|
Доброе всем время суток!
Думаю, что на Drom.ru уже имеется много рассказов о путешествии на Алтай, но всё же хочется поделиться своим опытом и ощущениями от совершенного путешествия. Тем более, что это мое первое (и, надеюсь) не последнее дальнее путешествие. За рулём всего лишь 2,5 года, и думаю, что получится посетить ещё много интересных мест на своем авто.
В настоящее время владею Mazda Demio 1999г. До сих пор считаю себя начинающим водителем (хотя после приобретения данного автомобиля накатал уже около 42 000 км), и на данном этапе «Демио» меня почти во всём устраивает.
Второй автомобиль, участвующий в нашей поездке, был автомобиль моих родителей — Honda Logo 1998 г. Машинки наши небольшие, не особо мощные, и мы не рассчитывали слишком шустро гнать (да и родителям уже за 50 лет) и очень далеко на них уехать за три выходных дня, которые подарило народу наше правительство — 12, 13, 14 июня.
В общем, собралось ехать пять человек — я, моя жена, мой сын (6,5 лет), мои родители (55 и 57 лет) и две собаки.
Погуглив интернеты, разработал наш маршрут, особенно помог сайт: http://www.turistka.ru
Решили посетить с. Сростки (родина Шукшина), а также самый «попсовый» (как кто-то назвал эту часть Алтая) район Алтая — от оз. Ая до Чемала. По своим силам рассчитывали посетить только эти места, что нам в принципе и удалось, и о которых речь пойдёт ниже.
В общем, решили выезжать в пятницу 11 июня.
1-й день (11 июня, пятница)
Пораньше отпросились с работы, и в 17:15 тронулись в путь. Учитывая возраст родителей и ребенка, а также наличие собак пару раз останавливались минут на 10-15 — при повороте на новокузнецкую трассу, на новокузнецком кольце. Шли со средней скоростью 90-110 км на ленинск-кузнецкой трассе, и от Кузедеева до места первой нашей ночёвки (читай ниже). По новокузнецкой трассе шли 110-120 км, машины особо не насиловали, т.к. езда с большей скоростью на них не совсем комфортна. В этот день мы рассчитывали доехать до Таштагола и заночевать где-нибудь в лесу.
Ехали мы долго, стало темнеть, и решили мы искать место для ночлега. Мы любители дикого туризма, и нам нравится ночевать в палатках или в машинах, и особого дискомфорта мы не ощущаем. В моей «Демио» раскладываются все сиденья, в результате чего получается шикарное ложе (не совсем ровное, но вполне комфортное), на котором спали я, моя жена и сын, и под сиденьями собака. Заночевали примерно в 31 км от Таштагола.
После Каза начинается полный ахтунг на дороге — асфальт резко заканчивается и неожиданно начинается гравий, который тянется около 5 км (не засёк, точно не скажу), думаю, многие, кто ездит по трассе Кузедеево — Таштагол, этот гравийный участок знают, он даже иногда зимой под снегом ощущается. Честно говоря, не понимаю, почему дорожники не могут заделать этот небольшой участок… После гравийки продолжается асфальт и при повороте сделана смотровая площадка, с которой открывается чудесный вид на Горную Шорию:
Вот как раз недалеко от этой смотровой площадки в сильных сумерках мы нашли съезд с дороги и заночевали на этой чудной полянке:
Сильно устали, по скорому поели в темноте, и легли спать.
2-й день (12 июня, суббота)
Утром встали, позавтракали и тронулись дальше в путь. Проехали по-быстрому Таштагол, залили полный бак и тронулись в сторону Алтая по гравийной дороге Таштагол — Алтамаш — Турочак. Дорога от Таштагола до Алтамаша намного хуже алтайской гравийки. Гравий крупный, дорога узкая, этот участок самый плохой. На нём попалась «Тойота», улетевшая в кювет. Жертв не было, возле неё было уже несколько машин, собиравшихся её вытаскивать. Наша помощь не потребовалась. По этой дороге мы ездили в прошлом году на Телецкое озеро, поэтому дорогу знали и шли уверенно. По сравнению с прошлым годом дорога стала намного лучше, особенно на алтайской стороне (что приятно порадовало). Гравий мелкий, ровный, ехать можно вполне нормально. Встретили грейдер, который выравнивал гравий. На некоторых участках на наших машинках, не предназначенных для езды по бездорожью, разгонялись до 90 км. Но дорога идёт в горах, много поворотов, поэтому средняя скорость была 60-70 км. Ни разу не заносило и машины не вело. На кузбасском участке дороги до границы с Алтаем — практически асфальт, под горку и до 100 км можно разогнаться. Так что, люди, не бойтесь, смело (но всё-таки осторожно и аккуратно) ездите из Кузбасса в Горный Алтай через Таштагол. Намного короче и быстрее, чем дорога через Залесово, или Кузедеево. Дорога – около 96 км от Таштагола до Турочака, прошли за 1 час 20 мин.
Кузбасский участок дороги.
Алтайский участок дороги.
Перед Турочаком есть обманчивый кусочек асфальта перед мостом через реку Лебедь. После гравийки выскакиваешь на такой ровненький асфальт, и прям душа радуется, но только проезжаешь мост, как асфальт заканчивается и начинается реальная жесть, по которой больше 20-30 км не проедешь. Участок метров 800 перед самым Турочаком — полный атас! Дорога вспучена посередине, крупные камни, крупный гравий. Зато потом как приятно въехать в Турочак и заехать на плохонький, но всё-таки, асфальт!
После Турочака решили свернуть на дорогу на Бийск, съездить до скалы возле деревни Удаловки, на которой выбит барельеф Ленина. Выехав из Турочака в сторону Бийска, приятно удивились ровному и отличному асфальту. Проехали мост через реку Лебедь, и вскоре радость от качества асфальта исчезла — резко началась гравийка из крупного камня, который очень неплохо стучал по днищу. После километров пяти такой езды засомневался, стоит ли ехать дальше, но вскоре из-за поворота выступила огромная скала, которая оказалось той самой скалой с барельефом:
После небольшого отдыха и фотографирования вернулись обратно в Турочак, проехав который пообедали в поле напротив обалденных гор, и красочных, сочных альпийских лугов (в пейзаж которых, по моему мнению, очень гармонично вписываются обветшалые заборчики):
Недалеко от моста через Бию опасное место, на котором часто бьются машины из-за тумана, стелющегося по дороге с реки:
Проехали мост через Бию и двинулись в Горно-Алтайск. Расстояние около 130 км, показалось, что ехали очень долго, около 1,5 часа или более (каюсь, моё упущение — забывал засекать время, да и расстояние иногда забывал отмечать). Местами дорога была полный п….ц, но в целом дорога хорошая, много поворотов плавных, и не совсем крутых:
Несколько фоток по этой дороге:
Понравилось название деревни «Киска»:
И еще по поводу некоторых указателей до Турочака. На русском языке название посёлка пишется через букву «о» — Турочак, а на алтайском пишется через букву «а» — Турачак. Так вот, во время пути попадались надписи, сделанные на двух языках — например, в селе Чоя стоял указатель «Турочак», а метров через 500 уже был указатель «Турачак».
По дороге встречались местные кладбища, расположение которых было необычно: почти все они находились на пригорках, холмах, и поднимались вверх. Интересно — это обычай такой у алтайцев? И как они посещают кладбища и хоронят на них? Ведь нести покойника в гору неудобно, на машине к ограде не подъедешь?
Заехали в Горно-Алтайск, посетили местный магазинчик в целях закупки питья в дорогу. Цены на фрукты были дешевле, чем у нас в Кузбассе. Сказывается близость Средней Азии? Горно-Алтайск проехали быстро, по какой-то объездной улице по частному сектору, выехав на Чуйский тракт в сторону Бийска. Поразили местные жители: мы останавливались два раза, чтобы уточнить дорогу до Бийска, так они хлопали глазами и не могли показать нужное направление, и путались в названиях улиц. В городе мало что сфотали:
Выехали на М-52 в сторону Бийска. Дорога до Бийска (да и в сторону Чемала тоже) просто отличная! Наша федералка М-53 намного хуже (ИМХО). Мы поехали в с. Сростки, посетить музей Шукшина:
Дом, в котором Шукшин провёл детские и юношеские годы.
Возле этого дома встретили 12-й ВАЗ из Ханты-Мансийска. Вот ведь людей тоже занесло, путешествуют!
(Небольшое отступление) И вообще на протяжении всего маршрута, особенно в самой популярной туристкой зоне, встречали автомобили из разных сибирских регионов. На первом месте, конечно, были машины соседнего Алтайского края (регион 22), (я не беру в счёт машины местных жителей Республики Алтай (регион 04)), затем были новосибирцы (очень много новосибирских номеров, регион 54), наших кузбасских номеров (регион 42) встречал очень мало, часто встречались омичи (регион 55), томичи (регион 70), штук пять видел машин из Кургана (регион 45), несколько машин с иностранными номерами.
(Еще одно отступление, да простят меня новосибирцы :)) Новосибирцы известны своими выходами на лобовые атаки (да и на Drom.ru тут об этом часто пишут) — а тут едут не спеша, даже когда дорога прямая, ограничений и поворотов нет, и можно ехать не 60-70 км, а и побольше. :)
Церковь в с. Сростки.
К сожалению, мы не поднялись на гору к памятнику Шукшину — родителям было тяжело идти в гору, да и поздновато уже было, поэтому сфотографировали памятник снизу (получилось, конечно, не очень):
После Сросток план был следующий — проехать Майму и искать место для ночлега. После Маймы, проехав около 20 км, нашли неплохое место на берегу Катуни под самой дорогой в том месте, где стоит памятник В. Я. Шишкову – инженеру-исследователю Чуйского тракта, а также большая площадка с сувенирными лавками, и вот такими шикарными зверями:
Эти звери оказались частной собственностью и были огорожены от дороги частоколом. Мы хотели их сфотать, но тут выскочил мужичок и стал кричать, что фото стоит 100 руб., а бесплатно фотографировать нельзя. Сфотали зверей уже на обратной дороге домой в последний день, по-браконьерски — я быстро остановился, жена выбежала и сфотала зверей анфас, а хотелось бы всё-таки в профиль :).
Да, само место ночлега, на котором мы ночевали два раза. Расположились под самой дорогой у турбазы «Любава» на берегу заливчика Катуни, напротив восхитительных гор и шумных порогов. Река бурлила так громко, что казалось, что это шумит водопад.
Второй день больше прошёл в дороге, и кроме Сросток и скалы с барельефом Ленина мы так ничего и не посетили. Зато вечером развели костёр на купленных за 250 руб. дровах (кстати, на такую сумму дров было прилично и хватило на вечер и на утро), и приготовили горячее — рожки с тушёнкой; выпили вина и местного разливного пива «Красногорское».
Под вечер подкачала погода — зарядил дождь, и готовили еду и ужинали мы уже под зонтиками. Дождь шёл почти всю ночь, барабанил по крыше машины, и мы уже начали переживать, что завтра мы много не посетим из-за дождя.
3-й день (13 июня, воскресенье)
Проснулись рано, в 7:45. Утро было солнечным, небо чистым. С погодой нам просто повезло!
Третий день был у нас самым насыщенным. Позавтракали, попили чаю, вскипяченного на костре, и двинулись назад по трассе в сторону озера Ая, которое мы пропустили вчера во время поиска места для ночлега. Приехав к висячему мосту, поставили возле него машины, и пошли по мосту пешком на противоположный берег. Хорошо, что мы не поехали на машине, т.к. на другом берегу была огромная очередь из машин, ожидающих проезда по этому однополосному мосту. Представляю, сколько бы мы потратили времени, если всё-таки поехали бы на машине.
Вид с моста, Санаторий «Корона Алтая».
Вид с моста.
Перейдя мост, обнаружили на другом берегу огромную толпу народа, машин, сувенирных лавок. Пройдя несколько метров, решили дальше не идти, и вернуться обратно. Жалко, конечно, что не посмотрели на оз. Ая. Ну, да ладно…
Следующим пунктом было озеро Манжерок:
Несколько человек купалось, вода у берега была вполне тёплая. Прогулявшись вдоль озера, поехали дальше. Хотели найти: «на южной окраине поселка есть источник минерализованной питьевой воды «Манжерокский», имеющий статус памятника природы. Вода Манжерокского источника обладает лечебными свойствами и используется для промышленного розлива, а содержание серебра в ней даже выше, чем в воде известного Серебрянного источника «Аржан-Суу», расположенного в 7 км от поселка Манжерок» (взято из http://www.turistka.ru), но, увы :( — никакого указателя или намёка на источник мы не нашли и поехали к источнику Аржан-Суу, после которого переехали однополосный мост через Катунь (100 руб. туда и обратно) на Бирюзовую Катунь.
Аржан-Суу.
Искусственное озеро Бирюзовая Катунь.
Погуляли немножко и направились к Талдинским (Тавдинским) пещерам. Дорога просто атас! Прошедший дождь превратил начало дороги в кашу из грязи, заехав куда, я неплохо прошкрябал пузом и уже хотел искать место для разворота, чтобы уехать, но потом началась сухая дорога, по которой мы благополучно и доехали до пещер. Народу было очень много. В кассу стояла огромная очередь, касса почему-то была закрыта. В сами пещеры народ пропускали большими группами, гиды бегали и собирали людей. Постояв около десяти минут у закрытой кассы, плюнули и решили ограничиться только фотографиями входов в пещеры (опять же, конечно, жаль):
Пообедали в местном кафе, и отправились в Чемал. Дорога просто замечательная — красота неописуемая, слева скалы, горы, справа бурлит неспокойная Катунь, а между ними дорога с хорошим асфальтовым покрытием.
Асфальт хороший, чувствуется, что едешь по хорошей федеральной трассе. Машин было много, но терпимо. Иногда даже получалось обгонять на прямых участках. Поворотов много, но проходили их все машины спокойно, без лихачества. Наверно, спокойному ритму движению способствовало огромное количество венков и памятников вдоль дороги. Я никогда раньше не видел столько их вдоль дорог.… Видел памятники, поставленные целым семьям… R.I.P.
И еще немного слов о дороге, точнее, о милиции на ней, а ещё точнее, об её отсутствии на дороге. Сколько мы ездили по Алтаю, нам не встретилось ни одного экипажа ГИБДД. Даже при выезде из Маймы в сторону Бийска, на посту ДПС, товарищ в форме стоял на вершине поста, и покуривал сигаретку, не обращая внимания на движущийся поток машин. Не то, что у нас в Кузбассе… Только мы заехали в Кемеровскую область, после Таштагола, у п. Мундыбаш, стоял экипаж, у переезда через ж/д дорогу, у которого стоит знак «STOP», и следил за нарушителями. На протяжении всей дороги в Кемерово насчитал пять экипажей ГИБДД. Посты ДПС в Таштаголе, на Новокузнецком кольце, в Панфилово, при въезде в Кемерово активно работали, тормозя машины и фуры. Но всё же скажу, что отсутствие ГИБДД на дорогах не давало нам право лихачить или прям злоупотреблять нарушениями :).
Продолжаем путешествие.
Остановились перед селом Барангол, у турбазы «Царская охота», возле висячего моста через Катунь, чтобы посетить Камышлинский водопад. Долго решали, как к нему попасть — по мосту:
или на лодке (150 руб. с взрослого, и 50 руб. за ребёнка):
Если идти пешком, то это занимает 40 минут в одну сторону. Решили сэкономить время и хапнуть немножко адреналина — выбрали лодку. За десятьминут добрались до другого берега, на котором находится водопад. Впервые плыли по порогам, местами было страшно, особенно, когда водитель лодки (он ведь водитель, да?) направил лодку на самые пороги, и лодку качало так, как будто ты на море, местами мы подпрыгивали на сиденьях. Ещё и нос лодки кверху задрался, так, что впереди сидящие на нас чуть не попадали. Ну как это можно описать словами? Теперь начинаю понимать людей — любителей сплавляться по рекам.
Остров на реке, скала в форме головы медведя (хотя по мне больше похожа на росомаху):
Около100 метров ходьбы от реки и вот он — Камышлинский водопад (народу тоже было здесь очень много):
Обратная дорога на лодке заняла семь минут вниз по течению. Уже не было так страшно :).
Продолжаем дорогу в Чемал:
Приезжаем в Чемал и отправляемся на Чемальскую ГЭС:
И образовавшееся небольшое Чемальское водохранилище, популярное место отдыха у местных и приезжих:
Если приехали в Чемал, то все рекомендуют обязательно посетить о. Патмос. На Патмос мы решаем не идти «козьей тропой» от ГЭС ( нам сказали, что прогулка по тропе занимает около 25 минут в одну сторону), а отправляемся на машине, у стадиона сворачиваем налево (если ехать от Чемальской ГЭС), доезжаем до школы, оставляем машину и идём к храму на о. Патмос:
Очень удивились, когда узнали, что проход по мостику бесплатный. На мостике рекомендуется находиться одновременно не более шести человек. Мы долго простояли, ожидая пока группа туристов с гидом перейдет с острова на берег. Когда мы возвращались с острова на берег, многие несознательные туристы ломились на мостик во встречном направлении, и при нашем переходе по мостику на нём находилось более десяти человек.
Скала напротив о. Патмос.
После Чемала отправляемся в конечную точку нашего путешествия (и, как оказалось потом, самую трудную) — водопад Чечкыш, который находится за Чемалом по дороге Чемал-Куюс, не доезжая пару км до села Еланда. Дорога опять же отличная! Ровная, плавные повороты, в некоторые из которых не страшно входить на 90 км (для наших «Демио» и «Лого» сойдёт :)) Дорога идёт по широкой долине Катуни, всё очень красочно и живописно!
Приехали к урочищу Чечкыш:
Читаем на сайте www.turistka.ru:
«Не доезжая примерно километра до кемпинга «Среда обитания» и трех километров до села Еланда, находится урочище Чечкыш, … от урочища Чечкыш подняться к водопаду Чечкыш. Очень подойдет такая прогулка для семей с детьми. Она непродолжительная и достаточно красочная».
Наивные мы! Заплатив 25 руб. за вход местной деревенской барышне, которая, как оказалось, ни хрена не знает про водопад, и что-то там про него рассказывает со слов какого-то там гида, мы отправились познакомиться с нашей последней, и самой трудной достопримечательностью. Дорога шла всё время в гору, мы постоянно останавливались и отдыхали. Дорога нам не показалась такой уж «непродолжительной». Моей маме дорога далась тяжелее всего, она так и не дошла несколько метров до водопада. Зато здесь «оторвались» наши собаки — после сидения в машинах почти целый день, они носились вверх и вниз как угорелые, и не проявляли никакой усталости. Урочище и вправду было очень красивым:
Сам водопад небольшой — 3,6 метров:
После водопада по соседней тропке поднялись на смотровую площадку, открывающую просто захватывающий дух вид на долину Катуни:
На площадке была широкая скамейка, на которой можно было отдохнуть после утомительного подъёма. У края ограждений никаких не было, и мы постоянно следили за ребёнком и нашими собаками. Об этом мы сказали барышне, продающей билеты. Она ответила, что ни за что бы не повела своего ребёнка на эту смотровую площадку (хорошую рекламу она делает, а как же слова: «Очень подойдет такая прогулка для семей с детьми»?). Но, открывающийся вид, конечно, стоит того, чтобы сюда подняться.
Спустившись, поехали обратно на наше место ночлега, в надежде, что его никто не занял. По дороге обратно:
Благополучно добрались до места нашей ночёвки, докупили на 100 руб. приличную охапку дров, расположились на ночлег, отужинав горячей ухой из консервов. Посидели до 12:30 ночи и легли спать, набираться сил перед дорогой домой.
4-й день, последний (14 июня, понедельник)
Утром все проснулись рано — в 7 часов. Позавтракав, тронулись в обратный путь домой, в Кемерово. Выехали в 8:45, и ехали весь день. Периодически останавливались, отдыхали, поили, выгуливали собак.
По дороге в Горной Шории.
Вообще интересно сравнивать природу соседних областей: у нас в Шории куча огоньков, только заехали на Алтай огоньки пропали, и появились огромные поляны/поля лютиков, в лесах сплошные папоротники — красивые! На Алтае народ в огородах уже картошку окучивает, а у нас она только из земли появляется.
Останавливались в Горно-Алтайске, купили черешни за 137 руб. (у нас в Кузбассе в это время она стоит 200 - 220 руб.), затем остановились у Бийского моста, недалеко от поворота на Турочак, затем остановились на одном из аварийном съездов на кузбасской стороне дороги Турочак — Таштагол.
Вид с аварийного съезда на Горную Шорию:
В Таштаголе залили полные баки на «Сибнефти». Неудачно попали во время сдачи кассы инкассаторам. Проторчали на заправке минут 15. :(
Затем решили доехать до кафе около Мундыбаша, чтобы пообедать. По дороге от Таштагола до Мундыбаша на дороге встречалось ОЧЕНЬ много внедорожников, причём большей частью не едущих по дороге, а стоящих на обочине с открытым капотом, в котором ковырялись водители этих супермашин. Ехали вот за таким внедорожником с «пиратским флагом», как сказал мой сын :).
Около Мундыбаша остановились в кафе – пообедать.
Скала на берегу р. Мундыбаш, напротив кафе.
Здесь мы отдыхали и ели не меньше получаса. Горячие блюда вкусные, а вот беляши были какие-то странные, пахли не очень, не стали их есть и скормили собакам.
Потом тронулись в путь — остановились за Новокузнецким кольцом, затем передохнули за Демьяновкой на ленинск-кузнецкой трассе, ну а потом уже шли без остановок до Кемерово. Как и предполагали, в конце выходных трасса была забита машинами, возвращающимися с дачи, отдыха, гостей и т.д. домой в город.
Домой приехали рано (для нас) в 20:00, думали, что будем ехать дольше.
Итого получается, что со всеми остановками, которые, я думаю, заняли у нас не меньше полутора часов, мы ехали около 11 часов. Засёк расстояние от нашей стоянки на берегу Катуни до подъезда моего дома в Кемерово на Искитимском мосту – 687 км.
В целом наше путешествие по километражу составило 1 727 км от подъезда к подъезду, потрачено денег на бензин: 2 880 руб., 45 коп.
Всего потрачено денег: мы с женой потратили около 7 200 руб., мои родители потратили около 7 800 руб. (моя мама увлеклась покупкой сувениров :)).
Также нам очень повезло с погодой — всё время светило солнце, даже было жарко. Особенно погода нам благоприятствовала в третий день, когда у нас была самая основная «экскурсионная» программа. Дождь шёл только в конце второго дня, и к утру прекратился.
Наше путешествие по продолжительности и расстоянию, конечно, не сравнится с другими, описанными здесь путешествиями, но для нас это было настоящей поездкой в далекие края, которая запомнится на всю жизнь.
P.S. В следующем году, если всё будет хорошо, хотелось бы поехать дальше на юг Горного Алтая — к заснеженным пикам и ледникам.