|
Снег. Снег на полях, на шоссе, на ветках деревьев и на лобовом стекле нашей машины. Снега много, а на календаре 28 марта, и едем мы не по дорогам Сибири, а по Кировоградской области. Вот такая интересная весна в этом году.
Правда, едем мы вроде в теплые края и очень надеемся, что с погодой по пути немного попустит, но снежный буран, который нас накрыл под Кировоградом очень и очень заставил нас в этом усомниться.
Едем мы в Молдавию, точнее, едем-то мы на Юморину в Одессу на 1 апреля, но через Молдавию.
Хорошо, что я словно по наитию заправился в Кировограде. Сейчас заправок везде в избытке, и я уже привык ездить от фонарика до фонарика, то есть пока пустой бак не начнёт сигналить горящей лампочкой, причём уже истошно горящей.
А тут уже 200 или 220 км после Кировограда и ни одной заправки по трассе. Только почти перед границей в городке *Красные Окны* встретил одну.
Спрашиваю:
— А что так кривенько назвали-то вас… ОКНЫ? А не ОКНА?
— Да окна-то тут и не причём — ответили мне на заправке, — *окны* по-молдавски значит *ручейки*…
— Во, блин, — говорю, — так ещё круче, это что ж получается... КРАСНЫЕ РУЧЕЙКИ? У вас, что, какая-то бойня была?
— Та вроде не было ничего, — смеются.
Молдавию от Украины почти на всю длину отделяет Приднестровье.
Итак, описание визита в эту страну, наверное, нужно начинать с начала, то есть с таможни, которая и есть ворота на вход, таможня в поселке Платоново.
28 марта 2011 я и моя супруга Наталья в эти ворота постучались, несильно и негромко, и примерно после обеда, а точнее в 15:00. Наше время совпало со временем этой непризнанной республики, так что часы при пересечении границы переводить не требуется. Досмотр был внимательный и довольно-таки детальный, таможенники Приднестровья заглянули буквально в каждый потайной уголок моей машины, постучав зачем-то по запаске, спрятанной в углублении багажника, и детально (вплоть до тех. характеристик) выяснив у меня, что такое сабвуфер и почему он засунут в центр этой же запаски. Затем у меня впервые (с момента покупки) попросили показать, где (на кузове) номер этого самого кузова, я откровенно признался, что понятия не имею, но доблестные чекисты Приднестровья отыскали его сами, сверили с тех. паспортом и остались этим очень довольны.
После всего этого подробного и вдумчивого автостриптиза нам с Натальей предложили заполнить регистрационные талоны, что мы сразу и сделали. Заняло это буквально пару минут, вопросов-то там было меньше десятка, после этого одну половинку регистрационного талона нам вручили на руки, вторую оставили себе на память. Общее время прохождения таможни Украина—Приднестровье: 20 минут, 2 минуты — Украина, остальное — Приднестровье.
Денег нуль, ни на родине, ни в Приднестровье за въезд никаких платежей или пошлин оплачивать не пришлось, для пересечения границы нужны загранпаспорта, хотя их просто смотрят, виз или штампов не ставят. И мы въезжаем в посёлок Новые Гояны, первый городок в этой новой для нас стране.
Держим путь на Дубоссары. Дороги, в принципе, хорошие, то есть средний советский уровень, но ямы и дырки заделаны, так что езда проходит вполне комфортно. За 95 бензин здесь просят 11 рублей, а так как курс — 1,3 приднестровских рубля за гривню, то получается, что сейчас их топливо будет подешевле нашего. Сами приднестровские рубли удивительно напоминают наши купоны переходного периода, и это очень смущает, так как при современной полиграфии уже рекламки, что раздают на перекрестках, имеют гораздо выше уровень защиты :).
В ходу есть и мелочь, монетки в 5, 10, 25 и 50 копеек, по дизайну и гербу тоже копия монеток СССР.
Обменки располагаются в основном в почтовых отделениях, дизайн которых четко выдерживается со времен СССР, даже крохотные окошки касс с небольшими решетками сверху и миниатюрными деревянными подоконниками, в точности такими, какие мне и запомнились с детства.
Впрочем и само Приднестровье выглядит как кусочек СССР до перестройки. Везде довольно чисто, покрашено, побелено но всё по-советски. Забытые марки автобусов здесь ещё исправно оккупируют местный автовокзал, где на железных столбиках краской аккуратно написаны маршруты и графики. Магазины, остановки, официальные здания — всё, как эхо СССР.
Приднестровье как страна очень маленькая республика и пересечь её на машине (если поперек) можно буквально за 20 минут, но возле границы с Молдовой стоит задержаться, там есть городок Дубоссары, он небольшой и интересными достопримечательностями вроде особо-то и не обладает.
Но в самих Дубоссарах есть завод, который когда-то был символом и гордостью Советской Молдавии, это *наш ответ Мартини* , а именно *Букет Молдавии* — вполне неплохой вермут и довольно качественный. Приднестровье по-прежнему выпускает этот напиток, расширив линейку до девяти наименований, добавив к вермутам ещё и вина, ароматизированные различными травами. Для этих целей все окрестности вокруг Дубоссар разбиты под поля эти травы и выращивающие.
