|
Абхазия – Страна Души
Маленькая страна Абхазия расположена на северо-западе Закавказья между реками Псоу и Ингур и омывается водами Чёрного моря. На побережье Абхазии длиной более 210 км часто встречаются широкие галечные пляжи.
Сборы, сборы и еще раз сборы
Начало этому мероприятию было положено еще летом, когда мы впервые подумали, что на Новый год можно съездить в Абхазию. Постепенно эта идея то находила, то теряла желающих среди друзей, но к началу зимы уже собралось шесть человек, согласных отправиться в это путешествие.
Подготовка к Путешествию, как обычно, проходила с кучей неясностей. За две недели до часа «Х» меня с работы отпустить согласились лишь во второй половине 30, вместо вечера 27, как планировалось в начале.
В результате поездка встала под большой вопрос. От Волгограда до Абхазии более 1 000 километров, двести из которых — серпантин, плюс город с вечными пробками — Сочи. Сомнительным удовольствием представилась возможность очутиться в Абхазии 31 декабря с перспективой не только подготовки праздничного ужина, но и поиска места проведения этого праздника!
Но если цель поставлена, то к ней надо стремиться, а не искать отговорки. И решение проблем появилось само в образе моего бывшего однокурсника, а ныне отставного старшины и замдиректора какой-то потолочной фирмы, — Жоза, который согласился выехать в Абхазию 28-го декабря вместе со своей подругой на «Пежо-206», дабы остальные могли не волноваться о том, где они будут встречать праздник.
В тех краях до этого был только я с женой, поэтому в путь Жоз был отправлен вооруженный подробным устным описанием дороги, моей картой, а так же предупреждением о необходимости везде соблюдать ПДД. Жоз на это сообщил, что они не лохи, и с ПДД как-нибудь разберутся!»
Разобрались, оказав спонсорскую помощь ростовскому ГИБДД на сумму 4 500 рублей, после чего уже сообщал что: «В Краснодарском крае, только они, как два идиота, едут по всем правилам дорожного движения!»
Путь в Абхазию
В Абхазии Жоз был в ночь с 29 на 30. А вечером 30 декабря, закинув вещи в мою Honda Mobilio, в путь тронулись и мы. До восьми вечера все было шоколадно, ксеноновые фары восхитительно освещали пустынную дорогу, CD Changer менял диски, скорость движения 100-120 км/ч была комфортна, а прибытие в маленькую Страну предполагалось рано утром.
Но радость была недолгой. Чем ближе часовая стрелка приближалась к полуночи, тем сильнее накапливалась усталость, прохладнее становилось за бортом, обмерзали стекла, а на дорогу опускался густой туман. Описать словами этот туман нереально, отразить на фото не получилось. Это, пожалуй, надо только видеть! Туман опускался на дорогу слоями, разными по своей плотности, длине и положению. То туман полностью окутывал автомобиль, и фары с трудом вырывали по 5-10 метров впереди лежащей дороги. То, внезапно, пропадал совсем предоставляя возможность видеть дорогу, снежные поля и звезды. То превращался в бутерброд в виде слоев тумана и чистого воздуха, лежащих друг над другом. Чудесное зрелище! И любовались им мы долго.... До самого утра…
К двум ночи мы приехали к Краснодарской Ленте, где закупились продуктами на праздничный стол. Посещение Ленты было задумано еще в Волгограде, ведь, приобретение продуктов вечером в Волгограде заняло бы намного больше времени, а в два часа ночи, пусть и предновогодней, прошло без очередей и давки.
Преодолеть заснеженный серпантин удалось без приключений, даже несмотря на гололед, оказавшийся на пути под Сочи. Хотя почувствовать себя спокойным мне удавалось только тогда, когда я сам сидел за рулем. Когда едешь в качестве пассажира, заснуть почему-то не получается, несмотря на всю усталость, скопившуюся за ночь!
Чем ближе мы подъезжали к Абхазии, тем необычнее для этого времени года становилось вокруг. Постепенно под снегом начинала появляться зеленая травка, затем на деревьях — зеленые листья, а потом мы увидели и заснеженные пальмы. И как только была пройдена таможня, из-за облаков вышло солнце и мир вокруг преобразился. На зеленых деревья и пальмах снег таял под солнцем. Все было наполнено красками, сияло и блестело! После грязного, серого и холодного Волгограда думалось, что мы оказались в настоящей зимней сказке!
Встреча Нового Года
Жилье было арендовано недалеко от моря, в доме, расположенном на центральной улице города Гагра. Сад у дома был небольшой, но там зрели мандарины и росла пара кактусов. Хозяин дома разрешил нам рвать мандарины с деревьев в любых количествах. Как только мы приехали, Жоз сразу рассказал про чрезвычайно дорогую абхазскую связь: каждая СМС стоила ему с подругой около 20 рублей, а минута разговора под полтинник. Повторить его фокус нам так и не удалось, потому что наши отлично принимали или «ничего», или российский МТС. Особенно хорошо это получалось на пляже. Платили, как и водится в «Домашней зоне», около рубля за минуту разговора.
