|
Маршрут: Пермь – Калининград – Милан – Равенна – Сан-Марино – Рим – Пиза – Монте-Карло – Ницца – Марсель – Барселона – Андорра – Бордо – Леон – Гренобль – Турин –Милан – Калининград – Пермь. 25 июня – 05 июля 2008 г.
Прочитал здесь недавно один отзыв (https://www.drom.ru/info/adventures/travel/11551/) и так вдохновился, что тоже захотелось поделиться с Вами своим путешествием. Идея его родилась у нас с приятелем (его зовут Олег) зимой этого года. Оба собирались в отпуск в Европу летом, но по отдельности и кто как, а когда поговорили о своих планах, то подумали – а почему бы и не попробовать? Сходили в турагентство, посчитали стоимость путёвок в Италию на 11-12 дней, потом сели с калькулятором и сделали альтернативный бизнес-план. По деньгам получилось примерно одинаково. Решено – едем «дикарями». Состав участников – я, мой сын (13 лет) и Олег со своей девушкой.
Дальше надо было решить следующие проблемы, причем именно в таком порядке:
1. Определиться с городом прилёта и заказать билеты на самолет.
2. Составить маршрут поездки.
3. Забронировать машину в прокате.
4. Заказать гостиницы в местах ночлега.
5. Оформить визу.
6. Осуществить поездку.
1. Билеты.
Великая вещь – интернет. Открываем сайт авиа-расписания из Перми, находим доступные рейсы, покупаем электронные билеты до Милана и обратно через Калининград, авиакомпания «КД-Авиа». Очень удобно и недорого оказалось, билеты в обе стороны вышли по 12 000 р. на человека, т.е. в одну сторону 6 000 р. Дело было в апреле, сейчас на поезд Пермь – Новосибирск купе дороже стоит.
2. Маршрут.
Для разработки маршрута пользовались программой AutoRoute. В Европе мы все были не один раз, но не везде. Сначала даже планировали посетить Австрию в надежде окунуться в атмосферу финальных матчей Евро-2008, но потом от этой мысли отказались, и в итоге после споров и обсуждений остановились на такой программе поездки. Желтыми квадратиками обозначены контрольные точки, используемые для расчета пути. Начало и конец маршрута – Милан, движение по часовой стрелке.
3. Машина.
Опять же с помощью интернета и кредитной карты Visa забронировали напрокат машину в компании Budget Car (как-то так называется). У них цена немного ниже, чем в других конторах. Как потом оказалось, не одни мы такие хитрые :). Машинку заказали класса универсал, на механике, дизель, кондиционер. За 10 суток получилось 392 евро, очень даже неплохо. Можно было бы взять машину в Милане, а вернуть, например, в Барселоне, но тогда дополнительно пришлось бы заплатить ещё 200 евро.
Вообще можно было бы, конечно, поехать в Европу прямо из дома на своей машине, как делают некоторые отважные люди (https://www.drom.ru/info/adventures/travel/11551/), но тогда отпуск нужен в два раза длиннее, да и дороги наши такие, что просто жалко своего железного друга.
4. Гостиницы.
Вот с этой проблемой пришлось повозиться один полный вечер. Естественно, по интернету, куда без него. Есть такой отличный сайт, может, кому пригодится, кто собирается самостоятельно путешествовать и не знает, как заказывать отели за границей. Сайт на русском языке, в нем очень просто работать: http://www.hrs.com/.
В Милан мы должны были прилететь в 14-30 местного времени, машина была заказана с 15 ч, первый ночлег запланировали в г. Равенна (1 ночь), затем по порядку в Риме (1 ночь), Ницце (2 ночи), Барселоне (2 ночи), Бордо (2 ночи), Милане (1 ночь).
Между Бордо и Миланом большой отрезок пути, за день не осилишь даже по их дорогам, но мы специально не стали бронировать гостиницу заранее, чтобы добавить немного адреналина и попытать счастья на месте, вдруг какой интересный авто-кемпинг по пути подвернется. В общем, без особого труда спустя пару часов все номера были забронированы по карте Visa. Что понравилось – тут же через минуту после заказа приходит смс, письмо по электронке и факс о подтверждении брони. Через три минуты всё дублируется. В дальнейшем эти распечатки очень пригодились. Заказывали в основном номера в отелях сети Campanile или Premier-class, в Риме – домик в автокемпинге за городом. Цена за 2-х местные номера в пределах 38-52 евро в сутки. Условия заезда – в любое время с 12-00 дня. Кое-где при отелях были указаны бесплатные парковки и включены завтраки.
