|
Итак. Для начала – тем, кто ищет здесь высокий слог и недюжинное литературное произведение – можете не читать, я не Пушкин и не Толстой. Этот рассказ для тех, кто задумывается о поездке на юг, и написан он для того, чтобы немного облегчить вам дорогу.
Задумывалась поездка довольно давно, но мешали различные обстоятельства – то старый автомобиль, то маленькие дети, то финансовая слабость. Наконец, в 2007 году автомобиль был заменен, дочка подросла, сроки отпуска обговорены и началась подготовка. Свелась она к следующему: замена стоек по кругу (на KYB NSF) и замена масла и фильтров. Наш экипаж – я в качестве основного водителя, супруга в роли штурмана и запасного водителя, дети 12 и 4 лет.
Маршрут был разработан по совету моего знакомого, по возможности вдали от федеральных трасс. Легенда будет в конце рассказа.
Выезд был назначен на вечер 1 августа. Время было выбрано с таким расчетом, чтобы :
А) посмотреть затмение (все-таки событие далеко не рядовое!);
Б) Пройти в первые сутки как можно больше, все-таки из дома выезжаешь отдохнувший и первая ночь не такая утомительная.
Стартовали в 21-40 (в дальнейшем все время будет указываться новосибирское).
Дорога по нашей области (по крайней мере, до Убинки) среднего качества, в дальнейшем будет и получше, и похуже. В ночное время обнаружился еще один плюс – гайцев на трассе нет, примерно после двенадцати ночи кончились и фуры, поэтому ехать было довольно легко. На участке от Куйбышева до Барабинска (а это около 100 км!) нет ни заправок, ни населенных пунктов, поэтому о бензине забывать не стоит.
В 3-58 въехали в Омскую область. Удивили три кольца на Калачинск – это даже не кольца, а какие-то овалы, достаточно узкие. Дороги в Омской области похуже, чем у нас, но ехать можно, сильно разбитых участков и ям нет.
К 5-ти утра проехали Омск по объездной, везде есть указатели, надо двигать на Тюмень.
Вообще-то дорога до Челябинска – самый скучный участок, смотреть особо не на что, кругом поля да болота. Дорога до Ишима проходит довольно быстро, во многих местах положили новый асфальт, но кое-где попадаются и продавленные участки, будьте осторожны. На всем участке особых проблем с питанием и заправками нет, но в Омской области все достаточно дорого, включая бензин, он оказался на 50 коп. дороже, чем у нас (это при наличии собственного НПЗ!).
В 7-10 въезжаем в Тюменскую область. Дорога сразу стала хуже, скорость падает до 80-90 км/ч. Не доезжая Ишима (около 20 км) дорога становиться еще хуже – асфальт выдавлен, ямы, скорость падает до 50-60 км/ч. Но!!! Тянется это не долго, всего километров 5. Далее дорога – хоть боком катись, и вот этим вовсю пользуются местные гайцы, поэтому будьте бдительны! Около 8-40 подъехали к Ишиму, нам надо через город на Бердюжье. Ишим прошли без проблем, указатели есть по всему городу, да и основное направление практически везде совпадает с главной дорогой. В Тюменской области начинает дешеветь топливо – если дома литр девяносто пятого стоил 26,50, в Омске 27, то в Ишиме 25,10 руб. В 9-00 сразу за Ишимом сделали первую остановку на перекус, кафе искать не стали, просто съехали с трассы и позавтракали продуктами, захваченными из дома.
Дальше – дорога на Пеганово, потом на Бердюжье. Ехать было немного страшновато, так как, по слухам, в районе Бердюжьего отвратительная грунтовка неизвестно какой протяженности, а «Скай» – все-таки не «Крузер». Но оказалось, что не так страшен черт, как его малюют! Гравийка неплохого качества тянется перед Пеганово на протяжении 3,5 км, кроме того, там ведется активное строительство. Далее дорога вполне нормального качества.
В Бердюжьем первый раз блуканули. Дело в том, что на карте нарисовано так, как будто дорога проходит через село. На самом деле перед Бердюжьим стоит пост, висит знак с кольцевым движением и диким количеством (пять или шесть!) примыкающих дорог. Нужно уходить на крайнюю левую дорогу (в село не заезжать!), там будет указатель на Курган.
