видели за всю дорогу.
В Суздале нас на въезде встречал хозяин, доехали до дома в абсолютной темноте. Накрыли стол на скорую руку и отдых начался. С утра всей командой пошли гулять по городу. Все посмотрели, везде побывали.
Послушали колокольный звон в Спасо-Евфимиевом монастыре.
Красивый город-музей. Но дорогой. Филиал Москвы. Вечером отметили день рождения сестры в ресторане. С утра, пока все спали, я сходил на смотровую площадку, полюбовался на панораму Суздаля, и как только все проснулись, стали собираться в обратную дорогу. По пути заехали в Боголюбово, полюбовались на Храм Спаса-на-Нерли,…
…тут мы с дочерью были в прошлом году, по дороге на Урал. А наши московские родственники оказались тут в первый раз. И домой, чтобы не стоять в пробках. Руль с утра доверили второму пилоту. Везет ей, всего-то правам два года, а уже ездила и на «Крайслере» трехсотом, и на трехлитровой «Тойоте» праворукой, и вот теперь на «Субару» покаталась. Я столько не ездил. Но зато она не употребляет, вот по утрам и развозит всех. Докатили до Москвы быстро, а тут опять встали на кольце. Потом завезли подругу сестры домой. И через город прокатились.
А в понедельник домой. В 7 часов старт. Поехали по Пятницкому шоссе по местной дороге, через час были в Солнечногорске. Туман был до самого Валдая.
Интересно было и слегка тоскливо. И ещё тридцать пять минут выезжали на трассу. Наверное, через Химки было бы быстрее. В 9:45 на Тверской объездной заправились на «Роснефти». 1»375 км проехали, средняя скорость — 70,7 км/час. Залили под завязку 22 литра по 25,3 руб. Рядом, метров через пятьсот, построили заправку «ВР», там дешевле был бензин, но нас уже некуда было заливать. В 11:45 остановились на какой-то местной заправке в Коломно. Взяли нас за посещение туалета по 15 руб. Больше не будем останавливаться на местных заправках.
Далее в 13:40 традиционная остановка в Крестцах. Откушали пирожков, взяли матушке, в подарок. Вкусные они там. И далее до дома без остановки. Дорога лучше, чем весной, основная бяка — это возле Торжка и от Крестцов до Новгородской объездной. И дома мы были в 17:10. Проехали 1 965 км со средней скоростью 73,8 км/час и расходом 5,5 литра на сотню, спалив при этом 116,92 литра бензина на 2 985 руб.
Вот так прошло наше очередное путешествие. Ровно, спокойно, размеренно. И в собственное удовольствие. Теперь надо ещё куда-нибудь прокатиться. Но это уже в следующем году.