|
1) Май 2007 года, Москва — Хельсинки — Ханко — Москва на Mazda Demio
Идея этого маленького путешествия родилась из идеи привезти Mazda Demio 400, купленную с аукциона в Японии через Финляндию:). Так как машина была не моя и я ехал «вторым пилотом», то точно не скажу, было через Финляндию дешевле, надежнее или и то, и другое. Впрочем в 2009 году по известным причинам это уже неважно:(.
Поезд «Лев Толстой» привез нас из Москвы в Хельсинки, и на следующий день мы отправились в Ханко за нашей «Рыжей бестией»:).
(Фото «Мазды» еще в Японском порту)
Практически все пространство вокруг порта Ханко - это поля из машин. Представитель одной из фирм сказал, что все это для России, хотя мне не верилось. Передать такое количество автомобилей, сконцентрированных в одном месте, довольно непросто…
Перегоняют машины по порту (по стоянкам, видимо, простые финские девушки:). На дорогах кажется, что автовозов больше, чем обычных фур. На стоянке рядом с портом российские автовозы готовятся к выезду на Родину.
Кстати, видел автовоз с «Ламборджини» и «Бэнтли». Рисковый мужик был за рулем, а может суперпрофи, т.к. я бы с несколькими миллионами евро по Новгородской области так автовоз не вел:).
Отдельного описания заслуживает природа этих мест, но сильно не бейте за количество и качество фото, второе путешествие будет более информативным.
Во время войны в Ханко шли бои. Несмотря на то, что финны были нашими противниками, они чисто по-фински, т.е. бережно, хранят память об этой части истории и в отличии от прибалтов, не пытаются ни обелять, ни очернять историю и себя в ней.
2) Июль 2008, Москва — Петергоф — Турку — Тампере — Выборг — Москва на Nissan Qashqai
Маршрут поездки был спланирован так, чтобы посмотреть максимум, учитывая возможность мобильно передвигаться:
Москва — Петергоф (1 ночь) — Турку (2 дня, 3 ночи) — Тампере — Выборг (1 ночь) — Москва.
Подготовка
Собственно, особой подготовки не требовалось. Визы оформляли сами (35 евро/чел и две недели ожидания), гринкард (ОСАГО на машину) и мед.страховки сделал в своей страховой за десять минут и примерно 1 500 руб. Гостиницы бронировали по e-mail и по телефону примерно за полтора месяца до поездки.
Ехали двумя семейными парами плюс «тётя» в навигаторе:).
Машину особо не готовил, а только:
Петергоф
Первая остановка на пути была выбрана не случайно, т.к. жена ни разу не была в этом замечательном месте и, выехав из Москвы в шесть утра, мы надеялись вечером успеть еще прогуляться по Петергофу.
От Москвы до С-Петербурга доехали за девять часов, из них на остановки потратили в общей сложности час. С проблемой столкнулись, когда попытались с Ленинградского шоссе съехать на КАД в Питере. Навигатор упорно вел нас через центр города, куда мы по причине пробок не очень хотели соваться. Сказав навигатору: «Сама туда езжай!», мы начали искать съезд на внутреннюю сторону КАД, но …. его к нашему удивлению нет. Выехали на внешнюю сторону КАД и прокатились сначала километров пять в поисках ближайшей развязки и потом еще километра два-три длился съезд-серпантин!
Как мы ругали съезды и въезды на ТТК в Москве, но у питерских проектировщиков мышление гораздо креативнее и денег на строительство, видимо, тоже гораздо больше:). В конце концов, мы смирились с тем, что нужно ехать через город и полностью положились на навигатор.
В Петергофе мы остановились в пансионате «Знаменка». Это некогда красивейшая усадьба на берегу залива и ныне являет собой сочетание былого аристократического лоска с примесью советского реализма.
