|
Предисловие
Доброго времени суток, читающим мои воспоминания.
Я очень давно посещаю форум, а вот мысли что-либо написать не возникало, но события десятимесячной и прочей давности натолкнули меня на эту идею. А дело было так. 23 февраля 2007 года. Вагон поезда Новосибирск-Владивосток. Обед. На столике разложена традиционная курица и другое. Стоит пиво. Нас трое. Едем во Владик за машинами. Откушали, что Бог послал, выпили пиво. Поговорили. Я лежу на верхней полке с полным еды и пития желудком. Впереди, до оргазма, приятное: 5 дней поезда, приобретение автомобиля (самый пик оргазма) и 7 дней обратного пути, когда адреналин ежесекундно присутствует в крови. Настроение такое, какое, наверное, бывает в раю. И в это время, в истоме, приходит мысль, что ведь сегодня 10 лет с того времени, когда я впервые поехал во Владик, а вернее в Находку, за машиной!!! Мысли побежали назад, в то лето 1996 года. Очень и очень многое четко и подробно всплывет в памяти...
Начало
Конец июля 1996 года. Скоро обед. Жарко. Работать не охота. Организм расстроен предыдущими днями возлияний по поводу обмывания звания — майора, которое мне присвоили несколько дней назад. Итак, в этот день мой социальный статус был такой: майор милиции, старший оперуполномоченный ОБХСС (для молодых — ОБХСС это отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности), 40 лет, отец 2-х замечательных девчонок. Через 5 лет могу идти на пенсию, чему особенно был рад. Короче, жизнь о-кей. Все больше и больше склоняюсь к мысли, что надо бросать сегодня работать и ехать на «оперативное мероприятие», а проще говоря, взять шашлыки, холодненького пииива и купаться, т. е. устроить релаксацию организму. Открывается дверь, и в кабинет входит мой знакомый — Володька. Он сходу: «Привет, нужна помощь, срочно». Я: «Смогу — помогу». Володька: «Помоги поставить на учет в ГАИ японский автомобиль». Я: «Да не вопрос, где взял, как, за сколько и т. д». Он: «Несколько дней назад приехал своим ходом из Находки». Я в легком замешательстве. Короче, мы очутились на реке со всеми втекающими и вытекающими.
«Оперативное мероприятие» помимо логического конца, закончилось еще и тем, что мы договорились в конце февраля — начале марта 1997 года ехать в Находку за машинами. Почему февраль-март и Находка? Да очень просто: февраль-март — время, когда уже не так холодно, но дороги не развело и существует «зимник», т. е. дорога по льду реки и болоту, и еще потому, что, во-первых, когда растаивает «зимник», 1,5 тыс. км можно проехать только по железной дороге на платформе, во-вторых, межсезонье, поэтому самые низкие цены. Ну а в Находке дешевле, чем во Владике, т. к. это «тупиковый» город и, соответственно, меньше покупателей. Мне эти доводы показались весомыми, тем более из уст «бывалого».
Как это было...
Итак, февраль 1997 года. Я продал машину, купил 4,9 тыс. баксов, оформил отпуск, надо покупать билеты. Встречаюсь с Володькой. Он не может продать свою машину и предлагает ехать без него. Его напутствие очень простое: туда на поезде доехать не проблема, «взрослый мальчик». Во Владике берешь такси и на автовокзал, там на автобусе в Находку, где на месте сориентируешься. И вот тебе адрес дешевой гостиницы. Главное, в Находке рынок работает только в выходные дни. Обратно поедешь все время по указателям, а в других случаях «язык до Киева доведет». Ну а в Амурской области, где «зимник» и нет указателей, он и сам не был, поэтому и сказать ничего конкретного не может, кроме того, что знающие люди говорили, что ехать надо все время вдоль железной дороги. Короче, ничего страшного, но желательно ехать хотя бы вдвоем. Вот и вся информация, которой я обладал. Собирать еще какую-нибудь инфу не было ни времени, ни возможности. И я заметался в поисках попутчика, потому что машина продана, доллары лежат, отпуск начался. Мои метания кончились тем, что я нашел в нашей конторе ст. лейтенанта уголовного розыска — Юру, такого же авантюриста, как и я, который согласился ехать. Вперед!!!
Дорога туда и в то время была такая же, как сейчас, поэтому ничего интересного. Итак, мы в Находке!!!
Дальше более-менее подробно, по сохранившимся записям.
Рынок, по местному почему-то «балка», работал только в выходные. Купили машины: я — Nissan Pulsar, Юра — Toyota Sprinter — деревянные полторашки. О том, почему мы были лохами при покупке авто, говорит следующее: когда я взял свое авто, то спросил продавца, где и как регулируются клапана, натяжение ремня и т. д. На мой вопрос продавец сделал и сказал следующее (дословно) — открыл капот, отвинтил крышку блока цилиндров и, показывая на дырку, изрек: «Сюда заливаешь масло, когда будешь его менять, сзади есть такая же дырка, куда заливаешь бензин. И все. Больше ничего делать не надо, так как здесь все делается само. Чем реже будешь открывать капот, тем больше твоя машина пробегает без ремонта». До сих пор помню. Таким образом, в связи с нашей непроходимой темнотой, подготовка к отъезду была очень простая: купили машины, сразу же заехали в гостиницу, забрали вещи, сели в машины и поехали домой. О том, что надо поменять масло, что есть зимняя резина и ее надо поставить, а в дорогу купить запасную резину, взять транзитные номера, мы даже и не подозревали. Что это надо делать, узнали только в своем родном городе. Когда узнали, то сильно содрогнулись. Темнота, а подсказать было некому. Но так было.
Ремарка: помню, что когда при покупке открыл капот, то был поражен чистотой двигателя. Не просто чистотой, а он был весь обклеен бирками с иероглифами и все это покрыто лаком. Так что все блестело. Я до этого имел опыт приобретения 2-х новых, из магазина, автомобилей. Так вот, у новых ВАЗов двигатель был в гораздо худшем состоянии. Продавец пояснил, что это такая, в Японии, предпродажная подготовка. В течение нескольких лет далее, двигатели покрывались лаком, потом это исчезло.
1-й день
15 марта 1997 года. Суббота. Выехали из Находки в 14 час. 35 мин. На спидометре 104 464 км (наверное, не скручено). В Находке заправились 45 литров по 2 800 руб. на 126 000 руб. (тогда все были миллионерами). В Артеме были в 18 час., расстояние 171 км. Черниговка — 20 час. 20 мин, заправка 25 л по 2 500 руб. Ночевать остановились в п. Кировский, в гостинице. 2-х местный номер по 45 000 руб. с человека. Машины оставили на улице, около гостиницы, просто так. За день проехали 445 км. Ехали напряженно, осваивали машины. Дорога хорошая.
2-й день
16 марта, воскресенье. Выехали из Кировского в 7 час. 20 мин. В Вяземском были в 12 час. На спидометре 347 км. В Хабаровске были в 14 час. 10 мин. Залили 55 л по 2 150 руб. Проехали ледяную переправу через Амур, т. е. выехали из Хабары, в 14 час. 40 мин. Переправа была в районе спирт завода, т. е. примерно в том месте, где сейчас мост. В Облучье приехали в 23 час. 30 мин. Ночевали на вокзале в комнате матери и ребенка. Цена кровати 30 000 руб. Машины стояли на улице без присмотра. Надо же, оставляли и не боялись. За второй день проехали 860 км. Написано в записях — дорога после п. Бира неважная.
3-й день
17 марта. Понедельник. Выехали из Облучья в 7 час. 05 мин. на Благовещенск. Ехали через Архару, Новоспасск, Райчихинск. От Облучья до Благовещенска 350 км. От Облучья до Райчихинска (примерно 200 км) дорога плохая. Ехали 30-40 км/час. После Райчихинска и до Благовещенска хороший асфальт. В Благовещенск приехали в 13 час. Из Благовещенска выехали на Свободный в 14 час. 10 мин. До Свободного дорога асфальтированная, только местами, в горах, есть немного гравийки. Со Свободного выехали на Шимановск и в него приехали в 18 час. На заправке, в Шимановске, когда спрашивали гостиницу, нам сказали, что при нефтебазе есть комнаты отдыха и теплый гараж. Здесь же взяли билеты в комнату отдыха (двухместная) по цене 35 000 руб. и теплый гараж 35 000 руб. за машину. Теплый гараж нужен был, так как машины были все во льду. В следующем году опять останавливались на ночевку на нефтебазе. Проехали за день 660 км.
4-й день
18 марта. Вторник. Выехали из Шимановска в 7 час. 15 мин. и ехали вдоль ж.д. на Сиваки, куда приехали в 9 час. 35 мин., проехав 121 км. С Сиваков на Магдагачи (133 км) и далее на Талдан через Гонжу. В Гонже выезжаем на строящуюся дорогу (это то, что сейчас называют Федералка) и через 93 км, чуть не доезжая Талдана, завернули на Соловьевск, а это большой объезд, примерно 170 км, но больше никак в Сковородино не попадешь, так как дороги напрямую, без такого объезда, нет. В Сковородино приехали в 19 час., подумали, что спать рано, и поехали на Ерофей Павловича. Заблудились, уехали не по той дороге примерно 40 км, поэтому пришлось возвращаться. В 2 часа ночи подъехали к какой-то деревне, увидели стоянку перегонщиков и легли спать в машинах. Сколько проехали за день, к сожалению, не написано. Хорошо помню эту стоянку, так как это была первая ночевка в машине. Нагрели машины, почему-то выключили двигатели и уснули. Через 2 часа проснулись от холода. Встали. Очень холодно, поэтому решили ехать.
5-й день (самый тяжелый, длился 34 часа)
19 марта. Среда. Время 4 часа утра.
Ремарка: очень хорошо помню эти почти 1,5 суток. Практически они сделали из меня настоящего водителя, дали мне огромную уверенность в себе на дороге. Те трудности и, можно сказать, ужасы, не только не отпугнули меня от перегонов, но, наоборот, уж не знаю как, но на долгие годы вперед дали мне чудесную возможность просто любить перегоны автомобилей, научили наслаждаться дорогой. Любой дорогой. То, что это не просто слова, а правда, подтверждается тем, что я до сих пор, вот уже 8 раз ездил за машинами, хотя свободно мог бы позволить себе машину с рынка, а последние 2-3 года и из салона. Но проходит усталость (на второй-третий день после приезда), и ты чувствуешь, что в закоулках то ли души, то ли мозга, то ли сердца что-то остается и, месяц за месяцем, крепнет, и все чаще вспоминаешь перегон. И чем ближе Новый Год, тем все больше в тебе нарастает желание ехать (я всегда езжу в конце февраля). А после Нового Года начинается обратный отсчет, и ты уже там, опять в дороге. Кому-то это может показаться «шизой», да — наверное, это так и есть. Но оно есть и ничего с этим поделать нельзя!!! Те форумчане, которые пишут, что ехать не надо, можно получить авто по ж.д., не надо рисковать и т. д., по большому счету, по-своему, правы. Но, на мой взгляд, не правы. Да, опасно, да, тяжело! Но не испытать эти тяжести и опасности, это то же самое, что провести первую брачную ночь без невесты. Потом, во вторую ночь, она будет, но в первую-то ночь ее не было, и уже эта первая ночь, сама по себе, никогда не будет. Это мое мнение и я не претендую на «истину в последней инстанции». Каждый по-своему сходит с ума.
Въехали в деревню и увидели, что из нее несколько дорог: по какой ехать — неизвестно, указателей нет, но зато есть ж.д. и есть совет — ехать вдоль ж. д. Помня вчерашние блуждания, решили спросить у кого-нибудь. В деревне нет ни одного огонька, все спят, спросить не у кого, и только собаки нас облаяли. Медленно движемся и увидели котельную. Заехали и не ошиблись — кочегар с каким-то мальчишкой не спят. Попили с ними кофе, поели нашу тушенку и по их наводке поехали дальше, на Ерофей Павловича. Дорога, которую нам указали, действительно идет все время вдоль ж.д. Вдруг видим — впереди небольшая речушка и посредине стоит машина, провалившись под лед. Правда, вода не попала даже в салон, но ехать она не может, так как вокруг лед. Остановились. К нам подошли мужчина и женщина — это муж с женой гонят машину. Мужик говорит, что дурак, надо было ехать по полуразрушенному мосту, но побоялся, поехал по льду и провалился. Отвезли их в деревню, где все спят, за трактором и вернулись. Стали восстанавливать мост: дощечками укрепили колею и ползком поехали. Один практически ползет впереди и показывает путь. Другой медленно, как черепаха, едет. До сих пор помню эту жуть, но проехали. Едем дальше: подъем-спуск, подъем-спуск. На очередном подъеме я выскочил, а Юра не может выскочить. Пробует и не может. Стало еще тоскливее. Вдруг подъезжает еще 3 машины с перегонщиками. Они вышли и говорят, что это самый страшный подъем и что дальше будет легче и показали как надо действовать. Все, кто есть, встали не середине подъема, а один летит на машине. Когда машина проезжает мимо нас, мы ее подхватываем и на руках практически выносим на гору. На горе падаем, так как сил больше нет. Все лежат, отдыхают. И так 4 раза. После последней машины «умираем» от усталости. Развели костер и все впятером посидели, поели тушенки, попили кофе, поговорили. Таких кострищ на горе было много, видимо, много людей «умирали» на ней. Ребята двинулись дальше, мы потихоньку за ними. Они предупредили, что дальше еще один участок плохой дороги — это дорога по лесу, пробитая Уралами. Наконец подъехали. Действительно, лес, а среди него петляет, если можно это назвать дорогой, дорога. Эта дорога представляла собой колею, пробитую большегрузными автомобилями. Ну и что, выбора нет, надо ехать. Алгоритм движения был следующий: выходишь, метров 100 идешь, смотришь, выбираешь дорогу, потом крадешься. Напарник идет за твоей машиной, держась за нее, и пытается не дать тебе сползти в яму. Если сполз, то буксуешь, наламываешь ветки, выбираешься. Потом ставишь свою машину и страхуешь напарника. 50 км ехали 6 часов. Наконец кончилось. Адреналина полная ж...
На следующий год, когда я протащил по этой дороге 3-х напарников, после леса один сказал, что у его машины от такой дороги даже узкие японские фары стали шире.
Наконец, Ерофей Павлович. Здесь выбор, либо по реке Амазар, либо опять вдоль ж.д., по горам. Наш выбор был очевиден, только не горы. Некоторые из перегонщиков ехали по горам.
Заправились. На заправке выспросили дорогу, и нам рассказали, что все очень просто: с заправки, вот по этой дороге, все время прямо (рассказ записан в тетради). Когда упрешься в реку Амазар, то направо и по льду. Километров через 70 будет выезд с реки, налево, на берег. Раньше выезжать не надо, а то уедешь не туда. Выезжаешь и через несколько метров упираешься в дорогу. Так вот, на этом перекрестке поворачиваешь налево. Если через 2-3 км с правой стороны будет разрушенный домик, то едешь правильно. Если домика нет, то с реки свернул не на тот выезд, а поэтому возвращайся на реку и все сначала.
Все указания мы выполнили правильно и, действительно, через некоторое время увидели полуразрушенный домик. Только около него мы расслабились. Радости у меня было столько же, сколько при получении звания майора.
Затем несколько десятков километров по горам, и вот мы на реке Шилка. Дальше почти 300 км по льду. Выехали к реке примерно в 22 часа. Здесь много перегонов спят в машинах. Есть заправка. До сих пор помню: большая цистерна, около нее мужик ручным насосом накачивает бензин в простое ведро. Насос вжик-вжик, бензин льется. Цена в два раза дороже, чем была в Ерофее. И сколько мужик скажет литров в ведре, за столько и плати. Не согласен, не бери.
Решили ехать в ночь. Выехали. Напряжение возрастает. Фары выхватывают дорогу. По сторонам вообще ничего не видно, а при изгибах дороги свет освещает скалы берегов. Ни одного огонька, и только иногда мелькают светящиеся точки (позже нам сказали, что это зрачки зверей). Через некоторое время чувствую, что засыпаю. Остановился. Юра тоже засыпает. Съехали с дороги, нагрели машины, выключили двигатели и уснули. В записях написано, что первый раз спали 1 час. 20 мин. Проснулись от холода, дрожа, вылезли из машины, умылись снегом и поехали дальше. Из записей: «через 1 час. 45 мин. Юра замигал фарами, что засыпает». Опять свернули с дороги, нагрели машины, выключили двигатели и уснули. Сколько спали, не знаю, но проснулись от холода. Вышли из машины, вокруг нас стояло около десятка машин, в которых спали. Снова снегом лицо и поехали. Напряжение огромное. Начало светать и сразу стало веселее. Вдруг впереди полынья и объезд по берегу. Таких полыней, ближе к г. Сретенску, где объезжаешь по берегу, было 2 шт. Вот наступил день, когда все кончится — неизвестно, так как потеряли ориентацию в пространстве. Правда, иногда на берегу были села, и это было очень радостно — видеть жилье. В 12 часов на левом берегу появился г. Сретенск, и мы закончили ледовое путешествие. В Сретенске сразу в гостиницу, помылись и уснули. Гостиница 40 000 руб. полдня за человека. За 34 часа проехали 634 км.
6-й день
20 марта. Четверг. Из Сретенска выехали в 16 часов. Начался асфальт, но среди асфальта было примерно 150 км отвратительной дороги. На станцию Карымская приехали в 21 час. Очень устали, так как сказывались прошедшие труднейшие сутки, и решили отдохнуть на вокзале в комнате отдыха. Койка 16 000 руб. Машины около милиции, под присмотром. Проехали 304 км.
7-й день
21 марта. Пятница. Из Карымской выехали в 6 час. 15 мин. Начался асфальт. Дорога отличная. В Улан-Удэ приехали в 18 час. На спидометре 800 км. Решили ехать дальше. В 21 час. 10 мин приехали в г. Бабушкин, где заночевали. Спали в железнодорожном депо, в комнате отдыха локомотивных бригад, в комнате на 2 человека за 25 000 руб. за одного. Купили омуля и впервые его поели. Великолепная рыба!!! Машины оставили во дворе местной милиции. Проехали 984 км.
8-й день
22 марта. Суббота. Отдохнули очень хорошо. Из Бабушкина выехали в 6 час. 30 мин. В Иркутске плутали очень много, так как указателей не было. До Тулуна дорога хорошая, затем от Тулуна до Нижнеудинска была отвратительная асфальтовая дорога вперемешку с гравийкой. В Нижнеудинск приехали в 21 час. Заночевали в местной железнодорожной милиции в кабинетах, на диванах, за что большое спасибо коллегам. За день проехали 844 км.
9-й день
23 марта. Воскресенье. Из Нижнеудинска выехали в 5 час. 40 мин. До Красноярска часто была плохая дорога. В Красноярск приехали в 13 час. 45 мин. В Красноярске тоже не было указателей, и вывел нас из города таксист за отдельную плату. На спидометре было 566 км. Заправились по 1 900 руб. литр и дальше. От Красноярска и до Кемерово дорога отличная. В 1 час. 05 мин., 24 марта, на 10-е сутки, были у себя в городе, дома. Всего за день проехали 1 250 км.
Эпилог
Проехали около 7 500 км. Сколько денег потратили и сколько бензина, по неопытности не считали и не записывали.
Однако, как говорил выше, впечатления, уже через несколько дней после приезда домой, были самые положительные. Восторг семьи по поводу машины дополнил полученное удовольствие. Через несколько дней я твердо решил ехать на следующий год, в это же время, опять, для чего пошел на базар и купил тапочки с задниками, так как в тапочках без задников мерзли пятки, а в ботинках было жарко. В таких тапочках я езжу до сих пор и всем новеньким, кто едет со мной, советую брать такие тапочки. Через год исполнил желание, но уже в роли всезнающего, с 3-мя попутчиками. В этот раз ехали по времени меньше, так как в дороге стали спать меньше. И так, за 10 лет, я съездил уже 8 раз, потому что дорога тянет, как наркомана тянет уколоться. Вот и в этом, 2008 году, уже сколотил компанию, и прикинули, что будем выезжать 22 или 23 февраля. Кстати, свое пятидесятилетие я встретил в поезде, на подъезде к Владику. Об этом нисколько не жалею, так как сделал себе роскошный подарок — новый автомобиль.
Конечно, сейчас я доезжаю до дома за 7 дней. Комфорта в дороге год от года становится все больше. Но это и хорошо, значит жизнь движется вперед. Но удовольствия я получаю такое же.
Послесловие
Искренне, уважаемые форумчане! Я не писатель и написал, как мог. Может быть, это будет кому-нибудь интересно: тем, кто ездил тогда — вспомнить свою молодость, тем, кто ездит сейчас — узнать как это было и хоть в чем-то сравнить. Поэтому сильно не критикуйте меня за мою писанину и возможные неточности (ведь прошло 10 лет), а просто, если кто ездил в те годы, напишите свои воспоминания. Ведь это было, и это наша с Вами история. Мы жили этим, испытывали эти перегрузки, и, лично я, ни о чем не жалею, а только благодарен судьбе за то, что позволила мне испытать себя.
Извините за ненужные для кого-нибудь подробности и длинный рассказ. А так же за малую информативность. Если есть вопросы, постараюсь ответить. Очень хотел бы почитать что-либо о том времени.
Спасибо, что дочитали до конца.
С глубоким уважением! Один из многих...
Устюжанцев В.В. |