5. Виза.
Нашли в Перми небольшую частную контору, занимающуюся оформлением виз. Заключили договор на оформление итальянского шенгена, собрали необходимые документы. Стоимость услуги, не считая самой визы и мед. страховки – 4 000 р. со взрослого, ребенок бесплатно. При сборе документов потребовались распечатки электронных авиабилетов и бронирования гостиниц. Документы отдали в конце апреля, и оказалось, что опоздали, запись на получение виз в Италию для физических лиц велась уже на 27 июня, а у нас вылет 25-ого. Вот тут мы чуть не обломались. Но фирма предложила нам выход – оформить шенген в другую страну, например Грецию. Мы согласились. Правда, появился риск при прохождении таможни – почему мы летим в Италию с греческой визой, но другого выхода уже не было. Забегая вперед, скажу, что в Калининграде пришлось объясняться с таможенниками и доказывать, почему нам так удобнее. Кое-как пропустили. А в Милане на паспортном контроле у итальянцев вообще никаких вопросов не возникло, только пожелали счастливого пути.
Греческую визу получили за неделю, так что задолго до поездки готовые загранпаспорта у нас были на руках, всё остальное тоже, оставалось ждать время Ч.
К поездке Олег подготовил автоGPS-навигатор Garmin и карты посещаемых стран. Вот только карту Рима нам забыли закачать, думали, обойдемся, но в последствии осознали свою ошибку. При таких поездках надо закачивать ВСЁ. Я на всякий случай оформил международные права, так как в интернете ходили слухи, что в Италии полицейские могут их потребовать, а в других странах наши права принимают без проблем. Кроме того, взяли с собой русско-итальянский и русско-английский разговорники. Я немного понимаю и могу объясниться на английском, сын учится в школе с углубленным изучением французского, а вот с итальянским и испанским в нашей компании совсем туго.
6. Поездка.
Утро 25 июня. До Милана долетели по графику без особых приключений, кроме небольших объяснений с калининградскими таможенниками по поводу греческой визы. Нашли в аэропорту нужную прокатную контору, минут за 30 с помощью моих знаний английского и жестов оформили аренду машины, ей оказался «Опель Астра» черного цвета. Аренду оформили на Олега, так как карта Visa была только у него. На спидометре 8 000 км, но уже прилично коцек и царапин на кузове, разбит пластик на обоих боковых зеркалах. К нашей чести, при сдаче машины новых вмятин на ней не прибавилось. Расположились сами, установили навигатор, и в путь. Дороги в западной Европе – это что-то! Уже сам факт езды по ним – это отдых. Машина плывет. На скорости 120 км/ч можно пить напитки из стакана, а не из горлышка бутылки, не рискуя облить лицо и одежду. До первого места ночевки, отеля в Равенне, добрались к вечеру.
Мы с сыном как фанаты футбола остались в номере смотреть Евро-2008, а Олег с девушкой поехали на разведку искать море. Утром рано, ещё до завтрака, съездили искупаться в Адриатике. Застали восход солнца.
Народу в такую рань на пляже не было, вода была прозрачная, но в целом пляж и море здесь нам не очень понравились. Мелко, грязновато, под ногами раскрошенный колючий ракушечник. Вернулись в отель, позавтракали (входило в стоимость номера), и в 8 утра поехали дальше. За рулем менялись с Олегом.
По дороге в Рим посетили маленькое горное государство Сан-Марино. Красиво, ничего не скажешь. Ограничение скорости по всей республике – 70 км/ч.
Задерживаться там не стали, пофотографировали и дальше в путь.
К обеду добрались до Рима, стали искать автокемпинг, но так как карты Рима в навигаторе не оказалось, то проблуждали по автобанам и развязкам часа два, пока не разобрались с указателями. Нашли.
Милая деревенька, уютные домики, цветочки, два бассейна, магазин, бар и ресторан. Кто в домиках живет, кто в палатках или автотрейлерах. Для них есть специальные общие кухни, душевые, туалеты и прачечные.
Дело уже к вечеру было, в этот день наши играли с Испанией, полуфинал. Поэтому в Рим мы с сыном опять не поехали, а Олег с девушкой не поклонники футбола, они сели на бесплатный автобус и уехали в вечный город. Мы с ребенком поплавали в бассейне, позагорали, набрали пива (мне) и продуктов, приготовили ужин, сели у телика смотреть разгром нашей сборной. С утра поехали в Рим. Успели посмотреть немного – Ватикан, Колизей, древние развалины.
