|
Решение ехать на машине принимал тщательно, взвешивая все за и против. До этого мой опыт дальних путешествий ограничивался 150 км от Омска, прибавить к этому стоявшие в Сибири морозы, гололед и отсутствие попутчиков... картина вырисовывалась малопривлекательная. Однако необходимость автомобиля в работе и проснувшийся авантюризм перевесили имеющиеся опасения.
Готовиться к поездке начал заранее, часами сидел на форумах, составлял списки необходимых в дороге вещей, с ними мотался по магазинам, распечатывал карты.
По маршруту в условиях гололеда и низких температур решение виделось одно — только оживленные федеральные трассы.
Омск—Крутинка—Ишим—Бердюжье—Чистозерье—Макушино—Курган—Челябинск—Златоуст—Сим—Уфа-Октябрьский—Самара—Балаково—Маркс—Саратов—Камышин—Волгоград—Калач-на-Дону—Морозовск—Ростов—Краснодар—Новороссийск.
Путешествие началось 24.01.2011 в 5:15 по Омску. Банка «Ред була», термос кофе, куча новых дисков с музыкой и аудиокнигами. За бортом -28. Поехали...
Омская область
Дорога до перекрестка (кольцо Любино, Тюкалинск, Тара) вполне приличная, в попутном направлении ни одной машины, встречки очень мало. На посту одинокий гаец кидает снег лопатой (больше, до границы с Тюменской областью, они не попадались). После кольца покрытие становится хуже, проезжая часть сужается, но все равно ехать можно. До Крутинки без приключений, въехал в пелену тумана (решил, что это из-за близости озер), машин на трассе, можно сказать, нет совсем. Первая остановка купить воды, размять затекшие мышцы.
За Крутинкой участок дороги с очень хорошим асфальтом, летом и в светлое время можно было бы хорошо разогнаться... но по гололеду и в темноте получается 125 максимум.
Тюменская область
Почти рассвело. Пересекаю границу и сразу ощущаю изменение покрытия в худшую сторону. Много ям, колеи, гололед. До Ишима попалось два откровенно убитых участка, сразу за Тушнолобово и чуть дальше. Кое-где приходилось сбрасывать до 20 км/ч.
Первая засада, сидят под горкой с фотоаппаратом, ловят обгон.
Ишим решаю пройти по объездной. Первая дозаправка на «Газпромнефти», почти сразу за АЗС виадук, по указателю на Бердюжье. Дорога ровная, и только гололед мешает разогнаться, скорость 120-125 вполне уверенно.
Перед Бердюжьем (км за 20) участок с очень плохой дорогой, то ли плохой асфальт, то ли вообще грунт, под наледью не различить, а останавливаться и проверять я не стал.
Пост ГАИ без гаишников, наверное, грелись в тепле, кольцо, налево по указателю на Курган, дорога в порядке, машины редко попадаются.
Курганская область
Проехал Макушино, вот и М-51, направо. Трафик увеличивается, покрытие сносное, хотя есть и убитые участки. Засад нет, и в Кургане оказываюсь достаточно быстро, к 14:00. Дозаправка, обед на объездной и снова в путь.
Челябинская область
Дорога неплохая, километры летят быстро, к областному центру подъезжаю в 17:30. Налево на объездную через виадук, полчаса и вот она — М-5. Самочувствие хорошее, дорога сухая, решаю проехать по Уральским горам как можно дальше, раз есть возможность. Фур не так уж и много, едем вполне живенько. К 19:00 усталость начинает давать о себе знать. Окончательно стемнело, решаю остановиться в первом попутном мотеле. Поиск, однако, занимает около часа, уехал км 50 за Златоуст, из-за баранки выхожу только в 20:00 по Омску. Радует, что проехал почти все подъемы, тем более по прогнозам на завтра снег.
В мотеле только двухместные номера, вместе со стоянкой обходится в 1 000 руб., солянка в придорожном кафе с незапоминающимся названием, вроде «Ямщик». Спать!
Утром выезжаю в 5:00, в планах доехать до Саратова.
