|
Как это было: холодное, дождливое якутское лето 2004 г. У нас шел очередной дождь, была пора отпусков. На севере лето у многих — это как зов природы, как пора гона, время активных действий. Кто здесь живет постоянно, тот едет на моря, в теплые края, кто-то лечится по путевкам, кто просто уезжает к родственникам. Как всегда, там, где нас нет — там прекрасная погода, там ВСЕ, и нам туда жгуче интересно.
Что мы имели: Mitsubishi Delica 90 года и единственная не тупиковая дорога из Якутска. Эта грунтовая дорога идет от нас на юг, вниз по глобусу. Она проходит Нерюнгри и далее выходит на дорогу Чита — Хабаровск. Это для нас интересный перекресток — там для якутян можно сказочный камень поставить: типа налево пойдешь…Хабаровск, направо…Чита. Нет, конечно, в Якутии есть дороги местного значения, есть еще зимник на Магадан (уже неоднократно показанный Э. Мак-Грегором по телевизору как «дорога костей»), — чем не дорога к морю?! Но глобально, самоходом, тогда летом, у нас в реале было два варианта: первый — «…только самолетом можно долететь…» и второй — наш автобан федерального значения «Лена». Меня заинтересовало «налево», почему — об этом ниже.
Маршрут: цель — Японское море или Тихий океан. Конкретнее, друзья из Владика зовут в Ливадию — побережье от Владивостока до Находки, что это такое мы пока не знаем, вот туда и нацелимся!
Мы — обычно работающие люди, согласно современного сленга, относящиеся к офисному планктону. На тот момент у нас уже был опыт разнообразных поездок на рыбалку, за ягодой, грибами начиная с мотоцикла «ИЖ-Юпитер», «Москвича 412», и 2140, Toyota Carina ED, и заканчивался он тогда на этой «Делике». Надо сказать, что любая наша машина из тех, что была в семье, практически всегда была укомплектована для ожиданного и неожиданного одиночного экстремального «пикника». Но все эти поездки, как сказали бы яхтсмены, не носили характера «крейсерского похода», не было у нас опыта многодневной автономии.
Машина. Вообще-то желание во время отпуска не расставаться с возможностью свободного перемещения возникло с опытом эксплуатации первой «японки». Японка «Каринка ЕД» провоцировала на «дальние выстрелы», а комфорт перемещения, надежность, безопасность ярко контрастировали с моим бывшим АЗЛ(а)Ком. У Ли Якокка («Карьера менеджера») есть момент в жизни, когда он поймал бум интереса в Америке к минивэнам, и как я его (их) понял, когда впервые сам сел за руль микроавтобуса! У души появились паруса. Я не буду спорить, какая машина лучше. Есть разные костюмы и есть спецодежда, которую не выбираешь. У людей разные характеры, темпераменты и вкусы, но и у машин (если есть выбор) свой покупатель, своя «заточка». И если характер человека и характер машины совпадает, то это уже гармония.
Доступные нам паруса оказались изрядно потрепанными. Что было сделано после покупки, ну и вообще перед этим сезоном: полная покраска, замена переднего и заднего мостов, рулевой рейки, замена цепи в раздатке, замена ремня ГРМ (превентивно), замена генератора, аккумулятора, лампочек в фарах, диска сцепления, замена подкоренных листов рессор (родные не перенесли нашего знакомства), замена тормозных накладок, резинок в рабочем и главном цилиндрах сцепления. Что-то из деталей ставилось с разбора, что-то покупалось на рынке, в магазине. Впереди нас ждало незнакомое Приключение радиусом 3 300 км, но все эти работы были сделаны по необходимости приведения машины в нормальное, рабочее состояние. Двигатель «4Д56» (у нас стоял не родной, не турбо) при резкой нагрузке дымит, но потребляет масло в рамках расхода по инструкции, да мы и не гонщики. В конце концов думаю, что в Приморье при необходимости все, что может потребоваться, — найду. Вот этот момент как раз и объяснял моё обоснование цели поездки — свернуть налево…(интуиция, блин…) Непосредственно перед дорогой произвели везде смену масла.
