Автопрогулка по Семиречью (Алматинская область)

07.10.2010 | 10773 просмотра

«Путешествуя, радуешь сердце, видишь разные диковины,
слышишь о чудесах, осматриваешь города, беседуешь с друзьями,
расширяешь свои познания, знакомишься с людьми и испытываешь судьбу»
(поэт Муслихиддин Саади из Шираза, 1292 год)

После поездки в Украину в 2009 году (отчет на сайте Drom.ru) была запланирована поездка на восток бывшей нашей общей необъятной Родины. Планировалось посетить, как минимум, озеро Байкал, а лучше проехать и дальше, но обстоятельства сложились так, что отпуск получился краткосрочным. Поэтому мы решили совершить Семиреченскую «кругосветку», назвав её автопрогулкой, так как общий пробег по Семиречью составил около 2 000 км.

Приведу небольшую географическую справку.

Семиречье занимает всю территорию Алматинской области в современных границах, по площади примерно равно Великобритании и расположено между озером Балхаш на севере, озерами Сасыкколь и Алаколь на северо-востоке, хребтом Джунгарского Алатау на юго-востоке и горной системой Тянь-Шань на юге. Основных рек здесь семь: Чу, Или, Каратал, Аксу, Лепсы, Тентек и Коксу. Отсюда, как полагают, и произошло название этой местности — Жетысу (Семиречье).

Целью данной прогулки стало желание познакомить читателей сайта Drom.ru с несколькими живописными местами нашего региона.

Кому-то из вас будет интересно узнать знакомые места, где бывали или жили раньше, кому-то откроется неизвестный Юго-Восточный Казахстан с его разнообразным растительным и животным миром, неповторимыми ландшафтами от знойных пустынь Прибалхашья до прохладных горных ущелий и заснеженных вершин Заилийского Алатау. Такое ландшафтное разнообразие обусловлено, прежде всего, перепадом высот — от 340 м над уровнем моря на севере региона до 7 010 м на крайнем юго-востоке, где находится пик Хан Тенгри (Повелитель Неба).

Итак, в дорогу! Состав экипажа и автомобиль те же. Выезжаем рано утром из дома и по верхней Талгарской трассе (Нарынкольский тракт), на восток от Алматы, начинаем свою автопрогулку.Дорога находится в хорошем состоянии. Но набрать скорость не удаётся, так как один населённый пункт переходит в другой, стоят ограничители скорости, временами до 40 км/час, кое-где ведётся видеонаблюдение.

Первой достопримечательностью, достойной внимания читателей, мы выбрали высокогорный спортивно-оздоровительный комплекс Ак-Булак, расположенный в 35 км на юго-восток от г. Алматы, в 10 км от г. Талгар.

Комплекс предлагает своим посетителям широкий спектр услуг на любой вкус, возраст и подготовку. На территории комплекса расположены: гостиница, детский оздоровительный лагерь, ресторан, бассейн, конюшня, парковки, ледовый дворец и лыжные трассы, рассчитанные как на детей, так и на взрослых с разным уровнем подготовки, от начинающих до профессионалов. На вершины гор вы можете подняться на канатных дорогах, работающих круглогодично. К вашим услугам гондольная, кресельная и бугельные дороги.

Театр начинается с вешалки, а курорт — с парковки.

Напротив паркинга — ледовый дворец.

Схема курорта и предлагаемые услуги.

Прайc-лист. Подъёмники работают ежедневно, кроме понедельника и вторника.

«Восхождение» к вершинам начинаем на гондольной канатной дороге. Затем, воспользовавшись услугами кресельных подъёмников, поднялись на высоту 2 680 м над уровнем моря. В городе жарко, свыше 30 градусов, а здесь дует прохладный ветерок и температура около 20-ти градусов. Воздух наполнен ароматами цветущего разнотравья, а заснеженные вершины Заилийского Алатау, кажется, находятся совсем рядом. Воздух чист и прозрачен. С этих мест не хотелось уходить.

Нижняя станция гондольной канатной дороги.

Начинаем путь наверх.

Информация для горнолыжников.

Пересадочный пункт.

Следующий подъем — на кресельной дороге.

Виды с кресельной дороги.

Верхняя станция. Высота 2 680 м.

