Обзорное путешествие по Алтаю в июле — августе 2009 года на Honda CR-V

14.10.2009 | 22106 просмотров

Привет всем, читающим этот отчет. В этом отчете вы не найдете точных расстояний и затраченных рублей-литров бензина. Это небольшой рассказ о поездке в горный Алтай.

Перед поездкой было прочитано на Drom.ru огромное количество отчетов и не только про Алтай. В одном из отчетов, уже не помню, в каком, было четкое правило — выезжать не в понедельник. Отчасти поэтому выезд был намечен на 19.07.09 — воскресенье. Перед поездкой был приобретен навигатор с программой «Навител», тройник для прикуривателя, у приятеля на работе выпросил ноутбук, вот из техники, пожалуй, и все. Был поход в супермаркет, где было куплена куча консервов, лапши и ящик сухого вина. На всякий случай была взята бутылка водки (так и прокаталась всю поездку в багажнике), и совсем на всякий случай пять штук стограммовых бутылочек спирта (забегая вперед, скажу, что также не пригодились).

Незадолго до выезда по всем центральным каналам прошла информация об убийстве на трассе «Дон» командира СОБРа со всей его семьей: женой и двумя детьми. Честно говоря, сильно задумался о своем решении ехать в одну машину. Начал искать попутчиков на Drom.ru Но время с отпуском уже было определено. Сбивать сроки еще с кем-то уже не представлялось возможности. Да и четкого плана куда, как и во сколько выезжаю, я так и не смог составить. После нескольких безуспешных попыток я бросил эту затею с попутчиками и решил положиться на русский авось, да на осторожность в пути.
 Итак, наш экипаж: Максим (это я) — командир экипажа, он же водитель; Наташа — жена командира экипажа, штурман-радист; наш сын Костик семи лет от роду и племянник Илья 13 лет. Машина Honda CR-V 1997 года.

Итак, 19.07.09, г. Красноярск. Старт был назначен на шесть утра. Планируемый пункт назначения г. Бийск. Выехать получилось только часов в семь утра (проблемы с подъемом). Погода пасмурная. Настроение отпускное. На выезде из Красноярска был остановлен на посту ГАИ, гаец оказался однофамильцем моего начальника, кроме моих документов ему ничего было не надо, после их проверки, услышав пожелания счастливого пути, поехал дальше. Я решил, что это мне своеобразный привет с работы. Дорога до Ачинска хорошо знакомая, только навигатор почему то все время хотел меня отправить через п. Ужур, его указания я игнорировал.

Город Ачинск проехал по указателям. Далее дорога на Мариинск. Постепенно стали попадаться кемеровские номера. Ненадолго порадовала цена на бензин в Кемеровской области, в среднем на два рубля меньше, чем в Красноярском крае, одна беда: на заправках либо 80 бензин, либо вообще никакого. Чуть не влип, ехал уже на парах, когда повстречал заправку с 92 бензином. Залил полный бак и помчался дальше, дав себе слово заправляться почаще.

Кемерово проехал с помощью навигатора без труда. Несмотря на то, что улицы были перекопаны и шел ремонт. Последний раз я был в Кемерово еще в школе, в 1988 году. С тех пор город изменился неузнаваемо. Хотя дорожная реклама и баннеры везде одинаковые, что в Красноярске, что в Кемерово. Очень в Кемерово порадовали большие мусорные баки с подписью «Для вас, водители», улыбнуло. Но вот, Кемерово за спиной, держим курс на Белово. С Белово выезжаем на трассу Алтай — Кузбасс. Дороги в Кемерово не в пример лучше, чем в Красноярском крае, на каждом повороте стоят указатели с расстоянием, да и покрытие дорог отличное. На мой взгляд, трасса Алтай — Кузбасс скучная. По обеим сторонам дороги — лес. Видов нет почти никаких. Дорога убаюкивает.

По дороге видели страшную аварию, «форик» — «девятка» в лобовую. Наверняка с трупами. Бодрости эта авария добавила. Дрему как рукой сняло. По дороге несколько раз лил проливной дождь, так что даже дворники не справлялись.

А через несколько часов выехали на трассу Новосибирск — Бийск. Время было уже глубоко после обеда. Трасса в обе стороны очень загружена. Движение плотное, интенсивное. Обгонять, смысла нет, машины идут колонной. Причем, и в ту, и в другую сторону. Вот так, долго и нудно двигались в сторону Бийска. По дороге еще одна лобовая. Видать, кому-то очень хотелось проехать быстрее. Ближе к вечеру, часам к девяти подъехали к Бийску.

В Бийске, у родственников, провели одну ночь. Встретили нас прекрасно. Баня, застолье. На следующий день экскурсия по городу.

Бийск — маленький сибирский город. Был в нем первый раз. Особо запомнился мост с трамвайным реверсным движением. Не сразу сообразил, кому горит красный. Местные жители, видать, уже привыкли к такой реакции приезжих и особо не бибикали. Так же поразили плакаты с надписями «Бийск город наука-град», интересно, в Оксфорде или Гарварде встречаются такие плакаты, может, кто был, подскажет? Очень понравился центр города, старые дома. Еще запомнился Ленин в зимней шапке. Огромное спасибо родственникам за экскурсию по городу. Поездили, накупили сувениров. И во второй половине дня двинули далее.

Цель — туристическая база «Аскат». По дороге, недалеко от Бийска, превысил скорость на 300 рублей, гайцы пасли автономной камерой, а пост был уже через километр далее. Позднее встретил земляка, у которого на этом посту отобрали права, так что легко отделался. Бодаться на посту не стал, посмотрел фильм, как еду со скоростью 82 км в час по населенному пункту. Пожал плечами, забрал протокол. И далее в путь, стараясь соблюдать скоростной режим. Так и добрались до республики Алтай.

