|
unlock, как я и обещал, написал свой отчет, верю, что ты его прочтешь. |
Предыстория
Я — менеджер (наверное, не совсем менеджер, но кто-то в этом роде). Работаю в офисе, целый день смотрю на 19-дюймовый монитор, стучу по клавиатуре и вожу по столу мышкой. В жизни меня зовут Михаил, а на Drom.ru — Pifus.
Читать рассказы о перегоне автомобилей с Востока нашей немаленькой страны на Запад я начал давно. Сначала это была пара распечатанных историй, которые мне дал прочесть друг моего отца (выхода в Интернет в те времена у меня не было). Несколько лет спустя я стал посещать раздел «Путешествия» на Drom.ru, а с осени 2007 года сложилось так, что я начал читать абсолютно все отчеты о перегонах, которые публиковались на этом сайте. Среди огромного множества рассказов мне почему-то больше других вспоминается вот эта история 2007-го года о перегоне Toyota Harrier. Наверное, именно после нее я стал подумывать о собственном путешествии.
Немного странно задумывать перегон, живя во Владивостоке… Что и куда гнать, а главное — зачем? Ну, на вопрос «Зачем?» у меня был твердый ответ: хочу. Хочу и все.
Выбор маршрута для собственного перегона был однозначен: Владивосток—Новосибирск. Владивосток — так как я тут работаю и живу, Новосибирск — родина моего отца, там живет моя бабушка, есть куча знакомых. В Новосибирске я уже бывал не раз, но довольно давно — настала пора освежить воспоминания.
Неоднозначным был объект перегона — автомобиль. Заработать денег задачи у меня не было, хотелось просто проехать по «федералке». Свободных финансов тоже нет, значит выбор не велик — либо гнать свой седан, либо взять на реализацию машину у родственников/друзей. К счастью, мой брат, давно собирающийся продать свой Toyota Sprinter Carib, окончательно решил пойти на этот шаг именно к тому времени, когда я уже начал составлять список необходимых для перегона вещей. Так что свою машину я оставил в гараже.
Итак, в перегон отправляется Sprinter Carib 1996 года выпуска, синий цвет, полный привод, двигатель 1,8 л (7A), АКПП. Конструктор (об этом «удачном» нюансе позже :) ).
Экипаж, билеты, сборы
Не знаю, решился бы я ехать в Новосибирск один, но мне этого делать не пришлось, так как в офисе у нас работает мой друг-единомышленник Вячеслав. Слава — байкер с многолетним стажем, имеет опыт путешествия на автомобиле из Владивостока на Байкал и обратно (ездил за год до нашей поездки), но одновременно с этим тоже является представителем многочисленной армии российского офисного планктона. Наверное, лучшего штурмана для перегона я бы и за деньги не нашел :)
Конец апреля 2008 года, мы со Славой идем к боссу и говорим: «Начальник, весна наступила — время офисному планктону отправляться в перегон. Отпуск надо». Босс сказал что-то вроде «ну вы, блин, даете…» и выделил недельный отпуск сразу после майских праздников. То есть у нас есть десять дней: последний рабочий день — 8-го мая, первый рабочий день после отпуска — 19 мая.
В этот же день (или на следующий) мы покупаем билеты на самолет из Новосибирска во Влад (не без помощи начальника, за что ему спасибо). Относительно недорогих билетов в продаже уже не было, остались относительно дорогие — по 14 500 рублей. Взяли два, вылет из Новосиба ночью с 16 на 17 мая — других вариантов попросту не было…
Таким образом, перегон еще не начался, а у нас уже обозначилась главная проблема — сроки. Нам отведено всего 7 полных суток на то, чтобы:
1. Перегнать автомобиль из Владивостока в Новосибирск, то есть преодолеть без малого 6 000 км.
2. Продать автомобиль (о, как же я был наивен, предполагая, что это не составит особого труда).
3. Отдохнуть (отпуск все-таки :) ).
4. Отдохнуть после «отдыха» :)
Собирали вещи в дорогу мы примерно неделею: составляли список, вычеркивали из него ненужное, потихоньку одалживали у друзей-товарищей недостающие вещи. Пожалуй, стоит выделить некоторые пункты из нашей поклажи, которые использовались чаще других:
1. GPS-модуль и атлас дорог. Наиполезнейшие вещи. Особенно ЖыПыЭс.
2. Фотоаппаратура. Я взял обычную цифровую мыльницу, Слава — зеркалку Canon с 4-мя объективами и Бронику (Bronica) с нестандартной пленкой (фотки с нее я не видел до сих пор).
3. PowerBall (кистевой тренажер).
4. Тапочки :)
Вообще, наш список необходимых вещей состоял из 24-х позиций. Мы старались не брать ничего лишнего, так что вещей, думали, будет немного. Более того, Carib — это все-таки универсал, так что вместить должен все. Но увы… По факту нам со Славой достались только передние сидения, все остальное пространство было занято поклажей.
День 1-й (8 мая, четверг)
Времени в обрез, так что ни о каком отдыхе перед дорогой и речи быть не могло. Выезд назначен на вечер сразу после последнего перед отпуском рабочего дня — так мы собирались выиграть немного времени.
Рабочий день прошел как обычно, удалось даже неплохо пообедать.
