|
«Восточный Казахстан приютил один из самых удивительных уголков Казахстана — Маркакольский национальный заповедник. Жемчужиной этого края по праву называют озеро Маркаколь, лежащее во впадине, ограниченной Курчумским хребтом с севера и хребтом Азутау — с юга».
Ну вот, все элементы пазла (отпуск, желание и возможность) сложились в картину, на которой, пока еще туманно, стали вырисовываться очертания озера Маркаколь, по праву считающегося одним из красивейших Восточного Казахстана.
Ранним субботним утром 24 июля 2010 года наша дружная компания, в прекрасном настроении, встретилась на перевале Чечек, на границе г. Усть-Каменогорска. Впереди — неделя путешествия, в планах посетить озеро Маркаколь, проехать по легендарной Старо-Австрийской дороге к Катон-Карагаю, побывать на озере Язевом у подножия горы Белухи и вернуться домой. Состав экспедиции: семья Павловских на Nissan Patrol, семья Локтевых на Toyota Hilux Surf и мы на Nissan Terrano II.
Быстро пролетели два часа до Казнаковской переправы, очередь на паром, общение с не в меру наглыми водителями, считающих себя умнее других… Моя жена Лена очень уравновешенная девушка, но какой она устроила скандал очередному таксисту, пытавшемуся проскочить вне очереди и проехавшему буквально по ногам Ире Локтевой с маленьким ребенком! Дима, муж Иры, добавил к словам Лены кое-что от себя лично, и на какое-то время порядок восстановился. Чтобы в корне пресечь подобные попытки, мы просто перегородили своими машинами дорогу до самого прибытия парома.
Дорога, дорога… Проехали Курчум. Качество асфальта постепенно ухудшается, да и пейзажи вокруг становятся все унылее.
Остановились на обед у какой-то речки. Искупались в теплой воде. О-о, судя по карте, это Кальжир!!! Озеро Маркаколь питают 27 рек и речушек, но вытекает из озера только она, единственная река!
По мере приближения селу Теректы, вдали, как миражи в пустыне, возникли песчаные горы. Желтое на зеленом! Красивейшее зрелище!
А вот и государственная граница… Не где-то там, незаметная, под крылом самолета, а здесь, рядом с нами. Даже не верится, что Китай так близко.
Дорога приближается к горам. Впереди Мраморный перевал. Жара! Все выше и выше… стрелки температуры двигателей у Terrano и Surf. Пора снизить скорость. От открывающихся видов захватывает дух. Фото меня и пока еще чистой машины на фоне Китая, а мы едем дальше.
По мере приближения к Маркаколю безжизненные, выжженные солнцем склоны гор покрываются ковром зеленой травы, появляются первые лиственницы.
Заветная цель все ближе и ближе… Маркаколь, мы едем к тебе. Очередной поворот… Ур-р-ра-а, восторженные возгласы по рации, мы добрались. В Урунхайке (деревня на берегу) спросили у местных о возможных местах стоянки. Дорога вдоль берега, конечно, оставляла желать лучшего. Patrol и Surf, оба на грязевой резине, уехали вперед, а наш бедный Terrano, мужественно плюхаясь в грязь, периодически беспомощно вращая маленькими шоссейными колесиками и оставляя за собой борозды, прочерченные задним мостом и еще чем-то, как позже оказалось, что глушителем, медленно полз к месту стоянки. Нужно отдать должное штурману Артему, периодически подкладывающему в колею камни — благодаря его усилиям, мы все препятствия проехали своим ходом, не прибегая к помощи буксировочного троса.
Красивая полянка найдена, палатки поставлены, в котелке готовится ужин… Можно искупаться и полюбоваться восхитительным закатом.
Утро. В солнечных лучах Маркаколь оказался еще красивее! Теплая чистейшая вода, песчаное дно, красивейшая водная растительность.
А вот такого зверя я сфотографировал на нашей палатке.
В этот день мы решили перебраться на противоположный берег, т.к. там можно было найти песчаные пляжи, которых так не хватало на этом берегу. Едем обратно в Урунхайку. В последней низине перед крутым подъемом, «Terrano» не хватило сил выбраться, и он остался стоять, глубоко провалившись в грязь задними колесами. На помощь подоспел «Surf», но и ему было не под силу вытянуть нашу машину на свободу. После нескольких безуспешных попыток, сломав на «Сюрфе» передний привод, мы буксировочными тросами сцепили все три машины вместе. «Nissan Patrol» с мощным 4,2-литровым турбодизелем, буксуя всеми колесами в пелене дизельного выхлопа, вытянул «Surf» и «Terrano» из грязевой ловушки.
Купив в Урунхайке банку ускучевой икры и пиво, после нескольких неудачных попыток, безуспешно отговариваемые изредка встречавшимися местными, типа, «...да там еще ГАЗ-66 в этом году не проезжал», нашли верный путь и выехали на дорогу, лежащую на правой стороне озера. Перед очередным препятствием, осмотрев место объезда, мельком взглянул на перед машины. Так, чего-то не хватает…, вижу сиротливо торчащие болтики на заляпанном грязью бампере. А где же наш номер? Предупреждаю Костю с Димой, чтобы не уезжали, поворачиваю обратно. Путь до ближайшей лужи, быстрая пробежка босиком по щиколотку или по колено в грязной воде, обратно в машину, до следующей лужи… На третьей луже судьба сжалилась! Пальцем ноги нащупал что-то твердое. Вот он! Повезло!
Пара переправ через речки, в одной из них, из-за размытого берега, пришлось повисеть на днище, не касаясь передними колесам дна. Буксирный трос, «Patrol» в роли тягача, едем дальше! Комары! За эти десять минут они чуть не съели нас заживо. Вообще, я заметил, за последние два года этих кровопийц развелось достаточно много, даже в тех местах, где их раньше не наблюдалось.
При очередной буксировке был полностью оторван передний бампер. К счастью, бампер на «Terrano» неокрашенный, видимых повреждений не получено. Наконец, около семи вечера, мы находим прекрасный длинный песчаный пляж. Все, добрались!
Следующий день — день отдыха. Но нам же не сидится на месте без дела! Несколько раз съездили за камнями, сложили каменку, разожгли огонь, натянули каркас… К вечеру прекрасная баня на берегу была готова! Разгоряченные выбегали и ныряли в прохладные волны Маркаколя. В такие моменты забываются все проблемы, город, работа, понимаешь, что не зря был проделан этот длинный путь!!!
Утром следующего дня, Артем, проснувшийся раньше всех, и решивший покидать спиннинг услышал какой-то шум и треск в рощице за палатками. Но, т.к. рыбалка важнее, он не стал особо размышлять об источнике шума, сказав нам за завтраком: «Там было что-то большое». А недалеко от лагеря мы увидели вот такие медвежьи следы.
К обеду, собрав лагерь, выдвинулись дальше. Старо-Австрийская дорога зовет! В связи с начавшимся штормом, получили пару веселых минут во время объезда болота по воде. Поднять паруса, полный вперед!
Начинаясь неприметным свертком, Старо-Австрийская дорога, построенная в 1914-1916 гг. австрийскими военнопленными Первой мировой войны, покорила нас своей красотой!
Вечерело, начался дождик. Было довольно прохладно, поэтому палатки мы поставили напротив друг друга, накрыв баннерами, а в центре установили печку. Переночевав у этого живописного местечка, утром поехали дальше.
К сожалению, сильная облачность помешала увидеть с перевала гору Белуху. Но не беда, подъедем поближе! Спустившись по горному серпантину на асфальт, мы направили свой путь к озеру Язевому, лежавшему у подножия Белухи. Глушитель «Terrano», еще на Маркаколе начавший недовольно бубнить и, видимо, обидевшись на наше равнодушие, начал голосить в полную мощь! Добился же своего, уделили внимание. От нижней части глушителя осталось не больше половины, а стоящая на месте машина с заведенным двигателем по звуку стала похожа на тепловоз. От громкого шума спасаемся за закрытыми окнами.
В селе Урыль асфальт закончился и, после прохождения паспортного контроля, путь наш пролегал по грунтовой дороге, иногда хорошей, иногда и не очень… И вот, в угасающем отблеске давно ушедшего солнца, нашему взору предстала Она. Белуха.
Нашли в темноте подходящее местечко, развели костер. Дров мало, все сырые. Поскольку за въезд в заповедник заплатили кучу поборов, как-то за въезд, за стоянку, за пользование тропами и т.д., решили без зазрения совести прибрать увиденную возле базы отдыха небольшую кучку дров. Причем за дровами, почему-то, поехали на «Террано». Выбрали, блин, самый тихий автомобиль. Ночью температура упала ниже нуля (и это 29 июля), замерз даже борщ в котелке. Хорошо, что способ постановки палаток был уже отрепетирован днем раньше.
Взошедшее солнце согрело нас своим теплом, а нашим глазам открылся прекрасный вид на Язевое озеро.
После завтрака, несмотря на не совсем подходящее время (позднее утро), решили немного порыбачить. Буквально за полчаса поймали на уху трех больших язей. Ближе к обеду мы с женой решили, что программа мероприятий выполнена полностью и стали собираться в обратный путь. Впереди нас ждал трехнедельный отдых с родственниками на базе отдыха на побережье Бухтарминского водохранилища. А наши друзья решили задержаться на Язевом еще на денек.
На обратном пути заехали посмотреть на каскад Язевых водопадов, образованных вытекающей из озера речкой, и, около 11 часов вечера, без приключений и поломок, не считая громкого шума от глушителя, приехали в Усть-Каменогорск. Чего не скажешь о наших друзьях, но это уже другая история…
Всем счастливых дорог!
Юрий Ковтун.