По горам Боснии на детище французского автопрома в июне 2011, или Двадцать два перехода через всяческие границы за три дня

13.07.2011 | 20247 просмотров

Будапешт—Печ—Банья Лука—Доньи Вакуф—Бугойно—Ливно—Макарска—Дубровник—Требинье—парк Сутьеска—Српска Фоча—мимо Сараево—Кладань—Жупанья—Доньи Михольяч—Печ—Домбовар—Будапешт.

Предыдущие посты:

Глава первая. Как всегда, вступительная

Почему. Как. На чём. Когда. И кто в этом безобразии виноват и что со всем этим делать.

День первый: Лаппеенранта — Петербург. Самолетом в Будапешт. Снова автомобиль — и в Хорватию.

Наверно, всем участникам Drom.ru очень знакомо чувство, когда — вот, достало, всё уже, сил больше нет — и становится предельно ясно, что надо куда-нибудь поехать, хотя бы на пару-тройку дней. И тогда берётся машина и едется куда глаза глядят, с учётом временных и прочих возможностей.

На этот раз возможностей хватило ровно на три дня (день приезда — день отъезда = один день), и после неких раздумий родилась и оформилась в воспалённом мозгу идея — покататься по горам Боснии. Почему: один раз заезжал в Боснию, но чуть-чуть, по краешку, возле северной границы с Хорватией, от Славонски Брода до Банья Луки и обратно в Хорватию. Хорватия мне всегда нравилась, а вот с Боснией были непонятки. Ну и захотелось проверить, как там что и почему.

Уже традиционно брошенный по друзьям клич поддержки опять не нашёл ввиду крайне малого остававшегося (одна неделя) времени, так что снова поехал один. Вообще-то я давно понял, что самый верный способ вообще никуда не поехать — это собрать друзей и спросить, кто, когда и куда хотел бы поехать. Сами понимаете, картина маслом — и все остались в Питере... Их и в баню не всегда соберёшь, а тут... Посему у меня правило: сначала я определяюсь, когда, как и куда еду я (внутренне уже будучи готовым к путешествию в одиночку), а затем сообщаю об этом тем, кого был бы рад видеть в этом путешествии. Но поскольку жизнь наша так стремительна, эти мои планы приобретают более-менее чёткие очертания всего лишь за неделю-две до отбытия, и чьи-нибудь шансы присоединиться довольно быстро падают прямо пропорционально остающемуся до отъезда времени.

Так и получилось: отправился один.

Маршрут такой: Сначала самолёт из Питера до Будапешта. Это потому, что есть прямой рейс и в удобное время (13:25 туда, 16:05 обратно). Т.е. время не теряется на какие-то пересадки, а используется по максимуму. Ну ещё я Венгрию люблю. Здорово там. Так что лишние триста вёрст не в лом. Машину напрокат — и вперёд.

Только вот, чтобы попасть в Будапешт, надо было сначала попасть в питерский аэропорт. А я был с семьёй в Финляндии, недалеко от Лаппеенранты. Т.е., чтобы улететь из Питера, в него надо сначала приехать. Это вообще-то не сложно, только встать надо в 6 утра, чтобы с запасом, и на машине, своей пока, ехать. Обычно от трёх с половиной до четырех часов занимает, если ехать в самые ненагруженные часы (250 км плюс граница).

Пишу об этом для отчётности по количеству границ. Утром в воскресенье — это первые два погранперехода. Первый, финский, занимает ровно две минуты, пока неторопливый финский парень внимательно и основательно ставит очередной штамп в измученную штемпельной краской паспортину. Второй российский тандем из пограничницы и таможенника тоже быстр — пять минут на всё про всё. Это они молодцы, просто чемпионы. Я как-то на российско-эстонской границе в Псковской области в сердцах сказал тамошним деятелям, что если бы Выборгский погранотряд работал так же, как Псковский, то очередь на границу с Финляндией начиналась бы на Невском проспекте. Съели, утёршись.

Дом, душ, такси, аэропорт. Снова погранконтроль. Две минуты. Ну, думаю, начало сложилось! Что дальше, интересно, будет? Было две минуты в Будапеште. И всё. Теперь машину напрокат — и в путь.

Маршрут

Об особенностях взятия авто напрокат в Венгрии: для поездки в Хорватию, Боснию, Сербию или Румынию, а также другие, более отдалённые, государства, обязательно нужно письменное разрешение компании на временный вывоз её автомобиля в эти страны и дополнительная страховка. Причём далеко не все компании это разрешают, и далеко не всякие авто. А на выезде/въезде в Венгрию это очень тщательно проверяется. Так что выбор становится очень ограниченным, а цена вопроса растёт. Вывод: тщательно изучайте интернет перед такой поездкой, или летите прямо в Сараево, ежели не убоитесь участи эрцгерцога. Или тамошних пробок.

Вот и у меня выбор оказался небольшим. И пал он на детище французского автопрома, «Рено-Лагуна» из компании «Budget». Сразу скажу, выбор был удачен, и по югославским горам машина скакала как козлик, или, как сказал бы француз, как горная лань.

Шестискоростная ручная коробка, отличная приемистость — хоть и дизель, удобство ручек и всякой лабуды, хорошая обзорность — всё это позволяло ездить как привык (у меня «Шевроле-Тахо»), разве что посадка пониже да движок пожиже. Но никаких серьёзных замечаний. По мелочи — конечно есть, потом напишу.

Вот она, красавица:

В аэропорту Будапешта. Ждёт меня, волнуется наверно.

Горы Боснии.

Один к одному Швейцария — только без суеты.

И совершенно случайно догнали боснийскую сестричку, только другой модификации.

Это уже Далмация. Дорога идёт вдоль моря. Направление — Дубровник.

Ура! Наконец-то проехал Дубровник с его суетой и заночевал в чудном местечке Цавтат. С окнами на море, с парковкой под окном прямо на берегу.

Глава вторая, самим горам предшествующая

День всё ещё первый: Будапешт — Печ — Хорватия, окрестности Вировитицы.

Оформив машину, выезжаю. Отличное шоссе. Через два с чем-то часа и три копчёные сосиски на заправке автобан заканчивается южнее города Печ. Туда мне не надо, а надо на границу с Хорватией в местечке Barsc. Объезжаю Печ с юга.

Приятная незаавтобаненная дорога.

Приятная незаавтобаненная дорога, еду потихоньку, глазею на окрестности сельского вида и приятной наружности. Наслаждаюсь. Ещё около 70 км, и потихоньку подкатываю к пятому за день переходу. Выглядит он так (это снимок с хорватской стороны, оглянувшись, тайком, чтоб не заподозрили и не расшифровали):

Это Венгерская граница со стороны Хорватии.

Ну и продержали же меня здесь! Целых шесть минут держали, цепные псы империализма! Даже багажник заставили открыть, но тем не ограничились и ещё вдобавок аж документы на машину проверили! Единственный раз за всю поездку. Тем самым поставив абсолютный рекорд длительности пограничных проверок. Сатрапы, одно слово.

На хорватской же стороне (и вплоть до возвращения в Венгрию на всех остальных границах) багажник больше нигде не просили открывать. Правда, на всех просили открывать паспорт. Но штамп поставили всего ещё три раза из четырнадцати. На остальных одиннадцати им даже это лень было делать.

Я, честно говоря, думал, что это уже рекорд по скорости пресечения. Как же я ошибался! Всё оказалось ещё впереди…

А это хорватская сторона границы, если ехать в Венгрию.

Граница между Венгрией и Хорватией здесь проходит по реке Драва. Поэтому мост.

Въехали в Хорватию. Милые сельские пейзажи…

Поля…

Мирно пашущий трактор…

Деревни, посёлки…

— Хозяева, дрова нужны? — Нет… — Просыпаются утром, а дрова-то никуда и не делись. Хорватия-с.

Посёлок Шпишич-Буковица, в 10 км к западу от Вировитицы.