После ночной дороги, хоть с утра в сон особо и не тянуло, надо было поспать. Иначе имелся реальный шанс проспать наступление Нового года, до которого, оставалось всего 14 часов.
Немного поразмыслив, мы решили, что лучше всего было бы посетить кафе, пообедать, выпить немного вина, а затем отдохнуть до вечера, после чего уже заняться приготовлением праздничного стола. От приглашения прогуляться до кафе Жоз с подругой отказались.
В паре сотен метров от дома была найдено подходящее заведение. Там нами было заказан графин вина, три солянки и, как было написано в рекламе, аппетитный ХАШ. Делая заказ, я был уверен, что ХАШ — это что-то с большим количеством мяса и картошки. А в результате получил ХАШ. Не успели мы разлить вино по бокалам, как хозяин заведения потребовал от официанта принести нам еще литр в подарок, который так же пришлось пить. После этого обеда и ночной поездки, с трудом добравшись до дома, все очень быстро уснули до вечера.
Полномасштабная подготовка к встречи Нового года началась ближе к вечеру. Приготовления закусок, гарнира, салатов, шашлыка, перенос всего этого из кухни в каминную комнату, любезно предоставленную нам хозяином.
Затем праздничный ужин под коньяк с лимоном и местные вина, после — новогодняя речь от президента Абхазии! Как же было приятно слушать это обращение! Последние годы, новогоднее послание президента было самым паршивым моментом в уходящем году, никогда не испытывал радости, видя эту физиономию. Уже ради этого стоило ехать в Абхазию.
Горное озеро Рица
Ближе к полудню наступило утро Нового года. Перекусив остатками вечерней роскоши, мы решили, что для путешествия на озеро Рица сегодня вполне подходящий день. Жозу с подругой идея пришлась по душе, но ехать они решили на своем «Пежо».
Дорога до «Экологического поста» или места, где собирают деньги за посещение «заповедника», прошла без приключений, но у самого шлагбаума «Пыжик» все-таки поймал колесом булыжник. Итогом стал боковой порез покрышки и погнутый литой диск. После этого водителем и пассажиром было принято предложение пересесть в наш авто, а «Пыж» оставлен на сохранение работникам поста. В этих местах я бывал неоднократно, но они все равно восхитился. С одной стороны, все было знакомо, но с другой — выглядело по-новому. Всюду лежал снег, он покрывал придорожные папоротники, леса, на камни в порогах. Оставалось только ехать и удивляться всей этой красоте!
Но летние поездки не прошли зря. Все названия и достопримечательности отлично отложились в памяти. И поэтому по пути мне удавалось проводить небольшую экскурсию. Выше «Гегского прорыва» мы увидели большой камень, скатившийся с гор на середину дороги. Немного подумав, решили убрать его к обочине. На вид он был не очень тяжелым, но в итоге, только после того, как из машины вылез Жоз, нам втроем удалось вытолкать камушек на обочину.
Чуть выше места, называемого «Юпшарские ворота», начинается самый сложный участок дороги на озеро. Она идет резко вверх и бодро набирает метры высоты. В прошлую поездку на озеро, еще на «деревянной» «Тойоте» основным положением селектора АКП была цифирка два. Меня этот факт вводил в некоторое смущение, тем более, что вся дорога представляла смесь укатанного снега и льда, но желание попасть на Рицу зимой было сильнее.
Приключения начались в самом начале подъема в виде вставшего посреди дороги седанчика от «Тойоты»: он просто не мог тронуться на таком крутом подъеме. Его пытались сдвинуть УАЗиком-буханкой. Безуспешно. Последний сам мог с трудом тронуться вверх. Проблема разрешилась с появлением «Нивы», которая все-таки взяла седан на буксир и потащила в гору.
Тронуться с первого раза и нам не удалось, но от идеи решили не отказываться. Желание посетить озеро было сильным, поэтому съехав на рыхлый снег, мы смогли повторить попытку более успешно.
Поехали. Ощущения непередаваемые! Едешь вверх, с одной стороны, все хорошо, машина едет, в букс не срывается, но понимаешь, что если встанешь, вряд ли уже поедешь. Особенно хорошо ощущаешь это на крутых поворотах дороги. Машина идет буквально в натяг, кажется, что вот-вот колеса начнут буксовать. Как же в этот момент хотелось 4ВД, на которые я пожалел 1 000 долларов, когда делал ставки на это авто.
Стоило только подобрать скоростной режим и войти в ритм, как мы заметили тот самый УАЗик, который не мог нормально тронуться внизу. Это ведро, периодически буксуя то задними, то передними колесами медленно ползло вверх! Участок был с постоянным подъемом и сделать остановку для того, чтобы отпустить его подальше, возможности не было. Пришлось снизить скорость до минимума и надеятся только на резину и инженеров «Хонды». Ни те, ни другие не подвели. Наш басик успешно плелся в хвосте УАЗа около одного километра. И смог доехать до относительно ровного места, где мы смогли остановиться на 10 минут, немного перевести дух и успокоится. Дождавшись пока УАЗ уедет подальше, поехали и мы. Сразу за местом передышки, дорога стала более пологой, и не проехав даже пары километров, мы въехали на площадку перед озером Рица.
Озеро было безлюдно. Все окрестности покрыты толстым слоем снега. Выйдя из «Мобилки», сразу почувствовали мороз, температура опустилась значительно ниже нуля, но это мало кого остановило от прогулок по набережной и фотосессии.
Погуляв около получаса вдоль Рицы, зайдя в местную кафешку, мы поехали обратно. От идеи посетить дачу Сталина и медовые водопады пришлось отказаться, световой день подходил к концу, а оказаться ночью на ледяном серпантине никто не хотел. Решение оказалось удачным. На спуске оказалось много мест, которые мы не успели отснять при подъеме, в том числе и голубое озеро, добраться до которого удалось уже в сумерках.
Новый Афон и мыс Пицунда
Следующим утром, после завтрака, решили отправиться в Новый Афон. Сбор был назначен через 20 минут около машины, после чего все разошлись по своим комнатам. Но к удивлению через двадцать минут возле машины встретились только четверо. «Пыж» и Жоз с подругой пропали. Связаться с ними по мобильнику и выяснить, куда они делись, не получилось. Честно подождав их на пляже около 15 минут, мы сели в машину и поехали в Новый Афон. Вечером Жоз прояснил возникший конфуз. Оказалось, что выходя с кухни утром, он всем заявил, о своем намерении поискать шиномонтажку, но, видимо, так громко, что его никто не услышал.
Посещение Новоафонских пещер было решено отложить, потому что мы с Дашей были там в 2007, а Миша с Алей годом ранее. Поэтому сразу поехали в монастырь. Там же купили около шести кило мандаринов по пятнадцать рублей. Попробовали местное вино.
Теперь хочется дать совет.
В Абхазии вина продается в разы больше того количества, которое можно приготовить из местного винограда, поэтому приобретать его рекомендуется только у проверенных продавцов или брать вино с завода. Даже то, что при дегустации кажется вкусным, через некоторое время имеет свойство превращаться в отвратительную гадость. Этот же совет можно отнести и к другим алкогольным напиткам.
В каждую мою поездку обязательно находился кто-то, кто покупал в Абхазии вино, чачу или медовуху, которая потом оказывалась дрянью.
Сразу после монастыря, поехали на следующий пункт нашей культурной программы — мыс Пицунда. На трассе мы притормозили возле дома, где стояла ветка с насаженным на нее мандарином. От дома до трассы было не больше сотни метров. Оставив жен в машине, мы пошли узнавать о возможности купить мандаринов. Мандарины продавались по десять рублей за мелкие или по пятнадцать за крупные. Цена нас устроила и мы прошли в комнату, где они хранились. Думаю, многие видели, как хранят в подвалах картошку? Песчаный пол, разделенный на отсеки деревянными перегородками высотой около метра. Здесь все было так же, только вместо картошки — мандарины.
Набрав четыре огромных пакета-майки мандаринов, которые потянули в денежном эквиваленте на 1 000 рублей, мы начали их выносить на улицу. К моменту моего выхода с последней партией мандаринов из дома, я увидел Алю и Дашу, стоящих около входа.
Теперь хочется предупредить всех, кто решился ехать в Абхазию на автомобиле.
Оставлять последний без присмотра на временной отрезок, превышающий 2-3 минуты, КАТЕГОРИЧЕСКИ, не рекомендуется, что в горах, что на трассе, что в городе. Как показывает практика, как раз это время требуется для того, чтобы рядом с вашим автомобилем материализовалось еще одно, а вместе с ним и незнакомые люди. Угонять машину, скорее всего, не будут, а вот изъять «лишние вещи» из салона или, по крайней мере, проверить их наличие там методом открывания незакрытой двери или удаления закрытого стекла (подручным предметом), могут. Это не шутка! Прецеденты происходили неоднократно. Будьте осторожны, дабы не испортить себе отдых.
Это я знал. Поэтому, как только выяснил, что тут они находятся уже минут пять, очень быстро направился к брошенному на трассе авто. И не удивился, увидев грязный ТАЗ21099 и двух человек возле нашего авто. Хлопцы с интересом изучали что-то вокруг него. При виде меня интерес их мгновенно испарился, и сев в свой авто они поехали дальше. Доки и фотоаппарат, заботливо оставленные женой на переднем сиденье, остались нетронутыми.
В то время пока я охранял автомобиль, Мише пришлось отдуваться за двоих, пробуя хозяйскую чачу. Отпускать без угощения гостей хозяева не хотели.
От основной трассы до пляжа в Пицунде порядка пятнадцати километров. Дорога проходит мимо старых зданий, лугов и тенистых алей. Летом это чрезвычайно красиво! Зимой зелень более тусклая, но все равно красота этих мест не пропадает, хотя уже не такая яркая.
Погуляв по пляжу, сфотографировав прибой и морскую утку, мы поехали домой, куда вернулись уже в сумерках. Жозу было рассказано про местные мандарины, на что он ответил, что не собирается, как дурак, тащить мандарины через таможню, а купит их в Адлере, пусть даже стоить они там будут по двадцать пять рублей. Забегая немного вперед скажу, что мандаринов Жоз так и не купил. В Адлере их ему предложили за 45, а тот запас, который был у нас разошелся по родственникам быстрее, чем Жоз до него успел добрался. Немного отдохнув от поездок и приготовив шашлык, мы устроили прощальный ужин в каминной комнате.
Гора Ахун
Утром, простившись с хозяином дома, мы поехали домой. В планах было посетить гору Ахун, находящуюся возле Сочи, ехать всю ночь и к утру уже приехать домой. Жоз с Наташей не планировали ехать всю ночь, а хотели останавливаться на ночлег, поэтому выезжать собирались позднее.
По пути к таможне было обнаружена куча продавцов мандаринов. В то время мы думали, что у нас их очень много и больше ничего не докупали. Прохождение таможни заняло больше часа. Выехав с нее и посмотрев на время, решили, что съездить на Ахун время еще есть. И поехали. Дождь, начавшийся еще перед таможней, никого не смутил.
Перед началом подъема на гору дождь заметно усилился, но дождь — не снег, и без особых опасений я направил авто вверх. Не успев проехать и пару сотен метров по серпантину, мы догнали большой пассажирский автобус с ростовскими номерами. Автобус с огромным трудом вписывался в повороты на скользкой дороге, и внушал мне этим некоторые опасения.
Тем временем, чем выше мы оказывались, тем больше дождь преображался. Сначала белыми стали деревья, затем обочины, а затем и дорога. К тому моменту, когда была замечена ровная и широкая площадка на обочине, везде лежал толстый слой мокрого снега. На площадке сделали остановку. Постояли несколько минут, дабы дать возможность автобусу уехать подальше, после чего путь вверх был продолжен.
Но до вершины добраться так и не удалось, когда до нее оставалось около 2-3 км пути, на дороге возник затор. Возглавил его «KIA Sportag», надежно застрявший в одном из поворотов.
Выйдя из авто и осмотревшись, поймал себя на мысли, что поездку на Ахун стоит отложить до лучших времен. Остальные, похоже, думали так же. Тем временем снизу подъезжали автомобили, большинство водителей, подъехавших снизу, быстро пришли к аналогичному решению и все дружно начали разворачиваться. А дабы затор не рос, вниз были отправлены жены с задачей останавливать, всех, кто едет вверх.
К тому моменту, когда нам удалось развернуть «Мобилку» и помочь развернуть авто остальным желающим, парой поворотов ниже был практически долеплен снеговик. А так же рассказано, что большая часть остановленных машин была развернута обратно. Снеговика долепили, сфотографировали и поехали обратно к трассе. Хотя в дальнейшем, общим мнением было постановлено, что снежная задница в том месте смотрелась бы актуальнее.
На трассе от зимы не осталось и следа. Погода больше напоминала раннюю осень, но чем дальше мы уезжали от Сочи, тем больше погода становилась зимней. Температура падала, дождевые капли превращались в белых мух, а деревья на обочине из зеленых становились белыми. Уже при выезде из Джубги машина начала приобретать формы огромной сосульки.
На следующий день мы узнали, что всего через несколько часов после нашего отъезда, серпантин от Сочи до Джубги был перекрыт из-за мощного снегопада.
Но не мотря на эти холода с наступлением темноты на дорогах вновь появился туман, о котором я писал в начале.
Доблестные работники ГИБДД вновь не проявили к нам повышенного интереса. Остановили пару раз исключительно для того, чтобы узнать, нет ли на обочине вставших фур и насколько скользкая трасса.
В Волгоград добрались рано утром. Распрощались и поехали по домам отдыхать. Не знаю как остальные, но встретить 2010 в Абхазии мы с женой были бы не против!
Изначально статься публиковалась мной на сайте http://antivaz.ru