|
Двухлетнее владение Mitsubishi Pajero Io 1999 г. в. оставило неплохие впечатления о японском автопроме. Машинка устраивала по всем параметрам, кроме одного — размеров. Тяга к путешествиям и поездкам всей семьей (четыре человека) требовала чего-нибудь попросторнее. Живем в 500 км от Северного Байкала. Хочется съездить на Байкал, на горячие источники, на Слюдянские озера, отдохнуть с максимальным комфортом. Хорошо, когда все необходимое можно взять с собой.
Поэтому требования к приобретаемому авто были такие: просторный для пассажиров, вместимый для багажа, однозначно 4ВД-микроавтобус или минивэн. Перелопатив весь Drom.ru, остановились на Mazda MPV, 4ВД, в старом кузове, т.е. выпуска 96-99 г. без «губ», «ноздрей» и прочих бесполезных на наших дорогах обвесов. Продав к концу лета свой «Паджерик», за десять дней до окончания отпуска, позвонив предварительно Евгению (на Drom.ru — Sсorpion), срываемся во Владивосток. Пересадка в Тынде, Хабаровске, всего 2,5 суток и вечером 30 августа мы на месте.
Таким мы увидели вечерний Владивосток и его Золотой Рог из окна 10-этажки на Чуркине.
С утра встреча с Евгением. Его услугами при выборе автомобиля мы решили воспользоваться и не пожалели. Пробили несколько объявлений по Mazdа MPV и решили ехать на авторынок ЗУ. Долго ходить не пришлось, т.к. искали конкретную машинку с полным приводом. Mazda MPV, 1997 г.в., 4ВД, LVLR,WL-T, D2,5 с пробегом 126 тыс. двумя диванами и без люка.
Евгений реально помог при осмотре, проверке и торге. При начальной цене 10 $, взяли за 9,4 $, но все равно пришлось вылезти из планируемого бюджета. Оформление не заняло много времени, тут же на рынке взяли четыре «Бриджа» зимних и два летних на штамповке на перегон. Уже почти к концу рабочего дня загнали авто в сервис к Олегу, которого рекомендовал Женя.
Ребята осмотрели внимательно, диагностика выявила недостатки по подвеске, ходовой и ДВС (турбина). На все про все почти сутки, т.е. к обеду вторника. Во вторник, 1 сентября, рассчитывали выехать, по времени дома быть к исходу воскресенья, т.е. 6-го сентября. Но получилось не совсем так.
А пока Женя отвозит нас к дочери на Чуркин, ужинаем, общаемся. Утром жду звонка от Жени или Олега. Звонков нет. Не выдерживаю, звоню сам. Олег отвечает, что проблем немного больше, авто будет готов к вечеру.
Уточняются детали и ход ремонта — подготовки авто к перегону. Вопросов не убавляется, а даже наоборот… Ну ладно, доверив решение технических проблемы профессионалам, созваниваемся с моим другом и однокашником Тойли. Встречаемся, мотаемся с ним по городу по его делам, едем ужинать к нему домой.
С моим однокашником и другом Тойли- генеральным директором ведущей строительной кампании Владивостока «Крипс» в кафе на «Авангарде».
Там же с женой Леной и по совместительству вторым водителем на перегоне.
Город в движении, пробок пока нет.
Тут звонок от Жени, он в сервисе, сообщает, что почти все готово. Едем с Тойли на его «Сигнусе» в сервис. Машина, по словам Олега, полностью готова, садимся, едем с ним на проверку качества ремонта. Все нормально, но при включении 4ВД и блокировки дифференциала слышится посторонний звук в левом переднем приводе. Заключение Олега при дополнительной проверке — надо менять привод. А это еще дополнительное время, потому что этот привод надо еще найти и установить, а время — конец рабочего дня. Но ничего не поделаешь, приходится соглашаться с этим. Мы с Леной расстроены, Женя тоже не в восторге, что не смог выявить эту проблему при первичном осмотре. Но невозможно все обнаружить, даже на подъемнике в сервисе при осмотре. Хорошо еще, что это произошло здесь, а не где-нибудь на горном перевале или в русле реки по пути домой. Толя отвозит нас на Чуркин, по дороге наговорив страстей про всякие эти привода.
