|
Всем привет!
Прочитал недавно здесь отчет о путешествии на «десятке» из Морозовска в Новосибирск. Потом прочитал отзывы читавших, и на меня нахлынули воспоминания о нашем путешествии из пос. Затеречный Ставропольского края в Омск на ЗАЗ-698А.
Напишу для молодых о том, как раньше ездили по дорогам нашей большой страны.
Итак: год путешествия — 1990, авто путешественников — ЗАЗ-968А («ушастый» «Запорожец») — возраст 11 лет, пробег — 230 000 км. Двигатель — 40 л.с.. Путешественников двое: я (28 лет) и мой отец (51 год).
Я в это время жил и работал в Омске. Родители мои жили на Ставрополье, и отец решил отдать мне свой старый «Запорожец», т.к. ему удалось приобрести новую «Таврию», а у меня не было никакой машины, да и денег на хорошую машину не было. Отцу «Запорожец» прослужил верой и правдой, перевозил кучу грузов, наездил кучу рыбалок и охот. Может кому и покажется. неправдоподобным пробег — 230 тыс. км, но это правда, и всего-то по 22 000 км за год. А отец у меня и рыбак и охотник.
Состояние авто было уже полуубитое. Жор масла — 1 литр на 300-400 км. Колеса сзади стоят так же, как на современных «BMW X5» с долго не ремонтируемой задней подвеской, т.е. «треугольничком». Кстати на новом «Гольфе», как сказали мне официальные дилеры, нормальным считается расход масла в пределах 1 литра на 1 000 км. Наш славный «запор» начал кушать столько масла только после 120 тысяч км пробега.
Итак, конец сентября 1990 года. Подготовка к выезду — загружен полный передний багажник всех имеющихся запчастей и инструментов. На крышу установлен багажник и на него примотаны две 20-ти литровые канистры с бензином. Также взята с собой 10-ти литровая емкость масла (масло компрессорное — густое). С собой еда — свежие яйца, хлеб, вода, чай. Взяты теплые вещи: носки, свитера, куртки.
Выбираем маршрут. Через Урал — примерно 3 200 км. Смотрим более короткий путь — через Казахстан (тогда еще не было границ) — примерно 2 500 км. Дороги везде по атласу красные — федеральные. Экономия, как нам показалось, весьма значительная, и принято решение ехать через Казахстан. Хотя с тех пор прошло уже почти 20 лет и наездил я на разных машинах, и наших, и импортных, не одну сотню тысяч километров, об этой поездке у меня остались самые незабываемые впечатления.
Итак, утро. Часов в семь утра выдвигаемся в сторону Астрахани. 25 км по асфальту, и начинается шебеночно-грунтовая дорога. Скорость 60-70 км. в час. Вся дорога идет по степи, встречаются стада сайгаков, видимо-невидимо сусликов, иногда прямо у дороги скачут зайцы. На разливах артезианских колодцев сидят стаи уток. В то время, когда народ не был так, как сейчас механизирован, живности в ставропольских и калмыцких степях было на порядок больше. Заправок, естественно, нет. Температура +30. Потом асфальт, потом опять грунтовка. Часа через четыре доезжаем до одного из притоков Волги и заезжаем в одну из прибрежных деревень, к знакомым отца, к которым он часто приезжал на рыбалку или просто купить рыбы. Есть заправка.
Там вкусно едим. На первое борщ, на второе черную икру с хлебом. Икра сделана в виде булки хлеба, и нарезается также, как хлеб. Так и ели — кусок хлеба, а сверху такой же по толщине кусок черной икры. На прощание нам завернули кусок балыка из осетрины, килограмма на четыре. Часа через два выехали дальше. Дальше была переправа через один из притоков Волги. Торопились (со скоростью не более 70 км/час), чтобы успеть дотемна. Успели, переправились.
Доезжаем до ГАИ-шного поста перед Казахстаном. Здоровый казах в гаишной форме проверяет документы и спрашивает, куда едем. Мы отвечаем — в Омск. Он внимательно смотрит на машину, потом на нас, вертит пальцем у виска, отдает документы — и мы поехали дальше.
Дорога асфальт. Не доезжая до Гурьева (сейчас Атырау) рассыпается подшипник на заднем правом колесе. Смотрим в багажник — есть запасной. Час работы — подшипник заменен. Вечереет. Съезжаем с большой дороги в степь, раскладываем сиденья, ложимся спать. Тепло. Раздеваемся и не накрываемся одеялами. Проехали километров 600.
Утром встаем, умываемся из фляжки, завтракаем хлебом с балыком, запивая чаем из термоса. Проезжаем Гурьев. Держим путь на Кустанай, а потом на Петропавловск.
А дальше начинается самое интересное. Там, где должна была быть дорога федерального значения, т.е. асфальт, ничего похожего на этот асфальт даже рядом не видно. Простая грунтовая дорога с поперечными проминами шириной сантиметров по 10-15. Потом немного асфальта, потом куски ремонтируемой дороги с насыпанным слоем щебня см по 15-20. В прямом смысле шкребли пузом по этому щебню. Там, где нет щебня и асфальта — пыль на дороге сантиметров десять толщиной. А окна что закрыты, что открыты — все в салоне.
За день проехали 450 км. Регулярно приходилось снимать с багажника канистры и заправлять машину, в надежде на первой встретившейся заправке залить полные канистры и бак. Каждые 200-300 км — контроль уровня масла в двигателе.
Заправку встретили вечером, в каком то- маленьком населенном пункте. Бензина в баке было литров 15, канистры уже сухие. Она была уже закрыта, и пришлось искать заправщицу дома. На улице — тишина и ходят верблюды. Заправились и решили ехать дальше. Вокруг — никого. Можно было проехать по степи километров 300 и не встретить ни одной машины и ни одного селения. Заночевали. Разделись, но уже накрылись одеялами.
Следующий день — еще километров 500. Срезаем по карте все углы, которые можем, так как большой разницы между качеством дороги федеральной и местными дорогами не видно. Тем более при нашей-то скорости (60-70 км/час). Также редко встречаются населенные пункты, также вечером носятся по степи стада сайгаков, та же радость от того, что взяли с собой две канистры под бензин.
Под вечер случились две проблемы. Сначала прозевали уровень масла в двигателе — щуп был сухой, долили до полного, мотор работает, звук не изменился — поехали дальше. При наступлении темноты включили свет — некоторое время проехали, и он начал постепенно гаснуть. Стало понятно, что где утечка, но ехать решили до победного, так как ночь и все равно ничего не видно. Да и надеялись, что даже если и сядет аккумулятор, то за ночь, пока поспим — подзарядится и утром заведемся.
Свет почти полностью погас, и мы легли спать на обочине грунтовой дороги. Ночью здорово похолодало. На себя надели все, что было. Утром встали — окна в инее. Стартер не крутит. С толкача вдвоем завести не можем. Сидим, ждем хоть одну проходящую машину. Примерно через час проходит первый грузовик. За пачку сигарет он нас дергает — машина заводится, и мы едем дальше. Странно, но все работает нормально. Аккумулятор постепенно заряжается, но мотор мы не глушим. В это день доезжаем до Петропавловска. Дальше, сразу после Петропавловска, — ночевка, еще четыре часа пути и мы дома.
Дорога заняла четверо с половиной суток, бензина ушло порядка девяти литров на сотню, масла ушло восемь литров. Съедено два десятка сырых яиц, четыре килограмма копченой осетрины, четыре булки хлеба.
Впечатление о дороге однозначное: да чтоб я… еще когда-нибудь… в эту дыру… Я не знаю, как там сейчас с дорогами по нашему маршруту — но был полный мрак.
Мотелей там не было ( да их тогда наверно нигде не было), заправки можно было пересчитать по пальцам, кафе придорожные практически не попадались. Встретившихся гаишников можно было пересчитать на пальцах одной руки. Впечатление о Казахстане — большая пустая страна, почти без людей и почти без дорог.
Впечатление о машине — неубиваемый продукт отечественного автопрома. Починить можно на коленке, в любых условиях. Как выяснилось уже в Омске — падение напряжения было следствием замыкания в стартере — были пробиты обмотки статора. Эта машина еще послужила мне годик в Омске, потом была благополучно продана небольшому водочному спекулянту, который благополучно ее разбил, перевозя водку из Омска в Большеречье, сам оставшись цел.
А на вырученные деньги отец мне подобрал в том же поселке Ставропольского края другой «Запорожец» — уже ЗАЗ-968 М. Не ушастый, гораздо моложе. И мы с ним его тоже пригнали в Омск. Но это уже другая история. Скажу только, что расстояние 3 200 км на вновь купленном «Запорожце» мы проехали за трое суток по нормальному маршруту через Урал. Фоток путешествия нет, так как было не до них. Да и скромное мое повествование навеяно просто ностальгическими воспоминаниями.
Всем доброго здоровья.