|
Ну вот наконец эмоции от поездки немного улеглись, выдалось свободное время и, так сказать, дошли руки написать историю (отзыв) о поездке нашей семьи на теплые берега Черного моря. Отзыв пишу первый раз, да и вообще я не литератор, но очень хочется поделиться своими впечатлениями о данной поездке. Надеюсь кому-то пригодится, да и просто будет познавательно и интересно. Заранее прошу не судите строго за возможно не литературное изложение. Ну, начну…
Небольшое предисловие. Мысль о летнем отдыхе на море и обязательно на побережье города-героя Одессы изначально была еще зимой. Сразу уточню, что у моей жены в Одессе живет родная бабушка, она давно хотела к ней съездить навестить. Я там был несколько раз (последний раз лет пять назад ездили в отпуск на поезде), ну а жена там провела детство — поэтому для нее там вообще все родное. Изначально, так как с моим отпуском летом да и еще на целый месяц было не все ясно, жена потихоньку собиралась к поездке на поезде со старшей дочерью (узнавала про билеты и т.д.). Тут буквально в апреле месяце после разговора с шефом (ОГРОМНОЕ ЕМУ СПАСИБО!), мне было дано добро на целый месяц отсутствия в фирме в любое удобное для меня время. Не долго думая, говорю жене: а не поехать ли нам всем вместе (вместе это: я, жена, старшая дочь Алиса десяти лет и младший сын Вадим двух с половиной лет). Ну и началось. Так как бюджет не позволял сильно шиковать, и все-таки хотелось побольше денег потратить там на отдыхе, а не на билеты, были изучены все варианты дороги: самолет сразу отпал, четыре человека — дороговато выходит (Новокузнецк — Москва, с Москвы до Одессы еще и на поезде), поездка на поезде как-то не выглядела привлекательно (больше недели в вагоне, нечем заняться, нечего посмотреть, в общем выкинутые дни из жизни). И тут жена говорит: а не поехать ли нам на своей машине? Мысль интригующая, супер! Ну, честно скажу, я изначально какое-то время сомневался. Так далеко на колесах в последний раз я ездил из Владивостока (было время доставляли машины), но там ведь была компания на трех машинах, а тут одни на машине в такую даль, в другую страну. Да и «ласточка» наша много повидала в жизни, не только в Японии, но и России.
Машина: Suzuki Escudo 1993г. кузов TD01W, двигатель 1,6л, общий пробег 197 000 км.
Машину брал два года назад, состояние, на мой взгляд, хорошее (правда, я ее довел до ума после предыдущего хозяина), но это не отзыв о машине, поэтому опущу технические подробности. Машина, в принципе, никогда не подводила, но все-таки были внутренние опасения (10 000 км туда-обратно — не шутка). В конце концов, обсудив все «за» и «против» было принято решение ехать на машине, как говориться, если думать, что что-то может сломаться, то что-нибудь обязательно сломается (мысли материальны!), да и, если обслуживаешь свою машину, как полагается, а не когда только приспичит, то она тебя не подведет, ПРОВЕРЕНО, но об этом дальше. Для поездки сделал ТО автомобиля: заменил тормозные колодки, фильтра, заменил бензонасос (больше на всякий случай, так как прежний стал издавать какие-то нездоровые звуки), тормозную жидкость, жидкость гидроусилителя, прочистил топливную систему, купил новую резину (старая, конечно, походила бы еще лето, но в такую дорогу было решено не рисковать). Моторное масло и фильтр купил с собой. Еще в дорогу приобрел навигатор (обновил карты «Навител») о чем ни разу не пожалел впоследствие, на всякий случай взял атлас дорог, скачал с Интернета трек Новокузнецк — Одесса со всеми городами по пути, ну и в машину все необходимое (ключи, ремень нависного, лампочки, старый бензонасос — еще рабочий). Так же взяли палатку, матрац для ночевки на природе.
Звали друзей в поездку (все-таки компанией веселей и безопаснее), но, в итоге, у них ничего не вышло и мы поехали одни.
Итак, состав нашего экипажа:
Я — водитель (временами штурман).
Жена Алина — второй водитель (в большей степени штурман).
Старшая дочь Алиса.
Младшего сына решили не брать, еще маленький, тяжело столько времени в пути. Его оставили с моей мамой.
Выезд назначен на 28.05.2010 г. пятница. Последний день работы до 16:00, короткие сборы (загрузили вещи в машину, все проверили, завезли сына маме) и в путь. Выехали из Новокузнецка примерно в 19:00. План был такой: сегодня доехать до Новосибирска, переночевать у подруги жены и пораньше утром рвануть навстречу дороге.
До Новосибирска дорога, как обычно, правда, после Журавлей пошел ливень, ночь, да и в низинах сильный туман, поэтому мы приехали поздно. Попили чай, перекусили и легли спать. Утром я всех поднял в 4:00, позавтракали, сели в машину и в путь.
Сегодня планируем добраться до Ялуторовска (Новосибирск — Омск — Ишим — Ялуторовск), это около 1 200 км. Из Новосибирска выехали быстро, утром машин почти нет, город пустой, красота.
Дорога до Омска неплохая.
Остановились перекусить и заправиться на трассе Новосибирск — Омск
На трассе выписали штраф 300 руб. за превышение скорости. Не увидел знак «30» на посту ГАИ (идут подряд знаки 50,30) ну и шел 52км/час. Посмотрел на себя в записи на посту, ну говорю выписывайте если надо. Идем по навигатору. В Омск въехали в разгар дня, машин море, пробки по объездной, жара. Сильно описывать каждый участок дороги не буду, об этом много написано. Скорость движения для экономии топлива составляла максимум 110 км/час. На трассе много фур. Едем, сильно не торопясь и не рискуя на обгонах, (тише едешь — дальше будешь), правда, к вечеру уже сказывается усталость, большое желание добраться до назначенной точки и поэтому начинаешь совершать более рискованные обгоны, но, конечно, в пределах разумного, да и сливаешься, как говориться, с дорогой за такое время.
Кстати скажу, что с женой изначально решили правила не нарушать (превышение скорости в пределах разумного, сплошную не пересекать). В общем, до назначенной точки на карте в этот день нам доехать не удалось, уже темнелось и надо было искать место для ночевки. Мест для отдыха в палатке не было (трасса, поля, пашня и все), поэтому мы заехали на ближайшее место стоянки и ночевки.
Заправка с огороженной стоянкой для авто, а на втором этаже несколько номеров по две кровати. Взяли один номер за 600 руб. и 50 руб. за машину. Номер вполне себе ничего, общий душ и туалет, чистенько, свежее белье. После долгого дня помылись, поели и упали спать.
Встали утром около 04:30, чтобы по-быстрому проскочить по трассе пока фуры спят. Этот день планируем маршрут Курган — Челябинска — Уфа — Самара, ну это идеальный вариант. Выехали. Дорога почти пустая, быстро долетели до Челябинска, прошли его по объездной по навигатору и двинули в сторону Башкирии через величественные Уральские горы.
Торговые места по Уральским горам.
Дорога через Урал в целом понравилась, качество покрытия отличное почти везде, иногда, где не было фур, шли 110 км/час. Уральские горы прошли быстро, как-то особо не напрягаясь, смотря по сторонам (красота!). Как все пишут, — и мы были не исключением — пробка через мост на реке Сим.
Ждем проезд через мост р. Сим.
Простояли не долго около 30 минут, проехали мост и вперед в сторону Башкирии. Много читал про злостных местных гаишников, засады, несоответствие разметки и знаков, поэтому морально был к этому готов.
Сплошная линия! Наконец-то проехали мост.
Дороги, я вам скажу, в республике Башкортостан отличные, за исключением небольших участков. Что поразило, так это чистота не только самих дорог, но и обочины, газонов вдоль дорог и вообще везде, где доставал взгляд. Такое впечатление, что никто не бросает окурки, бумажки, бутылки и т.д. Газоны вдоль дорог засеяны какой-то культурой и подстрижены лучше, чем у меня на даче. Вот это хозяйская рука, обидно за наш город, разбазаривание средств и что никому ничего не нужно, ну да ладно, отвлекся.
Скоростной режим соблюдаем, не лезем на обгон где ни попадя, так как ни с того ни с сего может появиться сплошная, причем знаков о запрете обгона иногда нет, ну а когда идешь за фурой, то сложно видеть дорогу впереди. Блюстителей порядка здесь много, в основном стерегут сплошную, ну это понятно, и превышение скорости. В общем мы решили проехать потихому не превышая и не обгоняя и эта тактика оказалась вполне приемлема (кстати обратно мы уже шли намного быстрее).
На ночевку остановились в живописном месте в лесочке не доезжая Самары километров 100. Деревянные домики, душ, кафе, все отлично!
Домик с двумя кроватями — 750 руб. Помылись, перекусили, жена и дочь пошли спать, а я тем временем поменял моторное масло (здесь была эстакада для ремонта машин). Утром встали, как обычно, пораньше (естественно, я всех поднял) в 4:00, перекусили в местном кафе (блинчики, чай — все вкусно) и двинули дальше.
Наш план на третий день: Самара — Пенза — Тамбов — Липецк — Покровское. Подъехали к Самаре, далее Жигулевск мост через Волгу (решили остановиться на Волге на обратном пути и поехали дальше).
Ну теперь об одном неприятном моменте за сегодняшний день. После г. Пензы идет стройка дороги. Дорога без разметки, визуально полосы четыре. Стоит знак «40 км/час». Много фур, пылища, в общем, не в кайф. Я сижу на месте штурмана, жена за рулем. Тут нам показалось, что проехали поворот (навигатор на развязках иногда не успевает перестроиться и начинает обновлять маршрут), я открыл бумажный атлас, отвлекся от дороги и смотрю, где мы едем. Естественно, знак «обгон запрещен» я не увидел, и жена из-за пыли, наверное, тоже упустила этот момент, в общем, обгоняет фуру, я тем временем перевожу взгляд на дорогу и вижу — стоит машина ДПС и в нашу сторону уже идет один красавец. Ну, говорю жене, сейчас нас остановят, так и вышло. Я сижу в машине, жена вышла пообщаться. Смотрю они пошли в машину (там, кстати, еще трое сидят). Тут Алина приходит, говорит, что права у меня забирают или бабки 1 500 руб. Сразу скажу всем, изучайте правила дорожного движения — это может пригодиться в общении с ГАИ (это мы уже потом долго в машине, пока ехали, читали правила, штрафы, статьи — приобрели книжку). Ну а пока я вышел и пошел к машине ГАИ, подхожу, там сидят, ну как, прям, в анекдоте, отъевшиеся «лица» и нагло смотрят. Я им кидаю в салон 1 000 руб., они мне отдают права и говорят: «Сразу бы так». Потом мы, почитав, поняли, что народ здесь разводят на лоха за встречку (разметки нет, визуально четыре полосы), штраф 100 руб. за несоблюдение требований знака. Ну да хрен с ними. И эти 40 км/час тянуться очень долго, а дорога отличная, вот и решай сам, как ехать.
В часов 23:00 мы остановились, не доезжая Покровского километров 150, в ночлежке, я бы и так сказал, но было уже темно, устали и неизвестно, где еще будут гостинцы. Стоянка для машин, комната с большой кроватью за 400 руб. Сразу скажу, спали одетыми, поверх кровати свое покрывало постелили, короче, мягко говоря, не понравилось. Утром выехали рано, наша цель — граница и г. Киев, там мы решили переночевать в гостинице и утром погулять по достопримечательным местам. Мы ведь не только к морю рвемся, но и хотим посмотреть красивые города и места, когда еще раз тут будем. Проехали Тамбов, Орел, Брянск — на въезде почтили память войнам-автомобилистам (место впечатляющее), пообедали в кафе и двинули в сторону границы, по дороге помыв машину.