Днем заехал дружище Димка, известный на форумах Drom.ru как unlock. Он передал форумчанам из Новосибирска два офигенных подарочных набора с японским пивом.
Ну, вот время, наконец, подобралось к шести вечера, пора в путь. На часах — 17:45. Братья по офису, всем пока! :) Выходим на улицу, там дождь — да и ладно, пусть будет дождь. Глянули последний раз на офисное здание, сели в машину и поехали на выезд из города.
На одометре «Кариба» на тот момент было 142 251 км.
Планы на первый день были следующие: накормить себя, накормить машину, добраться до Шмаковки. С первой задачей справились легко — заехали в супермаркет «Парус», накупили свежих булочек и пирожков (начинка из сыра с чесноком — просто фантастика, рекомендую), взяли попить соков и воды, приобрели влажные салфетки (очень удобны в дороге). Заправили машину на заправке НК «Альянс» — примерно 38 литров 92-го на 1 000 рублей — вторая задача закрыта. Ну, и поехали достигать третьей цели…
Часам к восьми вечера тучи разошлись, на небе появилась радуга. Красота.
Штурман — Вячеслав — в нашей команде занимался интеллектуальной работой: указывал маршрут, выбирал места для ночевки, записывал пройденные километры, расходы и прочее. Я же тупо рулил, рулил, рулил…
И вот при помощи указаний Славы мы темной ночью добрались в район Шмаковки (за Спасском-Дальним) до какого-то заброшенного лагеря, стоявшего на берегу речки. Там, конечно, красиво, но ночью этому особо не порадуешься. Побродили, подышали свежим воздухом, начали укладываться спать — а это непросто… «Кариб», зараза, маленький, вещей, к сожалению, просто валом, на улице их не оставишь. В итоге мы пришли к следующему расположению койко-мест: я спал на переднем сидении пассажира, откинув спинку кресла и вытянув ноги настолько, насколько это возможно; Слава спал на заднем сидении, закидывая ноги то в багажник, то еще куда-нибудь. Комфорта — ноль. Но спали в большинстве случаев как убитые. Машину ночью глушили лишь в первый раз — в Приморье было относительно тепло. После первой ночевки автомобиль глушился лишь на время принятия пищи в кафе.
Итоги дня (согласно данным с GPS-модуля):
— пройдено 328 км;
— ехали 6 часов, стояли 50 минут;
— средняя скорость 55 км/час (выбирались из города по пробкам), с учетом остановок — 49 км/час.
О фотографиях
Слава — фотограф-любитель. На момент поездки у него с собой была пленочная зеркалка Canon, какой-то странный фотоаппарат фирмы Bronica, несколько объективов, несколько пленок. Всего — две больших сумки с фотоаппаратурой, плюс начальник одолжил нам штатив.
Я — ни разу не фотограф :) С собой взял простую цифровую мыльницу Panasonic TZ1 с 10-кратным зумом.
Фотографии делали на все, что было в арсенале. Славы на фотках почти нет, так как он находился по другую сторону объектива :) Снимки с пленки я потом оцифровал в фотателье, но качество оцифровки мне совсем не понравилось… Но выкладываю то, что получилось.
День 2-й (9 мая, пятница)
Этот День Победы!.. Впрочем, первые несколько часов мы об этом празднике и не вспоминали.
Проснулись рано. Судя по фотографии — в 5 утра, но записано, что стартовали в 6:25. В любом случае, не выспались.
Умылись, поехали. Через 50 км заправили 30 л бензина, после чего сразу же были остановлены на посту ДПС перед (или после) Лесозаводска. ГИБДДшник спросил «Куда ж вы так гоните рано утром?», посмотрел на документы, проверил транзиты и отпустил.
Ближе к 9 утра добрались до Лучегорска, сделали пару снимков местной электростанции и первого в нашем путешествии березового леса. В тот момент я и не думал, что берез а) очень много, б) они меня достанут на третий день пути.
До завтрака мы успели познакомиться с еще одним сотрудником ГИБДД, дело было на очередном КПП. Подъезжаем мы к этому пункту, крупногабаритные (т.е. пузатые) служители дорог в форме стоят в сторонке, курят, нас же останавливает стажер в яркой жилетке с полосатой палкой. «Добрый день! Хыр-быр-фыр, стажер, быр-фыр, документы!» — довольно браво выдал тираду воняющий перегаром блюститель порядка с опухшим лицом. Ну, дал я ему документы, он сначала на них глядел очень смело, затем взгляд его помутнел, и он произнес: «Че-то я ни хрена не понимаю…» Мы улыбнулись, помогли ему найти дату выдачи транзитов, уверили, что аптечка-знак-огнетушитель на месте, после чего ему стало жутко интересно, почем мы собираемся продавать «Кариба» и «Че так дорого?» :) На вопрос «Где здесь приличное кафе?» стажер ничего не смог ответить.
Хотели найти забегаловку поприличнее, но к 10 утра кушать захотелось настолько сильно, что пришлось остановиться в очередной попавшейся. Питаться было весело — мы попали как раз на пересменку дам, которые стоят на кассе и принимают заказы. Мало того, что они очень смешно считают нераспроданный товар, так заступившая на новую смену официантка/кассирша вообще отожгла — прям во время учета открыла банку джин-тоника и, озираясь по сторонам, начала ее жадно потреблять :) Впрочем, пища оказалась очень даже ничего, вкусный омлет я запомнил особенно. Ценник — 350 рублей на двоих.