Утро начинается с обнадеживающего звонка Жени: привод нашли и установили, все нормально. Собираем дорожные принадлежности, и вместе с дочей и внучкой зять Руслан мчит нас на Невскую. Все готово в окончательном варианте.
Фото на память перед тем, как оттолкнуться. Слева — Евгений, в центре ваш покорный слуга, справа Руслан — муж моей дочери.
Выехали около двух часов дня в сопровождении Руслана. После «Зари» он обратно в город, а мы на выхлоп из славного Владивостока. За городом — сразу пробка почти до самого Артема (была авария на трассе — грузовичок), двигались часа два.
Проехали Уссурийск, двигаемся дальше по хорошей дороге. Ближе к ночи приблизились к Хабаровску, осталось километров 60 -70. Решили заночевать, а рано поутру проскочить город. Заехали на стоянку, где уже были три машины на транзитах, попили чай из термоса и спать. Попутных авто на перегоне было совсем мало. Сначала 3-4 машинки мелькали, а в Амурской обл. то ли отстали, то ли ушли вперед. Больше на ночевках и перекусах попутчиков не было, а от Иркутска вообще ехали одни. Правда перед Читой на разбитом участке дороги нас обошли два джипа.
Утром при въезде в Хабаровск остановили на посту ДПС, проверили документы, мы в свою очередь уточнили схему проезда через город. Дальше по совету инспектора перед въездом — направо, а потом все время прямо, по главной. В целом это соответствовало Дром-овской схеме проезда. Примерно так мы и выехали на мост через Амур.
Знаменитый и известный всем мост через Амур в Хабаровске. Перед ним был остановлен инспектором ДПС с проверкой документов.
За Хабаровском обнулили показания пройденного пути, дальше ехали, стараясь придерживаться последней версии федеральной трассы «Амур» — автор Mat Zo (спасибо ему и от нас). Но даже и в обновленном варианте было много изменений. Дорога интенсивно строится, много техники и рабочих. Качество получается хорошее, как оно сохранится, будет зависеть от содержания и обслуживания. Заправлялись при стрелке чуть меньше половины, при баке на 75 л заливали по 30-40 л. Один раз нарушили это правило, пропустили «Альянс» пред Тыгдой и чуть не попали. Ночью, под стеной ливня, при видимости десять метров перехватили перед Магдагачи ведро соляры у не совсем трезвых обитателей вагончика с надписью «шиномонтаж», кое-как дотянули до Талдана.
Питательно-обклеечный пункт в Ауре.
Горячий обед за 300 руб. на двоих, телевизор с новостями. Оклейка заняла немного времени.
Позвонил на сотовый Олег — директор Автосервиса на Невской из Владивостока поинтересовался, как показала себя «MPV» за первые сутки перегона (были некоторые сомнения по замененному левому переднему приводу и работе турбины). Человек реально беспокоился и переживал за качество подготовки авто к перегону. Да и репутация фирмы многое значит. На момент разговора с машиной все было в порядке, скажу наперед, что и будущие испытания нашими дорогами она выдержала достойно.
На этой площадке мы находились около двух часов. Кроме нас сюда больше никто не заехал. Ни пообедать, ни обклеиться. А раньше по словам ребят-владельцев здесь были очереди.
Фото у известной стелы «Владивосток — Москва» — традиция всех перегонов. Не стали исключением и мы. А там еще дядька мед продавал, и как же дальше без меда?
Москва нас не прельщает, нам ближе далекий, но все-таки «нашенский» Владивосток.
Попытка подсластить прелести федеральной трассы бутылочкой мё-ё-ё-ё-да удалась. Мед был хорошего качества и стоил сравнительно недорого. У нас в семье есть традиция: когда едем в отпуск, из отпуска привозим мед. Чаще — из центральной России. И в этот раз не стали традицию нарушать. К купленным раньше во Владивостоке на ярмарке десяти кг добавили еще два.