Оттуда в горы (да ну, какие там горы, холмы).

А там гостиничка «Моцарт». Очень рекомендую. Прекрасный номер за 65 Евро.

Первая ночёвка.

Глава третья, про Хорватию и Боснию

По Хорватии в Боснию — Боснийские горы — Снова въезд в Хорватию.

Хорватия в её восточной части — это междуречье Савы и Дравы, называется Славония. К северу от Дравы — Венгрия, к югу от Савы — Босния. А между этими реками холмистые живописные гряды: Белогорье, Пожешка, Крндия. Плоские поля сменяются лесами, косогорами, перелесками, везде деревни, люди, ходят, ездят, работают… Всё довольно приятно глазу.

Только тому, кто за рулём надо бдить в оба. Во-первых, пешеходы и велосипедисты есть везде и всюду, много тракторов и другой медленно двигающейся техники. Всех их надо обгонять. Во-вторых, любой дом, сарай, халупа, хозяйственная постройка — все они имеют выезд, конечно же, на шоссе. Посему в любую минуту можно ожидать начинающую выезжать на дорогу морду или задницу какого-нибудь авто или трактора. Это, конечно, в порядке вещей, буром они не прут, выезжают осторожно — но! Представьте, что вы кого-то обгоняете, у шоссе всего две полосы, а на встречку со двора задом вылазит какой-нибудь рыдван и смотрит он, естественно, не в вашу сторону, а в нормальную, т.е. взад по ходу своей полосы. То-то! Кстати, всё это в полной мере относится и к Боснии — только там людей во многие разы меньше, соответственно и деревень, тракторов, велосипедов, и прочая, и прочая.

Здесь выяснилась одно неудобство моего француза. При резком обгоне случается, что акселерация на пониженной передаче идет только до какого-то лимита скорости, а потом машина «встаёт», т.е. перестаёт ускоряться — что крайне неприятно при малых промежутках между встречными, и приходится быстро переключаться на следующую скорость с потерей времени, которое не всегда есть. Сначала было очень неприятно. Но потом я как-то навострился, и это случалось всё реже, а затем совсем сошло на нет, так что этот недостаток можно отнести скорее к отсутствию моего опыта за рулём такой шестискоростной ручной коробки. Хотя вообще-то мне показалось, что шесть скоростей — это уж чересчур.

Водитель! Будь бдителен! Велосипедисты — везде! А также трактора, пешеходы, телеги и прочие «радости водителя».

Междуречье Савы и Дравы называется Славония.

Граница между Хорватией и Боснией проходит по реке Сава. Поэтому ещё один мост.

Северная часть Боснии, полоса, примыкающая к Саве, должна была бы быть тоже довольно приятной — но нет. Отнюдь. Это всё напоминает какой-то один большой базар, где в каждом посёлочке сотни магазинчиков и чего угодно с вывесками, вывесочками, вывесищами… выкладками товаров на полках и ящиках… Так что едешь будто бы через помесь хозяйственного магазина с автомастерской и зеленной лавкой.

К счастью, это скоро заканчивается. Но отсюда вывод: если собираетесь в Боснию, то её северную равнинную часть, шириной эдак в 40-60 км, смело исключайте из списка мест к посещению.

Далее был сюрприз: вокруг города Банья Лука построили объездное шоссе и вместо продирания сквозь получился очень быстрый вокруг, причём с выездом не просто на, а на уже живописную, уже узкую, уже горную, уже дорогу в горы. Чем и воспользовался с удовольствием.

Далее прилагаю просто фотки сотни километров по горам через Яйце и Доньи Вакуф в Бугойно.

Окраины Банья Луки. Город кончился — и слава Богу.

Начинаем подниматься в горы.

А не показалось ли Вам после просмотра даже этой небольшой части фотографий, что Швейцария где-то отдыхает? Покуривая в сторонке? Ну, конечно, не совсем уж так, но пейзажи очень похожи, а людей, машин у цивилизации вообще в разы меньше.

Яйце.

