|
У всех моих путешествий есть определяющая цель. На этот год я запланировал серьезную поездку, но до нее нужно было технику всесторонне проверить. В прошлый раз скутер впервые прошел через испытания, которые для скутера отнюдь не предназначены, но он был только что из Японии. На этот год я запланировал очень серьезную экспедицию, но до этого необходимо было убедиться в надежности техники. Я выбрал непродолжительный тысячекилометровый пробег из Томска в Кузбасс и обратно. Оказалось, что мои опасения были не напрасны, за путешествие случилось четыре серьезные поломки, так что описание этой поездки пришлось назвать «Историей моих поломок».
Поломка первая
Первая поломка случилась уже при выезде из Томска на мосту через Томь. Что-то жутко заскрежетало, и скутер встал. Подъехали двое мальчишек лет 10-ти на скутерах, говорят, что у них есть веревка и они могут отбуксировать меня куда нужно. Ехать на скутере, который тащит на веревке другой мне еще не приходилось, когда представил эту сцену на перегруженных улицах Томска, сразу понял, что если не убьемся, то точно покалечимся. Поблагодарил, но было приятно, что не только автомобилисты помогают друг другу, а и скутеристы. Людям всегда нужно что-то их объединяющее. Русский русскому не всегда поможет, но если появляется между вами какой-то общий интерес, то тогда вы становитесь представителями единой «нации» и отказать уже невозможно.
Скутер починил, но думаю, раз сломался при выезде из города, значит это неспроста. Рядом живет знакомая, недавно вышедшая из больницы, ее чуток покалечили враги народа (занимается спасением деревянного зодчества) — все никак не было времени к ней заехать, теперь понял, что время пришло.
Из-за внеплановых поломок и гостей выехал вновь только после обеда. Перед Новосибирском завернул в поселок Мошково, где проживает известный тракторист-путешественник. Вообще-то он не тракторист, а простой русский мужик и патриот своей страны, но узнав, что в книге рекордов Гинесса до сих пор нет рекорда путешествия на тракторе, купил старенький трактор, подшаманил его и отправился на нем во Владивосток, в результате вошел в Книгу рекордов.
До Новосибирска за день не доехал, пришлось заночевать в кустах на подъезде к капиталистической столице Сибири. Утром покружил по безумному Новосибирску. Никогда не предполагал, что так трудно здесь найти нужное направление. Когда едешь на маршрутке или в метро, все предельно ясно. А тут — жутьки-маточки, пилишь-пилишь и не поймешь где ты. В Новосибе попил чай у главы местного джипинг-клуба, только что вернувшегося из путешествия по Монголии: сначала он 15 лет путешествовал с женой на мотоцикле, потом пересел на автомобиль, сейчас у них огромный джип, одно колесо которого больше моего скутера. На таких машинах сегодня ездят только новые русские, он же оказался простым мужиком, просто для него нет другого смысла в жизни, кроме как путешествовать, и он даже собственную автомобильную фирму создал для этого, чтобы всегда иметь колеса под рукой.
Здесь увидел новое применение для скутера. Ехал молодой мужчина на стандартном скутере, сбоку приторочен костыль, пригляделся — у мужчины нет ноги. Он остановился, снял костыль, к нему подошли жена и маленькая дочка, они ехали в автобусе, а он добирался самостоятельно, чтоб не создавать излишних трудностей семье и не быть объектом жалостливых взглядов. Я где-то читал, что прототипом скутера было как раз инвалидное кресло с моторчиком. Скутер, в котором ноги пассажира не задействованы, действительно идеальное средство передвижения для людей с ограниченными возможностями. Уверен, что в недалеком будущем у нас обязательно начнут производить инвалидные скутера.
Печальные встречи
Переночевал в ста километрах после Новосибирска. Пока устанавливал палатку, из леса вышла косуля, посмотрела на меня равнодушно и опять вошла в лес. Я просто обалдел от такой бестактности.
Были и другие встречи с живностью, например, видел ежика на дороге, как всегда раздавленного. Но для меня это была своеобразная «радость», потому что в Томской области ежиков нет, и я не предполагал, что они могут водиться так близко. Если продолжать животную тему… на Новокузнецкой автостраде, где можно разогнаться и под двести, на обочине увидел нечто похожее на разбросанные большие лоскуты черной мятой бумаги. Присмотрелся — это оказалась расхлестанная вдрызг стая ворон, штук пятнадцать не меньше. Вероятно, стая села на дорогу и, когда возникла опасность, не успела взлететь. В природе ведь нет таких огромных скоростей. Природа — она в этом смысле «дура», она не развивается, не подстраивается под последние достижения науки и техники. Те же ежики никак не могут понять, что если они свернутся, то от колес автомобиля их это не спасет.
Под Юргой приметил кота, который медленно подкрался к краю дороги и стремительно кинулся на ее противоположную сторону, даже не убедившись, есть ли рядом машины, он не понимает этого, для него преодолеть опасность, это как можно быстрее пробежать этот отрезок. Завизжали тормоза, и коту на этот раз повезло.
Другая сцена. Тоже под Юргой. В лесу увидел на дороге очень печальную картину: проскочил на скорости, не поверил своим глазам, вернулся. Так и есть, на обочине лежат лиса-мама и лисенок-подросток. Кто-то несся и, видно, не заметил их. Что тут скажешь?! После таких сцен окончательно не хочется садиться на эти четырехколесные убийцы. Слава богу, на тихоходном скуте трудно кого-то задавить, разве что насекомых да лягушек.
До Прокопьевска доехал без поломок, но зато здесь началось... Уже при подъезде стало поскрипывать переднее колесо. Ну, скрипит и скрипит, ехать-то можно.
Поломка вторая
На Прокопьевской улице мой, до того бесполомный, скут вдруг перестал заводиться, просто пропала искра и все, редко-редко проскакивает, но этого мало. Докатил до старого знакомого, который лет 20 ездит на советских мотоциклах, и мы стали вместе разбирать-собирать, потом подошли еще несколько советчиков. Но мотоциклист он оказывается скутеристу не помощник, ничего-то они не понимают, нужно искать специалиста. Город этот не маленький, но скутеризация населения находится на самом начальном этапе развития. С трудом нашел единственный самопальный скутер-магазин, располагавшийся в частном гараже, где стояло пять скутеров. На мою радость там был и родной такт-24. Хозяин гаража снял с него коммутатор, поставил на мой — скут сразу завелся, погазовал, потом поставил назад мой коммутатор и он стал работать будто ничего и не случилось. И я поехал домой своим ходом прямо-таки осчастливленный.
Поломка третья
О скрежете в колесе мне сказали, что это подшипник. Вскрыл колесо, действительно, подшипник приказал долго жить, а я-то, наивный, думал, что все японское вечно, но, видно, вечно оно только в Японии, а в России все скоро приобретает российское качество. На авторынке нашел его замену. Продавец долго рылся в своем ящике и отыскал советский подшипник, сказав, что советский идентичен японскому.
Еще стали постукивать кольца. Пока их снимал (первый раз), одно сломал. И начались поиски новых колец. Выяснилось, что купить их можно только в соседнем городе, Новокузнецке. Когда прокопчанам нужно что-то дефицитное, они ездят в другой город. В Новокузнецке купил кольца и новый поршень. Вернувшись домой поставил их на скут, и он заработал как новый.
И наконец, перебрав половину скута, заменив все, что можно было, я выехал из многострадального Прокопьевска, но на сей раз покатил через Кемерово. Не люблю ездить старыми дорогами.
Из Прокопьевска назад поехал сельскими дорогами и, хотя продолжительность пути сильно увеличилась, но от такой езды, как правило, времени не замечаешь. Ехал, рассматривал сибирские бесцерковные деревеньки, купался в речках и озерах, так как жара стояла неимоверная и отнюдь не сибирская, а в одном месте, увидел одно из чудес природы — все пространство от горизонта до горизонта было наполнено бабочками-лимонницами. Такого огромного количества этих крылатых бестий я еще никогда не видел, приходилось в буквальном смысле пробиваться сквозь них и если бы не стекло на шлеме, это было бы непросто. Благо, это крылатое нашествие продолжалось километров пять, потом стало редеть и, наконец, сошло на нет.
Заночевал при подъезде к Кемерово, чтобы иметь возможность на следующий день вдоволь поездить по столице Кузбасса. Только молодой водитель может понять удовольствие, которое ты испытываешь, въехав в город на личном транспорте, в город, который ты много раз топтал ступнями своих ног.
Кемерово поразило своей бескультурной ездой. За два часа катаний я побывал, как минимум, в трех предаварийных ситуациях; здешние водители напрочь отказываются принимать скутер за полноценный транспорт, они его даже не замечают, мы с ним здесь даже за людей не считаемся. Пожаловался на это одному знакомому кемеровчанину, тот подтвердил, что в Кемерово очень низкий уровень водительской этики. Значит, в каждом городе она своя? И в Томске или Москве она значительно выше, но я это не замечал, воспринимая как должное. Бедные кемеровские скутеристы, как же они выживают?