Вперед, в догонку за уходящим к горизонту солнцем, т.е. на запад.
Пока на запад. Так будет до Иркутска, а за ним — на север, в места, ставшие привычными для обитания в последние два десятка лет.
А это уже родная Бурятия. Гордые изюбри на вершине горы.
Недалеко и Улан-Удэ. Самолетом до Таксимо чуть больше двух часов на АН-24, поездом с пересадкой в Тайшете на БАМ-овскую ветку — двое с половиной суток. А нам своим ходом… как повезет. Расстояния теперь конкретно измеряются не километрами, а днями и часами. Помнится, не так давно, в мае 2007 г. на трех «Партиотах» выехали из Улан-Удэ. Все хорошо, ранняя весна (17 мая), а перед Северобайкалском на Дабане (перевал) выпал почти четырехметровый уровень тяжелого мокрого снега. Жили двое суток, пока его чистили тяжелой техникой.
Впереди, в лучах ускользающего солнца — Байкал-батюшка. С ним нам предстоит еще встретиться. Это будет его северное побережье, в Северобайкальске и Нижнеангарске.
Дороги в Иркутской области неплохие (по сравнению с Бурятией).
Ночевали перед въездом в Иркутск. Через город проезжали рано утром. Полный рассвет застал нас уже в Усть-Ордынском округе. По его дорогам нам предстоит проехать, чтобы оказаться ближе к трассе БАМа, почти у Магистрального.
Символ широких степных просторов Усть-Орды — всадник на коне.
Дороги на этом участке хорошие и ровные. В одном месте на протяжении 5-8 км встречались ровные прямоугольные канавки в асфальте, наподобие лежачего полицейского, только так сказать, во «впуклом» состоянии. Реально приходится сбрасывать скорость.
Хотелось бы в отчетике остановиться на теме названий ручьев и речек. В качестве лирического отступления, да простят меня приверженцы технических автоподробностей перегонов. Тему неоднократно поднимали другие перегоны, а с интенсивным строительством федералки и вводом все новых участков, в т.ч. и с мостами через ручьи, она может еще какое-то время позвучать. На протяжении всей трассы до Читы насчитал около двух десятков табличек «Ручей». Мы любим своих жен, девушек, не можем, проезжая мимо безымянных ручьев, не оставить рук своих творенья. Где гвоздем, где балонником, а кто, наверное, и припасенным заранее баллончиком с краской дали этим ручьям названия. Татьянин, Аленин, Светин, Сашин, и еще десятки прекрасных и нежных женских имен, обладатели которых ждут своих мужественных «гонщиков серебряной мечты» домой с перегона.
Они, усталые, слегка обросшие, в дорожной пыли, переступая родной порог где-нибудь в Новосибе или Перми, Курске или Подмосковье, крепко обняв, а потом, чуть отстраняясь от любимого лица, небрежно бросают: «Я там на 1 276 км федералки ручей твоим именем назвал, ты не против?». Какое там против! Только ЗА!
Устав считать таблички «Ручей» с процарапанными добавленными названиями, моя Лена, будучи женой охотника, заметила, что многие из них кучно расстреляны картечью. Потом робко намекнула, что попадаются и совсем новые таблички, и ручьи без названия. Ответил, как отрезал: «Да что там ручей, стоит ли мелочиться. Я тебе целую реку подарю».
Вот, сдержал свое слово…! Река ЛЕНА.
Значительная часть дороги протянулась вдоль берега Лены, неплохого качества гравийка с примесью красной глины. Когда у нас встречаются машины на транзитах с кузовами, обтянутыми прочным красно-глиняным покрытием, особенно после продолжительных дождей, не надо гадать — 100% прошли через Жигалово или Братск.
Второе колесо на гравийке между Качугом и Жигалово спасти не удалось. Когда к характерному шуму дороги и стуку камней добавились дополнительные постукивания, пришлось остановиться. Картина, представшая перед моими глазами, описана во многих перегонах: диск правого заднего на земле, покрышка в лохмотьях присутствует. Хорошо, что диск остался цел (по приезду домой поставил на литье зимнюю «Бридж» 215х70хR16.) Пришлось ставить запаску из снятых ранее и замененных на штамповку передних колес, одно из которых было заклеено еще в Амурской области при первом пробое об острый камень на тамошней гравийке.