Гордость завода — довольно оригинальный ликёр *Космический*, он состоит из настоек элеутерококка, левзеи, арники, ореха, шиповника и черноплодной рябины. И вроде разработан по рецептуре центра подготовки космонавтов в начале 80-х. Крепость ликёра — 48 градусов, так что потреблять его надо вдумчиво. Производят его только здесь и очень маленькое количество — не больше 1 тыс. бутылок в год.
Так же Дубоссарский завод выпускает и пару наименований водки. Названия оригинальные, типа *Хреновки*, цены, в принципе, низкие, то есть 8 гривень за бутылку высококачественной водки — это, наверное, довольно мало.
На заводе вроде принципиально не применяются ароматизаторы, подсластители, красители и т.д., то есть сплошной натур-продукт.
От завода буквально 500 метров до молдавской границы, и на этом коротком участке несколько памятников погибшим в военном конфликте с Молдавией в 1992 году.
О напряжении в отношениях между этими республиками говорят и танки, смотрящие друг на друга через границу (хорошо, что всего по одной штуке)и наличие автоматов у пограничников, опять же с обеих сторон.
Таможенники Приднестровья по-прежнему очень внимательны, тщательно осматривают машину, задают много вопросов о наличии у меня всяких интересных и противозаконных вещей, но я, кроме ящика *Букета Молдавии*, ничего (пока) с собой не везу. Наличие алкоголя таможню не интересует, в принципе, а вот вторую половинку регистрационного талона, которую я получил при въезде, попросили им отдать. Говорят, что их иногда забывают отдать на руки при въезде, и тогда головняк при выезде обеспечен.
Я, опять не потратив ни копейки, начинаю движение по мосту через Днестр.
За мостом ещё один блокпост, вооруженный парень устало жмётся в будочку, и что-то типа танка, дулом тычет в сторону Приднестровья. Уже после всех этих *милитари* по бокам от дороги стоят два вагончика.
В одном молдавский таможенник долго грузил меня про сложности при пересечении границы Молдавии иномарками и тяжести правильного оформления таких машин. Стоило мне это в итоге 40 гривень. После этого счастливый таможенник отправил меня во второй вагончик. Там всё оказалось ещё сложнее, и мне пришлось выложить 150 гривень, чтобы прекратить горестные вздохи уже дуэта молдавских таможенников.
После этого мне сказали, что у меня есть три дня, в течение которых я могу свободно перемещаться по Молдове без регистрации в любом направлении, а если мне очень понравится и я решу затянуть свой визит, то обязательно…и т.д. и т.п.
В общем, как в песне у А. Пугачевой: *Три счастливых дня, были у меня…*, ну или …*будут у меня*.
Машину никто не досматривал, документы тоже. Паспорт не штамповали.
Откровенно хотели денег и даже не пытались это скрыть, или хоть немного смягчить и приукрасить свою тягу к деньгам.
Дороги после таможни резко разрушились, точнее приобрели другой вид, где верхний слой просто стал в три уровня разной высоты. И весело тарахтя и позванивая купленным в Дубоссарах алкоголем, мы двинулись в Кишинёв.
Здесь мы бронировали себе отель *Космос*, причем он уже появился в *Booking*. Хотя когда я просматривал под Новый год (2011) эту страну, то она удивила меня абсолютно белым фоном, то есть на карте Букинга, она была Терра Инкогнита, и карта вообще не определяла эту страну, на запрос отвечая, что такое направление Букингу не известно. Почти такой же прикол у меня произошел и при попытке закачать в навигатор *Молдавский язык*, я замучил Гугл вопросами, затем обратился в представительство «Кармин», и те тоже изрядно попотели в поисках молдавского языка, но тщетно. Потом до меня дошло, что язык у молдаван румынский, и вроде всё стало на свои места. Вводя румынский, можно набирать в навигаторе молдавские адреса. Правда, это не очень-то и помогает за пределами Кишинева, так как карты не соответствуют почти ничему, показывают что угодно и часто вызывали у нас буквально приступы веселья, когда навигатор уверенно прокладывал путь через водоёмы, или воспринимал реку как шоссе и предлагал двигаться точно по фарватеру.
Отель *Космос* расположен неплохо, прямо за спиной Котовского, который уверенно восседает на бронзовой кобыле в центре площади им. Котовского.
Сам отель — это советская высотка, половина номеров которой уже облагорожены и перешли по цене в разряд *улучшенных*, остальные, конечно же, *колхоз*. Паркинг мне был обещан как бесплатный, (то есть входящий в стоимость номера), но денег за парковку всё-таки содрать попытались. На рецепшине сказали:
— Ой, ну ладно, договаривайтесь сами с охраной…
Я говорю:
— О чём договариваться? У вас написано: «Паркинг бесплатно! Для клиентов отеля».
