Поездка на соленые озера Прибалхашья и озеро Балхаш

26.06.2014 | 23654 просмотра

Подробный маршрут тут описывать не буду. Егеря местные боятся, что озера заполонят туристы и устроят из них помойку. И просили не рассказывать, где они точно находятся.

Карта маршрута — прочертил до Балхаша, общая длина пути 1030 км. Из них 60 км по бездорожью.

Мы сами про них услышали совершенно случайно, через одного-другого-третьего. И сразу загорелись на них поехать. Находятся они в 435 км от Алматы, затерянные в песках Прибалхашья!

На выезде с Алматы сфотались с маками.

Выехали из дома в пятницу утром. На капчагайской плотине остановил гаишник, проверил все, что можно проверить. Попросил багажник открыть, спрашивал про оружие, а потом докопался, что я пил. Ну, стандартная процедура. С трудом объяснил ему, что я водку ни-ни и, если что, поехали на освидетельствование. Он поломался и, увидев машину, едующую без фар, отпустил, лучше синица в руках, чем журавель в небе.

Предстояла тяжелая дорога до Талдыкоргана. Тяжелая тем, что её строят и на многие километры снят асфальт, и почти 80% пути идет по одной полосе в каждую сторону. Вымучивали её почти 4 часа. Хорошо, выехали в рабочий день, в выходной машин в разы больше. С ГАИ больше проблемы не было, хотя после перевала машин полиции штук 5 насчитал.

Были две дозаправки в на выезде с Алматы, в Сарыозеке и полный бак на китайской АЗС в Талдыкоргане. После заправки заехали в гипермаркет крупного торгового центра, закупились молочкой для ребенка и всё, выехали безостановочным маршрутом к цели поездки.

Поселок Матай. Знаменит как ж.д. станция и, самое главное, здесь в 1942 году, будучи на отдыхе по ранению,
спроектировал свой первый прототип автомата Михаил Калашников.

Далее свернули. Ещё N-е количество километров по асфальту и всё, сворачиваем в пустыню! Вот тут началось испытание для автомобиля. Направление шло через барханы, кусты молодого саксаула. Ехал по чьим-то свежим следам на песке. Уверяя себя, что едем в верном направлении. Сзади супруга и дочка уже умаялись, дочка капризничала от постоянной тряски, подпрыгивания на барханах. Несколько раз были такие крены, когда приходилось брать с разгона, что я сам малость переочковал, дабы уши не словить. И вот через минут 50 я увидел… нет, не конечную точку, а застрявшую на гребне бархана Ниву. Один за рулем, второй пытался вытолкать. Подсобил, мы сразу одним махом сняли машину с гребня, и он разгоном взял подъем! У меня на нем вообще проблемы не было. Дальше Нива закипела и пропустила меня вперед.

Почти все 27 км пути такая дорога.

И ещё 25 минут тяжелейшей дороги с мини-застреваниями, но благодаря блокировкам мостов я даже с машины не выходил, выбирался как по маслу. И вот наконец долгожданный шлагбаум посреди песков — мы почти на месте.

Домик егерей в пустыне. Сорри, все телефоны затер — рекламы чтоб не было.

Егеря записали наши номера авто, сказали про костры и чтоб сильно не мусорили. На мой вопрос, почему ж такая дорога тяжелая, ответили, что не сезон ещё, машин ещё нету, и барханы быстро заметаются песками. Летом тут чуть-чуть проще проехать, но все равно на паркетнике можно коробку сжечь, желательно внедорожник полноценный. От шлагбаума ещё километра 2-3 и встали на самом большом из соленых озер.

Это пресное озеро.

Пресное озеро.

Тут мы купались, смывая соль — пресное

Соседнее соленое озеро.

Другое соленое озеро. По дороге их десятки встречаются.

Берег весь в белой пыли. Отложение солевое. Само озеро диаметром где-то метров 400 и вода — ну очень соленая. Никак на Тузколе, конечно, но всё же. Через метров 700 по дороге есть пресное озеро. Более теплое и гораздо больше размерами. Там можно смыть соли с себя после соленых.

Местные жители.

Велосипед стоит в соли на берегу.