11-00 – въехали в Курганскую область. Дороги сразу стали получше, что позволяло поддерживать высокий темп. С 13-00 дети стали канючить по поводу кафе. На беду, в Варгашах (около 40 км до Кургана) кафе попалось. Камрады! Никогда, ни при каких обстоятельствах, не останавливайтесь в кафе перед въездом в Варгаши! Еда поганейшего качества, но недорого. Так невкусно мы не ели больше нигде. Курган обошли по объездной, дальше наш курс – на Челябинск.
В 16-30 въехали в Челябинскую область. Перед Челябинском дорога отклоняется вправо, это объездная, на картах никак не обозначенная. Получается приличный крюк, километров 60-70, но зато не будешь торчать в пробках в незнакомом городе. В 18-50 пообедали в кафе «Круиз», это за Челябинском, очень вкусно и довольно недорого – 380 руб. на семью.
На Урале удивили две вещи: безумное количество продавцов надувных матрасов и раций (где там купаться, и кому нужны дешевые переговорки типа «уоки-токи»!?) и странного вида мужички, которые, завидев машину, начинают интенсивно махать вокруг себя руками. Впоследствии нам пояснили (по непроверенным данным!), что они то ли так продают оружие, то ли кассовые чеки. Если кто подскажет – буду признателен. По нашим расчетам, а также по советам знакомых, первую остановку надо делать в городе Сим.
Там действительно много мотелей и кафе, выбирай на любой вкус, но с нами сыграло злую шутку время суток (было еще светло) и самоуверенное желание проехать в первые сутки побольше. Опять же до Уфы было рукой подать – около 80 км, Урал практически не утомил, поэтому приняли ошибочное решение – мчать далее. Не повторяйте нашей ошибки! С наступлением сумерек начали искать ночевку, но все время что-то не нравилось – то душа в номере нет, то туалет на улице… В результате, на подъезде к Уфе выяснилось, что мест нигде нет, и ничего не остается, как ехать дальше. Дети давно уснули, меня тоже в сон клонит, сильно охота кушать, а остановиться негде. В конце концов, свернули с трассы в какой-то тупичок, наспех перекусили оставшимися из дома бутербродами и соком и помчали дальше. За уфимской объездной выехали на шикарный автобан – по три полосы в каждом направлении, по середине – газон метров пять шириной! Проехав около 10 км, примерно в час ночи, было принято решение – остановиться возле мотеля и ночевать в машине.
Итого: за первые 27 часов пройдено 2 050 км. В процессе ночевки выяснился первый (он же последний) недостаток «Скайлайна» – автомобиль совсем не предназначен для ночевок! Промучившись до четырех утра (по местному – до двух ночи) и проснувшись оттого, что у меня затекло и онемело все, что только могло онеметь и затечь, было решено потихоньку двигаться дальше, с целью найти какой-нибудь ночлег с нормальными кроватями. На долго меня не хватило – почувствовав, что просто теряю дорогу, примерно через час после начала движения я переполз на пассажирское сиденье и моментально выключился. Далее за рулем была супруга. Наконец, в 6-35 за Октябрьским был найден мотель со свободными номерами и душем. За трехместный номер (душ и туалет на этаже) – 750 руб. Отрубились моментально. Пройдено 2 207 км.
3 августа. Встали в 10 часов, позавтракали в местном кафе «Райса» (очень вкусно!) и в 10-50 тронулись дальше.
11-05 – въехали в республику Татарстан, по ней прошли совсем немного – около 40 км, и на перекрестке свернули на Бугуруслан. В 12-40 въехали в Бугуруслан, указателей в городе немного, но и заблудиться практически невозможно.
В 13-00 въехали в Похвистнево, это уже Самарская область. Городок проходишь по самому краю, далее – по указателям на Отрадный – Кинель – Самара. Дороги в Самарской области отличные! Сразу за Кинелью, в районе Алексеевки уходим налево – это самарская объездная. Нам надо на Чапаевск.
Не доезжая Чапаевска – первый протокол на сто рублей за тонировку.
Стоит пояснить. Примерно за месяц до поездки я мучался сомнениями насчет тонировки (а машина затонирована «в хлам», т.е. по кругу, включая лобовик. Кто-то говорил, что с такой тонировкой у меня отберут права, кто-то – что не пустят на Украину и т. д. После внимательного прочтения ПДД и интенсивных консультаций со знакомыми гаишниками было выяснено, что карается это дело штрафом 100 руб., заставить отодрать – не имеют права. Можно долго спорить по поводу затонированности лобового стекла, это дело вкуса и привычки. Мне тонировка нисколько не мешала днем, а ночью, наоборот, помогала, т.к. встречный транспорт слепит меньше, а ксенон делает свое светлое дело. Опять же, на юге, при температуре 35-38 градусов тонировка здорово спасает от солнца. Забегая вперед, скажу, что за всю поездку мне выписали всего три протокола (каждый по 100 руб.), которые до сих пор не пришли и вряд ли когда-нибудь придут. Договариваться «на месте» смысла нет, т.к. протокол действителен сутки, и за это время вас штрафовать за то же нарушение не имеют права. Кроме того, до Уфы вы вряд ли кого заинтересуете своей затонированностью, останавливали не раз, но про тонировку вопросов даже не возникало.
Но я отвлекся. Городок Чапаевск остается в стороне, а мы держим путь на Пугачев. 16-40 – Саратовская область, 18-30 – обед на въезде в Пугачев. Покормили неплохо, но дороговато – 440 руб. на семью. Через Пугачев двигаем на Балаково, там по Саратовской ГЭС переправляемся через Волгу, объезжаем Вольск и двигаем к Саратову.
4 августа. Старт в 9-00. В 9-25 въезжаем в Волгоградскую область. В половине одиннадцатого остановились на завтрак за Камышиным – там еще продают много гипсовых фигурок гномов, эльфов и всякой другой живности. Еда сильно не понравилось! Во-первых, дорого. Во-вторых, не вкусно. В-третьих, это было единственное место, где нас накормили из пластиковой посуды!
В Волгоградской области не понравились дороги – узкие, много заплаток, асфальт вспучен и сильно шумит. Кроме того, много участков, где отличная видимость, но накатана сплошная, либо висит «обгон запрещен», и тьма фур. Почему и для чего – непонятно.
В 12-50 въезжаем в Волгоград, на одометре 3 344 км. Есть мнение, что Волгоград нельзя объехать. Это не так (выяснили на обратном пути). Перед городом будет поворот направо, указатель на «Городище». Если повернуть, будет средненькая дорога, зато по две полосы в каждую сторону и отсутствие светофоров с городскими пробками. Это и есть Волгоградская объездная. Ну, а мы по незнанию поперлись через город. Заблудиться в Волгограде очень тяжело – весь город – «кишка» протяженностью около 60 км. с двумя главными улицами, идут они параллельно друг другу.
По пути было принято решение посетить Мамаев курган. Заехали, посмотрели, все очень красиво и масштабно! Поразились розам в человеческий рост, растут повсеместно на территории комплекса.
В 14-20 выехали с Мамаева кургана, и, потолкавшись в волгоградских пробках, в 15-30 покинули город. Нам нужно дальше на юг, на Котельниково.
17-12. На одометре 3 570 км, Котельниково пройдено. Через 15 мин въехали в Ростовскую область. Через 20 км попали под штраф – опять за тонировку, причем проторчали на посту минут 20, пока ленивый гаец пробивал нашу машину. Это было перед деревней Дубовское. В 18-30 остановились в Зимовниках на обед, пройдено 3 647 км.
В Песчаноперекопском в 21-00 попали в первый капкан. Ситуация следующая. Обычный крестообразный перекресток, перед ним пост, указателей никаких. Нам надо на Тихорецк. Я останавливаюсь, выхожу, иду к геям (в смысле, к гайцам), которых стоит человек шесть, и все пялятся на меня. Подхожу, вежливо интересуюсь, мне презрительно машут палкой налево, мол, туда езжай. Потихоньку трогаюсь, подъезжаю к перекрестку, чуть отклоняюсь влево, останавливаюсь (я на второстепенной). И в это время, то ли посовещавшись, то ли решив, что иногороднего просто так отпускать нельзя, геи начинают орать (хором!): «Стой!, стоять!» и т.д. Я и так стою, т. к. пропускаю поперечный поток. Тут подбегает один из них и настойчиво предлагает мне выйти из машины. После этого показывает, что я левым передним колесом наехал (но не пересек!) их бледную сплошную. Ехидная улыбочка, предложение отогнать машину и пройти к ним для изъятия
прав. После нескольких минут препирательств, был сделан «звонок другу» в Новосибирск. В результате пришлось расстаться с 700 рублями «начальнику на бензин».
Пока шел к машине, обратил внимание, как народ проезжает этот перекресток: местные – так же как и я, т.е. по плавной дуге, пересекая при этом левыми колесами сплошную. Геи – ноль эмоций, но при приближении машины с чужим регионом все сосредотачиваются и неотрывно следят за его маневром. Мужик оказался поумнее меня (или поопытнее) и на повороте изобразил фигуру, копирующую знак вопроса (?). Просто сплошная нарисована так, что по другому её не объехать, как ни старайся!
Вообще, южные гайцы, т.е. ростовские и краснодарские, сильно отличаются от всех остальных своим новаторским подходом к изъятию денег у транзитного транспорта. Они не стоят на дорогах с радарами (и это притом, что дороги на юге просто отличные, ни ямы, ни кочки, можно ехать хоть 200 км/ч), они ставят небольшой пост на небольшом перекрестке, рисуют невнятную или откровенно неправильную разметку, убирают указатели и спокойненько стригут себе на достойную пенсию. Причем, что характерно, стоят они только по дороге «туда», т.е. справа от тебя. Когда едешь назад, гайцы демонстративно от тебя отворачиваются – ты возвращаешься, денег у тебя нет, взять с тебя нечего. Ситуация такая, повторяюсь, только в южных областях – Ростовской и Краснодарском крае.
Ну, да я отвлекся. Проехав Тихорецк, двигаемся в сторону федеральной трассы М4, по ней нам надо проскочить всего около 10 км и свернуть на Тимашевск. В 23-30 выскочили на федералку, далее – поворот на Тимашевск. В 0-15 было принято решение – ночевка, т.к. до порта около 200 км, а там нигде не заночуешь, в машине же спать совсем не хотелось. Остановились в полукилометре от трассы, рядом с кукурузным полем. Разбили палатку, надрали колхозной кукурузы, натрескались и на боковую. Ночи очень теплые и темные, темнеет рано и быстро. Пройдено 3 991 км.
5 августа. Выезд в 8-30, оставшийся отрезок до порта пролетели мигом. Наконец, в 11-15 прибыли в порт «Кавказ», т.е. почти доехали! На одометре – 4 230 км. Вот тут-то нас и ждало самое нудное испытание за всю поездку! В порту была огромная очередь! Подъехав, я пересчитал машины – их было 106 штук, мы сто седьмые! На стояние в очереди ушло 13 часов. За время ожидания было принято несколько важных решений. Первое. Переправа через море – далеко не самый быстрый и короткий путь. После общения с таможенниками также узнали, что в начале августа такая засада здесь всегда!
Во время ожидания никаких удобств и условий нет – стоишь все время на солнцепеке, с едой напряженка, туалет – около вокзала, бегать далеко. Нас выручала лапша-бомжовка, приготовленная прямо рядом с машиной на портативной газовой печке.
Второе. Проскочить по «блату» – только для сильно состоятельных, цена 15 000 руб.!
Ну, и забегая вперед (это показал обратный путь), экономически выгоднее ехать все-таки по суше, выигрыш будет около 1 000 руб.
Наконец, в 12 ночи нами занялись таможенные службы, на все про все ушел где-то час, после этого нас погрузили на паром, и здравствуй, Крым! Украинским таможенникам по большому счету на нас наплевать, после наших они – ангелы (правда, довольно меркантильные, все время пытаются выпросить на «пиво», давать или не давать – решайте сами, я дал всего сто рублей, и от меня отвязались).
От Керчи был предпринят марш-бросок до Приморского (это перед Феодосией), там мы остались на два дня. Тем, кому нужно только море, можно дальше и не ехать – вода в Феодосийском заливе чуть теплее, чем на ЮБК, пляж и дно – песчаные. Цены – комната на четверых – 200 гривен (курс примерно 1 к 5,5), т.е. около 1 100 руб. Из удобств – кому как повезет, где-то будет на улице, где-то – в доме. Кроме того, практически везде стоят кондиционеры, которые вначале кажутся излишеством, но по прошествии нескольких дней отдыха – необходимостью. С хозяевами нужно торговаться, особенно если останавливаетесь на срок более недели. Приятно удивили цены на продукты – практически все дешевле, чем у нас, на 20-50 %, кроме мяса – оно стоит так же. Неприятно удивила цена на бензин – литр 95-го – 6,85 гривен.
7 августа. Распрощавшись с хозяйкой, выехали в сторону Севастополя. По пути предприняли заезд в Бахчисарайский дворец, очень красиво, рекомендую.
Ближе к вечеру начались поиски жилья. Знакомые советовали остановится в Учкуевке, но прибыв и осмотрев место дислокации, мы остались недовольны – шумно и многолюдно. Двинулись чуть дальше, и в итоге остановились в Любимовке – от Северной бухты пять минут езды, море в ста метрах, магазинчики и микрорынок – пять минут ходьбы пешком.
8 августа. Ездили в Севастополь, посмотрели диораму штурма Сапун-горы, прокатились по Севастополю, покатались на катерке по Севастопольским бухтам, посмотрели на Российский флот.
Далее посетили аквариум (в принципе, зря, у нас в Новосибирске поинтереснее будет) и дельфинарий. В дельфинарии очень понравилось, представление длится 45 мин, и все время интересно. Стоимость взрослого билета 75 гр., дети до 14 лет – 50 гр., до 5-ти лет – бесплатно. Нам обошлось около 1 000 руб.
9 августа – день безделья, купались и загорали.
10 августа. Поехали смотреть пещерный город Эски-Кермен, находится за селом Красный Мак. Можно купить экскурсию, мы поехали своим ходом, т.к. я там несколько раз уже был. Если поехать с экскурсией, в гору придется шлепать пешком, мы же заехали на машине. Стоит оговориться – на такие мероприятия детей лучше не брать – вымотают всю душу и ничего не дадут посмотреть – им это просто не интересно.
11 августа. Заезд в город Евпатория. Нам не понравилось, смотреть особо не на что, обычный южный городок.
Народу на пляже (в отличие от Любимовки) – просто не протолкнутся. По дороге попался аквапарк, но узнав цену – на семью около 3 000 руб., да еще увидев огромную очередь, было решено обойтись без водных горок.
12 августа. С утра поехали в пещерный город Мангуп (между деревнями Залесное и Терновка). Детей в этот раз брать не стали. У подножия горы дежурят Уазики, осуществляющие подъем. Стоимость – 300 гр., но берут и рублями, мы отдали 1 500 руб. Путь наверх занимает около получаса, причем по завершении подъема сумма в 300 гривен уже не кажется завышенной, а после спуска и вовсе думаешь о том, что местные водители – форменные альтруисты.
13 августа. Повторная поездка в Севастополь, на просмотр панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.».
14 августа. День провели на море.
15 августа. Совершили блиц-пробег по ЮБК – Симеиз, Алупка, Гаспра, Ливадия.
В Алупке набежали на Воронцовский дворец – очень красиво, стоит посмотреть.
Потом в Мисхоре навестили русалку с дитем – зрелище так себе, специально можно и не ехать, но если с собой есть купальные принадлежности – к ней можно подплыть и даже нырнуть с нее.
Посмотрели на Ласточкино гнездо – чтобы подъехать поближе, пришлось отдать 50 гр., но зато машину оставили всего в 20 метрах (пешком от бесплатной стоянки идти метров 300-400). Внутрь не заходили, т.к. там действующий ресторан, и сытых туристов там не ждут.
Назад возвращались по серпантину, через Ай-Петри (1 300 м над уровнем моря). Серпантин совсем не детский, короткие участки, метров по 100, потом разворот на 180 градусов, и очередная стометровка. Дорога очень узкая, обочин практически нет, подъем довольно крутой. Скорость на подъеме – 20-30 км/ч, на спуске чуть выше – 30-40 км/ч.
Наверху – отличный вид на все побережье, базарчик с сувенирами и масса кафешек с шашлыками на любой вкус.
16 и 17 августа провели на море, отдыхая и готовясь к дороге домой.
18 августа. Выезжаем домой! Старт в 11-05 (еще раз напомню, время новосибирское). Ехать решено через Незалежную по нескольким причинам. Во-первых, повторного стояния в очереди на паром не выдержали бы ни нервы, ни кошелек. Во-вторых, на Украине действуют более мягкие ПДД, нежели у нас. В-третьих, хотелось посмотреть маршрут, альтернативный паромной переправе.
За Симферополем, впервые за весь отпуск повстречали земляка – синяя «Субару Импреза» с новосибирскими номерами.
В 16-20 поели в кафе перед Бердянском (пройдено 418 км) – недорого и вкусно. По дороге продают очень много черной икры, но как её провезти через границу – неизвестно, поэтому решили не рисковать.
17-00 – свернули на Донецк, в Мариуполь при этом почти не заезжаешь. Дорога от Мариуполя до Донецка – хорошая четырехполосная «разделка», 120 км пролетаешь за час.
18-05 – Донецк, пройдено 600 км. Перед Донецком развязка, нужно уходить направо, на Макеевку, по указателям на Харьков.
Далее двигаем через Шахтерск, Снежное, Красный Луч. В Красном Луче будет указатель на прямую дорогу на Краснодон, по ней ехать ни в коем случае нельзя! Протяженность – 38 км, но дороги как таковой – просто нет! Этот отрезок мы штурмовали больше часа, притом на большей части пути скорость не превышала 20 км/ч! Вообще-то изначально планировалось ехать через Свердловск, но в пути мы где-то пропустили нужный поворот, поэтому поперлись через Краснодон.
В 22-30 проехали Краснодон, в 22-50 – проходим таможню. Очереди нет вообще! На вопрос, всегда ли здесь так, последовал ответ, что иногда бывают затыки, и люди стоят в очереди по 40-50 минут (!!!). У нас на проход украинской части ушло 15 мин, на проход российской – 25 минут, наши всегда шмонают по полной, что на въезде, что на выезде!
Наконец, в 23-30 мы в России! Ночевали в Морозовске (остановились в 01-50), в частном секторе, очень понравилось – всего 600 рублей, в стоимость входит горячий душ. Пройдено 1 025 км.
19 августа. Выехали в 9-00. Волгоград обошли по объездной трассе, довольно загруженной, но все равно получилось быстрее, чем через город. Дорога до Волгограда хорошая, а вот от Волгограда до Камышина – достаточно плохая, продавленная, попадаются отрезки «стиральной доски». В 14-40 прошли Камышин, на спидометре 1 444 км. Саратовскую область прошли довольно быстро, несмотря на неважнецкие дороги. Вообще, по состоянию дорог можно судить о благосостоянии области в целом. Так вот, Саратовская область – не самый богатый регион (или чиновники чересчур вороватые).
В 23-07 объехали Самару.
В 01-10 въехали в Похвистнево, заночевали в местной гостинице. Камрады! Не останавливайтесь в Похвистнево без крайней на то нужды! Мало того, что с нас слупили 1 500 рублей за трехместный номер с продавленными кроватями, так еще во всем городке не нашлось ни одного кафе или ресторана, работающего после 22 часов. А на вопрос, есть ли у них круглосуточные магазины, администратор посмотрела на меня, как на клинического идиота, и сказала, что есть киоски, в которых (если разбудишь продавца) можно купить пиво или водку. Ночевать пришлось, поужинав печеньем.
20 августа. Выехали в 8-00. В 8-20, на въезде в Оренбургскую область, выписали последний штраф за тонировку.
В 12-15 поели в кафе «Чишма», перед Уфой, недалеко от Алкино. Проехать мимо невозможно, т.к. кафе стоит посередине дороги, причем в буквальном смысле. Цены гуманные, порции огромные, на вкус – качественная «столовская» еда. С 14-20 до 17-30 проходили Урал.
Челябинск прошли по объездной, надо двигаться по указателям на Екатеринбург, пока не появятся указатели на Курган.
В 23-20 остановились в мотеле на курганской объездной, пройдено 3 300 км. Мотель попался не дешевый (1 600 рублей), зато 2 комнаты и душ с туалетом «на борту».
Стартовали в 8-40, впереди – последний день пути.
В 10-10 въехали в Тюменскую область, за Ишимом попались за превышение, причем пришлось ждать, пока гаец заполнит протокол еще одному «гонщику», что характерно – тоже новосибирцу.
В 13-27 въехали в Омскую область. В 16-30 поели в кафе «Круиз-комфорт» – дорого (на семью – больше 600 руб.), порции не очень, и, вдобавок, самообслуживание (за такие-то деньги!!!). Пройдено 3 956 км.
В 18-30 въехали в Новосибирскую область, на счетчике 4 114 км. Дальше ничего примечательного с нами не случилось – в 23-25 въехали в Новосибирск, в 23-50 – мы ДОМА!!! Счетчик замер на цифре 4 625 км.
Ну, а теперь некоторые выводы о поездке, а так же небольшая смета.
Ехать можно и нужно, не так страшен черт, как его малюют. Я лично «вкатался» в дорогу часов через 6 пути. Дороги по большей части нормальные, где-то – просто супер, где-то – без «какой-то мамы» не уедешь. По всему пути старались заправляться на «Лукойле», в основном 95-м, но иногда попадался и 98-ой (дома я заливаюсь исключительно на «Лукойле» и только 98-м).
Машина не подводила ни разу, масло за всю дорогу тоже не ушло – я проверял несколько раз по пути «туда», потом плюнул, и в следующий раз взглянул на щуп непосредственно перед заменой – как было, так и осталось.
Кондиционер использовался постоянно, начиная с Курганской области («туда»), если бы не было его – наверное, сварились бы заживо.
Границу пересекать, во всяком случае, в пик сезона, т.е. в августе – только по суше, по пробегу получается километров на 100-150 больше, зато по времени – существенная экономия. По расходам, кстати, тоже – кто не верит – посчитайте (стоимость переправы за машину + стоимость пассажирских билетов получается больше, чем пробег по Украине, даже несмотря на кусачую цену на бензин).
Вся дорога обошлась примерно в 30 тыс. рублей – расходы на бензин в оба конца (20 т. р.) + питание и проживание в дороге. Средний расход составил около 10 л на 100 км, кондиционер работал практически всегда.
На Украине за весь отпуск на бензин потрачено около 1 700 гривен, т.е. 9 000 руб. Цены на жилье в Крыму – от 30 гривен в сутки с человека (на семью из 4-х человек – 600 рублей). Ну а расходы на питание, экскурсии и т.д. – строго индивидуально, тут каждый для себя решает сам.
В дорогу брали термохолодильник (для него была изготовлена розетка в багажнике), четыре маленьких подушки и пару одеял. Совершенно зря были взяты кроссовки и «цивильная» одежда – ни то, ни другое не понадобилось ни разу.
Кому интересно – предлагаю подробный маршрут поездки. Легенда была разработана и напечатана (крупным шрифтом!) заранее, т.к. при подъезде к какому-либо перекрестку гораздо проще взглянуть в маршрутный лист, нежели судорожно листать атлас. Дороги выбирались с учетом загруженности федеральных трасс, а если ехать по ним в выходной день то машины встречаются очень редко, примерно две-три на сто км пути.
Сам маршрут (в скобках – номера трасс):
Омская обл.
Омск – Красный Яр – Бекишево – Тюкалинск – Яман (тр. Е 30, 1Р402)
Тюменская обл.
Абатское – Ишим – Пеганово – Бердюжье (тр. Е30)
Курганская обл.
Беляковское – Частоозерье – 17км перекресток – Казаркино – Макушино – Курган – Мишкино (тр. М51, Е 30)
Челябинская обл.
Челябинск (по объездной) – (тр. М 5) – Миасс – Юрюзань – Сим (тр. М 5, Е 30)
Башкирия
Ауструм – Уфа – Алкино-2 – Кандры – Октябрьский – около 80 км до перекрестка на Бугуруслан (тр. М5, Е30) – Бугуруслан
Самарская обл.
Похвистнево – Отрадный – Кротовка – Усть-Кинельский – Алексеевка – Чапаевск – Марьевка.
Саратовская обл.
Ивантеевка – Пугачев – Березово – Сухой Отрог – Балаково – выходим на тр. 1Р228 – Сенной – Куриловка – Елшанка – Саратов (тр. 1Р228)
Волгоградская обл.
Камышин – Ерзовка – Волгоград – Червленое – Октябрьский – Котельниково
Ростовская обл.
Дубовское – Зимовники – Пролетарск – Сальск – Николаевка – Песчанокопское
Краснодарский край
Новопокровское – Тихорецк – Бейсуг – Выселки – выход на М4 (Е115) – около 15км – Тимашевск – Старонижестеблиевская – Славянск-на-Кубани – Анастасиевская – Темрюк – порт «Кавказ»
Украина. Крым
Керчь – Феодосия – Белогорск – Симферополь – Бахчисарай – Севастополь – Любимовка.
Назад ехали через Симферополь – Джанкой – Мелитополь – Мариуполь – Донецк (Украина) – Макеевка – Снежное – Красный Луч – Краснодон – Донецк (Россия) – Каменск-Шахтинский – Морозовск – Калач-на-Дону – Волгоград, и далее по тому же маршруту, что и «туда».
Поездка очень понравилась, надеемся повторить её в следующем году!