Едем дальше. Идет строительство моста, кажется, газовики строят, а пока проезд по временному понтонному. Он в хорошем состоянии.
Еще один понтонный мост на нашем пути в районе с.Татурово, как оказалось — последний. Дальше будут просто уцелевшие мосты или их просто не будет на наших дорогах.
Дорога от Жигалово до Окунайки — грунтовка со щебеночным покрытием. Первая половина плохого качества, размыта после дождей, ямка на ямке, скорость минимальная, на перевальной части, в лесу по обочинам — снег. Машин: ни встречных, ни поперечных, ни попутных — нет. Экипажу нашей машинки пустынно, одиноко и холодно. Да, уже холодно, наш путь на север, с грустью вспоминается Приморье, друзья и родные, оставшиеся там.
Где-то на середине дороги, в перевальной части отворот налево, шлагбаум, специальная зона, въезд по разрешениям. Проехали чуть дальше и увидели в стороне, на горе комплекс сооружений, вышек, зданий, раскрашенный в традиционные цвета «Газпрома». Очевидно какая-то газоперекачивающая станция. Ну, а мы пока без газа.
Дальше с этого места дорога стала лучше. Можно ехать быстрее, 40 км/час. Но радует то, что все мосты на месте, дорожное покрытие твердое. Так километр за километром приближаемся к трассе «БАМ». Мы должны выйти на нее в районе разъезда Окунайский, потом повернуть направо и остается 129 км до Северобайкальска. А там, считай, мы уже дома. К сожалению, этот участок дороги плохого качества, долго пробирались между гор, подкрадываясь к Дабану. Этот перевал открывает путь к Северному Байкалу со стороны Иркутской области. Открывает…, но не всегда и не всем. Пройти его ходом — редкая удача. Частенько получается здесь пожить, ждать прохождения паводка или когда расчистят от снега. Об одном личном опыте писал выше. Подъезд к перевалу с иркутской стороны еще выглядит нормально, но бурятская сторона оставляет желать лучшего. За дорогой практически никто не следит.
Нам повезло, прошли нормально. Пока поднимались и спускались, наступила ночь. Северобайкальск угадывается впереди по светлому зареву на небе. Отворот влево на горячий источник Солнечный, но мы проезжаем мимо, торопимся, а отмокать будем на Дзелинде. Заехали в Северный, стали на стоянку, спим и просыпаемся вместе с городом.
Из Северобайкальска выехали еще затемно. Около двух часов езды по дороге, где участки асфальта чередуются со щебеночным покрытием, и мы сворачиваем на Дзелинду. Это термальный природный радоновый источник, температура воды около +50 градусов. На пятый день пути полчаса в радоне восстанавливают силы и придают необыкновенную легкость телу и ясность мысли. А мысли только об одном: скорее бы родной дом. И вот до него уже 350 км. Но каких километров! Из них участок около 200 км можно сравнить с комбинированным полигоном для жестких испытаниях колесной техники, дороги, как таковой, практически нет, мостов через многочисленные речушки и ручьи тоже нет. Если в сухой период русла этих ручейков представляют проезды между валунами в канавах, то в период паводка после дождей это грохочущая горная река с очень большим напором воды. Тащит и переворачивает «Уралы» и другую автотехнику. На легковых не сунешься, надо ждать, когда прекратится дождь и вода спадет.
Вот это русло такого горного ручья, что берет начало из горного распадка. Сейчас воды в нем нет, но стоит пройти дождям, и на пути будет непреодолимая преграда.
В большей части, где нет мостов, дорога проходит по таким объездам.
Вот во что превращаются мосты после нескольких крупных паводков подряд. Бурные потоки сметают все на своем пути, по руслу с глухим стуком катятся «чемоданчики» по несколько десятков тонн весом.
Верхняя Ангара перед п. Новый Уоян. Рядом железнодорожный мост. В Уояне кончается то, что можно назвать дорогой, начинается направление.