Боснийские сочетания: собор с колокольней будто прямо из Италии (вверху слева), мечеть посередине и где-то здесь же православный храм (на фото не видно).

Вкусно! Взял два ведёрка, потом раздавал по дороге кому не лень: дорожным рабочим, соседям по пробке из-за разминирования, паломникам…

При всей мирности пейзажа не надо забывать о том, что ещё не так давно здесь была реальная война. И очень не советую здесь ходить по кустикам вне тропинок, так как шанс наступить на мину реально существует.

Вот еду по вполне мирной дороге, вдруг утыкаюсь в хвост пробке из полусотни стоящих машин. Поскольку языкового барьера нет вообще и всё можно понять, да и тебя поймут, если по-русски говорить, спрашиваю, а чего это, мол, стоим? И получаю ответ: «Это, — говорят, — разминирование. Ничего, сейчас пропустят и дальше займутся».

В самом деле, через минут пять пропустили. А разминировали как раз кустики прямо возле дороги. На расстоянии от одного метра и далее вглубь. Всё расчерчено, размечено, серьёзные такие ребята, в форме и спецброниках.

Дважды подумаешь, прежде чем в кустики захочешь сходить…

А после Бугойно дорога сворачивает на юг, и за очередным небольшим перевалом природа становится совсем другой. Высокогорная полупустыня (не совсем конечно «высоко» :), но и не низко). Там раздолье лишь для овец и, довольно неожиданно, для пчёл. Везде продается козий сыр и мёд. Жалко, Винни-Пух не поехал, вот бы порадовался!

Ещё сотня километров по этим раздольям пролетела совершенно незаметно, впереди показалось Бушко озеро — впечатления ноль. Просто водохранилище. И за этим сразу появился очередной природный зонный раздел: мы наконец попадаем в средиземноморские пейзажи. Сначала, конечно, горные, а затем и к морю, вниз.

Дорога после Бугойно сворачивает на юг, и местность становится совсем другой. Высокогорная полупустыня (не совсем, конечно, «высоко»…, но и не низко).

Но прежде этого была ещё одна граница, то есть два погранконтроля.

Ну, тут они меня поставили в тупик. Один (босниец, выезд) просто махнул, даже скорее отмахнулся, как от назойливой мухи, рукой (ну в самом деле, чего пристали, не видно, что ли, жарко, человек на стуле в тенёчке сидит, притомился, отдыхает, а вы тут, понимаешь, едете, какими-то документами пытаетесь в нос тыкать… Да не пошли бы вы дальше себе…. В Хорватию…).

Второй (хорват) всё же паспорт взял и даже штамп в него поставил, причём, видимо сам от себя такой прыти не ожидал, такое удивлённое у него лицо сделалось. Сразу скажу, что это был последний штамп на всех последующих границах вплоть до въезда в Венгрию. Но с венграми-то всё ясно, они же на страже Шенгена… туда без штампа — ни-ни!

Глава четвёртая, которая снова Хорватия, но на этот раз Далмация

Снова Хорватия, только на этот раз Далмация — до Дубровника и чуть дальше.

Вот спускаешься с гор, и видишь перед собою такую красоту… Это где дорога спускается к Адриатическому морю.

Когда едешь в Дубровник, дорога частью на 12 км проходит по территории Боснии. Там находится курорт Неум. Надо ли упоминать ещё два погранпункта (четыре контроля), которые даже штампов никуда не ставят?

И, проехав сумасшедший Дубровник по касательной, едем чуть дальше, в Цавтат. Это вон тот полуостров на горизонте. Туда от Дубровника автобус десятый номер ходит.

Цавтат.

Многие дороги в прибрежных посёлках (не шоссе, конечно) идут прямо по берегу и без всяких ограждений.

Бухточки Цавтата.

А это уже на следующее утро, опять в горы, но на этот раз от сразу Дубровника на север, к Требинье.

Глава пятая, повествующая практически без текста об обратном путешествии через Боснию, на этот раз с юга на север

Требинье.

Дорога из Требинье в Гачко.

И показались горы национального парка Сутьяска.

Везде можно поесть «печену ягнятину».

Ресторанчик..

Всё очень-очень напоминает Швейцарию. Только меньше людей, машин. И цены много ниже.

Но есть и такое.

И везде прямо по проезжей части ходят…

Ездят на велосипедах…

Косят…

Выгуливают собак… В общем, осторожнее, водитель!

А сетки противообвальные они таким вот образом растягивают, на противовесах.

Вот и позади горы Боснии.

Снова по не очень живописным местам.

И на этом заканчивается Босния. Теперь опять два погранпоста, по минуте на штуку, затем два часа по Хорватии, выезд из неё (0,5 мин) и дотошный въезд в Венгрию (5 минут).

Глава шестая, финальная

Итоги, или что имеем в сухом остатке.

Итак: за четыре дня пройдено: 22 погранперехода, 1 900 км по Боснии, Хорватии и Венгрии. На погранпереходы ушло, наверно, не больше часа в общей сложности. На бензин ушло не считал сколько, но комп показывал средний расход 6,5 литра. Был дизель. Цена ему там, как в Европе, евро с чем-то за литр.

Аренда автомобиля — это какую машину брать и какую страховку. Для выезда в сопредельные страны (не Евросоюз) — дороже, и надо договариваться очень заранее, т.к. просто можно не попасть, куда хотите. Наверно, можно лететь сразу в Сараево или, скажем, в Дубровник.

Дороги в целом на 4 с плюсом. А вчера я ездил из Питера в Псков и дальше по Псковской области в Остров и Пушкинские Горы, так теперь после этого боснийским дорогам хочется выставить пять с плюсом. Машин совсем немного, но если догонишь какой-нибудь грузовик или автобус в горах — то возможности обогнать нет. Но в городах машин, конечно, много, но и нечего туда суваться при такой-то природе.

Впечатлений — масса, все интересно, доступно, люди доброжелательны и отзывчивы. Русский язык очень похож на сербский и можно понимать друг друга.

Безопасно. Никаких даже намеков на проблемы.

Очень красиво и доступно по ценам. Как в Швейцарии, но без их цен и суеты.

И напоследок для любителей фотостатистики:

Фотографии делались стандартной мыльницей Lumix-Panasonic DMS-LX-2 из ближайшего универмага ценой кажется тысячи в три рублей. Без обработки, поскольку не умею и лень.

Кажется, всё! Привет!

Питер, он же PeterC, заслуженный мексикопустынец.

Отличное путешествие!!! 5+

много фоток, прикольных даже много есть... но ГОРИЗОНТ ЗАВАЛЕН зачем-то почти везде :-(

Хвала!

по горам на рено?!
не закипел?

Свердловская обл.
Красота то какая, лепота! автору спасибо за рассказ!!!
ВладимМед
Интересно! По фоткам что то среднее между западной сибирью и новой зеландией
хочу фотоаппарат
что занчит "завален горизонт"?

Отличные фото!

cf5

За отчет твердая питерка...
Я буду костью в горле всем, до тех пор пока жив

Зачетная поездка
симпотный француз 5
Србскый очень похож на русский, братья славяне ж.Сербы вообще приветливы, только матершинники страшные...на куриц пошлют на раз

Да,действительно наверное красивее чем в Сибири!А может наоборот!Но за фото 5!Зачёт!
Петр, тебе не в технополисе работать, а в каком-нибудь турагенстве - кого хочешь и куда хочешь, своими рассказами заманишь!
Аж, слюнки потекли и захотелось в путь!

macGregor:
мне кажется, что ты и сам не понял что написал. И ли это ты про "заваленный горизонт" в предыдущем отзыве прочитал.

Новосибирск-Бердск
cf5:
За отчет твердая питерка... Пейзажи очень похожи на Аршан в Иркутской области, только там горы покрасивее и поскалистее
уж не в Бурятии ли тот самый Аршан?
не влезла
Мой отзыв: Honda Civic 2008

Мучительно завидую автору, это мешает достойно оценить отчот.