|
Моей жене, моим друзьям, участникам этого проекта посвящается. А так же тем, кого зовут дороги…
Вступление
В этом рассказе вы не увидите точного описания протяженности маршрутов, сухого языка цифр приведенной статистики. И если покажется, что много написано, можно и не читать. Колхоз — дело добровольное. В нем речь пойдет о простых советских людях из глухого сибирского городка, о стойкости русского характера и немного о выносливости японских машин.
Пролог
Эта поездка на Алтай планировалась еще зимой, когда зимними вечерами мы с друзьями, участниками этой экспедиции, сидели в бане и строили планы, куда поехать. Мне хотелось на Иссык-Куль, Диме — на Байкал, Ване — не юг Телецкого озера (ЮБТО). Долго совещаться не пришлось. Победил Ваня. И не потому, что он сильнее. На Иссык-Куль не согласен был Дима, ему, видите ли, ехать в другую страну на машине ломы, на Байкал уже не согласен я, ехать не близко, а я там уже был, а Алтай родимый, вот он под боком. Тапку в пол и не заметишь, как уже там… К лету оставалось только состыковать у всех отпуска…
Вообще на Горный Алтай мы начали ездить с 2002 года. В том самом году мы поехали на чудесные соленые озера Алтая. Поселок Гуселетово. Когда мы были там, жили в палатках на берегу щелочного озера, где, куда ни бросишь взгляд, равнинная местность, нам казалось, что там прекрасно, и если не брать в расчет будящих по утрам вечно голодных и каркающих ворон, а вечерами тучи комаров, где каждый размером с маленького воробья, которые хотят не только выпить твоей крови, но и даже откусить кусочек твоей плоти. Наивные, мы полагали, что теперь обязательно будем ездить туда отдыхать каждое лето. Прожив там с неделю, накупавшись в соленом озере, вымазавшись в целебной грязи, набрав по ведру соли и накатавшись на байдарке под парусом под шквальным ветром (и такое было), загорев за два солнечных дня, как на Черном море, собираясь в обратный путь, мы с Димой подумали, а не сгонять ли нам в Горный Алтай напоследок.
Распрощались с компанией, с которой ездили вместе. И поехали! Помню первыми впечатлениями были горы на подъезде к Горно-Алтайску. Это после приевшегося вида равнин. Ну а какие там горы? Правильно, да никакие. А вот Катунь нам понравилась очень. Прожив там два дня в районе Арджан-Су, облазив местные горы и сплавившись на рафте, мы были покорены Горным Алтаем. Да настолько, что, вернувшись домой, мы через неделю с друзьями поехали туда снова. А потом и еще через месяц. И понеслось.
Каждым следующим летом, уже не возникало вопросов, куда отправиться отдыхать, когда есть свободные одна-две недели. Так год за годом исколесили все до границы с Монголией Ташанты. И получалось так, что открывали для себя Алтай постепенно, каждый раз удивляясь и любуясь чем-то новым, ранее не виденным. И всегда оставался задел на будущее. Так оставались на нашей карте белыми пятнами Южный берег Телецкого озера и ледник Актру. Это и явилось целью нашей поездки. Сгоняем туда, и хватит уже нам кататься на Алтай, решили мы. Можно его закрыть этой поездкой. Пора пробираться к морям и в дальние станы…
Поехали
И 26 июня сего года в составе из двух машин мы двинулись на Алтай. Теперь давайте познакомимся со всеми. Меня зовут Артур мою супругу Татьяна. Мы едем на Honda Odyssey. Второй экипаж на Honda Element — Татьяна со своим избранником жизни Ваней. Третий (присоединившийся с четвертым экипажем к нам через шесть дней) — Дима и Света на Mitsubishi ASX. Четвертый — Рома и Лариса на «Форд-Рейнжер».
Экспедиция уже в полном составе: Рома, Ваня, Дима, Артур со своими вторыми половинками.
Что касательно машин, то все они с полным приводом, в бодром состоянии духа и всегда готовые ехать. «Одиссей» с проставками на три сантиметра (перед-зад) и резиной 215/70/16, у остальных все штатно. Ничего специально не готовилось, сели и поехали. Справедливости ради, отмечу, что кони у Димы и Ромы новые, а у нас с Ваней лошаденки старые, поезженные, но норовистые и ухоженные.
Хоть о поездке знали с зимы, собираться в дорогу я лично начал в день отъезда. Первый дальний выезд в этом году. Распахнув ворота гаража, долго по нему ходил, брал то одно, то другое и складывал в машину. Ведь едем вдвоем с женой в одной машине, места много и отчего же не взять то, что попадется на глаза. Так, в конечном итоге, и провалялось в боксе и не использовалось — гамак, тент, спасательные жилеты и гидрокостюм. Что можно было еще не брать, так это маску и ласты, что наделось единожды на десять минут. Теперь чего не хватило в поездке, так это полноценных подушек, на которых обычно спим (забыл) и вязаных шапочек (не подумал, а было холодно). Еще что можно было не брать, так это кофеварку. Обычную, бытовую на 15 бар. Но Ваня взял с собой генератор и отчего же не побаловать себя утром привычным ароматным кофе с пенкой. Такие уж мы туристы. Любим природу и… комфорт. Для ночевок использовался свой автомобиль с пошитыми шторками на все окна. Солнце светит — не мешает и никто не видит, что там внутри творится. Ваня с Таней ночевали тоже в машине, Рома с Димой — в палатках.
Мы перепробовали ночевки во многих палатках, от маленьких до больших, но в последние годы больше всего понравилось спать в машине. Тихо и тепло, и всегда можно прогреть салон, когда замерзнешь или, наоборот, в жару под солнцем, включив кондей, поспать часок-другой днем. Правда, и ездил я в последние годы на восьми и семиместных машинах, где свободного места — вагон. А для столования и отдыха ставим кемпинговую палатку.
Дима с Ромой выезжали позднее, но тоже вместе. И поскольку в Димин ASX — «Аську» много не положишь, а у Ромы пикап и места полно, и ему на груженой машине ехать комфортнее, так как меньше трясет, было взято все, что нужно и не очень. Из лишнего, как оказалось, неиспользованной осталась байдарка. На всех машинах поставили Си Би шные радиостанции. Вещь, безусловно, полезная и необходимая, когда едешь не один.