Впереди была дорога до Ниццы, надо было успеть к новому ночлегу. По пути искупались в море на западном побережье Италии и заехали в г. Пиза посмотреть на одно из чудес света, известное каждому школьнику.
Оттуда уже без остановок помчались на Ниццу. Дороги предпочитали в основном платные, они превосходного качества, односторонние по 2-3 полосы. Очень много тоннелей. Иногда в общем потоке ехали со скоростью 160 км/ч, перед Францией начались пробки, непонятно откуда возникающие на 3-х полосном платном автобане. Правда, они быстро рассасываются. Часам к 9 вечера устроились в очередном отеле Campanile в центре Ниццы, теперь уже на две ночи, в 15 минутах ходьбы до моря. Мы с сыном в Ницце бывали год назад, поэтому утром, уже как свои отправились на лазурный берег, показывая дорогу компаньонам. Полетали с сыном на парашюте за катером (60 евро на двоих), впечатления обалденные!!! Не жалко денег.
До жары купались, загорали, потом поехали в Монако, царство роскоши и богатства. Про Монако можно рассказывать долго, лучше увидеть это своими глазами. «Феррари», «Майбахи» и «Мацератти» там ездят в таких количествах, как у нас ВАЗ-2110. Посмотрели японский сад, аллею чемпионов, Олег потратил немного наличности в казино Монте-Карло.
Эта скульптура – японские Адам и Ева в Монте-Карло.
Вечером вернулись в Ниццу и снова на море. С утра опять искупались, позавтракали и взяли курс на Марсель и дальше на Барселону.
Где-то перед Марселем заехали случайно в «город» супермаркетов. Я не знаю, сколько их там, но это реально практически отдельный торговый город, не зная расположения магазинов, найти, например, «Ашан», оказалось невозможно. Плюнули, заехали в какой-то ближайший, пообедали в нём и уехали дальше. В Марселе долго искали парковку, была суббота, почти все подземные стоянки не работали.
Погуляли по торговой площади у морского причала, прикупили сувениры и опять в дорогу. Хотели успеть в Барселону до начала финального матча Евро Испания-Германия.
За Марселем очень часто стали попадаться абрикосовые плантации, но фрукты были ещё зелено-желтые, неспелые.
Между Францией и Испанией имеется четко выраженная граница с контрольно-пропускным пунктом, но мы её благополучно миновали без остановки и досмотра.
На финал по футболу опоздали. Всё из-за дорожных мега-развязок. Таких спиралей и лабиринтов, как в Барселоне, мы больше нигде не видели. Garmin добросовестно вывел на наш отель Campanile, и вроде видим его с дороги, а нужный отворот никак найти не можем. Минут 40 круги наматывали, пропустишь свой поворот – всё, надо ехать дальше, искать обратную развязку, а на ней можно снова не туда свернуть. Как в сказке про богатыря у камня – налево пойдешь – коня потеряешь… Приехали в отель, когда оставалось минут 15 до конца матча, испанцы вели, в баре отеля у общего телевизора собралась толпа болельщиков, в основном преклонного возраста, старички и бабуськи, встретившие победу испанцев бурными восторгами. А в целом ночью было довольно тихо, мы думали, будет хуже, если сравнить, как у нас отмечали по всей стране победу сборной России над шведами или голландцами.
Утром как обычно первым делом на пляж. Местом дислокации выбрали бывшую олимпийскую деревню. Даже повезло с бесплатной парковкой у пляжа.
Барселона понравилась. Песок, чистое спокойное море, даже рыбки какие-то плавают у берега. Сам город красивый, особенно с высоты птичьего полёта, то бишь из окна вагончика канатной дороги. На фотографии – памятник Колумбу, рукой он показывает на море. Есть что посмотреть в Барселоне: и старинную часть, и парки, и музеи.
Во время прогулки по городу обнаружили, что фрукты в магазине раза в 1,5-2 дешевле, чем во Франции, на радостях закупились. Весь день провели в городе и на пляже, а с утра выехали на Бордо через Андорру.
На въезде в эту маленькую горную гордую страну нас в первый и последний раз за 10 дней остановили. Андорра не входит в шенген, видимо, пограничнику чем-то не понравились итальянские номера «Опеля» или наши простые русские физиономии. Он закрыл перед машиной шлагбаум, собрал паспорта и куда-то ушел, велев нам свернуть в сторонку на специально место. Минут 10 мы нервно гадали, чем вызвано такое отношение, но всё удачно разрешилось – таможенник вернулся, вручил нам паспорта и сказал, что всё ОК, можем ехать дальше. Столица Андорры – город Андорра-ла-Велья, зажатый в узком горном ущелье. Как нам показалось, в нем всего одна центральная улица посередине, а по сторонам сплошные супермаркеты. Всю страну можно проехать насквозь за полчаса, с учетом горных дорог. Но очень красиво! Горы, на которых видны зелёные в это время трассы горнолыжных спусков, водопадики, домики в скалах.
На фотографии наш «Опель Астра» на парковке у гипермаркета «Andorra», где я купил себе спутниковый автонавигатор Гармин Nuvi 200 за 100 Евро (с поддержкой русского языка и картой Испании и Андорры), а сыну приставку PSP с одним игровым диском в придачу за 150 Евро. Я было заикнулся продавцу об оформлении справки Tax-free, но мне объяснили, что у них в стране беспошлинная (или безналоговая??) торговля, видимо поэтому и цены такие низкие. Взял себе на пробу пару бутылочек конопляного пива Канабиан, даже удалось довезти их до Перми (пиво приятное, глюков не вызвало :)). Жаль даже было уезжать из такой сказочной страны. Надо будет потом обязательно ещё раз там побывать и познакомиться поближе.
Следующая остановка у нас была в Бордо. Во всех дневных переездах мы останавливались на обед в торгово-заправочных комплексах типа AutoGril. Тут и сами поедим, и машину «накормим», там же есть магазины и бесплатные туалеты. Добрались к вечеру без происшествий, погода начала портиться, небо потемнело, покрапывал мелкий дождик. Физически чувствовалась близость океана.
Таким оказалось наше двухночное пристанище в Бордо. Забавные такие номера, на гаражи с виду похожи. Однако внутри всё необходимое есть: 2-х-ярусная кровать (внизу она 2-спальная, вверху одноместная, как в поезде), душ, туалет, горячая вода, телевизор. Дёшево и сердито.
Утром задали навигатору направление на океан и с предвкушением чего-то незабываемого поехали его искать. Случайно по пути обнаружили местную достопримечательность, говорят, единственную в Европе в своем роде. Это песчаная дюна. Потрясающая гора песка тянется вдоль побережья на несколько километров. Для подъема на неё сделаны специальные ступени, но они оказались закрыты на ремонт. Туристов из России это, конечно, не могло остановить, мы пошли в обход… то есть стали подниматься прямо по песку. Через 10 шагов вверх ты понимаешь, что зря ввязался в эту авантюру. Но и сдаваться тоже не хотелось, зря что ли ехали в такую даль. В общем, с перерывами на отдых мы её одолели.
Не многие отважились последовать нашему примеру. Но оно того стоило! Потрясающий вид на океан, лес и город вдали. Вниз спускаться оказалось гораздо веселее, сын даже ещё раз забрался на дюну, чтобы снова спуститься. Эх, где моё детство :).
Океан – это что-то! Ощущение, как будто попал в какой-то американский фильм. То ли рано было, то ли погода для французов не плавательная, но народу на берегу не было абсолютно! Только пляжный джип бригады спасателей, которые на нас настороженно косились, но не препятствовали. За свои 38 лет я видел собственными глазами много морей (а в некоторых из них купался, рыбачил, летал над ними и даже ходил на корабле) – Черное, Азовское, Средиземное, Красное, Адриатическое, Баренцево, Северное, Балтийское, Японское, и даже озеро Байкал :), но такого величия и красоты океана, как в тот день в Бордо, не видел никогда. Когда мы увидели это чудо, то как рыбы на берегу молча раскрывали рот, слов не было.
Наверно, даже не стоит говорить, что мы в нём сразу же искупались, несмотря на холодную воду и огромные волны. Когда ещё удастся…
Когда поехали обратно в город, то увидели такую машину – 3-х-дверный «Лэнд Крузер». Экзотика :).
Сам Бордо тоже красивый город, много старинных зданий, в основном низкой постройки. Соборы, арки, мосты. Как во многих европейских городах. Только туристов гораздо меньше.
Вечером пошли в супермаркет рядом с нашим отелем и затарились вином, что-то выпили сразу, что-то привезли домой. Как потом оказалось, цены в супермаркетах существенно ниже, чем в дютифри, да и выбор напитков больше. А таскать не тяжело, машина возит.
На следующее утро отправились в обратный путь на Милан через центр страны. Сразу за городом свернули с трассы и углубились в провинцию, было бы кощунством уехать из знаменитой винодельческой области Франции без настоящего вина. Довольно быстро нашли несколько ферм, одна даже работала (было 9 утра). Нас радушно встретили парень с девушкой, молодые виноделы :), выставили на стол батарею запечатанных бутылок всевозможных вин, всего я насчитал 14. На 5-й бутылке мы попросили их остановиться. Стало даже как-то неудобно, что они готовы откупорить все выставленные образцы только для того, чтобы мы попробовали по глотку вина. Мы стоим с умным видом, обсуждаем вкус, а они смотрят на нас и улыбаются вежливо, не понимая ни слова по-русски. Чтобы их не обидеть, взяли по 5-литровой коробке красного вина и по бутылке белого. Всё вино очень вкусное по-своему. А парень даже рассказал нам на ломаном английском, что он знает в России про Кубань и её вина.
Дальше опять переезд. Сделали остановку в Лионе, пару часов побродили по городу.
Надо было ехать дальше искать ночлег, это была как раз та ночь, на которую мы ничего не забронировали. Где-то под г. Гренобль, известном по книге Патрика Зюскинда «Парфюмер», мы нашли приют в отеле «Amarys», за 38 евро (2-х местный номер). Причем, было уже довольно поздно, темно, на ресепшене никого не было. В коридоре обнаружился автомат типа банкомата, выбираешь на нем желаемые характеристики комнаты, оплачиваешь с карточки, он выплёвывает ключ от номера, и можешь заселяться. Вот сервис! Утром вышли на улицу, а вокруг такая красота! Горы, облака прямо над крышей отеля плывут. Мы сделали вывод, что и без предварительного заказа при желании можно найти доступное по цене место для ночевки.
А следующая фотография сделана вечером на подъезде к Греноблю. Солнце садилось за нашими спинами и освещало горы впереди. И радуга. Снимок не передает всей красоты зрелища.
У нас остался последний переезд до Милана. На этом участке пути очень много туннелей. Самый длинный – 12 километров, на выезде из него берут плату за проезд, не много ни мало 34 евро.
Вернулись мы в Италию, ненадолго остановились познакомиться с г. Турин, оттуда уже в Милан. Устроились в гостинице и разделились – Олег с Юлей поехали на трамвае смотреть собор Дуома, Галерею Ла Скала. А мы с сыном в Милане раньше были, всё это уже видели, поэтому действовали по своему плану. Нашли китайский магазинчик сумок и чемоданов, купили за 10 евро большую спортивную сумку, так как сувениров и подарков накопилось уже много, складывать было некуда. В другом магазине взяли продуктов, приготовили в номере ужин, упаковали не спеша чемоданы, посмотрели по телику какой-то конкурс красоты типа «мисс Италия», так вечер и прошел.
Самолет у нас был днем, с утра заехали в «Ашан» потратить остатки валютного запаса. На парковке мне попалось такое чудо буржуйской техники.
В 14 часов сдали на парковке ставшего уже почти родным «Опеля», перед этим, как положено, залили в него полный бак солярки. Когда пришли отчитаться в саму прокатную контору в здании аэропорта, то увидели огромную очередь в эту Budget Car, человек 40, тогда как в остальные аналогичные фирмы не было ни одного клиента. Тут мы и осознали, как нам повезло 10 дней назад, когда мы были единственными клиентами. Не только бедные русские туристы хотят сэкономить, европейцы ещё похлеще нас это умеют.
Ну а дальше был перелет домой через Калининград, все как обычно, ничего особенного. 6-го июля ранним утром мы приземлились в Перми.
Статистика путешествия: за 10 суток проехали на машине 4 500 км, 6 государств, 14 городов, искупались в 2 морях и 1 океане. Расход солярки не считали, но средний получился меньше 10 л. Потрачено денег (в расчете на каждую пару человек) – авиабилеты, виза, отели, машина – 55 000 р.; топливо, платные дороги и парковки – 15 000 р., итого 70 000 на двоих. На еду, развлечения и подарки потрачено 900 евро (на двоих). Ни разу не были остановлены полицией, штрафов – 0 евро.
Дорого это или нет, судите сами, но нам понравилось. Главное, что всё сделали самостоятельно, не зависели ни от чартерных рейсов, ни от гидов, ни от автобусов, сами себе хозяева.
Хотел написать поменьше, но тогда вышло бы совсем сухо и неинтересно. Спасибо всем, кто осилил и дочитал до конца. Удачных Вам путешествий!