Некоторые фото.
Границу Россия — Украина решили проходить, как многие и советовали (отзывы), через КПП «Дружба народов», или, как еще ее называют, «Три сестры». Просто в данном месте сходятся границы России, Украины и Белоруссии. Сразу был настроен на долгое прохождение границы, нудные заполнения деклараций (так как на машине ни разу не пересекал КПП, то не знал, что это и как заполнять), хотя прочитал много интересного и полезного в форумах (спасибо всем).
В общем, подъехали мы к границе, впереди несколько машин и все куда-то бегают. Страховку (грин-карту) я приобрел у себя дома, поэтому от предложения местных страховщиков вежливо отказался. Взял декларацию, заполнил, как посчитал правильным, подхожу к пограничнику, тот мне указал на мои ошибки. Переписал на этот раз правильно, один человек поинтересовался, что везем, глянул в машину и все, мы въехали в таможенную зону. Там еще что-то занесли в компьютер, еще раз глянули машину и все, до свидания, Россия.
Въехали на нейтральную территорию, там развилка на Украину и Белоруссию (мы еще с женой пошутили «не махнуть ли нам через Белоруссию») и подъехали к КПП Украины. Идентичные действия (заполнение декларации, быстрый осмотр и приятный разговор с погранцом (любят они поболтать: куда, зачем, что за машинка такая и т.д.) и вот, здравствуй, украинская земля! Рядом с таможней поменяли 1 000 руб. на гривны (курс вполне приличный, как потом выяснилось), поели и двинули навстречу новым приключениям.
На улице жара, градусов 40, кондиционер не помогает. Едем в сторону Чернигова. По дороге украинские села, деревни, мелкие населенные пункты (на столбах гнезда аистов — супер!). Чернигов очень красивый город, мы его на обратном пути побольше посмотрели.
Едем к Киеву, дорога отличная (впрочем, на Украине везде дороги хорошие). В Киев въехали часа в 22:00 уже вечерело, нам хотелось остановиться и уже определиться с ночевкой. Движение по городу просто бешеное, все несутся под 80-90 км/час в несколько полос, это хорошо, если знаешь, куда ехать и где перестроиться заранее. Набираю в навигаторе ближайшие гостиницы (кстати, украинскую карту я скачал бесплатную — отличная карта, хоть и названия по-хохляцки набирать приходится, ну ничего, быстро привыкли). Проехали несколько вариантов, вымотались, ничего не нашли (один притон какой-то, другая для интуристов, не подходит к нашему бюджету).
Третий вариант оказался вполне приличным за 1 300 руб. трехместный номер с кухней ванной и т.д. Интересно, у них небольшие гостиницы располагаются на средних этажах обычных жилых домов, то есть обычный подъезд и небольшая табличка, поднимаешься на лифту и выходишь в гостиницу, прикольно. Спасибо местным жителям (кстати, очень приветливы и доброжелательны), чуть ли не за руку нам показали, где стоянка для машин, где же все-таки эта гостиница, а то бы мы полночи искали ее во дворах. Кинули вещи в номер, зашли в супермаркет, купили немного перекусить, разменяли рубли и назад. После такой долгой дороги литр местного пива «Оболонь» (0,5 литра 15 руб.!) я выпил залпом, и оно мне показалось просто райским нектаром (пиво на Украине — это что-то). Помылись и легли спать.
Утром проснулись по привычке часов в пять по-местному (разница с нами в 4 часа), взяли машину со стоянки (за сутки отдал 40 руб.!) и поехали к Киево-Печерской лавре и Крещатику.