Итак, мы с Ваней остановились на несколько дней в палаточном лагере Кызыл Таш на берегу Катуни, поселок Усть Муны. Место доброе. Можно выбрать пятачок в лесу у берега почти изолированный от других отдыхающих, стоящих на других пятачках. В этом кемпинге мы пасемся не первый год. Погода была хорошей, светило солнце и мы только и делали, что купались и загорали. Все места знакомые, красивые, но уже привычные и не вызывают восторга. Ну будто ходишь у себя на даче. Хорошо, да и только. Заехав пофотографироваться на Чемал, ничего нового для себя не открыв, поехали дальше.
Начитавшись отчетов на Drom.ru, нашли информацию, что Чике-Таман можно проехать и по старой дороге. Было принятое волевое решение проехать там. И, сломив сопротивление возражающих жен, поехали… Ничего. Прикольненько. Можно проехать на любой машине для разнообразия. Укатанная дорога, лишь узкая, в одну полосу с карманами на поворотах для разъездов. Но мы были довольны собой. Экстрим! — Ха-Ха! Как оказалось впоследствии. Но обо всем по порядку.
Старый перевал Чике-Таман. Вполне приличная дорога.
Нам повезло, и нас пустили на базу «Кордон», что находится в поселке Купчегень, сразу за Чике-Таманом. В последние годы на территорию не пускали отдыхающих с палатками, а предлагалось проживание в домиках. В прежние годы всегда останавливались там. Места интересные. В этом месте слияние рек Большой Ильгумень и Катунь. Есть, где покупаться и позагорать на песочке. Ведь в Катуни вода мутная, а Ильгумень с чистой водой и заводью, где можно поплавать, если кому позволит температура воды.
Вода в речке чистая и ее использовали как питьевую (предварительно прокипятив).
Просто красивая пара людей на берегу.
Вид на Катунь. Внизу Кордон. Чуйский тракт справа уходит на Монголию.
Вид на Кордон с высоты птичьего полета.
Осторожно! Аномальная зона! НЕВЕСОМОСТЬ!
Совсем не слабый — слабый пол.
Там провели пару дней шарясь по местным горам. Вечером, мы с Таней поехали в Иню за хариусом, там обычно покупали рыбу у местного рыбака. Возвращаясь, заезжая по пути в красивые места для фотографирования, на берегу реки Яломан обнаружили группу туристов, среди которых встретили своих друзей Рому и Марину. Встреча приятная и неожиданная. За 700 километров от дома, в стороне от дороги, встретить друзей нужно умудриться. Они уже возвращались с Актру и, побывав на перевале Кату-Ярык, держали путь в сторону дома. Узнав от них, что до перевала и на самом перевале дорога хорошая, были этому рады. Поскольку наши жены не разделяли нашего мужского оптимизма и, наслушавшись от нас же о трудностях преодоления перевала, которыми делились дромовцы в своих отчетах, были настроены весьма пессимистически.
И их можно понять. У меня Татьяна раньше ничего не боялась, пока не понеслась за мной с горы, на горных лыжах на трамплин…
Трамплин был приличным и вылет с него составлял метров 5-7, если не гасить скорость, если погасить, то метр от силы. Но мы с друзьями слетали с него и парили, как птицы, беззаботно срывающиеся со скал, и со стороны все казалось легко…
Скорость она не гасила…
Три месяца в гипсе общим весом в 6 килограммов, рукой, изогнутой буквой Г под углом в 90 градусов от тела, с подпорочкой для прочности от бока до локтевого сустава, думаю, на многих экстремалах оставят свой след…
Так поболтав с друзьями, довольные вернулись в лагерь с обнадеживающей информацией о состоянии дороги.
Примерно в этом районе встретили Рому и Марину.
На слиянии рек Яломан и Катунь.
Был еще неприятный эпизод. На противоположном берегу Катуни, напротив базы «Кордон» на песчаном пляже, лежала кобыла и жеребенок. Загорая в течение нескольких часов на берегу, обратили внимание, что кобыла лежит очень долго неподвижно. Я сбегал за биноклем. Кобыла была мертва, причем давно. А жеребенок все время находился рядом, лишь иногда отходя пощипать траву. Наши девушки переживая обратились с этим к местному администратору, на что он сказал, что знает об этом и не первый день, и вроде кто-то должен забрать и спасти этого жеребенка. Дело в том, что от ближайшего поселка до этого места по тому берегу реки километров 30 и нет дороги. Вот мы и не знаем, чем закончилось там дело, так как уехали с «Кордона» на следующий день.
Вечером того же дня приехали Рома с Димой. Переночевали. Утром в полном составе двинулись на ЮБТО. Дорога до Улагана знакомая, хорошая, были там не раз, и после него вполне приличная, позволяющая двигаться со скоростью 60 км/ч. Моросил дождик и дул ветер. Температура воздуха 17 градусов. Поэтому, подъехав к перевалу, остановились лишь на минуту сделать пару снимков и вниз.
Последний рывок перед перевалом.
За поворотом перевал. Погода мерзкая.
Так встретил нас Кату-Ярык. С ветром и дождем.
Последняя сотня метров и мы с Ромой внизу. При подъеме это самый крутой участок.
Первые впечатления. Нормальный такой перевал. Дорога укатана, с широкими карманами для разъездов и… совсем не страшный для наших спутниц, ну если только маленько. Дальше вдоль Чулышмана дорога стала хуже, но легко проходима для легковых машин. Каменистое покрытие не самое неприятное. Хуже гребенка, оставленная грейдером. С какой скоростью по ней ни едешь, все одно трясет. По пути прикупили хариуса копченого и свежего на уху. И раз уж зашел разговор о еде, я совсем упустил Акташ! Какие там пекут булочки! И с маком и курагой и изюмом! И главное вкусно делают, не жалея начинки. Я уже не говорю о том, что за неделю на подножном корме очень хочется вкусняшки.
Спустились весело. Все живы и здоровы.