Вообще, озера очень необычные. Знают о них все местные и многие с Талдыкоргана, они от него всего в 170 км. Но из-за труднодоступности проезда туда ездят немногие. Необычны они тем, что здесь вместе собраны и соленые и пресные озера. Плюс тут есть озеро с горячим сероводородным источником на дне, но мы его не нашли, увы. Какое из них оно, так и не поняли без проводника.

Наше озерцо (соленое).

Оно же.

Место нашей ночевки. Тут провели 2 ночи.

На озерах долгие годы жила и лечила людей женщина, целительница. Она сама исцелилась от всех недугов здесь и людям помогала. Они тут жили долгое время до полного излечения. Здесь же она и похоронена, на горе меж трех озер стоит маленький мемориал, установленный уже недавно одним из акимов областных.

Перед отъездом поставил фонарь сзади — очень помог, потому как луна выходила уже за полночь и тьма кромешная была.

Закат.

Вечером ставили палатку и готовили ужин, не до купаний было. Утром готовили завтрак и тусили с дочей. Тогда же утром и уехала Нива, мужики переночевали одну ночку и домой. Через полчаса прилетел частный вертолет, владельцев охотугодий, облетел очень низко машину, убедился, что мы не охотники и улетел (как оказалось, егерей они забрали с собой). Всё, в округе на 45 километров ни души — только пески!

Жене очень понравилось, супругу Женя зовут. Можно прям на воде лежать — на соленой.

Дочка заснула, и мы решили искупаться в соленом озере. Вода ещё прохладная, несмотря на то, что снаружи жара. Но как шикарно в ней! Концентрация соли настолько велика, что можно лежать на спине, и вода сама выталкивает. Ощущения шикарные. Накупавшись, взяли дочку и пошли на пресное озеро, километр по песку дался очень непросто. В нем вода теплее и реально оно совершенно пресное! Зашли поплавали, по очереди держа дочку, смыли соль. И вернулись снова на соленое — там шикарная песочница нашлась ребенку.

Песочница класс.

Дорога между озерами, наши вчерашние следы и утренней Нивы.

Дорога между озерами, тут уже все ветер закатал.

Вечером готовили, как всегда, макароны по-флотски, сразу на утро, потому как выехать надо было в 9-10 утра железно. В планах был ещё заезд на озеро Балхаш и дорога назад по барханам.

Ужин, рация почти все время молчала, даже канал дальнобойщиков молчал. Трасса очень далеко.

Пустыня встречается со степью — по дороге в Лепсы.

На Балхаш ехали через Лепсы. В магазине, где покупали молочку и всякие вкусности, нам сильно удивились и сказали, что сейчас не сезон же. Оказалось, правда не сезон. Дул ветер холодный, и вода соответствовала ветру.

Балхаш в мае.

Балхаш.

Но я осилил и залез искупаться. Заходить тяжело, но в воде достаточно тепло. В общем, искупался я один, минут 20 плескался, съели остатки утренней еды и оливье и двинули домой!

На обратной дороге воду выпили, и я смог всё засунуть в багажник внутри.

Кошке очень в песке нравилось — аж заснула в нем.

По АЗС вышло так: в Талдыкоргане 2 раза залился, в Сарыозеке и на выезде с Алматы. Плюс в пустыне осушил 20-литровую запасную канистру. В Лепсах бензин сильно бодяжный — сам проверял несколько лет назад! Потому старался заливаться в городе, ехал в прямом смысле на последних каплях. На бензин ушло 105$ на 1030 км дороги. Учитывая, что вес гружёной машины был около 2500 кг, а мотор старенький, слабенький и прожорливый, ещё и коробка 4-х ступка — считаю, терпимо!

Сейчас озера популярны летом, даже, говорят, россияне приезжают лечиться на неделю или дольше. Пугает всех только сложная дорога и жара. Все-таки вокруг на сотни километров палящая жара и пустыня! При полностью нулевом сервисе. Говорят, озера высыхали в ноль, но потом из них сделали частные охотоугодья, и воду снова повернули на озера. Но при нас за ночь вода в озере отступила на 2 метра и неизвестно, сколько они ещё так проживут, может, на следующий год их уже не будет.

Прочитал с удовольствием! Спасибо.
Subaru OUTBACK, 2003 ПР, 24 регион
Mitsubishi Delica D:5, 2010 ПР, 50 регион

Хорошо, легко написано. много фоток. спасибо.

про котэ улыбнуло - бугогого. сам бы так спал :))))))

Ну, Вы блин даёте! Экстремалы однако! В песках ведь можно и зарыться прилично. Хорошо конечно, что этого не произошло. С ребёнком, по пескам на большое расстояние от цивилизации, да ещё в одну машину! Рискованно! Экстремалы Вы романтики! Молодцы, что ещё сказать!

AlexanderVV:
Меня часто осуждают что я езжу одной машиной с семьей в такую глушь. До ближайшего поселка пешком по песку где то часов 10 топать. Навигатор есть - куда идти известно.
Сам я к поездкам готовлюсь тщательно. Машина проверяется перед выездом на подъемнике, воды беру столько что литров 20 всегда назад привозим. Еда тоже с запасом на неделю. Сиби радиостанцию на край военные услышат, она всегда со мной. Просто так вышло что не сезон оказался в неделю штук 5 машин приезжает туда. В середине Июня там людей намного больше - даже паркетники через пеньколоду проезжают как-то.
Ну и для информации пустыня Сарыесик-Атырау размером где то с Англию. Но живет там тысяч 15 человек в нескольких поселках. А нужны ли люди нам там? Мне их и на работе в офисе хватает - насмотрелся. Побыть одними - бесценно!

Кошка даже не убежала , интересно прям!)))

BOSS2004:
про котэ улыбнуло - бугогого. сам бы так спал :))))))
Натка55:
Кошка даже не убежала , интересно прям!)))
Кошка уже 3 года с нами во всех поездках. Даже с одной ночевой берем её. Никуда она не убежит :)

Амурская об.
Интересно.

BOSS2004:
Хорошо, легко написано. много фоток. спасибо.
Фоток можно было и больше сделать. Дорогу, улицы Талдыкоргана, супермаркет в Талдыке где закупались и т.п., так многие делают. Но это же не цель поездки :) Нада самое важное запечатлить.

Вопрос )? В июле с Семея до Алаколя в среднем по дороге какая примерно температура?и на самом озере?

chagan8294:
Жарко на озере летом. Но вода почти всегда холодная как на Иссык Куле. Сгореть в легкую можно даже при пасмурной погоде. Бывают штормы.
По дороге не знаю, я в Семее не был.

LexxeHoK:
По дороге не знаю, я в Семее не был.
Ну вот расстроили),думал будет вода парное молоко),накупаемся,а по вашему описанию приедем на Байкал)

chagan8294:
Нет на Байкале куда холоднее)) На Алаколе летом +21 + 23 градуса температура воды, а на Байкале +9 +15. Разница большая!! Как на Иссык Куле температура воды. А это самое популярное озеро для туристов во всей средней Азии! Мы туда приехали после Балхаша - где летом как молоко вода и она нам показалась холодной! Вот наш отчет 2011 года о поездке Балхаш-Алаколь https://travel.drom.ru/17280/ - люди теже, машина таже )

На Алаколь мы планируем в июле поехать. Дня на 3-4. В две машины - ну или как всегда в одиночку. Через горы со спуском в поселок Коктума как и в отчете 2011 года.

Гелик само-то для подобных путешествий. Молодцы!!!

LexxeHoK:
примерно по числам ориентировались?

chagan8294:
примерно по числам ориентировались?
Середина Июля. Я за неделю определюсь и отпуск выпишу себе :)

AlexanderVV:
Как показывает статистика, передвигаться по городу на порядок опаснее)

Со статистикой согласен. Но в городе, случись что, Вам помощь окажут гораздо быстрее. Даже среди прохожих может оказаться медик, либо подготовленный человек, который не растеряется.

AlexanderVV:
В позапрошлые выходные ездили оффроуд маршрутом по горами на 3 дня. Людей нету - ночевали на роднике на высоте 2700 метров. В воскресенье спустились в Тургенское ущелье (где водопады) так там людей как на базаре яблоку упасть негде. Полгорода на Капчагае вторая половина тут едят шашлык и мусорят. Потому что асфальт новый-хорший заниженная приора даже подымется.
В общем в цивилизации не всегда много хорошего, есть те кто к ней спускаются с гор раз в месяц-три.

Павлодар
Интересная поездка. Соленые озера это здорово. Купание можно сравнить с выходом в невесомость. Положишь что нибудь плавучее под голову и ты в нирване )).
Мусор там где нормальные дороги это беда. Иногда едешь в дальней дороге, смотришь съезд в лесок. Думаешь отдохнут тут. И попадаешь на свалку. Да на такую что городская свалка позавидует. Отдохнул блин. ))))

Allexey76kz:
И там мусор был - правда не много. мы походили по берегу бутылки пустые пособирали. На все, на что пакетов хватило мы увезли с собой. Негоже такое чистое место засирать!

Караганда
отличная поездка, в 2009 тем путем и с Актогая на Балхаше в Актогай в Карагандинской области ехали... незабываемые приключения были.
Надо быть, а не казаться...

Subaru Forester t/tb 1997
Subaru Forester 2.5XS 2003
Who is next?

Кратенько,но интересно.И фото хорошие!))

класс

Как в сказке- поди туда, сам не скажу куда, а коли найдёшь куда так его там уже не будет.... Не много ли тайн?

С хорошими людьми мне не жалко поделиться маршрутом. Это тайна только для любителей приехать на природу чтоб её за***** и домой свалить - увы таких большинство.

LexxeHoK:
Вы знаете, у нас такая же беда- популярные близлежащие бесплатные места отдыха на озёрах сплошь завалены мусором, приходится уезжать в более отдалённые места вёрст за 400-500 (тоже предпочитаем малолюдье),но и там не обходится без сбора чужого мусора, правда в меньших количествах. Сделал парадоксальные выводы: местные мусорят не меньше и им даже не приходит в голову увезти мусор с собой -ведь они же дома...Грустно.

Местные мусорят не меньше, а больше.

Молодцы! Котэ - улыбнуло!!!!

Зачёт, мужчина! Отлично сьездили ))) про котэ в песке вообще улыбнуло. Сам держу кошку, и всегда ломаю голову, а с кем же её оставить, если что. А тут вот оно что))) молодцы!

Отличный семейный отдых.

popakalipsis:
Местные мусорят не меньше, а больше.
Мы раньше каждый год ездили на майские праздники на Или, участвовали там в ежегодной очистки берега от мусора. Идет толпа человек 100 с мешками и едет грузовик с мусором. Такие акции бы по чаще проводить - не каждый может чужой мусор с мест отдыха увозить а отдельные свиньй даже свой не асиливают забрать.
Недавно ночевали в долине чуть ниже телескопа Асы-Тургень, там народ кучу мешков мусора в елках побросал, на нескольких машинах приезжали - на делики, патрули чето ещё штук 6-8 авто. Таких вообще дальше ВОАД выпускать нельзя!!! И как после такого про хорошие места рассказывать?

ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО ЧИТАТЬ

Классно скатались.
Про мусор - даже и не знаю что сказать, а тем более что делать. Если дальше так пойдет - скоро вообще мест красивых и чистых не останется. Все загадят. И гадят в основном местные, вот загадка природы.
Было у меня раньше любимое место. Чудо, а не место, кРРРасота! Раньше брал с собой лопату, грабли, пакеты и увозил полную машину ЧУЖОГО мусора. А потом бросил туда ездить - невозможно все время убирать за свиньями. Но горький осадок остался.
Большое спасибо Вам за отчет. Жалко, уж больно далеко, не добраться...
Но очень познавательно и фото хорошие.
Здоровья и удачи на дорогах!
Мой отзыв: Subaru Outback 2018

Subarict:
Большое спасибо Вам за отчет. Жалко, уж больно далеко, не добраться...
Но очень познавательно и фото хорошие.
Здоровья и удачи на дорогах!
Спасибо за теплые слова! Будем верить что скоро будут перемены в лучшую сторону и люди станут ответственнее!

Энгельс
Спасибо за отчёт! Интересно!