Набранной с помощью подъёмников высоты нам показалось мало, и мы решительно направились вверх по довольно крутому склону.

Оставив верхнюю станцию далеко внизу, мы увидели вокруг великолепные горные пейзажи, от которых захватывает дух. Здесь уже видны вершины гор, покрытые вечными снегами, и кажется, что до них рукой подать!

Выше станции притулилась «хижина дяди Тома», где изголодавшиеся горные восходители могут выпить и закусить, прежде чем начнется их возвращение к цивилизации, вниз.

Дорога вниз. Фото из кабины гондолы с тонированными стеклами.

Но времени покорять вершины у нас было не слишком много. Впереди нас ждут другие интересные и красивые места. Сделав немало снимков, мы спустились к комплексу и пообедали в ресторане.

Отель и ресторан.

Спустившись с гор и проехав по краю г. Талгар, мы отправились в сторону небольшого города Иссык и далее вверх, вдоль одноименной речки — к озеру Иссык.

Дорога к г. Иссык.

Река Иссык.

Дорога к озеру.

Въезжаем на территорию Иле-Алатауского государственного национального природного парка.

Привал на плотине.

Знаменитый русский географ Семёнов-Тяньшанский, увидевший это озеро во время своего путешествия ещё в 1856 году, с восторгом отзывался о его красивых берегах, покрытых тянь-шаньскими елями и необыкновенным голубовато-зеленым цветом его воды.

История озера Иссык интересна и трагична. В результате какого-то древнего катаклизма, скорее всего, сильного землетрясения, примерно восемь тысяч лет назад была перегорожена долина реки Иссык и образовалось живописное горное озеро, по красоте не уступающее Женевскому. Озеро было расположено на высоте 1 780 м над уровнем моря. Площадь озера до 1963г составляла около 1 кв км, длина до 1 800 м, ширина до 500 м, глубина местами более 50 м. Вода в озере очень холодная, малопригодная для купания.

В 1939 году на берегах озера была организована турбаза «Озеро Иссык». Позднее, в конце 50-х годов прошлого столетия, было проложено шоссе по ущелью р. Иссык, которое связало г. Алматы с озером. На побережье была построена автостанция, гостиница, турбаза и ресторан. Открыты лодочные станции с катерами и лодками для прогулок по озеру. На одном из поворотов дороги на высоте 1 600 м была устроена смотровая площадка для панорамного обзора ущелья, получившая название «Беседка воздуха».

В воскресенье, 7 июля 1963 года произошла страшная трагедия. Часть горы, расположенной выше озера в русле реки Иссык, подмытая дождями, сползла в озеро и огромный вал воды и грязи, сметая все на своём пути, промчался по озеру, разрушил естесственную плотину и рухнул вниз, в ущелье. За один день прекрасного озера не стало. Погибло много людей, разрушены все постройки.

В настоящее время озеро начинает свою новую жизнь, восстав, как Феникс из пепла. И хотя его размеры значительно уступают прежним, оно и в наши дни манит к себе многочисленных туристов. Здесь сейчас нет никакого сервиса, но люди приезжают на машинах, экскурсионных автобусах полюбоваться необыкновенной природой и подышать свежим горным воздухом.

Оставив машину на площадке, начинаем спуск вниз, к озеру.

Так выглядит озеро в наши дни:

Скалы вокруг озера.

Автор на прогулке вокруг озера.

Дорога вокруг озера.

Дорога к лесничеству.

Дом лесника.

Маленькое озерцо.

Молодая поросль на бывшем дне озера.

На этом снимке хорошо видна граница между светло-зелёным молодняком и тёмно-зелёными вековыми елями. Эта граница — уровень озера до 1963 г. Сейчас его уровень на 15-20 м ниже и площадь составляет не более четверти от первоначальной.

Отправляемся в обратный путь по каньону р. Иссык, ведь наше путешествие продолжается.

Долина реки Иссык.

На одной из смотровых площадок.

Та самая «Беседка воздуха» шестьдесят лет спустя.

Последствия селя — каньон реки Иссык.

Далее наш путь лежит на восток по Кульджинской трассе. Миновав многочисленные пригороды и посёлки, мы въезжаем в Кокпекское ущелье — узкий проход в горах Согеты — и перед нами открывается великолепная панорама обширной Согетинской долины.