Усадьба была сильно разрушена в войну и восстановлена кажется в 1968 году, после чего по сей день является пансионатом. Перед главным зданием очень ухоженный парк, но вот только прогулявшись по окрестностям, начинаешь понимать, какая красота тут была раньше. О масштабах разрушений в войну можно судить по еще не восстановленным конюшням. По московским меркам стандартный двухместный номер стоит недорого – 2 500 руб./сутки. Обычные чистенькие номера, где-то с новым ремонтом, где-то нет. Любителям турецких пятизвездочных отелей тут вряд ли понравится, но мы остались довольны и ценой, и возможностью провести ночь в настоящем дворце. На первом этаже расположен уютный недорогой ресторанчик. До дворцово-паркового ансамбля Петергофа примерно 2 км. и можно взять велосипед в прокате.
Красоты Петергофа описывать, наверное, нет смысла, но только жаль, что все закрывается в 19 часов, а фонтаны вообще до 17. В это время можно еще гулять и гулять, наслаждаясь и дворцами и парками и заливом и белыми ночами.
Дорога в Турку
Теперь мы уже полностью полагались на навигатор, и проехав через центр Питера, взяли курс на Выборг и далее в Финляндию.
На пункте пропуска Торфяновка легковых машин было совсем немного, но лучше закладывать в график поездки не менее двух часов на прохождение границы (и туда и обратно) и заполнять декларацию заранее ( говорят, на сайте ГТК можно скачать бланк). Декларацию заполняет только водитель-владелец машины, указывая количество мест багажа не только своего, но и всех спутников. Насколько я понял, помимо машины декларируются предметы дороже 65 000 руб. Финны проверяют паспорта и выборочно машины, поэтому финская таможня занимает минут 10 не более. Пополнять запас бензина лучше на российской территории. Стоимость бензина АИ-95 в России на момент поездки 0,70 euro/литр, в Финляндии 1,55-1,65 euro/литр. Не скажу, что на поведении машины я ощутил разницу в качестве бензина, но вот разница в цене существенна.
О качестве дорог говорить не стоит — и так все понятно, но остановлюсь на другом. Дорожные знаки, разметка, сама организация движения настолько предсказуемы и понятны, что следуешь знакам и сто раз продублированным указателям, и дорога превращается в настоящее удовольствие. Впервые попробовали функцию «круиз-контроль» и активно ей пользовались на длинные расстояния по Финляндии.
По дороге можно отдохнуть, выпить кофе в небольших придорожных кафе.
После Хельсинки все реже и реже попадались машины с российскими номерами. Обратил внимание, что после прошлогодней поездки стало намного меньше автовозов.
Отдельно хочется сказать о том, что дорога переносилась очень легко, и несмотря на напряженный график, никто усталости не чувствовал.
Итак, приехав в Турку и взяв «языка»:) (в Турку есть друзья, которые постоянно проживают в Финляндии), первый вечер, да и последующий день, мы потратили на прогулки по городу, изредка останавливаясь в магазинах (ну с женщинами же ехали:) ) и ресторанах.
Подробно о достопримечательностях рассказывать не буду, кому интересно посмотрите тут: http://www.turkutouring.fi/public/default.aspx?nodeid=8726&culture=ru-RU&contentlan=11
Еще удивился, когда увидел праворульный Nissan Skyline с финскими номерами… Потом еще видели две машины, не помню марки. Все, что говорят наши главные гаишники о том, что в Европе праворульные машины запрещены, мягко говоря, не совсем верно. Кстати, финны относятся к безопасности очень щепетильно и вряд ли повесят номера на опасную машину.
Наантали: Президент и Мумми-тролли
Наантали — это очень красивое курортное местечко на юге Финляндии примерно в 15-ти километрах от Турку. Знаменито тремя достопримечательностями: там селятся богатые финны, там находится летняя резиденция Президента Финляндии и там находится детский парк Мумми-троллей.
Что касается богатых финнов, то в Финляндии разница между богатыми и бедными гораздо меньше чем у нас. Кстати, дома на этой «Финской Ривьере» довольно скромные, но очень ухоженные с любовью и вкусом. О статусе владельцев говорят разве что яхты да кабриолеты. Кстати, по всей Финляндии никаких заборов вокруг домов, ни одного… Везде можно если не свободно проехать, то пройти.
Летняя резиденция Президента Финляндии — это красивейший замок и парк вокруг него. Минимум охраны да и вообще кого-либо видимого:). По пятницам вход в парк свободный. Но мы были в четверг и успели экспромтом на организованную экскурсию на финском языке. Друзья переводили нам рассказы экскурсовода (серьезной дамы, которая сама тянет на президента:) ), но ничего такого очень интересного не рассказывали, разве только интересно будет фанатам цветов и прочей растительности.
Мумми-парк представляет собой остров, соединенный с материком мостом, который одновременно является и причалом для яхт. В этом парке нет аттракционов и, конечно, там будет интересно детям, а еще интересней тем детям, которые читали эту сказку.
Для себя я там отметил следующие интересные моменты:
В Турку мы расположились в одном из лучших и самом оригинальном отеле Финляндии «Park Hotel». Я всегда предпочитаю останавливаться в небольших частных отелях. В таких отелях обычно вкусно кормят, приветливо принимают и создают атмосферу страны пребывания, а не стандартный европейский «дабл». Отель недешевый, но стоит потраченных денег (125 euro/сутки). Кому интересно, можно найти описание отеля в ссылке, которая указана выше.
Наши друзья остановились в «автоматическом» отеле в пяти минутах ходьбы от нас. Интересный отель, о котором тоже стоит написать. Бронируешь по интернету номер, платишь кредиткой, тебе высылают номер комнаты и код доступа в отель и комнату. Всё. Стоит в районе 50 euro/сутки. Номера неплохие в стиле «хайтек». За время пребывания не видели ни одного человека из персонала.
Тампере
По дороге домой так не хотелось уезжать из этой страны, что решили сделать крюк километров в 200 и заехать в город Тампере. Это промышленный город, который расположен между двух озер. Более о нем особо сказать и нечего:). Было жарко, красиво и минимум времени, так что искупаться не успели.
Из покупок продуктов питания в Финляндии рекомендую копченую рыбу, молочные продукты, шоколад и выпечку. В следующий раз обязательно приобретем автомобильный холодильник, т.к. в таком путешествии сумки-холодильника с аккумуляторами холода явно недостаточно, но все-таки рыбку и все остальное доставили в сохранности:).
Выборг
К ночи предпоследнего дня нашего путешествия вернулись-таки на Родину. Адаптироваться обратно в наши реалии можно уже в очереди на таможню:). Адаптация проходит плавно, долго и безболезненно:).
Выборг — это город, в котором я провел 15 лет тому назад полгода, но так толком города и не видел, ибо проходил «курс молодого бойца»:). Собственно, и сейчас времени не было, потому ограничились обзорной экскурсией.
Что я хочу сказать… Вот почему в Питере можно делать эстакады в три километра каждая, а от пунктов пропуска нельзя дороги нормальные протянуть? Дороги Выборга, наверное, последний раз финны ремонтировали, когда город им принадлежал. Позорище, в общем.
Центральная часть города почти ничем не отличается от любого финского старого города, где мы были. Почти — это значит, что у нас это все гораздо более запущено. Видели даже дом, который, видимо, с войны не восстановлен. Но я все-таки удивился, как много осталось довоенных финских домов, хотя с 1939 по 1944 годы город штурмовали несколько раз. Когда я был тут последний раз в 1993 году, Выборг мне казался заграничным городом, и это чувствуется даже сейчас. Надеюсь, что придет время, когда… Ну, в общем, не будем портить впечатления :).
Впечатления о машине и данные по маршруту
Машиной я остался очень доволен. Наверное, ма-а-аленькой такой проблемкой был небольшой багажник на две семьи, но в итоге впихнули всё:).
Надо сказать, что в Финляндии «Кашкаев» довольно много, т.е. машина пользуется популярностью.
На финских дорогах ничего не гремело, не бухало, не стучало и не скрипело:). На наших дорогах претензий особых к подвеске тоже нет. Ямы они и есть ямы, на скорости более плавно реагирует на неровности – в общем ничего плохо сказать нельзя.
Конечные данные и статистика поездки по навигатору: