|
Близились июньские праздники — День независимости России. Впереди замаячили три независимых дня, которые мы с супругой решили провести с пользой для души и отправиться в небольшое, но увлекательное путешествие в северную столицу нашей страны — Санкт-Петербург. Несколько раз до этого был в Питере, но ни разу не видел белых ночей. В этом году представился отличный шанс воплотить в жизнь одну из мечт.
Путешествовать было решено на нашем автомобиле — Honda CR-V, европейке 1999 года, 2 литра, автомат, пробег (если верить одометру) — 148 000, реально около 300 000 думаю. В плюс этого выбора сыграло то, что на машине гораздо мобильнее и удобнее передвигаться по самому городу, а так же есть возможность побывать там, куда без машины добраться весьма проблематично.
План путешествия, собственно, мы заранее не готовили, но были обозначены ключевые моменты, которых решили придерживаться: Москва — Валдай — Санкт-Петербург — оз. Ильмень — Москва. Где будем жить и останавливаться, понятия не имеем. Всё было решено определять по ходу путешествия.
Надо сказать, что в Питере живет мой дядька с женой, а так же мой друг, с которым мы когда-то давно познакомились на автомобильном форуме www.corona-club.ru, поэтому решили навестить их.
Состав экспедиции был таков:
Я с супругой в полной боевой. :)
Итак, экипаж был в полной боевой готовности, автомобиль намыт, заменено масло в двигателе и в редукторе (пора уже было), в баке плещется около 30 литров бензина, вещи собраны: термос с горячим кофе, бутербродики, подушка, теплый плед, маленький чемодан с вещами, походный миниатюрный мангал с шампурами, подстилка для пикников. И, конечно же, квас! Много кваса! Из самого (must have) необходимого взяли: GPS-навигатор «Garmin 215W» и детектор радаров «Whistler Pro 78», как оказалось впоследствие, весьма незаменимые вещи!
Изначально хотели выехать в четверг вечером, но заглянув в «Яндекс» и, обнаружив, что пробки на 10 баллов, решили выдвигаться рано утром, часиков в пять…
Ну-ну…
Таких умников, как мы, собралась туева хуча. В первую пробку мы встали уже перед Солнечногорском на Ленинградском шоссе (что-то около 50 км от МКАДа). Поскольку трасса проходит через сам городок, светофоры реально затрудняют движение. Огромное количество большегрузов с трудом ползет по дороге, не успев как следует разогнаться и уже снова тормозя перед очередным светофором. Всё это нас немного печалит, и мы, полностью доверившись чуткому и смекалистому, но пока ещё хорошо не изученному навигатору, уходим правее, типа, на объездную дорожку вдоль Сенежского озера. Жена за штурмана, командует: правее, левее, потом снова левее. С таким радостным настроем, что мы такие ловкие сейчас всех перехитрим и выйдем, судя по проложенному маршруту, где-то в районе г. Клин, мы упираемся в какие-то ворота, которые отрезают нам путь и всякую надежду на ловкий объезд. Приехали! В этот момент я вспоминаю тему утреннего шоу «Black 2 White» на радио Energy FM «А как Вы общаетесь в пути со своим GPS-навигатором?».
— Ах ты зараза электронная! Ты куда нас завел? Какой же тут объезд? Через поле если только?
Почти 15 км проехали зря. Разворачиваемся и едем обратно, где нас ласково принимает в свои томные объятья солнечногорская пробка…
Следующий затык уже в Клину. Снова полагаемся на электронного мошенника, но в этот раз он нас не подводит, и мы проскакиваем пробку справа, по пустым улочкам. Ладно, так уж и быть, ты прощен! :)
С этими радостными мыслями мы пролетаем несколько десятков километров, с интересом отмечая, что доблестные инспекторы ГИБДД уже разворачивают свои лавки по продаже «сувениров» на обочинах. Заботливо и нежно они устанавливают бинокли, настраивают своё оборудование, в надежде поскорее предложить свои товары и услуги спешащим на дачи путникам. Здесь на отрезке от г. Клин до г. Тверь вам будет в ассортименте предложены: фены, бинокли, а также камеры на треногах в разрывах разделительного ограждения посередине трассы и на обочинах. Выбирай, не хочу! Здесь оценили всю прелесть обладания детектором радаров. Реально распознает все засады и дает знать заранее, где сбросить скорость.
Перед Тверью опять пробка! Причем серьёзная. Решили не наслаждаться выхлопами толкающихся грузовиков и сворачиваем с объездной в город. Проедем через сам знаменитый город: пробку объедем, а заодно и с местными красотами познакомимся. Очень впечатлила Волга, протекающая через город. Такая широкая и величественная.
Выскочили снова на трассу. Держим путь на Торжок. Там тоже плотненько, но объезжать по полям не решаемся. Проталкиваемся и едем дальше. Впереди г. Вышний Волочёк, вот там нас ждала засада…
Помните? Помните, были такие вот автобусы? В те далекие 80-е… Они действительно заслуживают памятника.
Засада настала за несколько километров до города Вышний Волочёк. Объехать слева по разбитым задворкам не решились, уж больно нереальными казались дорожки на карте навигатора слева через деревенские домики. Всё ещё не могли простить буржуйский прибор за Солнечногорск и довериться ему в очередной раз. Одолевали сомнения насчет правдивости предложенного маршрута. А за этими мыслями мы добрались до того места, из-за чего по большей части была эта пробка: на узкой дорожке по одной полосе в каждую сторону раскорячились два чудика. У одного разбит задний бампер, у второго замят капот и передний бампер. Видимо, эти два джентльмена никак не могли прийти к согласию и упорно не хотели съехать на обочину для последующего оформления страховых извещений. В итоге, многотонные фуры осторожно объезжали их, вылезая на встречную полосу.
Что ж, летим дальше. Начинается трехполоска. То есть по одной полосе в каждую сторону, но есть и третья полоса, которая периодически дает возможность обогнать грузовики, а их огромное количество, в ту или иную сторону. Как правило, они длиной 600-800 метров. Если наступить на газ, то на кик-дауне можно обогнать пару фур. Но не всегда. Потому что фуры порой тоже бросаются на обгон другой фуры, а кик-дауна у них, похоже, нет. :)
Отдельно скажу о ГИБДД. На этом участке скорость практически не меряют, зато уютно располагаются на каком-нибудь пригорке в припаркованном автомобиле с камерой, с которого хорошо просматривается приличное расстояние трехполоски. И так же нежно и заботливо они принимают в свои распростертые объятия незадачливых водителей, которые, наконец дождавшись заветного знака, гласящего о том, что сейчас вот будет полоса для обгона с нашей стороны длиной 500-700 метров, выезжают на обгон пары-тройки фур, но по каким-то причинам не успевают закончить обгон до сужения своей полосы и выскакивают на полосу для встречного обгона. Позже на пригорке их гостеприимно встречает инспектор ДПС и любезно предлагает просмотреть домашнее видео, заснятое в их машине на камеру и по возможности приобрести.
Мы ехали, не нарушая правил. Реально оценивая свои шансы на обгон, обходили одну, максимум две фуры и то, если они ехали совсем медленно, потому как идти на обгон быстрохода нет особого смысла. Как я прочитал в каком то одном отзыве о поездке на Дальнем Востоке, можно упираться и лететь, используя кик-даун для обгона, который значительно усиливает аппетит машины, а потом стоять в очередной раз на заправке и печально смотреть, как те, кого ты обогнал, весело проносятся мимо тебя.
Со средней крейсерской скоростью 100-120 пролетаем достаточно большой участок до Валдая. Дорога неплохая, «CRV-шка» отлично глотает все неровности и мелкие кочки, словно большой тихоокеанский лайнер преодолевает океан.
Впереди нас ждет первая остановка — Валдай. Время близится к обеду, так что решаем заехать в сам городок, навестить местный магазин, купить ароматных сосисок и уголь для мангала. У местного супермаркета встречаем брата-близнеца — точно такого же темно-сине-зеленого. Водитель аж высунулся в окно, разглядывая нашу машину :).
Уголь куплен, сосиски тоже. Выезжаем из города и движемся на дорогу, идущую в объезд озера Валдай с правой стороны. По берегам видно большое количество народа, примостившегося с палатками, мангалами, удочками. Мы едем дальше. Заметили небольшой съезд налево в лесок. Сквозь деревья видно озеро. Дорога не для всякой машины с лужами после дождя. Ага, то что надо! Сворачиваем. И не ошиблись. Проехав по размытой дождями глине ( хвала подключаемому заднему приводу!) выбираемся на поляну, где заботливые люди до нас сделали из кусков деревьев подобие стола и лавочек. Очень удобно! Вот тут-то мы и устроим пир. Неподалеку от поляны одиноко стоит припаркованная «15-шка». Внутри и вокруг никого. Мы осмотрелись, но никого не увидели. Видимо, это рыбаки бросили тут машину и ушли к воде. Распаковываемся!
Мгновенно с радостным улюлюканьем и восторженным писком налетела лесная братия разбойников-комаров.
— Ура-а! Обедать подали! Налетай!
Но не тут-то было. На этот случай у нас был припасен «Москитол» («Потому и не кусают!»), но все же несколько отважных мерзавцев успели вонзить в нас свои острые носы.
Навару маловато! Ещё штук 500 и будет самый раз. :)
Этот размытый подъем мы успешно преодолели.
Уголь оказался на редкость отсыревшим. Чтобы его разжечь, потребовались нечеловеческие усилия.
Подход к воде оказался не очень хорошим, поэтому купание не состоялось.
На острове на озере раскинулся монастырь.
Пообедав вкусными сосисками на гриле, мы направились на остров, на котором стоит монастырь. Дорога к острову вся заставлена машинами отдыхающих на берегу с палатками. Мы проезжаем дальше и попадаем на парковку возле монастыря. Машин много, но мы находим свободное местечко. Несколько автобусов с туристами. В основном стоят автомобили с номерами 177-199, 150 и 53. несколько питерских 98.
На улице очень жарко. Погодка прямо благоволит нам в нашем путешествии. Бросаем машинку и отправляемся знакомится с монастырем и его окрестностями.
А тем временем погода начинала портиться. На небе сгущались тучи...
Попытались подловить впечатляющие молнии, но не получилось.
Mitsubishi Pagero Sport, припаркованный на территории монастыря, :) не мог удержаться, чтобы не сфоткать.
Владелец внедорожника, вот он, тот джентльмен в рясе. Судя по одеянию, служитель. Долго сидел в машине, пока я пытался запечатлеть его рядом с авто. По всей видимости, сей род деятельности весьма прибыльный, и несмотря на кризис прихожане приносят стабильный доход… Потом когда увидел, что магнитики на холодильник на память о Валдае в церковной лавке на территории монастыря стоят по 200 руб. ( а в Питере в Петергофе, к примеру, 40 руб.), я наконец понял, в чем фишка. :) Кстати, фото и видеосъемка в помещениях монастыря, судя по надписям на табличках, по благословлению. Надо было ещё написать, что благословление стоит...
Очень улыбнули номера священнослужителя. Ещё бы мигалочку…
Это бы распечатать да повесить на улицах городов. А то получается, как в известной песне группы Чайф: «По телеку рядятся, как дальше жить — достали…»
Побродив по острову и всё досконально осмотрев, мы продолжили наш путь на север. До Питера оставалось около 250 км. Предстояло преодолеть объездную трассу Великого Новгорода. Помниться года три назад там вовсю шел ремонт и состояние дороги было просто ужасающим. Что ж, посмотрим, что изменилось за три года.
Не успев отъехать от Валдая, на трассе, на скорости около 90 вдруг услышал какие-то удары в лобовое стекло. Посмотрел, впереди идут «Жигули». Думаю, ну не могут же из-под него так камни лететь. Или это из него так болты на ходу вылетают? Ан нет. То были вовсе не болты. Буквально через несколько секунд небо почернело и из туч посыпался град. Так вот что это несколько раз стукнуло в стекло.
Дальше был вскрик жены: «Смотри, что твориться! Давай сворачивай куда-нибудь в лес, под деревья!». Свернуть уже никуда не успели. Машины включали аварийки и сворачивали на обочину, по краям которой были склоны. К деревьям было не подобраться. Оставалось тупо стоять на обочине и с обливающимся кровью сердцем наблюдать за тем, как здоровенные градины долбят по машине. Больше всего переживал за люк и лобовое. Честно говоря, ожидал, что вот ещё немного и я останусь без стёкол.
Стихия стихла так же неожиданно, как и налетела. Люди выходили из машин и осматривали своих коней. Судя по их лицам было видно, что было невесело. Похоже что град оставил вмятины на кузовах. Мы не стали расстраиваться и сразу осматривать машину. Остановились, чтобы собрать несколько градин и сфотографировать их на память.
Представляете, а если бы такими по голове? :(
С небольшим неприятным осадком на душе едем дальше. На удивление легко проехали новгородскую объездную. Ремонт там всё ещё идет, но уже положили новое покрытие. Есть возможность обогнать попутные фуры слева, но висят знаки «Обгон запрещен», и мы не стали искушать судьбу и двигались спокойно за грузовиком со скоростью 90.
Позже проверили и обнаружили, что на память о том граде у нас осталась пара небольших вмятин на капоте и одна на крыше.
Видели на трассе одну мистическую аварию. Правее объездной идет дорога, въезд на которую был перекрыт ещё заранее. На этой узкой дороге стоит развернутая фура — прицеп в одну сторону, кабина в другую, а за фурой — «Ауди» с разбитой задницей. Как умудрились, непонятно. А главное —непонятно, как теперь эту фуру оттуда вызволять, потому что самостоятельно он навряд ли развернется.
Через несколько часов уже подъезжали к Питеру. Был забавный казус: бензина в баке оставалось всё меньше ( последняя заправка была где-то перед Тверью). Навигатор показывал нам, что можно проехать через город Тосно, где заправок было просто изобилие, но мы свернули по указателю «Санкт-Петербург» на объездную. Подумал, что заправлюсь где-то тут…
Где-то тут оказалось где-то там. На протяжении всей объездной — ни единой заправки! А это, если не ошибаюсь километров 15-20, а лампочка указателя топлива уже не мигала даже, она истошно горела.
Перспектива встать где-то тут не вдохновляла. Ушел на правую полосу, сбросив скорость со 120 до позорных 80, чтобы хоть как-то поэкономить топливо. Нас обгоняли все, т.к. средняя скорость на объездной, на которой нет ни одного ДПС — 120-140.
Навигатор показывал нам безрадостную картину — ближайшая заправка только через 16 км. Ехали и, как на ромашке, гадали: хватит — не хватит. Хватило. Но адреналинчику в крови прибавилось. Впереди спасительный «Лукойл». Заливаем полный бак 95-го «Экто», расплачиваемся кредиткой без проблем.
К слову о заправках, на трассе Москва — Питер заправок много. Много «Лукойла». Ближе к полпути до города появляются «Сургутнефтегаз» и «Петербургская нефтяная компания». На последней заправлялись по дороге обратно, качество бензина порадовало. Самое идеальное — останавливаться заправляться, когда бензина остается чуть меньше половины бака. Тогда не придется ехать и гадать, а хватит ли. В «CR-V-шке» полного бака (58 литров) вообще хватает где-то на километров 500 с копейками. Как-то раз замерял расход на трассе в Смоленск — 8,5 на сотню. Для двухлитрового движка, по-моему, неплохо.
После заправки мы поехали на поиски деревни Малое Карлино, где строит свой дом мой друг Стас. По пути в каком-то городке купили в супермаркете мяса для шашлыка и маринад. Всё-таки надо как-то отметить приезд и встречу с другом.
Искали дом Стаса довольно долго, и если бы он не направлял нас по телефону, то мы бы там потерялись на территории садового товарищества к едрени фени.
После теплой встречи, осмотра владений друга и подготовки шашлыка, было решено отправиться в сам Питер на Финский залив — кушать мясо и пить вино. Решено было ехать на моей машине. Я сам отношусь к алкоголю достаточно параллельно, что он есть, что его нет — всё равно, поэтому вел машину я, предоставив возможность отдохнуть жене и Стасу.
Приехав к маяку, мы уютно расположились прямо у воды. В очередной раз вознес хвалу японскому автопрому и конкретно модели «CR-V», в которой заботливые конструктора расположили фирменный раскладной столик в багажнике, который одновременно является полом багажника.
Поставили столик, раскладные стулья, прихваченные Стасом, вино, шашлык… Сделал замечание по поводу того, что какая же это редкость, такое красивое удобное место, а мы здесь совершенно одни! В Москве бы уже тут куча народу была.
Сглазил. Буквально через десять минут, после того как мы расположились, начали подъезжать машины с такими же любителями тихих романтичных мест. Но места хватило всем. Подъехал «Лансер» с московскими номерами. Водитель с женой радостно выскочили на берег. По разговору поняли, что они решили искупаться в заливе. Но Стас предупредил их, что если они хотят потом нанести визит местному дерматологу — You are welcome! В этом году, по его словам, практически ни один водоем в разумных пределах города не признали пригодным для купания. Очень обидно, что люди так ловко умудряются зас…рать всё вокруг себя. Жаль…
А тем временем готовился шашлычок…
Поужинав шашлыком с гранатовым азербайджанским вином ( а кто-то с квасом :)), мы отправились в центр города на набережную, смотреть как разводят мосты на фоне белоночного неба.
Удачно нашли место на набережной для парковки нашей «Хондочки». Достали из багажника все те же раскладные стулья и сели допивать остатки вина и кваса. Изумленный народ с интересом разглядывал столь основательно подготовившихся туристов.
— Ого, как вы тут, ребята, подготовились! Может у вас ещё и столик есть?...
А то! :)
Как только мосты развели, по Неве пошли грузовые корабли из залива.
Позже, поехали кататься по ночному городу. Очень много машин едет по набережным. А из люков торчат люди. Народ гуляет. Мы тоже сделали несколько фото, любезно попросив Станислава вылезти в люк :).
Только часа в три утра вернулись на дачу к другу, который предложил нам остаться у него в домике. Не совсем в его домике, а в домике напротив, который принадлежит его тестю. На вопрос: «А вдруг они приедут утром?», — он ответил: «Не должны рано. А если приедут, скажете, что свои».
В итоге спим. Слышу голоса внизу. Бужу жену, говорю: «Пора вставать, кто-то приехал». Успели одеться и видим, что к нам на второй этаж поднимается теща Стаса. Увидев нас, резко останавливается и с удивлением и легким смятением спрашивает: «А вы кто?!» :)
Ладно, уладили этот вопрос. Теща оказалась очень хорошим понимающим человеком. Скандала не было.
Позавтракали уже знакомыми сосисками на углях. А после завтрака решил помочь Стасу перетащить железные брусы для поперечины фундамента ( кажется, как-то так…).
Вот и легкая утренняя зарядка.
У Стаса тоже «CR-V», только правый руль и в обвесе «Mugen». Получился мини-клуб любителей сервантов.
А потом был момент, когда пришлось сказать «до свидания!». Поблагодарив Стаса за теплый приём и отличную экскурсию по ночному Петербургу, мы держали наш дальнейший путь в Петергоф. Погода благоволила, стояла настоящая жара, и нам захотелось побродить по тенистому парку с огромным количеством фонтанов.
Подъезд к Петергофу нас встретил огромной пробкой. Я думал, они только в Москве такие кошмарные. Странно, вроде было уже 13-е число, первый праздничный день был вчера, а народ продолжает куда-то ломиться на машинах.
Удобно припарковались недалеко от входа в сам парк и пошли гулять. В Петергофе я уже бывал, когда мне было лет шесть, поэтому, естественно, я уже ничего не помню.
В парке было огромное количество народа. Видимо, в эти длинные выходные многие решили приехать в Петербург, тем более, что белые ночи.
Детишки бегают в фонтане с «секретным камешком». Если на него наступить, фонтан включается.
Главный дворец. Красиво жили цари…
Входной билет в сам парк стоит 150 руб. с человека. Но, для того чтобы попасть в любое здание-музей на территории парка, придется раскошелиться ещё ( от 50 до 300 руб.). Бизнес по-русски…
Вообще, чтобы детально обойти весь Петергоф надо целый день. У нас же столько времени не было, поэтому мы провели там пару часов. Бегло осмотрев почти все достопримечательности, мы тронулись в дальнейший путь. Мы ещё раз покатались по городу и стали уже присматривать место для обеда. Решено было отобедать в «Якитории», вкусить питерские суши.
Сфинксы, привезенные из Египта, на берегу Невы.
Речной трамвайчик на р. Мойка.
Собор Спас-на-крови. Грандиознейшая архитектура. Его посещение мы припасли на следующий день.
Ближе к вечеру мы созвонились с моим дядькой, и он рассказал, как нам до него доехать. Сказал, что ждали нас раньше и что еда и самогон домашнего приготовления по его особому рецепту уже ждет на столе.
Задав точку назначения навигатору, выскакиваем на Московский проспект и едем южнее. Выходим на Таллиннское шоссе и держим курс на поселок Келози, где живет родственник. Дорога — двухполоска, но отличного качества. Все идут больше сотни, несмотря на устрашающие щиты с предупреждением, что этот участок контролируется скрытым видеонаблюдением. Детектор радара наш молчит, поэтому не обращаем на страшилки никакого внимания. По пути попадаются интересные названия населенных пунктов: Телези, Тайцы…, чувствуется близость Прибалтики. Если верить указателю, то до Таллина совсем не-е-да-а-ле-е-ко-о. Всего каких-то 330 км.
Немного отступив от рассказа, хочу поведать о впечатлении от стиля вождения местных. Что порадовало, если ты едешь в левом ряду, выдерживая расстояние от впереди едущего, то сзади тебе никто не моргает судорожно фарами, как это часто делают в Москве, а если надо, то спокойно обходят тебя справа. Что не понравилось, это частые подрезания и перестроения без поворотников.
Вообще, как я заметил, питерцы более спокойные, идут, именно идут по улицам, а не несутся, как москвичи. Чувствуется какой-то иной ритм жизни. И мне он был по душе.
Через какое-то время, тетушка из навигатора приказала нам поворачивать налево через 200 метров. Подъезжаем к съезду — висит «кирпич». Но навигатор ясно показывает, что нам именно сюда, вот, типа, поселок Келози. Немного смутившись, поворачиваем. Проезжаем метров 50, висит ещё один «кирпич». Настораживает, что всё же что-то делаем не так. Видимо второй «кирпич» повесили для тех, кто в танке. Навигатор невозмутимо призывает нас следовать под «кирпич» ещё километр.
Борясь с сомнениями, едем. Замечаем, что как-то подозрительно нас разглядывают люди в проезжающих навстречу машинах… и не напрасно. Как потом выяснилось, мы ломились по встречке и дядька очень удивился, что нам там не попались ДПСы. Говорит, часто там пасутся. Что ж, повезло. Снова незачет навигатору.
А дальше было застолье. С салатами, мясом, картошкой и, конечно же, с фирменным самогоном, настоянном на траве калган.
Утомленная дорогой супруга улеглась спать, а мы с родственником, вдохновленные самогоном, отправились в пеший тур по его владениям. Рядом с пятиэтажкой, в которой они живут, стоят сарайчики и деревянные дома. Поселок.
Этот этот «Бэтмобиль» дядька сам собирал вместе с сыновьями. Весьма проходимая по всяким какам штука. Очень полезная в его хозяйстве.
В память о былых рыбацких подвигах.
Местный пёс решил сфотографироваться с нами.
Ночевали у дядьки. Они с женой любезно предоставили нам комнату. Выспавшись, мы позавтракали и попрощались с ними. Он нам от всей своей широкой души вручил бутылку уже известного самогона, а так же пару здоровенных пакета с мясом козлятины «для родителей». На мои возражения, что мы ещё сначала в город, а потом только вечером двинемся в Москву, и что мясо пропадет, он ответил, что оно сильно заморожено и всё будет ОК. Прошла уже неделя после этого турне, а я до сих пор вспоминаю это мясо… потом расскажу.
Итак, мы двинулись обратно в Санкт-Петербург. В планах было посетить Казанский собор, Спас-на-крови и, конечно же, покататься по каналам города на речном трамвайчике. Это святое. Погоняли по КАДу ( в Москве МКАД — кольцевая дорога). В Питере её открыли совсем недавно. Отличная дорога, машин мало ( хотя говорят, что в будни там страшные пробки), а посты ГИБДД на КАДе стоят ещё не заселенными. Поэтому народ носится на огромных скоростях, никто не ловит. Очень удобно указаны все съезды с КАДа, заранее знаешь, где они.
Не под ними ли зарыт клад, который так искали итальянцы в России?
С парковкой в городе проблем особых не было. Свободных место немного, но есть.
Видели, как на одной из набережных работали эвакуаторы. При нас на платформу погрузили машинку с московскими номерами, хотя на этой дороге припаркованные машины реально никому не мешают. А ведь теперь у людей осадок останется от поездки.
Порадовал данный пейзаж. Интересно, с давних ли времен у нас в стране традиции заботы о людях появились? Или так., для красного словца?
Спас-на-крови — исторический памятник трагическим событиям 1 марта 1881 года.
Собор увековечил память императора Александра II. Внутри собора находится место, где был смертельно ранен император.
Немного истории, т.к. оно того заслуживает:
«Храм Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II . Можно сказать, что храм — олицетворение допетровского церковного зодчества Московской Руси на берегах Невы. Храм Воскресения Христова «в чисто русском вкусе» сооружен по проекту Альфреда Парланда, который использовал многие композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века.
Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень.
Люди, провозгласившие себя выразителями народной воли, смертельно ранили Александра II, русского императора, названного народом царем-освободителем. Тяжелую рану получила вся Россия. Не стало императора, в значительной мере отразившего чаяния и надежды передовых русских людей, русской интеллигенции.
1 марта 1881 года бомба, брошенная народовольцем Игнатием Гриневицким, повернула колесо истории России, направив её, по существу, на тот путь, по которому она, обливаясь кровью лучших людей страны, идет второе столетие.
Покушение на Александра II 1 марта 1881 года планировалось так: взрыв на Малой Садовой; если бы он не дал результата, то четыре метальщика должны были бросить в экипаж царя бомбы. Если бы царь и после этого остался жив, то его заколол бы вооруженный кинжалом Желябов.
За передвижением царя установили постоянное наблюдение. С. Перовская записывала его результаты. При повороте на Екатерининский канал кучер придерживал лошадей. Перовская заметила, что это наиболее удобное место для взрыва. Исполнителями террористического акта были назначены Михайлов, Гриневицкий, Емельянов и Рысаков.
Обычно приготовления к проезду царя начинались с 12 часов дня, к этому времени на обоих концах Малой Садовой появлялись конные жандармы. Замирало движение, проезд по улице прекращался. Однако царь 1 марта под влиянием слухов об опасности этого маршрута поехал на традиционный воскресный смотр частям гвардии в Михайловский манеж другим путем — по Екатерининскому каналу. Перовская живо среагировала на изменившуюся обстановку и собрала метальщиков в одной из кондитерских на Невском проспекте. Получив инструкции, они заняли новые позиции. Перовская заняла место на противоположной стороне канала, чтобы в нужный момент дать сигнал к действию.
В приговоре это событие описывается следующим образом: «… Когда карета государя в сопровождении обычного конвоя проезжала мимо сада Михайловского дворца, на расстоянии около 50 саженей ( 11 метров ) из-за угла Инженерной улицы под лошадей кареты был брошен разрывной снаряд. Взрывом этого снаряда были ранены некоторые лица и разрушена задняя стенка кареты, но сам государь оставался невредим. Человек, бросивший снаряд, хотя и побежал по набережной канала, по направлению к Невскому проспекту, но в нескольких саженях был задержан, и назвался первоначально мещанином Глазовым, а затем показал, что он мещанин Рысаков. Между тем, государь, приказав кучеру остановить лошадей, изволил выйти из кареты и направиться к задержанному преступнику. Когда же царь возвращался назад к месту взрыва по панели канала, последовал второй взрыв, последствием которого было нанесено царю несколько крайне тяжелых ран, с раздроблением обеих ног ниже колен… Крестьянин Петр Павлов показал, что второй разрывной снаряд был брошен неизвестным человеком, стоявшим прислонившись к решетке набережной, он выждал приближение царя на расстояние не более двух аршин и бросил что-то на панель, отчего и последовал второй взрыв. Указанный Павловым человек был поднят на месте преступления в бессознательном состоянии и, при доставлении в придворный госпиталь Конюшенного Ведомства, умер там через восемь часов. При вскрытии на нем оказалось множество поранений, причиненных взрывом, который, по мнению экспертов, должен был произойти на весьма близком расстоянии, не далее как три шага от умершего. Этот человек, придя перед смертью несколько в себя и ответив на вопрос о своем имени: «Не знаю», проживал, как было обнаружено дознанием и судебным следствием, по подложному паспорту на имя Виленского мещанина Николая Степановича Ельникова и между своими соумышленниками назывался Михаилом Ивановичем и Котиком».
Место, где смертельно ранили Александра II, сразу же приобрело особое, святое значение. Этот участок был огорожен забором уже вечером 1 марта. В тот же вечер был выставлен часовой.
Через день на чрезвычайном заседании Городской думы, депутаты выступили с обращением к Александру III, с просьбой увековечить память погибшего императора памятником или часовней. Но Александр III пожелал, чтобы место смертельного ранения его отца отмечала не часовня, а церковь. Таким образом, было принято решение о строении храма-памятника. А пока он строился, на Екатерининском канале была возведена часовня.
В ночь с 1 на 2 марта исполнительный комитет «Народной воли» обратился к гражданам России с прокламацией по поводу казни Александра II , в котором заявил, что царя казнил он, а Александру III напомнил, что «историческая справедливость существует и для него, как для всех».
Вечером Петербург был в панике. Общественные места закрылись, люди заперлись в своих квартирах. Дворец ожидал восстания в городе, полиция была в боевой готовности. Однако событие 1 марта не послужило сигналом к выступлению народа. Тактика индивидуального террора не могла пробудить массы, двинуть их на борьбу. Достигнутый ценой больших жертв «успех» обернулся для «Народной воли» тяжелым поражением.
29 марта суд вынес приговор всем подсудимым. А. Желябов, С. Перовская, Н. Кибальчич, Г. Гельфман и Н.Рысаков были приговорены к смертной казни.
30 марта в 4 часа дня приговор суда был объявлен.
Лишь двое из осужденных — Н. Рысаков и Т. Михайлов — обратились к царю с просьбой о помиловании, но она была оставлена без последствий. Геся Гельфман по настоянию своих друзей письменно заявила о своей беременности, и казнь ее была отсрочена, а 2 июля Александр III под давлением мировой общественности заменил ей казнь через повешение пожизненным одиночным заключением.
Борьба революционеров-народовольцев нанесла удар престижу царизма, не оставив равнодушных. О ней говорили П. А. Кропоткин и И. С. Тургенев. С протестом против казни первомартовцев выступил Л. Н. Толстой. Заявлением о том, что царь должен помиловать цареубийц, закончил свою публичную лекцию известный философ В. С. Соловьев. Подводя итоги событий 1 марта, П. А. Кропоткин писал: «Конечно, нечего надеяться, что Александр III изменит политику своего отца. Всем известен властный и ограниченный характер нового царя, и, кроме того, мы знаем, что всякий самодержавец всегда стоит и будет стоять на страже интересов правящих классов, в данном случае русского дворянства. Следовательно, на уступки правительства рассчитывать нечего. Значение событий 1 марта не с этой точки зрения. Это событие нанесло смертельный удар самодержавию. Престиж «помазанника божия» потускнел перед жестянкой с нитроглицерином. Теперь цари будут знать, что нельзя безнаказанно попирать народные права. С другой стороны, сами угнетаемые научаться теперь защищаться. Как бы то ни было, первый удар нанесен русскому самодержавию. Разрушение царизма началось. И никто не сможет сказать, когда и где это разрушение остановиться…».
Известно, что история не терпит сослагательного наклонения. И все же поразмышляем, а что бы произошло, если бы не взрыв 1 марта? Да ничего нового: конституционная монархия существует в Англии, Швеции, в других странах, однако это не мешает ни развитию английского капитализма, ни строительству шведской модели социализма. Но стоит ли гадать? Исторический факт свершился, Россия пошла по иному пути. Экстремизм вызвал со стороны правительства реакцию, реакция породила новое развитие экстремизма» .
Для того, чтобы построить стену собора за которой было то самое место, где ранили императора, пришлось засыпать часть реки и возводить особый фундамент. Место ранения огородили неким шатром — там видно часть мостовой, где упал император. Очень красиво внутри собора.
Лик Христа во младенчестве на одном из куполов собора.
Просто фантастическая роспись собора.
А потом мы взяли экскурсию на речном трамвайчике. Цена вопроса — 400 руб. с человека за часовую экскурсию. Петербург ещё называют северной Венецией.
Погодка с самого утра, что-то не заладилась. Видимо грустила вместе с нами о том, что через несколько часов нам уже пора трогаться в обратный путь. Задул ветер и теплые пледы на лодке были весьма кстати. Экскурсия очень понравилась, узнали много нового о городе, восхитились величественными постройками и дворцами. В голове копошились мысли: а всё-таки интересно быть царем :). Красиво. Но в тоже время скучно.
Красавец Исаакиевский собор. Там мы были в прошлую поездку.
В порту величественно припарковался огромный лайнер. Вот бы на таком отправиться в кругосветный круиз.
Зимний дворец. Сейчас в нем находится музей Эрмитаж.
Экскурсовод сказал, что там экспонатов столько, что даже если у каждого останавливаться всего на минуту, то, чтобы обойти весь музей понадобится 11 лет.
Заячий остров, на котором расположилась Петропавловская крепость.
Петр I приказал построить эту крепость для того, чтобы отбивать атаки вражеских кораблей на город, идущих по Неве. Фактически с этой крепости началась история города. Примечательно, что ни в одном сражении эта крепость не участвовала. Позднее, в Финском заливе, вдали от города, был построен форт, который впоследствие отбивал все атаки вражеских кораблей. А Петропавловская церковь стала служить политической тюрьмой, в казематах которой были замучены многие яркие личности.
Ну вот, речной трамвайчик причаливает к пирсу. На этом наши приключения в городе на Неве подходят к концу. Мы быстренько обедаем в «Планета суши» на Невском ( опять суши… любим мы всё-таки японскую кухню, как и японские автомобили).
С полными животами мы отдаемся в заботливые руки нашего навигатора, который выводит нас из центра города на Московское шоссе. Выехали из Петербурга в 15:10, ориентировочное время прибытия по навигатору 12:30 ночи. Впереди 700 км до родного дома. Питер провожает нас выглянувшим из-за туч солнцем. Придерживаясь средней скорости потока 140, мы пролетаем объездную г. Тосно и мчимся на юг.
Далее по трассе едем осторожнее: много населенных пунктов, возможны засады. ДПСы с «фенами» нам не страшны, поскольку разговор с ними короток: Есть доказательство, что радар показывает скорость именно моей машины? Есть номера? Фото? Нет? Всего доброго, счастливо оставаться. Ах, время, когда зафиксирована скорость! Ну так за это минуту тут машин 100 проехало, не меньше.
Но всё равно, мы соблюдаем осторожность, на запредельных скоростях не летаем из-за соображений безопасности, своей и окружающих.
Чуть позже наблюдаю картину: мы идем 130, нас слева обгоняет, кажется, «Passat». Идет шустро. А в правом ряду ползет машина ДПС. ДПС пропускает «Passat» и пристраивается за ним в левую полосу. Ведут. Я, честно говоря, ожидал, что мужик на «Пассате» догадается всё-таки и сбросит скорость. Но нет, он продолжат гнать с ментами на хвосте. ДПС вели его спокойно весь участок, пока был ненаселенный пункт (90 можно), но как только въехали в населенный, смотрю, замигала «люстра» и «Пассат» любезно попросили остановиться правее, для увлекательного разговора на тему «Лишение прав или дорогостоящая денежная компенсация». Мужик попал…
Жена уснула, подложив подушку по голову, и я в гордом одиночестве продолжал путь. Но на объездной дороге Новгорода нас ждал «сюрприз» — пробка из фур на многие километры. Бужу жену и даю команду прокладывать маршрут через Новгород. Дорога так себе, но это намного лучше, чем стоять в глухой пробке.
А тут и приятный момент — прямо рядом с новгородской трассой на Москву пролегает озеро Ильмень, а мы очень хотели на него попасть. Так значит это наш шанс.
А вот и съезд к нему… мы в предвкушении зрелища.
Примерно 7-10 км этого пыльного аттракциона и мы на месте. Зато мы там вдоволь погоняли, пуская тучи пыли.
А дальше самое интересное. Проселочная дорога переходит в асфальтированную в деревне, а потом обрывается почти у самого берега и идет через поле, которое после дождей развезло. Перед всей этой какой стоят несколько машин (седаны), на которых приехали рыбаки с палатками. Их лагерь было видно на берегу. Понятно, что на таких аппаратах дальше ехать не логично. Мы останавливаемся рядом с ними и оцениваем обстановку. Возникает дилемма: бросить машину тут и топать пешком по грязи и воде, либо понадеяться на «внедорожные» качества нашей «Хонды» и штурмовать каку.
Советуемся. Жена против. Я, естественно, — за! :) Мужик же! Хоть и без опыта покатушек по бездорожью, но интересно же: проедем или нет. Резина вроде неплохая стоит — «Dunlop Grandtrek», вроде как, по легкому бездорожью. Перевесило всё-таки ещё то, что мы тут не одни, ежели что, люди помогут вытолкать. Всё же мало одних внедорожных качеств машины, нужна ещё опытная прокладка между рулем и сиденьем, чтобы грамотно выстроить маршрут езды. Я такой прокладкой, увы, не являюсь.
Для нас, неопытных, такая картина выглядела пугающей. Но мы рискнули.
Судя по валяющимся веткам, кто-то тут уже присел…
С богом! Включаю пониженную (не выше первой) и начинаю двигаться в сторону преграды, разделяющей нас с желанным берегом Ильменя. Замечаю, как из палаток повылазили люди и стали с интересом за нами наблюдать. По их лицам было понятно, что они приготовились стать свидетелями занятного зрелища :).
Пульс учащается. Перед глазами выстроились нерадостные перспективы, как мы тут, выпендриваясь, сейчас сядем и потом будем толкать жып! А у нас даже троса с собой нет (кстати, упущение, надо исправить).
Решил проезжать каку не притормаживая, сходу. Вот передние колеса уже штурмуют грязь. Чувствую, начали пробуксовывать, тут же автоматом подключается задний привод. Снова поперла. Каки впереди ещё метров на 20. Машину мотает страшно. Эх, не жып всё-таки — успевает пролететь в голове…
Газ не сбрасываю. Во все стороны летит глина. Все стекла в грязи, комья грязи на лобовом. Штурмуем последний, самый гадкий участок (на фото). Машина замедляется… приехали.
Но тут, хвала всем богам, передок вылезает из каки на твердую поверхность, цепляется и весело вытаскивает зад. О чудо, спасены от позора! По бороздам от какого-то большого брата выкатываем прямо на пляж. На влажный песок. Чувствую, начинает просаживаться. Песок! Етить…
Успел сдать назад. На пригорок. Дальше решили не испытывать судьбу и по мокрому песку не скакать. Всё. Стоп.
В итоге машинка сильно попачкалась.
Но то, что мы увидели, очутившись на самом берегу, то пьянящее чувство свободы, которое нас переполняло, ветер в волосах, дурманящий запах огромного озера… оно того стоило. Стоило этого маленького, пусть не такого серьезного, но риска. Адреналин играл в крови.
Поняв, что шоу отменяется, рыбаки огорченно покинули трибуны. Освистывать было некого. И всё-таки у нас жып! :) С этими приятными мыслями, мы организовали небольшой пикничок прямо на берегу озера. Кофе из термоса, вкусные булки и «Bounty». Ну, чтобы точно уж почувствовать себя, как в раю.
Некоторое время наслаждались превосходным видом. Впитывали в себя эту красоту, стараясь запечатлеть в памяти это великолепие. Попытаться увезти с собой эти эмоции от пребывания на Ильмене.
Но начали поджирать комарики. Они с радостью слетались на дармовой ужин. Стали собираться в дорогу. Впереди предстояло ещё почти 450 км, а уже начинало вечереть.
Про обратный выезд с пляжа много не скажу, но адреналинчику мы снова получили. Но по крайней мере уже знали, что может «CR-V» и видели маршрут, как лучше проехать. То есть так же, как и въехали. Главное, сходу, не сбавляя газу.
Дальше была долгая дорога домой. Множество пробок. Вышний Волочек объехали по наисквернейшим боковым дорожкам, полным ухабами и ямами, но пробка была такой грустной, что оно того стоило. Потом намертво встали перед Торжком — идет ремонт трассы, строительство моста, поэтому встали капитально. Потом народ просто плюнул и все погнали по пустой встречке, иногда разбегаясь в стороны перед здоровыми грузовиками.
Потом была Тверь. А уж после Твери, когда совсем стемнело, мы встали в левый ряд и летели, летели, летели. Хотелось уже домой. Хотелось спать. Но на скорости всё внимание было приковано лишь к дороге и к свету задних фонарей впереди идущей машины.
В родные Химки ( рядом с Москвой) мы попали лишь в 3:30 утра. Заехали во двор, вытащили из машины вещи и на трясущихся ногах, с дрожащими от усталости руками, пошли домой. Итого, путь в 700 км занял более 12 часов.
О дороге
Тракт от Москвы до Питера сносный. Местами хороший. Всё-таки лучше, чем было три года назад с бесконечными ремонтами дороги. ДПС много, но при грамотной езде и при помощи радара можно ехать. Мы проехали за эти выходные 1 900 км без единого штрафа.
Проще поехать на поезде? Проще. Но на машине интереснее. Столько переживаний и эмоций. На работе даже спросили: В отпуске был? На море? Нет, мы были в Питере. В городе на Неве.
P.S. Помните, я говорил про мясо в багажнике?... В понедельник я поехал на машине на работу. Оставил её на солнышке у офиса. А вечером, когда собрался ехать обратно, открыл дверцу… Слава богу я сразу не сел. Потерял бы сознание на счет раз.
В общем, пока мы ехали из Питера, мясо благополучно растаяло и протекло из пакетов, в которых лежало. На солнышке потом вытекшая кровь протухла. И теперь у меня в машине незабываемый аромат.
А засада в том, что коврик багажника снять нереально, только если отрывать от спинок задних сидений, куда он прикручен. Соответственно, постирать никак. Чем только не чистил: коврочистом с губкой, брызгал Oust-ом, поставил в машину пару здоровенных освежителей воздуха для туалетов. Фиг вам! Не могу избавиться от жуткой вони. Видимо, только химчистка меня спасет. Эх, козлятина… :)