Горными пейзажами любоваться некогда, да и темно вокруг. За одним из поворотов вижу на дороге костер, сбрасываю скорость. Горит покрышка, за ней опрокинутая фура, дальнобойщики подожгли вместо аварийного знака.
На подъезде к Симу начинается метель, видимость ухудшается, транспорта становится больше.
Башкирия
Встречает стеной снега. Сильный боковой ветер. На открытых участках видимость метров 20, где вдоль трассы деревья — чуть дальше. Догоняю фуру, возможности обогнать никакой, плетемся 40-60. Попадается еще один грузовик в кювете.
Доезжаю потихоньку до Уфы, заправка и кофе на «Лукойле». Дальше объездная с хорошим асфальтом. Снег слабеет, но, памятуя о вездесущих башкирских ГИБДДшниках, скорость держу более-менее разрешенную.
Потом опять усилился снег и начались приключения. Не доезжая до Октябрьского дорога перекрыта, стоят фуры. Подхожу к дальнобоям, говорят, гайцы встали и никого не пускают. Стоянка в планы не входит, поэтому включаю аварийку и медленно еду вдоль фур по встречке, ныряя на свою полосу между грузовиков, когда попадаются встречные машины, благо, видимость позволяет. Цепочка из фур заканчивается километра через полтора. Дальше стоят и легковые. Стоит гаец, вокруг него несколько водителей. Не пускают, говорят, дорогу замело, видимость ноль. На вопрос «Когда поедем?» получил ответ «Может, через десять минут, может утром...». Возвращаюсь в машину, настроение никакое, начинаю ждать.
Пускать начинают через 40 минут, когда чуть рассеялась метель.
Через 5 км опять стоят фуры...
Вместе с другими легковухами пролазим мимо них и через километр утыкаемся во встречную пробку. Один грузовик застрял в снегу, ждем, пока другой его вытаскивает. Едем дальше, опять пробка в нашем направлении, между попутными и встречными фурами узкий лаз, сугробы на полколеса, складываю зеркала и начинается слалом. Километра два такой жести и вырываемся из снежного плена :).
Сложилось ощущение, что еще удачно проскочил по Башкирии, потому что во встречном направлении до самого Татарстана были заторы и сугробы, снег и метель местами достаточно сильные, а ни одной единицы уборочной техники не видел.
Татарстан
Короткий участок трассы по этой республике запомнился плохой дорогой с множеством ям и глубокой колеей. Немного постоял в пробке и поехал дальше.
Оренбургская область
На дороге высокая колея и гололед, скорость не ахти и обгон затруднен, хотя машин немного. Зато встретил три засады ДПС с фотоаппаратами. Заправка, вкусная солянка.
Самарская область
Дорога вполне ровная и сносная, иногда попадаются неглубокие ямки. К Самаре подъезжаю уже в темноте, во встречном направлении дорога забита, буксующие на подъемах фуры тормозят движение. Решив проехать город и заночевать, по указателям ухожу на объездную. Но мотель долго не находится, возвращаюсь в город. На посту у гаишника спрашиваю гостиницу, тот на удивление вежливо объясняет дорогу и через десять минут подъезжаю к заведению под названием «Перекресток». Ценник взрослый для мотеля — 1 500 руб. (наверное, гаишник в доле:)), но соглашаюсь, так как день выдался тот еще, устал.
Выезжаю рано утром. Туман, но скорость можно держать неплохую, так как дорога хорошего качества.
Саратовская область
Дорога постепенно из хорошей превращается в нормальную, но проезжаю указатель «Балаковский район» и начинается настоящий экстрим. Убитый в … асфальт, снег не убирается совсем, а укатывается часто встречающимися фурами в ледяные кочки. Въехал в это… безобразие на скорости 60 км/ч, думал, оставлю на дороге половину подвески. Во встречном направлении колея, две петляющие полоски асфальта, ехал по ним, когда нужно было пропустить машины — приходилось съезжать на обочину и останавливаться. И такое … почти до самого Саратова.