Город очень понравился, много новых памятников, парков, все чисто и красиво!
Итак, мы выезжаем из Киева и направляемся в сторону Одессы, а точнее район Одессы (немного не доезжая), там у бабушки дача на берегу лимана, и она нас там ждет (лиман — это залив, питающий море, почти пресный).
Трасса Киев — Одесса Е-95, что-то напоминает, не правда ли! Трасса супер, разрешенная скорость 110. Ближе к вечеру мы были на месте. Кинули вещи и купаться.
Позже немного помогли бабушке по хозяйству и огороду. И утром следующего дня мы все вместе выдвинулись к Одессе.
Вот он первый день на МОРЕ!
Кстати, сняли на двадцать дней комнату в частном доме прямо на берегу моря (пешком пять минут спуститься). В комнате три кровати, хороший ремонт. Кухня и туалет с душевой общие. Стоимость в сутки на троих договорились 180 гривен или 720 рублей + 10 гривен за стоянку машины (курс 4 рубля за гривну).
Вот наш дворик. Комната на втором этаже.
Погода отличная, жара, море теплое!
Фруктов и рыбы наелись вдоволь. Вообще на Украине продукты это что-то. Все свежее, выбор огромный.
Далее примечательные моменты нашего отдыха.
Тунец. Очень вкусная рыба.
Кстати, эти мидии наловили с женой на волнорезе. Сделали отличный плов по местному рецепту.
Съездили в г. Шабо знаменитый своими винами. Это примерно километров 70 от Одессы. Вина и коньяки поставляются на экспорт. Естественно, прикупили домой.
Далее проехали в г. Белгород-Днестровский, еще километров 50. Нам посоветовали посмотреть древнюю турецкую крепость. Кстати, именно здесь снимали фильм «Д’Артаньян и три мушкетера».
Отдохнули мы просто замечательно, охота, конечно еще, но время идет, отпуск проходит, надо и домой собираться. До Новокузнецка решили ехать по уже проверенному маршруту. Дорога назад заняла чуть больше времени. Потому что заезжали в некоторые города, смотрели достопримечательности.
Чернигов. Красивый город. Много исторических мест и памятников культуры.
По пути искупались в Десне. Небольшая река, вода мутноватая, все дно устелено ракушками и мидиями.
Ну, а это уже Россия. Остановились искупаться. Река Дон. Освежились отлично!
Ну и, конечно, как и планировали, специально заехали и нашли место, чтобы искупаться и сфотографироваться на берегу р. Волги. Размеры и величественность реки впечатляют. На берег в районе г. Жигулевска заехали утром около 7:00 по местному. Вода освежающая, течение сильное. Весь берег завален останками рыбы.
Ну а дальше по проверенному маршруту домой.
Ночевали пару раз в палатке. Сложно найти место по дороге для такой ночевки.
В целом поездка получилась отличная, отдохнули замечательно! Посмотрели не только Россию, но и большую часть Украины, так сказать, глазами автолюбителя. Ни капли не пожалели, что все-таки решились на такой путь.
Итак маршрут: Новокузнецк — Новосибирск — Омск — Ишим — Ялуторовск — Курган — Челябинск — Сим — Уфа — Самара — Пенза — Тамбов — Липецк — Орел — Брянск — Почеп — Чуровичи (граница) — Чернигов — Киев — Одесса. Обратный путь аналогичный. Время в пути туда-обратно: около восьми дней. Там мы отдыхали 19 дней.
Краткий отчет по расходам:
Пройдено около 10 000 км.
Средний расход по трассе — 8,7 л. Город — 13 л.
Если кому-то интересны более детальные цифры, то пишите, обязательно отвечу.
Наверное, это заразно, но отдохнув и отоспавшись, уже опять тянет в дорогу, но не «общественным» транспортом, а на нашей «ласточке». Ну а пока планируем, куда же рвануть в следующем году.
Спасибо, что дочитали до конца. Всем удачи на дороге!