Согетинская долина.

На въезде в урочище Кокпек.

Виды урочища Кокпек.

Дорога нас ведет к реке Шарын (Чарын) — к одному из экзотических и популярных среди туристов мест. На всём протяжении она имеет нормальное асфальтное покрытие, т.к. является автодорогой, связывающей г. Алматы с одним из крупных грузовых погранпереходов с Китаем — с. Коргас (Хоргос) и самой юго-восточной точкой Семиречья — Нарынколом.

Каньон реки Чарын недалеко от моста Нарынколской трассы.

Мост через р. Чарын.

Чарынский каньон и смотровая площадка.

Чтобы попасть в каньон р. Чарын и «Долину замков» нужно, не доезжая моста со смотровыми площадками, свернуть налево и проехать по грунтовке, больше похожей на стиральную доску, примерно 12 км. Здесь нет ни кафе, ни магазинов, поэтому, отправляясь сюда, нужно заранее запастись продуктами и питьевой водой.

Дорога к «Долине Замков».

Перед Вами откроются великолепные виды Чарынского каньона, который по формам рельефа и природным условиям очень похож на Большой каньон р. Колорадо в США, но в миниатюре. Уникальные отвесные скалистые склоны каньона чрезвычайно интересны, живописны и разнообразны в своих формах, которые похожи на причудливые башни какого-нибудь сказочного замка. Здесь в 2004 году был организован Чарынский Государственный национальный природный парк. Общая площадь парка превышает 90 000 га. Сюда мы приехали до рассвета, чтобы заснять эти места в лучах восходящего солнца.

Утро в Чарынском каньоне.

Посетив Чарынский каньон, продолжаем своё путешествие по трассе в сторону с. Нарынкол. Справа по трассе в местечке Касенсай в 1997 году был установлен памятник легендарному герою казахского народа — Райымбек-батыру, боровшемуся против джунгарских завоевателей.

Раимбек-батыр.

Трасса на Нарынкол.

Где-то там, за горами и облаками — Пик Хан-Тенгри.

Недалеко от Нарынкола, края земли нашей.

Посетив Нарынкол и его окрестности, возвращаемся на основную трассу нашего путешествия, трассу Алматы — Хоргос. Наша следующая цель — реликтовая ясеневая роща и река Или перед Капчагайским водохранилищем. Райцентр Чунджа оставляем в стороне и продолжаем путь в Чарынский национальный природный парк.

На развилке нам — налево.

Впереди показалась ясеневая роща.

Очередная достопримечательность на нашем пути — памятник природы республиканского значения — Чарынская ясеневая роща, где вот уже пять миллионов лет произрастает реликтовый согдианский ясень. Но пока мы оставляем рощу в стороне, на обратном пути мы в неё обязательно заедем.

Река Чарын.

Проехав еще около полусотни километров, мы достигли конечной нашей цели — реки Или.

Мост через р. Или.

Когда-то здесь был пост ГАИ (а также и на другой стороне моста), но сейчас совершенно безлюдно. Теперь охраняют мост многочисленные ящерицы, отдыхая в тени ограждений и совершенно не обращая внимания на проходящий транспорт.

С моста открываются прекрасные виды:

Или — самая крупная река в Семиречье. Ее длина — 1 439 км. Свое начало река берет в Китае, на территории Алматинской области она образует искусственное водохранилище Капчагай и впадает в озеро Балхаш.

Ещё в начале XX века река была оживленной дорогой из западного Китая. Сегодня она популярна среди любителей приключенческого туризма, особенно сплавами на плотах по Или до Балхаша.

Пока мы были заняты пейзажами, мимо проследовала колонна из трёх авто иностранных туристов (кажется, это были немцы), удивлённо смотревших на нас, неизвестно откуда появившихся на середине моста (машину мы оставили за мостом) и за много километров от жилья. Сфотографировал хвост колонны:

Недалеко от моста есть несколько маленьких озёр:

На этом мосту конечная точка нашей автопрогулки, так как дальше дорога ведет к китайской границе к городку Хоргосу, а посещение Поднебесной в наши планы не входит.

Поэтому разворачиваемся и направляемся в Чарынскую рощу. Вот она, кстати, появилась на горизонте в виде темно-зелёной полосы на фоне выжженной пустыни:

Спокойствие и тишину этих мест охраняет царственная двухметровая птичка.

Штурман у скульптуры.

Типичный ландшафт этих мест.

Попасть в саму рощу несколько проблематично (она огорожена от граждан проезжающих в целях её сохранения). Начинаем искать проселочные дороги, чтобы попасть на её территорию.

На одной из дорог, ведущих в рощу.

Реликтовая ясеневая роща находится в урочище Сарытогай, в нижнем течении реки Чарын. Роща занесена в реестр ЮНЕСКО, как особо охраняемый памятник природы. Площадь рощи составляет около 5 тыс. га. Ученые считают, что возраст этой рощи примерно пять миллионов лет. Реликтовый согдианский ясень, похожий на баобаб, достигает в высоту 70 м и живет 300-400 лет. Сама роща напоминает сказочный лес. Кроме ясеня там произрастает крупнолистный тополь, лох и туранская ива.

Когда попадаешь на её территорию, кажется, что время замерло и сейчас из-за дерева высунется голова какого-нибудь любопытного динозавра, ведь прародители этих деревьев росли ещё в то время, когда динозавры правили миром. Островок этой природы кажется таким необычным среди пустынного ландшафта.

Реликтовый ясень согдианский.

Ясень согдианский.

Ещё одна дорога к роще.

Миниканьон.

На одном из въездов в Чарынскую рощу увидели одинокого велотуриста. Заметив у него на багажнике французский флаг, я поприветствовал француза на его родном языке, спросил, как дела? Он чуть не подпрыгнул от радости и удивления, что здесь, в пустыне, за семь с лишним тысяч километров от дома, услышал родную речь! Дальше разговор пошёл на смеси французского и английского, и этот товарищ (пардон, месье) по имени Седрик, поведал нам, что путешествует уже полгода, сам он из Лиона, а путь держит в Урумчи (Китай) и далее — в Тибет, затем в Лаос и Вьетнам. Пару дней назад был на Иссык-Куле. И это всё в одиночку и на велосипеде! Безумству храбрых поём мы песню!

Встреча с французским путешественником.

Попрощавшись с неутомимым искателем приключений, пожелав ему счастливого пути и сделав несколько фото, мы отправились домой.

На Чарыне.

Дорога к дому.

Ну а теперь прогулки по самым ближайшим окрестностям Алматы и по самому городу.

Начнём с визитной карточки города — Медео и Чимбулака. 30 января 2011 г. В Алматы и Астане открываются 7-е Зимние Азиатские Игры (Азиатская Зимняя Олимпиада) и мы решили, так сказать, «проинспектировать» ход подготовки к Играм. Доехали до гостиницы «Чимбулак». На плотине сделали остановку. Поднимались по дороге, что слева от катка. Та, что справа — на ремонте.

Вид на каток с плотины.

Каток сейчас на реконструкции.

На плотине.

Вид в сторону Чимбулака с плотины. Здесь устанавливают ещё одну канатную дорогу. Впечатляет пролёт между опорами канатки — около километра, если не больше, да и высота — метров под двести. Сплошной экстрим.

В 1973 году в результате схода селя вся эта котловина-селеулавливатель была почти полностью заполнена грязекаменной массой, объём которой был около 4 000 000 кубометров. Если бы не плотина, своевременно построенная всего несколькими годами ранее, восточной части города не стало бы…

Гостиница «Чимбулак».

Доехав до гостиницы, узнали, что работает один из подъёмников. Отлично! Можно будет подняться и посмотреть на Чимбулак с высоты птичьего полёта!

Информация по горнолыжным трассам.

Подъём наверх.

Стоимость проезда туда и обратно — 600 тенге (125 рублей) с человека.

Протяжённость этого подъёма — 1 730 м. Время подъёма — 14 минут.

Приближаемся к верхней станции, называется она «Конус». Выскакивать нужно быстро, особенно если вы сидите не с краю, а в центре. Станция расположена на приличной высоте — 2 800 метров, очень свежий ветерок и очень пригодились тёплые куртки, предложенные нам на нижней станции. Это не самая высотная станция. Левее и выше проложена кресельная дорога на Талгарский перевал. Подъёмник доставит вас на высоту 3 163 метра. Там начинается самый длинный горнолыжный спуск протяжённостью 3 500 метров с перепадом высот более 900 метров.

Склоны активно готовят к предстоящему сезону и Играм.

Талгарский перевал.

Там внизу, под облаками — Чимбулак.

Полюбовавшись открывшимися пейзажами, отправляемся обратно. Хорошо, что взяли куртки, здесь сильный холодный встречный ветер. К концу пути пальцы чуть не примёрзли к фотоаппарату. А в городе — жара за тридцать!

Четырехместная канатная дорога.

Сверху видно всё! Реконструкция Чимбулака идёт полным ходом.

Строятся и реконструируются дороги, как автомобильные, так и канатные, гостевые домики и гостиницы, различные спортивные сооружения, прокладываются коммуникации. Не забыты и дети, для них тоже предусмотрен подъёмник и своя трасса. Есть также трассы для сноубордистов и для катания на баллонах.

На стройплощадке верхней станции гондольной дороги.

Чимбулакские коттеджи.

Дорога Медео — Чимбулак.

Здесь нужно иметь хороший двигатель и надёжные тормоза.

Гондольная канатная дорога протяжённостью около 5 километров соединила.

Медео и Чимбулак. Осталось только подвесить вагончики.

Последствия селя — каньон реки Малая Алматинка.

Небольшое озерцо.

После путешествия по горным склонам Медеу и Чимбулака возвращаемся вниз, в город, где ждет родной дом.

Судя по комментариям, встречающимся на сайте, многие читатели хотели бы посмотреть не только пустынные местности, по которым проходят трассы Казахстана, но и его города. Поэтому мне хочется предложить вам небольшую фотоэкскурсию по самому красивому (мнение автора) городу нашей Республики.

Сам город расположен на месте древнего поселения Алматы. Был образован как форт-пост Верный для укрепления рубежей Казахстана после его присоединения к России. История города насчитывает немногим более 150 лет. К сожалению, многие старинные здания в связи с активной застройкой городской территории были снесены. Но некоторые уцелели и в настоящее время находятся под охраной государства. В городе гармонично сочетаются как старые, так и современные здания, многочисленные парки и скверы, красивые зелёные улицы и фонтаны.

Одно из любимых мест отдыха горожан и гостей — гора Кок-Тобе. Её высота 1 100 метров над уровнем моря. Достигнуть её вершины можно двумя путями — по автодороге и канатной дороге. Это первая канатная дорога, построенная ещё в далёком 1967 году и связавшая центр города с горой Кок-Тобе. Станция отправления расположена недалеко от Дворца Республики. Протяженность канатной дороги составляет 1 727 м, время в пути — шесть минут. Стоимость проезда в оба конца — 1500 тенге (около 300 рублей).

Станция отправления.

Вид на город из вагончика.

Станция прибытия — на территории парка «Кок –Тобе».

На вершине горы в три яруса расположены смотровые площадки. С них открывается прекрасная панорама города.

Смотровые площадки.

Панорама города со смотровых площадок.

Телебашня на горе Кок-Тобе. Её высота 350 метров.

Памятник «The Beatles». Это первый памятник легендарной ливерпульской четвёрке в полном составе: Джон Леннон с гитарой сидит на скамейке, за ним стоят Пол Маккартни, Джордж Харрсон, Ринго Стар и я, автор статьи.

Фонтан желаний «Алма». Огромное гранитное яблоко (алма) является символом нашего солнечного города.

В парке «Кок-Тобе» много красивых зеленых уголков, где можно отдохнуть, перекусить, (правда, и цены там тоже кусаются, значительно выше, чем в любом ресторане города), а также приобрести различные сувениры.

Детский городок.

Обозрев город с высоты птичьего полёта, предлагаю вам проехать по его улицам и посмотреть, как говорится, изнутри. Надеюсь, моя небольшая экскурсия не сильно утомит читателей. Начнём, пожалуй, с тех мест, которые хранятся в памяти любого человека, с уважением относящегося к героической истории нашей Родины.

Парк 28-ми гвардейцев-панфиловцев получил это имя в честь подвига, совершённого в годы ВОВ при обороне Москвы. Он расположен на территории бывшего Городского сада, который был заложен в годы строительства г. Верного в семидесятых годах XIX века. Здесь сооружён монумент в память погибшим героям Отечественной войны и установлен памятник герою Советского Союза генерал-майору И.В. Панфилову.

Памятник И.В. Панфилову.

На одной из аллей парка.

Вечная память героям.

Аллея глав государств.

На территории парка было возведено здание Свято-Вознесенского кафедрального собора. Его высота — 56 метров. Это первое сейсмоустойчивое сооружение, построенное архитектором Борисоглебским и инженером А. Зенковым по проекту Павла Гурде в 1907 году из голубой тянь-шаньской ели (первоначально без единого гвоздя). Оно выдержало катастрофическое 10-ти бальное землетрясение в 1911 году и послужило приютом многим горожанам во время этого стихийного бедствия.

Также на территории парка был построен в 1908 году Дом офицерского собрания, ныне музей музыкальных инструментов.

Рядом со старым прекрасно уживается новое. Современный Дом офицеров.

Продолжая прогулку, оказываемся на ул. Торговой, ныне ул. Жибек Жолы (Шёлковый путь). Она и сейчас оправдывает своё историческое название. Это первая улица города, замощённая камнем в 1883 году.

Представлю Вашему вниманию ещё одно историческое здание. Это магазин тканей «Кзыл Тан». Бывший самый крупный торговый дом купца Габдувалиева, построенный в 1912 году.

Магазин «Кзыл Тан».

Улица Жибек Жолы — это череда магазинов и магазинчиков, бутиков и современных торговых комплексов. Здесь находится и самый большой рынок города — Зеленый базар.

На ул. Жибек Жолы.

В крытом павильоне рынка.

В 1856 году в г. Верном на территории более 100 га был заложен Казённый сад, высажены многочисленные виды деревьев и цветов. В годы советской власти в 1935 году на его территории был открыт ЦПКиО, а в 1937 году — алматинский зоопарк, где в настоящее время на территории 30 га обитают различные представители животного мира.

Это вид на аквапарк и озеро с колеса обозрения.

Теперь можно проведать и братьев наших меньших.

Авто из 22 региона (так же как и из 54-го) — не редкость в Алматы.

Нельзя обойти вниманием и многочисленные скверы и фонтаны.

Фонтан «Жетысу» олицетворяет семь рек Жетысу.

Театр Оперы и Балета.

Фонтан у Театра Оперы и Балета — первый фонтан, сооружённый в 1948 году.

Фонтан «Восточный календарь». Фигуры животных, окружающих его, символизируют каждый год из 12-годичного цикла по восточному календарю. В центре фонтана расположено лучезарное солнце.

Дворец Республики.

Гостиница «Казахстан».

Одна из забавных остановок общественного транспорта.

Дворец школьников.

Если Вам надоело передвигаться на своём авто, нужно встретить друзей или партнёров по бизнесу, а так же провести какое-либо торжество, к Вашим услугам — лимузины Алматы.

В такой компании и трёхосный HUMMER не выглядит слишком большим.

На этом хочу закончить своё повествование. Благодарю всех тех, кто смог прочитать сей опус до конца и буду очень рад, если кого-то сумел заинтересовать нашей страной и зародить в душе желание посетить её. Приезжайте, не пожалеете. На землях Жетысу (Семиречья) — крае гор, пустынь, степей и рек — каждый может найти что-то приятное и удивительное для себя. Здесь множество привлекательных объектов для тех, кто любит путешествовать и стремится познать мир. Но, собираясь в дорогу, помните, что зачастую пространства огромны и пустынны, дороги далеко не всегда напоминают автобаны (только кое-где местами), соответственно дорожный сервис и заправки находятся далеко друг от друга. А когда к вам приближается наш дорожный полицейский и протягивает руку, не надо воспринимать этот жест как просьбу отстегнуть бабки. У нас просто принято здороваться за руку (восток-с). Не нарушайте ПДД и, уверяю, что от отдыха Вы получите только положительные эмоции. Ни гвоздя Вам, ни жезла на дорогах!