— Ну ладно, написано, так написано, пусть будет бесплатно…
Ну вот с таким *пусть будет* и *ну ладно* я и припарковался сзади отеля, между ящиками и кучами мусора, в месте, именуемым *охраняемым паркингом*.
Кишинёв
Ощущения по этому городу довольно интересные, это почти заграница. Город (как и вся страна) недавно перешел на латиницу, хотя (как быстро летит время) и 20 лет — не так уж и надавно. В общем, все надписи уже на румынском (латиницей), но обычно они ещё дублированы и русским, причем размер шрифта (при дубляже) почти всегда такого же размера. Киоски прессы забиты именно русскоязычными газетами и журналами, по городу в нескольких местах есть даже периодика на стендах, как было принято при СССР. Ходи и читай, если покупать не хочешь, я посмотрел даты на газетках, всё свеженькое. Половина газет на русском, половина на румынском.
На улице молдавский и русский звучат примерно в равных пропорциях. А вот по телевизору как-то русский даже преобладает, клацая по каналам, мы почему-то постоянно попадали на русскоязычные фильмы, дублированные только титрами.
Удивило отсутствие по Кишиневу надписи *аренда*, у нас как-то эта надпись сейчас обязательна, она буквально как символ нашего времени, и поэтому встречается повсеместно.
Список валют в обменках огромен, обмен производят буквально всех валют Европы, ну и количество обменок так же удивило, без преувеличения каждые пять метров имеют свою.
За гривню дают 1,5 лея. Леи Молдавии, как и деньги Приднестровья, сделаны очень простенько, и почти такого размера и формата, в ходу есть и монетки в 5,10,25 и 50 bani.
В центре города есть небольшой парк, заполненный художниками и ремесленниками, а так же сувенирами и прочими интересными штучками.
Точнее, парков в городе много и озёр тоже. Но на этом сувенирном рынке можно купить какой-нибудь стильный сувенир на память о Молдове. Мы выбрали молдавскую дудку *най*, уж очень лихо продавец наигрывал на её разной длины трубочках задиристую мелодию. У него всё выходило легко и непринужденно, а у меня до сих пор ничего не получается.
Много, конечно, и ширпотреба, и откровенной луботы, но и без этого некуда.
Город чистый, зелёный, все аккуратно и во благо жителей. Вечерами на ступеньках национального театра играет духовой оркестр.
Да и вообще центральная улица Штефан чел Мааре словно аккумулировала все интересные и знаковые места Кишинева. Хотя их и немного, поэтому, пройдя через Триумфальную арку, выходим к храму Рождества Христова, вокруг храма тоже разбит небольшой и уютный парк.
По площади он как бы повторяет размеры Парламента Молдавии,с одной стороны от которого очень интересный домик в два этажа Примерии Кишинева,
а с другой парк Штефана Великого. А перед входом в парк и сам Штефан из бронзы и с крестом в руке.
Аллеи в самом парке тоже как бы в форме креста, вдоль аллей стоят бюсты всех великих людей Молдавии, а в центре небольшой фонтан и бюстик Пушкину за ним.
Фонтан учитывая холодную погоду был конечно обезвожен. По парку также много интересных скульптур из песчаника и мрамора, они расставлены по газонам без всякой закономерности, похоже их просто свозили сюда с каких-то других мест проживания.
Ещё раз повторюсь, что везде очень чисто.
Очень хорошего уровня рестораны, но мы брали за основу только этнические. С ярко выраженной молдавской кухней. Используя подсказки знакомых, выбрали *VATRA DEAMULUI* на Puskin 20-В. Очень стильный ресторан, на ступеньках встречает девушка в национальном костюме и помогает выбрать уютное место в одном из шести залов этого ресторана. Залы небольшие, буквально на 15-20 мест. Они почти в одном стиле, только в одном из залов была импровизированная деревенская кухня, на которой повариха в стиле он-лайн шоу лепила вареники перед посетителями.
Между залами трое музыкантов играли национальную молдавскую музыку. Акустика хорошая, всё прекрасно слышно и в то же время не очень громко, то есть музыка беседе не мешает. Есть так же своя винотека на 600-700 бутылок различных молдавских производителей, или бочковое вино (домашнее) из окрестных сёл.
Затем, погуляв по вечернему Кишинёву, решили посетить ещё и *Taifas*, str. Bucuresti, 67.
Тоже слышали о нём хорошие отзывы и зашли, чтобы зафиксировать свои впечатления о нём и ради знакомства, в итоге довольствовались кувшинчиком домашнего вина и горстью жареных грецких орехов. Просто на входе в этот ресторан (перед гардеробом) пожилой молдаванин встречает вас стаканчиком домашнего вина и жареными орехами.
Сняв пробу мы и решили, что этот комплект нам идеально подходит для хорошего отдыха. Весь вечер играл коллектив местных музыкантов, хорошо играли — задорно, разнообразно и без передышки.
В общем всё очень понравилось, и первый и второй ресторан могу искренне рекомендовать к обязательному посещению, а с учетом, что они расположены рядом друг с другом, то советую посетить оба.