Вот примерные образцы направления. Сколько еще простоит это подобие моста — неизвестно. А ехать надо, и люди едут.
И мы едем.
Высота этого замечательного сооружения около 5 метров от основной плоскости остова моста. Кому-то на маленькой машинке надо было срочно проехать, сильно не мудря, скрепили скобами и гвоздями остатки обрушенного мостового полотна. И вот проезд готов. Но когда взобрались на него, чтобы проверить на прочность, сооружение ходило ходуном, и любимая жена, которая соглашалась со всеми выбранными мною ранее вариантами проезда «экстримчиков», вдруг категорически отвергает этот проезд. Видимо начинает действовать близость к дому.
В итоге был выбран вариант объезда. На фото, сделанном сверху, с моста слабо угадывается глубина горной речки. Вода чистейшая и прозрачная, кажется, вот дно. А на самом деле под полтора метра, да еще почти посередине приличных размеров валунчик. Пойдешь вправо, надо реально плыть, влево — не дают габариты нашей «Мазды». Короче, как протиснулись в левую колею, внятно не опишешь, но именно здесь об этот валун слегка помял правый порог.
Жаль, что 80% подобных проблемных мест и красот дороги осталось за кадром, а они у нас были еще впереди, т.к. стокилометровый отрезок пути от Северомуйска до Таксимо проходили ночью в течении шести часов. А взялся за этот отчет только потому, что хотел поподробнее и с фото показать путь от Иркутска через Жигалово на северный участок БАМа. За кадром остались и красоты Северного Байкала, и перевал Дабан, и горячий источник в Северобайкальском районе Солнечный, и Новая Дзелинда.
Может быть, когда-нибудь удастся проехать по этому пути еще раз, без гонки, не торопясь, без подстегивания мыслью о том, что опаздываю из отпуска. А вообще, хочется проехать по северному пути. От Тынды, через Хани и Новую Чару в Таксимо, т.е вдоль трассы «БАМ». Наш северный Муйский район Бурятии граничит через р. Витим с Читинской областью, а за нами на север Бодайбинский район Иркутской области. И все эти ребята, если своим ходом гонят машины с ДВ, проходят через наш поселок. От Тынды до Таксимо поезд идет 18 часов. А нам приходится ехать еще почти трое суток вокруг, через Читу, Улан-Удэ, Иркутск. А все потому, что рядом с железной дорогой в нашем направлении нет автодороги, а там, где есть технологичка, сохранившаяся со времен славных бамовцев, нет мостов ни через Олекму, ни через Нюкжу. По зимнику можно проехать, но можно попасть, движение очень редкое, населенные пункты и заправки далеко друг от друга, а вокруг тайга и тундра, и помощи ждать неоткуда. Но ездят…
И в заключение: время в пути составило пять с половиной суток. Пройдено 5 593 км, затрачено 678 литров дизтоплива. Средний расход —12,12 л на сотню.
По финансам: авто — 295 тыс. руб.; резина — четыре зимних «Бриджа» + два летних на штамповке (все б/у, но отличного качества) — 18 тыс. руб.; страховка на три месяца — 700 руб., оформление договора купли-продажи около 1000 руб.; заправки — около 17 тыс. руб., (самая дешевая соляра — 18 руб. в Амазаре); обклейка вместе с пластырем 1 235 руб.; продукты в дорогу около 3 тыс. руб. + питание и овощи-фрукты в дороге 2 тыс. руб. (с собой брали газовую плитку и два баллончика, очень удобная штука, особенно когда есть кому готовить, при этом времени на перекусы уходит немного); шиномонтажка — 200 руб.; услуги автосервиса по ремонту и подготовке авто к перегону —19,6 тыс. руб.; набор гаишника — 900 руб.; поезд до Владивостока — 10 тыс. руб. Конечно, затраты получились больше, чем планировали. Но всего не предусмотришь.
Надеюсь, что мой скромный материал кому-нибудь поможет. Отчет этот мой первый, не судите строго, на вопросы готов ответить. Всем здоровья и удачи на дорогах и в жизни.