Кстати, питались мы уже в Хабаровском крае — где-то возле Бикина. В этом же городе мы объезжали по дворам парад, который местные военные устроили в честь Дня Победы. К сожалению, фотографий сделать не получилось, так как проезжающие машины от проводимого действа отгоняли доблестные сотрудники ГИБДД.
В Хабаровск мы добрались к полудню. На въезде отметили обилие новостроя, в центре очень понравились старинные здания.
Все мои друзья, которые бывали в Хабаровске, утверждают, что город очень красивый. Я всего лишь проехал через него, но уже с ними согласен. Надеюсь, что получится побывать здесь подольше.
Выехать из города получилось далеко не с первого раза. ЖыПыЭс у нас собой был не самый современный, можно сказать, устаревший — черно-белый с небольшим экраном, предназначен, прежде всего, для пешеходов-путешественников. Но на нем сохранился трек с 2007 года, когда Слава со своими друзьями ездил на Байкал и обратно, так что верное направление движения до Иркутска он нам подсказывал всегда. Сначала мы долго выбирали подходящую нам одностороннюю улицу в центре Хабары, затем только с третьей (!!!) попытки смогли выехать на мост через Амур. Ну никак меня дорога на него не выводила… В конце концов, я даже правила разметки, по-моему, нарушил, чтобы выбраться на нужное направление.
Счастливый от того, что выбрался, наконец, на мост, наш экипаж был остановлен на КП. Здесь стоит отметить, что «Кариб» был затонирован, а чтобы доблестные ДПСники на этот момент не обращали внимания, мы опускали боковые стекла до упора перед каждой остановкой для проверки. Но уже в Хабаровске наш план дал сбой — упитанный страж закона заметил, что светопропускаемость бокового окна не удовлетворяет требованиям ПДД и, ухмыляясь, произнес: «Тонировка ездить не мешает?», после чего без каких-либо уточнений отнес документы на КП. Я ждал-ждал в очереди, Слава за это время успел сходить в магазин за чипсами, забраться на холм и осмотреть окрестности, но мне штраф так никто и не начинал писать. Все были заняты тем, что решали, как наказать другого бедолагу, который, согласно документам, ехал на обычном грузовике, а этот грузовик, по факту, был оборудован краном. А документов на кран не было потому, что кран не фунционировал абсолютно, просто был то ли установлен, то ли в кузове лежал :) Вот они и бегали туда-сюда… Прождав полчаса, я сказал ГАИшнику, чтобы он отдал документы, а сам пошел и содрал с окон тонировку. Отдавая мне права, страж радостно ухмылялся и сказал что-то надменное и противное, уже не помню что — впрочем, Аллах ему судья :)
Залили в бак 35 литров, погнали дальше.
Далее начался, пожалуй, самый лучший участок всего нашего перегона. Дорога была идеальна (по большей части), машин практически не встречалось. Мы ехали по свежему асфальту, оставив в стороне Биробиджан. Причем, год назад Слава был вынужден ехать через город — новой дороги еще не было. Очень часто ЖэПэЭс показывал, что прошлогодний трек проходит не там, где едем мы: старая дорога была видна с трассы, а иногда новый асфальт просто «перерезал» предыдущий тракт.
В общем, асфальт казался идеальным. Также только положительные эмоции вызывало все, что сопутствует трассе — остановки, бордюры, отбойники, водостоки, лестницы, перекрестки. Все сделано симпатично, на мой взгляд — добротно. Пересчитывая болты на погонном метре отбойника, я с ужасом прикинул, сколько сил и сколько денег было закопано, выкопано, засыпано, вкручено на этой трассе. И не сосчитаешь :)
Поели очередной раз мы в какой-то столовой на строящемся участке трассы. Слава долго рассказывал, как они классно в ней питались в прошлом году, но меня она полностью разочаровала: потратив 280 рублей, мы получили какую-то неприятную тяжесть в желудках. Хорошо хоть, что тяжесть была калорийна…
Прошли поворот на Облучье (+35 литров в бак), добрались до знаменитой стелы «Москва-Владивосток».
В этот день мы начали сложный этап перегона, то есть добрались до первой грунтовки и преодолели небольшой ее участок (хотя первым подобным участком я бы назвал несколько километров грунта по дороге в Хабаровск — они мне показались ужаснее всех остальных дорог, так как я раньше и не знал, что трасса Влад-Хабаровск не вся из асфальта). Практически не останавливались мы до 2:00 ночи: проехали стороной Белогорск (+28 литров в бак), заночевали в районе Шимановска.
Последним участком за этот день стал отрезок грунтовой дороги, на который нас вывел навигатор, проигнорировавший знак «Объезд». Мы ехали и опасались, что дорога закончится тупиком, но закончилась она новым путепроводом и асфальтовым покрытием, так что, успокоившись и отъехав с основной трассы, мы вырубились.
Итоги дня:
— пройдено 1 240 км;
— ехали 16:20, стояли 2:40;
— средняя скорость 75 км/час, с учетом стоянок 65 км/час.