На выезде из этого района пост, куча сотрудников с автоматами (была среда, 26 января, два дня после теракта в Домодедово), останавливают (первый раз за три дня), приглашают в тепло, начинают разводить. Капитан, сперва дает алкотестер с уже надутыми 0,3 промилле, потом по рации ему сообщают, что я обогнал кого-то под знак (это по вышеописаной «дороге»)... Минут десять мы с ним ведем беседу, видя, что я не собираюсь сдаваться просто так, оппонент начинает злиться и повышать голос. Закончилось тем, что из соседней комнаты вышел другой гаец, видимо, из усиления и сказал: «Отстань от человека, видишь же, что трезвый и документы в порядке».
Дальше дорога лучше не становится, снежные кочки (на всю область видел только два снегоуборочных трактора), трясет так, что страшно за машину. Перед Саратовом на мост через Волгу, реки не видно, метель.
Дальше ухожу по указателям на волгоградскую трассу. Очень много засад, наверное, по числу знаков «Обгон запрещен», через каждые 5-10 километров. Останавливали еще три раза, пытались развести на обгон, отбился кое-как, потерял кучу времени. Дальше ехал по правилам (ну разве что только чуть-чуть быстрее, чем можно), но все-таки без финансовых потерь пройти саратовское ГИБДД не получилось, сфотографировали +43 км на участке с максимальной скоростью 70 км. Знак не видел, возвращаться проверять не стал, времени и желания спорить не осталось, отставание от запланированного графика движения было очень существенным.
Решил, что в следующий раз поеду через Саратов только имея на это веские основания. Уверенное первое место в рейтинге негативных впечатлений.
Волгоградская область.
Дорога неплохая, но очень плотный поток попутных и встречных машин. За бортом тепло, туманг, слякоть... а выезжая из Омска я не проверил бачок омывателя, в котором, как оказалось, замерзла незамерзайка, залитая еще в ноябре и расчитаная на -30. Соблюдая необходимые меры предосторожности еду дальше, ругая себя и производителей этой дряни. Часто приходится останавливаться и протирать лобовое стекло. Не доезжая 50 км до Волгограда решаю заночевать в мотеле, благо, их попадается очень много. 550 руб. за номер со стоянкой, 150 руб. ужин в соседнем кафе.
Ночью похолодало с -2 до -10, бачок так и не оттаял. Пройдено 2 600 км пути, негусто за три дня, привет Башкирии и Саратову. До места назначения еще около 1 000 км.
Дорога хорошая, местами очень. На выезде из области остановился «сверить маршрут по карте», забыл включить свет, тут же хлопнули на 100 руб. на первом же посту.
Ростовская область
Дорога хорошая, ровная, прекрасная разметка. Помня предупреждения о работе местных гибддшников, очень внимательно слежу за знаками и превышаю максимум на 20 км/ч.
На М-4 плотный поток фур, покрытие отличное, держу скорость около 100, чуть притормаживая у виадуков и эстакад, на которых стоят камеры. Вот и Ростов, на объездную, попадаю в небольшую пробку по поводу ремонта моста через Дон.
В Ростовской области ни разу не остановили.
Краснодарский край
На въезде останавливают на посту, полный осмотр машины. Операция «Антитеррор», полно автоматчиков, собаки. Мимо без остановки едут грузовики с номерами кавказских республик и веселыми джигитами за рулем, их тормозить никто даже не думает.
Дальше до Краснодара три засады ГАИ с радарами, шел 110 и не попался. Дорога ровная и хорошая, хотя местами попадаются ямы, их есть где объехать. В 18:00 мск добираюсь до краевого центра. За рулем уже 14 часов почти без перерыва, решаю ехать дальше, благо осталось 150 км. Немного поплутав по Краснодару, выезжаю на трассу и в 21:00 въезжаю в город-герой Новороссийск. Сил и эмоций ноль, машину на стоянку, пару пива и спать.
Итого:
Пройдено километров — 3 570.
В пути не пользовался никакими электронными девайсами. Проехал весь путь по указателям, раза три сворачивал не туда, в результате чего наездил лишних километров 30.
Потрачено денег —10 500 руб., из них 5 500 — на бензин, 600 — штрафы.
Если еще раз соберусь в автопутешествие — только в теплое время года и в компании :-).
Напоследок немного зимнего Новороссийска.