|
Привет всем любителям путешествий!
Задумка посетить озеро Зайсан и Зайсанскую котловину с «марсианскими пейзажами» возникла пару лет назад, но осуществить задуманное удалось только этим летом. Тем более, что появился повод — друзья позвали на свадьбу в Усть-Каменогорске, и мы с женой тут-же решили «немного» удлинить маршрут. До конечной точки планировалось ехать в 2-3 машины, но попутчиков на это время не нашлось, и было принято решение ехать «в одного».
Озеро Зайсан — самое большое озеро в Восточно-Казахстанской области. Оно расположено в тектонической межгорной впадине, заключенной между горами Южного Алтая, Саура и Тарбагатая. Зайсан — пресное озеро. Абсолютная высота котловины водоема — 386 м. Площадь бассейна — 1,8 тыс. км2, глубина — до 15 м. Длина озера 105 км, а ширина — 22-48 км. Озеро проточное, в него впадают реки: Черный Иртыш, Кокпекты, Жарма, Кендирлик и другие, а вытекает одна — Иртыш . После создания Бухтарминской ГЭС водное пространство озера увеличилось до 5,5 тыс. км2.
У озера много названий. Более 280 лет назад оно называлось Кызыл-Пу, позднее — Корцан, море Тениз, Хошту-Нор (Озеро колоколов), Нор-Зайсан. В легенде, связанной с названием Зайсан, говорится: «В один из годов-джутов калмыки, истребленные голодом, нашли пристанище у этого озера, кормились рыбой и спаслись от голода. Так озеро стали называть Заасинг-нор —«хорошее озеро».
Здесь обитают свыше 23 видов рыб, из них 17 промысловых. А именно, осетр, щука, таймень, судак, окунь, лещь, сазан и многие другие. В побережье расположены многие рыбачие аулы, но в последние годы из-за промыслового лова рыбы стало очень мало.
Наша цель №1:
На старт!
Итак, авто: Nissan Terrano TD27T 93г, экипаж: я (водитель), моя жена (штурман, и второй водитель), плюс мои родственники — мама, сестра и племянница, живущие в г.Усть-Каменогорске.
Маршрут: г. Барнаул — с. Шемонаиха — г. Усть-Каменогорск (далее, сокр.: УКа) — вдхр. Бухтарма (правобережье) — г. Зыряновск — с. Большенарымское — с. Солдатово — г. Курчум — оз. Зайсан (мыс Чекельмес) — «город духов» Киин-Кериш — г. Курчум — Казнаковская переправа (паром) — с. Самарское — с. Таргын (оз. Таинты) — с. Алгабас (оз. Сибинские) — г.Усть-Каменогорск — с. Шемонаиха — г. Барнаул.
Обратную дорогу с Зайсана решили разнообразить и двигаться по левому берегу Бухтарминского водохранилища.
0 — Старт/Финиш, 1 — пасека на р. Маймыр, 2 — Зайсан (мыс Чекельмес), 3 — Киин-Кериш, 4 — Казнаковская переправа ч\з Бухтарму, 5 — оз. Сибинские. Цветом и стрелками выделены этапы и направления перемещений.
Из снаряжения взяли: палатку (для родственников), матрац надувой (спали с женой на нем в машине), одеяла (ночами бывало +10..12), газовую горелку с газом — в полу-пустыне дров нет, стандартный набор инструментов для машины, топор, запаску+камеру, всякую мелочевку и одежду для дальних поездок. Зная, что в тех местах не бывает сотовой связи, а местами и электричества, дополнилительно установил рацию на 27МГц, взяли ноутбук с GPS, софт: OZI+ «карты Генштаба», для зарядки акуумуляторов фотоаппаратов и ноутбука прикупил преобразователь 12-220В.
На всю поездку планировалось 11 дней, пришлось расписывать маршрут буквально «по часам».
2.07.2010
Стартовали в 7 утра, первые 50 км был сильный туман, курс держали на Змеиногорск. Дорога отличная до Алейска, потом местами хорошая, местами — терпимая. Средняя скорость — 90 км/ч . Остановились перекусить на озере в Саввушках. После дождей дорога с трассы к озеру была в глубоких, выше порогов, лужах. Жена, сидевшая в это время за рулем, впервые для себя утроила мини-оффроад, на радость мне и случайным зрителям, стоявшим за лужей возле заглохших «Жигулей». Докатились до берега, перекусили — и обратно на трассу. Машинка стала чуть грязнее :). Начались сопки, до свидания, русская равнина!
Г. Змеиногорск — заправка до полного бака. За с. Михайловка — граница с Казахстаном. Очередь из пяти машин, запускают за ограждение по две. На удивление прошли российскую и казахстанскую границы-таможни всего за час. В прошлом году бывало и по четыре часа уходило. В будний день народу мало.
Шемонмиха. Ремонтируют мост через р. Уба. Очередь из машин, работает светофор. Дорога от Шемонаихи до Усть-Каменогорска напоминает полигон для бомбометания — дыры, расположенные хаотично по диагонали в шахматном порядке. Порой оттормаживаемся до 20-40 км/ч. После с. Предгорное дорога более менее нормальная. Едем, соблюдая скоростной режим — штрафы просто «конские».
Приезжаем в Усть-Каменогорск, отдыхаем в кругу ближайших родственников (мама, сестра, племянница — наши дальнейшие попутчики).
3-4.07.2010
Проснувшись утром, спешим к девяти часам на регистрацию в миграционный отдел. ул. Кабанбай-Батыра (это переименовали ул. Пролетарскую), д.152. Очередь, у одного принимающего окошка толпа. Управившись за час, едем на свадьбу к друзьям. Скажу я Вам, было «горько»! :) Погуляв у друзей на свадьбе, вдоволь наплясались и «порвали пару баянов», а на следующий день уже отдыхали от гулянки — сходили в парки, пофотографировались в ранее родном для нас городе. За последние годы город изменился — всюду тротуарная плитка, газоны, цветники. Ну и куча новых торговых центров-магазинов. Если кто будет проездом в УКа, советую сходить в парки им.Кирова и им.Джамбула, погулять на Набережной Иртыша.
5.07.2010
Выдвигаемся, едем по ул. Ушанова на выезд из города на новую (относительно времени постройки) дорогу на Бухтарму. Дорога неплохая, 90-100 легко, на поворотах, коих немало, сбрасываем до 60-70. Все время вверх, вверх. Местами дорогу укладывают, местами уже ремонтируют недавно уложенное.
В с. Северное новая и старая дорога из УКа на Бухтарму сходятся, далее идет одна. Проезжаем Осиновский перевал.
Вид с обзорной площадки:
За ним начинается спуск. Обгоняем «Прадика», тащившего на прицепе яхточку.
Многие ездят на 2-3 дня (как правило, на выходные) на Бухтарму из Усть-Каменогорска отдохнуть или порыбачить, возят лодки, катера, яхточки, водные скутеры.
Дорога заставляет не любоваться красотами, а внимательно рулить. Так же много поворотов, как и на подъеме. После спуска — КПП дорожной полиции на перекрестке с поворотом на Серебрянск. Съезжаем с асфальта на грунтовку, ведущую к побережью к базам отдыха.
Так, не торопясь, приехали на побережье, рядом с Голубым заливом. Остановились на даче у друга, спасибо за гостепреимство, Костя!
Часовенка на пригорке.
Дачка — «малосемейка для бедных» (не моего друга :).
В заливе рядом с домом отдыха «Порт Фортуна» идет стройка.
Одни развлекаются...
другие — неспешно лавируют. Ляпота!
Позагорав и покупавшись пару дней у моря, мы двинули дальше.
7-8.07.2010
Так как Октябрьская переправа через реку Бухтарма много лет уже не работает, пришлось делать крюк через г. Зыряновск. Дорогу описывать большого смысла нет, немного фотографий:
Старый карьер. Богата рудами земля...
Пастельные тона пейзажей завораживают.
Сквозь слоистые облака лучики солнца подсвечивают холмы.
Где-то за с. Большенарымским делаем остановку.
Планируя маршрут, было большое желание посетить о.Маркаколь (заповедник) и съездить к южному подножию Белухи на Рахмановские ключи. Но время поджимало, отпуск был не резиновый, поэтому Маркаколь и Рахманы оставили на отдельное путешествие в будущем. Но зато в маршрут была добавлена новая точка — пасека хороших знакомых моей мамы недалеко от с. Солдатово, на р. Маймыр (около 50 км от с.Болшенарымское в сторону Катон-Карагая).
На пасеке.
Там мы сходили на водопад (4 км по ущелью), попробовали вкуснейшего алтайского меда, зарядились мощной энергетикой гор. Никакая фотография не передаст Вам всю красоту, величие и природную силу этих мест, но все же попытаюсь.
Горная речка Маймыр с чистейшей ледяной водой.
И на камнях растут деревья...
Вот и сам водопад, около 15 м высоты...
Поужинав и немного посидев за «стопкой чая», ложимся отдыхать. Мы спали в машине и наутро хозяева поинтересовались, «не заглядывал ли к нам мишка».Оказалось, это — не шутка :).
Где же мишка?!
На пасеку бывает, заходят медведи, неподалеку часто видят волков. Ночью хозяин стрелял из ружья, но мы этого не слышали, так как крепко спали, нагулявшись днем до легкой усталости по горам. В горах много змей, мы повстречали пять. Все — гадюки, черного цвета, но у одной попалась красивая раскраска:
Если змею не беспокоить специально — она никогда не нападет первой. Что мы и делали :)
9-10.07.2010
Наутро попрощались с радушными хозяивами, снова переехали вброд р. Маймыр и вернулись до трассы.
Приезжали мы на пасеку затемно, и теперь, утром, дорога живописно играла яркими цветами альпийских лугов.
Едем на запад, назад через с.Болшенарымское, и далее на юг, к Курчуму. Дорога местами — асфальт, местами — остатки асфальта с ямами, местами — накатанная грунтовка.
По грунтовке ехать лучше, чем по «асфальту».:)
В Курчуме заправляемся до полного бака, чтоб хватило на всю поездку по Зайсанской полупустыне, и выдвигаемся к мысу Чекельмес.
Это еще Бухтарминское водохранилище, скоро мы свернем от него.
Надо бы по приезду поменять воздушный фильтр :).
Чекельмес
Сейчас, когда в Казахстане идет повсеместное переименование улиц, городов и т.д., этот мыс называют и Шекельмес, и Шакельмес. Но я буду именовать его, как именовали его раньше, во времена СССР. Съезжаем с «асфальта» на 71-м от Курчума километре — направо, к Зайсану.
Почва — разноцветная глина с примесями песка и редкой галькой океанского происхождения. Сотни миллионов лет назад всемирный океан шлифовал эту гальку, а разрушаемые эрозией палео-срезы до сих пор хранят кости древних динозавров (мы, к сожалению, их не нашли :).
Дорога накатана по глине, по пути встречаются развалины, остатки советского наследия. «Карта Генштаба» на ноутбуке верно ведет нас на юг.
Местные «птички» не подпускают близко...
Она же на противо-взмахе:
Ранее климат тут был намного суше, бывало, что и пару лет не было дождя, но в последние годы дожди идут чаще, пустыня была на удивление «зеленая».Даже саксаулы разраслись молодыми листочками.
Пугливые куропатки прекрасно умеют маскироваться под ландшафт, как, впрочем, и вся другая живность...
Чекельмес
Вот и очередной остановочный пункт нашего маршрута. Спускаемся по разломам вниз, осторожно на пониженной переползая размытые дождями трещины.
Ходы подвески позволяют, но на легковом авто тут не проедешь. Сейчас почва сухая, но в дождь забраться обратно наверх становится проблемно — глина замыливает протектор до сликов. Бывает, что попав на дождь, приезжие несколько дней ждут, пока не подсохнет почва. Экстрим вождения на этой мокрой глине и я заценил, но об этом — позже. А пока — фото с мыса Чекельмес.
Разбив лагерь, готовим засветло на газе ужин. Ссобираем для вечернего костра те немногие высохшие корешки, что нашли (с дровами тут проблема, так что любителям шашлыка нужно везти уголек с собой :), и идем купаться. Почти штиль, тепло, прогретая вода озера, практически нет кровососущих насекомых (после Барнаула пара-тройка комаров вообще не замечается :) — ляпота!
Проходя мимо низких кустиков, слышим мощный комариный звон — так нас приветствуют «звонцы». Полупрозрачные насекомые со смешными мохнатыми усиками напоминают больших комаров.
Они сотнями взлетают и окружают нас, сильно звеня, но не кусая. Ночью звонцы поют прямо над головой, а при включении фонарика вверх начинают винтообразно спускаться по лучу. Из-за этой особенности — «звонцов» — у озера Зайсан по легенде есть еще одно древнее название — «Озеро звенящих колоколов» — Хут-Хуту-Нор.
Ложимся отдыхать. Ночью нас будит шуршаший звук из-под машины. Туда, на случай дождя, мы сложили остатки еды, завернутые в пакеты. Выглядываем из машины — тишина. Через некоторое время — опять звуки уже легких ударов по днищу. Снова выглянули — никого. Наутро секрет ночных гостей раскрылся. Это приходили местные лисы — корсаки, живущие неподалеку в норах.
Зайсанская котловина разнообразна фауной. Здесь обитают волк, лисица, корсак, барсук, суслик, сурок, бурундук, рысь, заяц, архар, белка, медведь и многие виды грызунов, пресмыкающихся. Из птиц: беркут, сокол, степной орел, ворона, ласточка, журавли, воробьи и многие другие. А из млекопитающих и беспозвоночных животных можно встретить лягушку, черепаху, пустынную змею и ящерицу (Зайсанская круглоголовка нам пару раз повстречалась).
Вот такая:
Найдено на берегу:
11-12.07.2010
Наутро поднялся ветер и с севера в нашу сторону стали заходить темные облака. Вдалеке заполосил дождь, соединяя серой стеной небеса и землю. Как ни жаль покидать это место — надо.
Про проблемный подъем в мокрой глине я писал выше. Собрали палатку, собрались и, напоследок искупавшись, с первыми каплями дождя выехали из «каньончика».На выезде нас провожала лисичка-корсак, на попытку ее сфотографировать она мигом исчезла в своей норе.
Едем вдоль Зайсана сначала на восток, затем — на северо-восток. Заключительный привал возле озера — скоро мы свернем от побережья.
Наша цель №2 — Киин-Кериш. Ландшафт по пути — неизменный. Интересные разноцветные глины, частенько растрескавшаяся земля:
По пути встретили одиноко стоящую юрту, и впервые — попутный транспорт. Ребята остановились поглазеть на машину с российскими номерами :). Немногочисленное местное население тут передвигается исключительно на «Нивах». Всенародный автомобиль :).
Дорога до Киин-Кериша
По GPS вышли на нужную дорогу-полевку, через 40 км забитая в OZI ранее точка оказалась левее. Вообще, надо сказать, что дорог тут накатано очень много, в любых направлениях. Бывает, едешь по одной, петляешь туда-сюда по холмикам, а можно было и по другим туда-же приехать :). Можно вообще ехать в любом направлении, куда душа пожелает. Так мы и сделали — съехав с грунтовки, двинулись прямиком «на точку». Пришла мысль, что это можно было сделать с самого начала движения. На скорости до 40-60 км/ч подтрясывает на пологих кочках и вырытых норах местных жителей — сусликов и тушканчиков, но разгоняшься до 80-90 — и уже просто летишь над пустыней, оставляя за собой столб пыли. Надо сказать, что суслики и иже с ними роют норки везде — на дорогах, на обочинах, в степи — иной раз на 1 кв. метр пять штук увидишь.
Пыль тут красно-рыжего цвета, через некоторое время она проникла в салон, и легла толстым слоем на все поверхности. Двери в машине при открывании дико заскрипели, экран ноутбука стали регулярно протирать. Подъезжаем к «точке» — и вдруг равнина резко кончается, открывая перед нами сногсшибательный вид. Вид на разлом среди пустыни, уходящий вниз на десятки метров. Цвета, меняющиеся в палео-слоях от белого до огненно-красного, невозможно достоверно передать фотографиями. Это надо видеть вживую!
Вот они — те самые «марсианские» пейзажи.
«Город духов».
Гора Киин-Кириш возвышается над желтоватой пустынной равниной с редкими снежно-белыми пятнами озер-соров, наполненных солью вместо воды. Геологический опорный разрез — ценный уникальный палеонтологический памятник природы. Небольшие прослойки глин и песков сохранили отпечатки листьев и споры флоры тропического прошлого этого края. Есть и костные остатки древних позвоночных. Площадь разреза — около 300 гектаров. В целом опорный разрез Киин-Кириша включает пять флористических горизонтов и четыре с костными остатками фауны древних позвоночных эоцена и олигоцена: разнообразных носорогов, свинообразных, жвачных, крокодилов, черепах, саламандр и других обитателей субтропических лесов. По насыщенности этими остатками и разнообразию континентальных отложений палеогена (на границе эоцена и олигоцена) нет равных памятников в Азии и Европе.
Было огромное желание спуститься вниз, побродить среди хаотических нагромождений, созданных Природой, дождями и ветрами, но ее величество погода дала знак, что пора уезжать. Опять, как и на мысе Чекельмес, на нас зашли тучи, поднялся ветер. В эту поездку мы все время убегали от дождей, и нам это пока удавалось.
Сделав прощальные снимки, едем на север, на «асфальт», ведущий к Курчуму.
В планах было попасть на 17-часовой паром (пристань — в 20 км севернее Курчума). Нам в очередной раз повезло, дождь прошел «полосой», оставив небольшие лужицы. Но и этих лужиц хватило, чтобы почувствовать себя «коровой на льду» — машину стало таскать по смоченной глине, протектор замылился. Поддал газку до 80-90 км/ч — стало получше, полетели комья глины, в зеркала, на капот и крышу. Позже, отмывая авто в ручье, замучались эту глину отковыривать, настолько она была «жирной». Представляю, что бы было, если бы дождь шел пол-дня. Пришлось бы разбивать лагерь и ждать, пока не подсохнет.
Провожает :).
Впереди грозовой фронт.
Выехали на трассу на 79 километре — и на Курчум.
Вдоль дороги встречаются трехметровые скульптуры времен СССР:
Курчум. Опять заправка. Цена на солярку — от 69 тенге в УКа и до 77 тенге в Курчуме (курс 4,8 тенге за 1 руб.).
На въезде в город вас встретят две большие «кошки» по обе стороны дороги:
Добежали до паромной переправы. Стоят два парома.
Подхожу к одному, интересуюсь у сидящих там ребят, когда пойдет. Говорят: один на приколе, так как днище прогнило, а у второго лицензию отобрали. Весело! Прямо на причале зажигаем газ, кипятим чаек-с. Чуть позже выясняется, что километром дальше есть еще один причал и там ходят две баржи с буксирами — тоже «паромы». Едем туда, на косе, ведущей к месту погрузки — очередь, встаем в нее.
Переправа Казнаковская, расписание бесполезно уточнять, ибо все зависит от погоды и желания/возможности хозяев барж перевозить народ. Просто приезжаете от 9 и до 21 ч — и ждете. Мы потеряли около четырех часов — штормило, и только к вечеру, когда зашло солнце, прибыла баржа с другой стороны.
Разгрузилась, теперь и наша очередь. Грузимся.
На баржу вместилось около 30 машин, включая грузовые и пассажирские «газели» с народом.
20 минут хода — и мы на левом берегу.
Паром пришел на другую сторону Бухтарминского водохранилища. Отъезжаем пару километров от пристани вправо вдоль берега, уже в темноте ставим лагерь для ночевки. Утром, позавтракав, опять встречаем местного жителя — довольно редкий вид ящериц — круглоголовку.
Малыш не боялся и даже позировал на ладони:
Берег песчаный, рыхлый, приходилось включать полный привод и выгружать пассажиров, чтоб не засесть.
У самой воды все заросло...
Ветер + травинка = узоры на песке.
Далее — дорога на с. Алгабас. Качество покрытия хорошее, от с.Самарского — почти все время вниз.
Очень много крутых, до 90 градусов, поворотов в ущельях. Кто-то подсчитывал, что на 20 км спуска приходится 72 таких поворота.
Вот такая дорога. Может быть, зимой начнут заделывать дырки :).
Недалеко от поворота на о. Таинты ...
сворачиваем в рощицу, где за 20 минут набираем почти ведро маслят.
Вот тут, на полянке, они и ждали.
Мама — заядлый охотник до грибов :).
Возвращаемся на трассу.
В селе Таргын сворачиваем влево на грунтовку, проезжаем с пяток километров. Вдоль дороги встречаются машины, народ гуляет по полям с ведрами. Останавливаемся и мы. Целые поляны спелой клубники!
Поля кажутся «живыми» от огромного количества кузнечиков.
Вдоволь покушав ягод, не торопясь, катим дальше.
От Таргына на 15-м км начинаются Сибинские озера. Интересно то, что слева от дороги горы кардинально отличаются от тех, что справа — сильно видно различие в их происхождении.
Грунтовка заканчивается, снова асфальт. Пласты гористых нагромождений справа от трассы обрамляют пять озер. Через все озера бежит речушка с одноименным названием. Делаем остановку у четвертого озера (на снимках со спутника оно напоминает наконечник стрелы, острием на юг).
Обедаем, фотографируем огромных комаров (я даже в Сибири таких не видел :), стрекозу-лентяйку, не желавшую этих кровососов-мутантов ловить, и семейку уток-белоголовок, что выплыли из прибрежных камышей.
В интернете перед поездкой мне попались на глаза сообщения о развалинах древнего буддийского храма, расположенного недалеко от первого озера. Что интересно, на картах для OZI-explorer-а они были отмечены.
Забиваю «точку» с развалинами.
Но при попытке добраться туда на авто, мы, переехав в поселке вброд речушку, уперлись в заболоченную местность. В одно авто дальше ехать не рискнули, а на пеший тур времени не было, и от затеи отказались. Как-нибудь в следующий раз обязательно туда сходим.
Снова дорога, все время вниз, неплохой асфальт до самого Усть-Каменогорска (от Сибинских озер 82 км). К вечеру въезжаем в туманный город — здравствуй, газ! Почему газ? Почитайте про промышленность в УКа хотя бы на «Википедии».
13.07.2010
Подъем, проверка уровня масла, шин, подвески — едем домой!
Дорогу из УКа до Барнаула описывать не буду, скажу только, что около часа потеряли в Шемонаихе в пробке перед мостом через р.Уба, а границу-таможню прошли за 1,5 часа. Еще одно наблюдение — за 100 с хвостиком км по дорогам Восточного Казахстана устаешь сильнее, чем за 400 по дорогам Алтайского края :).
Вот мы и дома, небольшое подведение итогов.
Пройдено в км:
Барнаул — Ука — Бухтарма — Маймыр ~ 870 км.
Маймыр — Зайсан (ч\з Курчум) ~ 270 км.
Зайсан — Киин — Кериш — УКа ~ 430 км.
Ука — Барнаул ~ 530 км.
Итого ~ 2100 км
Расход — в среднем 12 л/100 км.
За всю поездку не видели ни одной машины ДПС, от Курчума до Зайсана на асфальте машины встречаются раз в час, а то и реже. На грунтовке за двое суток встретили одну «Ниву».
Пресную воду брали с собой. Встречались законсервированные артезианские скважины в развалинах, но воды там не набрать никак.
Из боевых потерь — оторван задний брызговик и пластиковая защита переднего колеса, плюс на ямах за Шемонаихой были оторваны уши крепления амортизатора на нижнем рычаге (были заварены еще в УКа перед поездкой на Зайсан). И все, в остальном «Террано» достойно прошел весь долгий путь и не подводил.
В планах на будущее — о. Маркаколь и Рахмановские ключи с конным маршрутом до подножия Белухи. Но это — дай Бог, получится, в следующем году.
Всем удачи на дорогах и замечательных маршрутов!