О ночевках
Многие перегонщики предпочитают ночевать возле заправок или кафешек. Мы — не перегонщики, а путешественники, поэтому для сна выбирали места поинтересней и побезлюдней, если это было возможно. Иногда места стоянки совпадали с теми, где Слава и компания останавливались в прошлом году, но в большинстве случаев они определялись степенью усталости и наличием сворота с трассы.
Ночевать в машине плохо. Возможно, если бы у нас был огромный минивэн, то место для сна удалось бы найти, но в небольшом универсале его попросту нет. Отличный выход — брать с собой палатку, надувной матрас и спальный мешок, но в мае это не очень работает — холодно, да и времени на разбивание/сворачивание лагеря у нас не было.
Ну, а для сна в машине в холодное время года нужно не выключать двигатель и печку, укрыться одеялом и очень сильно хотеть спать :)
Спали мы примерно по 5 часов в сутки. Слава похрапывал и во время дороги, мне это тоже удавалось, когда он меня сменял. Но так как Вячеслав — байкер, а не автомобилист, у штурвала он был только пару раз…
Кстати, стоит отметить, что четверо из шести суток нашего путешествия у нас состояли не из 24 часов, а из 25, так как ехали мы на Запад и пересекли четыре часовых пояса.
День 3-й (10 мая, суббота)
Проснулись мы в 6:00 по местному времени (один часовой пояс позади).
Ложились спать мы на границе грунтовки и асфальта, так что по утру нас ожидало довольно комфортное передвижение.
Но счастье было недолгим :)
Превед, федералко!
К 8:00 мы уже познакомились с процессом отсыпки грунта.
В 9:00 заправили на «Альянсе» 35 литров 92-го (если не ошибаюсь, этот «Альянс» оказался последним на трассе). АЗС была под охраной двух церберов :)
В 9:20 началось… «Чо? Чо? Опа ни фига…» Однако, прокол! На хорошей грунтовке порвалось левое заднее колесо. Внешний осмотр показал, что восстановлению оно не подлежит… :( Ну что, достаем домкрат, считаем запаски.
Всего с собой у нас было 8 колес. Много? Нет, мало! Перед выездом «Кариб» было оборудован четырьмя летними безкамерками 185/65 R14, с собой я взял четыре зимние колеса 195/65 R14.
Полностью потеряв левое заднее колесо, я решил переобуть машину в «зиму». Снимая правое переднее, обнаруживаю на нем огромную грыжу. То есть у нас остается только два летних колеса, остальные можно выбрасывать (я этого почему-то не сделал). Ну, думаю, хоть зимняя резина хорошая, не должна подвести: протектор еще большой, давление в ней нормальное. В общем, едем дальше.
Мчимся мы по «федералке», загребая всеми колесами, и тут нас обгоняет отечественное чудо номер семь цвета «Баклажан»!
Подивились мы этому делу, поехали дальше. Прибыв на место для отдыха суровых перегонщиков — стоянки с парой харчевен, мы обнаруживаем «Баклажана» там :)
Харчевни на выбор было две (а может даже и три, точно не помню). Сначала зашли в «Русскую кухню» — там было много народу, пищу принимающего, и много людей, ожидающих заказа. Ждать не хотелось, поэтому мы пошли в таверну «Восход». Там не было вообще никого, даже приемщицы заказов. По идее, это не есть хороший знак, если в соседнем «кафе» народу тьма, а здесь пусто, но кушать очень хотелось. Опасения оказались напрасны — обед был хорош (-280 рублей).
Набив себя калориями, помчались дальше. Мчали «Кариба» по грунтовке. Что сказать про грунтовку? Да нечего. Дорога как дорога. Если размыта дождями, то это ужас и кошмар, если недавно отсыпана и прогрейдирована — то вполне сносна. Машину я особо не берег, поэтому ехал 90 км/час там, где дорога это позволяла. Правда, некоторые участки были настолько разбиты, что и 40 км/час на них казались запредельной скоростью. Как сказал Слава, нам очень повезло с качеством дороги — в 2007 году они ехали по более плохой дороге.
Проходим повороты на Ерофея Павловича (+30 литров в бак), на Семиозерный (+15 литров в бак).
Где-то в 16:40 «федералка» привела нас в интересное место. Строящаяся дорога взбирается на сопку, вокруг сухой лес из хвойных и берез. Вдоль дороги повсюду валялись огромные камни, на самой трассе полным-полно мелких и острых камней. Проносящиеся машины пылят и осыпают камнями, но когда вокруг никого — полнейшая тишина…
Красота красотой, но острые камни на дороге ничего хорошего не сулят — мы снова пробиваем левое заднее колесо. Снова «насмерть». А незадолго до этого момента в багажнике от трения «умирает» колесо с грыжей… И в итоге у нас 3 зимних колеса побольше, 2 летних колеса поменьше. А «Кариб» — с постоянным полным приводом. Так что я, ругая себя за собственную тупость, оставляю спереди зимние колесики, назад ставлю летние, машина получает разный размер шин на осях, а это для 4WD — зло. Но выбора нет, едем дальше. (К концу поездки в «Карибе» начала выходить из строя какая-то часть трансмиссии — при переключениях чувствовали ощутимые толчки.)