Бензин и солнце
Несколько слов о бензине. С ним, родным, на всем маршруте проблем не было, эта часть Сибири хорошо заселена — после революции сюда усиленно экспортировали русский народ, то есть ссылали, а где народ, там и бензин. Трудность с бензином возникла на одном участке, когда выехал из Кемерово не по автостраде, а по местно-поселковой дороге. Больших поселений здесь не намечалось, у меня на карте заправок обозначено на маршруте не было вплоть до Юрги и я струхнул: впереди неизвестность, а у меня полбака, и еще сверху солнце жарит, как будто ты не по Сибири едишь, а по Африке. Одно спасение — скутер обдуваемый со всех сторон. Пока едешь — хорошо, только остановился, сразу состояние близко к ударосолнечному. Я уж и не знаю, как в такую жару в этих железных гробиках на колесиках люди путешествуют и живыми остаются. Если гробик с кондиционером, это еще понять можно, но ведь отечественные традиционно безкондицные. Люди пусть терпят, они и создали эти железяки, а животные почему мучиться должны? На дороге остановилась «Волга»-такси, вышла женщина с водителем, открыли багажник проветриться, проезжая, глянул в него, там бедные поросята воздух свежий ловят, уже и не хрюкают, обессилели совсем — жаркое на медленном огне.
С бензином повезло, в одном из поселков поставили допотопную заправку — я готов был расцеловать ее заправщицу, но из-за решетки это было сложно. Уж очень я не люблю бензин стрелять на дороге, русские люди, конечно, помогут, но отдают бензин всегда как последний.
Правда, один раз мне и в этом путешествии пришлось нарушить свою традицию и все же стрельнуть. Близ Новосибирска понял, что бензина не хватит — не рассчитал, забыл заправиться на последней заправке. Свернул в первое поселение, оказалось, что это зона — в Сибири этого добра хоть отбавляй — колючая проволка, солдаты на вышках, все как обычно. Рядом стоит несколько пятиэтажных хрущевок обслуживающего персонала. Подошел к мужичку, который колдовал у своих «Жигулей». Не отказал, и нам долго пришлось дуть в шлангу, чтоб бензин полился. Его даже затошнило. «После водки бензин плохо пошел» — говорит. Мужичок был по всей видимости из охранников: нос на стороне, лицо мятое-перемятое. Пока мы возились, мимо прошли еще трое охранников, эти были в форме, заступали на службу, поздоровались с моим благодетелем, чуток поговорили, лица такие же: носы у всех на стороне — сразу было видно какой частью тела они зарабатывают себе хлеб на зоне и что достается там не только уголовникам. Значит, демократия пришла и в зоны и бьют теперь не только заключенных, но и охрану.
Я-то думал, что в Сибири одни зоны, а при подъезде к Юрге начинаются бесконечные военные части, растянувшиеся на многие километры. Сначала на пригорке заметил несколько танков, обнесенных колючей проволокой и вокруг ходит скучающий солдатик. И начинаются бесконечные военные части и справа, и слева, надписи, типа, стой, не то стреляю, если попаду.
Поломка пятая
По возвращении в Томск скутер опять крякнул и на сей раз окончательно. Где-то слышал, что транспорт не ломается пока едет, а стоит остановиться и пошло-поехало. Слава богу, что он хотя бы до дома доехал. Я вообще заметил, что скут чаще ломается не в путешествии, когда ты пилишь каждый день и он напряжен до предела, а в городах, где он мучается без дела. Хоть это и странно, но во всем есть своя логика. Поломка оказалась серьезная, более недели я с ней провозился. За неделю поисков неисправностей, когда я как сам, так и с различными помощниками несколько раз разбирал скут, я изучил его устройство еще более досконально, но неисправность нашел только профессионал. Это оказались две маленькие дырочки в проводке. Поломка оказалась настолько незначительной, что мастер отказался от вознаграждения, сказав, что это для него обычная разминка, а с единственного в Томске путешественника он и не может денег брать. Спросил у мастера, путешествовал ли он когда на скутере, ведь при своих знаниях он может хоть вокруг света объехать, говорит, что потому и не путешествует на нем, что отлично знает его. И вообще, кто ремонтирует, тот никогда не путешествует, а кто путешествует, тот не ремонтирует, - подумал я про себя.
Вывод лирический
В скутере очень мало железа, поэтому он должен часто ломаться, хотя я с этим соглашаться не желаю. И если верить Книге рекордов Гинесса, есть человек, который объехал на скутере вокруг земного шара, а значит я могу на нем спокойно ездить на относительно небольшие расстояния, хотя бы в пределах своей страны.
Основной вывод
В результате этой многострадальной поездки я пришел к выводу, что путешествовать на скуте можно и дальше. На вторую половину этого лета у меня намечены грандиозные планы и не хотелось бы где-нибудь в горном Алтае бросать умерший скут на дороге или закапывать его в песок и возвращаться домой одиноким и опечаленным.
Андрей Сотников (www.strannik99.narod.ru)
Почитать другие рассказы Андрея Сотникова на Drom.ru: