|
Прочитал отчет своего земляка о поездке в Казахстан, написал отзыв, но потом решил и здесь выложить свой отчет, может, кому-то он будет полезен. Сразу скажу, что Северный и Южный Казахстан — две большие разницы. До Балхаша мы доехали без каких-либо проблем с местным ГАИ, мужики на блокпостах к нам относились нормально, всегда объясняли про дорогу, желали счастливого пути и т.д. Ну а после Балхаша...
Вспомнился эпиграф. Маленькая Алиса взяла меня за руку и неожиданно спросила: «Почему взрослые люди всегда говорят нам, что чудовищ не бывает, а потом сами приводят нас в их логово?»
Выехали из Томска вечером 5 октября на Карасук, машина Toyota Camry Gracia, без проблем прошли пограничный и таможенный контроль и поехали по маршруту Павлодар-Караганда-Балхаш-Шу-Тараз-Шимкент-Кызылорда-Байконур.
Под утро 7 октября остановились на короткий сон около Шу. Мы торопились к вывозу ракеты утром 8 октября. Дорога в целом хорошая, только после Шидерты около 100 км плохого асфальта, и между Балхашем и Шу идет большой ремонт дороги с ужасным объездом. Надо подчеркнуть, что до Шу проехали без каких-либо проблем с казахстанской полицией. Нас, конечно, останавливали, проверяли документы, но не находили никаких зацепок, и мы спокойно продолжали движение с хорошим настроением и оптимизмом. Но настроение и оптимизм быстро закончились, как только мы въехали в Шу.
На выезде из Шу нас догнала полицейская машина, сидевший в ней «полисмен», не выходя из машины, приказал нам остановиться, забрал документы и объяснил, что мы проехали на красный сигнал светофора (а мы миновали его минут пять назад, естественно, на зеленый), что у него полная машина свидетелей и что с нас Одна тысяча российских рублей, иначе нас задержат до оплаты большого штрафа. Но, узнав, что мы едем на Байконур, сказал, что сам служил там, и смилостивился до 500 р. Слегка озадаченные, мы заплатили и поехали дальше. В Кулане позавтракали и тут же нарвались на засаду, нам ткнули радар с показанием 58 км/час (там был знак ограничения 50 км/час) и указали на не включенные фары. На наши возражения, что знак населенного пункта на белом фоне, объяснили, что по их правилам все не казахстанские машины обязаны ездить всегда с включенными фарами!!! (Правильный подход — объект для вымогательства виден за версту) Сунули под нос распечатку с суммами штрафов и за два нарушения безапелляционно выставили счет в Две тысячи рублей, и не отдавали права и документы на машину, пока мы не заплатили.
Дальше мы уже поехали с мыслями о нерадостном ближайшем будущем. Ехали с соблюдением всех знаков, а знаки там — это что-то... Например, знак «40» и табличка «Зона действия 10 км», и это на хорошо просматриваемой дороге с приличным асфальтом. Рекордное сочетание: знак «50» и зона действия 20 км... На подходе к Таразу остановили братки на черном Ауди, поинтересовались, кто, откуда, куда, предложили проводить, мы вежливо отказались, они спросили, нет ли за нами еще российских машин, развернулись и уехали. Въехали в Тараз и поехали, минуя центр города. Нас остановила полицейская машина, в которой кроме инспектора МАИ (это Казахстанская ГАИ) находились капитан милиции в форме и капитан миграционной службы, тоже в форме.
Они объяснили, что у них совместный рейд, поэтому они должны нас усиленно проверить. Документы были в порядке, но, тем не менее, капитан миграционной службы сказал, что мы должны заплатить, дать им денег, по его выражению, «на фарт», и пообещал, что больше в Таразе нас никто не тронет. Договорились на 500 рублей, но, как выяснилось позже, они нас обманули. Уже отъезжая, услышали вопль МАИшника, который в это время занимался другой машиной, и, видимо, решил, что его обделили, но из машины ему что-то крикнули и он нас отпустил. Минут через 10 подъехали к посту полиции на выезде из города Тараз, нас остановили, мы прошли в здание поста, где офицер проверил документы, сделал запись в журнале и разрешил ехать дальше. Прямо на выходе из поста мне перегородил дорогу сотрудник МАИ и начал объяснять, что здесь усиленный пост «Рубеж» для борьбы с наркотиками, что у них проходит операция «Мак», и они обязаны учинить нам тщательный досмотр, я согласился, тогда он подвел ко мне человека в милицейской форме и сказал, что это специалист по поиску наркотиков, и если он начнет их искать в нашей машине, то обязательно найдет, а может даже найдет их у наших детей. Это был удар ниже пояса, и начался торг, как на базаре, сначала они назвали 2 000 р., но я уперся, и постепенно они скинули до 1 000 рублей. Дальше мы ехали почти в шоковом состоянии, подсчитывая финансовые возможности на обратную дорогу.
На удивление пост полиции на границе Таразской и Шимкентской областей мы проехали без проблем, нас остановили, проверили документы и даже пожелали счастливого пути. Значит, там есть и нормальные люди. Их бы слова да богу в уши... Но на выезде из Шимкента нас тормознула белая БМВ с «братвой», долго выясняли, кто мы, откуда, куда едем, что везем, предложили проводить, а потом сказали, что надо оказать уважение местной братве, а то дорога длинная, мало ли что, после небольшого торга уважение выразилось в 1 000 рублей, нам показали выезд из города, и мы покатили на Кзыл-Орду. Постепенно зрела мысль, что назад здесь мы не поедем. Проехали поселок Туркестан, на выезде заметили гаишника, который стоял к нам спиной, копаясь в своей машине, он нас просто не видел, не подал никаких знаков остановиться, и мы поехали дальше. Нас догнали минут через десять, на гражданском Опеле, и, высунув из окна красную палку, приказали остановиться. В машине было двое — гаишник и человек в милицейской форме, проверили все документы и предъявили обвинение в неподчинении приказу остановиться. На наши возражения «полисмены» предложили вернуться и показать нам свидетелей нашего неподчинения, пригрозили арестом машины и штрафом в 14 000 тенге, после артистичной паузы от них последовало предложение договориться и начался «привычный» уже торг. С 2 000 р. упали до 1 000, спросили, не обижаемся ли мы на них, и отпустили. Наша тоска по Родине становилась все непреодолимее.
На границе Шимкентской и Кзылординской областей опять пост, остановка, проверка документов, но обошлось без проблем, нам сказали, что Кзылорда — красный город, и нам нечего бояться. Усталые и издерганные мы почти поверили в эту сказку.
На въезде в Кзылорду на посту остановили, проверили документы и сказали, что по линии ГАИ у них к нам претензий нет, но тут вмешался старлей в милицейской форме, пояснил нам, что это не простой пост, а усиленный — «Рубеж», он снова тщательнейшим образом проверил все документы и обнаружил отсутствие таможенных деклараций. Он заявил, что подозревает нас в транспортировке наркотиков и что теперь нас и машину подвергнут усиленному обыску. Нам вывернули карманы, ощупали с ног до головы и, заодно, ознакомились с содержимым бумажников. После этого загнали машину в ангар, старлей вытряхнул все из машины, даже выпустил воздух из запаски, велел выложить на стол личные сотики, фотоаппараты и видеокамеру, объявил их незаконно ввезенными и, после некоторой паузы, предложил договориться, предупредил, что без торга, написал на бумажке 2 000 и быстро зачеркнул. Это происходило вечером 7 октября, я уже был готов на разборки с местными властями, но мы должны были 8-го утром быть на Байконуре, и, скрипя зубами, согласились. Напоследок старлей поинтересовался, не держим ли мы на него зла... Поздно ночью мы прибыли на Байконур, отчет в теме 50 лет космической эре.
9 октября мы зашли в Миграционную службу для того, чтобы поставить отметки в миграционных карточках, нас отправили собирать справки, делать ксерокопии паспортов и т.п. 10-го утром все необходимое было собрано, но майор миграционной службы, женщина, объявила, что документы будут готовы через ТРИ дня, а ведь нам уезжать ночью!!! На наше возмущение она ответила, что нас будет проверять Комитет Национальной Безопасности Казахстана, эта проверка длительная и по их правилам занимает как раз три дня. На наш вопрос, как это ускорить, последовало предложение — по 1 000 р. с человека. Это действительно ускорило работу и КНБ, и Миграционной службы Казахстана, потому что через десять-пятнадцать минут нам вынесли карточки с печатями.
Назад мы поехали через Иргиз, правда, двумя машинами, на нашей Camry Gracia и Toyota Ipsum москвичей.
Цены на проезд постов в Аральске и Новоказалинске были уже смешными.
В одном случае подарок — бутылка водки, в другом 100 р. и их обещание выпить за наше здоровье и хорошую дорогу. И на том спасибо. Иргиз прошли за световой день. Ужасная дорога, в основном ехали рядом с остатками асфальта по степи, в песчаной пыли, но выручала хорошая герметизация и кондиционеры японских машин. Неужели Казахстану не нужна хорошая дорога в центр России? До границы проехали через Хромтау, Актюбинск без всяких остановок и проблем. Может, Южный и Северный Казахстан — две разных страны?
Переходили границу на посту в Яйсане. С документами проблем не было, но уже на досмотре подбежал щупленький «боец» таможни и начал говорить, что мы едем из южных районов, что нас надо тщательно досмотреть, но сделать это они могут только днем, потому что ночью плохо видно... Я потребовал, чтоб нас загнали в ангар и досмотрели немедленно, близость Родины придавала смелости. Обошлось без ангара, вытряхнули все из машины, спустили остатки воздуха из запаски, долго стучали ей об землю, но все это закончилось, и ночью, 12 октября, мы вернулись на Родину.
Вместо эпилога... Маленькая Алиса посмотрела на них большими, полными слез от незаслуженной обиды глазами и тихо сказала: «Я просто офигеваю от этого зоопарка».
P.S.
1. Если кто-то сомневается в правдоподобности этого отчета — может сесть на машину с российскими номерами, посадить за руль лицо славянской национальности и проехать по нашему маршруту.
2. На все наши разговоры о дискриминации и поборах с россиян, о российско-казахской дружбе, о встрече Путина и Назарбаева нам отвечали лишь пренебрежительными усмешками.
3. По России мы ехали через Оренбург-Магнитогорск-Челябинск-Курган-Омск-Новосиб. За всю дорогу нас ни разу не остановила ГАИ, а если мы спрашивали у них дорогу — все толково и терпеливо объясняли. У мужиков на Ипсуме после «двойного» Иргиза отвалился бензонасос, они стояли ночью с аварийкой под Рязанью, так гаишники сами остановились, предложили помощь и бесплатно дотащили на веревке до места ремонта. Может, у нас в России хоть что-то меняется к лучшему?