Рома объясняет молодым водителям, как нужно проходить повороты на перевале…
Погнали! Вполне прекрасная дорога.
И куда он завез меня, такую молодую… — Ну вот куда мы едем?
Лагерь разбивали вечером на территории базы, где река Чульча впадает в Чулышман. Постоянно дул сильный ветер. Прохладно. Каменистая почва не позволяла вбить ни один колышек в землю. В качестве опоры для растяжек палаток и тента, были поставлены машины по периметру. В округе собрали все приличные камни для закрепления ветрозащитных юбок. Низкие облака, закрывая вершины гор, давили своей тяжестью, словно ложились на плечи… В лагере намечался раскол. Мнения на счет походов на Учар и на Грибы разделились. Слабый пол, на то он и называется слабый, не верил в свои силы, цеплялся за остатки комфорта в палатках. Девушки хотели просто там просидеть целый день и никуда не ходить.
Обустроились. И хоть так укрылись от ветра.
Утро было свежим и прогнало вчерашнюю хандру. Лица повеселели и от вчерашней нерешительности не осталось и следа. Целью маршрута выбрали водопад Учар. На Грибы решили не идти. Ведь увидеть их можно с дороги в хорошую погоду в бинокль. Да и как оказалось, сходить и на водопад и на Грибы в один день нереально. В лагере остались Дима со Светой, которые мысленно были с нами, но по объективным причинам пойти не могли.
Мы бодры! Веселы! И идем на водопад.
Переправившись на моторке с 15 мотором «Ямаха», который завывая от нагрузки, с трудом тянул груженую лодку против течения реки. Хозяин лодки объяснил, что хотел купить мотор с 30-ю кобылами, но ему в магазине впарили пятнашку как тридцатку, втолковав что цифра 15 это измерение в ньютонах, и соответствует 30-ти алтайским лошадям. Вечером он пообещал нас забрать, как только помашем с того берега. Наши девушки первым делом расспросили у него, опасно ли туда идти? На что он, помотав головой слева направо, добавил, что в прошлом году одна женщина сорвалась со стены при переходе водопадика, там, где обычно подстраховывают переход страховкой, и пролежала внизу со сломанным позвоночником два дня. Просто, все это время ее не могли эвакуировать. Вместо МЧС приехали пожарники, но те не знали, как вытащить из расщелины поломанного человека. В итоге женщина осталась жива и снова желает идти в горы (все с его слов). Вот такие бывают случаи.
…Девоньки загрустили. Но прошагав немного вперед, встретили егеря. Разминуться с ним и пройти мимо невозможно. Приятный в общении молодой человек. Он объяснил, что идти, в принципе, не сложно. Этот трудный участок стены с водопадиком можно пройти и без страховки. Есть выступы в скале, за которые удерживаясь руками, и внизу уступы, на которые опираясь ногами, спокойно проходишь (ниже на фото будет наглядно все видно). В принципе и технически ничего сложного. Даже для ребенка лет от 12-ти, если нет страха. С более маленькими детьми, откровенно говоря, там делать вообще нечего, только его ухайдокать в дороге и намучится самому. Поскольку доковыляв до самого водопада, уже не поражаешься его красоте, а прикидываешь, столько топать обратно (из впечатлений наших спутниц). И маленькие рекомендации — с голыми ногами в шортах и юбках лучше не ходить. Кустарник исцарапает ножки. И лучше идти в удобной треккинговой обуви. Все-таки 16 километров пешком через осыпи и по камням, а в сланцах и сандалиях лучше ходить по лагерю до туалета и обратно.
Еще егерь нас попросил, не бросать вышедших до нас минут за 15, женщину с двумя детьми подросткового возраста, когда их догоним. Ага! Догнали!
Забыли ему предложить, что можно дополнительно зарабатывать деньги, взвешивая туристов на весах в начале похода и по возвращении, поскольку, калории расходуются не по-детски и можно учитывать потерянный вес как каждого по отдельности, так и всей группы в целом.
Таких мостиков за весь маршрут несколько.
Такие козьи тропы не всегда явно различимы и приходится выбирать пути.
И мы пошли. Наши спутницы, они как веточки. По одной они легко сломаются, а как соберутся в веник, то согнуть их можно только с превеликим трудом. Я думаю, если бы они не были вместе, то по отдельности отказались бы идти. И сразу на ум пришли стихи Маяковского, которые, если перефразировать, зазвучат так:
… Если женщины сгрудились малые,
Сдайся враг, замри и ляг!
Жены наши — рука миллионопалая,
Сжатая в один громящий кулак!...
Дорога действительно трудная и местами опасная, если ты до этого в горы не ходил. Но ведь впереди нас идет одна женщина, одна с двумя детьми. И они ничего не боятся…
Нужно идти. Дорога интересная. Живописные виды открываются на каждом повороте реки Чульча. Попадаются красивые водопады и водопадики. Останавливаемся часто для фото и видео съемки.
Симпатичный многоярусный водопад.
А этот водопадик, совсем маленький.
И вот эта злополучная стена. Ничего особенного. И закрепив страховку в крюки в стене, мы все же не без трудностей преодолели ее. Моя Таня прошла лишь со второго раза.
— А как же женщина с двумя детьми? Как они прошли без страховки? — спросил я, укоряя ее. На что услышал ответ — Что не пошли бы они в …опу! И вместе с водопадом! И с этим походом! И …!
Готовимся к преодолению стены. Ничего страшного! — успокаивает девушек Рома, — я по таким стенам тыщу раз лазил.
Хорошо видны уступы в стене, по которым нужно пройти.
Наиболее ответственный участок пути.
Эмоции. Эмоции. Но, зато есть, что вспомнить. Ту несчастную женщину мы встретили уже у водопада спустя четыре часа с начала похода. Дети мирно сидели на травке и кушали печеньки. Мальчик и девочка, лет по двенадцати, прилично экипированы для походов, в дождевиках, туристической обуви, как и их мама, с навигатором E-Trex на карабине на рюкзака. Таких быстро не догонишь. Такие сами сопроводят, кого хочешь.
Мы шли долго до водопада еще оттого, что делали остановки для фото, и еще минут 20 я потерял на то, что запутал и распутывал фал, когда закреплял его на той стене.
Еще один поворот в обход склона и водопад открывается во всем своем великолепии.
Сам водопад Учар красив. На островке напротив есть лесок, где можно посидеть и отдохнуть с дороги, что мы и сделали. Развели костер, погрели тушенку, поели и мальчуковой компашкой пошли купаться. Температура воды, как и везде на Алтае, что Катунь, что Чулышман, едина.
Ну вот! Как и обещали, показываем вам водопад!
Островок напротив водопада — симпатичное место.
Обратный переход менее страшен.
И хорошо, когда страхуют сильные мужские руки.
Хоть нас и промочило в конце пути, но мы остались довольны.
В лагере встречает Света. И радости ее нет предела. ВСЕ остались живы!
Отдохнувшие у водопада, направились в обратный путь, который прошел без приключений, но показался очень долгим. Дневная и без того пасмурная погода разродилась к вечеру дождиком. И так промокшие, но довольные мы вернулись в лагерь все, живые и здоровые. А там нас ждал плов и шурпа из баранины. Света с Димой постарались на славу. Спасибо Вам, родные!
Они прошлись по этому берегу и посмотрели в бинокль на Грибы. Грибы как грибы, только несъедобные. А водопад Учар стоил того, чтобы на него сходить. После ужина сходили в баньку. Приятно распарить уставшее бренное тело и чистым завалится спать.
Этой ночью было холодно. В смысле тем, кто спал в палатках. Нам-то что, в машине. Завел, выставил климат второй печки на 26 градусов, ну чтобы совсем не вспотеть, и спи себе на здоровье. Но при этом мы совсем не подумали о ближних своих. А ведь мы в ответе за тех, кто с нами рядом. И так полночи я не давал спать Диме в палатке, закрепленной к моей машине. У «Хонды» удивительный мотор, и, наверное, очень умный и самостоятельный вентилятор охлаждения, который живет своею понятной лишь ему одному жизнью. Включается — выключается и снова включается бесконечно и когда захочет. И вой его хорошо слышен летней ночью, наверное, за километр и особенно отчетливо в метре от уха…
Работает мерно мотор… Воет вентилятор… А Дима слушает и не спит, и почему-то думает обо мне плохо…
Утром следующего дня выдвигаемся на ЮБТО. Погода ненастная. Дождь. Дорога уже сносная. Был участок, где в маленькую речушку в качества моста была вкопана труба и съезд и заезд отсыпаны щебнем. Там ограничена проходимость машин с низким клиренсом. При проезде можно цепануть. Мы проходили на грани. В остальном, доехали до Телецкого без проблем.
Такая хмарь сопровождала нас почти всю дорогу до Телецкого.
Есть участки дороги, где можно устроить гоночки. Чтобы ехать было веселее.
Ваня ездит гораздо быстрее в дождь, чем журавль летает.
Выбрали левую дорогу на подъезде к Телецкому озеру. Там, как показалось, было меньше грязи. И вот оно, озеро. Одна из целей достигнута, но почему-то не хочется выходить из машины. Идет дождь. За бортом 11 градусов. И что делать дальше? Решили пойти в кафе пообедать и обсудить дальнейшие перспективы. Спросили про домики, а их нет. Они были в прошлом году, но поднявшимся наводнением их просто-напросто смыло и унесло, и похоронило в себе Телецкое озеро. Тогда мы решили перебраться в соседний кемпинг Курсай. Ну не ехать же обратно, раз столько отмотали в один конец. По раскисшей от дождей и грязи дороге решили не ехать, а попробовать проезд по песчаной косе. Что и сделали.
Проехав половину пути, уперлись в нагромождение мусора и бревен, которых в изобилии на берегу. И при желании их можно растаскать и объехать, но перед кемпингом песчаная коса, обрываясь, уходит под воду, начисто лишая возможности проезда. И о, чудо! Откуда не возьмись, из-за облаков в небе появилось яркое солнце, мгновенно согревая всех своим теплом. И доселе на суровых лицах путешественников стала появляться улыбка. И настроение поползло в гору. И уже не все так печально выглядит. И озеро стало милей и симпатичней. Решили разбить лагерь в этом месте. Отгородив палатки от ветра со стороны Телецкого озера машинами, с противоположной стороны растяжки крепим за бревна. В рыхлый песок колышки закреплять бесполезно.
Солнышко окончательно обосновалось в небе, избавившись от надоедливых туч. Красота! Я решил понырять с маской и ластами в заливе, отделенному от острова косой. Вода теплая и чистая. Мелко. Но удивительное дело, даже на солнце, днем, температура воздуха не поднимается выше 11-ти градусов. И так в течении суток. Но пока солнце светит — чувствуется тепло. Как только прячется за тучи, дует ветер, становится неприятно и холодно. Дима собрал байдарку, но солнце, моргнув ему напоследок уходящим лучом, предательски зашло. Желающих покататься на байдарке не было…
Решаем ехать по косе на соседнюю базу.
Выглянуло солнышко и всем сразу захотелось здесь остаться.
Сказано. Сделано. Начинаем защищаться от ветра.
Ну раз приехали — давайте жить!
Но заплывать далеко мать моих детей — не велит!
Когда нет ветра и светит солнце — жизнь прекрасна!
А когда дует холодный ветер с озера, из палатки никого не выгонишь на улицу.
У него свои, особые рецепты. Он знает все секреты мясных блюд.
Так прошел день и вечер. Бродили по берегу, щелкали семечки, а чем еще заняться. Дима поделился тем, как ему неуютно спалось прошлой ночью, вернее, совсем не спалось, когда я заводил машину. И Рома, теперь его палатка была привязана к моей машине, сказал мне, что если я буду заводить ночью машину, прострелит мне сначала переднюю дверь, не выходя из палатки. На том и условились. Этой ночью я машину не заводил...
Мы с Таней проснулись утром в восемь, когда все бегали вокруг палаток, спешно все собирая. И вроде бы солнышко светило ярко и намечалось хорошее утро, но ветер, прежде дующий с Телецкого, за ночь поменял свое направление на противоположное и сдувал незащищенные палатки с берега, раздувая их как паруса. Вскочив по-бырому и мы включились в общую беготню и сборы.
Да. Надо признаться. Мы бежали с Телецкого озера! Бежали, как трусы (не путать с трусами с ударением на А). А я вспоминал в тот момент, как уговаривал жену поехать туда — ведь там жарко! — говорил я ей, — ведь это ЮЖНЫЙ берег! Читал ей отчеты, где кто-то, обжигая ноги, гулял по раскаленному песку. И, видя теперь ее укоряющие глаза и шмыгающий замерзший нос, мне было совестно. Но ведь не я в том виноват, а погода!
И сколько наверное по всей Земле вышло раздоров, когда люди уезжая в отпуска, портят отношения из-за плохой погоды!
Рома вежливо просит меня не заводить машину ночью, когда он спит.
И ночь была тихой и спокойной, и ничего не предвещало в изменении погоды утром.
Ветерок был неслабый, и подул с неожиданной стороны. Палатка слева стоит спальной стороной к ветру. Спать при таком ветродуе — приятного мало и опасно. Того и гляди, унесет в небо, как воздушного змея. У тента справа, погнуло стальную ногу. А Дима опять не выспался…
Когда все вещи собраны, отчего не улыбнуться, на память.
А мы уже ехали обратно. Крутились колеса, наматывая нелегкие километры плохих дорог. Уже перед Кату-Ярыком, километров за пять по дороге прошлись грейдеры, окончательно ее испохабив. Торчащие камни, вывороченные из земли, то тут, то там возникающие на пути никак не облегчили нам дороги.
И вот перевал Кату-Ярык. Погода солнечная. Тепло. И красиво. Видимость отличная и видно, что вдалеке на вершинах гор этой ночью выпал снег. Обычно дальние горы скрыты за пеленой и не видны.
По пути встретилось озерцо — Серебряный источник, с идеально чистой прозрачной водой.
И все зачарованно смотрят в воду.
Не для всех спуски с перевала заканчиваются прозаично.
Первым на перевал уходит Дима, потом Ваня за ними отстав, фотографируясь двигаюсь я. За мной Рома. Первые едут без проблем, сообщая об этом по рации. Я по привычке, как на прежней своей машине, Toyota Estima, ставлю на коробке вторую передачу и начинаю подъем. На середине первого участка у меня машина просто перестает тянуть и встает. Колеса не крутятся, не хватает мощности. Хорошо, я сообразил, что включена вторая передача. На «Тойоте» вторая означает включение первой и второй передачи последовательно, на «Хонде» тупо вторая, как зимний режим. Ставлю первую передачу типтроником и очень медленно продолжаю движение. Но все это только на самом первом участке. Еще недостаток мощности обусловлен большими от штатных, на два размера колесами (профиль 70-й супротив 60-го). И все. Едем. У нас больше не было никаких волнений. Ехали с остановками для фотографирования, а нас уже торопили по рации друзья.
Вверху для спуска уже скопилось кучка машин. Наверху меня стал расспрашивать водитель микроавтобуса «Хюндай-Старекс», сможет ли он забраться обратно вверх на заднем приводе. На что получил мой отрицательный ответ. Без полного привода практически нереально подняться. Он давай мне рассказывать, какой у него мощный машин и какой он классный водитель. Все равно не заедешь! — отвечаю я. Но он продолжил свою бодягу о замечательных качествах и большой мощи своего автомобиля, что-то о новой резине… Махнув рукой на бедолагу и сказав ему прощальное: «Ну ты и достал!», мы поехали на смотровую площадку, где наши счастливые спутницы уже прыгали вовсю для фото.
Ну почему люди не летают как птицы?
Вовсю ведется строительство нового перевала и скоро этот перевал останется в прошлом. Спешите прокатиться по нему!
Отчего бы и нам с Ваней не взлететь на радостях.
Еще одна смотровая площадка на дороге к Улагану.
Едем дальше. Выпавший за ночь снег украсил вершины гор.
Улаганский перевал. До боли знакомые места.
Погода классная! И настроение отличное!
Погода солнечная, хоть за бортом всего 17 градусов, ехать приятно. Вокруг снежные вершины гор, дорога вьется серпантином, а магнитола что-то поет про любовь. Романтика! Впереди нас ждет Актру. До Курая отсюда рукой подать и едем не спеша. В Курае решили остановиться и спросить об условиях в гостинице, а условий никаких, за те деньги, да и до Актру еще далеко. Рядом с нами остановился автомобиль и из него выпали три мужичка алтайской наружности, пьяные в хлам, включая водителя, не стоящие на ногах. Подошли к нам и начали, что-то втирать. Мы связываться не стали, им поулыбались и поехали дальше. Вот куда бы гаишников запустить пошерстить.
До нижнего лагеря еще 20 километров. Дорог много, и ехали, выбирая направление по навигатору. Преодолели три брода и подкатили к подножью горы. Подъем в гору был самым худшим участком за всю дорогу. Торчащие 20-ти —30-тисантиметровые камни, подразбитая колея и скорость пешехода, чтобы не посадить машину. Наиболее комфортно в нашей компании чувствовал себя Рома. Его «Рейнжер», обладая клиренсом в 24 сантиметра, в отличие от наших машин, парил над землей. По этой дороге Ваня зацепил дно «Элемента», а Дима — «Аськи». Для наглядности приложу несколько снимков, взятых с видеорегистратора. Комментировать их нет смысла…
Каково же было наше удивление, когда в нижнем альпенлагере на стоянке увидели в числе внедорожных машин универсал «Фокус» и «Нисан-адешку». На мой взгляд, преодолеть этот участок дороги без потерь товарного вида машины не реально, а может, именно так они и доехали.
Обустроились в лагере. Дима и Рома сняли домик. Вечером температура воздуха была 10 градусов. Заказали баню. Местные администраторы предложили трансфер до верхнего лагеря. В наличии были только Уазики-«таблетки». Такса обычная — пять рублей, но нас шестеро желающих посетить ледник. Прикинули, что дорого. Решив поискать альтернативные пути решения, я прошелся по альпенлагерю и договорился с руководительницей группы детей-альпинистов из Барнаула. Они арендовали «Зил-130» для заброски четырех взрослых и снаряги для детей, которых в группе человек 20. Договорились с ней, что нас возьмут прицепом, а мы заплатим ей. Сами дети идут пешкодрапом, им привычно, за тем сюда и ехали. На том и условились.
Банька была … сразу и не скажешь, на что похожа эта банька. В коридоре света нет (просто не вкрутили лампочку). В самой бане тепло и даже можно помыться и постирать белье. А париться… если только по горам побегать и вспотеть, и уже вспотевшим там сидеть… Все это на совести администрации. Ночью было холодно. 5 градусов. Но спать в заведенной машине тепло и не страшно. Ведь Рома спал в домике…
Утром засветило солнце и залило светом снежные вершины гор. Воздух чистый и свежий. Вокруг хвойный лес. Красота. Нам спешить некуда. До 11-ти вагон времени, а люди вокруг суетятся и выдвигаются группами пешком в горы. В 11 часов «Зил» пришел, но он не сделал еще первую ходку и водитель сказал руководителю группы детей, что приедет за ними через два часа. Ну два, так два. Погода прекрасная, и все расселись загорать. Я сел удобно в кресло и просидел около часа. Когда встал и посмотрел на себя, мама дорогая, пузо загорелое темное с белыми незагорелыми полосами поперек живота от складок. Как от когтей тигра. И это за час. Дождались грузовика, самого руководителя уже не было, и с водителем вступили в переговоры сами. Тот сперва сказал, что подумает. Сбегал, переговорил с местной администрацией, а те, видимо, ему сказали, что мы накануне отказались от их услуг и заявил, что нас не возьмет.
Мы с Таней матерые торгаши давай договариваться, ему впихивать деньги, он ни в какую. В конце концов, предложили забрать только троих мужчин, и нет, хоть ты тресни! Ну ладно бы, придумал что-нибудь в оправдание, мол, машина неисправна, ему предлагают деньги сверх того, что он уже получил, и едет не полностью груженым. Но тот, как баран, заладил свое нннеее! И была бы в том какая-то логика. Ведь их сезонный заработок короткий. Но тут они чувствуют себя королями в своем мышином государстве. Никакой конкуренции, поэтому застой в лагере полный.
Это, как после мне Дима рассказывал. Накануне подходит к нему девушка и спрашивает: «Скажите пожалуйста, а где здесь туалет?». Он ей показывает на обветшалое строение на опушке леса. Она удивленно переспросила: «Это? (…пауза) А он мужской или женский?...». Ну что тут ответить. И даже мы, видавшие виды разных сортиров, были удивлены. Про чистоту здесь даже речь не идет, если дверь, как изнутри, так и снаружи, не закрывается. И внутри стоит палка. Потом догадались, для чего. Подпирать дверь, чтобы постоянно не пялиться в щели, ожидая, что кто-то подойдет и распахнет эту дверь, а ты не успел крикнуть, занято! Вы скажете, а что здесь такого. Обычное дело. Если бы. Здесь за все берут деньги, а не делают ничего. И в домиках, что сдаются нет света. Потому что привыкли, что в горы идут туристы, привычные ко всему. Для которых хоба — вместо стула, а пенка заменяет кровать, а кусок полиэтиленовой трубы заменяет палатку. Извините, дорогие читатели за экскурс. Наболело. Плюнули на шофера.
И пошли мы пешком втроем, помните как у Некрасова:
…И пошли они солнцем палимы,
Повторяя «суди его Бог»
Разводя безнадежно руками,
И покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…
Только мы повторяли отнюдь не эти слова…
Подъем участка пути в гору закончен.
Незнание маршрута привело к преодолению брода. Перед походом учите матчасть! Нужно было двигать налево!
По плоской равниной местности идти легко и споро.
У предгорья, впереди в лесу, находится верхний альпенлагерь.
До лагеря дошли. Промежуточная цель достигнута.
А дорога прошла на удивление быстро. Восемь километров за два часа, причем с петлянием. Мы перешли реку вброд, хотя проще и быстрее было обойти справа со стороны горы. Маршрут очень простой. Подъем в гору составляет, наверное, четвертую часть пути. Все остальное время идешь по плоскогорью. Дорога для машин проходима только для УАЗов, которые не жалко и лифтованных внедорожников. Много больших камней, на которые велик риск напороться. Но это все не про нас. И вообще мы прошлись пешком. В сравнении с походом на Учар, это детская прогулка. А какие вокруг виды! Обалдеть! Это нужно видеть собственными глазами. Белый снег на вершинах гор, отвесные скалы, водопад, дающий начало ручью, из которого мы набирали и пили воду.
В верхнем альпенлагере создалось впечатление, что стоит в лесочке штук пятьдесят палаток. Популярное и красивое место. Имело бы смысл постоять там пару-тройку дней, пошляться по горам. Но теперь уже когда, кто знает? Сходили мы только на Малый Актру, как и планировали. И там пришлось попетлять, выбирая тропу. Вот там подниматься все время в гору сложнее в физическом плане. Постоянная нагрузка на ноги и на дыхалку. Но до самого ледника из верхнего лагеря рукой подать. Идти на Голубое озеро в планы не входило, до него еще километров восемь. Да и вообще в горах расстояние измеряются не километрами, а пройденными часами. На поход к леднику и обратно у нас ушло шесть с четвертью часов. Но оно того стоило. Сложностей никаких. Идешь себе, болтаешь.
Хорошо, что с погодой здесь повезло.
На одном из участков я забрел не туда и пришлось спускаться вниз по такой вот осыпи.
Конечная цель — Малый Актру. Я подходил к леднику сверху.
Нижняя часть ледника, откуда заходил Ваня.
Вот он сам собственной персоной.
Летом идти за снегом — это клево!
И если вы не были там, вам стоит там побывать!
А вокруг горы, горы… И там впереди Большой Актру и Голубое озеро. Может, стоит и как-нибудь туда наведаться? Желание есть.
Возвращаемся по короткой дорожке вдоль леса.
Наивные! Они думали, что видят нас из лагеря.
И что черные точки на снежном склоне — это мы. Туда попасть можно разве что зимой, заброшенным на вертолете для спуска на лыжах.
А в нашем лагере сборы в обратную дорогу. Решив не оставаться в нижнем лагере из-за недоброго отношения к людям и зря не кормить дармоедов, двинули на Акташ. Но решили выехать по дороге, которая выходит с правой стороны лагеря. Дима прошелся днем по ней пешком и посчитал ее лучшей. Но в одном месте есть подъем, где колея идет извиваясь винтом и в верхней точке навалены камни. Туда и запустили первого Рому на пикапе. Почти в верхней точке подъема взревел мотор, закрутились буксующие колеса и машина застыла на месте. Снова спуск, Рома включил все блокировки и вторая попытка… Все повторилось. Машина, обладая большой базой, просто вывешивалась по осям, буксовала и не ехала. Что же оставалось нам, на своих шушлайках? Но вы не знаете Рому, он не привык отступать и с третьей попытки перевалил через этот злосчастный взгорок. Мы же развернулись и поехали по дороге, которой поднимались в лагерь. Через некоторое время Ваня спрашивает по рации у Рому: «Ну, как там впереди дорога? Оказывается, он решил попробовать проехать за ним и сделал это на «Элементе».
Он очень настырный, Вы просто не знаете Ваню. А Рома уже кричит, что зацепил камень каким-то мостом. Мы же с Димой как черепашки переваливаясь, спускались по уже известной нам козьей дороге. Я чуть было не сел на торчащий пень, когда попер буром, но повезло, аккуратно съехал. Рома с Ваней уже были внизу. В общем, прошли без потерь технических средств.
Впереди намечались броды и мне захотелось снять это на видео. Воды местами по ступицу и смотрится проезд эффектно, отчего же не снять. Остановились колонной перед первым бродом, всего их три. Я с видеокамерой иду на следующий берег и даю отмашку. Первым едет Рома, нормально так едет, за ним моя Таня на «Одиссее», и замыкают шествие Дима с Ваней. Дима проехал вообще медленно и даже пороги на Аське не замочил. Все остановились на первом островке. Идет работа над ошибками, на которые указывает режиссер, ну то есть я.
— Мало эмоций в кадре, медленно едем товарищи! Все всё поняли?
— Все! Я перебираюсь на следующий островок. Глубина местами по ходу брода меняется, но не выше колена. Отмашка, Мотор! И Ромин пикап срываясь с места, набирая скорость устремляется вперед, поднимая кучи брызг! Красиво пошел сорванец, думаю я. И следом и так же красиво едет мой «Одиссей» гоня бампером волну перед собой! Молодец Танюша, только и успел подумать я, когда машина, как подбитая влет птица, замерла посреди протоки и… заглохла! Я еще пытался сказать ей: «Едь! Ну не стой на месте», продолжая снимать. Фокус видоискателя наехал на бампер с капотом... Бля! А номера-то нету! Я за руль, хорошо, что съехали с глубокого места и воды в салоне нет. Поворот стартера и ничего. Ну все, думаю, крандец, утопили машинку. Сразу вспомнился отчет на Drom.ru как на подъезде к ЮБТО паренек, так же преодолевая брод, стуканул движок своего «HRV», и во что ему это путешествие вылилось. Все быстро занялись делами. Рома подогнал пикап и зацепил трос, Дима безуспешно обшарил первый брод в поисках номера. Выкатили машину на берег. Номер оказался в воде под машиной. Я снял фильтр, он весь мокрый, в воздуховоде вода. Выкрутив свечи, стал крутить стартер. Любопытных сочувствующих, стоящих возле капота обрызгало водой. Вода в цилиндрах! Вода! И кому-то вода дает жизнь, а чему- то и смерть…
В эти моменты каждый думал о своем.
Я в глубине души был рад, что стартер крутит и в блоке цилиндров нет посторонних стуков, но как поведет себя электроника? И уж совсем не хотелось разбирать и снимать всю байду с воздушной заслонкой…
Дима думал о том, что когда же теперь будем ночевать и, может, зря мы уехали…
Рома чесал голову и думал, что он один на механике и именно ему придется тащить за тыщу километров сломанный автомобиль…
Ваня, бродя с фотоаппаратом вокруг, думал, что неплохо бы все это действо заснять, но ведь пошлют куда подальше… Фотографировать…
Бедная Таня. О чем она думала, сколько мыслей пронеслось в ее голове, я вам не скажу… Ей было страшно… Но в случившемся ее вины нет. Я же хотел эффекта, чтобы было что вспомнить. Собственно, это и получил в полной мере.
Всё! Веселье кончилось! Начинаются танцы с бубнами.
Совместным консилиумом технарей было решено залить спирт в воздушную систему, чтобы связать воду для ускорения ее испарения, ну и крутить стартер. Телефонная связь была только километров через пять, и Рома с Димой поехали звонить в Новокузнецк в группу техподдержки (знакомым спецам СТОшникам). Я, крутя стартер, не заметил явного запаха спирта из цилиндров. Воды из них почти не вылетало. Тогда я попробовал покрутить с выжатой до конца педалью газа. Вот тут и полетели остатки воды и спирта. Я не знаю, правильно или нет, но в цилиндры я подливал немного масла перед прокручиванием, чтобы водой не смывало масляной пленки со стенок цилиндров. После всех этих манипуляций собрал все на место и ждал известий от нашей техподдержки. По рации они передали пока не заводить, что они еще говорят по телефону и прогноз вполне благоприятный.
И вот что им поведал мастер. Только вы, дорогие читатели, об этом никому не слова, поскольку это хлеб мастеров. Ну так, быстро прочитали и забыли! Суть такова. «Одиссей» не столь критичен к гидроудару, такое бывает редко. Он глохнет и все. Вода удаляется из цилиндров, что мы и сделали, выкрутив свечи и крутя стартером. Потом все собирается и крутим стартер короткими чирками по обороту раз пятнадцать, тем самым удаляя остатки влаги. Мокрый воздушный фильтр вообще не ставится. Затем, потихоньку, без фанатизма, начинаем заводить. Раза с десятого заведется. Что и произошло с нашей машинкой. Сперва подхватывали два, затем три, потом все четыре цилиндра. И вот оно, счастье! И сразу все рады. И чтобы понять все это и испытать такую радость от звука заведенного и работающего мотора, его нужно предварительно утопить.
Мотор работает и можно вернуть пропажу на место.
Незаметно подкралась ночь и в небе стали включаться яркие звезды.
А мы уже неслись к Кураю. Я ехал впереди, чтобы движок не глотал пыль, лишившись воздушного фильтра. После того как машина завелась, по совету мастера, ей дали поработать на холостых оборотах минут десять, чтобы мозги встали на место, я имею в виду мозги машины. Потом глушим и смотрим на масло в движке. Масло там или эмульсия от попавшей воды. У нас все в поряде. Масло. И едем и радуемся, что у нас такой замечательный автомобиль, и теперь его можно назвать — гидромобиль. У которого появился второй день рождения. Ведь он побывал всего на волосок от смерти. И наверное, в его автомобильных глазах пронеслась вся его долгая, но интересная жизнь…
В полночь мы уже в Акташе спрашиваем номера в гостинице. Ответ — Нет. Находим другую гостиницу. Там всего два одноместных номера. Все явно не влезут. Ваня решает ехать дальше в поисках жилья и минут через 30 звонит довольный и говорит, что нашел. Но мы все, уже разместились. Мы с Таней, как и прежде, в машине на территории гостиницы, Рома с Димой по парам в одноместных номерах. Пообщались с местным народом и узнали, что из Акташа до верхнего альпенлагеря Актру можно доехать туда и обратно на «Зиле-вахтовке» всего за 8 рублей, а народу там войдет прилично. Дешевле только даром. Но для себя сделали вывод, что пешком пройти до верхнего лагеря плевое дело, что и рекомендуем всем. Видишь окружающую красоту, это полезно для здоровья и экономишь деньги. А сэкономленые деньги, все равно, что заработанные.
Наши кони на стоянке гостиницы. Сразу видно, кто кого внедорожнее.
Ваня с Таней неплохо устроился на ночь. Кемпинг в 10 километрах от Акташа.
По дороге к Ине заметили старую объездную дорогу, проехались по ней. Шикарные виды.
Иня впереди по направлению движения.
Утром все встречаемся и двигаем дальше. Фильтр, еще влажный, я установил куда положено и о нем забыл. Теперь наша цель — слияние двух рек Катуни и Аргута. Места там больно красивые. И, чтобы туда попасть, мы едем по подвесному мосту на другую сторону Катуни. Этот мост находится после проезда слияния рек Чуя и Катунь в районе Ини. И за мостом сама дорога очень интересная и экстремальная. Она проходит по площадке, выдолбленной в отвесной скале и вьется серпантином. Узкая, метра три шириной, с карманами для разъезда далеко разнесенными друг от друга в поворотах. И если на перевале Кату-Ярык край дороги отсыпан насыпью в метр высотой, то здесь край дороги открыт и за ним обрыв. И если неосмотрительно машины выедут друг другу навстречу, то сдавать кому-то задом может быть проблематично. Лично мне эта дорога запомнилась больше, чем Кату Ярык. Там, безусловно, выше, а здесь опасней.
Глухие повороты дороги, из-за которых не видно встречку.
Большие карманы позволяют разойтись нескольким машинам за раз.
К этому слиянию рек двигались по навигатору, отслеживая лишь направления. Поскольку дороги расходились и порой приводили просто в тупик. Вроде едешь по накатанной колее, которая уходит под гору и в критической точке спуска обрывается. Так как спустившись ниже, уже не поднимешься обратно. Слишком крутой уклон. И наоборот, выбрали колею, ведущую вверх горы. Накатанная такая. Поднимаемся. Первым остановился Дима. У него не хватает мощности мотора подняться вверх на затяжной склон. Рома едет вперед на пониженной, на разведку, но возвращается, так как дорога и там кончается, расходясь на две тропы и имеет не только вертикальный, но и горизонтальный уклон. Крутизна склона Кату-Ярыка здесь отдыхает. Возвращаемся и выбираем дорогу, расположенную ближе к реке. Она спускается вниз к самой реке и вдоль нее и идет. Спуск достаточно крутоват и подняться без полного привода там нереально.
Я сам буксовал на подъеме на одном из участков. Всему виной была изношенная резина. Проезжав метров 50 я зависал. Колеса все четыре весело крутились, поднимая столбы пыли, но машина стояла на месте. Хорошо, когда рядом Рома на «техничке». Вы просто не знаете, какой он отзывчивый. Взял и вытащил на буксире. Большое тебе спасибо, добрый человек. Только вот не стоит заводить машины под его палаткой…
Немного спустившись вниз, дорога просто обрывается.
Любителям «Элемента», сгодится как заставка на рабочий стол.
В попытках выбрать верное направление.
До самого слияния мы так и не доехали на машинах. Дорога и там кончилась. Дальше только пешком. По карте оставалось километра два, но тучи в небе хмурились, грозя разразиться дождем, и мы решили убираться оттуда по добру по здорову. По мокрому склону никто бы оттуда не поднялся. Так бы там все и остались… Ночевать.
Этот жест означает «Хватит уже наверное фигней маяться! А не пора ли нам домой!».
Теперь направление одно — в сторону дома.
И покатили мы обратно в сторону дома, как птицы возвращаются, перезимовав в теплых странах, в родные места к насиженным гнездам…
Дальше ничего примечательного уже не происходило. Мы с Димой остались еще на одну ночь в Кызыл Таше, остальные двинули прямиком домой. Поездкой все остались довольны.
Кемпинг Кызыл Таш. Те, кто остались.
Вот они герои этой экспедиции. И лица их счастливы, а значит поездка удалась!
Итоги
В техническом плане все остались довольны своими авто. Из потерь было только пробитое колесо на «Аське», да треснувшие стекла туманок, при преодолении брода на «Элементе».
Спасибо тем, кто прочел отчет до конца и познакомился с нами заочно поближе. Может, где и встретимся на необъятных просторах. Ведь земля-то, братцы, — круглая!
С уважением Артур.