Едем через сопки. В 17:15 мы забираемся на полосу для торможения грузовиков. Это такие огромные насыпи, сделанные возле затяжных спусков. На эти насыпи ведет дорога, оканчивающаяся кучей песка. По идее, на такие сооружения должны заезжать грузовики и другие машины, у которых отказывают тормоза. Но вот завернуть на узкую дорожку, как мне кажется, огроменной фуре будет непросто…
Вид с верхушки полосы просто восхитителен.
Чуть дальше дорога из довольно крупной грунтовки превратилась в какое-то глиняно-песчаное направление. Цивилизацией здесь и не пахнет :)
Ближе к вечеру мы совершаем ошибку, то есть следуем указателям для объезда. Не знаю как сейчас, не знаю, как было раньше, но весной 2008 года при виде указателя «Объезд» или «Проезд запрещен» надо просто не обращать на них внимания. Ранее мы уже сокращали приличное расстояние таким образом (правильность выбора нам тогда еще подтвердил ЖыПыЭс), а вот на этот раз, почему-то, испугались грейдеров и огромных катков и свернули…
Зато увидели легендарные поселки Ключевский и Давенда. Эти почти заброшенные населенные пункты еще пару лет назад были одним из самых запоминающихся моментов на трассе Чита-Хабаровск, но уже в этом году, вероятно, ни один из перегонщиков туда не завернет, а основная трасса проходит мимо. Можно сказать, что в чем-то нам повезло. Грустно смотреть на умирающие села, но жутко интересно. Увидели мы и детей, которые за еду указывают направление на выезд, но выглядели они все сытыми, да и одеты были хорошо.
Фотографиями не передать ту гнетущую атмосферу, которая была в вечернем Ключевском…
Вроде как в районе Давенды когда-то был горно-обогатительный комбинат — возле поселка множество огромных куч отработанной горной породы. Но сейчас там практически нет жизни — из работающей техники мы видели лишь старый УАЗик «Таблетку». Зато есть много заброшенных домов.
Выбравшись на основную трассу, мы увидели ребят-перегонщиков, которые вместе с нами кружились на этой объездной дороге. Они стояли и смотрели, как лихо другие автомобилисты мчат по короткому пути — строящейся трассе, лавируя между грузовиков и спецтехники. Мы приостановились, спросили: «Блин, неужели не надо было ехать через эти села?..», «Да капец», — последовал ответ.
Проваливаясь в сон, мы дотянули до Черной речки (не знаю, как она именно называется, но Слава ее помнил по 2007 году). Умудрившись спуститься по ужасной дороге к воде, мы умылись и легли спать, поставив «Кариб» на каменистом берегу.
Это был самый интересный и сложный день за всю поездку. Ради него, в общем-то, и ехали.
Итоги дня:
— пройдено 885 км;
— ехали 14:05, стояли 3:20 (шиномотнаж, фотосессии);
— средняя скорость 63 км/час, с учетом остановок 51 км/час.
Немного о дороге и машине
Поделюсь парой впечатлений о пройденном пути.
Я люблю ездить. В сон меня сильно не клонит: я спал по 5-6 часов в день, а остальное время рулил с небольшими остановками.
Асфальт — тут все проще простого. Держишь удобную скорость (у «Кариба» это не более 120 км/час, желательно около 100 км/час), смотришь по сторонам. На Востоке постов ГИБДД и засад мало: за все время словил лишь штраф за небольшое превышение в Хабаровском крае. В общем, рули на здоровье.
Грунтовка посложнее, но тоже не беда. Здесь важный аспект — отношение к машине. Если гнать свою машину, на которой в будущем придется ездить самому, то можно все проклясть, пытаясь ехать в щадящем режиме. Я же ехал на авто, которое намеревался продать за те деньги, которые за него предложат, поэтому ни о ходовой, ни о трансмиссии, ни о кузове я не заботился. Даже оклеивать машину не стал (в итоге краска повреждена только на передних частях задних колесных арок, больше никаких сколов и царапин). Первые пойманные ямы меня просто убивали. «Ба-бах!», и сердце сжимается. Но где-то на 20-м «ба-бахе» я успокоился, привык. В конце концов, машина — это просто механизм, хотя некоторые думают по-другому.
Так что я гнал по грунту с безопасной скоростью, погодные условия (дождя на «федералке» не было ни разу) позволяли безбоязненно входить в любые повороты. Часто пробивало стойки на ямах, на въезде/выезде с моста — неприятно, но жить можно.
Чтобы за рулем не спать, я беседовал со Славой, слушал музыку при помощи FM-тюнера, крутил PowerBall, глазел по сторонам. Несмотря на то, что дорога очень увлекательна, ехать один я бы не хотел. Со штурманом многократно веселее и интереснее. Славо, превед ;)
День 4-й (11 мая, воскресенье)
6 утра местного времени. Пора вставать. Вываливаюсь наружу, ковыляю до речки, чищу зубы… Холодно, невыносимо холодно… А во Владике в середине мая уже тепло, можно загорать… Но спать и мечтать времени нет, впереди еще куча километров.
Как писал один из перегонщиков, «завтрак нужно заработать!». В этот воскресный день мы его заработали где-то за час пути, остановившись поесть блинчиков в сонной забегаловке.
Оказалось, что вчера мы преодолели почти всю «федералку», через пару часов нас ждал Чернышевск. А Чернышевск, как известно всем путешественникам, проехавшим по трассе Чита-Хабаровск, — это первый асфальт после тысячи километров грунта.
Долгожданное событие — встреча с асфальтом — состоялось в 9:30 утра. Вышли, пофотались.
Асфальтовое покрытие идеально. Можно гнать на кольцевом мотоцикле со скоростью под 300 км/час, не боясь налететь на выбоину. Но недолго музыка играла… Пропал асфальт, появилась какая-то проселочная дорога. А вдоль этой дороги зачастую находилась еще и колея, состояние которой было лучше, так что по ней мы и ехали.
Пропустив АЗС возле Чернышевска, на почти пустом баке дотянули до живописной заправки. Кругом пологие холмы, деревьев мало, а возле этой АЗС пара зданий, несколько псов и трактор. Оазис.
Закинули 20 литров в бак, помчались. Через три часа добавили еще 20 л туда же. По сторонам глядели, но остановок и привалов не делали, так как нас ждала Чита, а там — душ и домашняя еда :) Показав ГАИшникам на въезде в город запыленный багажник с кучей пробитых колес, мы устремились на поиски нужной нам улицы. Поплутали, поискали подъезд и тра-та-та-там-та-та! Мы дома у Лидки :)
Лидка — это супер-человек. Слава познакомился с ней на одном из байкерских фестивалей, после чего постоянно поддерживал отношения через Интернет. После встречи нам был предоставлен душ (зачот!), куча еды (мега-зачот!), Интернет (всем привет, я жив!) и диван с телеком для релаксации после объедания… Лида, спасибо огроменное, все было супер!
Отдыхали мы часа 2-3. Потом подъехали знакомые Лидки, проводили нас до выезда из Читы, и снова понеслась дорога перед глазами…
После Читы делали паузу на каком-то озере, а затем на одной из сопок остановились, чтобы сделать пару фотографий.
Заправив 30 литров 92-го возле поворота на село Улеты, мы погнали неунывающего «Кариба» вперед. Я очень хотел добраться в тот день до поворота на Улан-Удэ, но штурман не верил в успех этой затеи и оказался прав.
Увы, но бурятских поз мне отведать не удалось… До Читы мы не ели, так как ждали вкусной домашней еды, а после нам очень долго не хотелось есть вообще… Куча позных осталось за бортом :( Проголодались мы после 22:00, но к этому времени придорожные забегаловки уже позакрывались. В итоге лишь в 1:00 ночи в селе Мухоршибирь мы купили нарезку из бекона, вроде шоколадку и пару сырков, что и стало нашим ужином. В этом же селе были закуплены 30 литров бензина и газета «Мухоршибирский вестник», которую я с гордостью храню по сей день :)
Не доехав пару десятков километров до моста через Селенгу, экипаж свернул на дорогу, ведущую в горы, и заснул.
Итоги дня:
— пройдено 1 120 км;
— ехали 14:20, стояли 2:00 (в Чите ЖыПыЭс был выключен, часы не тикали);
— средняя скорость 78 км/час, с учетом остановок 69 км/час.
О харчевнях
Вы брезгливы? У Вас чувствительный желудок? Вы любите чистоту и сервис? Тогда придорожные кафе не для Вас :)
Я же на все вышеперечисленные вопросы отвечаю «Нет», поэтому без тени страха и сомнений посетил множество как неплохих кафе, так и откровенных харчевен. Пища автопутешественников и перегонщиков в придорожных забегаловках проста и однообразная. Главное блюдо — это борщ :) Я его не люблю, но Слава не раз оценил эту живительную бодягу в заведениях самого разного уровня. Остальные блюда могут варьироваться, но практически везде можно найти яичницу глазунью, жареную колбасу и, конечно же, блинчики :) Хотите мясного блюда? Можно взять свиную поджарку с гречкой, а можно рискнуть и выбрать котлету. Мой вердикт — есть можно!
Самые «скромные» заведения находятся там, где нет асфальта. Выбор блюд в них минимален, сервис отсутствует. В одном «кафе» нам подали обед на посуде из поливинилхлорида (если я не ошибаюсь), то есть из того материала, из которого давным-давно ничего не делают, ибо он со временем становится ядовит… В другом человек 20 голодных мужиков ждали, пока обслуживающий персонал отпразднует день рождения одной из сотрудниц — абсолютно все дамы забили на работу болт и пьянствовали прямо в зале, а перегонщики на них смотрели. Романтика :)
Вблизи крупных городов забегаловки приличнее, но качество растет медленнее цен :)
Мне, как представителю офисного планктона не самого высокого ранга, еда в большинстве случаев нравилась. Слава тоже не жаловался, а временами даже восторгался кулинарными творениями сибирских и забайкальских поваров.
День 5-й (12 мая, понедельник)
Проснулись до рассвета, в 6:00. «Умылись из бутылочки» (© перегон из Владивостока в Шадринск), и в путь :)
Солнце еще не взошло, а мы уже пересекли мост через Селенгу и взобрались на так называемое «шаманское место». Я уже и не помню никаких подробностей о том, почему оно появилось, зато помню деревянные столбы, расписанные камни и череп лошади.
Планы на день следующие: 1. Поесть. 2. Встретиться с другом после Иркутска. 3. Ехать, ехать и еще раз ехать!
Очень хотелось позавтракать на берегу Байкала, но сделать этого, не зная окрестностей, не получилось. Поэтому остановились в одном из кафе, где мне, помимо прочего, предложили поесть поз из полуфабрикатов :( Блин, ну хочется же нормальных, настоящих поз! Столько о них читал восторженных отзывов, а тут все никак не везет…
Покушали, помчались дальше. В Слюдянке посетили местную АЗС, где кроме 36 литров топлива приобрели различной снеди в дорогу. Впереди серпантин.
Всю первую половину дня мы взбирались в гору, затем спускались с нее. По сторонам все было красиво, временами выглядывал Байкал, если не ошибаюсь, то виднелась какая-то горнолыжная трасса, закрытая на лето… Дороги не идеальны, местами отсутствуют, а кое-где строятся. На одном из перевалов на отсыпанной щебнем дороге буксовала фура — ребята в ярких жилетках даже останавливали машины, чтобы дать ей возможность выбраться.
Около часу дня мы уже были в Иркутске. В центр мы, естественно, не заезжали, но в пробках постоять успели.
Проехав по окраинам города, мы помчались дальше. На недорогой заправке залили 17 литров топлива, после чего остановились в каком-то неплохом кафе, где нас ждал Андрей (Running with Scissors).
Кушать сильно не хотелось, поэтому мы просто попили чайку с пирожными, поздравили Андрея с Днем Рождения, обсудили дальнейшую дорогу, да и отправились в путь. Андрюха, рад был пообщаться без помощи Интернета ;)
Часам к шести вечера за руль сел Слава, и начался дождь. Мне же удалось немного поспать.
«Федералка» перед Читой не заканчивается… Перед Тулуном (если я ничего не путаю) тоже есть большой участок грунтовой дороги. Но именно на грунтовке встречаются самые интересные места: посреди одного из сел мы решили остановиться на ужин в закусочной «Мария». Это был лучший выбор за всю поездку.
Внутри — чистота и порядок, выбор в меню радует глаз, обслуживающий персонал — сибирские красавицы. Заказали по полному набору блюд, остались очень довольны. Вячеслав даже не поленился и оставил отзыв в специальной книге. Стоит отметить, что на стенах этого заведения висело несколько дипломов и грамот, присужденных за победу в конкурсах вроде «Лучшее кафе 2007 года».
В Нижнеудинске остановились на АЗС, +30 литров.
Но вот грунтовка позади, «Кариб» везет нас по отличному асфальту, спускаемся с гор. На одном из затяжных спусков мы видим множество небольших деревянных будок. Когда их количество перевалило за 2 десятка, мы решили остановиться и посмотреть, что же это за ерунда.
Мы осмотрели несколько строений, все они были очень схожи. Внутри около 5 квадратных метров, стол, пара лавок, печка. Снаружи можно найти столы, иногда лопаты. Видимо, иногда с этих будок бойко ведется торговля чем-то, но чем — мы так и не поняли.
Нафотографировавшись, отправились искать ночлег. Быстро стемнело, и мы свернули куда-то с трассы, оказавшись на дороге из месива грязи и глины. Отыскав более-менее ровный и чистый участок, провалились в сон.
Итоги дня:
— пройдено 1 167 км;
— ехали 15:45, стояли 3:10;
— средняя скорость 74 км/час, с учетом стоянок 61 км/час.
Мультимедийные устройства в пути
Ехать в машине одному без музыки, по-моему, очень сложно. Смотреть по сторонам надоедает, а в темное время суток просто нереально. Поэтому надо брать с собой различные развлекательные мультимедийные средства.
Самый лучший развлекательный центр — это друг/приятель/товарищ/попутчик на соседнем сидении. С ним не заскучаешь, всегда можно пообщаться, поделиться впечатлением, обсудить планы и т.д. и т.п.
Дополняет друга множество других девайсов. Расскажу о том, что у нас было с собой.
День 6-й (13 мая, вторник)
Проснулись рано — в 5:20, так как впереди ждала дальняя дорога. Согласно обновленному плану сегодня будем в конечной точке нашего маршрута.
Вышли из машины, осмотрелись. Нда… Ну и место для ночлега мы выбрали. Не даром мне кошмары всю ночь снились :)
Утром преодолели последний участок «федералки». Пожалуй, самый кошмарный. Дорога когда-то была уложена бетонными плитами метр на метр, потом ее местами покрывали асфальтом, местами еще чем-то… В итоге по состоянию на май 2008 года передвигаться там было крайне затруднительно.
Но вот все трудности позади, равно как и Канск, Уяр и прочие населенные пункты. Где-то в 9 утра прибываем в Красноярск.
По пути в город созвонился с Евгением, он же Jonik. Мой форумский друг пообещал встретить нас на одной из АЗС на окраине Красноярска. Пока мы ждали Джона, я написал пальцем на пыли «Кариба» несколько слов и символов, которые потом остались на покрытии и после мойки…
Евгений (привет!) сказал, что впереди нас ждет только дорога, ничего особо интересного не будет. Так и оказалось.
Сразу за городом поглядели на знаменитое «Красное Кольцо», которое из-за кризиса в этом году не будет принимать «Драг-Битву».
Больше ничего стоящего на трассе Красноярск-Новосибирск я сейчас и не вспомню. Поели в каком-то кафе с чрезмерным ценником, заправили по пути в общем счете 75 литров бензина, так и добрались до Новосибирска.
На въезде в город впервые столкнулся с необычным видом не совсем честного заработка, то есть развода. Вдоль трассы стояла пара машин с включенной аварийкой, возле них голосовали и просили о помощи какие-то люди. Ну, я приостановился, ко мне подбежал какой-то странный тип, стал сувать в лицо мне свой перстень и просить денег на бензин или что-то вроде того. Ничего мы ему давать не стали, а просто поехали дальше. А там друзья этого товарища тоже останавливали проезжающий мимо транспорт, но предлагали уже какие-то сомнительные мобильные телефоны.
В Новосибирске нам надо было проехать через весь город — в район ОбьГЭС. Подробной карты в ЖэПэЭсе у нас не было, поэтому пользовались только компасом и каким-то схематичным планом. Ехали довольно долго, сделали множество лишних поворотов, но в конечном итоге все-таки добрались до места. На часах было 22 часа.
Итоги дня:
— пройдено 1 209 км;
— ехали 15:30, стояли всего 1:30;
— средняя скорость 77,8 км/час, с учетом остановок 70,4 км/час.
Новосибирск (14 мая, среда)
Остановились мы дома у моей бабушки. Естественно, там все было просто отлично, ведь быть в гостях у бабушки — это всегда быть в гостях у бабушки :)
Бабушка, спасибо огромное за первоклассный прием! Все было просто отлично. Надеюсь, что я еще не раз к тебе приеду погостить.
Первым делом мы отъелись и отоспались. Затем нашли колонку, помыли машину снаружи. Во дворе потом отмыли салон и сняли клей от тонировки. В итоге получился чистый и опрятный «Кариб».
Сделали фотографии машины, купили местную SIM-карту, разместили объявление на Drom.ru и отправились гулять в центр. Так как колеса пока еще не были проданы, поехали на «Карибе». Остановились на одной из парковок Красного проспекта, пошли гулять по центру. Погода была очень теплой, во всех парках и скверах гуляли взрослые, подростки и дети.
Под вечер обнаружили магазин с отличным названием «38 сортов живого пива». Сделали пару покупок да поехали домой. Завтра на рынок.
Авторынок (15 мая, четверг)
Проснулись пораньше, поехали на самый большой авторынок Сибири. Заехали, припарковали «Кариба» в одном из рядов. По моим наивным планам, я собирался продать машину какому-нибудь перепродавцу. И первый же перепродавец спустил меня с небес на землю: «Это конструктор? Не-не-не, он в этом городе никому на фиг не нужен». Приехали :(
Энтузиазм и вера в успех у меня пропали, а на их место пришла уверенность в том, что поступил как кретин, не узнав про ситуацию с конструкторами в других регионах. Я почему-то был уверен, что если во Владивостоке все тип-топ, то и в Сибири, ан нет… В общем, целый день я звонил самым разным знакомым, спрашивая у них совета, пытаясь найти покупателя, но толку не было. Съездили в авиакассы, узнали, что билеты мы поменять не сможем, поэтому надо как-то «Кариба» сбывать…
По пути домой недалеко от рынка наткнулись на объявления о вакансиях. Слава заинтересовался :)
Также видели магазин с интересным оформлением витрины:
В общем, веселиться не веселились, но и не унывали.
Тяпница есть тяпница! :) (16 мая, пятница)
Проснулись утром в пятницу, поехали на рынок. Там (хвала Аллаху :) ) ко мне подошел перепродавец и выкупил у меня «Кариба» по небольшой цене. Но я и этому был рад — не ехать же на нем обратно :)
Сели на автобус, вернулись домой. Там нас ждал бабушкин сосед — Александр Васильевич, который устроил нам интересную экскурсию на Новосибирскую ГЭС. Мы были снаружи станции, смотрели, как идет ремонт водосбросов.
Ходили внутри, рассматривали турбины.
Смотрели на водохранилище с плотины.
В общем, было крайне интересно. Александр Васильевич, спасибо!
Сразу после экскурсии за нами заехал Николай (house), и мы отправились в прохладное летнее кафе беседовать с ним и Денисом (varang). Посидели хорошо, подарки от Димки наконец-то достигли своих адресатов.
После плотного обеда погуляли по центру, купили подарки родным и близким, покатались в метро и вернулись домой собираться в обратный путь.
Вечером за нами прикатило комфортное (пишу без всякой иронии) такси в виде белой Волги. На ней мы быстро домчались до Толмачево, откуда беспосадочным рейсом прибыли во Владивосток. После того как я пристегнул ремни безопасности, я заснул. Проснулся только после посадки :)
Итоги
Итого — много :) Но впечатлений на эту сумму хватило, а ведь только за ними и ехали.
Думаю, что многим наше путешествие покажется не самым лучшим видом отпуска, но на тот момент для нас это было классно. Сидя изо дня в день перед экраном монитора, во время небольшого отпуска хотелось увидеть как можно больше нового, что и получилось.
Поехал бы я еще? Да, запросто. Только давайте времени побольше. Слава, уверен, со мной согласен :)
Михаил (Pifus) |