Таксист за дорогу к отелю взял с нас 50 лей, наверное, это чуть многовато, хотя не заоблачно, и 12 ночи на дворе.
И немного про пиво Молдавии, точнее Кишинева. В этом городе есть большой завод "Vitanta- Efes", который и поставляет пиво буквально во все кафе и рестораны города. Он расположен слегка на окраине, экскурсии проводят только в летнее время, фирменной торговли при заводе нет.
Разливают: Chisinau, Vitanta Premium, Efes Pilsener, Warsteiner и Старый Мельник.
Но есть и «Beer House». Это небольшая пивоварня, которая уже имеет в Кишинева два паба с таким же названием, и поговаривают, что цели у этой пивоварни очень амбициозные, так что, возможно, они смогут вырасти и до серьёзного производителя. Пиво очень интересное, особенно *красное* — вкус яркий и необычный, хромает только цена, пиво откровенно дорого предлагается, всё-таки 35 гривень за бокал, это, наверное, слегка много. Сами пабы тоже имитирую рестораны, очень много пустого и свободного места, и мало уюта. То есть в пабах «Beer House» мало от пабов. Но попробовать это пиво рекомендую, пиво хорошее.
Так же если вы оказались в Кишиневе, то обязательно посетите коньячный завод *Vismos*.
Экскурсии здесь, правда, не проводят, но при заводе есть фирменный магазин, где вы сможете довольно недорого взять в качестве сувениров несколько бутылок вполне качественного коньяка.
Хотя вот *недорого* за последние пару лет стало понемногу стираться как эпитет, который сопровождал товары Молдовы. Сейчас уже многие продукты стали дороже украинских, особенно это заметно по вину. Заводы уже давно стали собственностью иностранного капитала, они влили в обновление деньги, поменяв всё оборудование и, конечно же, дизайн бутылок и всё сопровождение. Продукция стала выглядеть *по-европейски*, но и стоить тоже. Качество тоже подросло, так что выбор теперь только за покупателем.
Фотографии (много) о городе Кишинёв на моём домашнем сайте http://avtoturist.dn.ua/
На Криково нас не пустили, хоть мы и записывались почти за месяц, наш визит совпал с визитом на этот завод польского премьера Дональда Туска, и всех остальных визитеров в честь именитого гостя прокинули, попросив наведаться в другой раз. Завод имеет парадный въезд, по которому простых смертных вообще не пускают, и въезд или вход для остальных, он, правда, тоже выглядит вполне прилично. Хоть и расположен рядом с небольшим обрывом.
Завод Яловени (Ialoven)— это единственное предприятие в Молдове, где производят Херес по классической технологии, предприятие небольшое, но интересное. Экскурсия происходит в аромате хереса, всё подземелье словно пропитано этим запахом. От дегустации мы отказались, но багажник, конечно же, пополнили. Ассортимент здесь небольшой, но интересный.
В 15 км от Кишинева есть посёлок Милештий Мичь, то есть Малые Милешты и завод, названный так же.
Для Молдовы — это довольно уникальное предприятие, оно прочно занимает место в книге рекордов Гинесса, как винная галерея с самой большой протяженностью и самая большая в мире коллекция вин. Уже на подъезде к заводу видим туннели, уходящие вглубь, они с периодичностью в 100 метров прогрызли окрестный холм. Перед въездом в сам завод насчитали 12 таких тоннелей.
На самом предприятии мы довольно быстро уговорили местную администрацию провести для нас индивидуальную экскурсию по выработкам и винам. Стоимость 250 лей с человека +небольшая дегустация. Экскурсовод, посетовав на огромные расстояния, предложил проехать внутрь на нашей машине. И я впервые в жизни рулил на глубине в 80 метров, расстояния, конечно же, огромные. Винные галереи словно улицы поделены по видам вина на названия. Итак, по *Каберне* сворачиваем на *Совиньон* и едем по *Фетяска*
Вдоль выработок огромные бочки тесными рядами, между улиц с бочками есть галереи, заполненные бутылочным вином.
Залов много, и бродить по ним можно, наверное, бесконечно, меняется только форма и года заложенных вин в ниши этих галерей.
Потом дегустационный зал и дегустация, в которой я, конечно, не принимал участия, а просто наблюдал, как дегустирует Наталья,
и такой же весёлый автопробег по подземелью, но уже на дневную поверхность. На выезде небольшое КПП, где на всякий случай заглядывают в багажник, не затарился ли я винцом на халяву, используя мрак подземелий. Думаю, что если кто так и делает, то учесть пропажу просто невозможно. Бутылок то миллионы.
Возле выезда из этого комплекса есть большой магазин с продукцией этого завода, вот побродив по его залам, мы багажник немного и подгрузили. Вина на любой вкус и цвет, разброс по цене довольно таки большой. Ординарные вина по 30 лей, марочные и выдержанные 200-400 лей.
Теперь держим путь на Пуркарь или Пуркары, хорошо, что здесь все прекрасно говорят по-русски и можно на каждом непонятном повороте уточнить дорогу и направление. Потому что навигатор упорно не видит большинство этих дорог и просто не состоянии выдать трафик движения. Правда, может навигатор и прав, дороги очень плохие и, наверное, местами их отсутствие в картах Гугла подтверждается и отсутствием их в реале. В общем к семи вечера мы въезжаем на территорию комплекса Пуркарь. Здесь нас уже ждут, так как экскурсию мы заказали заранее, поэтому не выгружая вещи из машины и отложив поселение, сразу идем по винным местам этого предприятия. Стоимость — 250 лей с человека, но в отличие от Милешт здесь в общем-то смотреть и нечего.
Крохотный винный подвал, очень небольшое производство и минимум интересного. Поэтому экскурсовод детально загрузив нас химией и технологией, растягивал подробности производства и брожения до заветных 40 минут. Моё мнение, что стоимость очень и очень завышена за тот минимум, что показывают туристу, а по-большому тем, что показывают, разумнее просто пренебречь. Номера неплохие, комплекс, если рассматривать его как гостиницу, тоже вполне неплох, но вот кухня слабовата. Причем хромает всё и довольно сильно, хотя мы, купившись на рекламные проспекты, были уверены в её высоком классе. Рядом с комплексом нет ничего интересного, даже побродить негде.
В общем, лично моё твёрдое убеждение, что если в дальнейшем мне захочется проехать ещё раз по винзаводам Молдовы, то Пуркарь я пропущу, так как ожидания, и пиар-раскрутка этого места уж слишком расходятся с реальностью. Пуркарь того не стоит, не стоит по впечатлениям и по цене, которую приходится платить за всё, с ним связанное, особенно за вина, а * Негру де Пуркарь*, которым здесь гордятся, это не то вино, что прославило этот бренд в 19 веке. Тогда все виноградники в этом районе были уничтожены филлоксерой, и лет 70-80 никто и не пытался это вино восстанавливать. Потом был СССР, и когда вино с такой маркой появилось (1956 году), то делали его, уже используя совсем другие сорта винограда. В наше время, когда любой бренд просто нуждается в легенде, чтобы быть подороже, вспомнили и о *Негру де Пуркарь*, его сделали флагманом пиар компании по раскрутке этого винзавода, в итоге бутылочка «Негру де Пуркарь» в месте производства обходится почти в 15 эвро, то есть, оцениваясь как элитное, но его вкус этому слишком явно не соответствует (для меня), да и история. Впрочем, это моё мнение, и мои умозаключения. Зато забавно смотрятся глубокие рвы, которые вырыты по периметру это хозяйства, они словно выполняют защитную функцию и изолируют своей глубиной, более 2 метров, виноградники Пуркарь от жителей одноименного села.
А вот по подземельям Милешт, Яловени и Криково я бы при случае визит повторил.
Утром мы не спеша двинулись к границе, на заправке я, выбрав из кармана всю оставшуюся наличку в леях, попросил отоварить меня на них бензином, оставив себе на память только несколько мелких монет.
95-й в Молдове — 15,50-15,90 лей за литр, хотя на границе с Приднестровьем цены почти на 1 лею ниже.
Молдавская таможня на выезд довольно сильно отличалась от их же таможни на въезд: во-первых, никто в принципе не пытался развезти на бабки, во-вторых, проверив паспорта меня, огорошили тем, что я в списках не значусь, то есть на въезде таможня не занесла номера машин в базу данных. Вроде как мы стали шпионами и находимся на территории Молдовы непонятно как. Затем, опросив, кто и сколько содрал с меня при въезде в страну, таможенники посмеялись, сообщив, что заплатить я должен был всего 37 лей, а не 280 лей, и попросили впредь быть повнимательней, хотя что и как я бы доказал на той таможне, или докажу в следующий раз, если в тех вагончиках любая информация о ценах и платежах при въезде отсутствовала напрочь!?
В общем, обидно, досадно, но ладно.
Фотографии (много) винзаводов Молдавии (и не только) на моём домашнем сайте.
Едем в Белгород-Днестровский.От границы это 30 км.
В этом городе мы наметили себе несколько интересных мест. Начали, как обычно, с крепости Аккерман, хотя и были в ней уже несколько раз, но почему бы не пройтись ещё раз?
Вроде местами её начали по чуть-чуть приводить в порядок, хотя по-прежнему горы мусора, который туристы усиленно оставляют на память о себе, по всему периметру крепости заполняют малейшие углубление, да появилось несколько бетонных блоков на съезде к морю. Вот пока и вся реставрация.
Потом отправились на поиски двух местных пивоваров, которые открылись в этом городе за последние пару лет, это Мюнстер и Аккерман.
К сожалению, век их оказался недолог и оба уже закрыты.
Затем едем к Вознесенскому собору, часть его сейчас развалена, идёт глобальная реставрация, и службу проводят под рычание техники во дворе. Так что, наверное, на пару лет нормальный осмотр этой достопримечательности будет невозможен.
Теперь наш путь к источнику Св. Иоанна Сочавского, он находится сразу за мор. портом. По грунтовой, точнее песчаной дороге проезжаем между мор. портом и каким-то деревообрабатывающим комбинатом. Маленькая часовенка возведена прямо над источником, вниз ведёт тесная неосвещенная лестница, но воду там уже давно не набирают, сейчас там многие молятся, и вокруг места, где когда-то бил источник, действует подземная церковь, с иконами Иоанна Нового (Сочавского), Пресвятой Богородицы и Казанской Божьей Матери.
А воду можно набрать на поверхности, для удобства вверху сделана целая галерея краников, врезанных в пластиковую трубу, вот там все воду и набирают. Мы тоже умылись святой водой и набрали её в ту тару, что была у нас с собой. Иоанн Сочавский считается покровителем Бессарабского края.
Из Белгород-Днестровского едем на завод Шабо, он расположен буквально в нескольких километрах от этого города.
Производство очень впечатлило, кто-то влил в него огромные бабки, в итоге всё просто на высочайшем уровне, новейшие технологии и самое современное оборудование и причём всё ультра-класса. Экскурсия всего 50 гривень , то есть заметно дешевле, чем на аналогичных производствах в Молдавии.
Продукция завода Шабо, что по качеству, что по маркетингу уверенно лучше молдавских аналогов, да и по цене Шабо будет поприятнее. Завод активно расширяет свою линейку, при этом проповедует принцип своей уникальности, то есть продвигают только замкнутый цикл производства, занимаясь селекцией лозы и наращиванием объёмов собственных виноградников. Думаю, что в ближайшее время скорее всего Шабо станет позиционировать себя как *элита* и вина для избранных, и вся его продукция скакнёт в цене пару раз вверх. Думаю, первыми будут коньяки этого завода. Так что сделал себе небольшой запас, так сказать *на погребок*.
Фотографии (много) о заводе Шабо на моём домашнем сайте
Теперь у нас Одесса, хотя нет, перед Одессой немного свернули в сторону, в Новую Долину, здесь появился *молодой* производитель вина *Вина Гулиевых*, позиционируют они себя как эко-вина, торговля в бутылках и на розлив. Вкус ровный, неплохой. Цена средняя, правда, в Одессе встречали пару ресторанов, где вина Гулиевых предлагались как ОЧЕНЬ дорогие.
В общем, посмотрев, понюхав, попробовав, уже точно едем в Одессу.
Первый раз решили селиться не в отеле, а выбрать для поселения квартиру в центре. Огромное спасибо моему другу Олегу Рыбалка, он, занявшись этим вопросом, нашел нам очень хороший вариант в центре, рядом с Дерибассовской и при этом с уютным внутренним двориком, в итоге, в автомате была решена и проблема с паркингом.
Вечер посвятили просто вялому гулянию по Одессе, благо, наконец то весна согрела наш автотур, и солнышко стало усиленно нагонять всё упущенное.
Из формата решили особо не выбиваться, и на ужин выбрали *Базилик*, ул. Гаванная, 2, сюда нас заманило пиво *Одесской частной пивоварни*, впрочем, и кухня очень понравилась, так же довольно симпатичная обстановка, и невероятно жизнерадостные официантки.
Утром решили посетить вин. завод Таирова,о винах Таирова мы слышали много и не раз, но никак не ожидали, что в этом небольшом поселке на окраине Одессы бушуют поистине шекспировские страсти. Оказывается, сейчас здесь действуют два производства, и оба производят *вина Таирова*, одни при этом имеют в виду, что их вина родом из посёлка Таирова, а вторые, что они производятся под эгидой национального научного и исследовательского центра им. Таирова.
Оба производства активно друг друга не любят и по поводу и без повода поливают конкурента антирекламой.
Ситуация для потребителя не очень понятная.
Тем более, что оба завода расположены вплотную друг к другу, а точнее через забор . Мы решили вопрос о первенстве решить хотя бы для себя, и выбрали в качестве арбитров просто местных жителей. Поэтому стали спрашивать мнение у местных на небольшом базарчике, расположенном тут же. Все они в один голос пальму первенства отдали «Институту виноградарства и виноделия имени В. Е. Таирова».
На этом заводе мы и провели небольшую дегустацию, оказывается этот институт вывел уже более 100 сортов винограда и разработал технологии производства 30 наименований вин из сортов винограда собственной селекции. Но вина они производят очень и очень мало. По этому стоит заехать на окраину Одессы и купить немного вина при заводе высочайшего качества, отмеченное Международным знаком качества , и знаком «100% натуральное». На мой фотоаппарат, что висел на груди, правда, реакция была как при команде *фас* у овчарок, хотя фотать внутри я и не пытался, благо, читать умею, а о том, что запрет на фото, они обвещали весь вход.
Вообще, основное различие нашей страны и заграницы, это, наверное, всё-таки не уровень жизни , а именно реакция жителей на фотоаппарат. По поводу и без повода, как только я достаю фотоаппарат в любом городе (а тем более поселке), как обычно, обязательно найдётся кто-то, кто спросит:
— А что это ты тут снимаешь…?
И вроде КГБ уже лет 20 не занимается ловлей иностранных шпионов, а наши люди всё бдят и бдят…
Институт вино в бутылках не выпускает, оно продается только на розлив, и, повторюсь, что вина производят очень мало, так что оно с успехом расходится по месту. Все при институте усиленно жалуются на жизнь и на врагов, которые уже торгуют *винами их института* по всей Украине, а тем более по Одесщине, хотя винами Таирова там и не пахло, но авторство, а тем более название, они защитить не могут, и на их громком имени и весомом научном авторитете все зарабатывают огромные бабки, кроме Института им.Таирова.
Один вид вина, а именно *Овидий*, они продают в пластиковых бутылочках, залив горлышко сургучом. Это вино делают из вяленого винограда, почти изюма. В итоге получается десертное белое вино с очень интересным вкусом, сахара в нём почти 25%, а крепость 14 градусов.
После пгт. Таирово едем на поиски знаменитых одесских катакомб, находим их быстро и без труда, но на все входы в подземелье приварены железные двери, и ни души.
Походили поспрашивали в соседние магазины, но там только пожимали плечами, музей рядом был закрыт, распорядка работ или телефона, чтобы куда-то позвонить и уточнить, когда и как можно попасть на экскурсию, мы не нашли. Так что не солоно хлебавши двинули дальше.
Была задумка посетить *Одесскую киностудию*,
но внутрь не пускают. Правила на проходной строгие. Но есть волшебное слово. На территории расположена костюмерная, а ей пользуются очень многие, а в преддверии 1 апреля тем более, поэтому именно в костюмерную вход свободный.
Мы так и сделали, сказали на проходной:
— Нам в костюмерную, — и свободно прошли.
В воображении мне казалось, что здесь будет что-то наподобие Голливуда: павильоны, декорации и т.д. Но действительность оказалась намного скучнее, ничего интересного внутри не нашли, погуляли, побродили и решили выбираться.
А дальше по плану у нас ПРИВОЗ, так как это тоже символ Одессы. Хотя посещая его, мы преследуем не столько культурные, как корыстные цели. Сюда мы заехали, чтобы купить *дунайку*, сейчас сезон и на Дунае путина идёт полным ходом, ловят дунайскую сельдь, а она великолепна. Мы уже не первый год являемся её фанатами. А в конце марта начале апреля *дунайка* в своей лучшей форме, и пробовать её лучше всего именно в это время.
Выбрав себе немного особо симпатичных селёдок, поспешили с этим богатством к себе на хату. Там сняв пробу (одну на двоих) и ещё раз убедившись, что свежая (утреннего копчения) сельдь — это в-а-у!
Теперь просто гуляем по Одессе, просто гуляем в преддверии 1 апреля и Юморины, которая начнется завтра. В Одессе всегда модно найти новый маршрут, новые места и новые достопримечательности, надо просто войти в настроение восхищаться этим городом под новым углом.
Юморина
В этом году решили поменять немного расписание праздника. Впервые его решили начать пораньше, и даже пообещали, что на этот раз всё будет четко организовано и главное всё будет по расписанию.
Начало ровно в 12:00. Началом можно считать парад, шествие различных платформ вниз по Дерибасовской. Получилось и правда довольно организованно.
Несколько сотен курсантов и милиционеров, оттеснив желающих смотреть и фотать на бордюры, освободили Дерибасовскую от праздно гуляющих и стали живой цепью с дистанцией в 2-3 метра. Ровно в 12:30 мимо нас проехали две машины ДАИ, и праздник начался. Вслед за ними потянулись первые платформы, и различные ряженые. В числе первых была делегация кришнаитов.
Все они восторженно пели и бросали в толпу пакетики с орешками и, кажется, получали от всего этого огромное удовольствии. Кстати, их делегация была, пожалуй, и самой многочисленной. Была платформа и с артистами *Маски-Шоу*, они были почти полным составом и, мне кажется, что ещё ни разу они не пропустили 1 апреля, всегда в числе первых двигаясь на платформе и радуя зрителей.
Всё шествие заняло 50 минут. Замыкали шествие пять мотоциклов с байкерами, хотя для этого движения это, конечно, очень скромное представительство. Точнее, замыкали шествие шеренга милиционеров, которые двигались вместе с карнавалом, являясь как бы его задней крышкой (чтобы с тылу не прорвались). Но это не значит, что карнавал закончился, он потом этим же составом ещё долго ползал по центральным улицам Одессы, с Дерибассовской по Приморскому бульвару к Екатерининской площади и т.д., и мы, гуляя, ещё несколько раз на него натыкались.
В этом году возле оперы сцен уже не ставили, их сместили чуть ниже, а одну установили возле Дюка. Поменялся и принцип выступлений, в этом году на сцене были клоуны и мимы, и между ними проводились соревнования с вручением премий и призов. Соревнования были международные и количество участников очень и очень представительным, от новичков до матёрых метров.
За этим побоищем юмора и пластики наблюдали сотни зрителей, благо, что над сценами были установлены огромные экраны, и наблюдать выступления можно было и в пару сотен метров от них.
Несмотря на то, что на улице было всего 7-8 градусов тепла, все кафешки Одессы выставили летние площадки, и все они были заполнены под завязку, и прохлада не пугала, всех грел Юмор.
Мы с Натальей и Олег с Ольгой, тоже перемещались от одного заведения к другому, дегустируя пиво и легкие закуски, начали с *Пивного сада*, ул. Гаванная, 6, это прямо в Горсаде, здесь пиво варят по месту, они и позиционируют себя как *семейная пивоварня* и пиво хорошее. Улицы бурлят весельем, и на удивление с выпивкой массы не перебарщивали, всё чинно, ну или мы просто так прокладывали наш маршрут, хотя в прошлые годы, падающие и шатающиеся были повсеместно. Может, кризис внёс коррективы и на выпивке стали экономить? :)
Салют (как и положено) задержали на немножко, но при первых же выстрелах мы успели выскочить, благо, что были в это время как раз на Ланжероновской и пронаблюдали это фаер-шоу как аперитив перед очередным пабом.
В общем 1 апреля и Одесса — как близнецы братья.
…Мы говорим «Одесса», подразумеваем «1 апреля»!
…Мы говорим «1 апреля», подразумеваем «Одесса»!
Да, простит меня Маяковский за такое издевательство над его стихом, но это ж только ради Юморины.
Затем паб *Corvin* на Ланжероновской, 17, очень интересное заведение, которое петляет вдоль четырех этажей по высоте. На третьем молодые ребята (почти «Битлз») прекрасно воспроизводят мировые хиты на английском, а большой выбор хорошего пива делает их выступление ещё лучше.
Правда, в этом пабе рекомендуют стиль *Крепкая парочка*, то есть пиво+виски, и даже на такой комплект в четверг и пятницу делают значительную скидку, но я считаю это неправильно. Пиво есть пиво, и не стоит интересный вкус забивать градусом.
На следующий день, мы, оставив спящую после столько активного веселья Одессу, поспешили домой. Пробег нам предстоял в 800 км.
Всё было спокойно и без приключений, точнее почти всё.
Неприятно удивил, или, скорее всего, озадачил, город Приморск, а точнее заправки в этом городе.
Я попросил налить мне полный бак, и сказал, что расчет будет по карточке.
— Хорошо, — говорят, — но деньги вперёд…
— Ребята, у вас что, — говорю, — Первое апреля продолжается? Как это деньги вперёд, я ж не знаю, сколько влезет у вас в бак, и сколько надо денег заплатить…
— Ну, так…, — говорят, — ты подумай, сколько тебе надо, мы снимем деньги и после этого тебе бензина на эту сумму и нальём…
— А чё, так-то?
— А вдруг у тебя там денег нет, на карточке то…
Я, конечно, задумался, первый раз попал в такую глупую ситуацию, и даже не знаешь, что ответить при такой демонстрации абсурда.
— Хорошо, — говорю, — налейте мне 40 литров.
— А если тебе не влезет 40 литров, что тогда делать будем? Мы тебе деньги не вернем, сразу предупреждаем…
— Лейте, уже блин, лейте, что не влезет… я себе в карманы налью…
— Ты нам тут без шуточек давай, что будем делать, если тебе не влезет 40 литров?
Ну вот не знаю, как надо правильно вести себя, когда сталкиваешься с таким дебилизмом, и вроде всё правильно — люди пытаются оговорить возможные варианты и просто выполняют инструкцию, что им выставило начальство, но сама постановка, и ситуация, и тема…ух!
Пришлось убеждать, что у меня бензобак на 60, и я полностью пустой, и лампочка горит давно, и 40 литров поместятся, и что я ручаюсь, что они там поместятся.
Уговорил.
У меня взяли карточку и сняли с неё деньги, после этого кассир позвал оператора и тот налил мне бензина.
— Хорошо, а если бы после того как вы сняли деньги у меня с карточки, выключили бы свет, как бы вы тогда меня заправили?
— Вот, — говорят, — телефон горячей линии «ЛУКОЙЛ», позвоните (заправка, кстати, была «Лукойл») и спросите, как бы мы тогда поступили. Я уже был в лёгком восторге от этой заправки и решил и правда позвонить. Ну, как и положено, конечно, по телефону ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ (и это правило действует на большинстве телефонов доверия и горячих линий) такой номер не работал.
В общем, заправились и очень взбодрились.
— Наталья, — говорю, — давай теперь заедем в кафе Приморска.
— Зачем…?
— Да, вот думаю, если закажу отбивную в кафешке этого города, они тоже начнут мясо жарить только после 100% оплаты, или им хватит и частичной?…
Но рисковать мы, конечно, не стали, а просто продолжили путь к дому.
Дом, милый дом. Самое приятное в любом путешествии это, конечно, возвращение после него домой. И восторг от привычного уюта, который успел слегка забыться и от этого стать только милей.
Фотографии по всему туру на моём домашнем сайте.
Предыдущие рассказы автора: