|
На самом деле история этого путешествия началась еще летом 2009 года, когда наши пути пересеклись на благословенном южном берегу Телецкого озера. Там мы узнали друг друга по тельняшкам :).
И вот начало июня 2011 года, близятся долгожданные выходные, аж целых три штуки, благодаря Дню независимости России. Звонок из Барнаула, и мы стали счастливыми обладателями возможности покорить дорогу от Сентелека до Коргона и добраться до республики Алтай кратчайшим путем вместе с ребятами из клуба «Алтай offroad». Кратчайшим в плане километража маршрута :), но об этом позже.
Маршрут: Чарышское—Сентелек—Покровка—Коргон—Усть-Кумир—Усть-Кан—Черный Ануй—Солонешное—Большой и Малый Бащелаки—Чарышское.
Экипаж №1 — автомобиль Nissan Terrano: Дима, Лена, Слава, Лариса.
Экипаж №2 — автомобиль Mitsubishi Montero Sport: Саша, Илона, Миша.
Экипаж №3 — автомобиль Mitsubishi Pajero: Женя, Аня.
Итак, наше путешествие началось в пятницу 20 июня. Лихорадочные сборы после работы и вот наша Mitsubishi Lancer Cedia мчит нас из Рубцовска в Чарышское, а точнее в Красный Партизан, на заимку, где мы встречаемся с экипажами, которые так же в пятницу вечером стартанули из Барнаула.
Дорогу от Рубцовска до Чарышского описывать не буду, скажу только, что «благодаря» крупной щебенке, которая началась сразу, как мы свернули на Маралиху, мы порезали заднее левое колесо.
В Красный Партизан мы приехали около 11 часов вечера. Немного посидели в беседке за рюмкой чая :), обсудили наш маршрут и разбрелись по комнатам. Завтра предстоял тяжелый день и нужно было выспаться.
Утром мы быстренько сварганили завтрак, покушали и в полной боевой готовности расселись по машинам. Мы со Славой оставили свою многострадальную «Мицубисю» отдыхать на заимке и поехали вместе с Димой и Леной на «Террано».
Помимо вышеуказанных трех экипажей поехали еще две машины: Lexus RX-330 и Nissan Quashkai. Они благоразумно, как позже выяснилось, поехали другой дорогой, через Бащелаки и Солонешное. Мы договорились встретиться вечером в Усть-Кумире. Уже по приезду мы поняли свою ошибку, не договорившись о конкретном месте встречи.
Итак, поехали!
Дорога до Покровки была просто сказкой, во всех смыслах этого слова. Грунтовая дорога, проезжая по которая Слава сказал «Здесь я бы на «Ланцере» влегкую!» В этом никто не сомневался, помятуя о поездке на ЮБТО :), сказочная природа, отличная погода. Едем, шутим, фотографируем.
Только Дима напряженно вглядывается в дорогу, молчит, ведет «Террано». Только ему одному известно, что ждет нас впереди :).
Доехали до Сентелека, решили купить что-нибудь на перекус и попить. В магазинах есть все. Все, кроме хлеба, так что дальше перебиваемся сушками-баранками-пивом:).
Доезжаем до дерева, у которого, как сказал Дима, фотографируются все, кто едет на Коргон. Ну, все, так и нам надо. Остановились, размялись, сфоткались.
Наверное, рай выглядит именно так…
Машины начинают немного греться. Останавливаемся, проветриваемся, охлаждаемся.
Едем до реки Малая Татарка, тоже ничего сложного, дорога вполне проходимая, в хорошую погоду даже для пузотерок.
Останавливаемся, охлаждаем в воде ноги и головы, фоткаемся и едем дальше.
Путь до Большой Татарки становится интереснее — натыкаемся на первое препятствие, зачем-то кем-то вырытый ров, наполненный водой.
Дима на «Террано» пролетает ров без проблем, а вот идущие следом Женя и Саша садятся (позже эта фраза станет ключевой :).
«Террано» вытаскивает их один за другим. Едем вдоль маральника, кругом море цветов, птички щебечут, красота…
Подъезжам к «окопам». Кто-то резвился, предположительно на оооочень большом тракторе :). Аккуратно проезжаем искусственные препятствия (они обозначены на карте восклицательными знаками «2» и «3»).
Долго ли, коротко ли, доехали до реки Большая Татарка. Перед бродом устроили санитарный осмотр друг друга на предмет клещей. И не зря… Клещей там туева куча, разных размеров и мастей. Скажу сразу, «Рефтамид-антиклещ» и осмотр друг друга через каждые два часа сделали свое дело, покусанными мы не оказались до самого конца экспедиции.
Сразу после брода нас встретили... пограничники. Вот тут у нас настроение и приупало (пропусков-то в пограничную зону у нас нет). Ну мы давай плакаться: «У нас же ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ Э К С П Е Д И Ц И Я». Пожалели нас пограничники и пропустили дальше. А напоследок сказали, что сами они в этом году на Коргон ещё не ездили. Мы как-то этому значения не придали, а, как выяснилось, зря...
Саша сел на бревно, пилим.
Крутые подъемы сильно осложняет мокрая земля и скользкая трава. Колеса изо всех сил вгрызаются в грунт, и автомобиль все же карабкается вверх. Медленно, но верно.
Иногда резина не справляется, и тогда на помощь приходит лебедка.
Дорога до Большой Татарки вконец усыпила нашу бдительность, навигатор показывал, что до Коргона «каких-то» 11 км... Ну мы и рванули дальше. Доехав до точки №4, мы сразу поняли, в какой …опе оказались. На участке от точки №4 до точки №5 по протяжённости где-то пара километров мы рубились около 10 часов. Слава, исполнявший роль штурмана сразу для всех трех экипажей, беспрестанно ходил на разведку, все ждали, что он вот-вот скажет: «Дорога нормальная, поехали», но нет… Прибегая с очередной 100, 200, 300 и т.д.-метровки, он сигнализировал: «Там ...опа!».
Слава иногда ехал так :).
А Дима шаманил на крыше своего «Террано» с помощью клубного флага, прося у духов благополучного прохождения и терпения :).
«Террано» с самого начала экспедиции шел первым, преодолевая все возможные броды-чачу-камни. Но, не успевая оторваться от остальных двух авто, рация сигнализировала: «Саша сел». Приходилось возвращаться обратно и вытаскивать «Монтеро», а заодно и «Паджеро». Через какое-то время «Саша сел» стало именем нарицательным и, услышав шелестение готовой к связи рации, мы уже ждали этой фразы :).
Постепенно наши кони приобрели , как и положено, настоящую боевую раскраску.
Возле точки №5 мы были около 9 часов вечера... Смеркалось... Дождилось... Грозилось...
На клещей уже все забили, т.к. всех волновало одно обстоятельство: «Мы доедем или как?». Дальше дорога пошла немного легче, но вот камни, спрятанные в траве, напоследок «жизнь» нам попортили.
В общем около полуночи выехали наконец к Коргону. Боже мой, как же все были рады увидеть свет в крайних домах — это как «свет в конце туннеля». Дальше двинулись до Усть-Кумира. Ведь нас там ждали еще два наших экипажа…
На радостях мы и не подумали, что за окном уже темно, конкретное место встречи не оговорено. Эта мысль посетила всех одновременно, как только мы проехали деревню и остановились на мосту. Постояв-подумав, мы отправились на ночевку в местечко «Стоянка на Кумире». Это небольшая базенка приютила нас, уставших и голодных, посреди ночи и дала нам кров в виде мест под палатки и (о, духи, спасибо вам! Не зря Дима шаманил :)) горячей баньки, которая спасла нас от усталости, а некоторых членов экипажа, от простуды.
Утром позавтракали и поехали на поиски «Кашкая» с «Лексусом». Не зря говорят «утро вечера мудренее», друг друга нашли без проблем, ребята встали на ночлег по другую сторону дороги (мы свернули вправо, а они налево).
Далее наш путь продолжился вместе, и мы решили встать на ночевку на реке Каракол. Быстренько разбили лагерь, сварганили ужин, а вот и победные сто грамм :).
Вечер провели у костра, обсуждая экспедицию и строя планы на будущее.
Закат расплескал мягкие краски вокруг нас, о чем-то своем, вечном шептала река…
Туман медленно опускался долину реки Каракол…
А потом прилетела Мэри Поппинс :).
Утром, собрав вещи, мы разделились. Мы на «Террано» поехали через Солонешное и Бащелаки в Чарышское, а остальные двинулись в Денисовы пещеры.
Итог поездки.
Пробег:
Первый день: Барнаул—Алейск—Усть-Калманка—Чарышское—Красный Партизан — 300 км.
Второй день: Красный Партизан—Сентелек—Покровка—Коргон—Усть-Кумир — 98 км.
Третий день: Усть-Кумир—Усть-Кан—Чёрный Ануй—р.Каракол — 112 км.
Четвертый день: р. Каракол—Чёрный Ануй—Солонешное—Большой Бащелак—Малый Бащелак—Чарышское—Красный Партизан — 140 км.
Пятый день: Красный Партизан—Чарышское—Усть-Калманка—Алейск—Барнаул — 300.
Итого: 950 км.
Из них 900 км — это асфальт или щебень.
Расход топлива:
Средний расход 16-18 л.
Из них 50 км полной …опы. :). Расход 1 л — 1 км. :) А если серьёзно, то 20 -25 л.
Резюмируя, хотелось бы сказать следующее: в дождливую погоду без агрессивной резины типа Симексов и лебёдки там вообще делать нечего (Симексы рулят:))!
Проезжая маршрутом Сентелек—Коргон, не раз вспоминалась поговорка, что короткая дорога не всегда быстрая :).
И еще: не держите еду в одной машине, особенно, если она едет отдельным маршрутом:). А так же, не держите горячительное в другой машине, особенно, если в ней нет еды :).
Отдельная благодарность в составлении маршрута WildDim.
Ещё в далёком 2009 г. его рассказы: http://www.wilddim.ru/report_sentelek.shtml http://www.wilddim.ru/report_sentelek2.shtml нас сподвигли на прохождение этого же маршрута.
Также отдельная благодарность Седых Владимиру, координатору проектов клуба «Алтай Offroad» за мощную информационную и идейную поддержку.
Не успев закончить один маршрут, уже начали помышлять о другом….
Республика Алтай—Хакасия—Тыва…
To be continued… :)