В «Аскат» приехали уже поздно вечером. Из впечатлений дня — это дороги в Алтайском крае и Республике Алтай. Я то — наивный — ехал покорять глушь, а тут просто автобаны с освещением, хорошим покрытием и дорожной разметкой.

В «Аскате» проходил йога-интенсив, куда мы, собственно говоря, и ехали. Провели мы в этом чудесном месте неделю. Пока дорогая изучала премудрости йоги, я развлекался, как мог, с мужьями йогов, приобщался к йоге, посещал местные достопримечательности и местные лавки. «Аскат» в этих местах славиться как место, куда собираются творческие люди. Эти чудесные люди лепят всякие разные дудки, делают бубны, всякие дурацкие штуки и продают их туристам за реальные деньги. По мне, так, цены, мягко скажем, высоковаты. Но, не хочешь, как говориться, не бери.

Виды в окрестностях базы чудесные. Горная река Катунь очень красивая, но холодная. Купаться, конечно, можно, но очень холодно.

Во время своего пребывания в селе Аскат, посетили местный буддийский центр. Это лама Гриша.

Неделя пребывания на його-интенсиве была очень насыщенной. Отдельное огромное спасибо Алексею и Ирисе за организацию данного предприятия. А еще пребывание там запомнилось непрекращающимся дождем.

Так же поразило обилие подвесных мостов. Я таких ранее не встречал.

На выходные сгоняли к родственникам на озеро Ая. Общение с родственниками очень понравилось. А сама местность так себе. Сплошная дискотека, коммерция, шашлыки.

Проезд по мосту платный — 30 рублей.

В перерывах между занятиями йогой и застольями с родственниками сгоняли на Чемал. С Чемала привезли массу впечатлений. Вот некоторые из них:

1. На Каракольские озера не возит только очень ленивый. Короче возят все на каждом доме, почти на каждой машине весят таблички, надписи. В итоге, ехать туда расхотелось вообще. Просто представил, что если каждый день хоть половина народу туда ездит, то там должны быть такие дороги набиты. Короче, не поехал.
  2. То же самое со сплавом. Предложения рафтинга висят везде. Предложения от нескольких часов до нескольких дней. Ранее мне приходилось сплавляться по таежным горным рекам дикарем. И тут первое время хотелось, но увидев обилие предложения опять сыграло чувство противоречия, не поеду и все. Как-то не хочется созерцать природные красоты и сплавляться по горным рекам в такой организованной компании.
  3. При посещении Чамальской ГЭС поразили толпы туристов. Народу было очень много. Кругом киоски с сувенирами «Made in China».

По окончанию йога-интенсива я уже достаточно изучил карту. Маршрут был спланирован. Итак, в 27.07.09 мы двинули в сторону поселка Акташ. Утро этого дня было, как обычно, дождливым. Впереди неизвестность. Большие волнения были по поводу преодоления перевала Семинский и Чике-Таман. В первой половине дня вышли к перевалу Семинский.

Большого впечатления от покорения этого перевала я не получил. Машина шла в гору хорошо, хоть и были загружены под самую завязку. Переключать скорости не пришлось. Впереди шла машина с барнаульскими номерами. По всему видно было, что человек шел здесь не первый раз. Зацепившись ему за хвост, я не успел оглянуться, как оказался на самом перевале. На перевале уже знакомая до боли картина: куча коробейников торгуют сувенирами. На стоянке увидал двух земляков на «Вольво» и «Фольцвагене». Подходить не стал. Хотя порадовался, что не один все-таки, красноярцы добираются и сюда. Возникла мысль купить местной медовухи, но после снятия пробы нам показалась, что медовуха крепленая. Брать ее мы не стали. Сувениры были закуплены еще в Бийске. Видов особых на перевале мы тоже не увидали. Погода была пасмурная, хотя дождя в тот момент не было.

Так что, потолкавшись для приличия на самом перевале, двинули дальше. Дорога, несмотря на то, что шел ремонт, радовала. Спуск с перевала тоже больших впечатлений не оставил. По дороге вычитали про природный парк Уч-Энек.

Въезд на территорию парка оказался платный, что-то около 70 рублей с человека. Весь парк представляет из себя тупиковую грунтовую дорогу, длиной километров 30. Провожатого нам не дали. Нашли мы в одном месте наскальные рисунки, и несколько комплексов каменных стел. Природа в этом уголке Алтая очень красивая.

Была мысль даже остановиться в этих местах на ночь. Но времени было еще не много, жажда движения еще присутствовала. Поэтому двинули дальше, в сторону перевала Чике-Таман. Всего на посещение этого парка было затрачено около шести часов.

Ближе к вечеру были у подножья перевала Чике-Таман. Дорога между Семинским перевалом и Чике-Таман больше ничем не запомнилась. Сам перевал, в отличие от Семинского, более живописен. Ларечников на перевале гораздо меньше, да и народу уже намного меньше, чем в районе Чемала и Семинского перевала.ъ

На ночевку расположились, перевалив Чике-Таман, прямо под самым перевалом. Судя по карте, деревушка была довольно далеко. С дороги место стоянки практически не видно, да и рядом были соседи (довольно шумная компания из кемеровчан и барнаульцев). Расположились мы от них довольно далеко, так что друг другу отдыхать не мешали.

Не прошло и часа после того, как мы поставили палатку, приехал абориген на лошади. Разговор получился довольно короткий, алтаец долго здороваться не стал и начал сразу по существу, мол, работы нет, детей много, жить надо. Я внимательно слушал и качал головой, ожидая цену разговора. Долго ждать не пришлось, предложили покататься на лошади за сто рублей. Долго не думая, я согласился. Тут же было выдвинуто новое предложение — заменить сто рублей водкой. На это я уже соглашаться не стал, так как последнее, что мне хотелось в этот вечер, так водить с этим типом пьяные разговоры. Кивнул на свою детвору и жену и сказал, что водки нет, собутыльников у меня тут нет, да и жена запрещает. В общем, приличия были соблюдены. Мы заплатили маленький оброк, нам оказали сервисные услуги, все разошлись довольные.

Абориген поехал к нашим соседям со своими предложениями. Прошло не более часа, подъехали еще двое местных с тем же самым разговором и предложением. Я, как можно вежливее, объяснил, что оброк мы уже заплатили, на лошади покатались и если им что-то не нравиться, они могут подойти к вон тому человеку и тот с ними поделиться. После непродолжительного совещания нам предложили купить кедровых шишек. Поторговавшись, уже чисто из азарта, сбил цену в два раза. Купил у них шишек, и мы разошлись друг другом довольные. Соседи наши все-таки споили этого аборигена, и всю ночь гоняли на бедной коняге, играли в кавалеристов.

Утро как обычно выдалось дождливое и сырое. Собрав табор, двинулись далее, собираясь добраться в этот день до перевала Кату-Ярык.

Дорога стала гораздо живописнее. Тайга уступила место лесостепям. В общем, деревьев стало гораздо меньше, и вообще появился некий сюрреализм. Необычные ландшафты. Появились первые стада баранов. Проехали первые бомы. От удивления не удержался, остановился, внимательно оглядел стены. Следов шпуров я так и не нашел (я по образованию горный инженер-геолог). То есть, эту дорогу пробивали не взрывами, а кирками да лопатами.

В путеводителе прочитал, что Чуйский тракт строил седьмой отряд Сиблага. Сколько костей закопали под эту дорогу? Наверное, уже никто не скажет. В современных учебниках истории те времена назвали эпохой «эффективного менеджера».

В первой половине дня выехали на стрелку Чуи — Катуни. Что говорить, места просто великолепные.

На обед остановились в кафе, недалеко от этого места дальше по Чуйскому тракту. Перед кафе были установлены статуи. В этом кафе оказался самый дорогой обед за всю поездку, около 150 рублей с человека. Попробовал национальное блюдо — жареные бараньи кишки, честно говоря, так и не понял, что это такое. Также попили чай с толканом, это чай с мукой. Так и не осилил пиалу. В кафе встретили велосипедистов. Эти ребята отмахали уже километров 800 и собирались двигаться дальше. Вот это туризм. Работал музей (аил с алтайцем), вход в аил сто руб. с человека, пофиг взрослый или ребенок. Глянув мельком на экспонаты, решили не ходить.

Ближе к середине дня обнаружили огромную писаницу. Древние наскальные рисунки.

В избе никого не оказалось. Пришлось осматривать рисунки бесплатно. Встретили еще одних улыбающихся велосипедистов. Оказались французы. Тут-то я и понял, что годы, потраченные на изучения французского языка в школе, пропали даром. Потому как кроме фразы «Говорите ли вы по-французски?» сказать было нечего, а после этого вопроса перейти на русский тоже было бы как-то неправильно.

Во второй половине дня проехали мимо бесплатного водопада. Зрелище очень захватывающее и красивое.

Был удивлен, что еще никто не поставил веревочку, чтобы снимать плату с туристов за просмотр. Проезд до п. Акташ ничем особенным не выделялся. Дорога была хорошая. Скорость небольшая. Ехали, наслаждались видами. А посмотреть было на что. Поселок Акташ встретил чем-то типа зоны, впоследствии, я решил, что это пограничный отряд. Проехав по поселку, выехали на дорогу до Улагана. Вот и Красные ворота. Место фотографирования каждого путешественника.

Дорога до Улагана довольно терпимая, грунтовка вперемешку со старым асфальтом. Лесные и тундровые озера встречаются по обе стороны дороги. Идею ночевать на этих озерах отвергли после непродолжительного диспута со штурманом.

Несмотря на все красоты, ночевать в горной тундре, в палатке, с детишками не хотелось.

До Улагана добрались уже во второй половине дня, твердо решив посетить местный краеведческий музей. В музее нас встретил экскурсовод Анатолий. Огромное спасибо тебе Анатолий за увлекательную экскурсию. Рекомендую всем. Анатолий рассказывает о своей малой родине увлеченно и со знанием дела. Без этой экскурсии посещение музея было бы серым. В самом музее экспонатов подлинников очень не много, в основном копии.

В место ковров в курганах нам были продемонстрированы любительские фотографии из Эрмитажа. Но, несмотря ни на что, это место можно назвать музеем, а не коммерческим мероприятиям, как большинство здешних этногалерей и аилов. В музее три экспозиции, археология, быт алтайцев, и алтайцы во Второй мировой войне.

Дело уже было к вечеру. Решили двигаться дальше в сторону Чулышмана. Только мы дошли от музея до своей машины, как встретили местного гопника, в кепочке. Поблескивая фиксой а ля 90-ые, вышел чувачок и настоятельно порекомендовал нам посетить музей. Я аж обомлел от такой рекламы музея. Пришлось заверить уважаемого, что в музее мы уже были. И даже можем продемонстрировать билеты. После чего я был милостиво отпущен следовать далее по своему усмотрению.

Дорога до перевала постепенно из гравийки превращалась в грунтовку, с торчащими валунами. Машины по этой дороге ездят самые разные. От ГАЗ-66 до «Жигули» любой модели. Местные гоняют на УАЗ, и УАЗ-«таблетка». Так как недавно прошел дождь, дорога сильно не радовала, но двигаться было можно. По дороге нас обогнал земляк на Toyota Corolla. По дороге познакомились с кемеровчанами, они шли в три машины: «Шевролет» седан, «Нисан» (какой-то мелкий, модель не запомнил), и Toyota RAV4. Уже договорились, что будем держаться вместе и вместе пойдем до южного берега Телецкого озера, но, к сожалению, до перевала они не доехали. Водитель «Нисана» и «Шевролет» забастовали из-за плохой дороги. Хотя не доехали они примерно десять километров до перевала.

К перевалу мы подъехали уже в легких сумерках, одни. Про перевал Кату-Ярык можно говорить долго. Ничего подобного я в жизни не видел. Место поражает своей мощью.

Постоял, посмотрел на дорогу внизу. На водопад с другой стороны долины.

Но сумерки сгущались, надо было ехать, мы сели по местам и поехали вниз. Где-то на середине пути был вынужден сделать остановку. Посидели, послушали пару песен, подождали, пока остынут тормоза. Навстречу поднялась какая-то японская легкоковуха-универсал. В ней сидели два мужика с ошалевшими, широко открытыми глазами. Проорав друг другу приветствие, мы разъехались и продолжили спуск далее. Ощущение, которое испытываешь на спуске с этого перевала, сродни ощущениям на крутых качелях. Немного эйфорию сбил руль, прикрепленный на обочине дороги. Еще немного и мы в долине Чулышмана.

Тут-то и произошла поломка нашего железного коня. Подъехав к базе, которая находиться внизу, прямо под перевалом, я начал расспрашивать алтайца о местных ценах. Услышав про баню за 500 рублей в час, решил, что меня здесь особенно ничего не держит. Судя по отчетам, база, в двух километрах ниже по течению реки, гораздо лучше, я запрыгнул в машину и нажал на газ. В этот момент машина подпрыгнула, и я услышал громкий скрежет. Камень, который торчал на дороге (обычно такие камни я проезжаю, даже не замечая, и этот не заметил), зацепился за защиту кардана, вывернулся из земли, загнул защиту кардана, и защита кардана повредила карданный вал. С помощью ломика защиту я отогнул, но карданный вал был безнадежно поврежден. Пока возился, уже наступила ночь, ехать уже никуда не было никакого желания. Пришлось остановиться на берегу реки, прямо под перевалом.

Местная турбаза предложила сервис в качестве столика, лавок и уборки мусора, все это удовольствие за 150 рублей за ночь. Настроение было паршивое. Начали готовить ужин. Я начал заливать горе вином. Когда уже совсем стемнело, появилась «Ауди»-седан 1997 года. Я был удивлен. Появились эти товарищи туристы из города Кирова, что на Урале. Говор их сразу и выдал. Места на берегу были уже все заняты, люди попросились в соседи. Мы не отказали. Довольно быстро поставили палатку, и у меня появился собутыльник. Ночью пошел долгожданный дождь.

Утром, осмотрев машину, насколько мог, отогнул защиту, попытался проехаться. Ну что, не все так плохо, как казалась на первый взгляд. При езде по дороге на скорости 20-30 км в час вибрации почти не ощущалось, а больше и разогнаться было негде. Два дня прошли на берегу реки в праздном безделье. Дождь, по традиции, шел каждый день. Вода в реке поднималась постоянно. Благодаря уральским товарищам, вечера были заполнены беседами на самые различные темы, под вино, пиво и другие алкогольные напитки. Пользуясь случаем, передаю Ринату и Алевтине сибирский привет.

До последнего думал о поездке на южный берег Телецкого озера. Но ехать дальше на покалеченной машине один я не решился. Поговорил с проезжающими туристами. Все, как один, говорили про броды, которые будут на пути, и про высокую воду, и про отморозков алтайцев. В общем, скрепя сердце, развернул машину в сторону Улагана. Перед тем как забраться на перевал, посетили водопад, находящийся недалеко от турбазы, расположенной ниже по течению реки Чулышман. В пяти километрах от дороги на правом борту долины.

Водопад очень красивый.

На перевал Кату-Ярык забрался своим ходом с первого раза. Полюбовался видами при хорошей погоде.

Всю дорогу до поселка Акташ прислушивался к поведению машины. Машина километров до 40 ехала тихо, выше 40 км появлялась вибрация и гул. В поселке Акташ увидел большой караван новосибирцев. Ребята помогли снять карданный вал.

После этого двинули в сторону Монголии на переднем приводе. Двигаясь по трассе, увидел две машины Toyota Raum. Остановился, переговорил с ребятами. Договорились о совместной ночевке. Ночевали на берегу Чуи. Компания подобралась хорошая. Детишки веселились от души, развлекая друг друга. Взрослые вели разговоры за жизнь под хороший коньяк. Это была первая бесплатная ночь на Алтае. К нам за всю ночь так никто не подошел, и не завел разговоры про деньги. Ребята ехали клубом «Тойота-Raum». Одна машина была с Новосибирска, одна с Томска. После ночевки вместе, двинули в сторону Кош-Агач.

Дорога до Кош-Агач очень интересна. Степи постепенно сменяются щебенистой пустыней. С двух сторон долину окружают горы с заснеженными вершинами. Вдоль реки стоят редкие тополя. Встречается много баранов и верблюдов.

Кош-Агач — очень интересное место.

Русских там уже очень мало. Как написано в путеводителе, основное население составляют казахи. Побродили по местному базару. Китайский ширпотреб меня не интересовал. Шмотки те же самые, что и в любом городе. Было бы с собой чуть больше денег, купил бы войлочный ковер ручной работы, но, увы. Купил четыре килограмма монгольского чая, и большой моток шерсти (подарок для тещи). На рынке затарились фруктами, арбузами. Пытался купить кумысу, к сожалению не удалось. Единственное предложение было купить сразу флягу 40 литров. К такому предложению я оказался не готов.

Здесь мы расстались с нашими попутчиками. Одна машина ушла в сторону Монголии (до границы). Вторые двинули в сторону дома. Мы еще пошлялись по рынку и не торопясь двинули в обратную сторону.

Обедали уже в п. Акташ. Более недорогой и вкусной еды я не встречал в кафе ни разу за всю поездку.

Двинули мы в сторону Тюнгура. Ближе к вечеру начали искать место для ночлега. Тут-то и дало знать отсутствие заднего привода. Хоть на «Хонде» он и не очень мощный, но его отсутствие я почувствовал сразу, как съехал с дороги. Вдалеке я увидел палатку с машиной. Поехал по направлению к ним и забуксовал в небольшом болоте. Выехав оттуда, я решил не рисковать, и поехал на базу на Тенгинском озере, про которую вычитал в путеводителе.

Уже в сумерках, с трудом найдя базу, мы расположились на берегу озера. Дневной переход у нас получился довольно долгий. Мой сын Костик очень соскучился по общению и пошел в народ. Быстро нашел общий язык с отдыхавшей там компанией. И ужин мы готовили под дружный хохот соседей и рассказы Костика о своей жизни и о нашем путешествии.

Утром, попрощавшись с радушными и веселыми соседями, мы двинули в сторону Усть- Коксы. Дорога была нормальной, местность чем-то напоминала Хакасию. Не торопясь доехали до пограничного пункта. Пока заполнялись документы, прогулялись по местным лавкам. Ничего нового не обнаружили, стандартный набор сувениров. Всего на оформление документов ушло не более 30 минут.

Предупредили, что если пойдем на г. Белуху, то разрешение надо будет брать в самом отряде в Усть-Коксе. По дороге на перевале, перед ручьем Граматуха, остановился полюбоваться природой и увидел крошечного пинчера, эдакую декоративную собачку, явно не местную. Попытался его подозвать, но безуспешно, собачка удрала, наверное кто-то потерял своего домашнего питомца. Если его никто не подобрал, то шансов у животного нет, сожрут или от холода сдохнет. К вечеру добрались до Верхнего Уймона, решив с утра посетить местные музеи. Заночевали на берегу Катуни, рядом с мостом.

Подъехали, смотрим, а там уже стоит палатка. Подошли, поговорили. Соседи сразу предупредили, что шумные. Мы как-то серьезно к предупреждению не отнеслись, а зря. До трех ночи наслаждались творчеством Михайлы Круга. Готов был уехать прямо ночью. Ходить к соседям объясняться, судя по их состоянию, смысла не было никакого, тем более, что честно предупредили. Ну что, на следующий раз наука, такие предупреждения воспринимать серьезно.

Отдельное наблюдение насчет музеев в Верхнем Уймоне. Музей Рериха, по мне, весь какой-то лубочный. Никаких подлинников, естественно, в музее нет. Экскурсионная группа подобралась довольно большая. Был народ, который куда-то спешил. В итоге, все получилось скомкано. В музее есть книжный магазин с довольно необычным хорошим выбором. У нас в Красноярске я таких книг не встречал. А может, просто не обращал внимания. В музее Рериха есть и алтайский аил. Хозяйка аила очень общительная. Ответила на все наши вопросы. Общение с ней было интересным. Опять же группа наша уже к тому времени распалась, и общалась она уже только с нами. Напоследок угостила меня водкой, сделанной на коровьем молоке.

Сам продукт пахнет молоком, бесцветный, почти прозрачный, вкусный, градусов в нем не больше 15. Закусывать не надо.

Музей старообрядчества запомнился экскурсоводом. Людей, так увлеченных своим делом, можно встретить очень редко. Беседа прошла просто на одном дыхании. Очень искрений, честный человек. Уходить из музея не хотелось.

В этот же день двинули в сторону Тюнгура. Здесь расположены базы для заброски на г. Белуха. Туристического народу очень много. Палатки стоят как на базах, так и просто, вдоль обочины дороги. Ночевать на базе нам предложили за сто рублей с человека плюс еще не помню сколько машина. Получалось дороговато. Была у нас идея сходить в горы, но погода внесла свои коррективы. Дождь шел каждый день по нескольку раз, в горы по такой погоде идти не было никакого желания, да и соответствующего снаряжения для пеших походов мы с собой не брали. После непродолжительной дискуссий мы решили двигаться на северный берег Телецкого озера.

Вечером погода немного наладилась, и мы попытались сфотографировать подножье Белухи.

Развернулись назад и поехали искать место для ночлега. В нескольких километрах от Тюнгура случайно заехали на неприметную базу отдыха.

За ночлег в палатке они попросили с нас сто рублей. Не смог удержаться заказал еще и баню.

Утром, по хорошей погоде собрались и поехали по уже знакомой дороге в обратном направлении. Цель — северный берег Телецкого озера. По дороге подобрали автостопщика. Парнишка оказался из Новосибирска, возвращался с какой-то тусовки. Всю дорогу развлекал нас рассказами о местных достопримечательностях. Ехали назад с экскурсоводом. Ночевать встали не далеко от Усть-Семы.

Народу на этой поляне было уже много. Места были загажены основательно. Уже привычно моросил дождь. Дождь с небольшими перерывами продолжался всю ночь. Первая мысль по пробуждению была, что пора перебираться в домики, в палатке все отсырело. Собрались и, не завтракая, попытались выехать на дорогу. Проблемы начались сразу же, с выезда с места ночевки. Из-за дождя грязь, как мыло, залила подъем на дорогу. Попытка зайти на горку с ходу ни к чему хорошему не привела. Народ на поляне с интересом поглядывал на мои маневры. Постояв, подумав пару минут ,наметил для себе точки движения, попробовал еще разок. В итоге на дорогу я все-таки вылез, но на машину было смотреть жалко, ее всю закидало жидкой грязью.

Позавтракав в ближайшем кафе, двинули по самой обжитой, туристической части Алтая. В Горно-Алтайске сходили в местный супермаркет, затарились едой и напитками. По дороге остановились у местных коробейников. Сменился набор товаров. Если на юге Алтая продавали лекарственные травы, то тут основными товарами были шишки, кедровые орехи и живица кедровая, пихтовая. Такое ощущение, что на землю упало, то быстро взяли и продали.

Сам поселок у истоков Бии (Северный берег Телецкого озера) мне запомнился дикими ценами. Цены явно были рассчитаны на заезжих рокфеллеров. Покататься на моторной лодке за тысячу в час, конечно, интересно, для того, кто ни разу ни ездил на моторке, но, по моему, слегка дороговато. После продолжительного торга нам скинули 500 рублей, но после этого наш капитан очень расстроился, и за всю поездку не сказал ни слова. Как потом объяснил, за 3 500 рублей он нас возил по озеру, а 500 рублей была сама экскурсия.

Поездка по Телецкому озеру сопровождалась штормом, и очередным вымогательством при посещении водопада. Вход платный — сто рублей с человека. За что берут деньги? Человек в форме ответил кратко на зарплату и на форму. Ну что, хотя бы честно.

Из всей поездки понравилось место падения метеорита.

Особенно Телецкое озеро меня ничем не удивило. Природа похожа на нашу - красноярскую, вода холодная, дождь шел с небольшими перерывами.

В поселке нам предложили купить килограмм хариуса по 400 рублей. Когда спросил: «Не дороговато ли?» — меня спросили: «Ты откуда? С Красноярска? Ну и не бери, все равно москвичи возьмут».

На северном берегу мы прожили четыре дня в частном секторе. Жить в палатке под дождем у меня и у моих близких уже не хватило сил. Во время отдыха пьянствовали с соседями и ходили по окрестным сопкам.

В пятницу седьмого августа мы поехали в сторону родственников, которых ни разу в жизни не видели, в деревню Марушка, что находиться недалеко от Бийска. Знакомство с родней продолжалось два дня, и в воскресенье 9.09 мы поехали домой. Дорогу выбрали через Новокузнецк. От Бийска до Новокузнецка только один небольшой кусок гравийной дороги. До Кемерово доехали довольно быстро. Практически без остановок. Дороги в Кемеровской области просто шикарные. На выезде из Кемерово увидели очередь в кафе. Остановились. Оказалась чебуречная. Купили по два чебурека, так и не поняли, почему там кушает так много народу. Во всяком случае, дома я бы в эту чебуречную не пошел. Домой приехали уже поздно вечером. Чувство, что поездка окончилась, пришло только после душа и большой холодной кружки хорошего пива.

Выводы и дальнейшие планы:

1. Планировать провести весь отпуск в палатке было немного неправильным решением. Погода внесла в мои планы свои коррективы. Дождь шел каждый день, и постепенно начала накапливаться усталость от житья в палатке. Пришлось перебираться в домики.
  2. Одной машиной ездить, конечно, можно, но надо искать напарников. При одной машине существует только один плюс — не надо ни с кем согласовывать маршрут движения. Когда захотел, остановился, когда и куда захотел — поехал. В остальном сплошные минусы. А самое главное — безопасность в дороге.
  3. Серьезно подумываю о путешествии в Туву и Монголию летом следующего года. Во всяком случае, уже начал собирать информацию о возможном маршруте движения. Если есть такое желание можем обсудить детали.

Новосиб
ну что можно сказать...поздравляю....хорошо съездили ....похоже по этому маршруту почти все едут....значит есть что посмотреть....молодцы!

Это просто сказка!!!

примерно в это же время летом тоже туда прокатился :)

хорошо там, но Горный начинается после Чике-Тамана ;) имхо.
и те кто ездит только на бере Катуни, Алтая и не видели :)
Мой отзыв: Toyota Corolla 2002

Классно так вот по простому полазить по всяких закаулкам нашей родины
Нефтеюганск
Молодец. Ещё не читал но фоток много и все прикольные за это 5+

Уважаю.
Твердая 5
And they say,
That a hero could save us...
Макс привет! классный рассказ...Приятно было увидить тебя и твою семью.\Шестаков шк№20\
Sergey 6000
РЕСПЕКТ И УВАЖЕНИЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! !!!!

Отлично отдахнули. Собираюсь повторить след. летом похожий маршрут. Смотрю, многие из Края туда ездиют, даже на прелюдах умудряются )))
Сам подумываю о Монголии, но загран пачпорт нужен... (

P/S напиши п-ста модель навигатора. Помог он ?
DeN

Новосибирск / Варна
Привет с Новосиба ;)
вот и узнали с женой как ты остальной путь откатал :)
а нас на границе развернули :( т.к. машина по рукописной доверенности, но это и хорошо наверное - не пришлось погран. контроль проходить, там надо все вещи к осмотру, а у нас на столько уже все по машине раскидано было :)
Самое забавное было, что Ташанта оказалась поселком с десятком домов, а мы думали что это город :)
в следующий год соберешься путешествовать сообщи в личку. мож где встретимся :)
P.S. отчет очень даже... жалеем что у нас была меньшая программа...
Из объяснений: "Я не учла скорость стоящего автомобиля..."

О Спасибо за отчёт :)
Мы с вами там встречались, как приятно видеть земляков в дали от родных краёв :)
PS Camry Gracia
DeN

Новосибирск / Варна
ga_iden, там виза еще нужна, но один погранец сказал, что ее можно оформить на монгольском кордоне. но мы не доехали, поэтому хз. а если получать ее у нас, то за месяц надо им документы слать.
а с загран. пачпортом ты спокойно можешь проехать по зоне контроля, от кош-агача до нашего кордона. не сворачивая с трассы!
без загран. паспорта тебя могут слотошить в погран. зоне и неизвестно что тебе могут предъявить, но если повезет, то просто вытурят :)
Из объяснений: "Я не учла скорость стоящего автомобиля..."

5 и только 5
Мой отзыв: Honda CR-V 1997

всмысле зачет! Содержательно. Тоже захотелось.Тем более, что тут рядом
ТИМОХА-БИЙСК
Молодцы!Да и рассказ хороший получился.С обилием фотографий.
p.s. про Ленина в зимней шапке хорошо сказал...Их в шапке всего 3 по России.Остальные в кепках всё.

Благодаря дрому, некоторые места на фото уже визуально знакомы:)

Нормальная поездочка, просто класс. Вспоминаю знакомые места ( сам с Алтая ). А вот на Каракольские озера из Чемала вы зря не поехали. Часа 3 на шишиге, потом часа 4 лезешь в горы , - и вот оно счастье - семь озер помоему - в основном экскурсии на последнее - на дворе июль +30, а там ледник тает и стекает прямо в озеро
Все, что есть хорошего в жизни, либо незаконно, либо аморально, либо ведет к ожирению.

ga_iden
модель навигатора к сожелению не знаю. Брал я его на взлеке рядом с автовокзалом. Программа в навигаторе стоит "Навител". Перед поездкой поездил с д***сом на работу с работы. По ощущениям скажу что в радном городе он не нужен. Потому как знаеш все ходы выходы и сам. А в чужом городе очень хороший помощник. Может ведет не по самому короткому - удобному пути, но выведет обязательно. В дорогу кроме д***са обязательно надо брать карту. Так как эта хитрая техника может отключиться в самый ответственный момент. Кроме глюка что он меня по пути в Кемерово отправлял через п. Ужур я за ним больше косяков не заметил.

odmin4eg
За то что перепутал марку машины. Прошу прощения. Между написанием отчета и самой поезкой прошло довольно много времени. Что не помню то додумал )))

Дима-Суругут
Может был и не прав на счет Каракольских озер. Наверное сыграло чуство противоречия. Терперь не могу когда меня кудато стараються затянуть чуть ли не за рукав.

Земля Кузнецкая
Прочитав такой рассказ, невольно захочешь съездить куда-нибудь на собственном авто. А занятия йогой неплохо со стороны выглядят:)))) Мысли ехать обратно через Таштагол не было?

balevik
я же написал что был в деревне Марушка. А от туда через Таштогол было уже не по пути.

balevik
Занятие проходили по три раза в день. А на фотках это парные растяжки. Очень такая полезная раслабляющая вещь. Инструктору Ирисе огромное спасибо за занятия.

Привет Макс! Молодец, хорошо отдохнул и классно написал! Гордость за одногруппника!

Мутный Дима
Ну что, молодец! Все понравилось :) Красава. Могеть на следующий год и замутим что-нибудь вместе :)

P.S. Натаха, конечно тоже красава :)

duc

Усолье-Сибирское
фото красивые
флокирование www.barhat.okis.ru
89086421952 89834094239
Мой отзыв: Honda Partner 2001

Молодцы, правда спогодой вам не повезло Но а в основном - прсто Сказка5+5+5+

Хороший отзыв.
В этом году так же были на Алтае.
Нужно было Вам все таки доехать до Телецкого озера.Броды не так страшны.
А там спокойненько на паром и до северного берега доплыли бы.

летом тоже посещали эти места, очень красиво +5

С.ЕР
На решение не ехать на ЮБТО больше всего повлияло то что повредил карданный вал. Ехать на покалеченой машине я как то не решился.
Ну а на счет парома это я так понял шутка))))

Красноярский край г. Шарыпово
Здорово прокатились. Но цены в сибирских зонах отдыха, особенно Алтай и Байкал - пугают.
Спасибо за внимание!

Удмуртия
спасибо за рассказ! фото-супер!
Растения очень полезны, они вырабатывают кислород, жизненно необходимый автомобилям!

New Zibirsk
Отлично поездили! Фото понравились
Улыбайтесь, это раздражает

красотища!!!

Наковузнекц
Сообщений: 11985
классс! и все равно я проеду по этому маршруту как минимум!
-The Power of Dreams-

Киев
Прекрасная поездка, хоть и не обошлось без приключений в дороге. Фотографии просто супер.
Величие некоторых дел состоит не столько в их размерах, сколько в своевременности.
(Л.А. СЕНЕКА)

Радуга от горы до горы - КРАСИВО. Молодцы.
Додж-какраван - семейный бегемотик, ниссан - эксперт - трудяга.

Много раз был в Горном Алтае (в сезон по 2-3 раза), но каждый раз ездили максимум на 4 дня (по сути - приехать, покушать, переночевать, да и обратно до дому). О такой поездке как у Вас получилась, мечтаю уже года 3, чтобы ехать куда глаза глядят, и в месте остановок по 2-3 дня стоять.

Удачи в новых поездках, и милости просим нам все рассказать!

А место падения метеорита на Телецком кажется Каменным заливом зовется?

SLAY-07/82
Во всяком случае местные его назвали так. Похоже что там дествительно что то шлепнулось или взорвали.

DAP

Академгородок, Новосибирск
Спасибо за отчёт и прекрасный фотообзор...
Est modus in rebus

А повозочка то на фото, как из фильма Кин-дза-дза. (Фильм Кин-дза-дза - Георгий Данелия)
Два раза ку !!!

WWL

Барн Аул
Хороший отчёт,прикольные фото 5+
Проектирование,строительство http:a-stroypro.ru

Молодцы. Красиво.

красиво.

следующий мой отдых будет на Алтае!!!
автору зачет!

Красивые фотки ! Чем снимал ?????....

gtalex12345
камера сони 12х

Здорово! Хочу лето снова!
Если ваши факты противоречат моей теории, тем хуже для ваших фактов.

Молодцы.
Некоторые фото как из домашнего альбома,ездили в августе за Акташ.
Переписывал видео на ДВД, и как то снова захотелось прокатится и все снова увидеть.

Молодцы, остается только радоваться за вас и собираться в дорогу (планирую на ЮБТО следующим летом на ВАЗ-2114). А Киров для вас за Уралом будет :-) (впрочем как и ваш город для нас). Киров - ранее Вятка, Хлынов. До Урала около 600 км. (см. карту).
Всем удачи на дорогах, хорошего отдыха и массу положительных впечатлений.

Красавцы !!!
Связь по тел. 8(495)728-89-80

На пороме добраться до северного берега Телецкого можно,если есть лишние 8000р.за машину и крепкие нервы! Погода очень быстро меняется,за несколько минут могут такие волны подняться, что мало не покажится!

druger
спасибо за рассказ, фото отличные! Скажите, чем снимали?

Айда в Монголию. Или в ЮАР?

фото действительно хорошего качества! приятно смотреть!
явно не на мыльницу снимали!
отчёт на десяточку!
молодцы!!!
удачи на дорогах!!!

земляк, молодец классный рассказ.
А за хариус по 400 руб за кило надо было аборигену по башке дать:)

Андреас
В ЮАР я чет чесно гря очкую. А вот в Монголию можно сездить. Вопросов конечно много надо решать. Но главное взяться.
morozzz1800zzz
Камера была сони 12 кратная
sledak
кулаков не хватит всем морды бить я же не на боксерский мач ехал. Но некоторые предложения особо запомнились.

Сами с 13.07.09-21.07.09 там были и именно по такому же маршруту ездили, но у вас есть некоторые фотки получились лучше чем у нас. А на Караольские озера действительно зря не поехали, вид офигенный, а дорога к озерам то вещь (сплошное бездорожье, но впечатляет). Тоже на юг Телецкого не съездили, о чем очень жалеем, но не было времени. Ставлю 10+.
Mazda Premasy 2004 Sport F.

Хороший рассказ, повторил мой маршрут один в один, только на Телецком я заехал в посёлок Яйлю на машине, это примерно середина озера, очень стоящее место,заповедник. Только маршрут проделал на Хонде Цивик, без особых потерь. А то что с тебя вымогали, так это потому что в первый раз. Я плачу, только когда устал и хочется цивилизации. Удачи в следующую поездку, тоже хочу в Монголию, но не знаю как попроще визу оформить и где.
Гори гори моя звезда...

oleg678
молодцы! в этом году тоже там были,только нам с погодой подфартило-июнь-июль. В следующем году хотим в Туву.

Обалденный отчет читал и ощущал, что участник этой экспедиции!!! Сам был на Кату-Ярыке в прошлом году! Тоже не добрались до юга телецкого, но разочарования не было! Очень много эмоций дала сама долина Чулышмана! Обязательно туда еще поеду, это настоящий Алтай! Кстати перевал Кату-Ярык я приодолел пешком! Потому как пузотерке там тяжко на подъем!)))))

Игорь Баранов г.Полысаево Кузбасс.
Молодцы!!! Путешествие отличное, фотки супер. Каждый год бываю в отпуске в Алтае.Особое спасибо за оценку Кузбасских дорог(спасибо Тулееву).

Молодцы, фотки супер. 5+
ALLEX

Отличный рассказ,фотки супер в следущем году обязательно рванём!!!!!!!!!

Сообщений: 120904
Н-да... Живут же люди с такой природой под боком!!! Красота. Отчёт хорош. 5+++. Фотографии - опупеть какой красоты!!! Отдельное "гы" - про москвичей и хариуса. Молодцы!!!
"Душа у Кондрата Семёныча была добрая, открытая. Пил он и в кабаках, и в гостях, и на охоте..."

IgNSK
Мимо проезжал, почему на Актру не заехал? Замечательное место.

Макс, ты что ли!??
Здорово! Не ожидал прочитать твою статью, молодец!

RLN

Столица Урала
Лепота! Очень красивые фотки!

Супер!!!Спасибо,как будто ехал с вами рядом.Дальше Семинского не ездил(машина "Ока"-надежность,сем ья-безопасность),в этом году подготовлюсь,хочу до Ташанты рвануть.Еще раз спасибо за экскурс

привет, вот зашол на ЦР-В прочитали с женой вашу историю очень понравилось, мы живём на алтае и много путешествуем по горному \\\вот маленький совет \\ ездить надо дикарём\\ очень красивые места за куюсом- это левая сторона катуни долина духов \\\ и правая сторона катуни -курай, и немного в глубь на апсервоторию -это 800 км от барнаула, не пожалеете приятного вам путешествия Вова и Маша P.S можем выслать фото .

Хорошо бы схему маршрута и вопрос на Demio пролезу?

Путешествие, действительно, замечательное.
Только, как то у Вас сумбурно все получилось и все и почти ничего. Если доехали до Ташанты, то точно надо было посмотреть Селюгемскую степь. И Курай Вы зря проехали, к озерам можно было проехать точно..... В Верх уймоне есть два музея: ну понятно, Рериховский и музей староверов. Оба с очень интересной экспозицией. Из Ини в Тюнгур теоретически дорога есть, пешком сами ходили, а на мотоциклах там пара пробегов было.
Короче, лиха беда начало, готовьте машину к следующей поездке! Встретимся (мы тоже на Honda CR-V)!