С собой взяли:
Якутск проводил нас солнечной погодой, рулю в шортах, на ногах привычные домашние тапочки. (Кстати, потом, в других поездках мне оказалось удобнее быть босиком, правда коробка тогда была уже автоматом.). «Лена» встретила привычным дождем. В машине тепло, играет музыка.
Фото на ходу, через ветровое стекло:
Надо сказать, что дорога насыпана грунтом с изрядной долей глиняной составляющей. Вода, стоящая на дороге, размачивает вокруг себя ореол, он мягкий и колеса проходящих машин его вытесняют и уплотняют. Образуется впуклость диаметром с колесо грузовика, рядом еще такая и еще…, они наполняются новой водой, края у них твердые и резкие. Сплошной лунный ландшафт в виде дорожного покрытия нас достал, скорость маленькая и как ни рули — один хрен в них падаешь и перекатываешься. Но некоторые КАМАЗы летят на них с космической скоростью, такое впечатление, что колеса у них, как при серфинге, — опираются лишь на гребни наших впуклостей и выпердышей. Попробовал и я разогнаться — куда там, или база у нас не та, или вес, или колес мало. Эксперименты со скоростью и рулением закончились конфузом для моего авторитета. В один момент я как то почувствовал, что люфт руля стал больше, ну думаю вслух — неужели рулевая рейка? Испугал, короче. Встал, грязь по щиколотку кругом, лезть вниз неохота, пинаю колеса — левое переднее явно откручено! Достать баллоник и сделать нормальную затяжку гаек — дело одной минуты, но… мои до сих пор этот косяк помнят. Хм, теперь я вожу баллоник с длинной ручкой.
Штурман уточняет местоположение:
Почти постоянно идет дождь, становится холодно. В одну из остановок перед Алданом привлек внимание встречный КАМАЗ: у него выступающая вверху часть контейнера наискосок аляповато покрашена белой краской. Комментирую, что типа облили его где-то. А когда КАМАЗ поравнялся с нами — вижу, что это снег! Мои не верят, как же 10 августа и снег! Дальше был шок. Да, это Север. И снега дальше было явно больше, чем на фото.
Плохая дорога не прошла нам даром (ослабленная затяжка гаек колеса не в счет), в салоне появляется все усиливающийся запах кислоты. На остановке убеждаюсь — аккумулятор (российский на 70 ампер/часов) кипит все время. Видимо, долго продолжающиеся встряски подняли всякую дрянь со дна и она закоротила часть пластин. Чтобы уменьшить зарядный ток и процесс кипения, включаю печки на полную мощность. Окошки приоткрываем, впечатление, что нос пощипывает от паров кислоты. Так и идем до Нерюнгри. Рулю и думаю: «Вот, хотели в лето, а тут везу в зиму, и то колесо, а тут еще аккумулятор… Как бы правильно спросить экипаж — не вернуться ли обратно? Может уже хватит впечатлений — приключений?» И движок глушить уже не стоит.
В Нерюнгри подъезжаем к городскому рынку. Тут и еда, и запчасти. Как бы невзначай спрашиваю экипаж — может развернемся назад? Вы когда ловили взгляд которым награждают «слабое звено» ? … А что надо, что бы ехать дальше? — Новый аккумулятор — Ну так иди, покупай.
Вообще-то к запчастям я сразу подъехал. Беру сухозаряженный и дистиллированную воду. Заливаем. Тем временем затариваемся разными вкусностями на рынке и вперед, к экватору. После поселка Серебряный бор дорога перекрыта, где-то впереди её то ли размыло, то ли затопило. Предлагают идти в какой-то объезд, но предупреждают, что мы там вряд ли пройдем. Перед нами какой-то грузовик из местных идет, показывает дорогу. Одно место встретилось, где я заранее включил блокировку, а так ничего. Сейчас даже и не помнится. Дальше вышло солнце, и стало наконец пахнуть настоящим летом.
Вот такие вот места, где сердце рыбака ноет в предчувствии удачи, задница водителя радостно отдыхает на микроскопическом участке асфальта, у меня всегда вызывали желание спешиться и зависнуть на энное время…, но азарт уже гнал нас к цели.
Чем запомнилась та дорога: в сумерках заяц бегал у нас по дороге, и уже ночью, когда рулил сын, на серпантине встречный КАМАЗ с прицепом чуть не выкинул нас с дороги. Представьте «S» образный профиль дороги с уклоном от нас градусов этак 15 (по знаку): КАМАЗ идет нам навстречу снизу и, чтобы вписаться в первый поворот со своим прицепом, лихо прихватывает немного нашей полосы, потом также лихо отыгрывает вход в свою выходную загогулину с соответствующим замахом — а тут уже мы и скорость у нас в районе 70. Вот наша картинка: из-за поворота появляется морда КАМАЗа на его полосе дороги, а его длинное сочленное тело на нашей…Хорошо обочина была подходящая и сын не подкачал. Говорит, что этот эпизод бодрит его до сих пор.
А это на фото, по–моему, мост через Зею. После моста через Зею на встречной обочине увидели стоящих мужичков (человек этак 15) и пару тонированных машин. Переглядываемся с сыном — вроде как тут, судя по слухам, было одно из мест «благотворительных» пожертвований на нужды…движения. Жена видит наше переглядывание: Что за мужики? — Да автобусная остановка…
Дорога становится резко лучше. Большие орлы сидят на невысоких столбиках ограждения дороги и срываются в полет с них, чуть ли не под колеса машины. Ночуем, как обычно, в машине, но уйдя с дороги, можно сказать, спрятавшись. А машины, похоже, тех ребят, проносятся по дороге как мощные спортивные болиды, а я, видимо, свом дымным шлейфом не очень соответствовал их интересам и ритму жизни.
Когда идешь так по монотонно ровной дороге, всякие истории вспоминаются… Помню, еду я как-то одним тихим спокойным утром на этой «Делике» с дачи на работу. Асфальт ровный, мотор — все норма, радио — все прекрасно. Солнце ярко светит, птички поют, скорость — около 90-100, в общем, крейсерская и дорога пустая. Тут обгоняет меня «Жигули», и баба (немолодая) на пассажирском месте в них активно крутит себе у виска и типа мне что-то показывает. Думаю, с чего бы это мне такое внимание, тут еще и замечаю, что дворники у «Жигулей» работают! То есть и водитель с ней заодно… Ну, блин, я даже скорость сбавил — вроде с машиной у меня все тип-топ, а тут какие-то чудики раскатывают! А если еще и приставать начнут? Это ж надо так распалиться, что обгоняемым рожи корчить… Правда, сейчас, за тонировками этих джипов выражение лиц не видать, ну и мне спокойнее… Тогда по приезду на работу утренняя встреча забылась, но в обед смотрю — на асфальте двухрублевое пятнышко масла. На трубке, что идет от вакуумного насоса в картер, — капелька висит… Ага…! И на заднем стекле припорошенная масляная морось. Мда… представил себе, что это я дворниками масляный туман в солнечный день по стеклу разгоняю, так до сих пор прикидываю, как бы реагировал… А история та закончилась просто. Тут же сбегал в магазин, от «Жигулей» нашлась подходящая трубочка и с загибом как надо, и длиннее как надо для подгонки, и хомуты соответствующие. Менять-подгонять там удобно (под квадратной «Деликой» лазить проблемы практически нет). Так что в очередной перекур я сделал необходимую замену и проверил уровень масла (он был еще в норме). Новая трубка оказалась чуть жестче, ну да ладно. Вывод: надо уважительно и серьезно относится ко всем на дороге. Зря рожи вам корчить никто не будет! После этого случая у меня интерес появился — посмотреть на выражение лица у того, кто как тебя обгоняет-идет навстречу.
Ночная езда принесла новую бяку — опять запах! Правда уже не кислоты, а расплавленной пластмассы. Огорчительно то, что с этим запахом в этой «Делике» я уже боролся. У нас летом белые ночи. В принципе светло так, что поплавок удочки виден и газету можно читать. Поэтому на нашей широте ночная езда летом не сопровождается так уж сильной эксплуатацией света, нет и нагрузки на генератор. А запах у меня был и шел он тогда из блока предохранителей (он как раз у правой коленки водителя находится — у водителя под носом). Вскрытие показало оплавление гнезда одного из предохранителей и я геройски заменил весь блок. Думал, что проблема была в некачественном (китайском) предохранителе и плохом контакте. Сама замена не сложная, но соединение офигенной тучи проводов — дело ответственное. И вот теперь опять! Обращаю внимание, что запах появился, когда рулил уже и с ближним светом, и с дальним. Ну, думаю, где-то соплю навесил в соединении и оно греется (а ведь старался!). Четыре фары головного света — нагрузка не слабая! Предохранитель поменял на другой. Дальше хуже — стал мигать и пропадать ближний свет. Утром полез менять лампочки… мама моя! Светят все, но яркость как-то не так. Яркость на рассвете определить трудно, если головой двигаешь, то рифление стекла рассеивателя стекла фары мешает. И вот на одной из лампочек (она мне и раньше ночью не нравилась) обнаруживаю сбоку, на цилиндрической части стеклянную опухоль! Опухоль размером с хорошую горошину. И ведь светит зараза! Заменил (с собой все было) — все пришло в норму. Получается я из-за этой байды сделал сам себе геморрой с заменой блока предохранителей, да и на дороге мало, что некомфортно освещал себе дорогу, так ведь и другим мешал. Видимо, кто-то (я или продавец) хапнул лампочку маслянистым пальцем, вот там её колба и поплыла… Жаль, не сфотографировал сей памятник. Вот так себе делаем проблемы и, тихо матерясь, их преодолеваем.
Спать в «Делике» — одно удовольствие и, думаю, сон целебный (ты ж экранирован от всяких напастей). Через огромный люк видны звезды. Превращение салона в спальню занимает незначительное время. Сдвижные боковые окна позволяют общаться и обмениваться с окружающей средой всей имеющейся информацией. Ночевка в палатке ни в какое сравнение не идет, а простор тот же. От возможных комаров вешал на водительскую или пассажирскую дверь марлю, закрывал дверь и приоткрывал окна. За несколько ночей происходит твое единение с природой, машинку уже ощущаешь как продолжение своего организма, да и всё вокруг становится к тебе как-то ближе. Типа, твой мирок выходит уже за рамки привычного в городской суете габаритного расстояния и начинаешь понимать, насколько люди раньше были ближе к природе. Кратковременная вылазка на охоту, рыбалку да и дачу не дают такого ощущения. Вот он вирус дальних странствий!
Едем. Позднее утро. Да какое там, день. Одно спальное место занято мной. И вот представьте мой ужас — после всех этих дифирамбов о единении, слиянии отчетливо слышу сквозь сон скрип — фью-ю-ю-ить, фью-ю-ю-ить…с частотой вращения колеса. В голове отчетливо встает картинка заклиненного ступичного подшипника и цепочка последствий, худшее из которых — если провернуло обойму и задрало посадочное место. Ремонт тогда может не ограничится заменой подшипника. С воплем «стой!» вскакиваю с ложа. Стоим. Молчим. А звук все равно идет… Вот зараза — птица, оказывается..!
Снеслась она что ли, но я в Якутии к таким звукам не привык и спросонья примерил этот звук на себя. Мои смеются — нервы лечить надо. М-да…Они-то в это звук постепенно въезжали…Посмеялись, едем дальше.
На большом милицейском посту нас впервые останавливают. Документы в норме, цель поездки — отдых. А пассажира возьмете? Женщину. Нашего работника... Отказываюсь — что ей лежа ехать? У нас три сидячих места только на нас было активировано. Дорожным богам (и живым и виртуальным) это не понравилось — не могу запуститься, хоть что делай. Двигатель горячий, аккумулятор крутит как надо, хоть на нем езжай с этой точки, ан нет — ни вспышки. Откладываю сей факт в подсознание на старость движка и малую компрессию по горячему. Менты поглядывают вопросительно…. Так, наверное, минут 10 стоял, — а потом как ничего и не было — завелись и полетели дальше.
Кстати, чем еще раньше меня удивила «Делика»: как-то в Якутске пропало у меня сцепление. Да, коробка у нас механическая. Так вот, потек рабочий цилиндр сцепления. До гаража километров пять.
Если качать несколько раз, то передачу воткнуть можно, но уходит жидкость из бачка, а он на этой модели единый с тормозным. Получается от такой настойчивости можно еще и без тормозов остаться. Вышел из ситуации самостоятельно таким образом: стоим, включаем пониженную и на ней заводимся — трогаемся. Переключаться вверх не делал, а так, аварийка моргает и тянемся где по обочине, где подугадывая переключение светофора, а где и останавливаясь, но уже с задействованием педали и снова повторяя весь алгоритм глушения мотора и «убегания» со светофора. Так и добрался до гаража, еще и музыку слушал.
Подходим к Владивостоку. Сотовый телефон — великая вещь! По дороге его держатель весело сигнализировал нам о входе в зону приема. Обмен смс — и ты уже в курсе, что в Якутске опять дождь, и там уже знают, где ты и как ты.. Отзванивается и нам дают цель — бухта Ольга. Надо проехать Владик и далее по ориентирам.
Втягиваемся в город. В тот раз карты города у меня не было, идем по указателям. На одном из перекрестков стою в левом ряду и спрашиваю у водилы справа: как еду, правильно? Из «Делики» так спрашивать у грузовиков, автобусников очень удобно — практически на одной высоте сидим, окна открыты, собеседника рукой тронуть можешь. Вон, говорит, автобус идет, видишь номер? За ним и держись, он как раз в Находку идет. Спасибо этому незнакомому водителю — очень удобный был совет. Так что я без всяких проблем пересек город.
Дорога, климат, растения, птицы (блин!) — все уже сильно поменялись с момента начала нашей поездки. Только недавно снег тапочками топтал, а тут уже дубы с листьями как лопухи, горки пошли, море видно с каким-то мелким берегом.
На очередном подъеме (от автобуса мы уже давно отклеились) слышу неправильный звук нашего движка. Как нагрузка при обгоне или подьемчик — появляется глухой рокот. Звук не исчезает, а, наоборот прогрессирует. Выбираю место для остановки. Странно, но почему-то все люди на дороге в этом отношении мыслят чуток шаблонно. Если обочина на несколько км туда и обратно ничем примечательным не отличается, а есть один большой камень, то значит у этого камня вы и остановитесь. Так и мы. Открываю движок, при резком нажатии на газ — стучит. Открываю клапанную коробку, там все в норме, остается диагностировать проблемку в коленчатом валу, его вкладышах. Чешу репу: мне надо знать, какие вкладыши менять, где их взять и место для развертывания полевого лагеря. Решаюсь с новыми вопросами позвонить во Владик. Оказывается, по моему счислению пробега и расчетам Владивостока впереди за очередным бугром г. Фокино. Там и договорились завтра встретится с нашей группой поддержки. Они приедут и определимся как быть дальше.
У нашего камня (чуть позади нас) останавливается большая колоритная группа рокеров. Рогатые каски, черная кожа, заклепки. Мрак и жуть. Посматривают на нас с каким-то интересом. Обстановка соответствует шаблонам фильмов ужасов. Сумерки. Я своим говорю: давайте сфотографируемся с ними, — но настроение у нас уже стало это как бы …не очень радостно-общительное и мы уехали. Жалею до сих пор, что не познакомился и не осталось фото на память. Оказывается, у этого камня была микровстреча групп, собирающихся на Всесоюзный их слет и мы как бы стерегли их ориентир. Имхо, байкеры к «Делике» тоже неравнодушны, как-то на празднике города в Питере видел, что байкерскую колонну возглавляла такая же «Делика» как у меня и на её крыше сидел телеоператор и девушка с флагом.
Фокино. Поздний вечер. Переваливаю горку, и действительно внизу городок. На въезде справа есть авторемонт, но он уже закрыт. Местные жители говорят еще об одном автосервисе: ехать надо, как мы и ехали, прямо, потом налево и на горке их увидим. Прямо и налево у нас лихо получилось, дальше ни горки, ни автосервиса я не вижу и возвращаюсь обратно к прямой дороге и людям. Слева у меня памятник Ленина остается! Очередной опрос населения.. Бог ты мой! Оказывается, я свернул налево уж слишком поспешно (на площадь) и нарезаю круги по… в общем вокруг Ленина. Да, если бы в Якутске так транзитник рассекал по площади Ленина, да и в любом городе нашей Раши, то …, а нам показали нужный левый поворот. Автосервис на очередной горке, лезу туда со стуком мотора и сердце кровью обливается, но хошь не хошь — машину ведь надо показывать и ночь уже. Сервис работает, но нам отказывают. Решаем вернуться ночевать к сервису № 1.
Автосервис № 1. Нам не спится и мы обходим окрестности. Выявляются точки интереса: баня, рынок, автобусная станция. Все рядом. В баню уже не пускают. Решаю при возможности отдать машинку в ремонт, если нет, то надо думать снова о полевом ремонтном лагере. В голове крутится теоретический цикл моих действий: снять поддон картера, найти провернувшийся вкладыш и так далее. Эта песня, точнее её вариации еще как гвоздят у всех поломавшихся в дороге! Вот тема кошмаров для взрослых ужастиков и песен дорожного радио. Мои предлагают отдать машину в ремонт. Хоть я и сам многое могу сделать и сомнений в этом у моих нет, но мы ж не дома, да и отпуск все же для отдыха — соглашаюсь с таким планом наших действий.
Утро. Колоритная личность как-то очень по морскому вальсируя метет территорию у «нашего» автосервиса. Появляются работники. Знакомимся, находятся общие населенные пункты в географии Украины и общие дорожные темы «тёрок». Ждем директора. Директор: Семейкин Андрей Борисович. Иду на поклон: вначале отказывается, потом с учетом очереди (и помощи наших новых знакомых — его спецов) соглашается! Ну и мы тож понимаем, что нас тут не ждали. Договариваемся о вскрытии и диагностике и последующем моем (!) закупе необходимых деталей. Условие о МОЕМ закупе было поставлено ими, и они однозначно правы! Не было у меня опыта, чтоб мою машину кто-то ремонтировал. Теперь есть, имхо, правильный опыт.
Подъезжает из Владивостока наша группа поддержки. Снова слушаем нашего «больного», перегружаю самое необходимое для продолжения отдыха и вот оно — море:
Разместились мы в поселке на берегу бухты Анна. Это конечный пункт дороги идущей вдоль самого побережья. Хорошие люди там живут! А какой вкусный хлеб! Таких, как мы, пляжующихся тоже немало, живут они по квартирам, машины стоят рядом. Бухта для купания защищена от ветра и волн, рядом бухточка с камнями. Забегая вперед скажу, что пока от Находки до Бердянска лучше места я не нашел, и, скорее всего, только Байкал тут может поспорить по своей красоте и душевности. Что фотографий много, так и это и есть основная историческая фаза отпуска.
По машине: целесообразно оказалось менять коленчатый вал с вкладышами, потребовались еще сальники, прокладка головки блока и поршневые кольца. По телефону я получил необходимый список, штурманскую легенду по необходимым поискам в Находке и рванул туда на рейсовом автобусе. Вот оно — правильное знакомство с городом! Потом опять автобус доставил меня из Находки в Фокино и я, держа запеленатый как младенца коленчатый вал, и все остальное, попадаю в наш автосервис. Ребята рекомендуют переборку моей ходовки, регулировку форсунок и еще кое-что по мелочи, соглашаюсь и могу добавить, что все работы были действительно оправданными и сделаны весьма качественно.
Что еще: смотрю на свой счетчик пробега и считаю расход топлива: получилось 11,1 литров на 100 км. В принципе, думаю, нормально. Моторист (к сожалению, не сохранил записи, как его звали, по-моему, Игорь) говорит о своем диагнозе поломки: что старость, это понятно, но в картере он нашел всего лишь около 1,5 литра масла! Мол, куда дел? Или вообще за маслом не смотрел? Сообща приходим к выводу о виновности опять той самой новой трубки — от масляного насоса до картера! Трубку ставим родную. Видимо, режим продолжительной работы при нашем пробеге отличается от кратковременных вылазок или дорожные духи пошутили, но начал я на ходу терять масло. Вот в режиме масляного голодания вкладыш и провернуло. Хм, контрольная лампочка не сигнализировала! Хотя похоже, пока масло в систему поступает, и давление не упадет ниже плинтуса — она и не почешется. Решил с ней отдельно разобраться. Потом.
А лето — это маленькая жизнь! Слов нет:
Наконец, звонят — машина готова! Несусь в сервис — машины нигде нет! Сердце ёкает, но тут и прилетает мой пепелац с директором за рулем. Говорит: все проверено, все «путем» — приезжайте еще. Нормальный сервис, нормальные мужики — удачи Вам и здоровья!
Теперь уже с машиной добираюсь до бухты Ольга. Отдых с машиной — это совсем другой разговор. Уже сами едем в Находку, я уже расхаживаю здесь как по знакомым местам. Посещаем все милые автолюбителю места и приобретаем: литье для нас с резиной на 16, большой багажник, лестницу, ветровики и т.д. Там же на рынке переобуваемся. Мужики, помните ощущение, если из сапог переобуться в кроссовки? Вот так и Делика у нас побежала, да и колечки в движке тоже ей настроения прибавили. На фото — стоим в Находке у рынка:
Пришло и нам время возвращаться. Мы бы еще остались и посетили эти палаточные «города», но с работы требовали моего срочного возвращения.
Обратная дорога с бухты Ольга.
Таких городков несколько, есть там удобства (за них и вывоз мусора надо платить 50 рублей в сутки), видны спортивные площадки, молодежь ходит туда-сюда.
Не так много в мире мест, уезжая откуда хотелось бы туда вернуться …
На обратной дороге решаем тормознуться во Владивостоке. Нам очень хотелось посмотреть самый большой рынок — Зеленый угол. Попали мы туда перед закрытием, оставалось походить около часа. Но этого часа нам не хватило и ЕДИНОДУШНО решаем переночевать и продолжить экскурсию завтра. До этого я бывал во Владике по служебным делам, но вот так на авто впервые.
Что отметил — водители здесь благожелательные и не понтуются, когда видят, как ты замешкался. Меня несколько напрягало ориентирование (уже с картой) — вроде едешь не сворачивая по одной и той же улице, но она кривая и вверх и вниз и вбок и в придачу меняет наименование.
Ночевать решили по-старому — уйти куда-нибудь за город… Ухожу направо на первом попавшемся зеленом куске. Лезем по неширокой дорожке и вроде место нашел нормальное, но обход окрестностей принес результат, что стоим мы у кладбища. Мы с сыном голосуем ЗА ночевку, жена — НЕТ! Нет так нет — решили попробовать выехать на берег — вот оно!,- та самая свобода перемещения! С помощью карты выбираемся на берег. Красота: гладь залива и рядом ребята на скутерах катаются. Позавидовал таким возможностям. У нас лето от силы три месяца, да и течение в Лене…И жена права, что нашли другое место для ночевки.
Рынок нам понравился, описывать его смысла нет и тут любой мужчинка поймет тех женщин, которые могут бесконечно мерить разные наряды. Уходили мы (мужчины) оттуда медленно отступая…
Вот оно счастье: любимая, и «Делика», и река — все вместе…
Обратная дорога особых неожиданностей не принесла. Едем уже по как бы знакомым местам. Покупаем по дороге арбузы, дыни, веники для бани. Продают мед и пергу.
Около одного из городов со стороны Владика есть небольшое озеро, рядом стоянка, ресторанчики и т.п. Еще по дороге туда мы тут останавливались, думали перекусить и озерцо заинтересовало нас оборудованным пляжиком. Сейчас жарко и мы уже заранее предвкушаем радость купания. Как здорово было на море — и вода прозрачная, все видно, и соленая — лечебная, хоть домой для примочек набирай… Окунаюсь и иду любопытствовать к пожилому рыболову — какие тут радости водятся? Тут к нам подъезжает японистый грузовичок с накачанной надувной моторной лодкой. Мужики разворачивают сеть…Я в ауте. В городе? Сетью? Такой? Кого ловят? Тут один из них подходит ко мне — утопленника не видали? Оказывается, это МЧС приехало на поиски. На шутки-тренировку не похоже, там уже акваланг достают, да и как это, — Аура совсем не тренировочная. Мои еще в воде, весело пускают пузыри. Кричать им и объяснять ситуацию как, что, почему… короче, плыву за ними. Вода уже невкусная и неприятная.
Две аварии видели на обратной дороге. Первую мы увидели ранним утром и, похоже, она случилась совсем недавно: у легковой машины, стоящей на нашей полосе, разворочен левый передний угол. Рядом одиноко стоит женщина. Больше никого нет, женщина проводила нас каким-то очень потерянным, пустым взглядом. Других людей нет, помощи не просит. Не дай бог оказаться в такой ситуации. Вторую я один видел ночью. Сильный дождь, фары машин, милиция, много людей, мигающие огни скорой — и что-то сильно помятое мы объезжаем по встречной обочине. Тягостно.
Сложный вопрос для подобных ситуаций, если еще и происшествие произошло вдали от населенных пунктов — как быть? Оно понятно, что помощь оказывать, но когда вот так рядом и кровь, и грязь, и чья-та жизнь, и глупость, и жадность, то реальные решения принимаются ох как тяжело. Упаси Бог!
Уходим опять на нашу дорогу в Якутию.
После Нерюнгри снова дождевое небо:
Снова начинается дождь, вдали видна его стена и наша обновленная дорога. Явно видно, что по ней прошел грейдер и будет нам «счастье»...
Дорога после грейдера конечно ровнее, но он ведь, гад, посрезал и повыворачивал всякую мелкую и не мелкую дрянь, что была раньше прикатана, притоптана. Вот у этого грунта есть такая свежая особенность. Этак, ненароком тормознешь на таком вывороченном и заточенном зубе — и все, ищи шиномонтажку. От Вашего мастерства тут мало что зависит, разве что от мягкости резины и новизны-высоты протектора. А вокруг медвежья красота:
Стоим в очереди на шиномонтажке в поселке Улу и видим картину: «Жигули» с двумя челами внутри. Подхожу ближе. Машина загружена, как банка с домашними солениями (палец не засунешь). Зад просел от тяжести, одно колесо спущено, на заднем сидении огромная сумка, которая подпирает передние сидения. Люди скрючившись спят внутри. Видимо умаялись на такой дороге и вырубились ожидая своей очереди. У пассажира голова между коленок, внизу еще что-то лежит. Народ вокруг рассуждает, как они будут вываливаться из машины, потому как просто нереально разогнуться от такого «отдыха».
До ближайшей шиномонтажки назад около 100 км, вперед примерно 50 км (почти по Высоцкому про МАЗ ).
Переправа через Лену. Кто последний заезжает, тот выезжает первым. Для легковых машин иногда спуск с парома бывает и со ступенькой — засадой.
Прикидываем по пути расход топлива: после ремонта, на литье и другой резине получилось по факту 8,23 литра на 100 км (туда было 11,1) Вот он, наглядный результат ремонта! И целесообразность поездки «налево».
Якутск. Вечер. Все в пыли, заезжаем на привычное место у нашей пятиэтажки. Вылезаю на полусогнутых ногах, все-таки неслабый пробег сделали сегодня. Сверху с балкона незнакомый крик: мужики, вы откуда? — Из Находки! — И я неделю как оттуда! Но я машину на уши поставил…
Да… маловат земной шарик.
Зима 2009 (старые вспоминания)